Профессия: Спортивный менеджер. Спортивный менеджмент. Принципы, функции, методы управления

В России, как и во всем современном мире, в последнее время стала активно развиваться сфера спортивной индустрии. Стимулом к развитию в России сферы услуг физической культуры и спорта послужили социально- экономические, а также политические изменения в нашей стране и в мире в целом. Социально-экономические перемены, которые непосредственно связаны с переходом к современной рыночной экономике, послужили причиной возникновения серьѐзных проблем в организационно-управленческой деятельности с управленческими кадрами в спортивных школах, физкультурно-оздоровительных комплексах и других спортивных организациях. Поэтому вопрос о высококвалифицированных управленческих кадрах в сфере физической культуры и спорта, то есть о так называемых спортивных менеджерах, имеет очень большую актуальность в настоящее время.

Международный Олимпийский комитет в начале 1980 года впервые включил в свою программу вопросы, связанные со спортивным управлением, которое как направление менеджмента должно было способствовать развитию физической культуры и спорта во всем мире. Многочисленные положения, содержащиеся в нем, успешно используются и по сей день. Стремясь к улучшению уровня в подготовке спортивных управляющих, Международным Олимпийским комитетом было решено создать Программу, включающую в себя множество наиболее важных вопросов, связанных со спортивным управлением. Цель данной Программы базировалась на повышении уровня координирования и создания единой модели подготовки и обучения спортивных менеджеров.

В 1986 году Международный Олимпийский комитет издал своѐ первое руководство по спортивному менеджменту. Рогеру Джексону принадлежит особая заслуга в издании руководства. Курс обучения спортивных менеджеров, сформированный на основе этой Программы, развивает Национальное Олимпийское Движение (особенно это заметно в тех регионах, где спорт находится на ранних стадиях своего развития), раскрывает наиболее общую проблематику и способствует повышению качества управления в спортивных организациях.

Первоначально термин «менеджмент» относился к сфере управления животными, и означало искусство управлять лошадьми. Чуть позже это термин был перенесен в сферу человеческих взаимоотношений. В переводе с английского глагол «to manage» означает управлять, а он в свое время произошел от латинского слова «manus», что означает рука. Следовательно, в буквальном смысле термин «менеджмент» означает «руководство людьми».

В связи с этим в современной теории и практике под термином «менеджмент» понимается процесс управления отдельным работником, трудовой группой, рабочим коллективом, различными организациями, функционирующих в современной рыночной среде. Таким образом, важнейшим компонентом спортивного менеджмента являются физкультурно-оздоровительные и спортивные организации, которые выступают системообразующими элементами в отрасли физической культуры и спорта. Учитывая вышесказанное, можно сформулировать определение спортивного менеджмента. Спортивный менеджмент – это теория и практика эффективного управления в организациях с физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности в условиях рынка.

Современный специалист, так называемый менеджер, по физической культуре и спорту – это такой человек, который способен нестандартно мыслить в любой ситуации и профессионально решать поставленные ему задачи в организационно-управленческой деятельности.

К сожалению, в России теория и практика современного спортивного менеджмента находится лишь на начальной стадии своего развития. Однако, признание и развитие спортивного менеджмента как самостоятельной профессии осуществляется довольно быстрыми темпами, невзирая на большое количество преград: отсутствие абсолютной автономии в работе спортивных менеджеров, научные базы знаний по спортивному менеджменту не сформированы, отсутствует подробно разработанный кодекс морального поведения для спортивных менеджеров, компетентность менеджера спортивной индустрии изучено недостаточно, а, следовательно, и модель ее формирования.

Спортивный менеджер это значимая фигура в любой спортивной организации, действующей в рыночных условиях. Главным условием функционирования и дальнейшего развития физической культуры и спорта является управленческая деятельность. На определенной стадии кооперации и разделения труда в физкультурно- оздоровительных и спортивных организациях возникает спортивный менеджмент, как особый вид трудовой и профессиональной деятельности.

Менеджеры спортивной индустрии востребованы в различных сферах деятельности:

1. Министерство спорта;

2. Различные спортивные федерации;

3. Департамент по физической культуре и спорту;

4. Спортивные клубы различной направленности;

5. Фитнес-индустрия;

6. Спортивные школы;

7. Компании, производящие и продающие спортивные товары;

8. Многие другие сферы деятельности, которые приближены к спортивной индустрии.

Формирование спортивного менеджмента как отдельной профессии сопряжено с появлением руководящих должностей в современных физкультурных и спортивных организациях. В связи с этим, возникаем острая нехватка высококвалифицированных управленцев в этой профессиональной области.

Сегодня большое количество специалистов, приходящих из других сфер менеджмента, пробуют себя в спортивном управлении. Спортивная индустрия очень специфичная сфера деятельности и в нее нельзя просто так влиться со стороны. Очень важно знать настоящую индустрию изнутри, понимать ее структуру, учитывать все нюансы и тонкости этой сферы деятельности. Спортсмены, как никто другие, нацелены на достижения поставленной цели и добиваются этого всеми своими силами и возможностями, они изначально настроены на победу. Те же самые волевые качества они проявляют и в процессе своей профессиональной деятельности.

Проанализировав ряд правовых и нормативных документов в сфере физической культуры и спорта, приведем примерный перечень возможных должностей, которые могут занять менеджеры спортивной индустрии:

­ Директора спортивных школ;

­ Заместители директоров спортивных школ;

­ Президенты/председатели спортивных клубов;

­ Заместители президентов/председателей спортивных клубов;

­ Начальники отделов спортивных клубов;

­ Директора физкультурно-оздоровительных комплексов;

­ Президент различных спортивных федераций (ассоциаций, союзов);

­ Вице-президенты спортивных федераций;

­ Председатели физкультурно-спортивных организаций;

­ Заместители председателей физкультурно-спортивных организаций;

­ Менеджеры спортивных команд различных игровых видов спорта;

­ Руководители/начальники структурных подразделений физкультурно-спортивных организаций;

­ Персональные менеджеры профессиональных спортсменов (в футболе, теннисе хоккее, плавании и др.);

­ Председатели комитетов по физической культуре и спорту;

­ Заместители председателей комитетов по физической культуре и спорту;

­ Руководитель структурного подразделения комитета по физической культуре и спорту;

­ Управляющий/директор фитнес-клуба.

В настоящее время от современных спортивных менеджеров требуют самостоятельности, поиска оптимальных и эффективных управленческих, научно-методических решений для обеспечения общества физкультурно-оздоровительными и спортивными услугами, а так же ответственности за принимаемые ими решения.

По причине возрастания экономического значения физической культуры и спорта и реформаторских процессов в них, все более очевидным становится то, что спорту необходимы не только профессиональные спортсмены и тренера, но и в профессиональные менеджеры, которые знают, как эффективно управлять, влиять и мотивировать персонал, а так же рационально вести финансово-хозяйственную деятельность в организациях спортивной индустрии.

Список литературы

1. Переверзин И.И. Современный российский спортивный менеджер и модель его подготовки /И.И. Переверзин // Научно-теоретический журнал. – 2003. - №5. [Электронный ресурс]

2. Пронина Н.И., Кандаурова Н.В. Кадровые проблемы, влияющие на эффективность менеджмента спортивных и общеобразовательных школ / Н.И. Пронина, Н.В. Кандаурова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2013. - №3 (97). – С. 88-92.

3. Шерин В.С. Модель формирования компетентности управленческой деятельности специалиста по физической культуре и спорту / В.С. Шерин // Вестник Томского государственного университета. – 2011. -№347. – С. 147-150.

Сегодня среди студентов наблюдается интерес к индустрии спорта и специальностям, связанным с ней. Это связано с развитием международного рынка услуг в сфере спортивного бизнеса. Интерес к спорту возрастает и у рекламодателей, инвесторов и журналистов. Россия была отмечена международным спортивным сообществом, которое доверило проводить в стране ряд крупных международных спортивных мероприятий. Для их организации была проделана титаническая работа: строительство, а затем управление спортивными объектами, встреча и размещение иностранных болельщиков, организация церемоний и стартов на высочайшем уровне, подготовка личного и тренерского состава, развитие спортивной медицины… Аналитики прогнозируют рост потребности в профессиональных кадрах в данной области, так как уже сегодня ощущается их острая нехватка. Это значит, что выпускники такой специальности должны с легкостью найти достойно оплачиваемую работу.

Понятие, суть и задачи профессии «спортивный менеджмент»

Для того чтобы понять, как стать спортивным менеджером, необходимо сначала рассмотреть суть данной специальности. Она включает в себя теорию и практику эффективного управления предприятиями спортивной культуры в условиях современного рынка. Объектом изучения являются организации спортивной направленности (множество ФСО - спортивных школ, клубов, команд, стадионов, центров, федераций и т.п.), деятельность которых направлена на предоставление физкультурно-спортивных услуг. Сам спортивный менеджментнацелен на управление внутренними и внешними отношениями субъектов и объектов ФСО. Его сущность - целенаправленное воздействие субъекта управления на управляемый объект для достижения нового запланированного качественного состояния последнего. Общая цель - обеспечить эффективное функционирование ФСО на современном рынке, а задача - познание закономерностей их функционирования и социального развития в обществе, а также разработка механизма эффективного управления этими процессами.

Функции спортивного менеджера

Изучая вопрос, как стать спортивным менеджером, можно сделать вывод, что не всегда ими становятся но обязательно люди, увлекающиеся спортом и занимающиеся им хотя бы на любительском уровне. Возможно, человек, который мог бы стать успешным управленцем банка, стал спортивным менеджером, и все потому, что он неравнодушен к спорту и в детстве занимался в спортивной секции. Вообще, как профессия спортивныйменеджментпоявился с утверждением должности руководителя ФСО. Для этой специальности важно владеть искусством научного управления спортивной организацией. Отдельные элементы такой деятельности присущи и тренерам, и преподавателям физической культуры.

Но полномочия менеджера как управленца намного шире. Его функции:

  • принятие ответственных решений по направлению деятельности ФСО и распределению ресурсов;
  • сбор информации о ее распространение в виде фактов и нормативных установок, разъяснение персоналу политики, ближайших и перспективных целей;
  • формирование внутренних отношений, мотивация, координация, представительство во внешних отношениях с другими организациями.

Изучая вопрос, как стать спортивным менеджером, можно сделать вывод, что искусство менеджмента заключается в умении использовать принципы, методы и технологии управления в конкретном случае. Ему необходимо обладать специфическими умениями по производству и использованию спортинвентаря, установлению взаимосвязей между физическими нагрузками, диетой и т. п. Итак, традиционно в состав функций входят: планирование, организация, мотивация, руководство, контроль и анализ. Кроме того, работа спортивным менеджером предполагает подопечных, физкультурно-спортивную работу с населением, подготовку высококвалифицированных спортивных кадров в своих видах и резервного состава, проведение соревнований и зрелищных мероприятий, научно-методическое обеспечение физвоспитания, организация производственных ресурсов спорттоваров, международные связи.

Принципы спортивного менеджмента

Когда будущий студент планирует поступление в ВУЗ, он задумывается над выбором профессии. Многие спортсмены ищут специальность, близкую к спорту, и приходят к мысли: «Как статьспортивным менеджером, и что для этого нужно?» Прежде всего необходимо побольше разузнать о самой деятельности такого специалиста. В сфере менеджмента спорта и физической культуры существуют свои принципы и правила, положения и нормативные документы, которые необходимы для осуществления управленческого процесса. К ним относятся принципы:


Методы управления

Профессиональная подготовка спортивных менеджеровпредполагает изучение которые делятся на:

  • организационные;
  • административные;
  • экономические;
  • социально-психологические.

Для достижения высокого профессионализма необходимо уметь формировать психологический климат, давать положительную оценку индивидуальным достижениям каждого сотрудника. Именно такой уровень предполагает подготовка спортивных менеджеров, так как важно быть социально и психологически грамотным специалистом, владеющим методами:

  • проведения совещаний, приучения и упражнения;
  • убеждения, одобрения и поощрения, осуждения и наказания (созидающие и тормозящие методы).

Выбор методов зависит от целей, типа организации и конкретной ситуации. Эффективность применения тех или иных методов требует от спортивного менеджера искусства, постоянного творческого поиска и обучения.

Специализации

Стоит отметить, что под данной профессиональной подготовкой подразумевают разные специализации с общим названиемспортивный менеджер. Обучениесогласно выбранного направления осуществляется после общей подготовки по программе соответствующего учебного заведения. Типы специализации спортивных менеджеров постоянно развиваются. Наряду с общим, выделяют функциональный менеджмент. Вот основные специализации:

Стили

Каждый профессионал имеет свой стиль деятельности. Не исключение испортивный менеджер. Обучение профессиональному стилю возможно теоретически, а его устойчивое формирование происходит уже с опытом на практике. Согласно теории менеджмента, управленческие отношения делят на демократические и авторитарные. Соответственно формируется :

  • авторитарный - чрезмерная централизация власти, жесткая регламентация деятельности;
  • демократический - использует мотивацию и убеждения;
  • либеральный.

Авторитарным стиль обычно становится тогда, когда по своим личностным качествам и уровню профессиональной подготовленности менеджер ниже подчиненных и когда подчиненные имеют профессиональную культуру, ответственность и дисциплину.

Демократичным менеджер становится при доверии к коллективу, уважении мнения подчиненных, взаимовыручке и поддержке.

Либеральным менеджер будет при отсутствии перспективы и инициативы, масштабности мышления и ожидании указаний «сверху». Такой руководитель слабо контролирует подчиненных и, как следствие, получает низкую результативность.

Бывает так, что стиль работы может изменяться при смене коллектива, места работы или глубоком самоанализе руководителя.

Категории спортивных менеджеров

В конце XX - начале XXI века такая специальность называлась начальник спортивного клуба или администратор школы и т.п. Сегодня все изменилось, и теперь наименование должности звучит как менеджер спортивного клубаили ФСО. Каждая спортивная организация имеет своих управляющих. Они разного уровня и решают разные задачи. Но традиционно есть категории спортивного менеджмента, которые делят всех управленцев на три группы:

  1. Занимающихся стратегией развития (например, президент футбольного клуба).
  2. Тех, кто сам управляет (например, структурными подразделениями).
  3. Нижний уровень исполнителей (например, администраторы спортивных школ).

Обучение

Обучение профессии «менеджер в спортивной организации» осуществляется во многих вузах. Есть московские и региональные университеты, которые дают возможность получить данную специальность. Более всего в этой сфере известно учебное заведение МЭСИ. Здесь на специальном факультете обучаются профессиональные спортсмены и студенты, увлекающиеся спортом. Их планируемая будущая месячная заработная плата должна составить 80 тыс. руб. И это неплохо. В современном мире спорт - это зрелище. В 2010 г. летом организовали Федерацию спортивных менеджеров России. Спортивный менеджер автор бестселлера «Фитнес — это легко», ведет обучение на спортивного менеджера в бизнес-школе RMA. В свое время он занимал должность фитнес-директора, президента фитнес-центра Olympic Star в Москве, управляющего сетью фитнес-клубов MaxiSport и Reebok, редактором соответствующей рубрики журналов Men’s Health и Men’s Fitness, ведущим спортпрограмм и турниров. Он на протяжении долгих лет занимался фитнесом и работал тренером.

Это поможет сделать российский спорт лучше.

В июле издание SportBusiness International выпустило глобальный рейтинг Postgraduate Sports Course Rankings, куда вошли 40 лучших программ и курсов, посвященных спортивному бизнесу. Впервые в истории в список попал представитель России: программа «Мастер спортивного администрирования» (MSA) Российского Международного Олимпийского Университета заняла 10-е место в мире и 2-е – в Европе.

Рейтинг выходит с 2012 года и считается главным в сфере спортивного образования. Абсолютным королем общего зачета снова стал университет Огайо: он взял мировое золото в пятый раз за шесть лет существования Postgraduate Sports Course Rankings. Примерно то же с программой FIFA Master – она признана лучшей в Европе в 5-й раз из 6.

Свежий выпуск – особенный, потому что издатели SportBusiness International изменили систему подсчета баллов: немного снизилась значимость трудоустройства выпускников (с 40 до 25 баллов), зато все-таки учитывается мнение представителей университетов о конкурентах (грубо говоря, как часто конкуренты включают определенную программу в топ-5; максимальная оценка – 15 баллов).

Основная часть рейтинга каждой программы базируется на отзывах выпускников. Авторы исследования опросили около 1000 человек и на основе их ответов составили профиль каждого университета. Максимальная сумма баллов в этой части – 45. Более мелкие цифры достались демографическим и социальным параметрам: за открытость миру (соотношение местных и иностранных студентов) и равенство полов среди студентов дают до 5 баллов, за высокий уровень зарплаты выпускников – 2 балла.

Интересно, что в топ-10 только два университета набрали максимальный балл за трудоустройство – Огайо и РМОУ. Все выпускники обеих программ находят работу менее чем за полгода после выпуска.

Общее лидерство Огайо объясняется убедительной победой в двух важных категориях: отзывы выпускников (44,69 балла из 45; у FIFA Master и РМОУ – 49,92 и 40,3 соответственно) и мнение представителей других университетов (почти все включили Огайо в топ, 13,75 балла из 15).

Так как российскому спорту нужны новые менеджеры с профильным образованием, Sport Connect рассказывает о трех программах, которые можно выбрать для развития карьеры: лучшая в США, лучшая в Европе, лучшая в России.

Лучшая программа в США. Университет Огайо

Продолжительность: MBA/MSA – 21 месяц

Средний возраст: 27 лет

Стоимость: согласно официальному сайту университета – не менее 65 000 долларов (около 3,8 миллиона рублей)

Двухлетняя программа университета Огайо строится по двухступенчатой модели. В первый год студенты проходят традиционное бизнес-обучение (MBA), куда входят курсы по бухгалтерскому учету, финансам, стратегическому планированию, менеджменту, маркетингу и проектные работы, нацеленные на отработку реальных навыков – от кризис-менеджмента до особенностей переговоров в 2017 году.

Если первый год глобальный и теоретический, то второй – более динамичный и погружающий в контекст современной спортивной индустрии.

Во-первых, студенты сами выбирают курсы, которые кажутся им наиболее подходящими для их профессионального развития – например, «Спонсорство в спорте», «Взаимодействие с болельщиком», «Управление стадионом» и так далее, темы практически не ограничены – есть все от журналистики и маркетинга до особенностей организации массовых мероприятий.

Во-вторых, обучение не ограничивается университетом. Во время заключительного семестра студенты проходят стажировку по своему профилю – от профессиональных команд и стадионов до компаний, активно вовлеченных в спонсорство.

В университете Огайо есть и укороченная однолетняя программа, посвященная исключительно спортивному администрированию (MSA), но в рейтинге она не учитывалась.

В Огайо очень жесткий отбор студентов: ежегодно приходят более 200 заявок, а в итоге принимают всего 20 человек (таким образом, конкурс – около 10 человек на место). Преимущественно в Огайо учатся американцы, иностранцев – около 25 процентов.

Чтобы поступить на программу MBA/MSA, нужно предоставить диплом бакалавра с высоким средним баллом; три рекомендательных письма (одно – подтверждающее квалификацию, например, от спортивного директора или главного менеджера стадиона; еще два, например, от научного руководителя и работодателя); письмо о профессиональных целях и предыдущих проектах.

Лучшая программа в Европе. FIFA Master

Продолжительность: 10 месяцев

Средний возраст: 28 лет и 2 месяца

Стоимость: около 26 000 долларов (25 000 швейцарских франков, около 1,5 миллиона рублей)

FIFA Master – очень динамичная и нестандартная учебная программа, разработанная Международным центром спортивных исследований (CIES). За один учебный год студенты проходят курсы в трех европейских странах – в университете Де Монфорт (Лестер, Англия), университете Боккони (Милан, Италия) и университете Невшателя (Швейцария).

Первый модуль проходит в Международном центре спортивной истории и культуры (ICSHC) в Англии. Там студенты изучают традиции, историю и этику спорта, связь между спортом и медиа, глобализацию спорта, методы исследований и так далее – в целом это теоретический курс.

Во втором модуле (Милан) упор делается на систему управления, целыми блоками изучаются финансы, стратегия, маркетинг, бизнес-планирование. Заключительный модуль (Невшатель) посвящен спортивному праву. Кроме того, создатели программы обещают встречи с руководителями ведущих спортивных федераций, клубов, агентств и оргкомитетов.

Важная особенность FIFA Master – в демографическом составе группы. Каждый год CIES принимает около 30 человек из примерно 20 стран. «Всего 10 процентов наших выпускников работают за пределами спорта. Только в системе ФИФА мы насчитали 40 наших выпускников, а над подготовкой Олимпиады в Рио-де-Жанейро работали студенты всех предыдущих выпусков (программа FIFA Master запущена в 2000 году)», – отмечают представители CIES.

Что нужно, чтобы поступить: Диплом о высшем образовании; сертификат минимум на 100 баллов в тесте TOEFL (максимум – 120 баллов), так как все обучение, в том числе финальный проект, – на английском; профессиональный опыт (минимум – год); с 2018 года обязательным будет сертификат о прохождении теста GMAT (о способности обучаться в бизнес-школах).

Лучшая программа в России. Российский Международный Олимпийский Университет

Продолжительность: 10 месяцев

Средний возраст: 30 лет и 9 месяцев

Стоимость: 390 000 рублей (примерно 6600 долларов)

Программа РМОУ построена по проверенной западной модели MSA – с тренингами, деловыми играми, мастер-классами и изучением конкретных спортивных кейсов.

Программа разделена на шесть модулей (экономика и финансы; спорт в системе социальных отношений; управление; деловая среда спорта; маркетинг и коммуникации; дипломный проект) и дает студентам знания во всех ключевых направлениях спортивной индустрии. Предусмотрена и учебная практика – например, в области менеджмента «Формулы-1» (этап Гран-при ежегодно проходит в Сочи).

Лекции в РМОУ уже читали президент МОК Томас Бах, президент КХЛ, руководитель «Газпром-медиа» и экс-глава оргкомитета Сочи-2014 Дмитрий Чернышенко, президент Международной федерации хоккея (IIHF) Рене Фазель.

Среди преподавателей есть как иностранцы (профессор университета Брунела Вассил Гиргинов), так и действующие менеджеры – например, генеральный директор НАО «Красная Поляна» Александр Саурин, исполнительный директор футбольного «Локомотива» Алексей Киричек, автор слогана предвыборной кампании «Сочи-2014» Джон Тиббс.

За несколько лет работы РМОУ вышел за пределы российского рынка: по программе MSA учились студенты из 40 стран мира, при этом средняя доля иностранцев составляет около 34%.

Чтобы поступить на обучение по MSA, нужно предоставить диплом о высшем образовании и эссе о том, зачем вам нужно спортивное образование, к чему вы стремитесь и чем занимались ранее. К эссе можно приложить сертификаты о прошлых успехах. Решение о приеме, как в Европе и США, остается за экспертами из приемной комиссии.

Введение

В последние годы в России наблюдается значительный рост интереса к спорту - как к профессиональному, так и к более массовому физкультурно-оздоровительному движению. Государство и частный бизнес выделяют большие средства на развитие спорта, однако далеко не всегда это приносит ожидаемый результат. Как следствие, некоторые владельцы спортивных клубов вынуждены распускать их по причине убыточности, а руководители государства вместе с многомиллионной армией болельщиков - сокрушаться и искать виновных в очередном провале российских спортсменов на Олимпийских играх, чемпионатах мира или Европы. В связи с этим, все чаще звучат слова о важности грамотного спортивного менеджмента, так как только профессионалы в данном вопросе способны эффективно управлять спортивными инвестициями. По этой причине со стороны различных спортивных организаций все больше растает интерес именно к таким специалистам.

Никакая спортивная организация не может существовать без менеджмента. В любой физкультурно-спортивной организации ее сотрудники взаимодействуют друг с другом. Физическую культуру и спорт в качестве объекта социального управления не только правомерно, но и необходимо рассматривать как определенное множество физкультурно-спортивных организаций - спортивных школ, спортивных клубов, спортивных команд по видам спорта (футболу, хоккею, баскетболу, волейболу и др.), стадионов, спортивно-оздоровительных центров, спортивных федераций и т.п. Следует отметить, что в современной России физкультурно-спортивную работу проводят 100 тыс. различного вида физкультурных и спортивных организаций, в которых трудятся более 241,8 тыс. специалистов - тренеров, преподавателей, учителей физической культуры, инструкторов-методистов и других категорий работников, а также более полумиллиона рабочих и технического персонала. Продукт их трудовой деятельности - это физкультурно-спортивные услуги, то есть организованные формы занятий физическими упражнениями и спортом, программы спортивной тренировки и физкультурно-оздоровительных занятий, спортивные зрелища и т.п. Таким образом, организация - ключевое понятие спортивного менеджмента.

Для обучения по профессии спортивных менеджеров огромное количество вузов и прочих учебных заведений организуют курсы и занятия, служащие целью научить будущих менеджеров устраивать спортивный процесс. Это профессия является на данный момент одной из наиболее престижных, потому что приносит огромные доходы и очень востребована в современном обществе.

Сущность и принципы спортивного менеджмента

Спортивный менеджмент - это теория и практика эффективного управления организациями физкультурно-спортивной направленности в современных рыночных условиях.

На сегодняшний день в средствах массовой информации все чаще мелькают имена не только известных спортсменов и тренеров, но и других, порой не менее важных, представителей спортивного мира, от деятельности которых в современном спорте зависит очень много.

Прежде всего, речь идет о генеральных топ-менеджерах (например, Руслан Олихвер - генеральный менеджер волейбольного клуба мужской сборной России и московского "Динамо");агентах и спикерах по различным направлениям деятельности того или иного клуба или сборной; спортивных скаутах - человек, занимающийся сбором информации, наблюдением, разведкой и вербовкой для своего клуба (Андерс Хедберг - скаут НХЛ).

В сферу ответственности этих людей входит огромный объем работ - от поиска рекламных спонсоров и подписания контрактов с игроками до хозяйственных и бытовых вопросов.

Современная спортивная организация имеет внутреннюю структуру, основанную на конкретной специфике того или иного вида спорта.

Менеджеров подразделяют на три основные группы:

1. стратегический уровень - это руководители спортивных школ, спорткомплексов, президенты спортивных клубов и федераций и т.д.;

2. тактический уровень - руководители управлений, самостоятельных отделов и т.д.;

3. исполнительский уровень - тренеры, начальники команд, медицинский персонал и т.д.

От работы спортивного менеджмента напрямую зависит спортивный успех конкретного клуба, сборной команды и отдельного спортсмена. Помимо этого, от компетентности спортивного менеджмента зависит и конкретный финансовый доход спортивной организации. И здесь важнейшую роль играют менеджеры топ-уровня - верхушка спортивного менеджмента. От того, как они смогут организовать работу всей спортивной структуры организации и зависит ее конечный успех.

Спортивные менеджеры, являясь субъектом управленческой деятельности, выполняют в организации ряд своеобразных функций. Среди них выделяются три ключевые:

1. Принятие решений. Только профессиональный менеджер определяет направление развития организации на том или ином уровне, решает все вопросы, касающиеся распределения ресурсов, а также производит оперативные корректировки. Он принимает конечное решение о найме на работу того или иного сотрудника и несет всю полноту ответственности за его последствия.

2. Информационная функция. В данном случае спортивный менеджер накапливает информацию о внешней и внутренней среде спортивной организации, распространяет ее в виде нормативных установок, после чего разъясняет персоналу как ближайшие, так и перспективные цели организации.

3. Функция руководителя. Спортивный менеджер формирует отношения внутри и вне подконтрольной организации, мотивирует ее членов на достижение целей, координирует их усилия и выступающего в качестве официального представителя организации при взаимодействии с другими организациями.

Без качественного менеджмента в спорте частные организации просто не смогут элементарно выжить в условиях рынка, а государственные структуры просто не смогут грамотно готовить спортсменов к крупнейшим международным соревнованиям.

В связи с этим можно выделить следующие проблемы менеджмента в спортивной индустрии и пути их решения:

1. Нехватка высококвалифицированных кадров по данной специальности.

"Менеджмент в спортивной индустрии" - это совершенно новая специализация. В России данную специальность можно получить не более, чем в 10 вузах. Например, в Государственном университете управления в Москве она была открыта в 2009. Первый выпуск студентов специализации пришелся на год сочинской Олимпиады. Не случайно глава ее Оргкомитета Дмитрий Чернышенко, заявил: "К началу Игр в нашей структуре должны работать 2 тысячи высококлассных менеджеров, координирующих деятельность 20 тысяч волонтеров и 35 тысяч технических сотрудников. Проблема в том, что таких менеджеров в стране не существует, их только предстоит подготовить".

Для решения данной проблемы были приняты следующие меры:

· взаимодействие, сотрудничество и налаживание связей с Международными партнерами;

· организация в ходе обучения студентам производственной практики на крупнейших спортивных турнирах (чемпионаты мира и Европы, этапы Кубков мира и т.д.);

· обеспечение стажировокдля студентов, в том числе зарубежных;

· организация курсов повышения квалификации и профессио-нальной переподготовки смежных специальностей.

2. Нехватка необходимых программ, учебно-методических разработок и пособий. В недавно введенном образовательном стандарте направления: 080200 "Менеджмент", специализация: "Менеджмент в спортивной индустрии" на профессионально необходимый менеджмент выделено небольшое учебное время - из 7344 часов общей продолжительности теоретического обучения всего 100 (менее 1,4%).

Решением данной проблемы стало увеличение объема часов и информации и модификация и совершенствование педагогической технологии учебного курса.

Спортивный менеджмент - один из видов отраслевого специального менеджмента, который имеет дело с управлением организациями физкультурно-спортивной направленности. В связи с таким подходом организация является ключевым понятием спортивного менеджмента. С позиций менеджмента физическая культура и спорт - это не только "целесообразная двигательная деятельность человека", не только совокупность специальных средств и методов направленного развития физической дееспособности людей, как утверждается в теории физической культуры.

Общий и специальный менеджмент имеет еще одно характерное свойство. Менеджмент связан с наличием в организации профессиональных руководителей, которых за рубежом называют менеджерами. Спортивный менеджер - это специалист, занимающий, как правило, руководящую должность в физкультурно-спортивной организации и владеющий искусством научного управления.

Искусство менеджмента характеризуется особенностями умения того или иного спортивного менеджера применять общепринятые принципы, методы и технологию управления в своей конкретной управленческой деятельности. Подведем некоторые итоги. Спортивный менеджмент - это специальная теория и практика управления физкультурными и спортивными организациями в рыночных условиях, это один из отраслевых видов менеджмента, одна из отраслевых сфер управленческой деятельности в условиях рынка.

Объектом спортивного менеджмента как самостоятельной науки является совокупность физкультурно-спортивных организаций страны, продуктом деятельности которых являются физкультурно-спортивные услуги.

Предмет спортивного менеджмента - управленческие отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия субъекта и объекта управления внутри организаций физкультурно-спортивной направленности и взаимодействия этих организаций с внешней средой в процессе производства и распространения физкультурно-спортивных услуг.

Задача спортивного менеджмента как учебной дисциплины - обеспечение целостного представления об отраслевой системе управления, о принципах, закономерностях и технологии управления в организациях отрасли физической культуры и спорта в современных рыночных условиях России.

Сильно ли отличается спортивный менеджмент от других отраслей менеджмента? По сути своей спортивный менеджер занимается теми же вещами, что и обычный менеджер, то есть организует процесс, но только со спортивной спецификой. Он занимается теми организационными вопросами, о которых сам спортсмен думать не должен, не должен на них отвлекаться от своих тренировок и подготовки к соревнованиям.

Принципы менеджмента в физической культуре и спорте представ-ляют собой основные правила, положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления и отдельные руководители в процессе осуществления управленческого воздействия. Принципы спортивного менеджмента можно охарактеризовать как исходные руководящие правила, требования и нормы поведения, которыми следует руководствоваться менеджерам физкультурно-спортивных организаций для обеспечения эффективного управления.

Для современного спортивного менеджмента характерны следующие важнейшие принципы:

1. Принцип научной обоснованности управления предусматривает, что все управленческие действия должны осуществляться на основе применения научных подходов и методов. Принцип научности предполагает изучение, глубокое познание и использование объективных закономерностей и прогрессивных тенденций развития физической культуры и спорта в конкретных исторических условиях и применение полученных знаний для обеспечения оптимального менеджмента в физкультурно-спортивных организациях.

Каждый руководитель и специалист физкультурно-спортивной организации должен изучать и правильно применять на практике при решении управленческих задач общепринятые принципы, методы и технологию спортивного менеджмента, овладевать искусством научного управления.

2. Принцип системности в управлении развитием физической культуры и спорта определяет необходимость рассмотрения физкультурно-спортивной организации как целостной социальной системы, состоящей из целого ряда звеньев и взаимодействующей с внешней средой. В работе спортивного менеджера принцип системности означает всестороннюю проработку принимаемых управленческих решений, анализ всех возможных вариантов их реализации, координацию усилий всего коллектива исполнителей. Этот принцип предполагает также тесную, увязку решения социально-педагогических проблем спортивного менеджмента с финансовыми и материально-техническими ресурсами.

3. Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении. Проблема сочетания централизации и децентрализации в спортивном менеджменте - это проблема распределения полномочий для принятия конкретно определенных решений на каждом уровне управленческой иерархии: федеральном -- субъекта Федерации - муниципального образования - первичного звена (спортклуба, ДЮСШ и т.п.). Оптимальным вариантом следует считать подход, когда централизованными являются решения, относящиеся к отрасли физической культуры и спорта в целом, а децентрализованными -- решения, относящиеся к менеджменту той или иной конкретной физкультурно-спортивной организации.

Под децентрализацией понимается передача права принятия решений субъектам Федерации и другим организациям, находящимся на более низких иерархических уровнях управления. Принцип сочетания централизации и децентрализации в менеджменте предполагает необходимость умелого использования единоначалия и коллегиальности.

Принятие коллегиальных решений происходит намного медленнее, чем индивидуальных. Разновидностью коллегиальности является коллективность принятия решения.

Коллективные решения, как правило, принимаются большинством голосов, например, на собрании акционеров. Роль руководства здесь сводится к подготовке и обоснованию решений, предлагаемых к обсуждению и принятию на коллективной основе.

4. Принцип материального и морального стимулирования в спортивном менеджменте. В современном управлении физической культурой и спортом широко используется материальное и моральное стимулирование для активизации трудовой деятельности работников физкультурно-спортивных организаций и высококвалифицированных спортсменов. Этот принцип находит конкретное выражение в дифференциации заработной платы работников спортивных организаций и спортсменов-профессионалов, выплате призовых спортсменам и тренерам за успешное выступление на крупнейших спортивных соревнованиях. Наряду с материальным стимулированием в спорте сохраняет свое значение и моральное стимулирование в форме присвоения спортивных званий и награждения призами как отдельных спортсменов, так и команд- победительниц различных соревнований.

5. Принцип оптимизации (эффективности) управления означает достижение поставленной цели в возможно короткий срок и при наименьших затратах труда, финансовых средств и материальных ресурсов. Оптимизация предполагает использование в управлении широкого комплекса методов и инструментов для обоснования управленческих решений, управление на основе добротной, достоверной научной информации.

6. Принцип сочетания прав, обязанности и ответственности.Исходя из этого принципа менеджеры обычно осуществляют свои связи на один уровень вверх или вниз от своего уровня. Каждый подчиненный должен выполнять поставленные ему задачи и периодически отчитываться за их выполнение. Каждая должность в иерархии управления наделяется конкретными предоставленными ей правами, и менеджер, занимающий соответствующую должность, несет полную ответственность за возложенные на него задачи и выполняет определенные функции. Ни один руководитель не может передавать задание по выполнению решения, минуя непосредственного подчиненного.

6. Демократизация управления предполагает наряду с единоначалием формирование в спортивных организациях органов коллективного и коллегиального руководства, например, пленумов и президиумов спортивных федераций, ФСО, коллегий спорткомитетов и т. п.

7. Принцип сочетания отраслевого и территориального управления вытекает из ст. 72 Конституции РФ о нахождении в совместном ведении РФ и субъектов Российской Федерации вопросов физической культуры и спорта.

8. Принцип правовой защищенности управленческих решений предусматривает опору в управлении на существующее законодательство, правовое обеспечение управленческой деятельности, непротиворечивость управленческих решений существующим нормативным правовым актам.

9. Принцип учета спортивных интересов населения при организации физкультурно-спортивных занятий населения. Это обусловлено тем, что занимающиеся физическими упражнениями и спортом составляют один из основных объектов управления, а население представляет собой потенциальный объект спортивного менеджмента, одна из целей которого состоит в вовлечении населения в физкультурно-спортивные занятия. Успешное решение этой задачи предполагает систематическое изучение физкультурно-спортивными организациями спортивных интересов различных социально-возрастных групп населения, особенно молодежи.

10. Принцип государственной поддержки развития физической культуры и спорта. Является одним из приоритетных принципов социальной политики демократической России. Российская Конституция устанавливает, что в Российской Федерации "поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта". Этот принцип нашел развернутое воплощение в Законе "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", установившем, что государство обеспечивает развитие физической культуры и спорта в стране, поддерживает физкультурное, олимпийское и паралимпийское движение.

Менеджмент в физической культуре и спорте имеет ряд разновидностей, а именно:

Стратегический менеджмент представляет собой управленческую деятельность, состоящую в выборе сферы и системы действий по достижению долгосрочных целей физкультурно-спортивной организации с учетом постоянно меняющихся условий внешней среды;

Программный (проектный) менеджмент представляет собой деятельность по управлению не постоянными, а временным объектами, в качестве которых выступают отдельные программы, проекты и т.п. или их совокупность;

Организационный менеджмент представляет собой управленческую деятельность, базирующуюся на общеорганизационных принципах, направленную на реализацию такой основной функции управления, как функция "организация";

Персонал-менеджмент представляет собой управленческую деятельность, включающую совокупность мероприятий, направленных на оптимальное формирование трудового коллектива физкультурно-спортивной организации и наиболее полное использование его способностей в производственном процессе;

Инновационный менеджмент представляет собой деятельность по управлению инновационными процессами в физкультурно-спортивной организации;

Риск-менеджмент представляет собой деятельность по оценке рисков, которые могут возникнуть в работе физкультурно-спортивной организации, и управлению ими;

Финансовый менеджмент представляет собой вид деятельности, направленной на управление финансово-хозяйственным функционированием физкультурно-спортивной организации.

Помимо этого, существует целая система функций менеджмента спортивной организаций.

Функции в спортивном менеджменте представляют собой обособив-шиеся в процессе разделения труда относительно самостоятельные, специализированные виды управленческой деятельности, которые выражают направления или стадии целенаправленного воздействия субъекта управления на управляемый объект. Функции занимают одно из центральных мест в теории и практике спортивного менеджмента, так как они раскрывают его сущность и содержание отраслевой управленческой деятельности. Различают общие и конкретные или отраслевые функции менеджмента.

Общие функции менеджмента. Возникновение функций спортивного менеджмента - объективный процесс. Управление физической культурой и спортом можно рассматривать как процесс последовательно сменяющихся, логически следующих друг за другом действий, носящих повторяющийся, циклический характер. Такие действия субъекта управления, соответствующие последовательно сменяющимся стадиям управленческого цикла, получили название общих функций менеджмента. В их составе выделяют: планирование, организацию, мотивацию, контроль и координацию (рис.1).

Рис.1.

Общие функции, раскрывая технологию социального управления, универсальны, так как характеризуют любой процесс управления независимо от его отраслевой специфики и размера управляемой организации. Выделяемые по признаку временной цикличности функции получили название общих (основных) функций менеджмента. Взаимосвязь между этими функциями может быть представлена круговой диаграммой, показывающей содержание любого процесса управления (рис.8). Стрелки на диаграмме показывают, что движение управленческого воздействия субъекта управления от стадии принятия им решения к управляемому объекту возможно лишь путем выполнения работ, связанных с организовыванием процесса и с мотивированием работающих. Для того чтобы получить обратную информацию от управляемого объекта о произошедших в нем изменениях в связи с управленческим воздействием, необходим учет и контроль этих изменений. В центре диаграммы находится функция координации, обеспечивающая согласование и взаимодействие всех остальных функций.

Таким образом, общие функции спортивного менеджмента - это обособившиеся в процессе общественного разделения труда специализированные виды деятельности, выражающие направления или стадии целенаправленного воздействия субъекта управления на управляемый объект.

Планирование - это стадия управленческой деятельности, содержанием которой является определение целей деятельности организации на предстоящий период и необходимых для этого ресурсов (материальных, финансовых, трудовых, информационных). Планирование с точки зрения технологии представляет собой систему технико-экономических расчетов, представленных в форме таблиц, графиков и моделей, определяющих пути достижения цели. Результатом планирования является план. План включает: цели и задачи организации на предстоящий период, мероприятия, комплекс необходимых ресурсов с распределением их по целям и задачам, ответственных исполнителей и сроки выполнения плановых мероприятий. Различают стратегическое и оперативное планирование. Основой стратегического планирования является составление прогнозов, показывающих возможные направления развития объекта.

В перспективных и текущих планах физкультурно-спортивной организации определяют рынки потенциальных потребителей своих услуг, устанавливают конкретные цели, задачи и плановые показатели по предоставлению физкультурно-спортивных услуг и достижению результатов, определяют необходимые для этого трудовые, финансовые, материальные ресурсы и др. Планирование как функция спортивного менеджмента включает также разработку целевых комплексных программ, бизнес-планов, календарных планов соревнований и спортивных мероприятий, планов организационной работы и т.д.

Организация - вторая функция менеджмента. Ее задачей является формирование структуры организации, а также обеспечение ее всем необходимым для нормальной работы - персоналом, помещениями, денежными средствами, материалами, оборудованием и т.п.

Мотивация - стадия управления, предусматривающая создание стимулов и санкций, материальной и моральной заинтересованности с целью активизации персонала спортивных организации к эффективной работе. В спортивном менеджменте мотивация включает, по нашему мнению, также деятельность, имеющую цель активизировать интерес населения к занятиям различными видами спорта и физическими упражнениями, к потреблению физкультурно-спортивных услуг.

Контроль и учет - это стадия управления, задачей которой является оценка качества выполнения принятых решений, количественная оценка результатов работы физкультурно-спортивной организации, а также оперативный учет проводимой в организации работы.

Координация - стадия процесса управления, обеспечивающая его непрерывность и бесперебойность. Главная задача координации - достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей между ними, а также с общественностью.

Конкретные функции спортивного менеджмента. Функции, выделяемые по содержанию управляемого воздействия на управляемый объект, принято называть конкретными (специфическими или отраслевыми) функциями менеджмента. Конкретные (отраслевые) функции спортивного менеджмента раскрывают содержание управления в отрасли физической культуры и спорта как особой социально-педагогической системе. Приведем в качестве примера систему конкретных функций Москомспорта. В положении о Комитете физической культуры и спорта Правительства Москвы указывается, что Москомспорт в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:

· разрабатывает городские программы в области физической культуры и спорта;

· разрабатывает проекты законов и иных нормативных правовых актов города Москвы, регулирующих отношения в области физической культуры и спорта, вносит их и иные предложения но вопросам, относящимся к ведению Москомспорта, па рассмотрение соответствующих государственных органов и должностных лиц, подготавливает заключения по проектам нормативных актов других органов исполнительной власти города в области физическое культуры и спорта;

· принимает участие в разработке проекта закона города Москвы сбюджете города Москвы, осуществляет контроль за использование бюджетных средств находящихся в ведении Москомспорта бюджетными учреждениями;

· осуществляет функции распорядителя бюджетных средств города Москвы, установленные бюджетным законодательством и ведомственной классификацией расходов бюджета города Москвы;

· выполняет функции заказчика по разработке и реализации городских программ в области физической культуры и спорта;

· утверждает календарный план городских спортивно-массовых мероприятий, смотров, конкурсов, проводит городские соревнования, учебно-тренировочные сборы, разрабатывает и утверждает положения о проведении городских физкультурно-массовых и спортивных мероприятий;

· принимает участие в установленном порядке в создании, реорганизации и ликвидации государственных (муниципальных) унитарных предприятии, учреждении, организации с участием города Москвы, осуществляет контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью предприятий, учреждений, находящихся в ведении Москомспорта;

· организует правовое обеспечение и осуществляет методическое руководство по вопросам, входящим в компетенцию Москомспорта;

· осуществляет в пределах своей компетенции контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и города Москвы в области физической культуры и спорта;

· участвует в разработке мобилизационных мероприятий в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы;

· обеспечивает разработку и реализацию мер по подготовке и повышению квалификации работников для городского хозяйства в области физической культуры и спорта;

· осуществляет взаимодействие со средствами массовой информации по вопросам, отнесенным к ведению Москомспорта, информирует жителей города Москвы о наиболее важных сферах деятельности Москомспорта;

· осуществляет сотрудничество с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими, некоммерческими организациями, гражданки по вопросам деятельности Москомспорта;

· осуществляет международное сотрудничество в области физической культуры и спорта;

· осуществляет другие функции в соответствии нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

Понятие и виды управленческих решений по физической культуре и спорту

Менеджерам и персоналу спортивных организаций в процессе управления приходится принимать большое количество решений, от качества которых зависит эффективность деятельности физкультурно-спортивных организаций. Принимаемые управленческие решения касаются различных сторон деятельности физкультурно-спортивных организаций, а в их подготовке активно участвуют тренеры, преподаватели и другие специалисты.

От правильности и своевременности принятия решений зависит эффективность работы любой физкультурно-спортивной организации. Поэтому важно, чтобы каждый специалист физической культуры и спорта овладел теоретическими знаниями и навыками разработки управленческих решений.

Управленческое решение в спортивном менеджменте представляет собой творческий акт субъекта управления (индивидуального или группового), который определяет программу деятельности физкультурно-спортивной организации по эффективному разрешению назревшей проблемы.

Для того чтобы управление было реальным и не представляло собой распоряжений, которые невозможно выполнить, решения следует принимать на основе знания объективных закономерностей функционирования физической культуры и спорта в современных рыночных условиях при соблюдении определенной технологии.

По форме управленческие решения по физической культуре и спорту принимаются в разнообразных формах. Поэтому уточним смысл названий и содержание наиболее часто принимаемых управленческих решений но физической культуре и спорту.

Приказ - нормативно-правовой акт, издаваемый единолично руководителем физкультурно-спортивной организации или его заместителем, действующих на основе единоначалия в целях разрешения основных и оперативных задач.

Распоряжение - правовой акт, издаваемый руководителем организации, главным образом коллегиального органа управления, в целях разрешения оперативных вопросов. Как правило, имеет ограниченный срок действия и касается узкого круга должностных лиц.

Постановление - нормативный акт, принимаемый коллегиально правлением спортивного клуба, коллегией спорткомитета, президиумом спортивной федерации или совета ДФСО. Постановление представляет собой целевое решение актуальной проблемы с указанием цели, путей и ресурсов, установлением сроков, исполнителей и организации контроля за выполнением.

План - это комплекс заданий, объединенных общей целью, которые необходимо выполнить в определенном порядке, последовательности и в установленные сроки.

План представляет собой результат планирования, главный инструмент координации усилий персонала организации для достижения поставленных целей.

Целевая программа - нормативный адресный документ, содержащий исчерпывающий комплекс взаимосвязанных заданий, осуществление которых обеспечивает эффективное достижение поставленных организацией целей в установленные сроки. Целевая комплексная программа включает мероприятия программно-методического, организационного и социально-экономического характера,

Бизнес-план - это документ, в котором дается комплексное описание основных аспектов планируемого будущего спортивной организации, анализируются возникающие при достижении цели проблемы и определяются финансовые ресурсы, необходимые для их решения.

В последние годы в сфере физической культуры и спорта широкое распространение получили управленческие решения в форме различных контрактов, договоров и т.д.

Для того чтобы разобраться во всем множестве разнообразных управленческих решений, их принято классифицировать.

Классификация решений. Управленческие решения по физической культуре и спорту можно сгруппировать по нескольким признакам.

1. Решение принимает какой-либо субъект (орган) управления, коллегиальный орган или отдельный руководитель. По субъектам и иерархическим уровням управления, определяющим масштабность действия управленческих решений, они подразделяются на решения: государственных органов общей компетентности; решения Госкомспорта РФ и спорткомитетов как государственных органов специальной компетентности; решения ведомственных и местных органов государственного управления; и, наконец, решения общественных; объединений и коммерческих организаций физкультурно-спортивной направленности.

2. По объектам управления: для кого предназначено данное решение - спорткомитета, спортивной федерации, спортклубу, спортивному сооружению, спортивной школе и т.п.

3. По форме существования решения могут быть устными или письменными. Последние, в свою очередь, подразделяют на постановления, приказы, распоряжения, инструктивно-методические документы, законы, указы Президента, государственные образовательные стандарты, программы, планы, нормативы, контракты и т.п.

4. По организации принятия управленческие решения подразделяются на единоличные, коллегиальные и коллективные.

5. По социальной значимости одни решения являются исходными, определяющими, например, "Закон о физической культуре и спорте в РФ", другие - производными.

6. По времени действия решения можно разделить на оперативные и перспективные, стратегические. Оперативные решения чаще встречаются в работе руководителей низовых организаций. Стратегические решения принимают в основном федеральные органы управления.

7. Подразделяют решения по объему и направленности содержания.

Одни управленческие решения содержат общую концепцию развития физической культуры и спорта в целом в стране, другие более конкретизированы и касаются одной или нескольких организаций физкультурно-спортивной направленности.

Управленческие решения должны приниматься в рамках существующих у субъекта управления полномочий, прав и обязанностей спортивного руководителя. Различные виды управленческих решений определяют и разные способы их разработки и принятия, источники и содержание используемой информации, а также особенности реализации принятых решений. спортивный менеджер управленческий решение

Типовая структура управленческого решения. При всем многообразии управленческих решений по физической культуре и спорту в форме их построения имеются некоторые общие черты, т.е. правомерно нести речь об их типовой структуре.

Решения но физической культуре и спорту чаще всего структурно состоят из четырех частей: 1) названия решения и наименования органа, принявшего его; 2) содержательной части; 3) подписи руководителя и 4) приложения к решению.

Постановляющая часть содержит перечисление предписываемых действий, путей, методов и необходимых для этого ресурсов. Указываются ответственные исполнители мероприятий, сроки выполнения и лица, обеспечивающие контроль.

Текст постановляющей части должен иметь повелительную форму изложения. Постановляющая часть делится на пункты, каждый пункт нумеруется арабскими цифрами. Пункт должен начинаться с указания исполнительного действия, выраженного глаголом в неопределенной форме. В качестве исполнителей могут указываться как физкультурные организации в целом, так и их структурные подразделения. В последнем пункте постановляющей части указывают лиц, на которых возлагают контроль за исполнением решений.

Приказы, постановления и другие принятые управленческие решения подписывает руководитель физкультурной организаций или его заместитель.

Приложения к решению обычно включают план мероприятий, инструктивно-методические материалы, таблицы социальных и педагогических нормативов и др.

Для того, чтобы управленческие решения были эффективными, они должны удовлетворять ряду требований:быть всесторонне обоснованными и своевременными, ставить реальные цели и сроки выполнения;основываться на полной и достоверной информации;не противоречить ранее принятым документам, согласовываться с ними;характеризоваться полнотой содержания, охватом всех вопросов проблемы;охватывать объект и субъект управления, а также взаимодействия между ними;не противоречить действующему законодательству, а опираться на него;находиться в рамках установленной для органа управления-компетенции, прав и полномочий.

Спортивный менеджмент тесно связан с главными факторами рентами рыночной экономики - формами собственности, системой свободного ценообразования, конкуренцией, правом свободного выбора как для спортивного предпринимателя, так и для потребителей услуг, зависимостью доходов предпринимателя от результатов его труда и ситуации на рынке физкультурно-спортивных услуг и др. Включение физической культуры и спорта в систему рыночных отношений обусловливают соответствующие особенности управления этой отраслью сферы услуг.

Рыночная экономика способствует развитию предпринимательства в сфере физической культуры и спорта, росту числа собственников физкультурных и спортивных организаций, увеличению многообразия их организационно-правовых форм, расширению спектра и улучшению качества предоставляемых населению физкультурно-спортивных услуг.

Следует отметить особенности функционирования физической культуры и спорта в рыночных условиях. Поскольку их несколько, стоит выделить главные:

Преобразование физической культуры и спорта в сферу услуг как специфическую совокупность социально-педагогических форм деятельности, осуществляемой в целях физического воспитания населения;

Децентрализация управления отраслью физической культуры и спорта;

Возросшее многообразие организационно-правовых форм физкультурных и спортивных организаций;

Правовое закрепление официального статуса профессионального спорта и его развитие в России;

Все возрастающее экономическое значение физической культуры и спорта, развивающихся в основном на основе коммерческого хозрасчета;

Возникновение конкуренции физкультурных и спортивных организаций и свободное ценообразование на услуги физической культуры и спорта.

В рыночных условиях существенно возрастает роль физической культуры и спорта в самоутверждении и самореализации личности как важнейшей социальной ценности, в удовлетворении потребностей людей в физическом совершенствовании, в рациональном использовании свободного времени.

Российскому спорту не хватает профессионалов, но в стране есть много молодых ребят и девушек, мечтающих попасть в индустрию. Специально для них руководитель Международной школы спортивного менеджмента МИРБИС Максим Белицкий рассказывает, как выбрать правильное образование и что необходимо для успешной работы спортивным менеджером.

Основы

Самое главное, что нужно будущему спортивному менеджеру, – любовь к спорту, а это предполагает некоторый уровень эрудированности. Почти все люди этой специальности изначально болельщики. Если у человека нет страсти, он надолго в спорте не задерживается.

С точки зрения внутренних коммуникаций, спортивный рынок очень непростой. В нашей стране это пока далеко не бизнес, а потому многое строится на особых, неформальных отношениях. Организациями часто управляют бывшие спортсмены, которые живут в своей системе координат. Обычному человеку сложно: знание основ менеджмента и бизнес-отношений, да и вообще общая образованность востребованы не всегда.

Хотелось бы, чтобы в спорт приходило больше людей с бизнес-образованием, фундаментальными знаниями в менеджменте, маркетинге, финансах, праве… И, конечно, важны языки. В этом случае расти гораздо проще, так как доступна информация из иностранных источников. В России литературы практически нет. Что-то издает Российский международный олимпийский университет, но эти работы не слишком распространены. Другое дело англоязычные страны: Великобритания, США, Австралия. Случайно попавший в руки австралийский учебник помог мне выстроить структуру курса спортивного маркетинга для одной из бизнес-школ. В России можно отыскать уникальные издания, например, «Билетологию» Кирилла Ларина, но в целом оригинальной литературы практически не существует. Да и переводной тоже. Когда-то у нас вышли «Спортивный маркетинг» профессора Саймона Чедвика и «Олимпийский ренессанс» бывшего коммерческого директора МОК Майкла Пейна, но их уже давно нигде не достать. Кроме того, у нас нет журналов, сборников исследований, аналогичных тем, что делаются в Германии, что выпускает Sport Pro Media и другие компании. Знание иностранных языков, в первую очередь английского, открывает перед студентами совсем другой мир.

Важность

Успешному управляющему в спорте необходимы специфические знания. Да, должна быть разумная доля общих дисциплин, но с самого начала нужна и специализация. Людей надо сразу вводить в среду. Без этого те, кто обладает страстью к спорту, быстро заскучают. Они хотят практики.

Тем, кто пошел переучиваться, нужно давать знания не только спортивной специфики, но и системы взаимоотношений в индустрии. Чем лучше он их поймет, тем больше у него шансов избежать ошибок в работе.

Основы спортивного менеджмента и предпринимательства просто необходимы и бывшим спортсменам. Более того, их надо учить особенно тщательно. После окончания карьеры спортсмену крайне тяжело перестроиться на обычную жизнь, ведь вся его карьера – это подготовка к выступлениям, выступления и восстановление после них. Сходу начиная работать менеджерами, они переносят привычную систему взаимоотношений и в итоге подменяют ею само понятие менеджмента. Это приводит к неправильным результатам, часто – к финансовому провалу. Помимо того, успешные спортсмены, как правило, очень сильные личности, авторитетные. Их стиль управления специфичен. К тому же им часто не хватает знаний, хотя у них и много уникального опыта. Немного бывших спортсменов по-настоящему преуспело в управлении. Да, можно вспомнить президента баскетбольного клуба «Локомотив-Кубань» Андрея Ведищева и, конечно, Вячеслава Фетисова, который понимает не только игру, но и политику, и маркетинг, и бизнес. Однако в целом редко увидишь спортсмена на очень высокой должности, особенно если речь идет не об общественной организации типа Федерации хоккея России.

Спортсменов в нашей стране вытаскивают во власть, потому что они известные и успешные. Это часто заканчивается неудачей. К сожалению, у нас пока нет специальных менеджерских, предпринимательских программ для завершающих карьеру атлетов.

Цена знаний

В России есть программы обучения спортивному менеджменту всех форматов: первое высшее образование (как бакалавриат, так и магистратура), второе, профессиональная переподготовка, повышение квалификации, краткосрочные курсы.

Получить первое высшее можно, конечно, во всех спортивных вузах: московские РГУФКСМиТ и МИФКИС, питерский Лесгафта, подмосковная Малаховка, Поволжская академия в Казани… Бакалавриат занимает стандартные четыре года. Во все эти вузы можно поступить на бюджет, а платное отделение стоит от ₽72 тыс. (МИФКИС) до ₽150 тыс. в год (Лесгафта). Готовят спортивных менеджеров и другие учебные заведения, особенно специализирующиеся на экономике и управлении. Но коммерческие места там стоят заметно дороже: в ГУУ и «Плешке» – ₽210 тыс. в год, в Академии народного хозяйства – ₽300 тыс., в Финансовом университете при Правительстве России – ₽350 тыс. В университете «Синергия» нет бюджетных мест, зато платное обучение стоит ₽160 тыс. в год, и предусмотрены отдельные программы для единоборств и фитнес-индустрии. В магистратуру можно пойти не только в перечисленные вузы, но и, например, в МГИМО – на специальность «Спортивная дипломатия» (два года обучения обойдутся в ₽635 тыс.).

Широк выбор и краткосрочных программ. При экономическом факультете МГУ есть Центр спортивного менеджмента. 72-часовое повышение квалификации в нем стоит ₽45 тыс., а 260-часовая переподготовка – ₽170 тыс. Похожие расценки в Высшей школе экономики, которая готовит кадры по совместной с ФИФА программе. 10-месячное обучение по специальности «Менеджмент в игровых видах спорта» в бизнес-школе RMA обойдется в ₽180 тыс., но зарубежные оплачиваются отдельно. Программа профессиональной переподготовки «Международный спортивный менеджмент» в МИРБИС тоже стоит ₽180 тыс., но за эти деньги студентам предлагают курс на 500 часов. Его уникальность – живое дистанционное обучение через платформу вебинаров. Много программ длительностью от 10 месяцев до 2 лет предлагает Российский международный олимпийский университет в Сочи. Их стоимость – от ₽73 тыс. до ₽500 тыс.

Количество курсов длительностью в несколько дней не поддается исчислению. Их проводят и перечисленные выше учебные заведения, и многие другие организации. Конкретные темы и условия ограничены только фантазией организаторов.

Программа

Проблема не только спортивного, но и вообще бизнес-образования в России – оно очень теоретизированно, это признают и руководители бизнес-школ. В Америке и Германии практики гораздо больше. Знаю это не только по спорту, такая же ситуация у инженеров, ученых, медиков. Нашим программам, желающим перенять западный опыт, я советую смотреть на Европу, Америка ушла от нас гораздо дальше, лет на 25–30. Европейские примеры более живые и интересные для «обратного инжиниринга» в России. При этом в нашем спортивном бизнес-образовании крайне мало европейских примеров, а если не считать Англию, их нет вообще. Пригласить немецких или французских преподавателей может далеко не каждый – дорого. Но выход из положения нужно искать, чтобы повысить качество профильного образования.

Длительность обучения может быть любой. Хорошую программу с уклоном на спорт реально составить и для высшего образования. Полезными могут оказаться и курсы, и второе высшее, и перепрофилирование. Главное, что любой сотрудник, я считаю, должен иметь документальное подтверждение своих навыков. Часто это не требует больших затрат времени. Есть модульные программы, сертификаты. Например, если ты специалист по работе болельщиками, то добро пожаловать на модуль маркетинга, обязательно включающий в себя проведение исследований, позиционирование и основы маркетинговых коммуникаций. Главное не срок, а построение процесса.

Изучая учебную программу, в первую очередь стоит обращать внимание на маркетинг. Это основополагающая наука. Она учит искусству поиска потребителя и выстраивания отношений с ним. Маркетинг ориентирует на клиента, а именно это должно двигать любой коммерческой спортивной организацией. Многим нашим программам не хватает этой составляющей.

Должны быть в учебном процессе и основы предпринимательства. Потому что продукт, который мы предлагаем, часто уникален. Спортивный менеджер должен быть смелым, уметь анализировать рынок, находить неудовлетворенные потребности и учитывать прошлый опыт, в том числе негативный. Имидж клуба, коммуникации, проведение мероприятий, общение с поставщиками, поиск спонсоров – во всем этом надо разбираться.

Чем шире, разнообразнее контент в маркетинговом и, скажем так, коммерческом модулях, тем лучше.


Стажировки

Программа «Менеджмент в игровых видах спорта» RMA сделала стажировки студентов, в том числе заграничные, своей визитной карточкой. Здорово, что во время обучения можно посмотреть на чужой опыт, на лучшие практики живьем. И как элемент коммерциализации стажировки – это суперидея. Правда, продолжительность в несколько дней сильно ограничивает возможности. Все-таки настоящая стажировка – это когда человек едет хотя бы на пару недель в одну организацию и проходит весь цикл подготовки к матчу, плотно общается с представителями различных отделов. Но не буду критиковать RMA, потому что понимаю, насколько тяжело договориться с каким-нибудь клубом. Здесь нужны либо большие деньги, но тогда это будет неподъемно для студентов, либо очень хорошие связи. Те же немецкие клубы, я знаю, могут отказаться от такой идеи даже при хорошей оплате, если решат, что они не заинтересованы в российском рынке. Они просто не захотят тратить свое время.

Россия и заграница

Учиться на Западе, конечно, имеет смысл, если человек знает языки. Лучшие примеры все-таки в Америке. А что особенно хорошо – в любом университете есть спортивные команды, работающие как полноценные клубы, с полными стадионами, с агрессивным маркетингом. Они продают себя как коммерческие организации. Ориентированность на бизнес в Штатах вообще беспрецедентна. Это все сказывается и на образовании. Но Америка – это далеко и долго, хотя я знаю людей, учившихся там и оставшихся довольными результатом.

Европейское образование не так далеко ушло о российского, ему тоже часто не хватает практики, но там есть хорошие и недорогие программы. На первом месте с большим отрывом с точки зрения маркетинга и успешности проектов стоит Германия. Это логично, потому что немецкая экономика сильнейшая в Европе, и количество кейсов для обучения безгранично. Еще отмечу Францию и, конечно, Великобританию.

У российского образования тоже есть сильные стороны. Во-первых, оно дает очень хорошие связи как с преподавателями, так и со студентами. Это, наверное, одна из самых больших ценностей спортивного менеджера. Иногда бывает, что приходит учиться восходящая звезда, которая занимает потом руководящую должность или создает свое агентство и приглашает знакомых. Таких примеров много. Нетворк – это очень важно.

Еще образование дает огромный стимул совершенствоваться. Потому что утоляет жажду человека, желающего работать в спорте. Люди часто идут на понижение зарплаты, даже готовы трудиться бесплатно, лишь бы проникнуть в эту отрасль. Не у всех получается, но учеба дает хорошую возможность хотя бы попытаться.

Отмечу ярких спикеров и преподавателей. Приходят практически все топы. Наше образование наладило отличные отношения с представителями передовых российских организаций. Зарубежных менеджеров не так много, но это связано с финансовыми возможностями. Если у тебя в программе много иностранных спикеров, то либо это не бизнес, либо у тебя очень дорого учиться.


Трудоустройство

В немецких компаниях, где я работал, – Triumph Media Group и Lagardère Sports Germany & Entertainment Germany – есть институт стажеров, людей постоянно набирают, лучшие остаются. И это везде работает. Так к нам и попадали выпускники различных спортивных программ. Правда, отмечу, что большинство из них получали специальность «спортивный менеджер» в магистратуре, придя из маркетинга, социальных наук.

В принципе, российский рынок постепенно поворачивается к образованию в сфере спортивного менеджмента. Люди открывают новые возможности, заряжаются уверенностью в своих силах. То, что везде берут только по блату, уже, скорее, миф. Да, надо иметь в виду такое препятствие, но оно не решающее. Люди с хорошими навыками всегда находят себе путь. Я сам даже без образования, на одном желании получил работу в спорте без каких-либо знакомств. Позже попал в крупную европейскую компанию буквально с улицы – просто продал себя, предварительно повисев в базе данных хедхантеров. Вытащил счастливый билет. Мне безумно повезло, и я всем студентам говорю: у вас есть шанс. Главное – страсть. Это самое важное. Ну и знание хотя бы английского языка.

Материал из
Фото: RMA, РМОУ, личный архив Максима Белицкого