Николай платоновский в контакте. Флорентийская платоновская академия. Диссертация: введение по экономике, на тему "Организация управления региональным рынком молочной продукции"

Программа:
I отделение:
Двенадцать прелюдий из фортепианного цикла «Буковинские песни» (Первое исполнение в России) , солист – Алексей Гориболь
«По канве Астора» для фортепианного квартета – две пьесы для скрипки и фортепиано из музыки к к/ф «Закат»: «Смерть Авессалома», «Танго»,
Hommage à Astor Piazzolla – две транскрипции танго: «Счастье мое» (Е. Розенфельд), «Утомленное солнце» (Е. Петербургский)

II отделение:
Песни советских композиторов и другие фрагменты музыки к к/ф «Москва»

Исполнители:
Алексей Гориболь (фортепиано),
Александр Тростянский (скрипка);
Солисты оркестра Большого театра России и Воронежского театра оперы и балета

Платоновский фестиваль продолжает знакомить публику с современными композиторами и представляет в своей программе авторский вечер Леонида Десятникова.

Леонид Десятников - один из самых исполняемых современных российских композиторов. Лауреат Государственной премии РФ, заслуженный деятель искусств России.

Родился в Харькове (Украина). После окончания школы при Харьковском институте искусств поступил на композиторский факультет Ленинградской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. Учился по классу композиции у профессора Бориса Арапова и по классу инструментовки у профессора Бориса Тищенко. С 1973 года живет в Санкт-Петербурге.

Будучи студентом 3-го курса, Леонид Десятников написал свою первую оперу «Бедная Лиза», которую режиссер Юрий Борисов поставил в московском Камерном музыкальном театре Бориса Покровского.

Написал музыку к фильмам «Закат» (1990), «Затерянный в Сибири» (1991), «Подмосковные вечера» (1994), «Серп и молот» (1994), «Мания Жизели» (1995), «Тот, кто нежнее» (1996), «Москва» (2000, за музыку к этому фильму награжден премией «Золотой Овен»), «Дневник его жены» (2000), получивший премию «Ника» как «лучший игровой фильм года», «Олигарх» (2002), «Космос как предчувствие» (2005).

С 1996 года интенсивно сотрудничает с Гидоном Кремером как композитор (Wie der Alte Leiermann..., камерная версия «Эскизов к Закату») и аранжировщик произведений Астора Пьяццоллы, среди которых - номинированная на «Грэмми» танго-оперита «Мария де Буэнос-Айрес».

Написал оперы «Никто не хочет петь, или Браво-брависсимо, пионер Анисимов», «Витамин роста», поставленные в Детском музыкальном театре «Зазеркалье», «Дети Розенталя» - в Большом театре; вокальные циклы - «Любовь и жизнь поэта» на стихи Николая Олейникова и Даниила Хармса, «Пять стихотворений Тютчева»; кантаты «Пинежское сказание о дуэли и смерти Пушкина» и «Дар» на стихи Гаврила Державина; «Свинцовое эхо» на стихи Джерарда Манли Хопкинса. Автор балета «Любовная песня в миноре» и других произведений.

Его музыка звучала на крупных музыкальных фестивалях в Локенхаусе (Австрия), Гштааде (Швейцария) и на «Декабрьских вечерах Святослава Рихтера». Она исполнялась такими оркестрами, как Немецкий симфонический оркестр Берлина и Симфонический оркестр Гевандхауса (Лейпциг).

Долгое время Десятников активно сотрудничал с Александринским театром, для спектаклей которого создавал музыкальное оформление. В 2009-2010 годы работал музыкальным руководителем Большого театра России.

Алексей Гориболь - выдающийся российский пианист. Заслуженный артист России, лауреат XI Международного конкурса камерной музыки в Трапани, лауреат I Международного конкурса имени Дмитрия Шостаковича Classica Nova.

Выступает в России и Европе, записывает CD, ведет музыкальные программы на Пятом канале («Ночь. Звук. Гориболь»), принимает участие в музыкальных фестивалях. Известен как увлеченный пропагандист музыки Леонида Десятникова и первый исполнитель ряда сочинений композитора. Музыкальный руководитель фильмов: «Дневник его жены» (режиссер - Алексей Учитель), «Москва» (режиссер - Александр Зельдович, Гран-при IV Международного биеннале кино- и медиамузыки в Бонне) и «Нет смерти для меня» (режиссер - Рената Литвинова).

С 2004-го по 2007 год руководил Фестивалем искусств в Костомукше (Карелия). С 2008 года - один из организаторов и руководителей Левитановского фестиваля в Плёсе. Художественный руководитель российско-финского музыкально-поэтического фестиваля «В сторону Выборга». Художественный руководитель Бриттеновских вечеров в Большом театре России (2013). С 2013 года - один из организаторов и руководителей ежегодного цикла музыкальных программ в Мультимедиа Арт музее (Москва).

Александр Тростянский - выдающийся скрипач, лауреат многих престижных музыкальных конкурсов и премий.

Концертировал более чем в 70 городах России и 25 стран мира, выступая в Большом зале Московской консерватории, Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, Концертном зале Де Дулен и Зале Jurriaanse (Роттердам), Студии Линбери Королевского театра Ковент-Гарден (Лондон), Гётеануме (Дорнах), Центре исполнительских искусств Кравис (Уэст-Палм-Бич), Шёнберг-холле (Лос-Анджелес), Театре «Хербст» (Сан-Франциско) и зале Вайль-холл Карнеги-холла (Нью-Йорк).

Скрипач сотрудничал с такими выдающимися музыкантами, как Александр Рудин, Алексей Любимов, Наталия Гутман, Юлий Туровский, Александр Мельников, Татьяна Куинджи, Денис Шаповалов, Жан-Гиен Кейрас. Является постоянным участником музыкальных фестивалей: «Mосковская осень», «Декабрьские вечера», «Музыка в церкви св. Михаила» (Гамбург), Фестиваль имени Олега Кагана в Кройте и других.

С 1997 года Александр Тростянский преподает в Московской государственной консерватории.

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Особенность современного этапа формирования региональных продовольственных рынков в условиях развития процессов агропромышленной интеграции состоит в постоянном совершенствовании интеграционных межотраслевых связей, зарождающихся в сфере производства, транспортировки, переработки, хранения и сбыта сельскохозяйственной продукции.

Организация управления региональным продовольственным рынком это комплекс мер, направленных на эффективное регулирование, развитие и функционирование как продовольственного рынка в целом, так и отдельных его составных элементов на всех стадиях движения сельскохозяйственной продукции с целью гарантированного обеспечения населения продовольствием и промышленности сельскохозяйственным сырьем.

Реформирование АПК за последние годы имело ряд негативных моментов, таких как возрастание неопределенности на продовольственном рынке, разрыв межотраслевых связей и диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и промышленных отраслей.

Преобразование организационных структур управления и изменение рыночной инфраструктуры молочного подкомплекса обуславливают необходимость поиска новых направлений и методов повышения эффективности экономического механизма регулирования рынка молочной продукции. Несмотря на развитие системы сертификации и стандартизации продовольственной продукции, антимонопольного регулирования и деятельности разнообразных союзов производителей и переработчиков молока проблема конкурентоспособности молочной продукции решается медленно.

В ряду существующих причин важное значение приобретает более эффективное освоение практикой развивающейся методологии и методики

регулирования региональных продовольственной с 9WJiWet)^btflcf9 Be

кооперации и интеграции производства и усиления роли и значения государства в формировании, регулировании и процессе работы продовольственных рынков.

Степень разработанности проблемы.

Проблемы продовольственных рынков и важнейшие аспекты их регулирования нашли отражение и развитие в работах отечественных и зарубежных экономистов: Ф. Котлера, М. Портера, Д. Росса, Ф. Шерера, Л.И. Абалкина, П.В. Акинина, Г.В. Беспахотного, А.Я. Лившица, В.Я. Узуна, С.С. Шаталина, ВА Добрынина, A.M. Гатаулина, А.П. Зинченко, В.В. Шайкина и других ученых.

В трудах этих ученых обоснованы принципиальные направления развития экономических методов регулирования продовольственных рынков в условиях агропромышленной интеграции и реформирования экономики. Однако в общей системе этих исследований остаются неразработанными такие актуальные для экономики АПК России вопросы как: закономерности возрастания функций регионального регулирования продовольственного рынка в обеспечении продовольственной безопасности региона, особенности насыщения рынка молочной продукции на основе усиления государственного регулирования региональной экономики.

Актуальность проблемы исследования с учетом недостаточной проработки перечисленных, а также других вопросов побудили автора к выбору темы и направлений данного научного исследования.

Цели и задачи исследования.

Целью настоящего исследования является анализ организационно-методических основ управления формированием и функционированием рынка молочной продукции в регионе, как существенного фактора сбалансированности и устойчивости всего регионального АПК, и определение основных направлений совершенствования организационно-

экономического механизма управления молочным подкомплексом региона.

В рамках этой цели поставлены и решены следующие задачи:

Исследована структура и основные тенденции в развитии рынка
молочной продукции АПК региона.

проанализированы отечественный и зарубежный опыт формирования и функционирования рынка молока и молокопродуктов.

разработан программно-аналитический комплекс для определения вариантных прогнозов развития регионального рынка молочной продукции

разработаны принципы и проект формирования организационного механизма по переработке и реализации молока.

предложен механизм организации системы регулирования регионального рынка молочной продукции.

Объект исследования.

Объектом исследования является региональный рынок молочной продукции, включая предприятия и организации, обеспечивающие производство переработку и реализацию молока и молокопродуктов.

Предмет исследования.

Предметом исследования является механизм управления формированием и функционированием рынка молочной продукции региона.

Методологическая и информационная база исследования

Методологической основой диссертации являются результаты фундаментальных и прикладных исследований отечественных и зарубежных ученых в области экономической теории, маркетинга, теории отраслевых рынков, межотраслевого функционально-экономического анализа.

В процессе исследования использовались законодательные и нормативные акты Российской Федерации, Смоленской области,

публикации и научные отчеты МСХА, ССХИ, анализировались экономические данные и методические материалы Госкомстата РФ и Смоленского областного управления статистики. Исследование проводилось с использованием методов системного и факторного анализа, анализа конъюнктуры региональных продовольственных рынков, экономико-статистичекого и абстрактно-логического анализа, данные личных наблюдений автора.

Научная новизна исследования.

Научная новизна исследования состоит в применении и развитии новых подходов к исследованию возможностей повышения эффективности регулирования рынка молочной продукции путем создания нового организационного механизма производства и реализации молока, повышению роли государства и региона в регулировании молочного рынка. Новые результаты, полученные автором состоят в следующем:

проведен комплексный анализ социально-экономических
факторов, обуславливающих необходимость реформирования

экономического механизма регулирования регионального рынка молочной продукции.

выявлены направления использования зарубежного опыта регулирования молочного рынка в отечественной практике.

Определены закономерности и основные тенденции развития
регионального рынка молока и молочной продукции.

разработан проект совершенствования организационного механизма по производству и реализации молочной продукции.

Предложен механизм государственного регулирования рынка
молочной продукции.

Практическая значимость работы

Полученные результаты исследования могут служить основой для формирования и реализации комплексной системы управления рынком молочной продукции региона РФ. Использование предложенного в работе

механизма государственного регулирования рынка молочной продукции будет способствовать сбалансированности и насыщенности рынка молочной продукции организации эффективного управления молочным подкомплексом. Предложенная модель предприятия по производству, переработке и реализации молочной продукции, и модель экономического регулирования рынка молочной продукции получили одобрение в областном комитете по сельскому хозяйству и продовольствию.

Апробация работы.

Основные положения работы опубликованы в тезисах докладов, сборниках научных трудов и статьях (всего 6 работ, общим объемом 5 печатных листов). Результаты диссертации были доложены и получили одобрение на научно-практической конференции ССХИ. Предложенная модель предприятия по производству, переработке и реализации молочной продукции, и модель экономического регулирования рынка молочной продукции получили одобрение в областном комитете по сельскому хозяйству и продовольствию.

Структура работы.

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Результаты поиска

Нашлось результатов: 3452 (0,97 сек )

Свободный доступ

Ограниченный доступ

Уточняется продление лицензии

1

статья посвящена Международному Платоновскому фестивалю, крупнейшему научно-просветительскому проекту, реализованному в русской провинции, и проходившим в его рамках VII Платоновским чтениям

слова: литературоведение, Международный Платоновский фестиваль, VII Платоновские чтения Abstract: The <...> , над которым работает платоновская группа ИМЛИ (Москва). <...> Корниенко, руководителя Платоновской группы ИМЛИ, и Е.В. <...> Антоновой, хранителя платоновского архива (Москва). <...> Буллок говорил о современной рецепции платоновских текстов в Великобритании.

2

М.: ПРОМЕДИА

Представлен обзор основных тематических направлений и исследовательских тенденций в российском и зарубежном платоноведении. В основе обзора - опубликованные за последнее десятилетие работы по творчеству и жизни Андрея Платонова.

вовлекать в исследовательское поле разные аспекты платоновского творчества. <...> Проблематика платоновского портрета освещена в работе А. <...> В кругу работ, посвященных платоновскому творчеству, отметим монографию В. <...> В некоторых работах платоновское творчество соотносится с идеями Ж. Батая37. <...> Гюнтер, является ослабление в платоновских произведениях с середины 1930-х гг.

3

В статье рассматриваются структурные характеристики романтических новелл Э.Т.А. Гофмана, напрямую восходящие к гносеологической модели неоплатонизма. Платоническая парадигма новелл обеспечивает универсальность и многозначность повествования.

Ломоносова; e-mail: а-a-s@yandeх.ru ПЛАТОНОВСКАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ В ПОЭТИКЕ Э.Т.А. <...> Фихте и выхода классических переводов платоновских диалогов, осуществленных Ф.Д.Э. Шлейермахером. <...> В соответствии с романтической идеализацией творящего субъекта платоновское восхождение к истине у Гофмана <...> Одна из самых часто повторяемых платоновских аллюзий в новелле связана также с мотивом анамнезиса, то <...> Однако символическое ядро тоже подвергается испытанию платоновской диалектики.

4

В статье анализируется вторая часть платоновского диалога “Парменид”. Отвергая предположения об изменении теории идей в результате ее критики в первой части диалога, автор статьи пытается показать, что гипотезы второй части диалога не содержат нового варианта платоновской онтологии, но косвенным образом свидетельствуют в пользу классической теории идей

С. 109–121 Единое не на потребу: к интерпретации второй части платоновского “Парменида”* Д.В. <...> Бугай В статье анализируется вторая часть платоновского диалога “Парменид”. <...> Каково же действительное значение платоновского “Парменида”? <...> Ничего не говорит об изменениях в платоновской теории идей и Аристотель. <...> От смысла платоновских слов при таком подходе мало что остается. С.

5

М.: ПРОМЕДИА

Рассматриваются итоги платоновской конференции, которая проходила в Гентском университете. Центральная проблема конференции: как изменилось научное и читательское восприятие личности и творчества Платонова за последние 30 лет.

Итоги Международной платоновской конференции, Гент, 26–28 мая 2011 C 26 по 28 мая 2011 г. в Гентском <...> Дужиной, он дает надежную опору для интерпретации платоновских образов, понимания авторской позиции. <...> Обычно платоновская Москва рассматривается как сатирический образ, «полемизирующий» с современным писателю <...> Мурата указал на «высокую театральность», «сценичность» платоновских пьес, наличие в них элементов цирка <...> Бродским) рассматривать платоновское творчество в рамках реалистической традиции.

6

Таким образом, Грилл у Плутарха развивает мысль аристотелевскую, но аргументы черпает в платоновских <...> Слова Грилла, почти буквально воспроизводя платоновские формулировки, прямо отсылают к источнику - к <...> позиций с коррект� ным, а не софистическим использованием платоновских текстов. <...> Известно, что он был выучеником платоновской школы, одним из представителей так называемого Сред� него <...> Именно они могли уловить, как хитроумно плутарховский Грилл препарирует платоновские тексты.

7

Рассматривается культурная преемственность творчества А.П. Платонова и М.Е. Салтыкова-Щедрина. Прослеживается общность их судеб, отмечается сходство художественных систем и приемов, а также некоторых литературных типов

Платоновская сатира - это царство советских «помпадуров» и «ташкентцев». <...> Не отстают от щедринских и платоновские высокопоставленные чиновники. <...> Может показаться, что платоновские бюрократы гуманнее. <...>Платоновский Шмаков доводит до абсурда мечты щедринских «помпадуров». <...> Интересный тип платоновских «дураков» являют собой чевенгурцы.

8

Рецензируется новая книга об А.П. Платонове. Ее автор доктор филологических наук, профессор Воронежского государственного университета Т.А. Никонова, опираясь на достижения современного платоноведения, анализирует избранные прозаические и драматургические произведения писателя, позволяющие проследить эволюцию художника в контексте ключевых событий XX века. Обращено внимание на проблемы периодизации платоновского наследия, основные категории художественного мира Платонова, типологии литературных героев. Освещены вопросы судьбы писателя в литературной критике и современной литературоведческой науке.

Обращено внимание на проблемы периодизации платоновского наследия, основные категории художественного <...> С отчетливым чувством платоновской гуманистической, социально-исторической концепции Т. <...> Журналистика. 2013, №252 платоновских текстов», помочь ориентироваться в мире идей писателя, «а через <...> Для этого автору необходимо войти в мир платоновской поэтики, постичь основные законы художественного <...> наследия и его судьба в критике», «Основные категории платоновского художественного мира».

9

Своеобразным развитием античной философско-антропологической мысли индивидуалистического направления является философский образ человека в учении Сократа, который открывает новый план существования человека не как индивида вообще, а как субъекта сознательного мышления. Майевтика как личностно переживаемый интеллектуальный поиск истины концентрирует понятие «меры» не в человеке и не в сознании, а в «осознанном» мышлении, направленном не на «фисиологическую» причинность, необходимость, судьбу, а на поиск знания, которое соединит в себе благо (моральность), смысл и общее. «Моральный» интеллектуализм Сократа обозначает новую бытийственную характеристику человеческого мышления – направленность мышления на поиск общего, заключенного в понятии.

Попперу назвать философию человека Платона философией падения человека, а платоновские законы человеческого <...> Человек в платоновском «многослойном» универсуме бытия вписан в этот объективный порядок сущностей и <...> Фёдорова платоновскую философию истории. <...>Платоновский универсальный органицизм, когда он говорит о космосе как «если бы он был животным» в понимании <...>Платоновское благо, добро как высший вид мирового позитива, порядка, «всеобъемлющая совокупность всех

10

В статье на материале творчества А. П. Платонова начала 1920-х годов рассмотрены проблемы философии пространства, связанные с центральной для идейно-эстетической системы писателя идеей странничества. Исследуется своеобразие топографического хронотопа воды/реки, участвующего в качестве образа-символа в создании картины мира, и смысловые аспекты образа Волги в его публицистических и поэтических текстах. Прослеживается, как выражается в тексте хронотоп реки/воды, как связанные с водной стихией смыслы реконструируются через бытование в сознании героя, а пространственные образы выступают субстанциями его внутренней жизни. Доказывается, что писателя интересует не столько внешняя сторона событий, сколько исторические сдвиги, которые происходят в мировоззрении героев, что в центре его внимания национальный характер, свободная личность, существование которой вносит в жизнь свою форму и свое содержание. В статье демонстрируется, что в сюжетах прозы и поэзии Платонова доминируют пространственные начала. Образсимвол реки/воды участвует в создании индивидуальной картины мира, выражает у Платонова главные идеи произведения. Вода здесь выступила в качестве метафоры времени. В символике Платонова выявлено глубокое смысловое содержание, которое всегда проявлено в конкретных, географически точных координатах. Читая Платонова, мы представляем себе пространство, в котором человек находится в двух измерениях - реальном и воображаемом. Он - часть этой дипластии бытия. Ощущение неприкаянности, неустроенности в мире заставляет его быть в движении, искать в пространстве предметы и явления, связанные с экзистенцией человека. Вовлекая их в непрерывное движение, протагонист обращен к первоосновам жизни. У Платонова таким началом земного бытия - «веществом существования», поддерживающим равновесие между организмом и природной средой, - является вода

Идея духовного странничества станет важнейшим импульсом платоновской художественной онтологии. <...> Волга стала второй по частоте упоминания в ранних платоновских текстах рекой. <...> Вовлекая их в свое странствование, платоновский протагонист обращен к первоосновам жизни. <...> Из одной платоновской философемы рождается целый комплекс слов-смыслов. <...>Платоновская «географии мысли» выстраивается из целого ряда взаимодополняющих топосов.

11

В статье определяются контуры коммуникативной концепции поэтического текста на фоне дискурсивного понимания любой коммуникативной деятельности и в связи с обвинениями, выдвинутыми в “Государстве” Платона против поэтов (подражательность, обращенность к неразумному началу, незнание предмета, коварное очарование и чуждость философии). Главным возражением Платону и одновременно исходным пунктом осмысления поэтического текста является коммуникативное действие, производимое поэтом вместо признаваемого Платоном подражания (или “создания призрака” реальности). Определение специфики поэтического оборачивается рассуждением об особенностях формы коммуникативного действия и его дискурсивных параметрах. Подбором содержательных и формальных средств поэт как коммуникант добивается остраннения своего коммуникативного действия. Отношения автора и адресата составляют одну из главных проблемных зон, возникающих при поэтическом модусе их взаимодействия

Однако платоновская концепция поэтического творчества (вовлекаемые в нее объекты и связи) затрагивают <...> Однако в контексте платоновской (и элейской) философской схемы самым первым образцом, “первообразом”, <...> При этом живописец в платоновской аналогии всегда исполняет роль наиболее наглядного примера. <...> Здесь, чтобы избавить платоновские рассуждения от подозрений в глубокой архаичности и старомодности, <...> Похожим “смыслословесным” образом устроена процедура этимологического анализа (как платоновского или

12

В статье исследуется общая проблематика романа А.П. Платонова «Счастливая Москва», а также характер представления в этом произведении одной из главных тем платоновского творчества – темы счастья. Автор статьи анализирует трактовку этой темы в «Счастливой Москве» и сравнивает ее с трактовками в других крупных произведениях Платонова, прежде всего «Чевенгуре» и «Котловане». Если в текстах рубежа 1920–30-х годов Платонов размышляет о том, насколько возможны и допустимы рациональные модели построения нового счастливого общества, то в «Счастливой Москве» в центре внимания оказывается идея органического течения жизни. Обосновывая данное положение, автор статьи уделяет особое внимание раскрытию характера главной героини романа – Москвы Честновой. Образ Москвы также анализируется в контексте платоновского творчества 1920–30-х годов, исследуется не только его значение в системе персонажей романа, но и соотношение с персонажами других крупных платоновских текстов этого периода, а также русской литературной традицией предшествующей эпохи. Автор статьи доказывает, что определяющими свойствами характера и сознания Москвы Честновой являются именно способность к восприятию органики жизни и чувство причастности к общему жизненному потоку, что и позволяет героине ощущать себя счастливой в любых жизненных обстоятельствах. Основная идея статьи подтверждается посредством анализа лейтмотивной системы романа: выявлен круг лейтмотивов «Счастливой Москвы», исследованы их роль и значение в раскрытии идеи романа, а также семантическое наполнение некоторых лейтмотивов в творчестве Платонова в целом.

Платонова «Счастливая Москва», а также характер представления в этом произведении одной из главных тем платоновского <...> Образ Москвы также анализируется в контексте платоновского творчества 1920–30-х годов, исследуется не <...> только его значение в системе персонажей романа, но и соотношение с персонажами других крупных платоновских <...> работал с 1932 по 1936 год, является, с одной стороны, органичным продолжением круга идей и образов платоновских <...> Пусть они мыслят крайне своеобразно, по-платоновски , пусть логика их размышлений часто парадоксальна,

13

Интерпретация творчества Андрея Платонова в современном англоязычном литературоведении монография

М.: МГУП имени Ивана Федорова

Монография вводит в научный оборот важный новый материал - интерпретацию творчества Андрея Платонова, предложенную англоязычными литературоведами. Изучение восприятия творчества Платонова в англоговорящих странах позволяет глубже понять творчество этого сложного писателя. В данной работе раскрыты генетические и сравнительно-типологические связи русского и англоязычного литературоведения, проанализированы переводы платоновских произведений на английский язык и раскрыты связи творчества этого писателя с русской философией.

Ежегодно проводятся международные платоновские семинары (ИРЛИ РАН), в ИМЛИ РАН проходят регулярные платоновские <...> конференции, платоновские чтения в Воронеже (ВГУ). <...> Отсюда интерес англичан к платоновским чудакам и «юродивой фразе» Платонова. <...> Другая трудность в случае перевода на английский язык платоновских текстов состоит в том, что платоновский <...>платоновской прозы.

Предпросмотр: Интерпретация творчества Андрея Платонова в современном англоязычном литературоведении.pdf (0,7 Мб)

14

Возможны различные подходы к абсорбции и современному применению модусов и техник мышления, представленных как в общей схеме пайдейи Академии, так и в диалогах Платона, главной особенностью которых является – в отличие от современных стилей – обучение не так знанию систем философии, как пробуждению и интенсивной тренировке живой способности самостоятельной рефлексии

Канд. филос. наук, зав. отделом философии ИНИОН РАН ПОНИМАНИЕ ПЛАТОНОВСКОЙ ТЕХНИКИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ <...> & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Понимание платоновской <...> Целью платоновской философии является мудрость и бессмертие, достигаемые возведением (αναγογη) души, <...> Именно этим оживляется платоновский диалог, который отказывается обманывать и обманываться, разоблачая <...> Можно сказать, что первым принципом платоновской этики и является необходимость «стать подобным Богу»

15

М.: ПРОМЕДИА

Рассматривается мифологема няни Пушкина как структурная единица пушкинского мифа. Показано, как развертывание содержания мифа в литературе 20 в. постепенно снимает исходные противоположности, лежащие в его основе. Тексты А. Платонова и Ю. Дружникова представлены как члены бинарной оппозиции, а произведения Ю. Тынянова и К. Арбенина как медиаторы.

времени и особенно «платоновских » сирот Насти и Саши Дванова. <...>Платоновское понимание значения Пушкина сближается с прочтением пушкинского мифа его современником В. <...> Образ няни может быть воспринят в контексте «задумавшихся» платоновских героев. <...> Маша - инвариантный платоновский образ несчастного замученного ребенка на голой земле. <...> В такие же «сокровенные», нелепо опасные игры играет платоновский Пушкин и с другими персонажами.

16

В статье анализируется центральный аспект плотиновской критики учения Аристотеля о категориях - его критика аристотелевской трактовки сущности. Его аргументы на этот счет делятся на две группы: аргументы, исходящие из традиционных платонических допущений, и аргументы, призванные продемонстрировать непоследовательность построений самого Аристотеля. Первые предсказуемо исходят из постулата об онтологическом приоритете универсального перед единичным. Вторые, в свою очередь, показывают, что два критерия, которым должна удовлетворять аристотелевская первая сущность (быть вот этим, т.е. единичной вещью, и быть независимой от других объектов) не могут выполняться одновременно. По логике Плотина, единичная вещь зависит от своей формы, что находится в согласии с аристотелевским принципом о первенстве актуального перед потенциальным; по этой причине, она не отвечает второму критерию. Таким образом, онтология единичных объектов, содержащаяся в «Категориях» и «Метафизике», оказывается под вопросом.

Онтологии Платона и Аристотеля: основные положения Платоновская онтология в ее классическом варианте <...> Онтологическая интуиция Аристотеля прямо противоположна платоновской . <...> Таким образом, уже в «Категориях» Аристотель переворачивает платоновскую онтологию. <...> Аргументы, опирающиеся на каркас платоновской онтологии, вряд ли можно считать убедительными. <...> Учебник платоновской философии / Пер. Ю.А. Шичалина // Платон. Собр. cоч.: В 4 т. М., 1994. Т. 4.

17

В таком понимании прекрасного в «Предисловии» слышны не руссоистские, а платоновские обертоны. <...> Вольпе также писал, что в «Предисловии» нетруд� но «распознать романтическую трактовку платоновского <...> Он дополня� ет его рядом идей из другого платоновского диалога - «Федра» (хотя и не указывает его). <...> Жуков� ский, подобно платоновскому Сократу, открыто выражал восхищение своим молодым другом и следил <...> Правда, в этой «маленькой трагедии» отсутствует одна ключевая тема «Предисловия» и его платоновского

18

М.: ПРОМЕДИА

Типология персонажей выстраивается в статье согласно позиции самого автора или главных героев. Каждая группа персонажей имеет культурных "предшественников". Так, "предки" платоновских странников - богомольцы, механики - "отродье старинных мастеров". В определенную культурную традицию вписываются и маргинальные на первый взгляд чевенгурские строители. Феномен юродства позволяет объяснить странности поведения, мышления, мировоззрения главных героев романа "Чевенгур".

Так, «предки» платоновских странников - богомольцы, механики - «отродье старинных мастеров». <...> Особо должен быть поставлен вопрос о женском типе в платоновских произведениях, который представляется <...> Яблоков назвал эту группу персонажей наиболее соответствующей платоновскому миропониманию. <...> В связи с этим особенно интересно исследование речи платоновских персонажей. <...> Особенно это наблюдение может быть интересно при попытке описать природу платоновского юмора.

19

Андрей Платонов… и другие. Языки русской литературы ХХ века

М.: Языки славянской культуры

В книге на примерах прозы Платонова и Шаламова (но также: Набокова, Шолохова, Булгакова, Л. Андреева, Пильняка, Пришвина, Есенина, Солженицына… - русских писателей ХХ века) - ведется разбор избранных, ключевых у каждого из них тем, сюжетов, мотивов, приемов или просто слов и языковых выражений, которыми пользуется каждый и которые отличают одного от другого. Автор этой книги по образованию лингвист, так что основное внимание уделяет особенностям языка исследуемых писателей (это почувствует читатель в Разделе I - Платонов): эта часть с некоторыми поправками соответствует книге, написанной десяток лет назад. Не менее языка интересна автору еще и точка зрения, т.е. загадочная множественность повествователей и разных ракурсов события, что названо Шаламовым «новой прозой» или даже «Антироманом», и что должно быть отнесено к нарратологии. Об этом пойдет речь в Разделе II - Шаламов. Путь от рукописи к напечатанному тексту, с элементами текстологического анализа, стилистика, включение в текст диалектных слов и экзотизмов - темы Раздела III - И другие: тут, собственно говоря, будет продолжено выяснение того, на основании чего и насколько надежно мы в состоянии определить авторство текста, грубо говоря: чем один писатель отличается от другого? В целом книга составлена из статей, написанных в последние двадцать лет.

Примерами этого Платоновский текст изобилует. <...> Мысль Платоновских героев увязает и тут. <...> Статистически это скорее Платоновский прием. <...> (И это еще не конец Платоновской фразы…!) <...> Вполне Платоновская сценка.

Предпросмотр: Андрей Платонов… и другие. Языки русской литературы ХХ века.pdf (0,5 Мб)

20

В рецензии содержится краткий обзор вышедшей в Белградском университете коллективной монографии о поэтике повести А. Платонова «Ювенильное море». Отмечается, что в диалоге с предшественниками участники проекта предлагают современное прочтение повести, рассматривают такие проблемы, как «система точек зрения», языковые практики, нарративные стратегии, аллюзии и реминисценции, эволюция стиля, гендерные роли и система персонажей, пространственная структура произведения, художественная топика, наука и миф в творческом сознании писателя, аксиологические модели, феномен пародийности, способы воплощения авторской позиции.

Сборник подготовлен участниками Международного Платоновского семинара, созданного в 2011 году. <...> о юном времени», опираясь на известные специалистам описания семантических деформаций в стилистике платоновских <...> произведений, однако свою задачу видит в том, чтобы сравнить «платоновское обращение с языковым материалом <...> В статье намечены подходы к изучению платоновской «амбивалентной» поэтики: «двойственностью» отмечена <...> стилистика повести: «утверждение различий» на «одном уровне платоновского текста сопровождается снятием

21

Центр античной и средневековой философии и науки (ЦАСФиН) начал работать в 2004 г. в Институте философии как неформальное содружество специалистов, объединившихся вокруг организованного В.В. Петровым ежемесячного межинститутского семинара по истории античной и средневековой философии. В 2009 г. решением Ученого совета ИФ РАН на базе сектора «Философских проблем истории науки» была создана научно-исследовательская группа «ЦАСФиН», а в 2011 г. – сам сектор был преобразован в сектор античной и средневековой философии и науки.

<...> <...> <...> <...>

22

Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова

В статье оцениваются и анализируются концепции об идеальном в советской философии. В центре внимания автора находятся 1960–1980-е годы, когда в советской философии разгорается дискуссия по поводу концепции Э.В. Ильенкова, рассматривающего идеальное как форму (схему, структуру) практической деятельности. Такое представление противоречило общепринятой точке зрения, согласно которой свойством идеальности обладала лишь психика. Позиция Э.В. Ильенкова была усилена концепцией М.А. Лифшица, подчеркивавшего, что основания идеального нужно искать в эталонных объектах природы. В этом случае идеальность и идеал оказывались тождественными понятиями. Оппонентом Э.В. Ильенкова и М.А. Лифшица выступил Д.И. Дубровский, считавший местом локализации идеального только сознание человека. В 1980-х годах появляется концепция Д.В. Пивоварова, который пытается синтезировать три указанные точки зрения. Он отмечает, что каждая концепция отражает один из этапов существования идеального – его эволюцию от природного эталона к форме практической деятельности человека, в результате которой возникает субъективный образ объекта в виде знания о нем. Автор настоящей статьи приходит к выводу, что исследуемая проблема так и осталась нерешенной. В качестве наиболее легкого варианта решения предлагается рассматривать ее как языковую проблему: не называть идеальным то, что находится за пределами сознания. Но в этом случае возникает эффект теоремы К. Геделя: невозможно полностью объяснить идеальное при помощи самого же идеального (мысли, чувственного образа). Если же соглашаться с тезисом об объективном существовании идеального, то нужно признать верность платоновского учения об идее.

Юнг – об архетипах как тождественных платоновским идеям психических феноменах, основы которых следует <...> Отголоски платоновской концепции идей можно обнаружить и в эпистемологическом конструктивизме в виде <...> Пожалуй, последней трансформацией этой платоновской парадигмы является теория фракталов, обретающая все <...> Всеобщность идеального Лифшиц объясняет в духе платоновской традиции: идеальное есть образец, эталон, <...> Добавим, что указанный эталон поразительно напоминает платоновскую идею.

23

М.: ПРОМЕДИА

Специфика платоновской утопии проясняется Гюнтером и в соотнесении с другим русским мыслителем - Н. <...> 30.10.2013 13:35:0230.10.2013 13:35:02 Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» 219 «Платоновская <...> Например, жертвенность - неизменную черту платоновских «чудаков» - он представляет как «отпечаток пролетарской <...> (с. 105), незащищенность, а связанный с нею мотив сиротства вообще «является как бы экзистенциалом платоновского <...> Этим противоречивым соединением жажды перелома и сохранения прошлого Гюнтер объясняет и глубину платоновской

24

В статье рассматриваются структурные особенности романтической новеллы Э.Т.А. Гофмана «Золотой горшок», напрямую восходящие к моделям архаической сказки и неоплатонизма. Архетипическая основа сюжета и неоплатоническая парадигма выступают в новелле в синкретическом единстве и обеспечивают повествованию универсальность и многозначность.

Пребывание Ансельма в кристалле равнозначно платоновскому падению души в чуждый ей материальный мир, <...> При этом характерно, что череда платоновских падений и восхождений души затрагивает в «Золотом горшке <...> Присутствие материального начала в разных душах неодинаково, и неудивительно, что, как и в платоновском <...> Поэтика «Золотого горшка», без сомнения, вообще тесно сплетается с платоновской гносеологией. <...> Weltschmerz), платоновский анамнезис, оформленный в новелле в духе сентиментально-руссоистской традиции

25

Гюнтер считает, что платоновский текст высылает человека не «вперед, в будущее», но «к вечному уст� ройству <...>Платоновские «бригады рабочих», указы� вает Гюнтер, больше похожи на монашеские общины, кружки единоверцев <...> Подобно большому числу наших коллег, в известном стремлении платоновского героя вырыть яму и спрятаться <...> Теми же причинами объ� ясняется презрение и недоверие платоновского героя�филосо� фа к пищевому питанию <...> Для платоновского ге� роя это не предмет или вещь, но равноправный партнер - по труду и жизни в этом

26

В статье рассматривается содержание и значение понятия «пайдейя» в интерпретации немецкого филолога В. Йегера и философа М. Хайдеггера.

Хотя тут, скорее всего, нет «короткой зависимости», заведомо ограничивающей толкование платоновской (<...> Связывая понятие культуры с новоевропейской картиной мира, с ценностной мыслью, трактуя платоновское <...> В частности, разбирается платоновская «Притча о пещере» (Государство, VII, 514 а – 517 а). <...> В платоновском понятии идеи, говорит Хайдеггер, заложена необходимость взгляда на сущее23. <...> Хайдеггер, как мы видели, мыслит платоновскую «идею» и ее связь с образованием совсем иначе.

27

М.: ПРОМЕДИА

Статья посвящена малоизученному аспекту платоноведения - авторской сказке. В работе затрагиваются проблемы жанровой специфики авторской сказки, реконструируются некоторые принципы создания жанра, анализируется место и роль условности в "несказочной" прозе Платонова. Это позволяет сделать вывод о том, что жанр сказки чрезвычайно органичен для творческого метода писателя: анализируемые в статье сказки отвечают как политическим и моральным воззрениям автора, так и общественным установкам эпохи. Сказки Платонова осмысляются как самостоятельная художественная форма, аллегорически, в синтезе фантастики и узнаваемой реальности раскрывающая эстетическую и мировоззренческую специфику творчества Платонова.

По поэтике они близки к фольклорным оригиналам, в их языке нет специфической платоновской усложненности <...> Разнообразие платоновских произведений рождается не за счет характеров, а за счет ситуаций, в которых <...> Так, оригинальный платоновский зачин задает магистральную линию сюжета сказки: Дуня, хоть и не такая <...> Интересно, что за два десятилетия до написания платоновских сказок в сказках И.С. <...> Однако сказки сборника «Волшебное кольцо» не стоит выносить за скобки платоновского творчества, ведь

28

В статье авторы представляют философско-психологическую интерпретацию идей античного философа Платона. Структуры в виде «идей», «форм», «эйдосов» открыл именно Платон. Он различал реальный мир, где живут люди и мир теней. В основу всех вещей он заложил новое содержание – числа. Платон трактовал человеческое поведение как поведение куклы, которая управляется с помощью нитей: внешних и внутренней (разума). Человеку необходимо сделать выбор нити, которая при управлении человеком делает его добрым, деятельным и высоконастроенным. Специалист по исследованию Платона А. Ф. Лосев выразил платонизм в двух-трех фразах. На основе проведенного анализа философ утверждал, что «центр платоновской философии заключается в понятии Эйдоса и что этот эйдос, как мы говорили выше, обоснован, так сказать, и сверху, и снизу. Сверху он обоснован как порождение сверх-сущего Единого, снизу как лоно, само порождающее из себя путем перехода в становление, Душу, которая как бы заново вычерчивает лик Эйдоса, превращая его в софийный символ и тем самым в модель, в Парадигму, в Демиургию, порождающую в дальнейшем Космос. Отсюда платонизм в сущности есть учение о трех или четырех ипостасях, диалектически развертывающих бытие во всей его целостности, – о Едином, Уме (Эйдосе, Идее), Душе и Космосе. Хотя Платон не пользовался этой терминологией, но предложенная Лосевым формула «всего Платона» есть анализ с использованием обобщающих терминов ядра этой философии. В учении Платона об основных онтологических субстанциях, по мнению Лосева, «Единое» есть ничто. Оно – основа всякого бытия и всей действительности. В нем скрыты не только идеи вещей, но и сами вещи, а также их становление. «Ум» – это одна из способностей Души. Своим предметом он имеет сущность вещей, но не их становление. «Ум» в платоновском понимании есть жизнь в предельном обобщении. «Ум» воплощен в «космосе». «Душа» объединяет Ум вместе с идеями, его составляющими, и телесный мир. «Душа» отличается вечной подвижностью. Она в каждой вещи и во всем «космосе» одновременно. «Космос» – это вечный первообраз или образец, это своего рода организм идеи, а точнее, идея как организм, который находится в космических пропорциях. Дальнейшее развитие первообраза приводит к триаде: тело «космоса», душа «космоса» и ум «космоса». В своих диалогах Платон доказывал наличие врожденного знания.

На основе проведенного анализа философ утверждал, что «центр платоновской философии заключается в понятии <...> «Ум» в платоновском понимании есть жизнь в предельном обобщении. «Ум» воплощен в «космосе». <...> В платоновском диалоге «Менон» доказывается наличие врожденного знания. Познание есть воспоминание. <...> «Ум» в платоновском понимании, есть жизнь в предельном обобщении. «Ум» воплощен в «космосе». <...>Платоновский объективный идеализм и его трагическая судьба // Философия.

29

Мифология языка Андрея Платонова [монография]

М.: ФЛИНТА

В работе исследуется явление мифологизации языковой картины мира в художественной прозе А. Платонова на материале словоупотреблений общественно-политической лексики в произведениях 20-30 гг. на тему Октябрьской резолюции. Работа предназначена для лингвистов, литературоведов, социологов, культурологов, специализирующихся на изучении феномена идеологизации массового сознания, преподавателей и студентов гуманитарного цикла, а также для всех, кто интересуется творчеством А. Платонова в контексте современной культуры.

Платонова является ее мифологическое переосмысление в языковой картине мира героев платоновской прозы <...> Многими исследователями отмечается такая черта платоновской прозы, как ориентация на «коренные вопросы <...> Бочаров 1971) в платоновский «редуцированный сказ», при 1 Ср. еще один вывод цитировавшегося автора. <...> «Платоновская метафоричность имеет характер, приближающий ее к первоначальной почве метафоры - вере в <...> Но в платоновской прозе схвачен сам процесс этого сближения, обнажен его мифологический характер.

Предпросмотр: Мифология языка Андрея Платонова.pdf (0,3 Мб)

30

Анализ эволюции взглядов молодого А. Платонова. Рассмотрен естественнонаучный и философский контекст творчества писателя рубежа 1910-1920-х годов. Выявлены принципиальные особенности платоновского миропонимания.

Выявлены принципиальные особенности платоновского миропонимания. <...> Очевидно, платоновские газетные материалы должны были выполнять просветительскую функцию. <...> В связи с этим можно вспомнить такие платоновские строки: «Человек - отец бога. <...> Однако платоновское ощущение богооставленности, по словам А. <...> В этом еще раз проявилась имманентная противоречивость платоновского мировоззрения.

31

В статье анализируются рассказы А. Платонова о Великой Отечественной войне в свете творческих стратегий писателя. Выясняется специфика художественной рефлексии писателя о прошлом и будущем русского народа, несовпадение дискурса, реализованного в военной прозе А. Платонова, с идеологией и практикой советской печати, соотношение художественного и пропагандистского дискурса. Исследуются способы воплощения «мнения народного», идеалов и ценностей демократического сознания. Предметом анализа является художественная прогностика писателя в условиях подцензурного повествования.

В платоновской прозе военных лет практически не упоминаются полководцы разных времен, тогда как многих <...> С. 2], тогда как в платоновском рассказе «Оборона Семидворья» бойцы переделывают известные слова Александра <...> Существенно, что в платоновских рассказах фронтовых лет явно минимизированы или полностью отсутствуют <...> В оригинальном платоновском тексте значимы замены в устойчивых словосочетаниях. <...> Думы о послевоенном устройстве мира в платоновской прозе озвучены поразному.

32

М.: ПРОМЕДИА

Рассматривается проблема реконструкции картины мира Андрей Платонова по данным языка писателя. Критически оценивается метод комментирования платоновских выражений с помощью предположений, представляющих собой стандартные языковые обороты.

Андрея Платонова по данным языка писателя и критически оценивает метод комментирования специфически платоновских <...> Ключевые слова: картина мира писателя, метод комментирования, предположение, специфически платоновские <...> В работе разобрано более 200 специфически платоновских словосочетаний из различных произведений писателя <...> Тут платоновское несколько странное сочетание питал озабоченную нежность, как считает М.Ю. <...> Если предположить, что симпатия есть некая материальная субстанция, то платоновское сочетание обладал

33

в статье анализируется дискурс сочинительства, реализованный в рассказах А. Платонова первой половины 1920-х годов, как одна из проблем творческой самоидентификации писателя. Отмечается, что образ «сочинителя», не ставящего перед собой общественно значимых задач, является в рассматриваемых произведениях объектом сатирического изображения. Внимание читателя заостряется на «сомнительном нарративе», позволяющем различать оценочные слои художественной мысли, неприемлемые для прозаика модели авторского поведения

В платоновской прозе 1920-х годов значительное место отведено «сочинителям», проблемам их «происхождения <...> В радикальном обновлении задач искусства, в изменении самой природы «писательства» платоновский рассказчик <...> В платоновских произведениях начала 1920-х годов появляются нарративные практики, не всегда совпадающие <...> Рассказ «Крюйс» (1926) содержит сюжетно-смысловые «зерна», которые прорастут через два года в платоновские <...> Заключая, отметим, что представленные в платоновских рассказах писания «сочинителей», очень разных по

34

Парижа, Центром интеллектуальной истории ИВИ РАН, Национальным центром научных исследований (Париж), Платоновским <...> Греческое словосочетание в заглавии книги дословно переводится как «Платоновские изыскания». <...> Это наименование понято авторами в расширительном смысле – как исследования, посвященные Платону и платоновской <...> Карла Ранера; изучается история использования понятия «ипостась» применительно к высшему бытию в платоновской <...> Публикуется первая часть комментария Плутарха Херонейского на учение о происхождении души в платоновском

35

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ РЫНКОМ МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ АВТОРЕФЕРАТ ДИС. ... КАНДИДАТА ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК

М.: МОСКОВСКАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ К. А. ТИМИРЯЗЕВА

Цели и задачи исследования Целью настоящего исследования является анализ организационно методических основ управления формированием и функционированием рынка молочной продукции в регионе как существенного фактора сбалансированности и устойчивости всего регионального АПК, и определение основных направлении совершенствования организационно-экономического механизма управления молочным подкомплексом региона.

На правах рукописи ПЛАТОНОВСКИЙ Николай Геннадьевич ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ РЫНКОМ МОЛОЧНОЙ <...>Платоновский Н.Г. <...>Платоновский Н.Г. <...> Научные груды международной научно-практической конференции ученых МАДИ, МСХА, ЛНАУ, 2003 С 20 22 4 Платоновский <...> Научные труды международной научно практической конференции ученых МАДИ, МСХА, ЛНАУ, 2003 С 6Й-69 5 Платоновский

Предпросмотр: ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ РЫНКОМ МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ.pdf (0,0 Мб)

36

На основе интерпретации регионального сейсмического разреза по Нижней Тунгуске, данных бурения и поверхностной геологической съемки были выполнены исследования геологического строения области сочленения Туруханской зоны дислокаций и Курейской синеклизы. В западной части выделяются четыре больших блока, разделенных разломами. Разломы характеризуются различным отображением в волновом поле сейсмических разрезов. В восточной части проходит граница сочленения Туруханского поднятия с Курейской синеклизой, для которой характерно субпараллельное залегание отложений

Вендские отложения представлены платоновской свитой (верхний венд-нижний кембрий) мощностью до 400 м, <...> серия), 27 - нижний кембрий (томмотский-атдабанский ярусы, краснопорожская свита), 28 - верхний венд (платоновская <...> Следует особо отметить, что в интервале, соответствующем вендкембрийским породам (костинская и платоновская <...> Голоярская-1) для интервала сейсмического разреза, соответствующего костинской и платоновской свитам, <...> На западе венд-кембрийские отложения представлены костинской и платоновской свитами и динамическая выраженность

37

Обосновывается положение о необходимости для понимания характера законов логики и математики признания наличия мира платоновских идей. С этой целью строится пифагоровский мир чисел, а затем и мир платоновских идей.

положение о необходимости для понимания характера законов логики и математики признания наличия мира платоновских <...> С этой целью последовательно строится вначале пифагорейский мир чисел, а затем и мир платоновских идей <...> Мир, в который мы теперь попали, есть мир «платоновских идей». <...> Конечно, данное утверждение не следует трактовать буквально, и я не случайно взял выражение «платоновские <...> Говоря о нашем платоновско -пифагорейском мире, я вполне осознаю и имею в виду, что в нем представлены

38

№3 [РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ с разделом "РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ", 2019]

Журнал «Русский язык и литература для школьников» адресован школьникам среднего и старшего возраста, всем тем, кто хочет стать грамотным человеком и интересным собеседником. Журнал поможет освоить сложные темы по русскому языку и литературе, выполнить домашнее задание, написать сочинение, подготовиться к олимпиадам и экзаменам. Публикует статьи по языкознанию, лингвистике и литературоведению, информацию о вузах, условиях приема и особенностях сдачи вступительных экзаменов, знакомит с новинками художественной литературы.

Но она выделяет иные смысловые начала платоновских произведений. <...> Правда, платоновских героев страх не успел покинуть. <...> Он точно, по-платоновски , осознаёт причину внешнего антиэстетизма. <...>Платоновский театр (по произведениям А. Платонова). 3. <...> Экскурсия «По платоновским местам Воронежа». 7.

Предпросмотр: РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ с разделом РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ №3 2019.pdf (0,3 Мб)

39

в статье подводятся предварительные итоги Года литературы в Воронеже в свете миссии Воронежского государственного университета.

В их числе – и собственно литературные праздники: День славянской письменности, Международный Платоновский <...> Год литературы в Воронеже», выход многих новых книг, а также два масштабных события: Меж ­ дународный Платоновский <...> Так же, как и Платоновский фестиваль искусств, детский фестиваль стал событием общероссийского мас ­ <...> фестиваля (спектакли, книжная ярмарка, коллек ­ тивное чтение платоновских произведений, кар ­ навал <...> В Год лите ­ ратуры в репертуаре театра появился непростой платоновский спектакль.

40

Данная статья посвящена платоновской интерпретации самого знаменитого фрагмента Гераклита о реках. В ней утверждается, что Платон совершенно сознательно неверно интерпретировал этот фрагмент, т. к., судя по доксографическим свидетельствам, у Гераклита шла речь не о потоке бытия, а о своего рода потоке сознания. Формула πάντα ῥεῖ представляет собой платоновскую реинтерпретацию аутентичного фрагмента πάντα χωρεῖ, который не имел никакого отношения к теории потока. Формулой πάντα χωρεῖ у Гераклита описывалось циклическое устройство космоса, где противоположности постоянно сменяют друг друга. Гераклитовцы обнаружили в этом учении релятивистский потенциал, а Платон, сознательно искажая подлинную гераклитовскую мысль, демонстрирует, как гераклитовское учение о смене противоположностей в космосе легко вырождается в теорию универсального потока, с которой он полемизирует.

Щербакова Об ОДНОЙ ПЛАТОНОВСКОЙ шУТКЕ (Гераклитовский поток в свидетельствах Платона)1 АРИСТЕй V (2012 <...> Щербакова Об ОДНОЙ ПЛАТОНОВСКОЙ шУТКЕ ме того, в Theaet. 182 с3 κινεῖται καὶ ῥεῖ, ὥς φατε, τὰ πάντα и <...> Щербакова Об ОДНОЙ ПЛАТОНОВСКОЙ шУТКЕ безумной. <...> Формула πάντα ῥεῖ представляет собой платоновскую реинтерпретацию аутентичного фрагмента πάντα χωρεῖ, <...> Щербакова Об ОДНОЙ ПЛАТОНОВСКОЙ шУТКЕ a joke in pLato . pLatoniC inteRpRetation of heRaCLitean «fLux»

41

В статье на трех примерах – Сократа, Марсилио Фичино и Станкевича – анализируются черты того, что можно назвать свободным интеллектуальным объединением, кружком. Выделяются такие условия формирования подобных групп, как традиция, осознанная или неосознанная необходимость переосмысления этой традиции (которая постепенно складывается в осознанную рефлексию), харизматический лидер, который умеет общаться с очень разными людьми, и, наконец, свобода общения. Кроме того, в подобном объединении важен баланс горизонтальных (дружеских) и вертикальных (учитель – ученик) отношений. Содержательно подобное общение, являясь рефлексией в отношении традиции (обыденности), обязательно содержит в себе конфликт. Способ вопрошания Сократа (маевтика) переворачивает все обыденные представления. Фичино, увлеченный Платоном, преодолевает влияние Аристотеля. Глубокие занятия немецкой философией, литературой и музыкой в России 30-х гг. противостоят официальной культуре. То есть лидером задается либо новая важная тема, либо определенный подход. В то же время любая формализация таких отношений ведет к распаду кружка.

Ключевые слова: кружок интеллектуалов, рефлексия, Сократ, Платоновская академия, Марсилио Фичино, Станкевич <...> Это и наиболее известная из академий Ренессанса – так называемая Платоновская академия во Флоренции. <...>Платоновская академия во Флоренции, расцвет которой приходится на 1470– 1480 гг.: «...в этой Академии <...> аллюзия к платоновским диалогам . <...> Сам Фичино использовал слово «академия» в разных значениях, в том числе и в значении корпуса Платоновских

42

В статье анализируются рассказы А. Платонова о Макаре Ганушкине в свете творческих стратегий писателя, воссоздающего в художественном тексте «внешний материал»: газетные и литературные источники, историко-биографические факты. Выявляется соотношение сказки и реальности, пропагандистского дискурса и художественного текста, устанавливаются важнейшие текстопорождающие факторы. В научный оборот вводятся ранее неизвестные и не опубликованные документы, имеющие существенное значение для изучения специфики формирования и реализации творческого замысла П. Платонова на рубеже 1920-1930-х гг. (в период его работы над рассказами «Усомнившийся Макар», «Отмежевавшийся Макар»).

Смена подходов к источниковедческой проблематике платоновских рассказов о Макаре Ганушкине достаточно <...> Правда, и в этом случае при обращении к тексту произведения интерпретаторы платоновской прозы не имели <...> Поиск письменных источников платоновских рассказов о Макаре Ганушкине предпринимается в 1990-е. <...> Прежде неизвестный платоновский текст был воспринят рядом литературных критиков как «отступление писателя <...> Несмотря на мнимую «отсталость», платоновские герои - крестьянин Макар и рабочий Петр - находят нужную

43

М.: ПРОМЕДИА

Как отмечает руководитель Платоновской группы ИМЛИ членZкорреспондент РАН Наталья Корниенко, «источниковедение <...> Ведь, как уже было сказано, корпус платоновских материалов дошел до нас практически во всей полноте. <...> версию «Технического романа» – и именно этот вариант в годы перестройки был опубликован как оригинальный платоновский <...> приобрел этот архив), число подобных открытий умножилось – и, вероятно, будет расти по мере изучения платоновского <...> Но это, должно быть, платоновская магия работает, которая проявляется в любой вроде бы безделке.

44

Суть феномена культуры состоит в том, что в ней и посредством нее обнаруживается наша субъективность для нас и тем самым мы становимся субъектами-для-себя, а не вообще носителями или источниками деятельности. Культурное обнаружение есть важный момент полагания рефлексии человека. Путь к развитию рефлексии, то есть возможности выражения отношения к себе и своей деятельности, ко взгляду человека на свои действия со стороны, в истории культуры был довольно долгим.

важным формирующим фактором для сознания древних греков, как мне представляется, видно, в частности, из платоновского <...> В платоновском диалоге иронию восхищения Сократа проясняет Федр, комментирующие слова которого переводят <...> Для того чтобы лучше понять смысл и задачу этого театра, можно обратиться к другому платоновскому сочинению <...> Направление платоновской работы с мышлением читателя как раз и можно определить как отделение понятия <...> идеальной фактуре, а не к чувственно-эмпирической, к ее особой умной скульптурной пластике, как описывал платоновский

45

ФАЦИАЛЬНОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ ПРОДУКТИВНЫХ ОТЛОЖЕНИЙ ВЕНДА ПО ДАННЫМ ПИРОЛИТИЧЕСКИХ, КЕРНОВЫХ, СЕЙСМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ НА ПРИМЕРЕ ОМОРИНСКОГО ЛИЦЕНЗИОННОГО УЧАСТКА [Электронный ресурс] / Колотовкина, Никулин // Геология, геофизика и разработка нефтяных и газовых месторождений.- 2014 .- №1 .- С. 10-15 .- Режим доступа: https://сайт/efd/441703

В работе изложено решение проблемы фациального районирования продуктивных отложений Оморинского лицензионного участка по данным совокупного анализа пиролитических, керновых и сейсмических исследований на стадии доразведки с целью выбора первоочередных перспективных участков для промышленного освоения. Проведен анализ результатов исследования органического вещества субдоманикоидных отложений венда, используемый для оценки генезиса пород. Построена схема литофациального районирования на основе результатов интерпретации сейсморазведки МОГТ 3D продуктивных отложений оскобинской свиты пласта Б-VIII1. Показано, что данные сравнительного анализа "результат испытания – фациальная принадлежность" согласуются.

2– Платоновская ) и соответствует аквагенному морскому генезису отложений. <...> Отложения пласта Б-VIII1 Платоновской площади откладывались в более глубоководных условиях в сравнении <...> Фация забаровых лагун представлена в скв. 2, 3– Камовских, 3–Платоновской . <...> Фация вдольбереговых баров встречена в скв. 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12–Оморинских, 1, 2–Платоновских <...> Выбор в качестве участка для доразведки контура фаций собственно вдольбереговых баров (Оморинская, Платоновская

46

Концепция разделения чувственного Ж. Рансьера рассматривает эстетику и политику как равнозначные виды деятельности, смысл которых сводится к реконфигурации чувственного опыта. Такой подход является феноменологическим. Он позволяет развивать идею демократии как несогласия, но вместе с тем сводит эстетику и политику к сопротивлению, не предполагающему позитивной социальной программы.

Рансьер отталкивается от платоновского принципа «каждый должен заниматься своим делом». <...> Рансьер, напротив, видит в платоновском принципе не столько гармонию, сколько исключение части из целого <...> Отталкиваясь от платоновского принципа «каждый делает свое дело», Ж. <...> то же время искусство, понимаемое Платоном как подражание, Рансьер определяет как фактор, нарушающий платоновский <...> В контексте платоновского государства Рансьер определяет искусство не как внеположенность труду, а как

47

Философия: Античные мыслители: Учебник для студентов теологического, религиоведческого и других гуманитарных направлений и специальностей высших учебных заведений

М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт

Учебник подготовлен на основе лекций и семинарских занятий, которые автор на протяжении 15 лет проводит в Свято-Филаретовском православно-христиан с ком институте. В книге предпринята попытка проследить за развитием свободной мысли, впервые в истории европейской цивилизации обратившейся к себе и пытавшейся решать все новые и новые задачи. Решение одних задач незамедлительно приводит к появлению новых. Именно движение мысли, ее открытия и ее тупики являются предметом рассмотрения в данной книге. В отличие от многих учебников по истории философии, в которых в хронологическом порядке пересказываются мнения («доксы») разных мыслителей, в книге прежде всего идет поиск ответа на вопрос, как мыслил тот или иной философ, а не что он утверждал. Читатель не найдет в учебнике изложения всех философских доктрин или теорий, возникших в античности. Однако по мере чтения у него возникнет представление о том, сколь серьезные проблемы возникали перед мыслителями того времени, и он в той или иной мере будет вовлечен в движение мысли, пытавшейся их решить.

Статья посвящена исследованию феномена сектантства в современной философии. Исследуются его атрибуты и причины возникновения, намечаются средства его преодоления на путях бережного и творческого отношения к классическому философскому наследию, в том числе к русской религиозной философии

этому светоносному «умному миру» интеллектуально приобщиться, необходимо в первую очередь покинуть платоновскую <...> созданная в результате подобных сектантских усилий замкнутая концептуальная реальность – это типичный мир платоновских <...> даже если это чревато непониманием и ненавистью, если продолжить современное осмысление знаменитого платоновского <...> понятия, высказывают фундаментальные идеи, созидают общекультурные символы (типа того же гениального платоновского <...> предпринимает гениальную попытку синтеза позиций Платона и Аристотеля, Николай Кузанский – христианской и платоновско -пифагорейской

49

№126(6398) [Российская газета - Неделя. Центральная Россия, 2014]

Общенациональная общественно-политическая газета

Разрешат осмотреть как основные экспозиции, так и выставки, в том числе проводимые в рамках Платоновского <...> И ГО Р Ь Ф И Л О Н О В Поспорят о вкусах Платоновский фестиваль оживит культурную жизнь Воронежа СОБЫТИЕ <...> СПРАВКА «РГ» Международный Платоновский фестиваль проводится в Воронеже ежегодно в июне по направлениям <...> Профессор Тонха тепло отозвался и о самой идее Платоновского Платоновская премия учреждена правительством Воронежской области и с 2011 <...> Все они, кроме Екимова, приехали на V Платоновский со своими творческими проектами. <...> премьера спектакля «Smashed / Вдребезги» от компании «Жонглеры Гандини» прошла в Воронеже в рамках V Платоновского

Предпросмотр: Российская газета - Неделя. Центральная Россия №126(6697) 2015.pdf (2,2 Мб)

Подобная трактовка христианства не была распространенной в отличие от платоновских взглядов. Именно платонизму суждено было сыграть наиболее решающую роль в философии эпохи Возрождения и в том влиянии, которое эта философия оказала на последующую философию и науку. В этом аспекте следует упомянуть прежде всего так называемую флорентийскую платоновскую академию, среди представителей которых выделяются три мыслителя: Георгий Гемист Плифон, Марсилио Фичино и Пико делла Мирандола.

Николай Кузанский

Младшим современником философов-гуманистов был Николай Кузанский (Николай из Кузы, городка на юге Германии недалеко от Трира). Он отличается от других философов эпохи Возрождения мощью ума и глубиной проблем, которые он ставил. Как мы видели, характер философских систем тех мыслителей, о которых мы уже говорили и которых еще будем изучать, отличался эклектизмом, поверхностностью, игнорированием некоторых философских проблем. В основном философов Возрождения интересуют этические вопросы, а онтологические и гносеологические проблемы отступают на второй план (если вообще появляются) или не включаются в круг философских проблем, как это было у Никколо Макиавелли, Эразма Роттердамского, некоторых итальянских гуманистов (например, Петрарки). Онтология у них если и присутствовала, то была заимствована из античной философии.
Николай Кузанский поразительно отличается от всех этих философов. Это действительно самобытный, гениальный мыслитель. Он больше философ, чем богослов, хотя сам он считал себя богословом.
Николай Кузанский (1401–1464) родился в христианской семье, учился в так называемой школе «братьев общей жизни». Это была полумонашеская организация, противопоставившая себя официальной католической Церкви, но не порывавшая с ней и не уходившая в ересь мистицизма и иррационализма. Братья общей жизни старались возродить дух первоначального христианства, поставив себя в определенную оппозицию римо-католичеству; они хотели уйти от схоластических споров и вернуться к индивидуальному религиозному переживанию Бога. Понятно, что соответствующими в этой общине были воспитание и образование, и это отчетливо проявится у ее воспитанника Николая Кузанского (впоследствии у «братьев общей жизни» будет учиться Эразм Роттердамский). После окончания школы Николай Кузанский поступает в Гейдельбергский университет, а потом учится в Падуанском университете. Он изучает математику, медицину, астрономию, географию, юриспруденцию.
В 1423 г. Николай Кузанский становится доктором экономического права, затем поступает в Кельнский университет, где изучает богословие. В 1426 г. Кузанский рукоположен в сан священника, с этого времени начинается его быстрое восхождение по ступеням иерархической лестницы католической Церкви. Он идет на службу в папскую курию; в 1437 г. его посылают в Византию на переговоры по поводу объединения Церквей. Там он знакомится с Георгием Гемистом Плифоном. В 1448 г. Николай Кузанский становится кардиналом, но активная жизнь в рамках католической Церкви не мешает его философским, богословским и естественнонаучным занятиям. Он интересуется географией и впервые предлагает карту Европы, занимается изучением календаря (во многом по его инициативе готовится реформа календарного исчисления), математикой (вносит большой вклад в исчисление бесконечно малых величин). В 1450 г. Николай Кузанский назначен папским легатом в Германии, а в 1458 г. возвращается в Рим и становится генеральным викарием.
Еще молодым (в 1440 г.) Николай Кузанский пишет свою основную работу «Об ученом незнании». У него есть ряд других работ: «О предположениях»; диалоги, объединенные участием в них действующего лица под именем Простец (написанные явно под влиянием Платона), - «Простец о мудрости», «Простец об уме», «Простец об опытах с весами»; некоторые богословские произведения - «О сокрытом Боге», «Об искании Бога», «О Богосыновстве», «О даре Отца светов».
После выхода работы «Об ученом незнании» на Николая Кузанского посыпались разные обвинения. Его оппонентом был католический священник Венк, работа которого называлась «Невежественная ученость». После выхода ее в свет Николай Кузанский выпускает «Апологию ученого незнания», где пытается защитить свои взгляды. Нападки на Николая со стороны многих священнослужителей совсем не мешали его успешному продвижению по иерархической лестнице римо-католической Церкви, что свидетельствует о специфике того времени, когда свободомыслие проникало даже в круги высокопоставленных и влиятельных людей.
Основное положение книги «Об ученом незнании» и всего творчества Кузанского состоит в возврате к богословию ранних отцов Церкви (ранних по сравнению с Фомой Аквинским и другими столпами католической Церкви). Николай Кузанский старается вернуться к духу Оригена и особенно Дионисия Ареопагита. В их философии, утверждает кардинал, заложено понимание истины и Бога.
О Боге нельзя ничего сказать; познать Бога можно лишь на путях апофатического (т.е. отрицательного) богословия. Поэтому чем больше мы познаем Бога, тем более мы убеждаемся в том, что мы Его не можем познать. Утверждать, что он знает Бога, может лишь полный невежда, а истинный мудрец и богослов, познавая Бога, все больше убеждается в своем собственном незнании. Поэтому истину (а Бог есть Истина) познать мы не можем. Чем больше мы познаем ее, тем больше убеждаемся в собственном незнании - именно в этом состоит основная мысль трактата. Этой идеей трактат начинается, ею же он и заканчивается.
В начале книги Николай Кузанский дает определение того, что есть максимум: это то, больше которого абсолютно ничего не может быть. Но если максимум таков, то он не может быть меньше сам себя. Если максимум становится меньше максимума, он уже не является максимумом. Поэтому максимум есть и то, меньше чего ничто не может быть, - следовательно, максимум совпадает с минимумом. Но самое минимальное число - это единица; следовательно, максимум есть единица. Максимум есть всеобъемлющее, над всем возвышающееся; он выше всякого утверждения, о нем нельзя сказать, что он есть, он не больше есть, чем не есть. Существование этого высшего единого максимума провозглашается Николаем Кузанским как высшая истина.
Этот максимум и есть Бог. Исследуя максимум, Кузанский обнаруживает, что максимум включает в себя также и равенство с самим собой и связь с самим собой. Именно таков смысл христианской Троицы. Кузанский даже дерзает утверждать, что слова «Единство», «Равенство» и «Связь» лучше показывают природу Бога, чем слова «Бог Отец», «Бог Сын» и «Бог Дух Святой». Правда, в скобках он добавляет, что было бы лучше, если бы богодухновенные авторы включили эту мысль в Священное Писание.
Познать Бога можно лишь на путях аналогий. Аналогии с чувственными предметами не могут быть надежными, поскольку само чувственное достаточно шатко. Самыми надежными и несомненными являются сущности более абстрактные (здесь явно видно влияние платоновской традиции), но абстрактные аналогии не должны быть лишены материальной опоры, иначе их нельзя себе представить. Такими сущностями являются математические предметы, поэтому лучше всего приступить к познанию Бога через математические символы (т.е. знаки). Поскольку Бог есть Единство, Равенство и Связь, то лучше всего представить себе Бога в виде треугольника, а поскольку Бог есть максимум, то Бог есть бесконечный абсолютный треугольник. Бесконечный треугольник - это треугольник, стороны которого стремятся к бесконечности, т.е. это треугольник о трех прямых углах. Кроме того, Бог есть и бесконечная прямая линия, бесконечная окружность, и все это, собственно говоря, совпадает, ибо окружность, стремясь к бесконечности, становится все менее и менее кривой. Кривизна ее приближается к нулю, и бесконечная окружность совпадает с прямой.
Поскольку окружность бесконечна, центр ее не может находиться в одном месте. Центр такой окружности находится везде, а граница - нигде. Поскольку Бог есть бесконечная окружность, центр которой везде, то Бог есть везде, в каждой части мира Он присутствует весь целиком.
Будучи бесконечностью, Бог превышает все противоположности и включает их в Себя. Но кроме абсолютного максимума есть относительный максимум - это мир. Будучи бесконечным, Бог бесконечно содержится в каждой конкретной вещи, поэтому и мир является бесконечным. Мир, как и Бог, есть окружность, центр которой везде, а граница нигде.
Николай Кузанский отвергает распространенную в то время аристотелевско-птолемеевскую картину мира замкнутой вселенной, на границе которой находится сфера неподвижных звезд, и утверждает, что вселенная имеет равномерную структуру. Земля не имеет никакого преимущественного места в этом мире; Земля есть такая же точка во вселенной, как и все другие ее точки.
Аргументы Кузанского идут от природы Бога и связи Его с миром. Поскольку связь Бога с миром мыслится именно таким образом, как сказано выше, то Николай Кузанский вынужден каким-то образом рассматривать и концепцию сотворения мира. Если Бог весь содержится во всем мире (и даже более того, как утверждает Кузанский, мир вечен, а не сотворен в определенный момент времени), то Николай Кузанский вынужден бороться с неоплатоническим эманативизмом, чтобы избежать вывода о сотворении мира Богом по некоторой необходимости (как мы помним, согласно плотиновской концепции, мир творится в силу эманации из Бога, и эманация есть некоторый момент необходимости, являющейся сущностью Бога и, следовательно, превышающей Его).
Николай Кузанский не разделяет ни концепцию творения мира во времени, ни концепцию эманации. Он утверждает, что мир есть развертывание Бога - экспликация. Бог есть единство всего, Он есть бытие-возможность; Бог развертывается в некоторую актуальность, в действительность.
Эта действительность не содержит в себе противоположностей, а является такой, какова она и есть, но развертывание не есть эманация, не необходимая, превышающая Бога сила, а есть развертывание Бога в силу Его собственной воли. Поэтому Бог представляет Собой весь мир в свернутом виде; то, что получается в результате развертывания, уже не есть Бог.
Нельзя обвинить Николая Кузанского в пантеизме (отождествлении Бога и мира), нельзя сказать, что он целиком и полностью порывает с христианством в своей онтологии. Скорее всего его концепция, так же как и у Плотина, - панентеизм, хотя здесь сложно подобрать терминологию: не «все есть Бог» (пантеизм), а «все в Боге» (панентеизм), но в свернутом виде. Поскольку мир есть развертывание Бога, то мир вечен.
Человек есть часть сотворенного Богом мира, причем часть наиболее совершенная, потому что человек включает в себя не только материальную, телесную природу, но и духовную, умственную. Поэтому человек действительно целиком включает в себя все; человек, по выражению античных мыслителей, есть микрокосм. Однако нельзя сказать, что каждый человек есть микрокосм. Говоря это, мы говорим лишь о сущности человека. Человек есть существо, пораженное грехом. Лишь один Человек включал в Себя весь мир - Иисус Христос. Воплотившись, приняв в Себя весь мир духовно и материально, став совершенным Человеком, Бог показал людям путь не только к спасению, но и к совершенствованию, к человеческой сущности. Поэтому каждый человек, по выражению Кузанского, есть Бог, но не абсолютно.
Весьма интересна и не совсем обычна для того времени теория познания Николая Кузанского. Человек - существо божественное, поэтому он может познавать. Однако Кузанский не считает, что все познание для человека осуществляется на путях его разума. Он пытается объединить платоновскую и аристотелевскую позиции, соединяя чувственный, рациональный и интеллектуальный элементы познания. Понимая, с одной стороны, что истина нематериальна и познание истины не есть познание материальных предметов, а есть познание Бога (и в конце концов познание истины есть познание того, что мы ничего не знаем), Николай, с другой стороны, утверждает, что познание конкретной, ограниченной, а не абсолютной истины возможно и начинается с процесса чувственного восприятия. Именно оно является тем толчком, который побуждает наши органы познания к началу действия.
После чувств вступает в силу другая способность человеческого познания - воображение, которая, не выходя за пределы чувственного познания, обобщает данные, дающиеся в чувствах. Чувства и воображение - это низший уровень познания. На более высоком уровне начинает действовать рассудок, который различает и сопоставляет. Рассудок есть особая интеллектуальная деятельность, способность познания, и имеет свое собственное орудие. Рассудок не зависит от чувств, он имеет в себе идеи (или формы, говоря аристотелевским языком), которые вложены в нас при рождении Богом. Однако Кузанский не становится на позицию платоников, утверждавших, что знание в нас уже заложено до рождения. Знание появляется в нас, когда действуют органы чувств. Тем не менее разум содержит в себе в свернутом виде все эти идеи и формы, и рассудок сопоставляет и различает идеи и данные, которые поступают от воображения. Такова рассудочная деятельность нашего познания.
Высшая ступень познавательной деятельности - интеллект, или разум, который не сопоставляет, не сравнивает, а соединяет воедино все данные. Рассудок, сопоставляя и сравнивая, действует на основании закона исключенного третьего и закона непротиворечия. Разум же действует на основании других законов - он как бы видит истину целиком, он схватывает ее во всех ее противоположностях. Это интуитивное схватывание истины.
Рассудок не может познать бесконечность - а разум может. Таким образом, стремясь к бесконечности (а мы помним, что бесконечность есть Бог, максимум, обнимающий собою все противоположности), разум видит все противоположности. В результате такой деятельности ум созерцает все как бы в одной точке, так что все есть одно и одно есть все. Это Николай Кузанский называет интеллектуальной интуицией.