А в белошистая формирование и развитие математических. Белошистая формирование и развитие математических способностей дошкольников. Использование программы А. В. Белошистой "математика и конструирование" в развитии математических представлений у дошкольни

кандидат педагогических наук, доцент, доцент, кафедра технологии и психолого-педагогических дисциплин,

естественно-технологический факультет, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: [email protected]

Шарипова эльвира Фоатовна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра технологии и психолого-педагогических дисциплин, естественно-технологический факультет, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: [email protected]

Information about the authors: Vetkhova Marina Yuryevna,

Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor,

Department of Technology and Psycho-Pedagogical Disciplines, Sciences and Engineering Faculty, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]

Sharipova Elvira Foatovna,

Candidate of Sciences (Education), Associate Professor, Department of Technology and Psycho-Pedagogical Disciplines, Sciences and Engineering Faculty, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]

УДК 372 ББК 74.102.13

Л.Н. Галкина

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИх СПОСОБНОСТЕй

у детей дошкольного ВОЗРАСТА

В статье рассматриваются положения, связанные с развитием математических способностей детей дошкольного возраста. Особенности развития математических способностей у детей в процессе конструирования. Современные аспекты развития математических способностей детей в процессе логико-математических игр.

Ключевые слова: математические способности детей дошкольного возраста, математическое развитие, логико-математические игры, развитие математических способностей в деятельности конструирования.

THE DEVELOPMENT OF MATHEMATICAL ABILITIES OF PRESCHOOL AGE children

The article discusses the provisions related to the development of mathematical abilities of preschool children, features of development of mathematical abilities of children in the design process and modern aspects of development of mathematical abilities of children in the process of logical-mathematical games.

Key words: mathematical abilities of preschool children, mathematical development, logical-mathematical games, the development of mathematical abilities in activities of designing.

Современная система дошкольного образования направлена на развитие способностей каждого ребёнка, связана с воспитанием личности, готовой к жизни в высокотехнологичном обществе, способной использовать инновационные технологии на протяжении всей жизни. Решение поставленных задач во многом определяется уровнем развития математических способностей. В этой связи математическое образование уже в дошкольном возрасте способствует развитию математических способностей. Опираясь на исследования А.Н. Колмаго-рова, В.В. Давыдова, Н.В. Виноградовой, А.В. Белошистой, под «математическими способностями» мы понимаем специфические особенности мыслительного процесса математически способного ребенка, такие как гибкость мышления (умение варьировать способы решения, умение находить новые способы решения), глубина мышления (умение проникать в сущность каждого изучаемого факта и явления, умение видеть их взаимосвязи с другими фактами и явлениями), целенаправленность мышления (способность к формированию обобщенных способов действий, умение охватить проблему целиком), логическая строгость и алгорит-мичность мышления, которые во многом определяют успешность и результативность деятельности ребёнка в познании мира .

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет отметить недостаточное освещение проблемы математического образования с позиции развития математических способностей у детей дошкольного возраста. Однако в работах известного итальянского педагога М. Монтессори отмечается, что человеческий разум является математическим: он стремится к точности, к измерению, к сравнению. По ее мнению, каждый человек от природы наделен математическими способностями, важно вовремя эти способности «разбудить». Математические способности рассматривались ею как способность к исследованию окружающего мира, к абстрагированию, точности, оцениванию и сравнению, аргументации и суждению.

Особое внимание развитию математических способностей уделяется в работах А.В. Белошистой. Автор рассматривает проблему математического образования с позиции развивающего обучения, личностно-деятельностного преемственного подходов к построению образовательного процесса в ДОО. А.В. Белошистая считает, что итогом математической подготовки ребенка является не столько накопление математических представлений и умений, сколько интеллектуальное развитие ребенка, формирование у него необходимых специфических познавательных и умственных умений, которые являются ведущими для дальнейшего успешного усвоения математического содержания в школе (развитие основных логических структур, развитие мелкой моторики рук) .

В психологических исследованиях Л.А. Венгера, Н.Н. Подъякова, П.Я. Голь-перина и др. математические способности связаны с познавательными способностями, которые, в свою очередь, включают в себя сенсорные и интеллектуальные способности. Сенсорные способности обуславливают непосредственное восприятие окружающего мира с помощью восприятия, а интеллектуальные способности - обуславливают осмысление окружающего мира посредством мышления. Именно интеллектуальные способности способствуют развитию мыслительных операций, таких как сравнение, обобщение, анализ, синтез, аналогия, и являются необходимыми для развития математического мышления. Их формирование стимулирует развитие математических способностей ребенка.

В процессе познания внешнего мира ребенок постоянно опирается на свои познавательные способности, обращает внимание на такие характеристики, как форма, размер, пространственное расположение, количество окружающих объектов. Иными словами, воспринимает мир «математическими глазами». Перечисленные характеристики относятся к математическому содержанию, которое в наибольшей степени способствует развитию познавательных спо-

X .0 с; о ¡£

ю о о о с о

собностей (сенсорных и интеллектуальных).

На протяжении многих лет ведется поиск содержания, методов, средств, технологий для развития математических способностей детей. Об этом свидетельствуют исследования М. Монтессори, Ф. Фребеля, З. Дьенеша, Л.А. Венгера, А.В. Белошистой и многие других, которые обосновали использование геометрического материала в качестве универсального средства для развития математических способностей детей. По мнению ученых, необходимость использования геометрического материала (фигуры, тела) позволяет опираться на сенсорные способности, которые способствуют развитию у детей математических способностей. В процессе организации работы с геометрическим материалом дети экспериментируют, раскладывают и прикладывают геометрические фигуры друг к другу в игровых ситуациях, что позволяет поэтапно формировать умственные действия. Исходя из вышеизложенного, мы пришли к выводу, что развитию математических способностей детей в большей степени способствуют те виды деятельности, которые непосредственно связаны с геометрическим материалом, прежде всего - конструирование.

На наш взгляд, конструирование имеет большое значение в дошкольном образовании и является познавательной деятельностью, в результате которой происходит интеллектуальное развитие детей: ребенок осваивает практические умения, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами. Конструирование рассматривается нами как деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые конструкции по образцу, по условиям и по собственному замыслу. В процессе конструирования у детей формируются обобщенные представления о предметах, которые их окружают. Они учатся обобщать в группы однородные предметов по их признакам, находить в них различия в зависимости

от практического использования .

Самым распространенным видом конструирования являются игры со строительным материалом.

Анализ исследований в области влияния игр со строительным материалом на математическое развитие представлен в работах Ф. Фребеля, Л.К. Шлегер, Е.И.Тихеевой, З.А. Михайловой В.Г. Нечаевой, 3.В. Лиштван, А.Н. Давидчук, Л.А. Парамоновой, Л.В. Куцаковой. Основной особенностью игр со строительным материалом является то, что они в большей степени, чем какие-либо другие виды детской игры, приближаются к созидательной продуктивной человеческой деятельности .

Конструирование из игровых строительных материалов является наиболее доступным и легким видом конструирования для дошкольников. Детали строительных наборов представляют собой правильные геометрические тела (кубы, цилиндры, бруски, призмы и т.д.) с математически точными размерами всех их параметров. Это позволяет детям с меньшими трудностями, чем из других материалов, получить конструкцию предмета, передавая пропорциональность его частей, симметричное их расположение. В процессе сборки и разборки различных конструкций из большого, но ограниченного числа деталей развиваются конструкторские навыки, пространственное воображение, восприятие цвета, комбинаторика, тактильное восприятие и цепкость пальцев, творческое мышление и аналитические способности .

Самым распространенным видом конструирования является конструирование с помощью строительных наборов. Они состоят из кубиков, конусов, цилиндров, арок, брусков разного размера и цвета. Такие наборы используются для строительства отдельных деталей, домов, видов транспорта с учетом количественных, пространственных отношений, величины и формы построек.

В последнее время не менее востребованными являются конструкторы ЛЕГО. С их помощью происходит закрепление и развитие представлений о разных видах счёта, сравнении чисел, составе чис-

ла из единиц, геометрических фигурах и телах, а также об ориентировке в пространстве, измерительной деятельности с применением сериации, классификации, группировки по признакам формы, величины. Большое значение имеет конструирование с помощью фигурок-вкладышей (пластиковые, деревянные или мягкие фигурки), которые позволяют вкладывать одну фигуру в другую, подбирать и соединять вместе правильные по форме и по размерам фигуры, тем самым развивая пространственное воображение, так как необходимо еще до сборки представить то, как должна выглядеть объемная фигура, что получится после сборки .

В целом деятельность конструирования является наиболее эффективным средством развития сенсорных и интеллектуальных способностей, что обеспечивает развитие математических способностей.

Однако для полноценного развития математических способностей этого недостаточно. Возникает необходимость в подборе адекватной возрасту детей технологии развития математических способностей, непосредственно связанной с развитием мыслительных операций, таких как абстрагирование, анализ, сравнение, обобщение, сериация и классификация, сохранение.

Выбор технологи развития математических способностей у детей зависит от того, что подлежит освоению и от определения направления развития мыслительной деятельности ребенка.

Анализ исследований Ж. Пиаже, Г. Дональдсона, А.А. Столяра, З.А. Михайловой, Л.А. Венгера, О.В. Дьяченко, З. Дьенеша, Д. Кюизенера и др. позволил нам выделить в качестве основной проблемно-игровую технологию. Главным компонентом проблемно-игровой технологии является активный, осознанный поиск способа достижения результата на основе самостоятельного размышления. Проблемно-игровая технология направлена на развитие познавательных способностей детей в математической деятельности. Реализация проблемно-игровой технологии осуществляется че-

рез внедрение в работу с детьми математических игр рассмотренных в работах А.А. Столяра, Л.А. Венгера, О.М. Дьяченко. Данные авторы обращали внимание на то, что задания и игры должны иметь целевую направленность на развитие мыслительных операций, познавательных процессов, которые способствуют развитию математического мышления, математических способностей.

В работах З.А. Михайловой, Е.А. Носовой раскрыта система работы по развитию математических способностей с помощью занимательного математического материала. Актуализирована возможность повышения познавательной детской активности, развития логического и творческого мышления, сообразительности и смекалки, развития в игровой деятельности.

Так, Е.А. Носова разработала игры и упражнения, способствующие развитию математических способностей:

Игры на выявление свойств окружающих предметов (цвета, формы, размера, толщины);

Игры, направленные на освоение детьми сравнения - сопоставления разных свойств; классификации - разделение множества на группы по какому-либо признаку с учетом выделенного признака; обобщения - оформление в словесной форме результатов процесса сравнения или как выделение и фиксация общего признака двух или более объектов; сериации - упорядочение возрастающих и убывающих рядов; анализа - выделение свойств объекта, выделение объекта или группы объектов по определенному признаку; синтеза - соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое; сохранения - изменение одних свойств объектов (например, формы), при которых другие их свойства (например, количество) остаются неизменными;

Овладение логическими действиями и мыслительными операциями в игровой деятельности .

Основой проблемно-игровой технологии являются логико-математические игры. Особенностью является то, что логико-математические игры специаль-

ю о о о с о

но разработаны таким образом, чтобы у детей формировались не только элементарные математические представления, но и определенные логические структуры мышления, мелкая моторика рук, которые отражены в правилах этих игр (наложить, приложить, сравнить).

Основным принципом игр является принцип составления или конструирования различных предметов из деталей, частей геометрических фигур, позволяющий овладеть навыками трансфигурации.

Самыми распространенными являются такие игры, как «Танграм», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг» и другие. Посредством этих игр дети конструируют на плоскости разнообразные предметные силуэты, напоминающие животных, людей, предметы быта, транспорт, цифры, геометрические фигуры и т.д.

Наряду с логико-математическими играми в настоящее время широко используются «Развивающие игры Воско-бовича», способствующие развитию умения конструировать плоскостные и объемные фигуры, пользуясь пооперационной схемой или собственным замыслом. Наиболее распространенной является игра «Геоконт», которая позволяет освоить названия и структуру геометрических фигур, их размер; умение составлять симметричные, несимметричные фигуры, узоры по схеме, изображению, словесному алгоритму, модели и собственному замыслу; развивают пальцевую и кистевую моторику рук .

Таким образом, логико-математические игры - это игры, которые способствуют развитию представлений о величине, форме, развитию абстрактного и пространственного мышления, воображения, логического мышления, комбинаторных способностей. С помощью логико-математических игр дети учатся анализировать, членить формы составляемого предмета на части, а также искать способы соединения одной части с другой.

Наряду с логико-математическими играми в практике дошкольных организаций используют «Палочки Кюизе-нера». Автором этого дидактического

материала является бельгийский учитель начальной школы, изобретатель Дж. Кюизенер. С помощью цветных палочек, «через руку» у ребенка формируются понятия числовой последовательности, состава числа, отношений «больше / меньше», «право / лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Целенаправленная работа с данным пособием способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, абстрактного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей. В качестве средства развития математических способностей используется дидактический материал «Блоки Дьенеша». Данный материал разработал Золтан Дьенеш, венгерский психолог, теоретик и практик так называемой «новой математики». Суть его подхода заключается в том, что работа с геометрическими блоками способствует развитию сенсорных и интеллектуальных способностей, обеспечивающих усвоение математики в школе. Игры с блоками Дьенеша, позволяют выполнять разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение; ребенок учится сравнивать, обобщать, классифицировать предметы по нескольким признакам; кодировать/ декодировать информацию с помощью специальных символов; знакомится с алгоритмами; закрепляет умение складывать и вычитать) .

Уникальность дидактических материалов заключается в универсальности его применения в разных видах детской деятельности (игре, экспериментировании, конструировании, рисовании, аппликации) и возможностях развития математических способностей у детей с трех лет.

Таким образом, современные подходы к математическому образованию детей должны быть связаны с развитием сенсорных и интеллектуальных способностей в процессе познания окружающих предметов, действительности, а также в процессе организации разных

видов детской деятельности (прежде всего в конструировании), в использовании проблемно-игровой технологии в обуче-

нии детей, что в полной мере обеспечивает развитие математических способностей уже в дошкольном возрасте.

Библиографический список

1. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. Вопросы теории и практики: курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений [Текст] / А.В. Белошистая. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 400 с.

2. Михайлова, З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста [Текст] / З.А. Михайлова [и др.]. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. - 384 с.

3. Куцакова, Л.В. Конструирование из строительного материала [Текст] / Л.В. Куцакова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 64 с.

4. Галкина, Л.Н. Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста в конструктивной деятельности [Текст] / Л.Н. Галкина // Актуальные проблемы дошкольного образования: опыт, тенденции, перспективы: сб. матер. XIII Междунар. науч.-практ. конф. - Челябинск: Цицеро, 2015. - С. 88-97.

1. Baloshistaia A.V. Formation and development of mathematical abilities of preschool children: Theory and practice: a course of lectures for students of preschool group of faculties institutions of higher education.. M.: Gumanit. izd. tsentr VLADOS, 2003. P. 400. .

2. Mikhailova Z.A. Theories and technologies of mathematical development of children of preschool age. SPb.: DETSTVO-PRESS, 2008. P. 384. .

3. Kutsakova, V.L. Design with a building material. M: MOSAIC-SYNTHESIS, 2014. P. 64. .

4. Galkina L.N. The development of mathematical representations in preschool children in constructive activities. Topical problems of preschool education: experience, tendencies and prospects: proceedings of XIII international scientific practice conference. Chelyabinsk: Tsitsero, 2015. P. 88-97. .

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий, кафедра теории и методики дошкольного образования, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Е-таИ: [email protected]

Information about the authors: Galkina Lyudmila Nikolaevna,

Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Head, Department of Theory and Methodology of Preschool Education Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]

Книги - это лучший источник информации во все времена. На протяжении веков люди черпали свои знания непостредственно из книг, получаемых в библиотеке. Но в 21 веке на смену простым бумажным книгам пришли электронные книги . Вместе с ними появились электронные библиотеки где вы можете скачать книги бесплатно, и загрузить их в свою электронную читалку. Это действительно удобно, использовать электронные версии книг в формате fb2, pdf, lit, epub чтобы скачать их к себе в любимую читалку. Одним из главных критериев любой электронной библиотеки является свободность и доступность информации. Очень важно, чтобы книги можно было скачать бесплатно , без регистрации, без смс и тому подобного.

Поиск книг, скачать книги бесплатно

Мы верим, что именно книги бесплатно спасут этот мир от копирастии и прочей нечести. Но доступность книг в электронной библиотеке не единтвенный критерий. Важно так же иметь удобный поиск книг по библиотеке, чтобы иметь возможность быстро найти нужную книгу. в нашей библиотеке более 1.500.000 книг и журналов абсолютно бесплатно. На Z-Library вы также сможете найти кроме книг и журналов различные комиксы, научную литературу, десткие книги, романы, детективы, и многое другое. по категориям еще быстрее поможет соорентировать в обилии литературы на нашем бесплатном сайте. Помните, что скачивая книги бесплатно вы поддерживаете здравый смысл, а не переплачиваете за электронные копии. Электронная библиотека B-OK.org - лучший источник, чтобы найти и скачать нужные книги и журналы. В нашей библиотеке вы также сможете сконвертировать книгу в удобный для вас формат или читать онлайн. Для пополнения бибилотеки мы используем открытые источники информации и помощь читателей. Вы сами можете добавить книгу для пополнения библиотеки. Вместе мы соберем самую большую электронную библиотеку в сети.

Z-Library is one of the largest online libraries in the world that contains over 4,960,000 books and 77,100,000 articles. We aim to make literature accessible to everyone.

You may remember that during the last time, we experienced some technical difficulties. But we held out, and continue to move forward. And now we really need your help. Today (March 15, 2020) we"ve started additional fundraising to project maintenance and development. Please read more or make a donation . (27.1% raised )

Also UNLIMITED downloads (for 31 days after the day of making donation) are available for ALL contributors who will donate during the fundraising period.

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад №8» г. Кунгур

Развитие математических способностей детей в игре.

Падукова Надежда Владимировна

2017г.

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют осваивать, что то новое. Каждый дошкольник - это маленький исследователь с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Математика по праву занимает большое место в системе дошкольного образования. Любая математическая задача на смекалку, несет в себе определенную умственную нагрузку. Умственная задача найти путь решения реализуется средствами игры и в игровых действиях. Важно научить детей не только считать, измерять и решать арифметические задачи, но и развивать у них способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимости, умение «конструировать», оперировать предметами, знаками и символами. Возникает вопрос как же можно активизировать мыслительные процессы детей дошкольного возраста, не причиняя вреда здоровью.

Между тем, многими учеными подчеркивается значение дошкольного возраста для интеллектуального развития человека, так как около 60% способностей к переработке информации формируется у детей к 5-6 годам. Решение этой задачи во многом зависит от построения образовательного процесса. Потребность в целенаправленном формировании у детей таких качеств, как умение применять полученные знания, умения, и навыки в жизненных ситуациях уже осознаётся психологами и педагогами.

Математические способности относятся к группе специальных способностей (как музыкальные, изобразительные и т. д.). Для их проявления и дальнейшего развития требуются усвоение определенного запаса знаний и наличие определенных умений, в том числе и умение, применять имеющиеся знания в мыслительной деятельности.

Многие исследователи (как отечественные, так и зарубежные) формирование и развитие математических способностей связывают её не с содержательной стороной предмета (предметные знания и умения), а с процессом мыслительной деятельности, т.е. с развитием математического мышления детей.

Базой для развития математических способностей является «математическое мышление», что в большей мере, обусловлена особой спецификой так называемых познавательных и интеллектуальных способностей.

В современной психологии существуют различные направления исследования мыслительных процессов. Все они сходятся в признании того, что основы этих процессов закладываются в дошкольном возрасте. Однако сторонники одного из направлений считают, что это происходит естественно, без «внешней стимуляции», другие же утверждают возможность целенаправленного педагогического воздействия, которое в конечном итоге способствует развитию мышления. В работах Ж.Пиаже, А Валлона, Б.Инельдера, В.В. Рубцова, Е.Г.Юдина определены границы, в рамках которых протекает процесс, основанный на спонтанных механизмах развития детского интеллекта которые являются главным фактором, определяющим успешность формирования математических способностей. Ж. Пиаже рассматривает интеллектуальное развитие индивида как процесс, относительно независимый от обучения, подчиняющийся в основном биологическим законом. Согласно этим воззрениям обучение в дошкольном возрасте не является основным источником и движущей силой развития.

В работах Л.С.Выготского, Л.В.Занкова, Н.А. Мечинской, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, М. Монтессори обосновывается ведущая роль обучения как основного стимула развития, указывается на неправомерность противопоставления развития психологических структур и обучения.

При всей разнородности мнений о сути и содержании понятия «математические способности» исследователи отмечают такие специфические особенности мыслительного процесса математически способного ребенка; как гибкость мышления, т.е. не шаблонность, неординарность, умение варьировать способы решения познавательной проблемы, легкость перехода от одного пути решения к другому, умение выходить за пределы привычного способа деятельности и умение находить новые способы решения проблемы при измененных условиях.

Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей. Как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям. Ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Поэтому система работы по развитию у старших дошкольников логико-математических представлений и умений основана на использовании нестандартных игр, упражнений и занимательных материалов - логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, «Танграм», «Вьетнамская игра», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Вставь недостающую фигуру», а также - ребусы, лабиринты, головоломки. Дети с удовольствием в них играют как в совместной, так и в самостоятельной деятельности. Логические игры математического содержания воспитывают у деток познавательный интерес, умение к творческому поиску, стремление и способность учиться.

Конструктивная деятельность ребенка в ходе исполнения таких упражнений развивает не только математические способности и логическое мышление, но еще и его интерес, воображение, тренирует моторику, глазомер, пространственные представления, точность и т. д.

Также с целью развития логического мышления в процессе работы с детьми можно использовать простые логические задачи и упражнения, решение которых развивает умение выделять важное, своими силами подходить к обобщениям.

Любая необычная игровая ситуация, в которой есть элемент проблемности, всегда вызывает большой интерес у детей. Такие задания как поиск признака отличия одной группы предметов от другой, поиск недостающих в ряду фигур, задания на продолжение логического ряда способствуют развитию смекалки, логического мышления и сообразительности, развитию умения с высокой скоростью воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают осознавать, что для правильного решения логической задачи требуется сосредоточиться, они начинают понимать, что подобная занимательная задачка содержит в себе какой-то «подвох» и для ее решения требуется понять, в чем здесь хитрость.

Пусть дети думают, что они только играют. Но незаметно для себя в процессе игры дошкольники вычисляют, сравнивают предметы, занимаются конструированием, решают логические задачи и т.д. Это им интересно, потому что они любят играть. Наша роль в этом процессе - поддерживать интересы детей. Обучая детей в игре, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!

Именно в этих видах деятельности происходит интеллектуальное, эмоционально - личностное развитие. Дети обретают уверенность в себе, учатся излагать свои мысли, чувства.

Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства ставят необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которых сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения. Ключом развития математических способностей является организация целенаправленной интеллектуально – познавательной деятельности, именно интеллектуальные игры опираются на поисковую активность и сообразительность ребенка, и не усвоение каких-либо конкретных знаний и умений. Регулярные занятия с дошкольниками по развитию мышления существенно повышают интерес к интеллектуальным задачам, доставляют удовольствие от их выполнения, придают ребенку уверенность в себе.

В заключение хочется сказать, что развитие логического мышления у ребенка действительно играет большую роль в дальнейшем обучении его в школе. Эта работа очень кропотливая и сложная, но и очень интересная работа. Ведь самые незначительные результаты приносят неизмеримую радость и желание работать, зажигать детские глаза и выбирать различные эффективные средства для всестороннего развития каждого ребенка.

Литература:

Колягин Ю.М. «Учись решать задачи» М.,1979

Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая: Логика и математика для дошкольников. Издательство «Акцидент» С.П., 1997 г.

К.В.Шевелев: Дошкольная математика в играх. – «Мозаика - Синтез», М.- 2004г.

Белошистая А. Как обучить дошкольников решению задач // Дошкольное воспитание-2008-№8

Калинченко А. Методические подходы к организации и проведению занятий по математике // Ребенок в детском саду- 2006-№4