К чему приведет объединение яндекс и убер. «Яндекс.Такси» и Uber объединились в компанию стоимостью $3,7 млрд. Понравятся ли изменения пассажирам

У водителей останется выбор, перспективы партнёров туманны, пассажиры не заметят разницы - обзор от основателя «Доступного города » Олега Чанчикова.

В закладки

Олег Чанчиков

Помните простую задачу: у Пети было три яблока, а у Васи четыре. Сколько всего яблок было у мальчиков?

Никто не спрашивает, откуда ребята взяли яблоки, насколько это легально, сколько ещё осталось и что они собираются с ними делать. Потому что задача в учебнике математики для начальной школы статична. Есть ровно те условия, которые озвучены, и ничего больше: ни сторожа в саду, ни диареи, ни следующего раза, когда у Пети будет уже десять яблок и порванные штаны.

Быть статичным в бизнесе невозможно. Даже если ты естественная монополия (например, метро), то зависишь от цен на автомобили и велосипеды или от расположения остановок наземного транспорта, или от места расположения нового бизнес-квартала, или от чего-нибудь еще. Например, от развития каршерингов и такси.

Моя компания - партнёр трех крупнейших онлайн-агрегаторов такси («Яндекс.Такси», Gett, Uber). За последние две недели уже, кажется, все высказались о сделке «Яндекс.Такси» с Uber. Пришла моя очередь.

Могло ли этого не произойти

Нет, не могло. В большом «Яндексе» есть теория орбиталей, по которой живут технологичные рынки. Согласно этой теории, есть лидер рынка с долей около 60%, есть второй игрок с долей около 30% и все остальные игроки, которые суммарно обслуживают около 10% рынка.

По этой модели развивался рынок поиска в интернете в России, по ней же идут другие ИТ-отрасли. И онлайн-агрегаторы такси - не исключение.

С одной стороны, позиция Uber в России достаточно слабая: за три года работы компания не смогла стать крупным игроком где-либо за пределами столицы и нескольких городов-миллионников. Страновые риски же слишком высоки для того, чтобы их не учитывать и продолжать инвестировать в Россию.

Законопроект о том, что онлайн-агрегаторы такси обязаны хранить персональные данные пассажиров в России, - хороший маркер для оценки масштабов инвестиций в Россию, на которые готов Uber.

С другой стороны, уже полгода по рынку ходят слухи о том, что «Яндекс.Такси» хочет привлечь $150-200 млн инвестиций для развития бизнеса. Сделка с Uber помогла убить сразу трёх зайцев: убрать сильного конкурента, получить доступ на международный рынок и сделать шаг к инвестиционным возможностям Uber.

То есть, на мой взгляд, вопроса о возможности подобного слияния не стояло - оно должно было произойти. Вопрос - как и с кем. Ну, и в третьих: онлайн-агрегаторы существуют в России пять лет, и укрупнение - нормальный процесс. Вспомним хотя бы региональную экспансию МТС в начале 2000-х годов.

Могло ли случиться как-то иначе

Нет, не могло. «Яндекс.Такси» - дочерняя компания большого «Яндекса», который торгуется на NASDAQ, и это накладывает массу ограничений на вариативность поведения компании. Наверняка у неё не было шансов привлечь инвестиции у неназванных частных инвесторов.

То есть задачу привлечения денег «Яндекс» мог решить только через слияние с кем-то крупным и денежным либо через привлечение денег от венчуров. В первом варианте выбора практически нет: Gett, как ни крути, остается локальным игроком, работающим в нескольких странах, а крупные российские игроки слишком серы для сделки с публичной компанией.

Во втором варианте решается задача денег, но остается сильный конкурент и проблема выхода на зарубежные рынки. Для Uber вариантов было два: либо кого-то купить (ни «Яндекс», ни Gett, скорее всего, на это бы не пошли), либо кому-то продаться, тем более, что этот кейс компания уже в Китае. Выходит, и для одной, и для другой компании слияние было оптимальным вариантом.

Что будет происходить на рынке такси дальше

Объединенная компания, безусловно, сконцентрируется на массовом рынке: огромный кусок пирога занимают традиционные таксопарки, не очень технологичные Fasten (RuTaxi, «Сатурн» и другие холдинговые структуры) и «Максим». Кажется, что в короткой перспективе основная борьба на рынке такси будет идти именно здесь.

Gett фактически оказался перед критическим выбором: либо уйти в какую-то нишу (собственно, что он и делает), либо пытаться конкурировать бюджетами «по-взрослому».

Что изменится для пассажиров

Ничего не изменится еще в течение лет пяти. Во-первых, давайте не забывать, что рынок такси значительно больше онлайн-агрегаторов, и они точно хотят откусить кусок пирога у традиционных такси и группы Fasten.

Во-вторых, давайте вспомним курс маркетинга: конкуренция бывает не только горизонтальной, но и вертикальной. Уже сейчас пользователям предлагают не идти пешком до метро, а поехать на такси всего за 99 рублей. Автолюбители и жители пригородов, уже в этом году настанет наша очередь выбирать: искать парковку в центре, ехать на электричке до метро или пользоваться такси.

В-третьих, появляются новые рынки. Например, каршеринг, который часто обходится дешевле такси. Это пример рынка, на который «Яндекс» уже зашел, начав агрегировать данные каршеринговых сервисов.

Что изменится для водителей такси

Пока существует Fasten и у водителя есть выбор, ничего страшного. Вряд ли кто-то из агрегаторов решится сделать условия для водителей еще хуже, чем в RuTaxi.

Будь я водителем, я бы боялся не того, что онлайн-агрегаторы убьют рынок такси (в смысле классических таксопарков), а того, что онлайн-агрегаторы убьют свою единственную альтернативу.

Что изменится для партнёров онлайн-агрегаторов

Признаться, этот вопрос волнует меня больше всего - на этом построен мой бизнес. И здесь перспективы сильно туманнее. На мой взгляд, в ближайшие полгода вряд ли что-то кардинально изменится. Процесс слияния займет у участников несколько месяцев, маловероятно, что за это время бизнес-модель успеет поменяться.

Законодательство в России таково, что приходится выбирать: ты работаешь полностью «вбелую», либо с водителями напрямую. Однако и законодательство меняется, и зубы точатся - в перспективе полутора лет мы, скорее всего, увидим, как роль партнёра сначала сведется к технической (принять платеж от агрегатора и распределить его водителям), а потом и вовсе станет ненужной.

Персонально для меня такой прогноз, конечно, не благоприятный. Но самое крутое для предпринимателя - строить бизнес, который кому-то нужен: клиентам, конкурентам или рынку. Следовательно, единственная верная стратегия - продолжать быть нужным.

Выяснила, как будет все это работать и кто выиграет от слияния двух гигантов рынка.

На каких условиях объединяются

Стороны уже раскрыли финансовую часть вопроса. Uber вложит в новую компанию 225 миллионов долларов и получит 36,6 процента акций, «Яндекс» - 100 миллионов долларов за 59,3 процента акций. оценили в 3,7 миллиарда долларов, она будет действовать в шести странах и 127 городах, осуществляя 35 миллионов поездок на сумму в 7,9 миллиарда рублей. «Яндекс» также займется развитием бизнеса по доставке еды UberEATS на основе пеших маршрутов «Яндекс.Карт».

Каким был рынок до объединения

По словам источников «Ленты.ру», в 2016 году водители «Яндекс.Такси» совершали более 16 миллионов поездок в месяц, более 500 тысяч поездок в день. У второй на рынке компании Uber ежемесячно насчитывалось 4,8 миллиона поездок, или 160 тысяч в день, а у замыкающего тройку лидеров Gett - 4,3 миллиона поездок в месяц, или 143 тысячи в день.

Фото: Евгений Павленко / «Коммерсантъ»

В том же году эксперты аналитического центра при оценивали общий объем рынка легальных такси в 441 миллиард рублей, а нелегальных - в 116 миллиардов рублей. По их данным, в России постоянно работают 338 тысяч таксистов, а число выданных лицензий превышает 457 тысяч.

В Москве действует более 47 тысяч лицензий, в Подмосковье - более 105 тысяч. Это связано с тем, что сегодня лицензии в столице выдаются лишь автомобилям желтого цвета, а в Подмосковье официальный цвет такси - белый, то есть машину не надо перекрашивать или обклеивать пленкой.

Большинство автомобилей принадлежат таксопаркам, а «Яндекс.Такси», Uber и Gett выступают агрегаторами заказов, то есть более продвинутым аналогом диспетчерских. За использование своей системы они взимают с таксопарков ежемесячную комиссию и берут 15-20 процентов с каждой поездки. Сами таксопарки зарабатывают на сдаче машин в аренду, ежедневно получая с таксистов до 2 тысяч рублей.

Средняя выручка таксиста в Москве - 7,3 тысячи рублей в день, в Петербурге - 6 тысяч рублей, в городах-миллионниках - 3,5 тысячи рублей. Большинство водителей зарегистрированы как индивидуальные предприниматели и официально не числятся в штате таксопарков, у которых арендуют машины.

Какие изменения ждут водителей

Uber и «Яндекс.Такси» объединят базы водителей, к тому же они будут пользоваться картами и алгоритмами распределения заказов «Яндекса». В теории таксистам станет легче ориентироваться в городе, поскольку навигатор «Яндекса» объективно лучше сервиса , использовавшегося в приложении Uber. Объединенная база (опять же в теории) увеличит количество свободных машин, что сократит время подачи и снизит стоимость поездок.

Однако сами таксисты этому не очень рады. Водитель «Яндекс.Такси» Саид рассказал «Ленте.ру», что обилие свободных машин усилит конкуренцию, но снизит загруженность водителей. А значит, число поездок уменьшится. «Это все, конечно, очень круто, но я за арендованный Ford Focus плачу 1850 рублей в сутки. А еще бензин - машина "жрет" 10 литров на 100 километров, это 370-400 рублей. Плюс комиссия рублей в 800 - формально ее платит таксопарк, а по факту я. Средний заказ у меня сейчас - 300 рублей, таких заказов делаю штук 15. Вот и считайте, сколько я заработаю», - сетует он.

Фото: Антон Белицкий / «Коммерсантъ»

С ним согласен и водитель Uber Алексей. «Без лицензии сейчас не поработаешь, плюс скоро нас совсем нагнут с цветом, в Москве все машины должны быть желтыми, а обклеить пленкой даже по знакомству стоит тысяч 30-40. Да, теперь будем драться за каждый заказ, пассажирам наверняка понравится. Но денег точно сможем меньше поднимать, и нас будут выжимать мигранты. Они готовы на спидах [амфетаминах] по 20 часов пахать, а мы нет. Хотя куда денешься, придется», - говорит он.

Алексей также отметил, что водители наверняка станут чаще подрабатывать частным извозом. «Заступаешь в ночь и стоишь на точках, где народу много. Часто удается договориться за налик. А с утра уже заступаешь на заказы от Uber. Правда, для этого тачка своя должна быть, в таксопарке быстро просекут, что ты сутками ишачишь, и не позволят в рейс постоянно выходить», - подытоживает таксист.

Понравятся ли изменения пассажирам

В теории объединение баз водителей и единая навигация от «Яндекса» увеличат скорость подачи автомобилей и позволят таксистам лучше ориентироваться в городах. «Это очень важно, потому что 80 процентов водителей - выходцы из СНГ», - объясняет источник «Ленты.ру» в одном из такси-сервисов.

С другой стороны, закончится ценовая война между «Яндекс.Такси» и Uber, которая раздражала таксистов, но очень нравилась пользователям. Обе компании постоянно демпинговали и вводили новые опции: в феврале они установили фиксированные цены, а в апреле «Яндекс.Такси» поддержал объявленное Uber снижение цен на 10-50 процентов.

Фото: Александр Коряков / «Коммерсантъ»

При этом для сохранения доходов обе компании ввели так называемые зоны повышенного спроса, где в зависимости от времени дня и загруженности водителей стоимость поездки увеличивалась. Правда, это привело к тому, что в часы пик тарифы взлетали на 200 процентов, а в случае непогоды 15-минутный маршрут обходился в условные 800 рублей.

Тем не менее объединение «Яндекс.Такси» и Uber вряд ли уменьшит стоимость поездок. Наоборот, объединенная компания фактически станет монополистом на рынке, а значит, сможет не только диктовать ценовую политику, но и не брать в расчет мнение таксистов, у которых из-за возросшего числа свободных водителей не останется иного выбора, кроме как принять новые правила игры.

А значит, пассажиров и дальше будут возить в том числе и не знающие город, но работающие по 20 часов и получающие за это копейки таксисты. Только цена за их услуги, скорее всего, возрастет, ведь теперь союзу «Яндекс.Такси» и Uber можно не бояться, что их заказы подхватят водители конкурирующего сервиса.

Крупнейшие игроки на рынке пассажирских перевозок в России Убер и Яндекс объединились. Решение о слиянии было принято еще в 2017 году, но окончательное объединение произошло только 14 июня 2018 года. Руководство поставило перед собой амбициозную задачу: создать «персональный общественный транспорт», который мог бы стать доступной альтернативой автобусам, метро или личному автомобилю. Но какими же оказались реальные последствия для пассажиров и водителей?

Условия и цели объединения

Объем инвестиций, вложенный в объединение и , составил 100 и 225 млн. долларов соответственно. Большую часть акций (59,3%) поглотил Яндекс, еще 36,6% выкупил Uber, а оставшиеся 4,1% по итогам сделки были разделены между сотрудниками объединенной компании.

Для рынка пассажироперевозок

Рынок пассажироперевозок в России претерпевает значительные изменения. практически полностью вытеснили классические таксопарки. Конкуренция становится все более жесткой, и когда две крупных компании объединяются между собой, конкурировать с ними становится еще труднее.

Отметим, что ранее в России еще несколько компаний, работающих в сфере пассажироперевозок, в т. ч. с помощью мобильных приложений, объединили свои сервисы. Так, в результате слияния RuTaxi, такси «Везет», «Лидер», «Сатурн» и RedTaxi образовался новый крупный игрок на рынке - оператор Fasten Russia. По оценкам аналитиков, на его долю приходится примерно 12,3% от всех заказов такси в России (по итогам 2017 года). В том же 2017 году совокупная доля Яндекс и Uber поглотила 10,4% рынка. После объединения совместными силами компании смогут обеспечивать примерно пятую часть заказов на рынке пассажироперевозок. В крупных городах этот показатель может стать еще выше.

Фото. Ключевые стейкхолдеры рынка (исследование, проводимое аналитическим центром при правительстве РФ).


Привет, Хабр! В этой статье хотелось бы рассмотреть поглощение Яндексом службы такси Uber с точки зрения обычного пользователя, который немного понимает в программировании и не любит грязный маркетинг.

Итак, начнем, пожалуй с ностальгии. Вспомните те времена, когда Яндекс никак не был причастен к уберу. Какое было прекрасное время. Удобное приложение, куча фич (например, составление сложных маршрутов или запланированные поездки), отзывчивая служба поддержки и сильно отличные от других водители. Отличие же заключалось в том, что в убере чаще всего попадались не просто таксисты, а обычные водители, и им, видимо, проходили какие-то тренинги на тему того, как можно и нужно себя вести. Хорошие были времена…

Итак, Яндекс каким-то магическим образом объединяется с убером. В этот момент времени я был в Минске и это сильно сказалось на моем удобстве. Начнем с того, что при объединении у нас сменилось приложение. Точнее, формально, оно было тем же самым, но внутри поменялось абсолютно все. Например, пропала возможность составить маршрут с остановками. Также не стало возможности изменять координаты посадки после заказа. А ведь это иногда очень сильно экономило время и вам, и водителю. Также, не было возможности делиться live координатами, что тоже очень удобно. Карта начала работать с глюками. Во-первых, куда-то пропала плавность движения, во вторых, координаты часто начали прыгать. То есть, ты не всегда понимаешь, где находится машина. Что еще? Пропала разница между тем, с какой стороны улицы вы поставите отметку. Что слева, что справа. Уж не знаю, может тут дело не в приложении, а в лени водителей, которые добавились при объединении.

Также, в первые несколько дней рейтинг всех водителей убер упал до 4.2. Яндекс не перенес рейтинги, но перенес количество поездок. Представьте, каков был шок водителей, у которых по несколько тысяч поездок и хороший рейтинг. «Пофиксили» свою ошибку огромным костылем. Рейтинг всем водителям подняли до 5 (facepalm).

Кстати, я говорил, что приложение для водителей также ухудшилось? Каждый водитель, у кого бы я не спросил про их новое приложение, как минимум ругался матом, пытаясь описать новый UX.

Интересный факт, когда я полетел в Киев на несколько дней, то же самое приложение перестроилось на старый уберовский интерфейс и работало очень хорошо.

Ну, окей, подумал я, ребята из Яндекса только взялись за продукт, дедлайны, все дела, наверное, в скором будущем все поправят. Ждал я долго, месяц, два, три, пять, и вот наткнулся на рекламу в ленте фейсбука: Скачай приложение Uber BY и получи скидку 40% на все поездки.
Интересный маркетинговый ход, не так ли? Все таки весомая скидка, но нет, спасибо, не хочу. Все удобство убера заключается именно в том, что ты скачиваешь одно приложение и оно работает везде, и работает хорошо. Пролистал рекламу и забыл. Но…


Через некоторое время я получил прекрасную СМС, с более агрессивной политикой маркетинга.
Это уже ни в какие рамки не лезло. То есть, если раньше у меня хоть был выбор, пользоваться кривым неудобным приложением, которое работает везде и чуть менее кривым, но которое работает только в Беларуси, то сейчас такой выбор у меня решили внаглую забрать. Как по мне - это абсолютное неуважение к пользователям, попытка навязать свою политику, полностью забив на мнение клиентов.

Наступил тот вторник, я зашел в старое приложение и смог заказать себе такси до работы. Ура, подумал я, грубый дешевый маркетинг, но я, в принципе, ничего не теряю. Но счастье мое длилось недолго.


Счастье, когда ранним утром ты опаздываешь на работу, у тебя мало заряда батареи на телефоне, да еще и Яндекс подбодрил.

Такое сообщение я получил на следующее утро. Благо, на телефоне было приложение от другой фирмы, которая не хватает звезд с неба, но относится к свои клиентам куда лучше.

Казалось бы, до работы я все еще добираюсь, убер в других странах у меня будет работать, вроде проблема решена… Но почему я тогда решил все таки написать эту статью? А все просто, недавно вышло такое же приложение Uber Azerbaijan, также есть приложение Uber Russia. Наверняка для каждой страны СНГ будет свое приложение. Получает ли пользователь реальный профит с этих приложений? Абсолютно никакого. А минусов хоть отбавляй.

Во первых, если у меня в гугл аккаунте страной указана Беларусь, то соответственно я не могу скачать ни Uber Azerbaijan, ни Uber Russia. А это значит, что если я вдруг решу посетить одну из этих стран, я не смогу вызвать себе такси из аэропорта, пока не сменю страну в Play Market. А смена страны в некоторых случаях лишает вас платных подписок на Google сервисы, если они не доступны в вашей стране. Что еще? В приложении пропала возможность посмотреть детальную информацию о тарифе. Также, как только вы сядете в машину и водитель начнет поездку, вы больше не увидите его имя. Возможности построить сложный маршрут мы так и не получили. Все также лагает и жутко глючит местоположение водителя в реальном времени. Карты Яндекса может лучше заполнены в некоторых странах СНГ, но сами по себе являются той еще болью, судя даже по тому же уберу от Яндекс.

И где обещанные плюшки, касающиеся локальных рынков?

Ну, и последнее. В Азербайджане несколько лет назад был внесен закон, который облагал налогом все международные онлайн оплаты. К стоимости поездки добавлялся еще налог в 18%. Было бы логично, если бы при появлении нового локального приложения, перевод денег осуществлялся бы внутри страны, дабы люди не платили лишние 18%. Но нет, такого нововведения в локальном убере никто не получил.

Я все таки повторюсь, какого х в чем профит перехода на новые локальные приложения? Как быть людям, которые часто путешествуют? Когда мы наконец получим хотя бы тот набор фич, который был в старом, добром, нормальном приложении от Убер? Ну, и наконец, как долго будет продолжаться такой агрессивный бизнес-ориентированный маркетинг, и сколь еще вы будете так нагло забивать на своих пользователей?

У меня все, надеюсь, работники Яндекс смогут ответить хоть на какую-то часть вопросов. Увы, старого приложения, наверное, мы больше не получим. Жаль, что у нас отняли одно из лучших приложений на рынке такси СНГ.

UPD . Возможность создать сложный маршрут появилась, просто поменялся UX, потому было не очевидно.

UPD2 Для тех, кто читает меж строк: У меня нет притензий в плане того, что я не обновил приложение и оно перестало работать. Я просто описал свое недовольство сервисом и приложением, а ныне зоопарком приложений, от использования убера версии яндекс.

Бизнес оценен более чем в $3,8 млрд

Москва. 7 февраля..Такси" и Uber закрыли сделку по объединению сервисов, говорится в сообщении "Яндекса".

На момент закрытия сделки Uber и "Яндекс" инвестировали в новую компанию соответственно $225 млн и $100 млн, с учетом этих инвестиций денежные средства на балансе компании составляют $400 млн.

"Яндекс" отмечает, что в результате совместный бизнес оценен более чем в $3,8 млрд. Ранее компания давала оценку в $3,7 млрд.

По условиям сделки, около 59,3% в СП принадлежат "Яндексу", 36,9% - Uber, еще 3,8% - сотрудникам.

Гендиректором новой компании стал Тигран Худавердян, ранее возглавлявший "Яндекс.Такси". В совет директоров вошли четыре представителя от "Яндекса": председатель совета директоров компании Yandex N.V. Джон Бойнтон, глава и основатель Аркадий Волож, операционный и финансовый директор Грег Абовский и вице-президент по корпоративному развитию Вадим Марчук. Со стороны Uber в совет директоров вошли три представителя: вице-президент по корпоративному развитию Кэмерон Поэцшер, глава компании в регионе Европа, Ближний Восток и Африка Пьер-Димитрий Гор-Коти и глава международного подразделения внутреннего аудита Мишель ДеБелла.

"Яндекс" и Uber договорились объединить бизнесы по онлайн-заказу поездок в России, Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии и Казахстане в составе новой компании в июле 2017 года. Федеральная антимонопольная служба сделку "Яндекс" и Uber в ноябре.

После закрытия сделки оба приложения для заказа поездок - и "Яндекс.Такси", и Uber - по-прежнему будут доступны пользователям. В то же время таксопарки и водители перейдут на единую технологическую платформу. Вместе с такси-сервисом совместный бизнес будет развивать направление доставки еды. Ранее "Яндекс.Такси" учредил дочернюю компанию ООО "Яндекс.Еда", в которую войдет недавно приобретенный бизнес Foodfox и UberEATS.

После объединения "Яндекс.Такси" и Uber могут привлечь сторонних инвесторов в СП, в том числе через IPO. Как сообщал финдиректор "Яндекса" Грег Абовски агентству Bloomberg, размещение может состояться в первой половине 2019 года, вероятнее всего, в США. Сам "Яндекс" размещался на Nasdaq, проведя в мае 2011 году сделку на $1,4 млрд.

Между тем глава Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев в рамках Всемирного экономического форума в Давосе , что фонд совместно с партнерами планирует вложить в совместное предприятие "Яндекс.Такси" и Uber десятки миллионов долларов. "Мы планируем нашу инвестицию в объединенный бизнес Uber и "Яндекс.Такси". Надеемся, что сделка закроется в ближайшее время. Вместе с нами туда придет ряд наших партнеров, в том числе РКИФ (Российско-китайский фонд - ИФ), и, соответственно, мы верим в будущее этой компании", - сказал Дмитриев.