Развитие речи. Изложение "Медвежонок". Обучающее изложение "медвежонок" Определение количества частей в тексте


КУПАНИЕ МЕДВЕЖАТ Охотник шел берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево. Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два веселых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шею и давай окунать в речку. Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не вымыла в воде. Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Мать догнала его и тоже выкупала в воде. Медвежата остались довольны купанием. Им было жарко в густых, лохматых шубках. Вода хорошо освежила их. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошел домой.












Орфографическая подготовка Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два веселых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шею и давай окунать в речку. Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не вымыла в воде. Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Мать догнала его и тоже выкупала в воде.



Разакова Махбуба Мамедага кызыМБОУ СОШ№ 8 г. Ноябрьск
Учитель начальных классов
Урок развития речи, 3-й класс по теме "Изложение текста «Купание медвежат» на основе зрительного восприятия по коллективно составленному плану"
Цели.
Формировать умение воспроизводить текст в логической последовательности,
точно употреблять слова в устной и письменной речи,
избегать повторов одних и тех же слов,
развивать речь и орфографическую зоркость учащихся.
обучать детей правильно озаглавливать части текста,
анализировать текст,
воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему миру,
прививать любовь к природе родного края.
Оборудование.
Индивидуальные карточки с текстом изложения “Купание медвежат”,иллюстрация с изображением медведя, СD диск с записью классической музыки, карточки для словарно - орфографической работы “Вставь букву”, карточки-помощницы для слабых учеников, карточка-памятка “Самопроверка”.
Ход урока.
I .Организационный момент.
1).Учитель приветствует учащихся и проверяет готовность их к уроку.
2). Уч. Отгадайте загадку.
Кто позабыв тревоги,
Всю зиму спит в берлоге?
Дети. Это медведь. (Показ фотографии)
Уч. Что вы знаете о медведе?
Почему его так назвали?
Живёт ли он в нашем северном крае? Чем питается?
В каких сказках встречается это животное?
Как народ называет медведя?
(Дети составляют небольшой рассказ об этом животном.)
Учитель, показывая фотографию медведя,презентацию.
Уч. Медведь-представитель крупных млекопитающих, обитающих в лесах нашей страны. У нас на Камчатке обитает бурый медведь.
Длина тела до 3 м, высота до135 см, масса до700 кг. Шерсть окрашена в чёрный, бурый цвет в зависимости от вида. Всеяден. Отдаёт предпочтение растительной пище, рыбе, насекомым. Живет до 45 лет.
Впадает в спячку. Прежде чем залечь, путает зверь следы. Как заяц петляет по кустам, воде, скачет вбок от следа.
В берлоге ложится головой к входу. Зимой на подошвах нарастает новая кожа, ее медведь облизывает горячим языком, тем самым согревает от холода, причмокивает губами. Вот и кажется, что сосёт лапу. Если медведя разбудить, то он выходит злой, голодный и может быть опасен. Такого медведя называют шатуном. Охотникам нужно проявлять осторожность, выходя в лес.
II. Сообщение темы урока.
Уч. Сегодня на уроке мы будем писать изложение текста “ Купание медвежат ”. Из него вы узнаете ещё много интересного из жизни этого удивительного зверя- медведя.
III. Знакомство с текстом.
(Индивидуальные карточки с текстом лежат у каждого учащегося на парте.)
Чтение текста учителем.
Уч. Купание медвежат.
Знакомый охотник шел вдоль лесной опушки.День был знойный.Из густой чащи вышла бурая медведица с веселыми медвежатами.Маленьким медвежатам было жарко в лохматых шубах.
Мать окунула одного сынка в прохладную воду. Другой медвежонок испугался холодной воды и убежал в лес. Медведица быстро настигла беглеца.Она принесла его в зубах к воде и несколько раз окунула в воду.
Прохладное купание освежило медвежат.
IY. Беседа по содержанию.
Уч. О чём текст?
Дети. О как медведица купает медвежат.
Уч. Найдите в тексте ответ на вопрос: “Кто шел вдоль лесной чащи?”
“Какой был день?”
Откуда вышла медведица?Какое настроение было у медвежат?
(Дети читают 1,2,3,4 предложения).
Уч. Найдите в тексте ответ на вопрос: “Как мать окунула сынка в воду?”
Почему убежал другой медвежонок?
Как поступила мать с беглым медвежонком?
(Дети читают из второго абзаца 1-4 предложения)
Уч. Найдите в тексте ответ на вопрос: “Что освежило их?”
(Дети читают из 3 абзаца 1предложения).
Y. Коллективное составление плана.
Уч. Сколько автор выделил частей в тексте?
Дети. Автор выделил в тексте три части.
Уч. Прочитайте 1 часть.
(Один ученик читает первую часть)
Уч. О чём главном рассказывает автор в этой части?
Озаглавьте её (Дети озаглавливают её).
План.
1. Медведица вышла из чащи.

Уч. Прочитайте 2 часть, озаглавьте её.
(Один ученик читает вторую часть, дети озаглавливают её.)
(При затруднении озаглавливания части, учитель подводит учащихся к главной мысли 2 части вопросом: “О чём главном рассказывает автор в этой части?)2.Беглеца догнали.
(Запись на интерактивной доске)
Уч. Прочитайте 3 часть, озаглавьте её.
(Один ученик читает третью часть, дети озаглавливают её.)
3. Купание освежило медвежат.
(Запись на интерактивной доске)
YI. Лексико-грамматическая и словарно-орфографическая подготовка.
1). Уч. Обратите внимание на написание следующих слов.
Прочтите их.(Слова появляются на интерактивной доске).
охотник
шёл
медведица
лохматых
окунула
прохладную
освежило
2). Уч. Какая орфограмма в слове “ охотник”?
Уч. Какое значение у слова “хвоя”?
Уч. Объясните правописание слова “ лохматых ”.
Дети. Написание безударной гласной в корне лова «о»
Уч. Найдите слова, которые употреблены вместо слова “медведица”.
Дети.Мать,она.
Уч. Найдите слова, которые употреблены вместо слова “медвежонок”.
Дети.сынок(сынка),беглец.
Уч. В тексте “ Купание медвежат” встречаются слова на изучаемые орфограммы, требующие проверки и умения их правильно писать. Найдите их. (Дети называют слова, подбирая к ним проверочные).
3). Уч. Некоторые из этих слов, выписаны на индивидуальную карточку, лежащую у вас на парте. Прочтите эти слова. Значение, какого слова вам непонятно?
Дети. Непонятно значение слова “настигла”.
Уч. Догнала,поймала.
Вставьте пропущенные буквы в словах на карточке и объясните устно правописание каждого слова:

Ч.щи
х.лодной
в.да
пр.н.сла
пр.хладное.

(Учащиеся по одному объясняют орфограммы в словах на карточке, называютвставленную букву).
YII. Физминутка.
(Дети выполняют движения в такт стихотворения)
Медвежата в чаще жили
(ходьба на месте).
Головой своей крутили-
Вот так, вот так

Головой своей крутили.
(повороты головы вправо-влево).
Медвежата мёд искали,
(наклоны вправо-влево)
Дружно дерево качали-
Вот так, вот так
(подъём, опускание рук),
Дружно дерево качали.
Вперевалочку ходили
(ходьба на месте с покачиванием туловища).
И из речки воду пили-
Вот так, вот так
(наклоны туловища вперёд-назад)
И из речки воду пили.
YIII. Подготовка к записи текста.
Уч. Прочитайте текст внимательно.
(Повторное чтение текста вслух одним из учеников).
Уч. Перескажите прочитанное.
(3-4 ученика пересказывает текст полностью,учитель корректирует услышанное).
Уч. Как на письме нужно определять границы
предложений?
Дети. Начало предложения пишем с заглавной буквы, в конце предложения ставим точку.
IX. Написание текста.
Звучит классическая музыка.
Дети самостоятельно воспроизводят текст в тетрадях,
слабые учащиеся пишут изложение, используя индивидуальную карточку – помощницу,
лежащую на партах.
Карточка-помощница
1часть
1. Кто шел вдоль лесной чащи?охотник2. Какой был день? знойный
3. Откуда вышла медведица? из густой чащи
4. Какое настроение было у медвежат?веселое2часть
5. Как мать окунула одного сынка в воду?” в прохладную воду
6. Почему убежал другой медвежонок? испугался холодной воды
7.Как поступила мать с беглым медвежонком? принесла в зубах к воде и несколько раз окунула в воду
3часть
8.. Что освежило их? прохладное купание
X. Самопроверка.
Учащиеся проверяют написанное изложение по индивидуальной карточке
“Самопроверка”, лежащей на парте.
Памятка
“Самопроверка”
1.Читай медленно по одному предложению.
(Вникай в смысл каждого слова.)
2.Проверь, правильно ли определены границы предложений.
(Начало предложения пиши с заглавной буквы,в конце предложения ставь точку).
3.Найди слова, написание которых нужно проверить.
(Подбирай проверочные слова).
4.Найди слова, которые записаны на доске.
(Сравни написания слов).

XI.Самостоятельное чтение 2-3 работ вслух, обсуждение услышанногоXII .Итог урока.
Уч. Чему учил нас урок?
Дети. Урок учил письменно пересказывать текст, озаглавливать части текста …и т.д.
Уч. Что узнали нового?
Дети. Узнали о жизни медведей о том, как медведица купала своих медвежат…и т.д.
Уч. У кого хорошее настроение?
Желаю удачи.

Обучающее изложение.

Цель урока: 1. Формирование коммуникативно-речевых умений (слушать, говорить). Развитие умения передавать содержание повествовательного текста по коллективно составленному плану. Обогащение устной и письменной речи.

2. Развитие умения проверять орфограммы, развитие умения запоминать текст.

3. Воспитание культуры внимания.

Оборудование: ИКТ, презентация.

Ход урока:

    Активизация познавательной деятельности

1. Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною… Слайд 1

Вот и к нам на север пришла весна. Представьте себе, что мы тёплым апрельским днём совершаем прогулку по лесу. Вот наша любимая полянка. (слайд2) Разбуженные теплом и светом, просыпаются первые насекомые (слайд3), слышны голоса птиц. Вот слышится шуршание маленького пушистого зверька, кто это?

Вот первые весенние цветы мать-и-мачеха.(слайд 4) Вдохните аромат цветов и хвои! Какой прекрасный запах!

А вот муравейник, смотрите, по земле ползают муравьи! Каждый из них занят своим делом. (слайд 5) А вот паучок, он плетёт паутину. Для кого плетёт он свои сети? (слайд 6)

Слышите, кто-то пробирается через глушь лесную? Кто же это может быть?

Каллиграфическая минутка (раскраска-медвежонок)

Давайте бесшумно выйдем из леса, чтобы не нарушить покой зверей и птиц весной.

2 . А теперь, скажите мне,почему нельзя весной нарушать тишину леса?

Вывод : Жаль с лесом расставаться, но нам пора. Пусть птицам и маленьким зверятам хорошо живётся в их собственном доме, а мы будем приходить туда как гости, соблюдая правила поведения в лесу. Согласны?

II Сообщение темы и цели урока.

Без забот и без тревоги

Спал медведь в своей берлоге,

Спал всю зиму до весны…

И, наверно, видел сны.

Вдруг…проснулся косолапый.

Слышит, каплет…

Вот беда.

В темноте пошарил лапой

И вскочил – кругом вода.

Заспешил медведь наружу,

Заливает не до сна!

Вылез он и видит лужи, тает снег, пришла весна!

2. Весна разбудила и медведей.

Звукозапись (рассказ о берлоге и медведях)

Сегодня мы напишем изложение про медвежонка! (слайд 7)

Задача перед нами стоит важная, запомнить содержание текста, написать правильно и красиво излагая мысли, конечно, без ошибок.

Итак, все готовы меня слушать?

    Прогнозирование содержания текста на основе заголовка.

Попробуйте по заголовку определить, о чём пойдёт речь в тексте?

Что могло произойти с медвежонком? (рассуждения детей)

IY . Чтение текста изложения учителем

    Кто из вас прав, мы узнаем, прослушав текст. Сядьте удобно и слушайте внимательно. Потом будут вопросы по тексту. Мы посмотрим, кто из вас точнее и полнее на них ответит.

Медвежонок.

(ПО С.Устинову) 68 слов

2. Обсуждение текста

Насколько правильны были ваши догадки, которые вы сделали только на основе заголовка?

Ребята, это сказка или рассказ?

3. Вопросы по тексту.

* Что изменилось в природе с приходом весны?

* Как подрастал медвежонок?

* Удобным ли было жилище медведя?

* Когда медведи вышли из берлоги?

* Как можно озаглавить этот рассказ по-другому?

4 . Прочитайте текст сами. Раздели его на абзацы. (слайд 8)

Найдите вводную часть. О чём говорится в этой части?

Стояла зима. Трещали морозы. А у медведицы появился прелестный малыш. Медвежонок родился очень маленьким. Ему нельзя ещё было выходить из берлоги. В лесу лежал снег.

Найдите основную часть. О чём говорится в этой части?

Шли дни. Снег стал таять. Побежали ручейки. Освободились от снега целые полянки. Медвежонок подрос. У него открылись глазки. Он осмотрел жилище. Медведица сделала берлогу просторной. Медвежонок мог даже ходить по ней.

Найдите заключительную часть О чём говорится в ней?

Однажды весенним утром медведи вышли из берлоги. Как хорошо было на воле!

5. Коллективное составление плана на доске .

1. Рождение медвежонка.

2. Начало весны.

3. Как хорошо на воле!

Y . Орфографическая подготовка

1. Назовите глаголы в этом тексте (я постепенно открываю их на доске)

Ст-яла -ткрылись

Тр-щали осм-трел

По-вился п-дрос

Р-дился Вых-дить

Л-жал Поб-жали

Освоб-дились

Назовите проверочные слова (слайд 9)

2. Раскрой скобки

3. Найдите слово с удвоенной согласной

Весенн им –

Как перенести это слово?

4.Орфографическое чтение трудных слов.

ПРОСТОРНОЙ ОСВОБОДИЛИСЬ МЕДВЕЖО НОК ИЗ БЕРЛОГИ ТАЯ ТЬ

5. Подбери антонимы

Просторный - ___________

6. Подбери синонимы

Воля - ____________

Жилище - __________

Физминутка.

YI . Повторное чтение текста учителем.

YII . Пересказ текста по плану.

YIII . Написание текста изложения.

IX . Самопроверка. Взаимопроверка.

X . Итог урока.

Чему мы учились на уроке? Чему научил вас этот рассказ?

Все ваши выводы очень ценны.

Бережно относитесь ко всему живому. Охранять природу – значит охранять Родину.

XI . Творческое задание на дом

Придумай и запиши, какой мог произойти забавный случай с маленьким медвежонком.

Рефлексия.

Закрасить цветочек у медвежонка.

Медвежонок.

Стояла зима. Трещали морозы. А у медведицы появился прелестный малыш. Медвежонок родился очень маленьким. Ему нельзя ещё было выходить из берлоги. В лесу лежал снег. Шли дни. Снег стал таять. Побежали ручейки. Освободились от снега целые полянки. Медвежонок подрос. У него открылись глазки. Он осмотрел жилище. Медведица сделала берлогу просторной. Медвежонок мог даже ходить по ней. Однажды весенним утром медведи вышли из берлоги. Как хорошо было на воле!

(По С.Устинову)

Медвежонок.

Стояла зима. Трещали морозы. А у медведицы появился прелестный малыш. Медвежонок родился очень маленьким. Ему нельзя ещё было выходить из берлоги. В лесу лежал снег. Шли дни. Снег стал таять. Побежали ручейки. Освободились от снега целые полянки. Медвежонок подрос. У него открылись глазки. Он осмотрел жилище. Медведица сделала берлогу просторной. Медвежонок мог даже ходить по ней. Однажды весенним утром медведи вышли из берлоги. Как хорошо было на воле!

(По С.Устинову)

    Вставь пропущенные буквы.

ст…яла …ткрылись

тр…щали осм…трел

по…вился п…дрос

р…дился вых…дить

л…жал поб…жали

освоб…дились

Назовите проверочные слова

2. Раскрой скобки.

(в)лесу (от)снега (по)ней (из)берлоги

    Вставь пропущенные буквы.

ст…яла …ткрылись

тр…щали осм…трел

по…вился п…дрос

р…дился вых…дить

л…жал поб…жали

освоб…дились

Назовите проверочные слова

2. Раскрой скобки.

(в)лесу (от)снега (по)ней (из)берлоги

    Вставь пропущенные буквы.

ст…яла …ткрылись

тр…щали осм…трел

по…вился п…дрос

р…дился вых…дить

л…жал поб…жали

освоб…дились

Назовите проверочные слова

2. Раскрой скобки.

(в)лесу (от)снега (по)ней (из)берлоги

    Вставь пропущенные буквы.

ст…яла …ткрылись

тр…щали осм…трел

по…вился п…дрос

р…дился вых…дить

л…жал поб…жали

освоб…дились

Назовите проверочные слова

2. Раскрой скобки.

(в)лесу (от)снега (по)ней (из)берлоги

    Вставь пропущенные буквы.

ст…яла …ткрылись

тр…щали осм…трел

по…вился п…дрос

р…дился вых…дить

л…жал поб…жали

освоб…дились

Назовите проверочные слова

2. Раскрой скобки.

(в)лесу (от)снега (по)ней (из)берлоги

Медвежонок.

Однажды весенним утром...

Медвежонок.

Зима. Морозы. Появился прелестный малыш.

Шли дни. Побежали ручейки. Медвежонок подрос. Открылись глазки. Медвежонок мог ходить по берлоге.

Однажды весенним утром...

Медвежонок.

Зима. Морозы. Появился прелестный малыш.

Шли дни. Побежали ручейки. Медвежонок подрос. Открылись глазки. Медвежонок мог ходить по берлоге.

Однажды весенним утром...

Медвежонок.

Зима. Морозы. Появился прелестный малыш.

Шли дни. Побежали ручейки. Медвежонок подрос. Открылись глазки. Медвежонок мог ходить по берлоге.

Однажды весенним утром...

Медвежонок.

Зима. Морозы. Появился прелестный малыш.

Шли дни. Побежали ручейки. Медвежонок подрос. Открылись глазки. Медвежонок мог ходить по берлоге.

Однажды весенним утром...

Зима, морозы, прелестный малыш, медвежонок маленький, выходить из берлоги, стал таять, освободились полянки, подрос, жилище, медведица, сделала просторной, по ней, однажды весенним утром.

Зима, морозы, прелестный малыш, медвежонок маленький, выходить из берлоги, стал таять, освободились полянки, подрос, жилище, медведица, сделала просторной, по ней, однажды весенним утром.

Зима, морозы, прелестный малыш, медвежонок маленький, выходить из берлоги, стал таять, освободились полянки, подрос, жилище, медведица, сделала просторной, по ней, однажды весенним утром.

Зима, морозы, прелестный малыш, медвежонок маленький, выходить из берлоги, стал таять, освободились полянки, подрос, жилище, медведица, сделала просторной, по ней, однажды весенним утром.

Зима, морозы, прелестный малыш, медвежонок маленький, выходить из берлоги, стал таять, освободились полянки, подрос, жилище, медведица, сделала просторной, по ней, однажды весенним утром.

Добрый день!Помогите пожалуйста сжать изложение.(до 80-90 слов).

Старая притча гласит: в душе каждого человека живут два волка, между которыми идёт война. Один из них воплощает ярость, гордыню, страх и стыд, а второй - нежность, доброту, благодарность, надежду, радость и любовь. Какой же из двух волков сильнее? Тот, которого ты кормишь. (43 слова)
Есть ещё способ сделать мир лучше: написать письмо для того, чтобы сказать "другому" спасибо за всё, что он подарил нам в жизни. Чтобы написать такое письмо, нужно душевное мужество - выпустить на волю свои эмоции, чтобы благодарить не только словами, но и всем сердцем. Ещё нужно позаботиться о сюжете: напомнить тому, кто помог нам, когда мы в этом нуждались, что именно он сделал, и рассказать, что это для нас значило. (70 слов)
Много лет развивается новое направление в науке – позитивная психология. Его представители исследуют пути, на которых каждый может стать более счастливым. Один из методов, который эти психологи рекомендуют особенно часто, состоит в том, чтобы просто записывать в дневник – несколько раз в неделю в течение нескольких минут – все то, что доставило нам удовольствие. Чаще всего речь идёт об очень простых вещах: о прогулке солнечным днём, о неожиданной улыбке на лице строго учителя... Поскольку это упражнение привлекает наше внимание к тому, что нас радует, уже то, что мы регулярно записываем этот позитивный опыт, улучшает настроение и мы чувствуем удовлетворённость жизнью. (83 слова)

Подберите к каждому слову однокоренное слово, от которого оно образовалось.Выделите в них корень. Подорожник, дорога, песочница, желток, побережье,

железка, зайчонок, горизонтальный, библиотекарь, медвежонок, календарик, столичный, хозяйка, желание, адресат, ужинать, огородник, пшеничный, грешник.

ОБОБЩАЮЩИЕ ЗАДАНИЯ ПО ОРФОГРАФИИ ВАРИАНТ I I. Укажите, в корнях каких слов нужно писать букву о: 1) ум..лять о помощи; 2) касательная линия; 3) приложить

усилие; 4) небольшой р..сточек; 5) выращенные овощи; 6) листья заг..релись; 7) к..снуться воды; 8) возл..гать ответственность; 9) промокательная бумага; 10) отв..рить картошку; 11) ур..внять в правах; 12) обм..кнуть перо в чернила; 13) поклониться матери; 14) резвый ск..кун; 15) вскочить на коня. II. Определите, в каких словах нужно писать букву о: 1) неровный ш..в; 2) крикнуть громч..; 3) трущ..бные обитатели; 4) ож..г руки; 5) искажонный рисунок; 6) поддержать плеч..м; 7) коллектив сплоч..н; 8) ключ..вая вода; 9) медный пятач..к; 10) неглубокий овраж..к; 11) квасцовый раствор; 12) растолч..шь зерно; 13) узкий ж..лоб; 14) стало свеж..; 15) говорить общ.. . III. Укажите в каких словах нужно писать пре-. 1) презабавный ребенок; 2) быстро пр..бежать; 3) приобрести книгу; 4) . приуменьшить заслуги; 5) превратить воду в пар; 6) приобщиться к искусству; 7) пресытиться фруктами; 8) пр..топтать землю; 9) почетный пр..зидиум; 10) пр..брежные заросли; 11) пр..лежный ученик; 12) пр..небрегать опасностями; 13) пр..клеить объявление; 14) пр..интересный человек; 15) пр..рвать разговор. IV. Найдите слова, в которых пишется мягкий знак: 1) наглая лож..; 16) усеян сплош..; 2) много задач..; 17) громко не плач..; 3) железных крыш..; 18) десять тысяч..; 4) бережет., покой; 19) красный плющ..; 5) обознач.. ударение; 20) нужная вещ..; 6) несется вскач..; 21) пятый этаж..; 7) выйти замуж..; 22) напиток шипуч..; 8) снег скрипуч..; 23) похож., на отца; 9) спрячося за угол; 24) распряч.. волов; 10) ветер свеж..; 25) остаеш..ся дома; 11) строит., быстро; 26) уваж..те старшего; 12) жеч.. хворост; 27) намаж.. маслом; 13) закон всемогущ..; 28) мед тягуч..; 14) усатый морж..; 29) ключ., от квартиры; 15) горячая печ..; 30) теплый душ.. . V. Укажите слова, в которых пишется hr. 1) жева..ая газета; 2) накормле..ый вовремя ребенок; 3) груже..ый вагон; 4) нечая..ая встреча; 5) жела..ый друг; 6) бракова..ая деталь; 7) круче..ая нитка; 8) кипяче..ая вода; 9) ваго..ые мастерские; 10) гости..ый двор; 11) овся..ое печенье; 12) ветре..ый день; 13) огурцы пересоле..ы; 14) завяза..ый узлом шарф; 15) несвяза..ый свитер. VI. Определите, где не со словами пишется раздельно. 1. В окнах (не)доставало нескольких стекол. 2. Ребенок (не)достает рукой до стола. 3. Он (не)был волшебником. 4. (Не)взлюбила мачеха дочку старика. 5. (Не)уклюжий медвежонок играл на поляне. 6. Одиноко на осенней (не)веселой дороге. 7. Речка была (не)болыпая, но глубокая. 8. Ваза (не)хрустальная. 9. Мы ценим (не)праздность, а труд. 10. Дети здоровы, (не)простужены. 11. Это был (не)рассчитанный удар. 12. (Не)работая, сыт (не)будешь. 13. Глубоко (не)изученный вопрос. 14. Еще (не)мытые фрукты лежали на столе. 15. Он плясал (не)утомимо, самозабвенно. VII. Укажите, где надо писать ни. 1. Он н.. уехал. 2. Не слышно н.. звука. 3. Где он только н.. бывал! 4. Н.. зайти ли к нему? 5. Нет н.. души. 6. Он н.. мог н.. прийти. 7. Это отнюдь н.. близко. 8. Н.. разу его здесь не было. 9. Где н.. бывал, всюду ему было хороню. 10. Прислали его - н.. рыба н.. мясо. 11. Н.. с кем поговорить по душам. 12. Я, как всегда, остался н.. с чем. 13. Село стало ничьим: н.. своим, н.. чужим. 14. Н.. одной мыслишки в голове. 15. Н.. читал бы при плохом освещении. VIII. Определите, какие слова пишутся через дефис: 1) (пол)лимона; 9) (крово)йбращение; 2) (радио)эфир; 10) (вице)губернатор; 3) чин(чином); 11) давным(давно); 4) (плащ)палатка; 12) (полу)дикарь; 5) иван(да)марья; 13) куда(нибудь); 6) (пяти)дневный; 14) (тех)помощь; 7) северо(запад); 15) (обще)известный. 8) медно(красный); IX. Укажите, в каких примерах выделенные слова пишутся раз¬дельно: 1) (по)январски морозно; 2) и что(бы) ни говорили, все слушали; 3) как(будто) кто-то постучал; 4) (в)одиночку ничего не сделаешь; 5) поступил (по)деловому; 6) (во)первых; ‘ 7) (в)дали нарастал рев; 8) собрались (на)встречу с художником; 9) следы заворачивали за(то) дерево; 10) мы продвинулись (в)глубь; 11) шли след(в)след; 12) это птица (в)роде цапли; 13) (в)течение времени; 14) у рек, (на)подобие Терека, течение бурное; 15) она так(же) ему поклонилась.

Этого медвежонка назвали Копушей, потому что она вечно копалась: последней выходила на прогулку, последней съедала свой обед. Братец Копуши, Драный Нос, самый задорный и злой медвежонок, уже успевал подраться с другими медвежатами, сестра Лизунья - облизать свои и чужие миски, а Копуша всё копалась и копалась...

Из всех медвежат Копуша была одна такая спокойная, добрая. Ей можно было без опаски дать в рот палец, отобрать корм. Не то что Драный Нос. Тому не дашь палец. Подойдёт, полижет - и вдруг вцепится, да так, что не оторвёшь. Он и к другим медвежатам всегда приставал. Слабый, а в драку лезет. Недаром с вечно драным носом ходил, оттого его так и прозвали.

Копуша была общей любимицей. Она и играла как-то по-особенному: медленно, важно. Бывало, перевернётся через голову, а потом сядет и смотрит: в чём дело, почему дерево с другой стороны очутилось?

Всех больше она дружила с самой молодой юннаткой - Маней, потому что на Маниных платьях было много пуговиц, а Копуша их любила сосать. Сосать - это любимое занятие медвежат, а Копуши - особенно. Сосала она всё, что попало. Была ли это собственная лапа, пуговица или ухо соседа - всё равно. От удовольствия она только жмурила глаза и урчала. Вообще Копуша была очень смирная. Такие медвежата встречаются редко. Обычно они бывают очень вспыльчивые, чуть что - кусаются, а она никогда.

Поэтому, когда меня пригласили в детский сад на утренник с каким-нибудь животным, чтобы рассказать о его жизни, я, не задумываясь, остановилась на Копуше.

В гостях у ребят

Приехала за нами машина с утра. Я попросила шофёра подождать и отправилась за Копушей. Копуша любила гулять. Она легко дала надеть цепь, радостно потянула меня из клетки и, неуклюже пришлёпывая лапами, побежала вперёд. Но вот подошли к машине. Машина стояла чёрная, незнакомая, страшная и была совсем не похожа на тех зверей, которых видела Копуша. Она очень испугалась. Поднялась во весь свой маленький рост, глазёнки сделались круглые, губы вытянулись в трубочку, и так стояла не шевелясь. Потом вдруг испуганно повернулась и бросилась бежать. Удержала я её с трудом... Держала крепко, не давала уйти, и Копуша испугалась ещё больше. Откуда взялась и силёнка! Она упиралась всеми четырьмя лапами, хваталась за все предметы и так кричала, что со всего Зоопарка сбежались люди. Пришлось сажать её в ящик и потом уже ставить в машину.

Всю дорогу кричала, стонала и царапалась Копуша. Успокоилась только около детского сада. Я была очень рада, потому что хотела сделать ребятам сюрприз, а она своим криком могла всё испортить.

Копушу поместили в одной из комнат, а я пошла в столовую к ребятам. Несмотря на тайну, они, наверно, кое-что знали: нетерпеливо вертелись на стульях, поглядывали украдкой на дверь и таинственно шептались. И всё-таки, когда Копушу привели, раздалось общее «ах», потом: «Мишка, на!» - и всё, что было на столе, очутилось перед ней.

Нужно ли говорить о том, что уж тут Копуша не испугалась. Она быстро оценила вкус яблок, конфет и печенья. Выбирала то одно, то другое, слизывала самое вкусное. Скоро её брюшко стало похоже на барабан, она едва ходила и смотрела посоловевшими глазками.

Ребята были в восторге. Они не знали, что делать. Ходили за Копушей по пятам, наперебой ласкали и всё упрашивали ещё съесть хоть кусочек.

Уехали мы очень поздно.

Ребята провожали Копушу, просили привозить её ещё, совали на дорогу сластей. Обратную дорогу она вела себя тише - не кричала, не царапалась. Чтобы не вести её на цепи, мы подъехали прямо к клетке. Вытащили из машины ящик, открыли и... ахнули. Посадили туда медвежонка, а вылез кондитерский магазин. Вся морда и голова Копуши были вымазаны кремом. К крему прилипли кусочки печенья, из мягкой шерсти торчали конфеты, а во рту она держала большое яблоко. В таком виде её не узнали даже медвежата.

Как только Копуша вылезла, все двадцать пять медвежат, словно по команде, очутились на самой верхушке дерева. Зато что было, когда они её узнали и спустились вниз! Бедная Копуша! Она не знала, куда деваться. Вся медвежья стая преследовала её по пятам, вырывала с шерстью прилипшие конфеты, отняли яблоко, а Драный Нос чуть не откусил ей вместе с кремом ухо.

В этот день медвежата улеглись очень поздно. Они крепко спали, а Копуша, вся ободранная и обсосанная, ещё долго ворочалась с боку на бок и обиженно стонала.

Неудавшаяся съёмка

В Зоопарке снимали картину, называлась она «Насекомые». В этой картине снимались разные букашки, бабочки, жуки и большой ёжик.

Клетки у нас все были заняты, и мы, не долго думая, поместили колючего «артиста» к Копуше.

Ёжик был старый и сердитый, но нужно сказать, что с медвежонком он ужился преотлично. Он даже не колол Копушу, когда она, приглашая поиграть, толкала его лапой, а только сердито сопел.

Копуша тоже снималась в кинокартине. Роль её была небольшая: залезть на дерево, открыть улей, достать мёд. Чтобы во время съёмки не вышло ошибки, решили её приучить. Для первого раза поставили улей на землю, положили в него мёд и пригласили Копушу. Копуша подошла недоверчиво. Вещь незнакомая, страшно: вдруг что выскочит, укусит, а Копуша была труслива. Долго ходила она вокруг улья: то понюхает его, то потрогает; потом увидела, что страшного ничего нет, стала на задние лапы и полезла в отверстие носом. Нос потянул воздух и сказал, что пахнет вкусным.

Копуша заволновалась. Вкусное надо достать. Она попробовала сунуть туда голову, но голова была большая и не влезала. Напрасно Копуша старалась её втиснуть и поворачивала то одной, то другой стороной - ничего не выходило. Тогда она сунула лапу. Лапа прошла свободно. Копуша открыла улей, достала мёд... Конечно, он пришёлся ей по вкусу. Она облизала языком всё-всё, даже доски. Потом легла и, урча, засосала лапу.

В следующий раз мы повесили улей на дерево. Я залезала с другой стороны по лестнице, клала мёд и звала «артистку». «Артистка» кубарем катилась к дереву, быстро влезала и выполняла всё, что от неё требовали. Эти занятия ей так понравились, что она даже лазила, когда не нужно. Впрочем, это продолжалось недолго.

Недаром Копуша считалась у нас умницей. Скоро она заметила, что мёд бывает там только тогда, когда влезаю я, и после этого открытия стала зорко следить за мной. Не было возможности залезть незаметно на дерево. Как только я появлялась на площадке, Копуша бросалась ко мне. Я - к дереву, она - за мной. Неуклюжая, а бегала быстро, нипочём не уйдёшь. Поймает за ноги, тащит, кричит, а не дашь мёда - ещё укусит. Однажды целую банку отняла, всё съела и даже не моргнула.

«Ну, - думаю я, - на тебя не напасёшься, буду лучше в клетку запирать и выпускать, когда всё приготовлю». Так и сделала. Копуше это не понравилось. Чего она только не вытворяла! Кричала, рвала сетку, потом смешно складывала лапки и просила её выпустить.

От такой «артистки» режиссёр был в восторге. Ему не терпелось её скорее заснять.

Но вот наконец наступил долгожданный день съёмки. С утра светило солнышко, а мы волновались, торопились, готовились. Внутри улья уже находились посаженные туда заранее пчёлы, а режиссёр ещё раз проверил, всё ли на месте. И вдруг случилось то, чего никто не ожидал: Копуша скинула лапой крючок, открыла дверь и вышла.

Какой поднялся переполох, сказать трудно! Все до одного бросились наперерез «артистке». Каждый старался её схватить, задержать. Но с невиданной для медведя ловкостью увёртываясь от ловивших её рук, Копуша всё-таки вскарабкалась на дерево. Она так спешила, что не заметила маленьких точек, которые зловеще летали вокруг.

Привычным движением просунула она в отверстие лапу, и тут... тут вылетела чёрная гудящая масса и окружила Копушу. Сначала она пробовала бороться с пчёлами. Била их то одной, то другой лапой, закрывала морду. Но пчёлы лезли в нос, в уши, в глаза, забивались в шерсть и так кусались, что Копуша даже забыла про мёд. Кубарем скатилась она с дерева, валялась по земле, кричала, потом вскочила и без оглядки помчалась в клетку.

Одним словом, она сделала всё, что было нужно, но заснять её не успели. Заставить же ещё раз лезть на дерево не могли. Не помогла и банка с мёдом. А утром, вся распухшая от укусов, больная и скучная, она отказывалась и от пищи.

Этим и кончился неудавшийся Копуше номер с кражей мёда и её карьера «артистки».

Куцый был высокий и тощий лис.

Большие, острые уши, чуть-чуть раскосые глаза и всегда как будто улыбающаяся морда. У Куцего даже не было настоящего лисьего хвоста. Вместо пушистого и длинного хвоста, который так украшает лисицу, у него был куцый обрубок. Но он придавал ему какое-то особое озорное выражение.

Принёс его к нам в Зоопарк какой-то охотник.

В клетке, куда посадили Куцего, было много лисиц, но это его не смутило, как это бывало с новичками. На новом месте он чувствовал себя как дома, и когда одна из лисиц хотела его укусить, Куцый ловко обернулся, схватил задиру за шиворот и задал ей такую трёпку, что после этого не только она, но и другие лисицы боялись к нему подойти. Зато к дяде Лёне, который ухаживал за лисицами, Куцый отнёсся так, словно знал его всю жизнь.

Когда дядя Лёня заходил в клетку, Куцый бросался к нему навстречу, вилял своим куцым обрубком и ласково заглядывал в лицо, как бы ожидая ответной ласки. И нужно сказать, что дядя Лёня ласкал его чаще других лисиц и чаще других перепадал ему лучший кусочек мяса. Одним словом, Куцый хорошо умел приспосабливаться ко всем превратностям жизни. И ещё одна особенность поражала нас в Куцем: он оказался очень свободолюбивым и умудрялся удирать из любой клетки.

Бежал Куцый первый раз недели через две после того, как его принесли в Зоопарк. Когда служитель пришёл убирать клетку, Куцего там не оказалось. Долго не мог понять дядя Лёня, куда делся Куцый. Клетка целая, все лисы на месте, а Куцего нет. Потом служитель догадался: внутри клетки, около самой решётки, росло дерево, а наверху, где оно выходило наружу, было прорезано отверстие. Вот в это-то отверстие и вылез Куцый. И вылез хитро: спиной в дерево упирался, даже шерсть на коре осталась, а лапами сетку перебирал: так и перелез, как по лестнице. Дядя Лёня только головой покачал. Да, такого хитрого лиса ему не приходилось встречать.

Зверюга, а тоже смекалку имеет! - удивлялся дядя Лёня.

Принесли к нам Куцего дня через два. Принесли в корзине, обвязанной платком. Держал её мужчина, а рядом стояло человек десять ребят. Многие из них были с покусанными руками, и поэтому они очень удивились, когда дядя Лёня без опаски взял Куцего на руки и лис его не тронул. Он даже не укусил дядю Лёню, когда тот оттрепал его за ухо.

Посадили Куцего опять в прежнюю клетку. Правда, отверстие, через которое он вылез, заделали, но это ему не помешало удрать снова. На этот раз он ушёл просто через дверь. Не успел дядя Лёня войти в клетку, как Куцый с быстротой молнии проскочил у него между ног, махнул своим куцым хвостом и скрылся из глаз.

На поиски беглеца снарядили целую экспедицию. Но поймать Куцего не удалось. Недаром он познакомился со всеми ходами и выходами Зоопарка. Так и решили, что Куцый пропал. Списали его с пайка.

Прошло ещё несколько дней. И вот то на одном, то на другом пруду Зоопарка стали пропадать утки. Определить по следам, кто таскает уток, было нельзя. Снег кругом истоптан, никаких следов на нём не разберёшь.

Ночной вор был разоблачён совсем неожиданно.

Пришёл дядя Лёня утром на работу, видит - творится с его лисицами что-то неладное. Все около решётки сбились, дерутся, через решётку лапы просовывают, что-то достать под снегом стараются. Подошёл дядя Лёня ближе и видит... торчит из-под снега утка. «Да уж не та ли это утка, что прошлой ночью на пруду недосчитались?» - подумал дядя Лёня. Взял утку и отнёс заведующему. Заведующий её осмотрел, и оказалось - действительно та самая утка, что пропала прошлой ночью. Определили, что она задушена лисицей. И тут уж все подозрения пали на Куцего. Вскоре догадки подтвердились. Выпал снег, и на снегу у пруда ясно отпечатались лисьи следы. Снова принялись за поиски Куцего. Однако найти беглеца оказалось делом нелёгким. Неизвестно, где прятался Куцый. Его искали повсюду, но нигде не могли найти. За ним охотились с собакой, выслеживали, ставили ловушки и караулили по целым ночам, но всё было напрасно - Куцый не попадался. А тем временем на прудах каждую ночь находили задранную им птицу.

Вернулся Куцый сам, и очень просто. Утром служитель пришёл на уборку, а у клетки как ни в чём не бывало его ласково встретил Куцый.

Очевидно, ему надоело беспризорничать и он решил вернуться домой сам. И пока дядя Лёня отпирал клетку, он с явным нетерпением вертелся около его ног. Такое покаяние лиса очень умилило дядю Лёню, и Куцему тут же были прощены все его грехи и все утки.

Первые дни после возвращения Куцый вёл себя прекрасно: ни с кем не дрался и не проявлял никаких попыток к бегству. Но это оказалось только временной передышкой. В следующий раз он удрал новым способом. Подрыл сетку, ушёл сам и увёл за собой всех лисиц. Лисиц-то скоро поймали, но Куцего найти было непросто. Обнаружили его через несколько дней на Новой территории Зоопарка, в загоне у медведей.

Очевидно, он попал туда нечаянно. Не разглядел большого, глубокого рва, который вместо решётки отделял медведей от публики, и в него свалился. Прибежали мы туда, смотрим - все три медведя за Куцым гоняются. А Куцый словно издевается над ними. Медвежий загон большой, просторный, и Куцему было нетрудно увернуться от неуклюжих мишек. Не спеша, как будто поддразнивая, убегал он от них. Иногда даже присаживался и ждал, когда медведи подбегут ближе, а потом ловко проскакивал у них под животом и убегал опять.

Один раз они его чуть не поймали. Два медведя с разных сторон одновременно подбежали к Куцему. Один уже поднял лапу, чтобы ударить его; казалось, Куцему пришёл конец, но хитрый лис ловко нырнул под медвежью лапу и выскочил сзади. А медведи от неожиданности столкнулись лбами и затеяли драку. Они изрядно намяли друг другу бока, а потом долго и растерянно искали виновника столкновения.

Мы приходили и уходили несколько раз, а медведи всё продолжали гоняться за Куцым. Они так устали, что их дыхание было слышно на другой стороне рва. А лис словно издевался над ними: перепрыгивал через их мохнатые спины, нырял под животом и уходил как ни в чём не бывало.

Наконец медведи устали от бесцельной погони и сдались.

День был солнечный, жаркий. Измученные мишки залезли в водоём. Они плескались там в прохладной воде. Переворачивались с боку на бок, ложились на спину, ныряли и, видно, совсем забыли про лисицу, когда служитель принёс им еду. Как по команде, вылезли из воды все три медведя. Каждый из них занял своё привычное место, получил порцию мяса и занялся едой. Они спокойно ели, когда рядом с ними появился Куцый. Очевидно, он не собирался оставаться без обеда и решительно направился к медведям.

Сперва медведи не хотели замечать столь нахального лиса, но Куцый подбегал к ним то с одной, то с другой стороны, вертелся перед самым их носом, старался урвать хоть кусочек мяса. А медведи - звери жадные: они никак не хотели делить свои порции с непрошеным гостем. Злобно ревели, закрывали лапами мясо, повёртывались к Куцему задом, старались его оттолкнуть. Видя, что добром мяса не получишь, «гость» выбрал момент и цапнул одного из «хозяев» за пятку. Что тут поднялось, описать трудно! Разъярённый мишка, не разобрав, кто его цапнул, в ярости бросился на соседа, и в следующую минуту все порции были перепутаны, медведи дрались, а Куцый удобно устроился на выступе и уплетал огромный кусок мяса. С большим трудом удалось служителю разогнать медведей. И то лишь после того, как бросили в них специальные, стреляющие шашки. Этих шашек звери очень боятся. Услышав выстрелы, медведи сразу бросились спасаться во внутренние клетки загона. Там их и заперли. Потом взяли сачок и стали ловить Куцего. Да не тут-то было! Недаром Куцего не могли поймать весь день три медведя. Каждый раз, когда хотели накрыть Куцего сачком, лис ловко увёртывался или с разбегу взбегал по почти отвесной скале загона и оттуда прыгал через голову человека.

Пришлось идти за дядей Лёней. Дядю Лёню Куцый узнал сразу, подбежал к нему и спокойно дал себя взять на руки.

Эх, Куцый, Куцый, видно, тесна тебе наша клетка! Уж больно ты вольную жизнь любишь! - сказал дядя Лёня.

Он пошёл к заведующему и стал просить перевести беспокойного лиса в другую клетку. Хоть и жаль ему было расставаться с умным лисом, а ничего не поделаешь - уж очень много хлопот было с его побегами.

Клетка, в которую перевели Куцего, была крепкая и просторная. Стояла она внутри площадки молодняка, а сама площадка была огорожена высокой решёткой с карнизом. Получалось так, что Куцый сидел за двумя решётками.

Эта площадка служила специально для прогулок зверей, но выпускать на неё Куцего всё-таки боялись.

Живой и резвый лис скучал в одиночестве. Когда выпускали на площадку других животных, он просился к ним, визжал и даже есть стал хуже. Всем было жаль Куцего.

И в самом деле, почему бы не выпустить его? - говорила новая служительница Таня.

Долго мы с ней спорили, уверяли, что она плохо знает повадки Куцего, но Таня всё-таки настаивала, чтобы выпустить его.

Наконец после долгих споров решили Куцего выпустить. Открыли дверь. Куцый вышел не спеша, будто делал это каждый день, и направился к решётке. Все сразу догадались о намерении лиса. Это было видно по его уверенной походке и выражению морды. Куцый добежал до угла площадки, и никто и ахнуть не успел, как он легко, без разбега вспрыгнул на карниз.

По другую сторону решётки стояло много народу. Как увидели они лиса на карнизе, стали кричать, махать руками, старались спугнуть Куцего. Но это его не смутило. Не обращая ни на кого внимания, он спрыгнул прямо на толпу и, прежде чем его успели схватить, ловко проскочил между людьми и побежал по дорожке парка. Все кинулись за ним в погоню. Впереди всех бежала новая служительница Таня. Несколько раз она почти догоняла Куцего. Конечно, не потому, что Куцый бегал плохо. Когда Таня отставала, лис, словно нарочно, замедлял свой бег.