"крепостное право". Крепостное право в россии Презентация юридическое оформление крепостного права

Презентация на тему "Отмена крепостного права" по истории в формате powerpoint. В данной презентации для учеников 8 класса рассказывается о причинах, основных положения, недостатках и значении реформы отмены крепостного права в России. Автор презентации: учитель истории, Бикмухаметов Рустам Галиахметович.


Фрагменты из презентации

Причины отмены крепостного права.

  1. Кризис феодально – крепостнической системы хозяствования.
    1. сокращение экспорта хлеба;
    2. рост крестьянских повинностей;
    3. 50 % дворян имели менее 20 душ крепостных.
  2. Рост крестьянских выступлений, возможность новой «пугачевщины».
  3. Военно – экономическая отсталость России, что показала Крымская война.
  4. Крепостное право, слишком похожее на рабство, было безнравственно.

Придерживаясь в 1857-58 годах «остзейского варианта» безземельного освобождения крестьян, он в конце 1858 года согласился на выкуп крестьянами надельной земли в собственность, то есть на программу реформы, разработанную либералами, совместно с единомышленниками из среды общественных деятелей (Н. А. Милютин, Я. И. Ростовцев, Ю. Ф. Самарин, В. А. Черкасский; Вел. кн. Елена Павловна и др.).

Основные положения крестьянской реформы.

  • Крестьяне получали личную свободу.
  • Землю крестьяне должны были выкупать у помещика, 20% внести сразу, 80% выплачивать государству в течение 49 лет под 6% (выкупные платежи).
  • Крестьянин в течение 9 лет до 1870 года не мог отказаться от своего земельного надела и покинуть общину (временнообязанные крестьяне).
  • Крестьяне, в пользовании которых было больше земли, должны были вернуть излишки помещику
  • (отрезки).
  • земля выкупалась крестьянской общиной, выход из общины с землей был запрещен.

Недостатки реформы.

  • сохранилось помещичье землевладение.
  • сохранилась община.
  • высокие выкупные платежи.
  • крестьянство осталось самым бесправным сословием.
  • малоземелье крестьян.

Проблема:

С одной стороны, отмена крепостного права устранила главное препятствие на пути модернизации России, но с другой – условия освобождения вызвали резкое недовольство крестьян и значительной части образованного общества России

Крестьяне ожидали полной воли и были недовольны переходным состоянием "временно обязанных". В некоторых местах произошли волнения, ибо крестьяне думали, что господа спрятали настоящую царскую волю и предлагают им какую-то подложную. В с. Бездна Казанской губернии дошло до того, что войска стреляли в толпу крестьян, причем было свыше 100 человек убитых и раненых. Весть о бездненском усмирении произвело удручающее впечатление в обществе и вызвало ряд антиправительственных демонстраций. Беднейшие и середняцкие хозяйства не имели возможности приобретать новые сельскохозяйственные орудия, осуществлять какие-либо агротехнические мероприятия. Основным орудием в крестьянском хозяйстве оставалась соха. В конце 80-х - начале 90-х годов сельской буржуазии принадлежало в различных губерниях России от 34 до 50 % всей крестьянской земли и от 38 до 62 % рабочего скота, а сельской бедноте (около 50 % всех крестьянских дворов) - лишь от 18 до 32 % земли и от 10 до 30 % рабочего скота.

ЦЕЛЬ: СПОСОБСТВОВАТЬ ПОНИМАНИЮ УЧАЩИМИСЯ ПРИЧИН И СУЩНОСТИ ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА

  • задачи:
  • 1. На основе анализа материалов учебника, сообщений, документов, презентации учащиеся должны систематизировать свои знания по теме.
  • 2. Продолжение формирования умений работы с учебным материалом: сравнение, обобщение, анализ, выделение главного.
  • 3. Продолжение формирования умения давать объективную оценку события, формирование уважительного и осознанного отношения к участникам и деятелям отечественной истории.
ПЛАН
  • Краткая предыстория Великой реформы.
  • 19 февраля 1861 года. Воля.
  • Выкупные платежи. Временно-обязанное состояние.
  • Реакция крестьян на отмену крепостного права.
  • Значение Реформы
  • Рефлексия и контроль.
ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ, ВЫСКАЖИТЕ СВОЕ МНЕНИЕ О ПРИВЕДЕННЫХ ОЦЕНКАХ РЕФОРМЫ
  • Оценивая крестьянскую реформу, важно понять, что она стала результатом компромисса между помещиками, крестьянами и правительством.
1. Краткая предыстория Великой реформы. ЗАДАНИЕ : 1. Кратко раскрой объективные причины Великой реформы 2. Сделай в тетради краткие (тезисные) записи о личностях повлиявших на реформу Павел I
  • В 1797 году император Павел I издал указ о трех-дневной барщине, правда формулировки закона оста-вались неясными, то ли закон не позволяет, то ли просто не рекомендует ис-пользовать крестьянский труд на барщине более трех дней в неделю
  • Александр I, как-то сказал: «Если бы образо-ванность была на более высокой ступени, я унич-тожил бы рабство, если бы даже это стоило мне жизни».
  • В 1803 году появил-ся указ «О вольных хле-бопашцах». Согласно это-му закону, помещики по-лучали право отпускать своих крестьян на волю в том случае, если это будет выгодно обеим сторонам.
  • Николай I в 1842 году издал Указ «Об обязанных крестьянах», согласно которому крестьян разреша-лось освобождать без земли, предос-тавляя ее за вы-полнение опреде-ленных повинно-стей.
ИТОГИ:
  • Указ Павла I помещики практически не исполняли.
  • За 59 лет действия закона Александра I помещиками было отпущено на свободу лишь 111.829 крестьян (по другим данным – 47000).
  • В результате действия указа Николая I в разряд обязанных крестьян перешло 27 тысяч человек.
  • Т.о. проблема крепостного права решена не была.
  • На повестке дня встал вопрос об освобождении с землею более 20 миллионов помещичьих крестьян.
Александр II (1855 -1881)
  • Александр II создает Сек-ретный комитет «для об-суждения мер по уст-ройству быта помещичьих крестьян» под его личным председательством.
  • Комитет провел первое заседание 3 января 1857 года.
С.С.Ланской,
  • Члены комитета согла-шались в том, что кре-постное право необходи-мо отменить, но предосте-регали от принятия ради-кальных решений (т.е. фактически предлагали ничего не менять).
  • Только Ланской, Блудов, Ростовцев и Бутков выска-зались за действитель-ное освобождение кре-стьян;
Великий князь Константин Николаевич
  • Император ввел в состав комитета своего брата, великого князя Кон-стантина Николаевича, ко-торый был убежден в необходимости отмены крепостного права. Великий князь был личностью неординарной и благодаря его деятельному влиянию, комитет начал разработку мер. В частности, были созданы губернские комитеты.
  • С помощью гласности (кстати, это слово вошло в обиход именно в то время), дело сдвинулось с мертвой точки. В стране впервые открыто заговорили о проблеме отмены крепостного права. Секретный комитет перестал являться таковым, и в начале 1858 года был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. А к концу года комитеты уже работали во всех губерниях.
Я.И.Ростовцев
  • В конце 1858 года стали наконец-то поступать отзы-вы из губернских комите-тов. Для изучения их пред-ложений и выработки об-щих и местных положений реформы были образованы две редакционные комис-сии, председателем кото-рых император назначил главного начальника воен-но-учебных заведений Я.И. Ростовцева.
Н.А. Милютин
  • Генерал Ростовцев сочувст-венно относился к делу ос-вобождения крестьян. У него установились вполне довери-тельные отношения с Н.А. Милютиным, который по просьбе председателя прив-лек к деятельности комиссий либерально настроенных чи-новников и общественных деятелей, убежденных сто-ронников осуществления ре-формы Ю.Ф.Самарина, князя Черкас-ского, Я.А.Соловьева и других.
  • Им противостояли являв-шиеся противниками ре-формы члены комиссий, среди которых выделялись граф П.П.Шувалов, В.В. Апраксин и генерал-адъю-тант князь И.Ф.Паскевич. Они настаивали на сохра-нении за помещиками права собственности на землю, отвергали возможность пре-доставления крестьянам земли за выкуп, кроме слу-чаев обоюдного согласия, и требовали предоставления помещикам полноты власти в их имениях.
  • И.Ф.Паскевич
  • Уже первые заседания проходили в достаточно напряженной обстановке.
  • Заседание Редакционной комиссии
Граф В. Н. Панин
  • Со смертью Ростовцева на его место был назначен граф Панин, что многими было воспринято, как свертывание деятельности по освобождению крестьян.
  • В. Н. Панин действит-ельно пытался исподволь, очень осторожно проводить уступки землевладельцам, ко-торые могли повлечь зна-чительные искажения проек-та.
В небольшом по численности сотрудни-ков Главном комитете образовалось несколько групп, ни одна из которых не могла набрать явного большинства.
  • В небольшом по численности сотрудни-ков Главном комитете образовалось несколько групп, ни одна из которых не могла набрать явного большинства.
  • Министр финансов А.М.Княжевич, М.Н. Муравьев стремились уменьшить нор-мы земельных наделов.
  • Князь П.П.Гагарин, настаивал на освобо-ждении крестьян без земли.
  • В конечном счете образовалось абсолютное большинство сто-ронников проекта - пятеро чле-нов Главного комитета против четырех. Осталось утвердить его в Государственном совете.
  • М.Н.Муравьев
Александр II
  • В Государственном совете утверждение проекта прохо-дило непросто. Только при поддержке императора ре-шение меньшинства полу-чало силу закона.
  • 19 февраля 1861 года, в ше-стую годовщину своего вос-шествия на Александр II под-писал все законоположения о реформе и Манифест об отмене крепостного права.
2. 19 февраля 1861 года. Воля. 5 марта 1861 года Манифест был прочитан в церквах после обедни
  • Б.Кустодиев.
  • Освобождение крестьян.
Манифест об отмене крепостного права предоставлял крестьянам личную свободу. Задание: Используя текст «Положения…», объясните, что понимается под «личной свободой» МАНИФЕСТ ОБ ОТМЕНЕ КРЕПОСТНОГО ПРАВА ПРЕДОСТАВЛЯЛ КРЕСТЬЯНАМ ЛИЧНУЮ СВОБОДУ.
  • Отныне их нельзя было продавать, покупать, дарить, переселять по желанию помещика. Крестьяне теперь имели право владения собственностью, свободу вступления в брак, могли самостоятельно заключать договора и вести судебные дела, могли приобретать недвижимое имущество на свое имя, имели свободу передвижения.
3. Выкупные платежи. Временно-обязанное состояние. Задание: Используя документ, попробуй заполнить вторую колонку таблицы
  • Содержание
  • Сущность
  • Личная свобода крестьян
  • Ликвидация крепостного права
  • Отрезки
  • Часть крестьянского земельного надела (20-40%) переходил к помещику
  • Выкупные платежи
  • За оставшуюся землю
  • крестьяне вносили выкуп:
  • 20% от стоимости земли – сразу;
  • 80% - в рассрочку на 49 лет
  • “Временнообязанное” состояние
  • (существовало до 1881г.)
  • До внесения суммы выкупа крестьяне продолжали выполнять повинности (барщина, оброк) в пользу помещиков
  • Сохранялись феодальные пережитки:
  • помещичье землевладение
  • сельская крестьянская община
  • Крестьянская реформа: Манифест и Положения 19 февраля 1861г.
Покажи районы в которых положение крестьян стало наихудшим. Почему?
  • 4. Реакция крестьян на отмену крепостного права.
Задание: найдите объяснение приведенным ниже данным.
  • 1. В апреле 1861 г. взбунтовались крестьяне Чембарского и Керенского уездов Пензенской губернии. Центр, "самый корень бунта", ло словам губернатора, был в деревне Кандеевка.
  • Бунт охватил до 14 тыс. бывших крепостных и вошел в историю под названием "Кандеевское восстание" как самый громкий протест крестьян против реформы 1861 г.
  • 2. Одновременно с Кандеевским разгорелось другое восстание крестьян - в Спасском уезде Казанской губернии. Оно охватило до 90 деревень с центром в селе Бездна.
  • Здесь тоже выдвинулся авторитетный вожак, своеобразный идеолог восстания - молодой бездненский крестьянин Антон Петрович Сидоров, вошедший в историю как Антон Петров.
  • Казанское дворянство, напуганное восстанием, объявило Антона Петрова "вторым Пугачевым" и требовало от Апраксина решительных мер. Апраксин пустил в ход оружие. Больше 350 крестьян были убиты и ранены. Антон Петров вышел к солдатам с текстом "Положений 19 февраля" над головой.
  • Александр II на донесении Апраксина о расстреле бездненских крестьян пометил: "Не могу не одобрить действий гр. Апраксина".
  • 3. 1861 год дал невиданное в России число крестьянских протестов. Но и в 1862-1863 гг. борьба крестьян развертывалась с огромной силой, хотя и меньшей, чем в 1861 г. Вот сравнительные данные о количестве крестьянских волнений:
  • 1861 г. - 1859 1862 г. - 844 1863 г. - 509
  • Показательно, что до объявления реформы, с 1 января по 5 марта 1861 г., было всего 11 волнений, а с 5 марта до конца года - 1848
  • 4. К лету 1861 г. правительству с помощью крупных воинских сил, путем расстрелов и массовых сечений розгами удалось отбить волну крестьянского протеста.
  • Достаточно сказать, что на подавление крестьянских волнений было брошено 64 пехотных и 16 кавалерийских полков и 7 отдельных батальонов.
  • 5. Значение Реформы
Значение Реформы задание: объясните понятия выделенные фиолетовым цветом.
  • Итоги крестьянской реформы
  • Открывала путь
  • к развитию
  • буржуазных отношений
  • в России
  • Стала основой для развития революционного движения из-за незавершенности преобразований
Развитие буржуазных отношений Указ Александра II об отмене крепостного права в 1861 году вызвал целый всплеск народовольческого движения, закончившийся покушением на самого императора.
  • 6. Рефлексия и контроль.
Устно: 1.Назовите деятелей принимавших участие в решении крестьянского вопроса. 2. В чем на ваш взгляд заключалась проблема отмены крепостного права? 3. На каких условиях была проведена реформа? ВЫСКАЖИТЕ СВОЕ МНЕНИЕ (ПИСЬМЕННО) О ПРИВЕДЕННЫХ ОЦЕНКАХ РЕФОРМЫ
  • 1. Оценивая крестьянскую реформу, важно понять, что она стала результатом компромисса между помещиками, крестьянами и правительством.
  • 2. Правительство приготовило мерзость
  • 3. Все, что можно было сделать для сохранения интересов дворянства - сделано
Спасибо за внимание

    Слайд 1

    Крепостное право. Крепостное право – это такие законы, по которым большинство крестьян не могли покинуть своих господ и помещиков. По их законам земля принадлежала помещикам, а на ней работать должны крестьяне. Богатство помещика определялось по количеству «душ» - крестьян мужского пола(женщин за «души» не считали)

    Слайд 2

    Помещики делали со своими крестьянами всё, что хотели: возлагали на них непосильную работу, за малейшую провинность отдавали в солдаты, секли – иногда до смерти. Крестьян продавали, разлучая детей и родителей, выменивали на собак.

    Слайд 3

    Были помещики, которые заводили у себя театры с крепостными актёрами. Были среди крестьян крепостные художники, скульпторы, музыканты. Все они так же зависели от помещиков, как и те, которые работали на полях.

    Слайд 4

    Прасковья Жемчугова (крепостная актриса), ставшая графиней Шереметьевой

    Слайд 5

    Александр II - царь-освободитель Вошёл в русскую историю как проводник широкомасштабных реформ. Удостоен особого эпитета в русской дореволюционной историографии - Освободи́тель (в связи с отменой крепостного права по манифесту 19 февраля 1861 года). Погиб в результате террористического акта, организованного партией «Народная воля».

    Слайд 6

    После Отечественной войны 1812 г. Многие ждали освобождения крепостных крестьян. Но это произошло только в 1861 году. В 1855 году Александр II взошёл на престол. Царём Александром II был подписан манифест о крестьянской вольности, за что его прозвали освободителем. С именем Александра связано много изменений в стране.

    Слайд 7

    С именем Александра связано много изменений в стране. В России строились железные дороги, развивались города, появлялись заводы и фабрики. Солдаты стали служить не 25 лет в армии, а 6 лет. Создавались новые учебные заведения. Царствование Александра было прогрессивным для России. Он провёл важные реформы: Были созданы земства – местные выборные органы Возникло 20 тысяч народных училищ, женских учебных заведений - до 300. Возникло более 700 наименований газет и журналов. Увеличилась территория России на 355 000 кв. вёрст.

    Слайд 8

    Личность Александра была трагична. С 1866 года на его жизнь было совершено несколько покушений. От одного из них он погиб 1 марта 1881 года.

    Слайд 9

    Работа по учебнику. Самостоятельно прочитайте статью «Петербург и Москва» на стр. 123-124. - Что изменилось в этих городах в ХIХ веке?

    Слайд 10

    Изменился городской быт. Улицы освещались сначала керосиновыми, а потом и газовыми светильниками. В конце XIX века появилось электрическое освещение.

    Слайд 11

    Конная железная дорога (конка)

    Слайд 12

    Отмена крепостного права Учитель истории и обществознания школы № 334 Петербурга Вагу Мария Викторовна

    Причины отмены крепостного права

    Почему реформу 19 февраля 1961 года называют Великой? Гусиное перо, которым Александр II Подписал Манифест об Отмене крепостного права в России «Я хочу остаться наедине со своей совестью». Император попросил всех выйти из кабинета. Перед ним на столе лежал документ, который должен был перевернуть всю русскую историю - Закон об освобождении крестьян. Его ждали долгие годы, за него сражались лучшие люди государства. Закон не только ликвидировал позор России - крепостное право, но и давал надежду на торжество добра и справедливости. Подобный шаг для монарха - трудное испытание, к которому он готовился всю жизнь, из года в год, с самого детства…

    «Существующий порядок владения не может быть неизменным. Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дождаться того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу» Александр II Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости На что намекал Александр II ?

    Количество земли у крестьян до реформы Отрезано земли у крестьян после реформы Обезземеливание крестьянства 15 нечернозёмных губерний 21 чернозёмная губерния 45500 1437 (9,9%) 14619 3825 (26,2%)

    Карикатура на крестьянскую реформу Почему карикатура на крестьянскую реформу была запрещена цензурой? «Я господа, в особенности люблю вас, потому что я сам помещик вашей губернии, и я первый дворянин в государстве…» Из речей Его императорского величества

    Скрытая надбавка за выкуп крестьянами своей личности Ценность земли по продажам 1854-1858 гг. Черноземные губернии Нечерноземные губернии Выкупные платежи по реформе 1861 года

    Положение 19 февраля 1861 года о крестьянах Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда, в порядке, указанном в настоящем Положении и в других вместе с оными изданных Положениях в Правилах.

    Помещики,сохраняя права собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют за установленные повинности в постоянное пользование крестьян усадебную их оседлость и, сверх того, для обеспечения им быта и для выполнения их обязанностей перед правительством и помещиком то количество полевой земли и других угодий, которое определяется на основании указанных в местных Положениях. «…» Положение 19 февраля 1861 года о крестьянах

    Помещики, наделив крестьян в постоянное пользование за установленные повинности землею, на основании местных Положений, не обязаны впредь ни в каком случае наделять их каким бы ни было сверх того количеством земли. Положение 19 февраля 1861 года о крестьянах

    Почему путь приспособления старых хозяйств к новым общественным условиям считался путем медленного отмирания гниющих частей, тяжелым и мучительным для народа? Всего по 43 губерниям Европейской России

    «Переход из крепостного состояния во временно обязанных(т.е. в омут) В поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» есть такая оценка реформы 1861 года: «…Распалась цепь великая. Распалась и ударила. Одним концом по барину, другим-по мужику» . Объясните эти слова

    Разгадайте зашифрованное в ребусе слово и продолжите фразу по смыслу? , И 1,2=Ф За правильный ответ - 3 балла

    Ответ: « Манифест об освобождении помещичьих крестьян из крепостной неволи»

    Разгадайте зашифрованное в ребусе слово и продолжите фразу по смыслу ПО, За правильный ответ - 3 балла

    Ответ: « Положение о крестьянах, вышедших из крепостной неволи»

    Историческая викторина Вопрос 1: Какое произведение убедило Александра II в необходимости отмена крепостного права? За правильный ответ - 1 балл

    Историческая викторина Вопрос 2: Какое прозвище получил Александр II в народе? За правильный ответ - 1 балл

    Историческая викторина Вопрос 3 Где и перед кем Александр II лично зачитал Манифест? : За правильный ответ - 1 балл В Михайловском манеже

    Вопрос 4 Кем был в период реформы Л.Н.Толстой? Историческая викторина За правильный ответ - 1 балл

    Историческая викторина Вопрос 6 Назовите автора поэмы «Кому на Руси жить хорошо», характеризующий период отмены крепостного права в России? За правильный ответ 1 балл

    Задача До отмены крепостного права крестьянин платил помещику оброк, равный 12 рублям. Какова будет выкупная сумма? За правильный ответ - 3 балла

    Выполнение расчётов После освобождения крестьянина помещик перестал получать оброк. 12 рублей х 100% За выкупаемую землю крестьянин должен заплатить столько, чтобы положив эти в банк под 6% годовых, помещик ежегодно получал бы прибыль, равную сумме Х (сумме оброка, которую до реформы платил крестьянин). Х = 6% В то время деньги можно было поместить в банк под 6% годовых. : 6% = 200 рублей

    Критерии оценки: 15 баллов – «5» 12 – 14 баллов – «4» 8 – 11 баллов - «3» 7 и менее баллов - «2»

    Использованные источники http://festival.1september.ru/articles/512440/ http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%F0%E5%F1%F2%FC%FF%ED%F1%EA%E0%FF_%F0%E5%F4%EE%F0%EC%E0_%E2_%D0%EE%F1%F1%E8%E8 http://www.home-edu.ru/user/uatml/00000754/histbibil/ist_otech/kreppravo.htm