Почему на высоте 10 км минус 50. Какой процентный состав воздуха на больших высотах. Оптимальные показатели высоты

Большинство «первооткрывателей» воздушного пространства очень переживают перед первым полетом. Одних пугает высота, других скорость, третий «а вдруг упадет», четвертые переживают, что воздуха всем может не хватить. В общем, причин много. Основная, конечно же, это, все же, высота. По большому счету нет поводов для переживаний, потому как самолеты являются самым безопасным средством передвижения в мире.

В этой статье речь пойдет о том, на какой высоте летают пассажирские самолеты, мы предоставим также информацию для сравнения высот следования других воздушных судов, а также выясним, что подразумевает под собой фраза «идеальная высота».

Высота пассажирского самолета варьируется от 10 до 12 км

Большинство людей полагает, что высота воздушного судна – 10000 метров. Возможно, но на самом деле крупные пассажирские суда летают от 9 до 12 км над уровнем земли.

Выбор высоты, так называемой «идеальной», не является случайным или универсальным для всех. Для каждого самолета имеется именно свой определяющий уровень полета, где расход топлива сводится к минимуму, а сопротивление становится небольшим.

Важно! Чем выше поднимется лайнер, тем меньше плотность воздуха. Для каждого судна имеется свой коридор следования, и соотношение силы трения к количеству воздуха для сгорания является оптимальным.

Эффективная высота выбирается командиром корабля не случайно, а исключительно исходя из технических характеристик самолета, где выбирается середина между скоростью и потреблением топлива. Собственно, это и является ответом на вопрос, почему самолеты летают на высоте 10 км.

Скорость самолета и высота взаимосвязаны друг с другом

Следует отметить, что большое количество топлива расходуется именно в момент совершения взлета, собственно потому самолеты плавно и одновременно быстро поднимаются ввысь.

По достижении самолетом необходимых в воздушном пространстве значений, рекомендуемых диспетчером, на борту отключается лампочка ремня безопасности и с этого момента разрешается расстегивать ремни безопасности.

Определение высоты полета

Параметры наиболее подходящих маршрутов варьируются от погодных условий, дальности следования и технических характеристик самого самолета. Как уже ранее говорилось, высота пассажирского лайнера колеблется от 9 до 12 км. А вот идеальную высоту для воздушного судна выбирает диспетчер, исходя из метеоусловий.

Зачастую используется правило: воздушные суда, которые летят на восток, юго-восток, северо-восток – их коридор на высотах 9 и 11 тысяч метров над землей; самолеты, которые летят в сторону запада, юго-запада и северо-запада – их коридор 10 и 12 тысяч метров.

Исходя из этого, диспетчеры авиакомпаний определяют, какой коридор будет наиболее выгодным для лайнера и сообщают эшелон и уровень следования.

Все диспетчеры авиаперевозчиков работают в специально оборудованных штаб-квартирах и осуществляют контроль всех полетов от взлета до самого приземления.

На экранах радаров видно, где находится самолет, состояние его систем, коридор следования и атмосфера впереди. Более того, диспетчеры постоянно находятся на связи с бортом и при возникновении различных проблем стараются оперативно их решить.

Бытует мнение, что максимальная высота полета пассажирского самолета над землей – выше 12 км. Это не совсем верно. Редко, когда уровень 12 км над уровнем земли превышается . Если самолет взлетает выше данной отметки, он просто начнет сваливаться из-за слабой плотности воздуха. Также при завышенной высоте мощность двигателей спадает, а расход топлива начинает увеличиваться.

Небесные дороги

Как бы не звучало странно, но дороги в небе тоже существуют. И их прокладывают не только на определенных уровнях от земли, но и по самым удобным местом для перелетов. Иначе их еще называют «реактивными маршрутами».

Все страны выдают разрешение на пользование воздушным пространством, и в случае военных действий либо природных аномалий часть дороги перекрывается. Также эти данные используются при прокладывании маршрутов вместе с метеоинформацией, контролем движения и регулировки их следования.

Диспетчеры авиаперевозчиков работают в специально оборудованных штаб-квартирах

Стоит отметить, что в небе каждую секунду одновременно совершают полеты в разные стороны больше 5 тысяч воздушных судов , и всеми ими управляют диспетчеры. Допустим, если необходимо судну обойти грозу или турбулентность, он может гулять по эшелону, но самостоятельно пилоту коридор менять без согласия диспетчера категорически нельзя.

Стоит также отметить, что движение по коридорам между самолетами тоже имеется, оно должно быть не менее 10 тысяч метров – это так называемое боковое эшелонирование . Если это зона аэропорта – это одни коридоры, если речь ведется о маршрутах дальнего следования – другие.

Следует также знать, что скорость самолета и высота взаимосвязаны друг с другом. Как было ранее сказано, на разных высотах разная плотность воздуха, отсюда и изменение сопротивления.

Так как самолет – конструкция как таковая аэродинамическая, его движение происходит посредством взаимодействия с воздухом. На большой высоте плотность меньше, сопротивление потока ослабевает, а также подъемная сила становится меньше.

Если подключить нехитрые подсчеты, то будет картина более ясной. К примеру, если у самолета оптимальная скорость 900 км/ч, то ему выгодно с точки зрения расхода топлива летать на высоте 9-10 тысяч метров над уровнем земли. Финансовая экономия у компаний на первом месте, ну а безопасность пассажиров и метеоусловия уже второплановые.

Сравнение высот самолетов

Движение в небе также интенсивно, как и на обычных дорогах. И если понаблюдать в ясную погоду, то можно увидеть как несколько самолетов одновременно летят на разной высоте. Это зрелище бесспорно завораживает. Остается только восхищаться точным расчетам диспетчеров и профессионализму пилотов.

С подъемом на высоту атмосферный воздух разрежается, а скорость его движения резко увеличивается. Температура воздуха в пределах тропосферы (до 5-18 км) снижается в среднем на 0,65° на каждые 100 м подъема на высоту. На высоте 10 км от поверхности земли температура воздуха достигает -55°, а на высоте 30 км -92°. С высоты 5 км воздух практически не содержит водяных паров. Сухой воздух с низкой температурой обладает большой охлаждающей способностью й требует хорошей теплозащиты человека.

Подъем на высоту до 3500 м (давление 493 мм рт. ст.) переносится большинством людей удовлетворительно при усилении деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем. ВыШе 4000 м у большинства здоровых людей наступает кислородная недостаточность (гипоксия)^ которая по мере ее углубления проявляется рядом расстройств, объединенных под общим названием «высотной» болезни.

Самолеты снабжены герметизированными кабинами, в которых поддерживаются температура, влажность и давление воздуха на заданном уровне.

При длительных полетах на высоте давление воздуха в герметизированных кабинах поддерживается искусственно на уровне 634 мм рт. ст., что соответствует давлению в открытой атмосфере на высоте 1500 м.

Аварийная разгерметизация кабины самолета на больших высотах может привести к декомпрессионной„болезни, которая является следствием выделения газов (в основном азота) из тканей и жидкостей организма при быстром понижении барометрического давления. Она проявляется болью вокруг суставов, зудом, тошнотой, рвотой. Может наступить обморочное состояние. К другим деком-прессионным расстройствам относятся воспаление среднего уха (аэроотит), воспаление лобной и других пазух и расширение газов в кишечнике (высотный метеоризм).

Защита летчика от влияния внезапного понижения давления при разгерметизации кабины осуществляется подачей кислорода через кислородный прибор в течение всего полета и применением гермошлема или высотного скафандра (рис. 146).

Изменение скорости или направления полета (ускорение 1) вызывает механические напряжения в теле человека, которые называются перегрузками. Чем больше и длительнее перегрузка, тем большее напряжение испытывает тело. Перегрузки являются причиной механического смещения подвижных частей организма (главным образом крови). Если внешняя сила, являющаяся причиной ускорения, действует в направлении от ног к голове, принято говорить о положительном ускорении (катапультирование, петля Нестерова). Действие силы в обратном направлении (от головы к ногам) вызывает отрицательное ускорение (штопор). Ускорение, направ-

Полезные советы

В свете регулярных жутких новостей, касающихся авиакатастроф, люди, не имеющие отношения к авиаперевозкам, невольно задумываются о безопасности перелетов . Возникают вопросы, ответы на которые нигде не найти.

Для чего нужна кислородная маска? Что опаснее - взлет или посадка? Для Вас отвечает профессиональный пилот со стажем, руководитель летной и технической подготовки капитан Дейв Томас (Dave Thomas), работающий в компании British Airways.


Безопасность полетов

У миллионов пассажиров по всему миру мысль о полете вызывает страх. А в некоторых крайних случаях это чувство и вовсе заставляет отказаться от путешествий. Обоснованы ли эти страхи? Давайте разберемся.

Сейчас перелеты безопаснее, чем 10-20 лет назад?


Полеты на современных реактивных самолетах в настоящее время имеют высокую степень безопасности.

По статистике с 2009 года на 1 млн. полетов несчастных случаев стало в 4 раза меньше. Вся система полетов в первую очередь ориентируется на повышение безопасности авиаперевозок.

Каков риск, что самолет разобьется?


Шансы, что самолет, на котором Вы путешествуете, разобьется, мизерные. Гораздо больше шансов разбиться на автомобиле, доставляющем Вас в аэропорт.

Статистика Международной ассоциации воздушного транспорта показывает, что количество несчастных случаев в мировой авиации постоянно падает из года в год.

Следует отметить, что авиакомпании не почивают на лаврах и неустанно работают для организации максимально безопасных полетов.

Опасна ли зона турбулентности?


Это, может быть, главное, что беспокоит нервных путешественников, которые приходят в ужас от небольшой тряски и объявления о пристегивании ремня безопасности. Но на самом деле не о чем беспокоиться.

В зоне турбулентности пассажиры чувствуют дискомфорт, но это не опасно. Тем не менее, всегда лучше следовать советам по безопасности и пристегнуть ремень, чтобы избежать потенциальных незначительных травм.

Капитан воздушного корабля должен консультировать пассажиров при любой турбулентности в качестве дополнительной меры безопасности.

Почему пассажирские самолеты летают на высоте 10 км?


Эта высота является своего рода компромиссом между эффективностью двигателя и аэродинамикой для реактивных самолетов.

Современные газовые турбины двигателей работают более эффективно на высоте около 10 км, в отличие от турбовинтовых самолетов (смесь газовой турбины и винта), которым нужна высота ниже (6-8 км).

Что рискованней - взлет или посадка?


Как взлет, так и посадка – маневры, требующие от пилота высокого уровня мастерства. Поэтому специальные государственные организации (и в первую очередь сами авиакомпании) очень строго подбирают персонал и обучают пилотов на современных тренажерах, что помогает им максимально отточить навыки управления воздушным судном.

Для маневров на некоторых аэропортах, а также во время неблагоприятных погодных условий необходимы дополнительные навыки и процедуры. Но благодаря современным тренажерам обучение пилотов становится намного эффективнее, чем это было раньше.

Почему в самолетах нет парашютов?


Пилотов учат приземляться в случае неисправностей. Это намного безопаснее и практичнее. К тому же грамотно организовать аварийную высадку пассажиров посредством парашютов крайне тяжело (даже невозможно).

Почему гражданские самолеты не летают над военными зонами?

Авиакомпании тесно сотрудничают с государственными (и не только) органами безопасности, чтобы гражданские самолеты не летали над опасными боевыми зонами.

Именно такой случай был с Malaysian Airlines (борт MH17) в июле прошлого года, когда погибло 298 человек. Авиакомпания позволяла летать своим самолетам в зоне боевых действий, недооценив риски в конфликтной зоне.

Местные авиационные власти делают оценку и рекомендации, которые затем передают в NOTAM (извещение для пилотов). А авиакомпании в свою очередь выбирают, как поступать.

Безопасность в самолете

Куда спускается вода в туалете самолета?


Что такое черный ящик?


Черный ящик на самом деле оранжевого цвета. В нем содержится записывающее устройство, на котором сохраняются все разговоры пилотов.

В современных самолетах также есть и так называемые QARs или Quick - рекордеры, которые записывают даже больше информации, чем это обычно нужно.

Почему во время посадки объявляют, чтобы пассажиры закрывали шторки окон?


Это делается для того, чтобы человек не был ослеплен и привык к большему количеству света за бортом самолета.

Объявление о закрытии шторок окон носит исключительно рекомендательный характер и обеспечивает комфорт пассажиров.

Для чего выпадают кислородные маски?


Кислородные маски в самолетах – это достаточно умный механизм , который определяет необходимость в маске путем мониторинга давления внутри самолета. Кислородные маски могут автоматически развертываться. Также есть отдельная кнопка на борту, которая делает то же самое.

Как часто у пилотов проверяются знания?


Профессиональные пилоты - это одна из самых высокооплачиваемых профессий, а потому требует регулярной переаттестации.

Все пилоты в течение двух дней проверяются на специальном тренажере каждые шесть месяцев. Их также тестируют в "живом" полете один раз в год.

Учебный курс управления новым типом самолета может занять от трех недель до трех месяцев, в зависимости от того, летал ли прежде пилот на подобных воздушных судах или нет. Для любой авиакомпании очень важна репутация, поэтому безопасность полетов является всегда главным приоритетом.

Какое место в самолете является наиболее безопасным?


Все пассажирские сидения имеют очень высокие стандарты безопасности. К тому же авиалайнеры по статистике - это самый безопасный вид транспорта в мире.

03/11/2015

Следователи допросили руководство и сотрудников аэропорта египетского курорта Шарм-эль-Шейха. По словам источников в Каире, экипаж до самого исчезновения с радаров вел обычные переговоры с диспетчерами.


И лишь в момент предполагаемой катастрофы в салоне авиалайнера звучали посторонние звуки, не свойственные штатной ситуации. Эксперты изучают подробности крупнейшей авиакатастрофы и предполагают, что могло спровоцировать внезапное крушение лайнера.

Директор аэропорта, глава диспетчерской службы, ряд руководителей, а также рядовые сотрудники, встретились с представителями египетской прокуратуры. Правоохранители допросили их на предмет обслуживания злополучного рейса 9268. Однако ничего необычного никто из персонала не заметил. Сигналов бедствия экипаж не подавал, а до последней минуты, пока самолет А321 не исчез с экранов радаров, вел обыкновенные переговоры с диспетчерами авиаузла.

«Из записи следует, что ситуация на борту за 4 минуты до исчезновения самолета оставалась штатной, экипаж вел обычные переговоры с диспетчерами, ничего не указывало на неполадки на борту», — сказал источник.

Он также добавил, что в момент исчезновения российского авиалайнера с экранов, на записи слышны звуки, нехарактерные для штатного полета. Судя по имеющейся записи что-то, приведшее к катастрофе, возникло внезапно, застигнув пилотов врасплох. Стоит добавить, что эта информация может носить противоречивый характер, так как поступила не из официальных источников, а в последнее время египетские представители неоднократно выступали со спекулятивными заявлениями.

Посторонние шумы

Версию, связанную с «нештатными звуками», обсуждает член комиссии при президенте РФ по вопросам развития авиации общего назначения Юрий Сытник.

«Если такие звуки и были, значит, кто-то кнопочку нажал, каким-то образом сработало радио и какие-то шумы из кабины могли быть в эфире. Но вы знаете, верить тем данным, которые идут из Египта, просто не нужно до окончания работы комиссии. Кнопки находятся на штурвале или на ручке управления, поэтому легко очень нажать, и, если пилот быстро схватился за ручку, то, скорее всего, он мог и машинально нажать эту кнопку. Поэтому версию пожара, который развивался посекундно, поэтапно, я сразу отметаю. Я склоняюсь больше всего к такой версии: все-таки что-то произошло на борту самолета, и не исключаю возможности — процентов 20-30, что это в системе управления, что экипаж боролся с самолетом, потому что вот этот прыжок самолета с 10 тысяч на 8, затем обратно на 10 тысяч меня очень смущает. Самолет может по нескольким причинам развалиться в воздухе. Во-первых, это взрыв, разрушаются элементы конструкции, а во вторых, это запредельная перегрузка, когда отваливаются какие-то части от самолета, вплоть до хвоста, разрушения фюзеляжа, поэтому здесь говорить, что привело…после расшифровки мы будем знать уже точно. Но сегодня уже все версии сузились до 2-3. Что касается сообщения Wall Stree Journal, согласно которым крупные куски корпуса стали отделяться от лайнера на высоте в 4,5 км или даже гораздо ниже, — но это и подтверждают американцы, что он свалился с эшелона, а дальше из-за нерасчетных перегрузок и большой скорости начал разваливаться на части. Если взрыв был, то небольшой силы. Он оторвал дверь или какой-то люк, или кусок фюзеляжа. В дальнейшем, когда самолет начал падать, увеличилась скорость, и в это отверстие залетали огромные массы воздуха, которые разрывали самолет на части. Могло быть и это. А могло быть просто из-за того, что он свалился, а затем уже от перегрузки начал разваливаться. Невозможно, чтобы в конструкции самолета было нечто, которое могло вызвать такой взрыв. Топливные баки не взрываются, они блокированы. Двигатель загорается тоже, как правило, без взрыва. Я не могу вспомнить, чтобы взорвался самолет в воздухе».

Кроме того, египетские СМИ, ссылаясь на некие источники в комиссии по расследованию крушения А321, сообщили, что неисправность внутри лайнера привела к повреждению в правом борту самолета до его падения на землю. Однако они не уточнили, что стало причиной повреждения самолета — намеренные действия в самом лайнере, или же техническая неисправность. Также стало известно, что американский спутник зафиксировал в районе крушения лайнера, принадлежащего авиакомпании «Когалымавиа» тепловую вспышку. Вероятно, отмечают американские журналисты, причиной вспышки мог стать взрыв на борту самолета или же детонация топливного бака уже после того, как самолет был разрушен.

Разгерметизация - мгновенная смерть

Президент фонда «Партнер гражданской авиации» Олег Смирнов считает непонятным отсутствие реакции со стороны экипажа на произошедшую в салоне нештатную ситуацию.

«Почему командир корабля не нашел доли секунды для того, чтобы нажать на кнопку радиопередатчика и передать, что есть какие-то отклонения от штатного полета? А это возможно только в той ситуации, когда произошло что-то экстремальное, взрывное, быстрое и катастрофическое. К этому относятся и опасные метеоявления, они исключены уже официально, потому что синоптики заявили о хорошей погоде. Второе — это мгновенная разгерметизация воздушного судна, которая до сих пор еще остается среди рассматриваемых версий. И третья причина — это внешнее воздействие: или взрыв внутри самолета, или взрыв снаружи. В случае мгновенной разгерметизации самолета на высоте 10 тысяч метров наступает моментальная смерть всего живого на борту. Именно мгновенно, потому что закипает азот в крови, который превращается в пузырьки, и мгновенно забивается вся кровеносная система, в том числе и головного мозга. Информацию об обнаруженных элементах, не относящихся к конструкции лайнера, надо исследовать. Никаких проблем нет — химический, физический анализ провести, и все это будет установлено. В связи с этим я хочу вспомнить авиакатастрофу в Шотландии. Помните, когда огромный самолет упал и все погибли. И долго неизвестно было ничего. А потом, через год уже, были проведены химический анализ и внимательный осмотр всех обломков самолета, каждого обломка. Дошла до одного обломка очередь, и там обнаружили как раз взрыв некоего микроустройства. Достаточно небольшого возмущения, и конструкция не выдерживает. Она не рассчитана на такие нагрузки. Она рассчитана на 4 тонны давления, ну, чуть больше. А когда возникает мгновенное давление 20-30 тонн, самолет разлетается. Конечно, это похоже на теракт, потому что если это взрыв, то кто-то пронес это взрывное устройство, и опять же, тут вот претензии к наземным службам аэропорта Шарм-эль-Шейха, ибо, если кто-то пронес взрывное устройство на борт, ну, это система авиационной безопасности на земле не работает. Во всем разберется комиссия, все это приведет к тому, что мы будем знать истину из первых уст. А первые уста в данном случае — это «черный ящик».

Разница во времени

В то же время в распоряжении портала LifeNews оказалась информация о том, что время наступления смерти пассажиров трагического рейса разнится. По словам источника в следственных органах, люди, находившиеся на борту, погибли с разницей во времени 5-7 минут. Тем не менее, выводы не опровергают того, что ситуация могла развиваться стремительно.

«Теракт! Эта версия гибели самолета выглядит сейчас наиболее убедительной, но и требующей тяжелых и кардинальных решений. Вплоть до начала масштабной наземной операции против террористов», - пишет Валерий Соловей.

«Не экономьте на чартерах»

Блогерша Лена Миро предлагает людям усвоить урок из произошедшего в Египте:

«Какие уроки нужно извлечь из трагедии? Они просты и очевидны.

1) Срок эксплуатации российскими авиапревозчиками воздушных судов не должен превышать 12 лет. Этот срок считается авиапроизводителями максимальным до капитального ремонта лайнера.

2) Все регламентные и плановые работы, осмотры должны осуществляться только на территории России уполномоченным ведомством. В случае авиапроисшествия из-за отказа техники следует давать тюремные сроки вплоть до пожизненного тем, кто освидетельствовал и проводил обслуживание данного борта.

3) Суда, моложе 12 лет, но побывавшие в авиапроисшествиях, не должны использоваться российскими перевозчиками.

4) Количество рейсов, совершаемых одним воздушным судном не должно превышать 30 в месяц.

6) В открытом для пассажиров доступе должна находиться единая база самолётов, которые эксплуатируют авиаперевозчики России. На обороте каждого проданного российской авиакомпанией билета должна быть отпечатана вся история воздушного судна, на котором будет совершён рейс -- возраст, пройденные ТО, владельцы, причины продаж, происшествия, налёт часов и так далее.

7) Следует запретить функционирование перевозчиков, имеющих флот, состоящий менее чем из 50 самолётов.

8) Обязать службу, контролирующую воздушное движение лайнеров российских перевозчиков, контролировать и запрещать полёты над зонами боевых действий. В случае отсутствия такого запрета -- сажать на срок до пожизненного.

Выполнив вышеперечисленные пункты, наше государство обеспечит безопасность полётов. Оно обязано, наконец, это сделать -- убрать с рынка не только развалившуюся Трансаэро, но и всех остальных говноперевозчиков!

На новых и исправных самолётах мы сможем безопасно взлетать, лететь и приземляться.

А до тех пор, я прошу вас -- не летайте на чартерах. Не экономьте на билетах. Только с проверенными и большими авиакомпаниями, только на регулярных рейсах и новых самолётах вы будете в безопасности. Ваша жизнь дороже сэкономленных нескольких тысяч рублей».