Виды росписи деревянных ложек. Музыкальные ложки хохлома. Как музыкальный инструмент

Выставки русской деревянной ложки в ВМДПНИ. Посмотрим же на эти изделия подробнее. Далее — фото и тексты непосредственно с самой выставки.

Ложки-черпаки
Якутия, Сунтарский улус, с. Тойбохой, начало XX в.
Дерево, кап берёзы, долбление, резьба

Ложка — один из тех предметов, который сопровождает человека практически с самого рождения и до конца дней. Сколько пословиц, поверий с ней связано! Однако так ли часто мы задумываемся, всегда ли она была такой, какой мы привыкли её видеть?..



Ложка шаманская
Якутия, Сунтарский улус, с. Тойбохой, конец XIX в.
Дерево, долбление, резьба

Мы рады представить Вам выставочный проект, в котором постарались показать всё многообразие привычной нам деревянной ложки . И действительно, сложно порой представить, что ковш-черпак может достигать в длину полутора метров, а некоторые ложки становятся поистине магическими предметами, являясь верными спутниками шамана.



Сверху вниз: Ковш

Кап, долбление, резьба. Коллекция В. Б. Карпова
Ложка
Хабаровский край, мастера-нивхи, 2006 г.
Дерево (грецкий орех), резьба, тонировка. Коллекция В. Б. Карпова
Детские нанайские ложки
В. Донкан, 1974 г.
Хабаровский край, с. Сикачи-алян
Дерево, резьба, цветная гравировка

Представленные на выставке ложки из музейного собрания — от ковшей XIX века до авторских ложек конца 1960-х годов — органично дополняет коллекция современных резных ложек Виктора Борисовича Карпова, собранная им в разных уголках нашей страны. Предметы из неё, выполненные из разных пород древесины, необыкновенно передают красоту текстуры натурального дерева.



Слева: Черпак для медвежьего мяса
Диди Черуль, 1890-е гг.
Хабаровский край, с. Койма. Дерево, резьба
Справа: Лоток
Диди Черуль, 1890-е гг.
Хабаровский край, с. Койма
Дерево, долбление, резьба, подкраска
Ложки нивхские для медвежьего праздника
Хабаровский край, дер. Ухта, с. Романовка, первая четверть XX
Дерево, резьба, подкраска
Ниже: Ложка
2013 г., приобретена в Москве
Дерево (орех), резьба. Коллекция В. Б. Карпова

История изготовления ложки насчитывает не одно тысячелетие. Так, по свидетельствам археологических раскопок, уже пять тысяч лет назад в Древнем Египте пользовались ложками из камня и дерева, а в Греции — особыми ракушками.



Ложка нанайского шамана
Хабаровский край, 2006 г.
Дерево (ольха), резьба. Коллекция В. Б. Карпова

В повседневный обиход в Европе ложки вошли в Средние века и были в основном деревянными и роговыми. А на Руси ложка была известна уже в X веке, во времена князя Владимира — упоминания об этом можно найти в «Повести временных лет». Знакомая нам овальная форма ложки с длинным черенком получила особое распространение к середине XVIII века.



Композиция из трёх ложек 2015 г., приобретена в Москве
Кап ореха, резьба, тонировка. Коллекция В.Б. Карпова

Для простого крестьянина ложка была одной из немногих личных вещей, и «свою» ложку часто помечали особым образом. Но, как многие предметы традиционной культуры, ложка была не просто частью повседневного быта. Она играла важную роль в обрядах, олицетворяя члена семьи; молодожёнам на свадьбу обязательно дарили деревянную расписную ложку; она была также необходимым атрибутом некоторых святочных гаданий.



Ложка удегейская (юга) . Дерево, резьба

Кроме того, ложка стала одним из любимых русских народных музыкальных инструментов. Ложку украшали искусной резьбой, красочной росписью, а иногда даже инкрустировали перламутром или металлом.


На нашей выставке представлено более 120 ложек из самых разных регионов России — от Архангельска до Якутии. Многообразный предметный ряд дополняют графические зарисовки из экспедиций НИИХП 1960-х годов, а также редкие фотографии и эскизы из архивов В.М. Вишневской, В.А. Барадулина и других.



Справа вверху: Сувенирные черпаки
Карачаево-Черкесское объединение художественных промыслов и производства сувениров, 1977 г.

Справа внизу: Ковш
Ессентуки, 2001 г.
Красное дерево (тис, топляк), долбление, резьба, коллекция В. Б. Карпова
Ложка
Дерево (грецкий орех), резьба Молдавия, 2003 г., коллекция В. Б. Карпова
Слева внизу: Композиция из ковша и трёх ложек
Ессентуки, 2001 г.
Софора (кавказская акация), резьба, коллекция В.Б. Карпова
Слева внизу в углу: Ложка-змейка 2004 г., приобретена в Москве
Дерево (можжевельник), резьба, коллекция В.Б. Карпова
Слева вверху снизу вверх: Ложечка декоративная 2000 г., приобретена в Москве
Красное дерево, резьба, коллекция В. Б. Карпова
Ложка-совок
Дерево (розовая акация), резьба. Молдавия, 2003 г., коллекция В. Б. Карпова
Ложка-черпачок
Дерево (корень вишни), резьба. Молдавия, 2003 г., коллекция В.Б. Карпова

Самые ранние из представленных предметов — ковши, изготовленные в XIX веке на Русском Севере и в Поволжье. Среди других — ложки Сергиево-Посадского региона рубежа XIX-XX веков, в том числе ложки И.С. Хрустачева со сценами из жития Сергия Радонежского, поражающие своей тончайшей миниатюрной резьбой.



Зарисовки ковша и ложки . Из альбома «Художественная обработка дерева в Западной Сибири».
А. Артемов, г. Москва, НИИХП, 1972 г. Картон, акварель, карандаш.

Особое место на выставке занимают декоративные ковши, выполненные в русском стиле выдающимся мастером В.П. Ворносковым в мастерских села Кудрина и А.П. Зиновьевым в Талашкине.



Ложки . Казахстан. Дерево, резьба, выжигание.

Ну и, конечно, на выставке невозможно было обойтись без знаменитых хохломских ложек, изготовленных в нижегородских селе Сёмине и городе Семёнове, который нередко называют «ложкарной столицей».



Слева ниже: Ложка разливная
Дагестан, с. Кумух, начало XX в.
Дерево (акация), долбление, резьба
Слева в центре: Черпак «Гель»
Г.Г. Газимагомедов, 1990 г., Дагестан, с. Унцукуль
Дерево (абрикос), мельхиор, резьба, насечка, лак
Слева вверху: Поставец для столовых приборов с ложками
Г.Г. Газимагомедов, 1989 г., Дагестан, с. Унцукуль
Дерево (абрикос), металл, резьба, точение, насечка, лак; дерево (абрикос), резьба, лак


Слева: Ложки ладьеобразные
Дагестан, начало XX в.
Дерево (самшит; горный дуб), резьба, тонировка, графическая вязь
Справа: Ложка на длинном черенке для размешивания праздничной халвы — бяхух
Дагестан, с. Куяд, первая треть XX в.
Дерево (дуб), резьба
Привезена из экспедиции Е.М. Шиллинга 1944 г.

Уже в конце XIX века изделия местных мастеров пользовались заслуженным успехом на Нижегородской ярмарке. Мы же представляем в этом разделе выставки наиболее ценные образцы 1920-х — 1960-х годов, которые редко покидают музейные фонды.


Среди ложек из других регионов — привезённые из экспедиций в Дагестан 1944-1946 гг. знаменитым этнографом-кавказоведом Е.М. Шиллингом, а также необыкновенные работы из аварского села Унцукуль. Оно знаменито своим промыслом насечки по дереву, который соединяет различные виды декоративно-прикладного искусства — резьбу по дереву и ювелирное дело. В комплексе, посвящённом Дальнему Востоку и Якутии, вы увидите нивхские ложки для медвежьего праздника и редкую шаманскую ложку.


Эскиз ложки и совка с хохломской росписью .
1950-е — первая половина 1980-х гг. Бумага, акварель


Рисунок. Ложки из собрания ГИМ. 1950-е — первая половина 1980-х гг. Бумага, акварель

В коллекции представлены декоративные неокрашенные ложки, изготовленные из различных пород деревьев.



Ложки и черпаки с росписью хохломского типа
Нижегородская обл., 1920-е — 1960-е гг., Дерево, резьба, роспись

Для изготовления декоративных ложек мастера используют древесину почти всех пород, кроме сосны и ели. Заготовка для будущей ложки называется «баклуша». Она должна быть предварительно хорошо просушена, чтобы ложку не «повело» при изготовлении. Естественная сушка занимает до полугода, но сейчас мастера всё чаще используют для этого специальные печи.



Художницы артели «Хохломская роспись» М.М. Артамонова и Ф.Ф. Сиротина, 1959

Выражение «бить баклуши» возникло в связи с тем, что начальные этапы изготовления деревянных ложек — раскалывание чурбанов на баклуши, обтёсывание баклуши вчерне, раньше проводились не мастером, а помощником-подмастерьем. Первоначально выражение имело смысл «делать очень несложное дело», а позже приобрело иной смысл — «бездельничать, праздно проводить время».



Ложки
Горьковская обл., с.Полховский Майдан, 1960—1970-е гг.
Дерево, резьба, роспись, лак

При работе над ложкой мастер учитывает тип и фактуру дерева. Самая мягкая и податливая для обработки древесина у липы, ольхи, осины, поэтому эти породы пользуются у мастеров наибольшей популярностью. Структура древесины у таких ложек однотонная и не яркая.


Н.Г.Подогов и Ф.А.Бедин

Берёза и дуб более твёрдые и имеют выраженную красивую структуру.


Ковши
Архангельская губ., XIX в.; Вологодская губ., дер. Шевелевская, конец XIX — начало XX вв.
Дерево, долбление, резьба



У плодовых деревьев (яблоня, груша, слива, черешня, персик) древесина ещё более твёрдая и красочная, с узорной структурой. Наиболее интересные рисунки на ложках даёт груша, причем вид узоров в сильной степени зависит от грунта, на котором росло дерево. Используют мастера и «тёмную» древесину, например, хурму, ореховые породы.



Ковш
А.П. Зиновьев, 1900-е гг.
Смоленская губ., Талашкино
Дерево, долбление, резьба, тонировка, подкраска, вощение

Умение мастера состоит в том, чтобы «угадать» внутреннюю красоту узора дерева и наиболее интересно показать её в форме готового изделия, что хорошо видно в представленных экспонатах.



Ковш; ковш-черпак
А.П. Зиновьев, 1900-е гг.
Смоленская губ., Талашкино, Талашкинские художественные мастерские
Дерево, медь, речной камень, монеты; долбление, резьба, выжигание, тонировка, подкраска, вощение, чеканка


Миниатюрные ковшики
В.П. Ворносков, 1902-1910 гг.
Московская губ., Дмитровский у. , дер. Кудрино
Дерево, долбление, резьба, тонировка, лак


Ковш декоративный
В.П. Ворносков, 1905-1910 гг.

Дерево, резьба, тонировка, лак



Ковш

Московская губ., Дмитровский у., дер. Кудрино

Происходит из собрания М.О.



Ковш-черпак
В.П. Ворносков, 1900-1905 гг.
Московская губ., Дмитровский у., дер. Кудрино
Дерево, долбление, резьба, тонировка, подкраска, лак
Происходит из собрания М.О.



Ковш-черпак
В.П. Ворносков, 1902-1905 гг.
Московская губ., Дмитровский у., дер. Кудрино
Дерево, долбление, резьба, тонировка, подкраска, лак
Происходит из собрания М.О.




Вверху: Ложки
г. Загорск, 1920-е гг.
Дерево, резьба, роспись, лак
Внизу: Ложка с черенком в виде дракона
Россия (?), начало XX в.
Дерево, резьба, тонировка






Слева: Ложка для сметаны (для правой руки)
Нижегородская губ., дер. Медведево, 1930-е гг.
Дерево, резьба
Справа: Черпаки и ложки с костяными, перламутровыми и бисерными вставками
Нижегородская губ. и г. Сергиевский Посад, первая треть XX в.



Ложки-рыбки
Приобретены в Москве, 2000 г.
Дерево (дуб), резьба коллекция В. Б. Карпова



Ложки со сценами жития св. Сергия Радонежского
Московская губерния, г. Сергиевский посад, 2 пол. XIX в. — нач. XX вв.
Дерево (кипарис), резьба
«св. Сергий Радонежский»
«Явление Богоматери св. Сергию»
«св. Сергий Радонежский и медведь» (резчик И. С. Хрустачев)
«св. Сергий перед усопшими родителями»



Ложки с жестом благословения
Нижегородская губ., дер. Медведево, начало XX в.
Дерево, резьба, инкрустация (бисер, перламутр), тонировка



Жест благословения с ложек вблизи


Из альбома А. А. Бобринский «Народные русские деревянные изделия. Предметы домашнего, хозяйственного и отчасти церковного обихода».


Зарисовки ковшей
Из альбома «Народная резьба по дереву Ярославской области XVII-XX вв.»
Л.Б. Музалевский, 1971 г. Картон, бумага, гуашь, карандаш
Из альбома «Народное декоративное искусство по коллекциям музеев Новгорода, Пскова, Углича».
В.М. Вишневская, г. Москва, НИИХП, 1962 г. Картон, бумага, акварель



Вблизи: Ковши-черпаки козьмодемьянского типа
Вологодская губ. (?), Поволжье XIX в.
Дерево, долбление, резьба
Происходит из собрания Музея образцов Кустарного музея Московского губернского земства
Вдали: Ковшик
г. Вологда, 2005 г.
Дерево (ольха), резьба, тонировка, коллекция В.Б.Карпова
Ковш
г. Углич, 2009 г.
Дерево (осина), резьба, тонировка, коллекция В.Б.Карпова



Рисунок. Две ложки и солонка
1950-е — 1980-е гг.
Бумага, акварель


Слева: Ковш-налевка
Вологодская губ. (?), XVIII в. (?)
Дерево, долбление, резьба
Справа: Ковш-налевка
Вологодская губ., XIX в.
Дерево, долбление, резьба
Происходит из собрания Музея образцов Кустарного музея Московского губернского земства



Ковш
Русский Север (?), начало XX в.
Дерево, долбление, резьба, раскраска
Происходит из собрания МО



Ковш
Северная Двина, вторая половина XIX в.
Дерево, долбление, резьба, роспись



Внизу: Ложка «Валаам» , 2004 г.
Дерево (можжевельник), резьба, коллекция В. Б. Карпова
Вверху: Ложка
Нижегородская губ. (?), 1920-е гг.
Дерево, резьба, роспись



Ложки с росписью пижемского типа
М.Т. Чупров, П.Я. Мяндин, 1960-е гг.
Респ. Коми, Усть-Цилемский p-н. с. Пижма, дер. Замежная
Дерево, резьба, роспись


Из альбома А. А. Бобринский «Народные русские деревянные изделия. Предметы домашнего, хозяйственного и отчасти церковного обихода».

В статье использованы материалы с выставки «Ложка деревянная» в ВМДПНИ .

Русские умельцы всегда славились своим мастерством художественной резьбы по дереву. На протяжении столетий из поколения в поколение они передавали секреты своего умения изготовлять деревянные ложки. Русское слово “ложка”, по мнению ученых, произошло от слова “лог” – овраг, углубление.

Она очаровывает всех неповторимым колоритом. Для изготовления деревянных ложек используют экологически чистый материал: липу, осину, клен, рябину, поэтому пользоваться деревянными ложками полезно для здоровья. Деревянные ложки не портят вкуса приготовленной пищи.

История деревянной ложки берёт своё начало десять веков тому назад. В каждой стране ложки делали, используя разные материалы: дерево, слоновую кость, ракушки, бронзу и серебро. В России до 18 века пользовались деревянными ложками. Словарь Даля содержит толкование названий ложек: боская, межеумок, тупоносая, разливная, носатая, бутырка, белая, полубоская, тонкая и другие названия. Впервые «русские деревянные ложки» упоминаются в «Повести временных лет» в 996г.

Расписывать ложки начали намного позже, начиная с XIX века. Создавая такую ложку, необходимо было выполнить 52 операции. Деревянную ложку отесывали из баклуши топориком, затем теслой, остругивали ножом и резали кривым резаком, а черенок и коковку обрабатывали ручной пилой. Украшали деревянные ложки резьбой и расписным узором.

История хохломы

Самая известная из видов росписи в России – хохлома. Наверное, нет человека, который бы не видел в своей жизни расписные деревянные ложки хохлома или шкатулку, поднос. Каждому будет интересно узнать, откуда появилась эта необыкновенно красивая роспись.

В давние времена в лесах Заволжья, неподалёку от села Хохлома Новгородской губернии первые поселенцы были беглецами, укрывшимися здесь от гонений помещичьего гнета за «старую веру». Некоторые из них были художниками-иконописцами и мастерами рукописной миниатюры. Неплодородные земли не давали возможности прокормиться крестьянам, и беженцы стали применять своё мастерство, расписывая деревянную посуду, изготовляемую местными мастерами. Такая неизвестная до селе роспись чудесно украсила скромную деревянную кухонную посуду. Краски заиграли золотистыми и красными солнечными лучами. Слава о такой праздничной посуде разнеслась не только по всей округе, но и приобрела известность на всей Руси.

Каждый ремесленник обладал своей спецификой, но изделия выполнялись вручную. Ведь изготовление деревянных ложек – нелёгкий процесс. Сначала необходимо вырезать деревянную заготовку будущей ложки, потом высушить ее, покрыть тоненьким слоем глины и пропитать маслом льна. Изюминкой такой росписи является то, что на дерево наносят не золотой, а серебристый порошок, поверх которого выполняют рисунок. Потом изделия лакируют и закаливают в печи при высокой температуре. В результате появляется медово-золотистый цвет, свойственный только хохломе.

Для росписи изделий используют либо чёрно-красный рисунок на золотом фоне или золотой орнамент на красном, зеленом, черном фоне. В росписях Хохломы художники изображают растительные формы в виде ярких красных ягод рябины, земляники, и цветов, также встречаются рыбы, птицы и зверьки. Гибкими, волнистыми стеблями с листьями, ягодками и цветами украшают мастера поверхность ложек, придавая им неповторимый нарядный облик.

Невозможно сейчас сказать, кому и когда пришла в голову идея превратить обычные ложки в ударный инструмент, но уже давно они стали самым простым, красочным и популярным национальным инструментом русских.

Первые сведения об использовании ложек в качестве музыкального инструмента появились в конце 18 века. Некоторые исследователи считают, что ложки в музыке русские начали использовать в подражание испанским кастаньетам, потому, что они при соприкосновении могут издавать чистые звуки.

Ложкари используют для игры комплект из 3 или 5 ложек разного размера. Звуки получаются от удара задней части двух черпаков. Обычно исполнитель играет тремя ложками, закладывая две между пальцами левой руки, а третью берёт в правую руку, ударяя при этом по руке или колену. Часто к ложкам крепят бубенчики. Это свойство деревянных изделий было оценено музыкантами всего мира. Сейчас действуют школы игры на деревянных ложках.

Деревянные ложки сувенирные

Еще с древних времен известно о способности дерева избавлять людей от накопившейся отрицательной энергии. Сувениры из дерева приносят в дом гармонию и уют. Безусловно, яркие расписные ложки сразу обращают на себя внимание. Поэтому и сегодня русские деревянные ложки – самый популярный сувенир среди зарубежных туристов. Они могут многое рассказать об удивительных русских умельцах, сохранивших древние секреты. Такая ложка – прекрасный подарок-сувенир для друзей и родных.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Мастер-класс « Роспись деревянной ложки»

Инструкция 1.Деревянные ложки чаще всего вытачивают из липы, березы, ольхи, осины. Эти виды древесины легко раскрашиваются гуашью. Можно использовать также масляные краски. 2.Если поверхность ложки имеет шероховатости, перед росписью отшлифуйте изделие наждачной бумагой. 3.Прежде чем выбрать краску определите назначение изделия. Если ваша ложка будет чисто декоративной, не будет соприкасаться с влагой, можно смело расписывать цветной гуашью. Эта краски не потребуют предварительной грунтовки.

5.Если вы решили расписать ложку масляными красками, предварительно загрунтуйте ее в два-три приема. Состав простейшей грунтовки: 1 часть желатина или сухого столярного клея, 5 частей зубного порошка. Для стакана воды за меру достаточно взять чайную ложку. 7.Выберите для росписи небольшие кисти (№ 2-6), желательно беличьи. Заранее продумайте рисунок росписи (ягоды, листики, абстрактный рисунок и т.д.). При необходимости легкими штрихами нанесите контуры орнамента на поверхность изделия. 8.Нанесите краску на поверхность ложки согласно своему художественному замыслу. Обязательное правило мастеров росписи по дереву: краску надо наносить в один прием!

1. Отшлифовать изделия

2. Подготовить материал

3. Закрашивание основания ложки

Орнаменты хохломской росписи

4.Нанести орнамент

5.Готовое изделие

Полезные советы Сушите ложку после росписи не меньше восьми часов. Если вы планируете лакировать изделие, сушите его при комнатной температуре в том месте помещения, где нет сквозняков и пыли. Обычное время первой лакировки - 15-16 часов, второй - 24-25 часов. Ложку, расписанную гуашью, желательно покрыть несколькими слоями прозрачного лака. Лак можно нанести на ложку кистью или тампоном. Есть и способ, именуемым способом окунки (изделие окунается в емкость с лаком).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное занятие "Деревянные ложки"

Познавательное занятие "Деревянные ложки" презентация

Данное занятие направлено на приобщение детей к истокам русской народной культуры, возрождению культурных ценностей и развитию их творческих способностей....

Креативный подход к обучению игре на деревянных ложках.

В данном пособии описаны разработанные мною методы и приемы исполнения музыкальных произведений игровым комплектом, состоящим из 2-х и 3-х деревянных ложек....

Деревянные ложки с узорами были на Руси в ходу. Они могли быть даже просто неокрашенными, а украшенными резьбой.

Поговорим сегодня о технологии хохломской росписи, а также ее аналогах, то есть о том, как можно создать ее подобие своими руками.

Ввиду большой сложности оригинальной техники, о которой я вкратце расскажу, подумаем как расписать бытовые предметы «под хохлому».

Хохломская роспись и роспись под хохлому — это не одно и то же, а совсем разные вещи. Поговорим немного об оригинальной технике.

Сложность оригинальной техники

Создать настоящую хохломскую роспись не так просто, дело это очень хлопотное, процесс долгий. Заготовки для росписи хорошо просушивают на воздухе, а затем в печи, чтобы удалить последнюю влагу.

Сначала болванки покрываются как минимум двумя слоями грунтовки — жидкой смесью глины с маслом. Ее втирают в стенки посуды, а затем снова отправляют в сушильную печь. Грунтовка нужна для того, чтобы закрыть поры на древесине. Далее идет выравнивание поверхности наждачной бумагой.

Теперь изделия не будут впитывать влагу из воздуха. Хохломская посуда прослужит долго, не потрескается. Теперь идет покрытие олифой, нанести нужно 2-3 слоя, каждый просушивают около 3 часов.

Последний слой не досушивают до конца, он должен не пачкать руки, но в то же время оставаться липким. Потом изделия лудят — покрывают металлическим порошком. В старину его изготавливали из олова, в наше время применяют алюминий, поскольку последний слой остается липким, пудра втирается легко.

Для росписи хохломские мастера пользуются кисточками из беличьих хвостов. Одной кистью можно рисовать как тонкие, ак и толстые линии, достаточно лишь изменить силу нажима.

Еще используют «тычок» — им штампуют небольшие круглые ягодки или цветы. По окончанию работы утварь покрывают лаком, от этого поверхность приобретает золотой блеск, а не серебряный, как в самом начале. Далее следуют еще несколько покрытий, уже бесцветным лаком.

Принципы росписи гуашью

Как видите, процесс очень долгий, сложный и энергозатратный. Для «домашнего использования» его можно значительно упростить.

Нам же под силу повторить рисунок знаменитой народной росписи на деревянных предметах, но сделать это можно гораздо проще. Здесь подробно рассказано о технике, с помощью которой можно расписать дерево достаточно просто, технология несложная, что доступна даже новичкам. Краски можно использовать как гуашевые, так и акриловые.

На прилавках магазинов сейчас множество красок под металл, с золотым, серебряным или медным отливом, поэтому просто создадим фон — будем попросту рисовать.

Примеры ягодно-цветочных орнаментов на ложках

Теперь перейдем собственно к хохломским узорам на деревянных ложках. Тем, кто хочет повторить рисунки старых мастеров, предлагаю посмотреть немудреные мотивы-орнаменты. В основной своей массе они связаны с природой. Цветы, ягоды, листья, завитки — основные элементы.

На настоящей оригинальной росписи фон или оставляют металлическим, либо закрашивают почти полностью, оставляю незакрашенными отдельные детали, такие как листочки.

В первых примерах покрываем поверхность ложки черной краской, а затем рисуем узоры. Сначала крупные, а потом более мелкие.

Принято использовать не много разных красок, а лишь несколько, золотистые обязательны, также работают зелеными, желтыми, красными цветами.

Например, желтые кружочки можно штамповать «тычком», если вы расписываете штучные ложки, для себя или в подарок, то изготовить его можно хоть из картофелины. Макать в краску и наносить ровный кружок.

Обычно контуры рисунка предварительно не наносятся на ложку, вся картинка у художницы в голове. Хотя для нас простительно, да и гораздо проще взять готовый образец, разметить, раскрашивать по контурам.

На ложках как правило находится по одному золотому листку, нескольким красным плодам или цветочкам. Частый узор — рябинка, райские яблочки, клубника или малина.

Ложки расписывают с двух сторон — как с выпуклой, так и с вогнутой.

В случае, если фон хотим оставить «с позолотой», то сначала окрашиваем его полностью соответствующей краской «металлик», а затем рисуем контуры черным, крупные элементы основными цветами, а нюансы тем же черным, как показано на фото.

Я привожу здесь примеры росписи настоящих хохломских ложек, чтобы использовать узоры для домашнего творчества. Рисунки несложные, эффект создается за счет яркости красок, сиянии золота.

Последние примеры ложек — на сияющем фоне «позолоты». Нам проще выполнить так — окрашиваем внутренность золотым, размечаем очертания узора, закрашиваем темным фон между элементами.

Несколько красных кружочков оптически соединяют основной узор с фоном. Но этого можно не делать — пример тому на нижней картинке.

Еще раз смотрим общий вид ложек. Роспись идет только по выпуклым частям, черенки, а также хвостики как правило однотонные, чаще золотистые, фон красный или черный.

Мельхиор: чистка в домашних условиях ложек содой и фольгой

Если деревянные ложки нельзя ни в коем случае подвергать химическому воздействию, а также тереть абразивными веществами, то с серебряными и мельхиоровыми дело обстоит немного иначе. Здесь вы найдете описание простого и оригинального способа безопасно почистить столовые приборы — ложки, вилки, ножи — при помощи имеющихся почти у каждого на кухне составляющих.

Специальными красками, которые предназначены для работы со стеклянной или керамической поверхностью, можно разрисовать посуду — бокалы, тарелки, вазоны, подсвечники. Эта техника применима для создания картинок-витражей. Получаются очень яркие полупрозрачные поверхности.

Роспись деревянных ложек для детей 5-7 лет на тему: Хохлома

Расписывание хохломской росписью деревянных ложек и лопаток гуашью, с применением ватных палочек.


Полукарова Светлана Сергеевна, МКДОУ Аннинский д/с ОРВ «Росток», Воронежская обл, п.г.т. Анна.
Назначение: Масстер – класс рассчитан для детей 6-7 лет. Роспись по дереву даёт познакомиться с секретами художественных ремесел и развить мелкую моторику рук, их чувствительность. Данный предмет можно использовать как украшение интерьера, в качестве подарка на 8 марта, а так же для выставки.
Цель: расширять представление о видах народного декоративно-прикладного искусства, продолжать знакомить детей с хохломской росписью на различных предметах посуды.

Задачи:
Видеть особенности хохломской росписи, познакомиться с новой композицией узора: изображая закругленную ветку с ягодами; рисовать узор на желтом фоне.
Упражнять в поворотах руки при рисовании завитков в разных направлениях, закрепить умение пользоваться ватными палочками для рисования маленьких кружков.
Учиться рисовать аккуратно, красиво располагая рисунок на деревянной форме.
Развивать творчество и фантазию при изготовлении декоративных ложек
Воспитывать бережное отношение и уважение к продуктам труда людей.
Материалы и инструменты: деревянные заготовки - ложка и лопатка; альбом, простой карандаш, ластик, гуашевые краски(красная, желтая, зеленая, черная, белая), баночка с водой; кисти белка № 2, 4, 6; ватные палочки.


Деревянные ложки - это отражение самобытности нашей русской культуры и ее наших культурных традиций. Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимостью и колоритом. Что за прекрасный подарок-сувенир Вашим друзьям и родным!

Деревянные изделия не только красивы - это экологически чистый материал. Пользоваться деревянными изделиями не только безопасно, но и полезно для здоровья. Недаром на Руси испокон века ели из деревянной посуды деревянными столовыми приборами и были здоровы до самой старости.
1. Рисуем на бумаге эскиз ложки и лопатки.


2. По нарисованному эскизу выпиливаем предметы из дерева.


3. Далее продолжаем работать с бумажными эскизами. Разукрашиваем нарисованные изделия желтой гуашью.


4. Заранее продумываем рисунок росписи на бумаге. Рисуем простым карандашом, затем разукрашиваем гуашью.


5.Далее когда эскиз готов мы проделываем ту же самую работу с деревянными изделиями. Покрываем желтым цветом с обеих сторон.


6.Торцы прокрашиваем красной гуашью.


7. Наносим орнамент – ягодки, красной гуашью. На лопатке рисуем 3 круга кистью № 2. На ложке – ватными палочками грозди смородины, методом тычка.


8.На ложке ватными палочками делаем цветочки синим цветом

.
9 . На лопатке листочки – это примакивание кисточки №6. На ложке рисуем кистью №2 листики смородины.


10.Рисуем завитки черной краской, кистью №2.


11. Оформляем на лопатке усики. Ватной палочкой черной краской ставим тычки.


12. Украшаем белой краской листочки и смородинки на ложке.


13. Рисуем на ручках красную кайму.


14. Изделие готово. По желанию можно покрыть лаком.


15. Полезные советы:
- сушите ложку после росписи не меньше восьми часов.
- если вы планируете лакировать изделие, сушите его при комнатной температуре в том месте помещения, где нет сквозняков и пыли, обычное время первой лакировки - 15-16 часов, второй - 24-25 часов.