Деловая игра биржа труда в подготовительной группе. Деловая игра по профориентации "Биржа труда". Вступительное слово учителя

психологические упражнения для тренингов

Деловая игра «Зона комфорта»

Описание деловой игры

Эта ролевая игра показывает, как управлять стрессом в связи с сокращением штата. Аудитория представляет собой реабилитационный центр для безработных. Каждый участник, кроме трех человек, исполняющих функции работников центра занятости, будет исполнять роль безработного, ищущего работу.

Функции администратора – встречать клиентов, записывать их имена и узнавать, с кем они хотят побеседовать: психологом или консультантом по вопросам занятости. При необходимости нужно разъяснить, что психолог не консультирует по вопросам трудоустройства, но может помочь справиться с возникшим стрессом или другими подобными проблемами. Консультант по вопросам занятости может посоветовать, как получить новую работу или дополнительное образование. Если требуемый специалист в данный момент занят, попросите нового клиента подождать и пригласите его, как только выйдет предыдущий посетитель. Учитывая выполнение этих требований, в остальном вы можете интерпретировать роль по своему усмотрению.

Функции психолога – консультации по вопросам занятости – вне его компетенции, в остальном он может по собственному усмотрению интерпретировать роль по консультированию клиентов, находящихся в подавленном состоянии.

Функции консультанта по вопросам занятости – консультировать посетителей центра по вопросам приобретения дополнительного образования, повышения квалификации и поиска работы. В этих рамках он может интерпретировать роль по собственному усмотрению.

Постановка задачи

  1. Продемонстрировать попытку справиться со стрессом, вызванным сокращением.
  2. Показать способы создания «зоны комфорта» в контексте внеплановых и вынужденных изменений.
  3. Привлечь внимание к размеру и степени сложности проблемы безработицы.

Методические указания

Работникам центра занятости необходимо создать зону комфорта для людей, находящихся в подавленном состоянии, поскольку их сократили на службе и оставили без работы. Помимо доброжелательного отношения, готовности помочь клиентам сотрудники центра должны создать максимум удобств для клиентов, как ожидающих своей очереди в приемной, так и в комнате для переговоров с клиентами.

В реабилитационном центре занятости для каждого сотрудника должны стоять стол и стул. Рабочие места сотрудников должны быть по возможности отгорожены друг от друга. Желательно в приемной на стенде поместить объявления об имеющихся вакансиях.

Описание хода деловой игры

В игре могут принимать участие от 6 до 16 человек.

Все участники получают копию инструкции о перестановке мебели, описание ролей получают администратор, психолог, консультант по вопросам занятости. Далее участники все вместе должны передвинуть мебель так, чтобы создать удобные условия для безработных, обратившихся за консультацией.

Когда мебель будет переставлена, исполнители ролей безработных должны покинуть комнату, чтобы обсудить, как они будут исполнять свои роли.

В ходе обсуждения выясняется:

  • удалось ли работникам центра занятости создать «зону комфорта» для людей, находящихся в подавленном состоянии;
  • если это удалось, студентов нужно попросить привести подобные примеры из своей практики;
  • что еще могли бы сделать работники центра для создания атмосферы поддержки и ободрения своих клиентов?
  • возникновение стресса по причине потери работы и неспособности самостоятельно устроиться на другое место;
  • способы, с помощью которых менеджеры по управлению персоналом на предприятиях могут обезопасить сотрудников в случае стремительных кадровых изменений в организации, не ущемляя при этом интересов работодателя;
  • особые потребности молодежи и сравнительно малообразованных людей среднего возраста, ищущих новое место работы, женщин, желающих после некоторого перерыва вернуться к трудовой деятельности.
23.01.2012
лиза
Хорошо бы, если это было бы так в реальности. А то зачастую работники центра занятости у безработных и не спрашивают их пожелания, лишь бы "втюхать" что нибудь и снять побыстрее с учета

Цель : Ознакомить старшеклассников с рейтингом наиболее востребованных профессий в регионе и соответствующей им заработной платой.

Форма : Деловая игра.

Участники : Учащиеся класса, классный руководитель, психолог, специалист бюро по трудоустройству, родители учащихся.

Ход классного часа

Подготовительный этап:

Подобрать специальную литературу о профессиях;

Собрать сведения о минимальной и максимальной заработной плате по разным профессиям, востребованным в регионе;

Пригласить родителей учащихся, которые могут выступить в роли экспертов по различным профессиям (экономисты, юристы, специалисты отделов кадров и т.д.);

Учащимся постараться выяснить заранее условия труда и зарплаты наиболее интересующих профессий.

Вступительное слово учителя

В наше время, время деловых и предприимчивых людей, нужно уметь хорошо ориентироваться в мире профессий, знать спрос на профессии, учитывать перспективы роста дефицита тех или иных профессий, словом, быть знатоком рынка профессий. Сейчас мы предлагаем вам следующую игру.

Первый этап игры . На листе бумаги напишите названия 15 любых актуальных сегодня профессий, которые только приходят вам в голову. А теперь посмотрите внимательно весь список и выберите из него одну профессию, которая будет цениться обществом наиболее высоко. Наиболее перспективную, высокооплачиваемую, престижную профессию. Выпишите название этой профессии на отдельный листок в первую строчку нового столбика. А теперь выписывайте в этот столбик одно за другим названия всех остальных профессий в порядке их престижности и оплачиваемости. В верхней части столбика при этом соберутся самые высокооплачиваемые профессии, а в нижней части — менее оплачиваемые, но столь же необходимые профессии.

Второй этап . Напротив названия каждой профессии напишите величину минимальной и максимальной зарплаты, которую, по вашему мнению, может получить этот специалист. Для данного этапа игры можно воспользоваться специальной литературой, приготовленной заранее, консультациями экспертов.

Третий этап . Участники группы по очереди зачитывают подготовленный список профессий без указания зарплаты. Если у вас встречаются такие же профессии, то напротив каждой из них вы ставите пометку. После того, как выступят все участники, в вашем списке, напротив некоторых профессий может появиться много пометок.

За каждую пометку начисляется один балл. Некоторые профессии могут быть помечены несколько раз (и получить соответственно несколько баллов) — это будут, очевидно, самые популярные, самые конъюнктурные профессии. А некоторые профессии могут совсем не получить баллов— значит, они не имеют особого признания в вашей группе.

А теперь сосчитаем число своих пометок и обменяемся мнениями в группе. Выясним, какие из профессий оказались у нас самыми популярными, и определим участников, которые включили в свой список наибольшее число самых популярных профессий.

Сейчас нам предстоит составить общий для группы список профессий. В этот список нужно включить все профессии, которые были хоть раз упомянуты в ваших индивидуальных списках. На листе ватмана или на доске начинаем записывать рейтинг профессий по количеству полученных баллов, начиная от самых популярных до встречающихся наименьшее количество раз.

После составления списка профессий напротив каждой из них давайте укажем минимальную и максимальную заработную плату. Здесь возможны различные точки зрения, живая дискуссия, споры. Пусть все участники игры выскажут свою точку зрения. Желательно прийти к единому мнению по всем профессиям.

Таким образом, общий список профессий с указанием зарплаты специалистов готов. Можно подвести окончательные итоги. Для этого проведем конкурс аналитиков рынка профессий:

— Сравните свой индивидуальный список профессий с общим списком, подготовленным группой. Поставьте один балл за каждую профессию из вашего списка, если она вошла в общий список без изменения зарплаты, т. е. если ваш предварительный анализ стоимости услуг данного специалиста был одобрен группой. Итак, вы начисляете себе по одному баллу за каждого специалиста, если ваша предварительная оценка его труда вошла без изменения в общий групповой список. Эта работа займет у вас 5-7 минут. А теперь сравним количественные результаты конкурса аналитиков и поздравим их с победой!

Спасибо! На этом наша игра в рынок профессий окончена!

Данное мероприятие можно провести летом в лагере.

Экономическая игра «Биржа труда»

Цель:

1. Показать детям игровую модель некоторых культурных элементов рыночных отношений;

2. Решить проблемы занятости детей;

3. Создать условия для саморазвития и самореализации детей.

Продолжительность игры:

игра рассчитана на всю смену и проводится в течение всего дня.

Структура:

1. Монетный двор.

2. Служба менеджмента и маркетинга.

3. Биржа труда.

4. Производственные мастерские.

Описание игры.

1. Монетный двор выпускает денежные знаки, которые имеют хождение только на территории летнего оздоровительного лагеря. Выпускаются знаки достоинством одна чудесенка, три чудесенки, пять чудесеиок и десять чудесенок.

2. Служба маркетинга принимает заявки на работу, находит объекты труда и т. д.

3. Наличие вакансий рабочих мест оглашается на линейке. Существует и предварительная запись на работу. При направлении на работу дается наряд, где указывается ее характер, оплата и ответственный работодатель. Оплата производится сразу после исполнения задания или во время подведения итогов дня.

Расценки некоторых видов работ:

Уборка территории лагеря — 1 чудесенка;

Поливка клумб - 2 чудесенки;

Подготовка инвентаря для какого-либо массового мероприятия - 1 чудесенка;

Оформительская работа лагерного мероприятия (изготовление призов, сувениров, медалей) - 2 чудесенки;

Участие в районном (межлагерном) мероприятии - 1 чудесенка, за занятое призовое место - 5 чудесенок;

Участие в мероприятии лагеря - 2 чудесенки, за занятое призовое место - 5 чудесенок;

Участие в конкурсном мероприятии лагеря - 5 чудесенок, за 1 место - 10 чудесенок.

4. Чудесенки зарабатываются как индивидуально, так и коллективно, помещаются в общую копилку отряда. Проводится конкурс на лучшее оформление отрядной копилки.

5. Подсчет заработанных денежных единиц производится в предпоследний день лагерной смены, оглашается во время подведения итогов дня.

6. В предпоследний день пребывания в лагере каждый отряд упаковывает в пакет и закапывает свои чудесенки на «Поле чудес».

7. В последний день лагерной смены из закопанных чудесенок «вырастает» клад соразмерно заработанным денежным единицам.

На утренней линейке в последний день лагерной смены в адрес каждого отряда по лагерной почте приходят конверты. В конвертах зашифрованное задание:

Для 1 отряда: «Клад уже близко! Двигайтесь к нему по красным стрелкам. Вы молодцы!»;

Для 2 отряда: «Клад уже близко! Двигайтесь к нему по синим стрелкам. Вы молодцы!».

Дети получают это послание в таком виде:

Путь следования на территории лагеря обозначен для каждого отряда:

Дети выкапывают свой клад и находят там большой сладкий подарок для всего отряда!

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 67

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Г.ЕКАТЕРИНБУРГА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Практическая работа

в форме деловой игры

по теме «Рынок труда и профессий»

в 11 классе

(программа Технология. 10-11 класс, базовый уровень, изд-во Вентана-граф)

Подготовила:

Брашко Евгения Владимировна,

учитель технологии

г.Екатеринбург, 2014


Раздел: «Профессиональное самоопределение и карьера».Тема: «Рынок труда и профессий»Цель: дать учащимся наглядное представление о рынке труда.Материалы к уроку:
    компьютер с выходом в интернет (возможность просмотреть сайты с вакансиями; в данном случае использовались возможности портала ); учебник Технология 10-11:базовый уровень / Под ред.Симоненко В. . – М.: Вентана-граф, 2009, с. 180; бумага для заметок, ручки.
Продолжительно урока – 40 минут.Возраст учащихся – 11 класс.

Этап 1. Мотивационный (создание ситуации успеха).

Урок начинается с приветствия и объявления темы, постановки цели, проверки учащихся и их готовности (не более 1 мин .).

Затем происходит демонстрация того, что учащиеся уже знают, умеют. В данном случае они отвечают на вопросы, кто такой работодатель, что он делает, когда ему нужны работники, что значит провести собеседесование с соискателем; кто такой соискатель, что такое «Служба занятости». Примерное время - 5 минут.

    правый ряд занимают от 2 до 5 учащихся (каждый отдельную парту). Они будут работодателями. Их задача – в соответствии с имеющейся вакансией подобрать работника, отвечающего условиям и требованиям профессии. Для этого перед началом игры им необходимо выяснить с помощью возможностей сети интернет наиболее востребованные специальности, выбрать одну из них, отметив уровень образования и среднюю заработную плату в регионе;

    средний ряд – занимают соискатели. Они будут проходить собеседование, предлагая свои услуги. Учащиеся самостоятельно решают, специалиста какой области они представляют. На карточках (в количестве, равном количеству работодателей) они пишут информацию (на всех карточках одна) – своя фамилия, профессия, уровень образования, желаемая зарплата;

    левый ряд – «представители центра занятости». Во время проведения деловой игры, когда ведут переговоры «соискатели» и «работодатели», эти учащиеся – «служба занятости» - делятся на группы. Одни работают с учебником, подбирая термины и определения, которые после окончания игры должны будут донести до остальных учащихся для записи в конспекты. Другие составляют таблицу, опираясь не на общеизвестные данные о востребованности профессий в регионе, а на смоделированную ситуацию на уроке. Рассмотрев вакансии «работодателей» и желания «соискателей», заполняют таблицу:

Востребованные профессии (те, которые выбрали учащиеся, играющие роли работодателей)

Кроме того, эти учащиеся выясняют среднюю заработную плату, которую готовы платить «работодатели». Часть представителей «службы занятости» во время деловой игры имеет право ходить по классу и собирать (не мешая ходу игры) необходимые сведения, которые им должны предоставлять и работодатели, и соискатели. Таким образом, осуществляется мониторинг рынка труда.

После завершения деловой игры группа учащихся – «служба занятости» - должна будет раскрыть основные понятия о рынке труда, снабдив рассказ примерами из игровой ситуации.

В процессе игры запрещается сговор и договор учащихся между собой. За соблюдением правил следит «полиция нравов» - двое учащихся, которых остальные считают самыми честными и принципиальными. За сговор учащиеся дисквалифицируются.

В конце первого этапа учащиеся-«работодатели» должны записать в своих листках (каждому дан 1 лист бумаги для заметок) вакансии (не менее 1 и не более 3) с указанием должности/профессии, уровня образования и заработной платы. Как уже было отмечено, учащиеся используют сайты с вакансиями, например, работа 66.ру. В это же время, не имея возможности воспользоваться сетью интернет или другой справочной информацией, учащиеся-«соискатели» записывают свои данные на листах бумаги для заметок. Примерное время на внесение необходимых данных в листы – не более 3 минут .

Этап 2. Ситуация «разрыва» - постановка учебной задачи, во время выполнения которой учащиеся сталкиваются с новой для себя ситуацией . На этом этапе проводится деловая игра. Группа «служба занятости» работает по описанному выше алгоритму. Соискатели должны отправиться к работодателям. Как только Они подходят к работодателям и интересуются вакансией по их профессии. Если такая вакансия у работодателя есть, он проводит собеседование с соискателем и выносит решение: берет на работу (забирает один из листов для заметок с указанием данных игрока) или отказывает в работе. В отведенное время соискатели стараются обойти как можно больше работодателей, оставляя в случае положительного решения свою визитку – листочек с данными.

Игра длится 5-10 минут , пока все игроки, обойдя работодателей, не сядут на свои места. Если за 10 минут не успеют все пройти, то игра останавливается, учащиеся садятся на места.

Через 10 минут подводятся промежуточные итоги игры (примерное время на обмен мнениями – до 5 минут):

    кто из работодателей закрыл все свои вакансии, взяв на работу необходимых сотрудников, у кого оказался конкурс на вакантные места, кого взял, по каким качествам судил о соискателе; кто из работодателей так никого и не взял на работу, причины;

    кто из соискателей нашел больше других предложений о работе, кто нашел 1-2, кто не нашел ни одного, выясняются причины (не подошла заработная плата, не взял работодатель, не было вакансий, не понравился работодатель и т.д.);

    в это же время наблюдатели, следившие за соблюдением правил, подсчитывают результаты: все ли работодатели закрыли свои вакансии, кто из соискателей получил больше всех приглашений, с учетом того, что не менялся уровень запрашиваемой зарплаты и должность или профессия. Таким образом, они подводят итоги и объявляют победителей среди работодателей (закрыл вакансию, был конкурс) и среди соискателей (больше всех получил предложений), игроки, нарушившие правила, дисквалифицируются (не рассматриваются среди победителей).

Этап 3. Решение учебной задачи (до 7 минут ). Пока подсчитываются результаты, группа, работавшая с учебником и проводившая «мониторинг» - представители «службы занятости», докладывает остальным о проделанной работе: дается под запись определение «рынок труда», анализируются результаты наблюдений: какие профессии в данной моделируемой ситуации оказались востребованными, популярными и невостребованными, делится своими впечатлениями от игры.

Работодатели и соискатели делятся своими впечатлениями. Учащиеся пытаются ответить на вопрос: кто и почему не нашел работника/работу. Отвечают на вопрос: «Что можно сказать о рынке труда, который мы сейчас в классе смоделировали?». Таким образом, учащиеся проводят анализ изучаемого объекта.

Этап 4. Решение учебной задачи (до 2 минут ) - решение конкретно-практических задач. Учащимся предлагается исправить ошибки, которые они совершили. Учащиеся уже с места говорят о своих ошибках или тех, которые заметили, предлагают варианты.

Этап 5. Решение частных задач (до 2 минут ). Если во время игры были игроки, которые по какой-то причине не захотели продолжать игру (не взяли к одному работодателю, а к другому он не стал подходить и др. причины), то класс предлагает варианты решения данной конкретной ситуации.

Этап 6. Уточнение и конкретизация . Учащиеся подводят итог работы, уточняют, какие новые знания они получили, с какими терминами и определениями познакомились, что они должны учитывать, начиная поиск работы на рынке труда, о чем должны подумать сейчас (как правило, учащиеся задумывают о востребованности своей профессии, возможности переквалифицироваться или о необходимых качествах, которые им понадобятся при поиске работы). Время работы на этом этапе – не более 5 минут . Желательно дать возможность очень коротко высказаться всем.

Этап 7. Постановка домашнего задания, подведение итогов (не более 1.5 мин .). Наблюдатели подводят итоги, объявляя победителей среди работодателей (закрыли все вакансии, есть выбор) и соискателей (получили больше других предложений). Учитель может выставить оценки за работу.

Этап 8. Рефлексия (не более 0,5 мин ). Предлагается поднять руку тем, кто остался доволен своей работой на уроке; кто считает, что ему есть над чем подумать. Поблагодарить за урок.

Приложение

Дополнительные материалы для группы учащихся «Служба занятости»

13 марта 1930 года на Московской бирже труда было выдано последнее направление на работу - слесарю Михаилу Шкунову , после чего биржа закрылась , и Советский Союз стал первой в мире страной, покончившей с безработицей .

В последние десятилетия ХХ века российский рынок труда значительно изменился: исчезла потребность в работниках одних профессий, возникла – в других, вырос спрос на третьих. Реформы 90-х годов привели к появлению безработицы. 19 апреля 1991 года – день рождения российской службы занятости – ДЕНЬ РАБОТНИКА СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ.

Одновременно вместе с появлением государственной службы занятости появились частные агентства по трудоустройству и подбору персонала. Таким образом, с начала 1990-х гг. в России монополия государства на посредничество в трудоустройстве была разрушена .

Сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через рынок труда осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок .

Сегодня в Екатеринбурге на 1 вакансию юриста, экономиста, менеджера по персоналу претендует 10 человек. Спрос на банковских кассиров опережает предложение. Вырос на 5: спрос на медиков.

По данным городской службы занятости 80% предложений – это рабочие профессии. Требуются также слесари-ремонтники, электроремонтники, санитарки, сотрудники вневедомственных дел, медсестры и уборщицы.

По данным кадровых агентств (негосударственных). Екатеринбург испытывает потребность в медиках, на 35% возросла потребность в менеджерах по продажам (но они должны иметь опыт и высшее образование), популярны профессии гостиничной сферы – официанты, горничные. Требуются подсобные рабочие.

На сентябрь 2014 года в Екатеринбурге есть два типичных портрета безработного:

    Это женщина 40-45 лет, длительное время неработающая, имеющая высшее образование, минимальный опыт работы, замужем, имеет взрослых детей. Желает пройти профобучение по выбранной специальности, работу ищет недалеко от дома.