Характерные черты барочной архитектуры презентация. Презентация на тему архитектура в стиле барокко подготовила. вычурных формах барокко, здесь

Русский искусствовед М. В. Алпатов © А.И. Колмаков " width="640"

МХК, 11 класс

Урок № 2

Фонтан четырёх рек

( Нил , Дунай, Ганг,

Рио-де-ла-Плата)

на площади Навома .

АРХИТЕКТУРА барокко

Д.З.: Глава 2, ?? (с.21), тв. задания (с.22-23)

выплёскивается за берега.

Русский искусствовед М. В. Алпатов

© А.И. Колмаков


ЦЕЛИ УРОКА

  • Дать представление об особенностях архитектуры барокко;
  • расширять кругозор, навыки анализа художественных произведений;
  • воспитывать национальное самосознание и самоидентификацию, уважение к культуре других народов планеты, к интернациональному культурному наследию.

ПОНЯТИЯ, ИДЕИ

  • Ф.Б. Растрелли;
  • Зимний дворец;
  • Собор Смольного монастыря;
  • классицизм;
  • барочная архитектура;
  • архитектурные ансамбли;
  • Лоренцо Бернини - «гений барокко»;
  • собор Святого Петра в Риме;
  • дворцовый Петербург;
  • эпоха «елизаветинского» барокко

Универсальные учебные действия

  • систематизировать и обобщать описывать и анализировать исследовать причины оценивать значение рассказывать
  • систематизировать и обобщать полученные знания о путях развития и художественных принципах барочной архитектуры;
  • проводить сравнительный анализ архитектурных сооружений барокко с произведениями предшествующих эпох;
  • комментировать научные точки зрения и оценки деятелей культуры;
  • описывать и анализировать памятники архитектуры в единстве формы и содержания;
  • разрабатывать индивидуальный творческий проект архитектурного сооружения в традициях барокко;
  • исследовать причины выдвижения архитектуры на роль ведущего вида искусства в XVII в.;
  • оценивать значение творчества отдельного архитектора в истории мирового и отечественного искусства;
  • определять характерные особенности индивидуального авторского стиля;
  • рассказывать о выдающихся зарубежных и отечественных архитекторах эпохи барокко;
  • высказывать аргументированные суждения о художественных достоинствах конкретных произведений архитектуры эпохи барокко;
  • готовить и проводить заочную экскурсию по памятным местам, связанным с творчеством Ф. Б. Растрелли;
  • снимать любительский видеофильм об архитектурных памятниках барокко

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет стиль барокко в архитектуре?


подвопросы

  • Характерные черты барочной архитектуры. Основные черты архитектуры барокко. Своеобразие и национальный колорит архитектуры западноевропейского барокко.
  • Архитектурные ансамбли Рима. Лоренцо Бернини. Италия - родина архитектурного барокко. Создание целостных ансамблей. Черты барокко в архитектуре Рима. «Гений барокко» Л. Бернини, многогранность его творческого дарования. Оформление площади перед собором Святого Петра в Риме.
  • Архитектура Петербурга и его окрестностей. Ф. Б. Растрелли. Формирование образа дворцового Петербурга и царских загородных резиденций эпохи «елизаветинского» барокко. Характерные черты стиля Ф. Б. Растрелли и созданные им архитектурные шедевры

Так описывал свои впечатления от архитектуры барокко французский поэт XVII в. Ж. де Сюдери

Характерные черты барочной архитектуры

. . . Но перед красотой и зданья, и фасада

Померкли и фонтан, и мрамор, и ограда.

. . . В орнаменте витом увидишь тут и там

Победоносный шлем и вазы фимиам,

Колонны, капитель, пилястры и аркады

Увидишь всюду ты, куда ни кинешь взгляды,

Амуры, вензеля, вплетённые тайком,

И головы ягнят, увитые шнурком,

И статую найдёшь в великолепной нише,

В узорах и резьбе карниз под самой крышей. . .

(Перевод Е. Я. Тараховской)


Характерные черты барочной архитектуры.

  • Преобладающиеи модные цвета : приглушенные пастельные тона; красный, розовый, белый, голубой с желтым акцентом.
  • Линии: причудливый выпукло - вогнутый асимметричный рисунок; в формах полуокружность, прямоугольник, овал; вертикальные линии колонн; выраженное горизонтальное членение.
  • Форма: сводчатая, куполообразная и прямоугольная; башни, балконы, эркеры.
  • Характерные элементы интерьера: стремление к величию и пышности; массивные парадные лестницы; колонны, пилястры, скульптуры, лепнина и роспись, резной орнамент; взаимосвязь элементов оформления.
  • Конструкции: контрастные, напряженные, динамичные; вычурные по фасаду и вместе с тем массивные и устойчивые.
  • Окна: полуциркульные и прямоугольные; с растительным декором по периметру.
  • Двери: арочные проемы с колоннами; растительный декор

); использование насыщенных цветов и позолоты, создание оптических визуальных эффектов за счёт преломления и отражения солнечных бликов, бокового освещения, контрастное чередование освещённых и затемненных зон. " width="640"

Характерные черты барочной архитектуры.

Главными особенностями архитектуры барокко являются:

  • тяготение к большим городским и садово - парковым ансамблям, где воедино сливаются архитектура, скульптура и живопись;
  • увеличение масштабов, массивность, искажение классических пропорций, когда ордерные элементы перестают быть соразмерными человеку;
  • появление цельного и единого фасада, который становится своеобразной декорацией здания, рассчитанной на эффект перспективного сокращения;
  • создание нарочито искривлённого, почти иллюзорного пространства за счёт текучести криволинейных форм и объёмов (овал в планах и деталях, эллипс вместо круга, прямоугольник вместо квадрата);
  • усиление декоративного начала, детализация, иллюзорное исчезновение стены в массе украшений, скульптур, зеркал, окон (); использование насыщенных цветов и позолоты, создание оптических визуальных эффектов за счёт преломления и отражения солнечных бликов, бокового освещения, контрастное чередование освещённых и затемненных зон.

Характерные черты барочной архитектуры.

География распространения стиля барокко в архитектуре стран Европы


. П. П. Муратов (историк искусства). Образы Италии Лоренцо Бернини (1598 - 1680), итальянский архитектор " width="640"

Архитектурные ансамбли Рима. Лоренцо Бернини

дворцы и церкви составляют неизменную и типичнейшую

черту города. Надо искать в Риме Рим античный, христианский, средневековый, Рим Возрождения. Но Рим барокко искать нечего - это до сих пор тот Рим, который прежде всего узнаёт каждый из нас. Всё то, что определяет характер города, - его наиболее заметные здания, главные площади,

оживлённейшие улицы, всё это здесь создано барокко,

и всё верно хранит его печать.

  • П. П. Муратов (историк искусства). Образы Италии

Лоренцо Бернини (1598 - 1680), итальянский архитектор


Архитектурные ансамбли Рима. Лоренцо Бернини

  • Лоренцо Бернини (1598 - 1680), итальянский архитектор, скульптор, живописец, комедиограф, режиссёр феерических спектаклей, актёр, создатель сложнейших театральных декораций .
  • В 25 лет он стал знаменитостью, работал над формированием архитектурного облика Рима, выполнял бесчисленные заказы Ватикана. Мастер, гений барокко.

Л. Бернини. Площадь перед собором

Святого Петра.1657-1663 гг. Рим

Главное творение Л. Бернини - оформление площади перед собор ом Святого Петра . Площадь стала колоссальной сценой для торжественных церемоний. Глубина площади 280 м. 96 статуй святых, колонны ( h =19м) в 4 ряда объединены изгибающей лентой балюстрады .


  • Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771) – сын скульптора, итальянец по происхождению, родившийся во Франции.
  • Получив образование за границей, он затем работал только в России, ставшей его второй родиной. Всё, что было им построено в России, вызывало восхищение и восторженные оценки современников.

Характерными приёмами стиля

Ф. Б. Растрелли были: контрастное

сопоставление форм и объёмов,

ритм вертикалей, эффект зрительного

колебания плоскости стены,

использование пластики сдвоенных

колонн, отступающих и

выдвигающихся ризалит ов (часть

здания, выступающая за основную

линию фасада), использование

статуй, вазонов, провалы огромных

окон, волюты, овальные окна.

Большой дворец в Петергофе (1745-1755). Архитектор Ф.Б. Расстрелли


Архитектура Санкт- Петербурга и его окрестностей. Ф. Б. Растрелли

  • К архитектурным шедеврам Растрелли относятся Зимний дворец в Петербурге (1754-1762), загородные резиденции -Большой дворец в Петергофе (1745-1755), Екатерининский дворец в Царском Селе (1752-1757), частные городские дворцы М. И. Воронцова (1749-1757) и Строгановых (1752-1754), церкви и монастыри - Андреевская церковь в Киеве (1748-1762), Смольный монастырь в Петербурге (1748-1754).

Архитектура Санкт- Петербурга и его окрестностей. Ф. Б. Растрелли

Ф. Б.

Растрелли.

Вид на Зимний

дворец со

стороны

Дворцовой

Площади.

В наши дни в

нём

располагается

художественный

музей Эрмитаж

Общая протяжённость фасадов, составляет 210 м. Дворец был одним

из самых высоких сооружений. На уровне кровли балюстрада с

каменными скульптурами и вазами. 22 типа (!) обрамления наличников

огромных окон. Дворец имел более 1050 отдельных помещений и

комнат, 1886 дверей, 1945 окон и 177 лестниц.


Архитектура Санкт- Петербурга и его окрестностей. Ф. Б. Растрелли

Собор Смольного монастыря

был заказан мастеру

императрицей Елизаветой

Петровной. Традиционное русское

пятиглавие , воплощённое в

вычурных формах барокко, здесь

органично сливалось с основным

объёмом здания. Средняя глава

собора представляет собой высокий

двусветный купол, увенчанный

луковичной главкой на световом

барабане. Четыре высокие

двухэтажные башни, почти вплотную

прижатые к центральному куполу,

Придают пятиглавию удивительную

монолитность и мощь.

Декоративное убранство

собора поражает нарядностью.

Чёткие выступы стен, оформленные

пучками колонн, фронтонами

различной формы, мягко

закругляющимися волютами,

нависающими карнизам.

Первый женский монастырь Петербурга –

Воскресенский Новодевичий монастырь построен

на месте бывшего Смоляного двора. Отсюда

Растрелли .


Екатерининский дворец

В Царском селе

Большой дворец с

водяным каскадом. Петергоф


  • Знаменитый русский архитектор, итальянского происхождения. Наиболее яркий представитель русского барокко. Ф. Б. Растрелли соединил элементы европейского барокко с русскими архитектурными традициями, почерпнутыми им прежде всего из нарышкинского стиля, такими как колокольни, крыши, цветовое решение.
  • В 1763 г., с приходом к власти Екатерины II , подал в отставку и покинул Петербург .

Бартоломео Франческо де Расстрелли (Варфоломей Варфоломеевич) (1700-1771) - российский архитектор, художник-декоратор и график.


Контрольные вопросы

1. Чем можно объяснить, что в XVII в. архитектура являлась

ведущим видом искусства? Каковы характерные черты

архитектуры западноевропейского барокко? Что, на ваш

взгляд, отличало сооружения барокко от творений зодчих

эпохи Ренессанса? Почему архитектура барокко вызывала

крайне противоречивые суждения?

2. Почему Италию называют родиной архитектурного

барокко, а Рим - его столицей? Докажите справедливость

этих утверждений на примере известных вам произведений

Лоренцо Бернини. Что отличает художественную манеру

зодчего?

3. Какие черты стиля вы могли бы отметить в творчестве

Ф. Б. Растрелли? Что отличает созданные им сооружения от

известных вам произведений архитектуры

западноевропейского барокко? В какой мере зодчему

удалось воплотить традиции древнерусской архитектуры?

Аргументируйте свой ответ.


организовать вокруг себя пространство в виде целого ансамбля? 2. Какие градостроительные идеи выдвинуло искусство барокко и в чём суть их образности? Попробуйте проиллюстрировать свои наблюдения, опираясь на главное творение Л. Бернини - площадь собора Святого Петра в Риме. 3. Что обеспечивает стилистическую целостность ансамблей загородных резиденций, созданных Ф. Б. Растрелли (Большого дворца в Петергофе или Екатерининского дворца в Царском Селе)? Как в них решается проблема синтеза искусств (скульптурный декор, интерьеры, мебель и др.)? " width="640"

Творческая мастерская

1. Сравните известные вам сооружения, созданные в стиле барокко, с архитектурными творениями Ренессанса. Как вы думаете, почему барочному зданию организовать вокруг себя пространство в виде целого ансамбля?

2. Какие градостроительные идеи выдвинуло искусство барокко и в чём суть их образности? Попробуйте проиллюстрировать свои наблюдения, опираясь на главное творение Л. Бернини - площадь собора Святого Петра в Риме.

3. Что обеспечивает стилистическую целостность ансамблей загородных резиденций, созданных Ф. Б. Растрелли (Большого дворца в Петергофе или Екатерининского дворца в Царском Селе)? Как в них

решается проблема синтеза искусств (скульптурный декор, интерьеры, мебель и др.)?


Темы презентаций, проектов

  • «Шедевры архитектуры западноевропейского барокко»;
  • «Достижения итальянского барокко»;
  • «Лоренцо Бернини - гений барокко»;
  • «Рим - столица архитектурного барокко»;
  • «Национальное своеобразие развития стиля барокко в России»;
  • «Петербург Ф. Б. Растрелли»;
  • «Дворцовые ансамбли Ф. Б. Растрелли в Санкт-Петербурге и его пригородах».

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…

Литература:

Cлайд 1

Cлайд 2

Рассматриваемые вопросы: 1. Общая характеристика архитектуры Италии XVII века 2. Церковь Иль-Джезу и объёмно-планировочные особенности культовой архитектуры барокко 3. Ансамбль в архитектуре барокко

Cлайд 3

Общая характеристика архитектуры Италии XVII века. Архитектура барокко служила утверждению идей католицизма и абсолютизма, но в ней нашли отражение прогрессивные тенденции архитектуры, которые выявились в планировке городов, площадей, зданий, рассчитанных на массы народа. Доменико Фонтана, Карло Мадерна. Палаццо дель Квиринале. Обелиск с фигурами Диоскуров.

Cлайд 4

Блестящим центром барочной архитектуры стал католический Рим. Истоки барокко были заложены в позднем творчестве Виньолы, Палладио и особенно Микеланджело.

Cлайд 5

Архитекторы барокко не вводят новые типы зданий, но находят для старых типов построек - церквей, палаццо, вилл - новые конструктивные, композиционные и декоративные приемы, которые в корне меняют форму и содержание архитектурного образа. К. Мадерна, К. Райнальди Церковь Сант-Андреа делла Валле. Рим. Виньола. Первый двор виллы Джулия. Рим

Cлайд 6

Они стремятся к динамичному пространственному решению, к трактовке объемов живописными массами, применяют сложные планы с преобладанием криволинейных очертаний.

Cлайд 7

Они разрушают тектоническую связь между интерьером и фасадом здания, повышая эстетическое и декоративное воздействие последнего (т.е.фасада).

Cлайд 8

Свободно используя античные ордерные формы, они усиливают пластичность и живописность общего решения эстерьера.

Cлайд 9

Особое внимание уделяется разработке типа храма, в котором уже с конца 16 в. нарастают черты барокко. Сложен по построению пронизанный движением фасад церкви иезуитского ордена - Иль Джезу (Chiesa del Gesù, церковь Иисуса;1568-1584), Джакомо Виньола; фасад - 1575, Джакомо делла Порта).

Cлайд 10

Церковь во святое имя Иисуса – соборная церковь ордена иезуитов, в которой похоронен ее основатель Игнатий Лойола. Строительство церкви началось в 1568 году. Церковь построена на месте другого храма, в котором, как считается, святой Игнатий Лойола молился перед образом Богоматери. Этот образ сейчас находится в капелле святого по правую руку от алтаря. Церковь была построена в разгар Контрреформации и удовлетворяла всем требованиям, сформулированным на Тридентском соборе. У нее не было притвора, был единственный неф, так, чтобы вся паства могла сосредоточиться на службе, проводившейся у большого алтаря. Вместо боковых нефов здесь идет серия одинаковых сообщающихся капелл за арками, вход в которые прикрывают балюстрады. Трансепты редуцированы. По модели церкви во святое имя Иисуса в Риме построены многие иезуитские церкви во всем мире.

Cлайд 11

Джованни Батиста Гаулли (Иль Бачиччо) (ит. Giovanni Batista Gaulli) /1639 Генуя - 1709/ - Итальянский живописец. С 1657 работает в Риме, возможно, в студии пейзажиста Г. Дюге-Пуссена. Портреты Гаулли отвечали общей линии развития барочного искусства. Живопись Гаулли, отличающаяся как виртуозностью и декоративной роскошью, так и преувеличенной аффектацией образов, явилась программным выражением искусства эпохи Контрреформации. Во второй половине XVII в. достигла блестящего расцвета плафонная живопись барокко. В это время были созданы лучшие композиции художника Бачиччо. Он создавал сложные многофигурные росписи, вызывающие ощущение иррационального прорыва в небеса. Очень выразительна его роспись плафона знаменитого римского храма Иль Джезу «Триумф имени Иисуса» (1676-1679 гг.). Требовалось изобразить не только возносящихся в небеса праведников, но и низвергающихся в ад грешников. Фигуры грешников художник смело вывел за пределы свода, причём поставил их в такие ракурсы, что они кажутся буквально падающими вниз, в реальное пространство храма. Границы между стенами и сводом стираются, и все присутствующие оказываются вовлечёнными в единое мистическое действо. Однако самая замечательная деталь росписи - это свет, исходящий от монограммы имени Иисуса Христа. Именно живописная выразительность световых лучей создаёт эффект «вибрации» всех красок. Умело расставленные яркие сочные пятна усиливают эмоциональное воздействие, рождают атмосферу тонкой художественной игры, сочетающей свет реальный и свет изображенный.

Cлайд 12

Костёл иезуитов (костёл Святых Петра и Павла ордена иезуитов). Львов 1610-1630 Церковь Св. Михаила. Брюссель, XVII в. Кафедральная базилика Св. Франциска Ксаверия. Гродно, 1703 Церковь Санта Мария дель Джилио, Венеция, ё1678-1681 арх. Джузеппе Сарди.

Cлайд 13

Костёл Петра и Павла в Кракове Костел в Несвиже, 1587-1593 Собор Богоматери, Бордо. 1707

Cлайд 14

Базилика дель Санта Кроче, Лечче, закончена в 1695 г Собор в Сиракузах, Сицилия, 1728-1753. Собор в Вальядолиде, после 1595 Фасад монастыря картезианцев Санта Мария де ла Дефенсьон, 1667.

Cлайд 15

Иглесиа де ла Компанья, Арекипа, Перу, фасад -1698. Иглесиа де ла Компанья, Кито, фасад закончен в 1765(?) Собор в Мехико, вход в табернакль 1749-1760

Cлайд 16

Самым примечательным элементом внутреннего декора является грандиозная фреска «Триумф Имени Иисуса», выполненная Джованни Баттиста Гаулли в конце 17 века. Справа находится капелла святого Андрея, украшенная фресками Агостино Чампелли, в третьей справа капелле – фрески Федерико Цуккари (16 век). Правый трансепт был декорирован Пьетро да Кортона, здесь на алтаре расположена картина «Смерть Франциска Ксаверия», выполненная Карло Маратта в 17 веке. В первой капелле слева интересен алтарный образ святого Франсиско Борджа, изображенный Андреа Поццо, известным итальянским иезуитом, живописцем и теоретиком искусства. В третьей капелле слева обращает на себя внимание фресковая роспись стен, выполненная несколькими видными итальянскими художниками в 80-е годы 16 века. Самое интересное место в интерьере церкви – левый трансепт, оформленный Андреа Поццо в конце 17 века. Здесь располагается капелла святого Игнатия со статуей святого работы французского скульптора Пьера ле Гро.

Cлайд 17

Неравномерное вертикальное членение стен сдвоенными пилястрами усиливает их пластичность, а концентрация ордерных элементов к центру подчеркивает направление движения

Cлайд 18

Полукруглый фронтон, вынесенный над входным порталом первого этажа, и мощные декоративные волюты второго этажа связывают оба этажа, вызывая впечатление целостности фасада, динамичности и повышенной эмоциональности

Cлайд 19

Активизируется и внутреннее пространство храма, расширяется и выделяется центральный неф.

Cлайд 20

Мощные профилированные карнизы, уводящие взгляд вглубь, создают движение к алтарю и центральному куполу.

Cлайд 21

Франческо Борромини (1599-1667) Свое крайнее выражение иррациональности, экспрессивности и живописности барокко находит в творчестве Франческо Борромини. Не считаясь с логикой конструкций и возможностями материалов, он заменяет прямые линии и плоскости изогнутыми, скругленными, извивающимися.

Cлайд 22

На чередовании вогнутых и выпуклых линий, расположенных по форме ромба, строит он план небольшой церкви Сан-Карло у четырех фонтанов в Риме (1634-1667). Была освящена в честь канонизированного миланского кардинала и реформатора церкви Карло Борромео, а также Пресвятой Троицы.

Cлайд 23

Ее сложный волнообразный фасад, расчлененный двухъярусной колоннадой, украшен декоративной скульптурой, глубокими нишами, овальными живописными панно, которые разрывают карниз и нарушают равновесие композиции. Дробная пластика стен, беспокойный ритм окон, сложно профилированные горизонтальные тяги подчеркивают напряженный динамизм здания.

Cлайд 24

Дворцы и виллы барокко Большое место в барочной архитектуре принадлежит дворцам, горделиво-нарядным, с выступающими по сторонам главного корпуса флигелями-крыльями, открытыми почетными дворами. Представительность и величие в них сочетаются с великолепием Гварино. Палаццо Кариньяно, Милан Бернини, Борромини. Палаццо Барберини. Рим

Cлайд 25

Необычайно красивы загородные виллы, окруженные садами, расположенными террасами на склонах холмов Вилла Д´Эсте

Cлайд 26

Мастерски использованы в них сложный рельеф местности, богатство южной растительности, водоемы, сочетающиеся с павильонами, скульптурными группами. Предназначавшиеся для аристократических заказчиков, такие ансамбли в известной мере отражали и тот интерес к природе, который проявляли ученые-естествоиспытатели 17 в. Новые градостроительные принципы были воплощены в Риме, который именно в этот период приобрел свой неповторимый облик. По проекту Доменико Фонтана было осуществлено сооружение ансамбля площади дель Пополо с расходящимися от нее тремя лучами центральных улиц, плотно застроенных зданиями.

Cлайд 29

Доменико Фонтана (Domenico Fontana, 1543 - 1607, Неаполь) - итальянский архитектор и инженер раннего барокко. родился в 1543 году в городе Мелиде (ныне Швейцария, кантон Тичино). В 1563 году переехал в Рим, чтобы изучать архитектуру. В Риме Фонтана покровительствовал кардинал Монтальто, по заказу которого архитектор построил капеллу (Cappella del Presepio) в церкви Санта Мария Маджоре, а также палаццо Монтальто. В 1585 году кардинал Монтальто стал папой Сикстом V и назначил Фонтана главным архитектором папской курии. В этот период Фонтана создал проекты перестройки Квиринальского и Латеранского дворцов, три из четырёх фонтанов на Квиринале, здание Ватиканской библиотеки, а также завершил возведение купола собора cв. Петра. Фонтана руководил установкой египетского обелиска на площади перед собором cвятого Петра (1586 год). Позднее Фонтана устанавливал обелиски на пьяцца дель Пополо, пьяцца ди Санта Мария Маджоре и пьяцца ди Сан Джованни ин Латерано. Cлайд 31 В фасаде церкви Санта-Сусанна (1603) Мадерна возвращается к теме фасада Иль Джезу Джакоме делла Порты, но развивает ее с большей пластической акцентировкой, особенно в порталах и полукруглых тимпанах, что объясняется также необходимостью обеспечить двойной обзор - по горизонтали и по вертикали. Это уже переход от маньеристического фасада, понимаемого как плоскость, на которой лишь членения наводят на мысль о почти символической пространственности, к барочному фасаду, который снаружи позволяет почувствовать структуру интерьера и пластически соединяет церковь с пространством улицы или площади

Cлайд 32

Лоренцо Бернини (1598-1680) Подобно мастерам Возрождения, основоположник стиля зрелого барокко Лоренцо Бернини был разносторонне одаренным человеком. Архитектор, скульптор, живописец, гениальный декоратор, он исполнял в основном заказы римских пап и возглавлял официальное направление итальянского искусства. Одно из самых характерных его сооружений - церковь Сант-Андреа аль Квиринале в Риме (1653-1658).

Слайд 2

Барокко в архитектуре

  • Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борроминив Италии, Б.Ф.Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм.
  • Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах,волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры.
  • Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме.
  • Характерные детали барокко - теламон (атлант),кариатида, маскарон.
  • Слайд 3

    Волюта (итал. voluta - завиток, спираль), архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с кружком («глазком») в центре, составная часть ионической капители, входит также в композицию коринфской и композитной капителей.

    Форму волюты иногда имеют архитектурные детали, служащие для связи частей здания, а также консоли карнизов, обрамления порталов, дверей, окон (главным образом в архитектуре позднего ренессанса и барокко).

    Слайд 4

    • Преобладающие и модные цвета: приглушенные пастельные тона; красный, розовый, белый, голубой с желтым акцентом.
    • Линии: причудливый выпукло - вогнутый асимметричный рисунок; в формах полуокружность, прямоугольник, овал; вертикальные линии колонн; выраженное горизонтальное членение.
    • Форма: сводчатая, куполообразная и прямоугольная; башни, балконы, эркеры.
    • Характерные элементы интерьера: стремление к величию и пышности; массивные парадные лестницы; колонны, пилястры, скульптуры, лепнина и роспись, резной орнамент; взаимосвязь элементов оформления.
    • Конструкции: контрастные, напряженные, динамичные; вычурные по фасаду и вместе с тем массивные и устойчивые.
    • Окна: полуциркульные и прямоугольные; с растительным декором по периметру.
    • Двери: арочные проемы с колоннами; растительный декор
  • Слайд 5

    Благодаря причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным планам и очертаниям дворцы и церкви барокко приобретают живописность и динамичность. Они как бы вливаются в окружающее пространство.

    Слайд 6

    Самые крупные и знаменитые ансамбли барокко в мире: Версаль (Франция), Петергоф (Россия), Аранхуэс (Испания), Цвингер (Германия).

    Слайд 7

    Версаль

  • Слайд 8

    Петергоф (Россия)

  • Слайд 9

    Слайд 10

    Слайд 11

    Ансамбль Смольного отражает два стиля русской архитектуры – барокко и классицизм. Первый женский монастырь Петербурга – Воскресенский Новодевичий монастырь построен на месте бывшего Смоляного двора. Отсюда произошло название – Смольный. Автором проекта был гениальный архитектор Ф.Б. Растрелли.

    Слайд 12

    Церковь Свв. Петра и Павла - блестящий образец барокко начала XVII века. Архитектор Джованни Тревано разработал нарядный трехъярусный фасад, с пилястрами, волютами, нишами, и просторный интерьер. В средокрестье, где неф пересекается с трансептом, поставлен мощный купол в форме эллипса. Вдоль стен единственного нефа встроены сообщающиеся между собой капеллы, образующиеся подобие боковых нефов.

    Слайд 13

    Лоренцо Бернини

    Великим творцом эпохи Барокко был Лоренцо Бернини (1598-1680), в равной степени проявивший себя и в архитектуре и в скульптуре.

    Родился он в Неаполе в семье художника и скульптора.

    В 25 лет он был уже знаменит и с этого времени работал главным образом в Риме.

    Слайд 14

    Одну из лучших своих композиций "Экстаз Святой Терезы" (1645 -1652гг.)Бернини создал, будучи уже зрелым мастером.

    Беломраморная скульптура находится в окружении колоннады из цветного мрамора, а фоном стали позолоченные лучи, символизирующие Божественный свет.

    Слайд 15

    Св. Тереза погружена в состояние духовного озарения, внешне похожее на смерть: голова запрокинута, глаза закрыты. Её фигура почти не угадывается за крупными, выразительно вылепленными складками одежды; кажется, что в их волнах рождается новое тело и новая душа, а за внешней мертвенной неподвижностью скрывается гигантское движение духа

    Слайд 16

    • Фонтан четырёх рек (Нил, Дунай, Ганг, Рио-де-ла-Плата) на площади Навома.
    • Площадь перед собором Святого Петра. Рим.
    • Фонтан «Тритон» на площади Барберини. Рим
  • Слайд 17

    Растрелли, Бартоломео Франческо

    Варфоломе́й Варфоломе́евич

    Знаменитый русский архитектор, итальянского происхождения. аиболее яркий представитель русского барокко. Ф. Б. Растрелли соединил элементы европейского барокко с русскими архитектурными традициями, почерпнутыми им прежде всего из нарышкинского стиля, такими как колокольни, крыши, цветовое решение.

  • Слайд 18

    • Зимний дворец.Эрмитаж.
    • Главная резиденция Русских императоров.
    • Большой дворец с водяным каскадом. Петергоф
    • Собор Смольного монастыря Екатерининский дворец В Царском селе
  • Посмотреть все слайды


    Шедевры итальянского барокко. Лоренцо Бернини Шедевры итальянского барокко. Лоренцо Бернини Церковь Сант Аньезе на площади Навона в Риме – одно из лучших творений архитектора. Плавно изгибающийся фасад церкви украшает величественный купол, помещенный на высоком барабане. Франческо Барромини. Церковь Сант Аньезе г. Рим.


    Борромини по возможности избегает прямых линий вертикальных или горизонтальных, а также прямых углов. Предпочтение отдается сложным изогнутым планам Борромини по возможности избегает прямых линий вертикальных или горизонтальных, а также прямых углов. Предпочтение отдается сложным изогнутым планам Франческо Борромини Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане, (, Сант-Иво, в Риме). Франческо Борромини Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане, (, Сант-Иво, в Риме).


    Не менее эффективен и интерьер собора, отличающийся изощренностью лепных украшений, многокрасочностью декоративных росписей, цветных мраморных колон. Не менее эффективен и интерьер собора, отличающийся изощренностью лепных украшений, многокрасочностью декоративных росписей, цветных мраморных колон. Франческо Борромини. Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане, (, Сант-Иво, в Риме).Франческо Борромини. Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане, (, Сант-Иво, в Риме).


    Франческо Борромини Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане, (, Сант-Иво, в Риме). Фрагмент, фасад. Франческо Борромини Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане, (, Сант-Иво, в Риме). Фрагмент, фасад.


    Главным архитектурным творением Лоренцо Бернини стало оформление площади перед собором Святого Петра. Пространство перед храмом он превратил в единый ансамбль из двух площадей. Первая - в форме трапеции, а вторая в излюбленной форме барокко – овале. Главным архитектурным творением Лоренцо Бернини стало оформление площади перед собором Святого Петра. Пространство перед храмом он превратил в единый ансамбль из двух площадей. Первая - в форме трапеции, а вторая в излюбленной форме барокко – овале.








    Лоренцо Бернини. Фонтан Четырех рек на площади Навона Аллегорические фигуры изображают самые большие реки континентов Нил, Дунай, Ганг и Рио-де-ла-Плата. Расположение фигур фонтана породило легенду о поединке между гениями эпохи барокко Бернини и Борромини: будто бы Ла Плата Бернини загораживается рукой, чтобы не видеть церковь «ужасное» творение Борромини. Аллегорические фигуры изображают самые большие реки континентов Нил, Дунай, Ганг и Рио-де-ла-Плата. Расположение фигур фонтана породило легенду о поединке между гениями эпохи барокко Бернини и Борромини: будто бы Ла Плата Бернини загораживается рукой, чтобы не видеть церковь «ужасное» творение Борромини.


    Со 2-й половины 1650-х гг. Бернини вновь работает в соборе Святого Петра, создает здесь бронзовую «кафедру св. Петра» (), украшенную статуями отцов Церкви и ангелов. Со 2-й половины 1650-х гг. Бернини вновь работает в соборе Святого Петра, создает здесь бронзовую «кафедру св. Петра» (), украшенную статуями отцов Церкви и ангелов.



    1 слайд

    2 слайд

    Барокко характеристика европейской культуры XVII-XVIII веков, центром которой была Италия. Стиль барокко появился в XVI-XVII веках в итальянских городах: Риме, Манту, Венеции, Флоренции. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Рим Мантуе Венеция Флоренция

    3 слайд

    Лоренцо Бернини Гварино Гварини Франческо Борромини Наиболее яркие и характерные памятники барокко в Италии связаны с крупнейшими мастерами XVII века - Лоренцо Бернини, Гварино Гварини, Франческо Борромини, Карло Райнальди, Бальдассаре Лонгена и другими.

    4 слайд

    5 слайд

    Несоблюдение ренессансной гармонии ради более эмоционального контакта со зрителем. Архитектура барокко отличается пространственным размахом, текучестью криволинейных форм, слиянием объемов в динамическую массу, богатым скульптурным декором, связью с окружающим пространством.

    6 слайд

    Стиль барокко был призван прославлять и пропагандировать могущество власти, знати и церкви, но вместе с тем он выразил прогрессивные идеи о сложности мироздания, безграничности и многообразии мира, его изменчивости. Человек в искусстве барокко воспринимается как часть мира, как сложная личность, переживающая драматические конфликты.

    7 слайд

    Первым сооружением в стиле барокко считается римская церковь Иль-Джезу (Во имя Христа) - главная церковь ордена иезуитов. Церковь явилась завершающим этапом в долгой эволюции композиции храмовых сооружений эпохи Возрождения.

    8 слайд

    Первым архитектором нового поколения был Карло Мадерна. В 1603 г. он был назначен главным архитектором собора Святого Петра, в Риме. Построенное Микеланджело центричное сооружение в форме греческого креста было перестроено в традиционную ранне-христианскую базилику в форме вытянутого креста.

    9 слайд

    В 1653 г. Лоренцо Бернини построил небольшую церковь Сант Андреа в Риме на улице Квиринале, одно из выдающихся сооружений в стиле барокко.

    10 слайд

    Массивность первой ярко контрастирует с изяществом второго. Полуовальные ступени словно стекают от живописного двухколонного портика, поддерживающего полукруглый в плане антамблент. Его изогнутые линии пересекаются в перспективе с карнизом большого полукруглого окна западного фасада. Вся композиция входа вписана в большой портик с высокими коринфскими пилястрами с двух сторон и треугольным фронтоном.

    11 слайд

    Борромини завоевал признание постройкой небольшой францисканской церкви Сан-Карло алле Куатро Фонтане в Риме. Маленькая церковь привлекла внимание всего Рима.