Презентация древний человек и современный. Презентация Древние люди презентация занятия для интерактивной доски по окружающему миру (старшая группа) на тему. Как охотились древнейшие люди

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Жизнь первобытных людей Работу выполнила учитель начальных классов Бочкарёва Л.М.

Первобытными называют людей, живших до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов.

Давным-давно люди выглядели совсем по другому. Они были похожи на обезьян.

Люди еще не умели разговаривать. Жили в группе по 10 -12 человек.

Умели изготовлять простейшие орудия труда из камня. © Жадаев Д.Н., 2005 Каменные орудия труда древнейших людей

Охотиться они ещё не могли, поэтому они отбирали добычу у хищных животных, и использовали для этого палки и дубинки.

Все люди, звери и птицы очень боялись огня. Но люди поняли, что огонь даёт тепло и мясо запечённое в углях вкуснее.

Прошло много лет и люди научились охотиться и делать деревянные копья с наконечниками из камня или кости. Мясо животных они ели, из шкуры делали одежду, а из костей орудия труда.

Даже самые умные животные не способны придумать орудия труда. Только люди умели заострять камни, обтачивать палки-копалки или выполнять другую работу.

© Жадаев Д.Н., 2005 Рассмотрите древнейшие орудия труда. Определите, какие из них являются заостренным камнем, палкой-копалкой и дубиной. Попробуйте определить, для каких целей служили эти орудия труда.

© Жадаев Д.Н., 2005 СОБИРАТЕЛЬСТВО И ОХОТА СОБИРАТЕЛЬСТВО – собирание готовых видов пищи: кореньев, дикорастущих плодов, моллюсков и т. д. В первобытном обществе собирательство сосуществовало с охотой и рыболовством. Подумайте, пользуются ли собирательством современные люди. Приведите примеры.

Другим видом деятельности (но не настолько важным как собирательство) становится охота, в том числе на мамонтов и других крупных животных.

Охота шла как правило на крупного зверя: мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей. Почему? Удачная охота обеспечивала людей всем необходимым на долгий срок.

Для успеха в охоте люди шли на хитрость - они гнали стада животных к обрыву, или к ловушке-яме, которая была искусно замаскирована. На дне ямы находились врытые колья. Зверь, падая вниз попадал на них, а охотники добивали его камнями.

Около 10 000 тысяч лет на зад мамонты исчезли. Люди стали больше охотится на мелких, быстро бегающих животных. Это привело к появлению лука и стрел. Идею ново го оружия человек подсмотрел в природе. Лук позволил поражать цель на расстоянии в несколько сотен шагов.

Кроме мяса люди употребляли в пищу зерна дикорастущего ячменя и пшеницы. Но когда люди заметили, что упавшие за землю зерна дают всходы, они стали сеять зерно.

Люди стали специально сеять зерно в разрыхленную почву. Так из собирательства возникло земледелие. Первые земледельцы вскапывали землю при помощи палки с сучком – деревянной мотыги. Затем они бросали в землю семена. Когда поспевал урожай, колосья срезали серпом. Растирая зерна на плоских камнях (зернотерках), получали муку. ▲ Женщина с мотыгой. Рисунок нашего времени ▲ Древний серп Зернотерка

Из собранного урожая они научились готовить еду, а для этого нужна была посуда.

© Жадаев Д.Н., 2005 РОДОВЫЕ ОБЩИНЫ И ПЛЕМЯ Все сородичи, происходившие от одного общего предка. РОДОВАЯ ОБЩИНА выбирают СТАРЕЙШИНЫ Самые опытные и мудрые представители общины (как правило, старики).

© Жадаев Д.Н., 2005 Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляли племя. Племенем управлял совет старейшин. Он разбирал споры между соплеменниками и определял наказания, следил за исполнением традиций и обычаев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть"

Привитие навыков культурного поведения,уважения старших на основе стихов,песен и частушек, на примере сценки с участием Мальвины и Буратино....

Письмо-обращение к самым близким и дорогим людям, моим родителям

Не портите меня. Я прекрасно знаю, что я не должен получать всего, о чём прошу. Я просто проверяю вас. Не бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне. Я предпочитаю это. Это позволяет мне з...

Слайд 2

Коммуникации древних людей

Они общались друг с другом, подобно животным, с помощью разнообразных звуков. Объем мозга у древнейшего человека был больше, чем у обезьяны, но намного меньше, чем у людей нашего времени.
Люди еще не умели разговаривать. Они общались друг с другом, подобно животным, с помощью разнообразных звуков. Объем мозга у древнейшего человека был больше, чем у обезьяны, но намного меньше, чем у людей нашего времени.

Слайд 3

Человеческие стада

Жили люди не в одиночку, а группами, которые ученые называют человеческими стадами. Все в стаде от мала до велика занимались охотой, собирательством

Слайд 4

Древнейшие орудия труда

Если бы мы могли понаблюдать за человеческим стадом, то, возможно, увидали бы такую картину. Люди подошли к речушке, привела их сюда не жажда. Они разыскивают на мелководье камни. Берут не каждый. Один отбросят - не годится. Другой поднимут: этот подходящий? Теперь необходимо заострить его.
Древнейший человек брал в руки гальку - гладкий округлый камень. Ударами другого камня он раскалывал гальку и заострял ее - получалось грубое орудие труда.

Слайд 5

Но только люди умели заострять камни, чтобы с их помощью обтесывать дубины или обтачивать палки-копалки.
Умение изготавливать орудия труда было главным отличием древнейших людей от животных.

Слайд 6

Как охотились древнейшие люди

Точно ответить на этот вопрос трудно. Уж очень давно жили на Земле первые люди! В наши дни ведется изучение жизни диких зверей. Наблюдая за тем, как стая мелких хищников пытается отобрать у крупного его добычу, ученые предполагают, что так же могли поступать и древнейшие люди.

Слайд 7

Вообразим себе африканские степи два миллиона лет назад. Львица напала на антилопу, задрала ее и хочет утащить. Заметив это, десятки охотников со всех сторон подкрадываются к страшному зверю. Они начинают оглушительно кричать, размахивать дубинами, кидать в львицу камни. А хищница в ответ рычит, выпускает когти, скалит клыки, зловещим огнем горят ее глаза. Но если она утомлена преследованием антилопы и успела насытиться, то боя с людьми не примет.

Слайд 8

Бросив тушу, львица скроется в степи.
Вот еще один способ древнейшей охоты. Представим себе: большое стадо зебр мирно щиплет траву. Люди нападают на животных, которые спасаются бегством. Как ветер мчатся зебры: конечно, их не догнать. Но в стаде есть больные, есть очень старые и совсем еще молодые животные. Эти не поспевают за остальными и отстают. Если охотникам удается отрезать от стада зебру, они оглушают ее дубинами, наносят тяжкие раны заостренными камнями и убивают.

Слайд 9

Овладение огнем

Разные опасности подстерегали человеческие стада. Одной из самых страшных был огонь. Представим себе, молнией зажгло кустарники и траву, кругом заполыхало. Огня боится все живое: подальше от пожара улетают птицы, спасаются бегством и звери, и люди.
Как человек овладел огнем? Этого никто не знает.

Cлайд 1

Древнейшие люди Домашняя работа: Параграф 1 2 вопрос письменно, остальные устно Понятия выучить

Cлайд 2

План урока Облик далеких предков Древнейшие орудия труда Охота древних людей Овладение огнем

Cлайд 3

Облик далеких предков Первые люди появились около 2 млн. лет назад Древнейшие люди жили в теплых странах – Восточной Африке Как вы думаете, почему древнейшие люди жили именно в жарких странах? У людей не было защиты от холода Легче было найти пищу и выжить Много различных видов растений и животных

Cлайд 4

Облик далеких предков В своем развитии люди прошли 3 основных стадии: Австралопитеки (южная обезьяна), его останки были найдены в Южной Америке Они были прямоходящие, большой палец был противопоставлен, как у человека, остальным пальцам

Cлайд 5

Облик далеких предков Второй этап: Питекантроп (обезъяна-человек), облик их больше походил на человека. Мозг увеличился, орудия труда очень разнообразны. Они научились делать ручное рубило, скребки, рубящие рубила с одним острым, рабочим краем. Пользовались огнем

Cлайд 6

Облик далеких предков Третий этап: Неандертальцы (от названия долины Неандерталь в Германии) – по своему строению напоминают современного человека. Набор каменных орудий очень разнообразен, появились остроконечники, острия.

Cлайд 7

Облик далеких предков С появлением людей современного типа – кроманьонцев, заканчивается процесс становления человека и начинается история человечества

Cлайд 8

Облик далеких предков Откройте карту на странице 7, ответьте на вопросы: Где жили древнейшие люди? Где следы их жизни не обнаружены? Чем древние люди отличаются от людей нашего времени? Чем древнейшие люди отличаются от обезьян?

Cлайд 9

Древнейшие орудия труда Орудия труда - это то, чем человек работает. Палка-копалка - орудие древнейшего человека, с помощью которого он добывал пищу и оборонял свое жилище. Рубило - каменное орудие труда с режущими кромками

Cлайд 10

Охота древних людей Собирательство Отбирали пищу у хищников Коллективная охота – загоняли стадо в ущелье, либо в специально выкопанную яму Человеческое стадо - древнейший коллектив людей, в котором они трудились и свои умения передавали по наследству.

Презентация к теме «Древнейшие люди» (§ 1 учебника История Древнего мира для 5 классов) состоит из 11 слайдов, содержащих 3 видеоролика (”Смена климата”, 01 мин 47 сек, ”Орудия труда”, 00 мин 22 сек и ”Способы охоты”, 01 мин 16 сек) , 10 иллюстраций и схемы .

Слайды 3, 5, 7-10 имеют внутренние переходы.

Просмотр слайдов презентации (без анимации) :

Для упрощения передачи ресурса в сети Интернет файлы упакованы в zip-архив.

Самозапускающийся файл данной презентации называется 01_drevn_ludi.pps .

Презентация ”Древнейшие люди” подготовлена в качестве иллюстративного материала, призванного помочь учителю использовать на уроке метод погружения в прошлое.

Каждый учитель создаст свою архитектуру урока, но все мы на первых порах больше внимания уделяем закладке фундамента в виде базовых знаний и умений.

Слайд 4 с видеороликом ”Смена климата” должен показать взаимосвязь Природы и Человека.

По ходу демонстрации ролика учитель может рассказать об изменениях на Земле, способствующих эволюции предка человека.

Учитель : Древнейший человек очень был похож на животного не только внешним видом, но и способностью приспосабливаться к окружающей среде. 8 млн. лет тому назад Африка представляла собой непроходимый лес, который давали нашим предкам и пищу, и кров, и защиту. Но на тысячакилометровой глубине океана стали происходить процессы, которые повлияли и на облик Африки, и на облик предка человека. Вулканические извержения двигали плиты, меняя поверхность земли. Там, где будущий Индостан столкнулся с Азией, плиты стали наползать друг на друга, образуя 5-километровые горные хребты Гималаев. Здесь в горах формировались сильнейшие штормы и муссоны, проливавшиеся дождями, и Африка перестала получать с воздухом живительную влагу. Африканские тропики стали вымирать, и через миллионы лет на месте густых лесов остались лишь редкие деревья. И предки человека, чтобы выжить, вышуждены были с четверенек встать на ноги, чтобы дальше видеть во время перебежек от дерева к дереву и освободить руки для орудий труда, необходимых для добывания пищи. Чтобы выжить предок человека вынужден был эволюционировать.

Слайд 5 ”Внешний вид древнего человека”

Задание этого слайда направлены на развитие у учащихся различных форм познания. Предлагаемое изображение первобытного человека сопровождается заданием учителя - описать человека, найти отличия от современного человека, сделать вывод, почему первобытный человек имел именно такие внешние черты.

В ходе работы активизируются эмпирические методы исследования: наблюдение и описание, и в результате анализа, основанного на знаниях и представлениях учащихся, делаются выводы, несущие с собой новое знание.

Результаты самостоятельной аналитической работы учащихся проверяются (и подтверждаются) тезисами слайда.

Аналогичная работа может быть проведена и на Слайде 10 , где рассматривается влияние на развитие человека и овладения огнём.

Учащимся может быть предложено рассмотреть, как огнь повлиял на жизнь первобытных людей и какую пользу люди могли из него извлечь. Переход изображения на слайде также проверяет (и подтверждает) умозаключения учащихся. Причём, подчас выводы учащихся шире, чем тезисы слайда.





1.Происхождение человека. Археологические раскоп- ки свидетельствуют о том, что первые люди появились в восточной Африке. ПОЧЕМУ? Здесь в районе Олдувайс- кого ущелья англича- нин Эванс обнаружил останки австралопитек а (южный человек), который жил около 5 млн.лет назад


Австалопитеки были маленького роста, их тело было покрыто шерстью,но они уже ходили на 2- ногах. Освобождение рук привело к быстрому развитию первых людей. ПОЧЕМУ? Изготовление орудий труда стало главным отли- чием человека от животных. 1.Происхождение человека. Древних людей, которые использовали орудия труда ученые называют Homo habilis- человек умелый». Их внешний вид сильно изменился-увеличился объем черепа,исчезли надбровные дуги,умень- шилась передняя челюсть стал исчезать воло- сяной покров на теле.





С течением времени древние люди изменили мес- то своего жилья.Если австралопитеки жили на деревьях(Почему?), то habilis-ы начали стро- ить жилища самостоятельно. Иногда они выгоняли из пещер диких животных и обживали их.Люди жили стадами. Почему? 1.Происхождение человека.




2.Древнейшие орудия труда. Основным занятием древних людей было собирательство. Но даже довольствуясь дарами природы дре- вние люди изготов- ляли орудия труда. На их производство шел камень. Первым орудием труда было рубило-галька заост- ренная с одного края.


Для производства ру- била люди отбирали на берегу реки округ- лую гальку, и обра- батывали её скалы- вая другим камнем с узкого края малень- кие кусочки. Рубила были непрочны ми-быстро ломались, поэтому их нужно было очень много. 2.Древнейшие орудия труда.







3.Охота древних людей. Кроме собирательства другим важнейшим заня- тием наших далеких предков была охота. Они загоняли крупных животных на берег реки, к обрыву или в ловушку и забивали их камня- ми. Удачная охота позволяла обеспечить себя едой на длительное время.





Первоначально люди бра- ли огонь от загоревших- ся после попадания мол- нии деревьев. За ним строго следили, и если огонь потухал, то виновников изгоняли. Такой способ получения огня был очень ненаде- жен и люди стали ис- кать как получить пла- мя не завися от природы


Многие племена испо- льзовали до сер. 20 ве ка способ известный сотни тысяч лет на- зад-трение 2-х пало- чек. В одной делалось углу- бление, в нее встав- лялась другая палоч- ка, и как только пос- ле вращения они наг- ревались люди подк- ладывали мох. 4.Овладение огнем.


Применение огня измени- ло жизнь людей. Почему? Самым важным следстви- ем стало употребление вареной или жареной пищи.Это привело к рез кому скачку в умствен- ном развитии человека. За короткий срок,после ов ладения огнем,древний человек приобрел сов- ременный облик. 4.Овладение огнем.



Выберите правильный ответ- Древних людей живших в Южной Африке назвали Сначала древние люди жили... Основным занятием древ них людей было... Первый огонь древние люди получили... питекантропы Homo habilis австралопитеки на деревьях в пещерах в шалашах собирательство охота изготовление орудий ударяя камни трением палочек от лесных пожаров