Письменная речь как вид речевой деятельности. Виды речевой деятельности. Основные характеристики Письмо как самостоятельный вид речевой деятельности

Письменная речь является одним из видов речи, наряду с устной и внутренней, и включает в свой состав письмо и чтение.

Наиболее полно и обстоятельно психологическая и психолингвистическая характеристика письменной формы речи представлена в исследованиях Л. С. Выготского, А. Р. Лурии, Л. С. Цветковой, А. А. Леонтьева и др. (50, 153, 155, 254). В теории и методике логопедии психолингвистический анализ процессов чтения и письма, составляющих письменную форму реализации речевой деятельности, представлен в работах Р. И. Лалаевой (146 и др.).

Письменная речь по своей коммуникативной природе является преимущественно монологической речью. Таковой она является «по своему происхождению», хотя в «новейшей истории» человеческого общества достаточно широкое распространение получили и диалогические варианты речевого общения в письменной форме (в первую очередь благодаря такому уникальному средству массовой коммуникации, как «Интернет» - общение посредством компьютерной связи).

История развития письма показывает, что письменная речь является специфической «искусственной памятью человека» и возникла она из примитивных мнемонических знаков.

В какой-то период истории человечества люди начали записывать информацию, свои мысли некоторым постоянным способом. Способы менялись, а цель - сохранение («фиксация») информации, сообщение ее другим людям (в условиях, когда речевая коммуникация посредством «живого» речевого общения невозможна) - оставалась неизменной. В этом плане и завязывание узелков на память можно считать «прообразом» письменной речи. Начало развития письма упирается во вспомогательные средства. Так, в древнеиндейском государстве Майя для ведения летописей, для сохранения сведений из жизни государства и другой информации были широко развиты «узелковые записи», так называемые «квипу».

Развитие письменной деятельности в истории человечества проходило через ряд «этапных» периодов.

иностранный язык интернет письмо учебный

Долгое время обучению письму в общеобразовательной школе придавалось второстепенное значение. Письмо выступало лишь как средство обучения другим видам речевой деятельности, как средство, позволяющее учащимся лучше усвоить программный материал, и средство контроля сформированности речевых навыков и умений обучаемых. Бодуэн де Куртенэ впервые обратил внимание на письмо как на самостоятельный лингвистический объект, и он по праву считается основоположником теории письма. Данный аспект в своих исследованиях рассматривали Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев, П.К. Анохин и другие. Вопрос о существовании системы письменного языка, его автономности, частичной независимости от системы устного языка впервые поставили ученые Пражской лингвистической школы А. Артимович (1932), Й. Вахек (1964), а также Д. Нериус (1959), В. Истрин (1965), Е. Маевский (1976), И. Гельб (1982) и другие.

В настоящее время отношение к письму и обучению учащихся умениям выражать свои мысли в письменной форме решительно изменилось. Владение письменной речью позволяет реально использовать знание иностранного языка, находясь вне языковой среды, общаясь с носителями языка с помощью современных средств коммуникации. Возможность писать личные и официальные письма, необходимость заполнять анкеты, бланки документов и т.п. мотивируют учащихся к активному овладению письменной коммуникацией на изучаемом языке.

Письмо как цель обучения присутствует в программах для всех типов учебных учреждений, на всех этапах обучения ИЯ. Возрастание роли письма в учебном процессе по ИЯ связано также с использованием в настоящее время творческих, интерактивных форм работы с языком.

В лингвистике под письмом понимается графическая система как одна из форм плана выражения, а письменная речь как процесс выражения мыслей в графической форме.

В современной методической литературе различают письмо и письменную речь.

Л.К. Мазунова отмечает, что «механизм письма состоит из двух звеньев: составления слов из букв и составления письменных сообщений из слов и словосочетаний. В методическом плане различаются умения двух порядков: 1) владение графической и орфографической системами языка для фиксирования отдельных слов и 2) умения сочетать эти слова в письменной форме для выражения мыслей в соответствии с потребностями общения. Умения первого типа в методической литературе принято называть письмом, второго - письменной речью. Отсюда следует, что «письмо» включает в себя «письмо как техническое умение» и «письменную речь»

По определению Е.Н. Солововой, письмо - это овладение учащимися графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации речевого и языкового материала в целях его лучшего запоминания и в качестве помощника в овладении устной речью и чтением.

Г.В. Рогова указывает, что письмо является сложным речевым умением, которое позволяет обеспечить общение людей при помощи системы графических знаков. Это продуктивный вид деятельности, при котором человек записывает речь для передачи другим. Продуктом этой деятельности является речевое произведение или текст, предназначенный для прочтения.

Л.К. Мазунова дает следующее рабочее определение письма.

Письмо как объект овладения представляет собой специфическую речевую способность, обеспечивающую коммуникацию/общение посредством письменного языка и канонических текстов; данная способность длительно формируется в условиях специально организованной мотивированной письменной текстовой деятельности рецептивно - репродуктивно-продуктивного характера.

Коммуникация и общение являются неотъемлемыми компонентами естественного пользования языком в любой его форме - устной и письменной, и поэтому должны присутствовать в процессе обучения письму. Связь между коммуникацией и общением, устной и письменной формы языка отображена схематично. (см. схему №1 с.34)

Коммуникация, опосредуемая рецептивной текстовой деятельностью, мотивируя последнюю, обеспечивает 1) усвоение текстологических знаний, 2) овладение способами обращения с текстом - сжатие, расширение, трансформации, 3) концептуализацию предметно-содержательных, в том числе лингвокультурологических и формально- языковых знаний, а также 4) развитие умений создания текстов вторичных жанров.

Общение, опосредуемое продуктивной текстовой деятельностью, 1) обеспечивает психологически полноценные условия для порождения текста заданного образца (канона), т.е. создает естественно-мотивационную основу для продуцирования адекватного текста, 2) стимулирует текстотворчество (креативное письмо), 3) способствует развитию умения толерантного редактирования как метода коррекции созданного обучаемым текста.

Письменная речь включает в себя как обязательные элементы графические и орфографические навыки.

Письменная речь представляет собой специфический вид речевой деятельности: кодирование информации с учетом графического канала связи или порождение речи в графическом оформлении.

Письменная речь отличается от других видов речевой деятельности не только своей специфичностью, но и степенью распространенности использования ее в быту. Пользование письменной речью на иностранном языке имеет малую практическую значимость.

Структура письма

(СИСТЕМА)

КОММУНИКАЦИЯ

Письменная форма

Устная форма

КОММУНИКАЦИЯ

Схема 1. «Структура письма» предложена Л.К. Мазуновой

Письмо и письменная речь, выступая как средства обучения, играют разную роль на различных этапах обучения. Так, на начальном этапе обучения основной задачей является обучение письму, т.к. в этот период происходит формирование умений каллиграфии и умений, связанных со звукобуквенными соответствиями. Указанные умения представляют собой необходимое условие формирования чтения и письменной речи. На среднем этапе в работе над письмом важна орфография в связи с накоплением нового языкового материала. Одновременно с этим развивается письменная речь как средство, способствующее формированию умений и навыков устной речи. Письменная речь приобретает еще одну важную роль - она становится вспомогательным средством в самостоятельной работе учащихся над языком, в частности в виде составления аннотаций и планов по прочитанным текстам.

По мнению психологов, письменное кодирование информации на любом языке представляет собой сложную деятельность. При собственном продуцировании письменного сообщения механизм состоит из тех же элементов, что и при формировании звукового сообщения и перевода звукового кода в графический. Первый момент представляет собой разнообразную и сложную деятельность: «программирование грамматико-семантической стороны высказывания, грамматическая реализация высказывания и выбор слов, моторное программирование компонентов высказывания, выбор звуков, выход». Эта деятельность при выражении мыслей на письме дополняется ассоциированием элементов звукового сообщения и тех или иных графем, и двигательной деятельностью, сопровождаемой проговариванием во внутренней речи. Во всех случаях пользования письменной речью имеют место два этапа пользования кодом данного языка: 1)кодирование или декодирование, в результате чего создается упражнение в звуковом коде и 2)кодирование с помощью графического кода.

Анализ деятельности, осуществляемой в процессе формирования письменных сообщений, показывает, что письменная речь носит вторично кодовый характер. Эту точку зрения разделяют большинство ученых. Однако некоторые авторы утверждают, что графический код обладает определенной автономностью и не может трактоваться как вторичный по отношению к звуковому.

Два этапа формирования письменной речи (кодирование и декодирование, и кодирование в графике) и наличие устного упреждения определили связь письма с устной речью и чтением и сделали его важным средством обучения языку.

Факт, что при оформлении собственных письменных высказываний первым этапом являются те же операции, что и при формировании устных сообщений, дает основание отнести письменную речь к репродуктивной деятельности. Следовательно, упражнения в письменной речи помогают развитию устной речи.

Письмо как средство и как цель обучения присутствует в учебном процессе параллельно, позволяя с помощью самых скромных языковых средств осуществлять реальную коммуникацию уже на начальном этапе (например, заполнение анкеты) и достигать значительных результатов (написание рецензии), пользуясь сложными языковыми средствами.

Письменная речь характеризуется формализованностью как в плане языковых средств, так и в плане структуры текста. С развитием современных средств коммуникации эта формализованность усилилась многократно. Умение продуцировать коммуникативные сообщения в четких общепринятых формах облегчает правильное восприятие и понимание информации вне ситуации общения. Овладение формальной структурой разных видов письменных текстов (языковой и содержательной) в изучаемом языке является важной целью обучения письменной коммуникации.

В современном межкультурном общении письма пишут от руки печатными буквами или печатают на соответствующей технике (ПК, мобильный телефон и т.д.).

Уровень сформированности коммуникативной компетенции в письменной речи зависит не только от уровня владения конкретным иностранным языком, но и от общего уровня образованности пишущего, так как в основе лежит общее умение работать с информацией.

Существует несколько подходов к обучению письменной речи:

  • 1. Директивный (формально языковой) подход
  • 2. Лингвистический (формально-структурный) подход
  • 3. Деятельностный (коммуникативный, содержательно-смысловой) подход

Сбалансированное использование вышеописанных подходов позволяет организовать обучение письменной речи на иностранном языке с учетом всех психолингвистических этапов порождения речи, формальной и содержательной составляющих коммуникативной деятельности. В зависимости от целей обучения уровня владения языком и потребностей учащихся один из подходов может доминировать на определенном этапе учебного процесса.

Ориентация на процесс, а не на результат деятельности, самостоятельность учащихся в выборе содержания и языковой формы собственных творческих письменных произведений в виде стихов, сказок, рассказов и т.п. повышает мотивацию к изучению иностранного языка, что положительно сказывается на формировании коммуникативной и межкультурной компетенции учащихся на всех этапах овладения изучаемым языком.

Письмо - это сложное речевое умение, «дополнительное к звуковой речи средство общения при помощи системы графических знаков, позволяющих фиксировать речь для передачи ее на расстояние, для сохранения ее произведений во времени». В этом определении отражены две стороны письма: письмо как продуктивный вид деятельности (фиксировать речь для ее передачи) и письмо как результат этой деятельности («произведения», т.е. тексты, предназначенные для чтения другими).

Рассмотрим письмо как продуктивный вид деятельности. Как и говорение, оно характеризуется трехчастной структурой: мотивационно-побудительной, аналитико-синтетической и исполнительной. Иными словами, побуждающей, формирующей и результирующей. В мотивационно-побудительной части появляется мотив, которым является потребность, желание общения с целью передать какую-то информацию письменно; возникает замысел высказывания. В аналитико-синтетической части формируется и реализуется само высказывание, происходит отбор слов, нужных для конкретного текста, распределение предметных признаков в группе предложений, выделение предиката или стержневой части в смысловой организации предложения, организация связи между предложениями. Исполнительная часть письменной речи как деятельности реализуется в фиксации продукта письменной речи с помощью графических средств языка - письменного текста.

Различия между письмом и другими видами речевой деятельности

Различают письменную речь и письмо. Под письмом в лингвистике понимается графическая система как одна из форм плана выражения, средство представить язык при помощи графических знаков. Под письменной речью понимается книжный стиль речи. В психологии письмо рассматривается как сложный процесс, в котором имеет место соотношение речевых звуков, букв и производимых человеком речедвижений. Письменная речь - это процесс выражения мыслей в графической форме. Нас же интересует письмо как объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала, усваиваемого учащимися в целях его лучшего запоминания, и в качестве помощника в овладении устной речью и чтением. Письмо помогает, способствует развитию навыков и умений устной речи и чтения, так как оно тесно связано с ними. Данные психологии говорят о том, что базой письменной речи является устная речь. При письме человек воплощает в графических символах то, что проговаривается им предварительно. Устная речь, и в частности говорение, связана с письмом самими механизмами порождения высказывания. Это прослеживается от замысла (что сказать) к отбору необходимых средств языка (как это выразить, какие нужны слова и как их сочетать в высказывании) до реализации замысла средствами языка устно - в говорении и письменно - на письме. При говорении это звучащее высказывание, представленное графически. И в том, и в другом случае в результате состоится понимание сообщения другим лицом.

Письмо тесно связано с чтением. В их основе лежит одна графическая система языка. При письме, так же как и при чтении, устанавливаются графемно-фонемные соответствия, они только имеют разную направленность: при чтении от букв к звукам, а при письме от звуков к буквам. Иными словами, при письме идет кодирование или зашифровка мысли с помощью графических символов, а при чтении - их декодирование или дешифровка.

В обучении английскому языку на начальном этапе письмо играет большую роль. Оно способствует более прочному усвоению лексико-грамматического материала, а также совершенствованию навыков в чтении и устной речи. Но чтобы выполнить эту важную роль, именно на начальном этапе и, в частности, на первом году обучения, учащиеся должны усвоить технику письма, научиться писать буквы и овладеть орфографией слов, усвоенных в устной речи и используемых в письменных упражнениях. С этой целью в УМК для начальных классов предусмотрены рабочая тетрадь для самостоятельной работы учащихся; письменные задания начинаются с написания букв алфавита и транскрипционных значков и заканчиваются написанием письма другу в Америку/Англию. Определенным стимулом для овладения орфографией служат кроссворды и чайнворды, помещенные в рабочей тетради, а также в самом учебнике. Сам же процесс овладения графикой и орфографией английского языка оказывает положительное воспитательное воздействие на школьников, на развитие памяти, волевых качеств и др.

Методика обучения украинского языка

Письмо как вид речевой деятельности

Письменная речь - это такой вид речевой деятельности, заключающийся в кодировании информации при помощи графических средств языка. Умение писать - это графически правильно изображать буквы алфавита, следуя орфографических норм; формулировать свои мысли в письменной форме.

Трудно переоценить роль письменной речи в жизни современного человека. С его помощью фиксируются полученные знания, происходит конспектирования, реферирования источников, интерпретировать исходный текст, создаются собственные высказывания. Поэтому совершенствование письменной речи учащихся является важным направлением деятельности учителя-словесника.

Овладеть письменным вещанием - значит научиться точно и грамотно выражать собственные мысли в разных жанрах, типах и стилях речи.

Правила написания слов, расстановки знаков препинания определяет украинский правописание. Смысловую сторону письма рассматривается методике связной речи, прежде всего методикой написания изложений и сочинений.

К умений и навыков монологического речи (устный или письменный перевод, устный или письменное произведение) принадлежат:

□ строить высказывания определенного объема, подбирая и упорядочивая необходим для реализации замысла материала;

□ учитывать тему высказывания;

□ выразительно отражать основную мысль, различая главный и второстепенный материал;

□ использовать языковые средства в соответствии с коммуникативной задачи;

□ придерживаться норм литературного произношения:

□ сохранять единство стиля.

Писание относится к продуктивным видам речевой деятельности. Письмом (написанием) называют процесс создания текста с его последующей графической фиксацией. В письме выделяют технику и содержание, оформление которого связано с овладением правописанием - орфографией и пунктуацией, разновидностями письменной речи (типы, стили, жанры).

Коммуникативное написания имеет место в случае, когда необходимо передать определенный содержание некоему адресату. Это направляет работу словесника к составлению текста с его обязательным адресатом. На уроках развития речи дети учатся составлять художественные описания, рассказы, включая их в записи дневниковые записи, письма, заметки в газету и т.д.

Написание может быть полным или сокращенным. В связи с этим программой предусмотрено такие виды работ по развитию речи, как подробный и краткий пересказ, аннотация (краткое изложение содержания).

По степени готовности различают черновик и чистовик. Учителя-словесники во время подготовки к произведениям или других видов письменных работ рекомендуют детям использовать черновики, что важно для обработки мысли, ее совершенствования. Как и все виды речевой деятельности, письмо имеет следующую структуру:

1. Этап предварительного ориентирования. На этом этапе тот, кто пишет, определяет, с какой целью, кому и что он будет писать.

2. Планирование деятельности. На этом этапе планируется не только содержание, но и форма речи.

3. Реализация процесса письма. В условиях письменной формы общения отсутствует непосредственный реципиент и промежуточный обратную связь. Тот, кто пишет, не видит непосредственной реакции того, кто читает, на каждую фразу. В писемному речи не задействованы невербальные средства общения (жесты, мимика). Это ужесточает требования к содержания письменной речи.

4. Контроль речевой деятельности. Проверяется форма и содержание написанного. Несмотря на особенности письменной речи, значительную роль играют фазы планирования и контроля.

Результатом письменной речи как вида речевой деятельности является письменная высказывания. Во время школьного обучения используются различные подвиды письменной речи: письменная речь - слушание, письменная речь - чтение, то есть ученик слушает и пишет (диктанты, переводы, конспекты, тезисы и т.п.), или читает и пишет (планы, аннотации, планы-конспекты).

Записи способствуют сохранению прослушанного или прочитанного материала, помогают лучшему его усвоению.

У человека с развитой речевой культурой работа над созданием текста начинается с осмысления предыдущего плана высказывания, который строится на основе авторского замысла, определяет основное содержание будущего текста. Этот план, сначала схематично, не расписан подробно, является точкой отсчета для развертывание мысли. Во время письма план терпит уточнений, изменений. С учетом этого плана намечается содержание речевых конструкций, отбираются синтаксические схемы и лексика. Если какая-то часть текста уже зафиксирована письменно, во время осмысление следующих частей автором берется во внимание, то, что уже создано.

Конечный результат достигается с помощью сопоставления и критического анализа "заготовок" текста.

Схарактеризуємо трудности, с которыми встречаются учащиеся при создании письменных высказываний.

К ним относится отсутствие мотивации. По мнению Л.Виготського, диалогическую устную речи возникает у детей из живого общения с другими, оно часто является реакцией ребенка на то, что происходит вокруг нее. Переходя к письменной речи, более условного, ребенок не понимает, для чего надо писать. Следовательно, организуя работу над произведениями важно учитывать психологические факторы, стимулирующие деятельность учащихся и вызывают творческий подъем. Важнейшим из них является мотив, что побуждает к деятельности. Формирование устойчивой мотивации - залог успешной работы детей над самостоятельными письменными высказываниями.

Малый словарный запас, неточное употребление слов мешают ребенку создавать собственные высказывания и передавать чужие. М.Рибникова писала, что подготовка письменных работ требует привлечения материала, речевых упражнений. Рассредоточена лексическая подготовка включает работу над значением и употреблением в речи новых и частично знакомых слов, объединенных в лексико-семантические и тематические группы. Группировка слов объясняется тем, что ассоциативные связи, которые лежат в основе лексико-семантических групп, способствуют активизации словарного запаса, имеющегося в речевой памяти учащихся.

О. Казарцевою выделены следующие этапы подготовки учащихся к письменных работ:

1. Моделирование речевой ситуации, что вызывает у детей потребность в создании письменного текста.

2. Организация наблюдений за действительностью (отбор фактов, предметов действительности, выбор точного слова, называет факт, событие и т.п.).

3. Организация работы по систематизации материала высказывание.

4. Организация предварительной подготовки текстов (черновиков).

5. Написание текста.

6. Организация редактирования.

7.6. Анализ текста

Работа по развитию речи учащихся обеспечивает тесную связь лингвистической теории с практикой и основывается на обработке текстов разных стилей и типов речи на анализе их содержания, структуры и языковых средств. Лингвистический анализ текста обеспечивает коммуникативно-деятельностный и функционально-стилистический подходы к обучение языку: анализируя текст, учащиеся усваивают его коммуникативные качества (роли в общении), стилистическую принадлежность и функции языковых единиц, а следовательно формируют и совершенствуют свою языковую и речевую компетенцию.

В ходе анализа учащиеся убеждаются, что объект лингвистики - текст (лат. textum - ткань, сочетание, вязь) является функционально завершенным речевым целым, основные задачи которого определяется определенной целью речевой деятельности. Текст рассматривается как промежуточное звено общения, как совокупность фраз и как смысловая структурная единство. Монолог или диалог считаются текстом, если они имеют соответствующую содержательную организацию, функционально направленную на достижение определенной цели, решение определенного коммуникативного задания.

Анализируя текст, необходимо учесть такие лингвистические понятия, как устные ее письменные тексты, художественные и не художественные, прозаические и стихотворные, монологические ii диалогические повествование, описание, размышление, абзац, макротекст и микротекст, контекст и другие. Устный текст - продукт живого речи, письменный - продукт письма или печатания. Каждый из них имеет соответственно свойства устной или письменной речи. Устный текст воспринимается на слух, письменный - визуально (зрением).

Во время анализа текста выделяются его признаки - семантика и функционально-коммуникативная значимость, выражающиеся соответствующим набором языковых средств.

Основными параметрами анализа текста являются:

определение темы и основной мысли текста;

выделение абзацев (мікротем);

определение стиля и типа речи;

анализ структуры текста;

анализ языковых средств (лексических, грамматических, стилистических).

Для анализа следует отбирать тексты разных стилей, однако, как свидетельствует практика, чаще всего используют тексты (отрывки) художественного стиля.

Действующими программами с украинского языка рекомендуется практиковать анализ текста с младших классов, постепенно усложняя приемы анализа и содержание анализируемых текстов. Лингвистический анализ художественного текста опирается на следующие принципы: 1) пространственно-временной соотнесенности текста с действительностью; 2) авторского отношения к изображаемому; 3) жанровой принадлежности текста; 4) учета особенностей ідіостилю писателя; 5) смысловой и структурно-грамматической организации текста; 6) анализа текста по уровням языка; 7) выявления конкретных средств создания образности. Придерживаясь данных принципов, осуществляем комплексный или частичный лингвистический анализ текста.

Формирование умений анализировать текст - процесс длительный и охватывает все этапы обучения языку в средней школе. Элементы такого анализа широко применяются на уроках украинского языка во время изучения теоретического материала на текстовой основе, постепенно входит в практику работы учителей-словесников. Комплексный лингвистический анализ текста широко используется на уроках связной вещания различных видов устных и письменных переводов и произведений.

Покажем применение такого анализа на конкретных примерах. Предлагаем отрывок из рассказа О.Копиленка "Сады цветут" во время проработки темы "Текст" в 5 классе.

Как будто густым молоком облитые фруктовые деревья. Вот виструнчились в весеннем наряде вишни, сливы, черешни, груши. И глаз от них не одведеш! Тянет к ним, подойдешь, любуешься и не намилуєшся.

Радость и для неутомимых тружениц - пчел. Они неспешно собирают нектар. Это первый весенний взяток.

А на земле - уйма уже настоящих весенних цветов. Недаром же этот месяц называется апрель.

Перед чтением (аудированием) текста предлагаем ряд вопросов (они могут быть записанными на доске), что поможет ученикам, опираясь на знания, приобретенные в младших классах или на предыдущих уроках, определить тему и основную мысль текста, тип и стиль речи, свои впечатления от текста.

1. О чем говорится в тексте?

2. Которую картину рисует автор?

3. С скольких частей состоит текст?

4. О чем говорится в каждой части?

5. Или соответствует ли заголовок содержанию текста?

6. Которую мнение высказывает автор этим текстом?

7. Или можно назвать этот текст художественным и почему? Какой это стиль?

8. Которое впечатление вызывает у вас этот текст? Почему?

9. Как доказать, что это текст художественного стиля?

После внимательного прочтения (прослухання) текста в ходе беседы необходимо выяснить, что это текст, а не сумма слов или предложений. Работу над определением темы текста начинаем с заголовка "Сады цветут". Ученики могут предложить свои варианты

- "Пора цветения сады", "Сады в цвету", "Цветут сады".

Темой произведения является изображение поры цветения садов, картины весеннего сада. В тексте есть ряд слов и выражений (ключевых слов), которые раскрывают его содержание - сады, облитые молоком, весенний наряд, нектар, весенние цветы, апрель.

Далее обращаем внимание детей на то, как автор раскрывает тему текста: он сочетает описание фруктовых деревьев, цвета с эмоциональным выражением своего восхищения увиденным картиной, продолжает рассказом о тружениц-пчел и завершает обобщением про лучшую весеннюю пору - месяц называется апрелем. Рассмотрев таким образом все компоненты текста, приходим к выводу, что тема сочинения - это сгусток его содержания, выраженный одним предложением (а может быть и словом). Но содержание текста конкретизирует, детализирует тему. Следовательно, в нем есть микротема. В анализируемом тексте их три (три абзаца). Каждый из них несет дополнительную и более подробную информацию о цветении садов. Первая микротема - картина цветущего сада и восхищение ею автора. Здесь выделяются детали содержания (виды фруктовых деревьев, их внешний вид), восхищение этой картиной (глаз не одведеш, любуешься и не намилуєшся). Первая микротема наиболее точно раскрывает общую тему текста и по содержанию ближайшая к его заголовка. Вторая микротом . (второй абзац) - рассказ о пчел-тружениц и первый весенний взяток - нектар. Эта рассказ дополняет информацию, представленную в первой мікротемою: действительно тяжелые представить себе расцветший сад без насекомых, особенно пчел, что перелетают с цветочка на цветочек и собирают целебный нектар. Автор будто "оживляет" картину, органично сочетая элементы флоры и фауны - неотъемлемые атрибуты живой природы, но вводит их в определенные пространственно-временные границы. Третья микротема (третий абзац) - общая картин, весеннего пространства, покрытого цветами. И логический вывод - так же апрель.

В анализируемом тексте главная мысль достаточно прозрачна. Это счастливая пора пробуждение природы, радость ее восстановления, вечность всего сущего на земле, вера в необыкновенную красоту всего, что нас окружает. Определяя главную мысль, обращаем внимание на то, что иногда она может быть заголовком к тексту. В нашем случае - не подтекст, обеспечен темой и содержанием произведения. Автор свое восхищение красотой весеннего сада, апрельской порой передает нам, и уже с первых слов текста в нашей сознании формируется мысль " Господи, какая прекрасная наша земля, особенно весной . Спасибо тебе, Боже, за эту красоту и за все, что ты сотворил для нас, таких неблагодарных детей Твоих. Люди ! Радуйтесь всему, что окружает нас, любите все, что радует нас, берегите все, что служит нам".

Рассматривая структуру текста, обращаем внимание на смысловые связи между абзацами (мікротемами). Автор "ведет" читателя (слушателя) от созерцания картины цветение сада (конкретного) к обобщенному выводу - весна. Логические переходы от одного абзаца к следующему создают единство конкретного (первый и второй абзацы) и обобщения (третий абзац). Этому способствует монологическая форма текста. Пользуясь случаем, акцентируем, что монологическая форма текста способствует органическому связи темы и основной мысли произведения. Этому же служат средства связи в тексте . Прежде всего это ключевые слова-тематический словарь: сады, фруктовые деревья, цветут, пчелки, нектар, цветы, апрель. Однако есть в этом тексте и другие средства смысловой связи предложения, что обеспечивает его смысловую целостность. Таким повтор слова "весенний" (в весеннем наряде, весенний взяток, весенних цветах в) в каждом абзаце.

Лингвистический анализ текста предполагает определение функций языковых единиц разных уровней и их влияние на стиль текста. Поскольку анализируется художественный текст, то следует обратить внимание учащихся на то, какое впечатление вызывает текст и за счет чего автор этого достигает. Итак, анализ языковых средств текста подчиняем его образно-эстетической функции. Дети должны понять, что автор берет обычные языковые средства, но вводит их в такой контекст, где они выигрывают теми эстетическими гранями, которые вызывают у читателя (слушателя) удивление, восхищение, приносят ему наслаждение.

Рассмотрение лексического материала текста позволяет установить, что в художественном стиле в основном используется общеупотребительная лексика, которая в сочетании со словами, для которых свойственна коннотация, служит средством создания художественного образа весны. Анализируя текст, стоит обратить внимание и на особенности синтаксиса. В тексте есть комплекс единиц, выражающих пространственно-временную его признак: сравнительный оборот "как будто густым молоком облитые фруктовые деревья" сразу вызывает в воображении картину цветущего сада. Восхищение красотой цветение фруктовых деревьев автор передает рядом односоставных предложений "И глаз от них не одведеш! Тянет к ним , подойдешь, любуешься и не намилуєшся ". Размеренную рассказ про пчелок-тружениц (второй абзац) автор строит с помощью двусоставных полных и неполных (эллиптических) предложений. Такие же предложения использованы и в итоговом третьем абзаце, является заключительной частью рассказа о весне, пленила все окружающее пространство.

Анализ текста дает целостное представление о его идейно-смысловую нагрузку и систему языковых средств, которые его выражают. В процессе обучения украинского языка комплексный лингвистический анализ текста применяется сравнительно редко, хотя современная лингводидактика ориентирует учителя на текстовую основу уроков, использование текстов для усвоения лексических, грамматических, стилистических явлений. Следовательно, возникает потребность в систематическом применении элементарного анализа текста, что обеспечивает понимание функций языковых единиц в речи и формирование коммуникативных умений и навыков учащихся на разных этапах обучения.


Письмо - сложное речевое умение. Оно позволяет при помощи системы графических знаков обеспечивать общение людей. Это продуктивный вид деятельности, при котором человек записывает свою речь для передачи другим. Продуктом этой деятельности является речевое произведение или текст, предназначенный для прочтения.

В лингвистике под письмом понимается графическая система как одна из форм плана выражения. Под письменной речью - книжный стиль речи [Гальскова, 2004: 105]. В психологии письмо рассматривается как сложный процесс, в котором происходит соотношение речевых звуков, букв и производимых человеком речедвижений. Письменная речь - это процесс выражения мыслей в графической форме. В методике письмо - объект овладения учащимися графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала в целях его лучшего запоминания и в качестве помощника в овладении устной речью и чтением, так как письмо с ними тесно связано [Соловова, 2003: 187].

Письмо и письменная речь в методике обучения иностранному языку выступают не только как средство обучения, но всё более как цель обучения иностранному языку. Письмо - это технический компонент письменной речи. Письменная речь наряду с говорением представляет собой, так называемый продуктивный (экспрессивный) вид речевой деятельности и выражается в фиксации определённого содержания графическими знаками. Психофизической основой письменной речи является взаимодействие двигательного, зрительного и слухо-речемоторного анализаторов. Опора на все анализаторы в обучении дает значительно больший эффект. По данным психологов, услышанный материал усваивается на 10%, увиденный на 20%, услышанный и увиденный на 30%, записанный на 50%, при проговаривании на 70%, при обучении другого на 90%. Психологи считают, что базой письменной речи является устная речь. И говорение, и письмо можно проследить от замысла (что говорить) к отбору необходимых средств (какие необходимы слова, как их сочетать в высказывании) и до реализации замысла средствами языка устно или письменно [Рогова, 1991: 137].

Письмо, как и говорение, характеризуется трехчастной структурой: побудительно-мотивационной, аналитико-синтетической и исполнительной. В побудительно-мотивационной части появляется мотив, который выступает в виде потребности, желания вступить в общение, что-то передать письменно, сообщить какую-либо информацию. У пишущего возникает замысел высказывания. В аналитико-синтетической части формируется, реализуется само высказывание: происходит отбор слов, нужных для составления текста, распределение предметных признаков в группе предложений, выделение предиката или стержневой части в смысловой организации связей между предложениями. Исполнительная часть письменной речи как деятельности реализуется в фиксации продукта с помощью графических знаков - письменного текста [Колкер, 2000: 184].

Не отрицая сходства между письмом и говорением, Е.Н. Соловова выделяет ряд отличий между ними [Соловова, 2003: 190]. Письменное высказывание - это монолог, построенный достаточно полно. В отсутствии непосредственного общения пишущий развертывает высказывание, чтобы избежать непонимания своих мыслей. В связи с этим письмо содержит дополнительные сведения, определения, конкретизирующие признаки. Мы стремимся излагать информацию последовательно и логично, ясно и сжато, т.к. не будет возможности что-то изменить, повторить и разъяснить написанное.

Поэтому именно письменная речь тщательно продумывается, оттачивается, автор что-то переделывает, переформулирует, пытается правильно оформить написанное. Как правило, для этого имеется время (дома или на занятии). Письменный текст четче структурирован, т.к. есть возможность его проверить. Одна из главных характеристик устного текста - его спонтанность. Говорящий может по ходу прерываться, импровизировать, порой теряя логику высказывания. Для создания письма требуется больше времени. Письменные тексты более требовательны к нормативности языка. Очень отличается длительность формирования навыков устной и письменной речи. Научиться говорить на иностранном языке можно быстро в процессе обучения в соответствующей языковой среде, т.е. в естественных условиях, как учатся говорить на родном языке дети. Чтобы научиться писать, надо прилагать усилия, необходимы специальные и длительные упражнения [Маслыко, 1996: 60].

Письмо также связано с чтением. В их основе лежит одна графическая система языка. При письме, так же как и при чтении, устанавливаются графемно - фонемные соответствия; они только имеют разную направленность: при чтении от букв к звукам, при письме от звуков к буквам. В первом случае идет декодирование или дешифровка, во втором - кодирование, зашифровка сообщения.

Рассмотрим лингвистическое содержание обучения письму, овладение которым может обеспечить учащимся возможность пользоваться письмом, прежде всего, как средством изучения иностранного языка.

Во-первых, это графика - совокупность всех средств данной письменности. Изучаемые в школе языки: английский, немецкий, французский - пользуются латинской графикой. Графика названных языков существует в двух вариантах: печатном и рукописном. Каждый из них, в свою очередь, имеет прописные и строчные буквы. Таким образом, каждая графема представлена набором алфавитных единиц. Сравнение начертаний букв печатного и письменного шрифтов показывает, что у одних графем наблюдаются близкие соответствия, у других - печатный и рукописный варианты резко отличаются друг от друга.

Во-вторых, к лингвистическому содержанию обучения письму относится орфография - правописание или система правил использования письменных знаков при написании конкретных слов. Если графика допускает несколько вариантов для передачи звука или звукосочетания, то в орфографии всегда употребляется одно написание для передачи определенного слова с этим звуком, которое признается правильным, а все другие ошибочными.

В-третьих, - запись. Если продуктом письменной речи всегда бывает связное высказывание, продуктом записи могут быть отдельные слова, словосочетания, не связанные друг с другом предложения, план высказывания и даже сокращения. Поскольку овладение письмом осуществляется путем усвоения букв, слов, словосочетаний, предложений, сверхфразовых единств, то соответствующими уровнями записи выступает каждая из указанных единиц. Основное назначение записи на всех уровнях заключается в более глубоком осознании особенностей единиц языка и речи и, следовательно, в лучшем их запоминании.

В-четвертых, - письменная речь в условиях школы. Это может быть написание письма, а также реферата и аннотации. Последние тесно связаны с работой учащихся по чтению, главным образом в старших классах [Леонтьев, 1991: 194].

Если рассматривать письмо вообще как продуктивную коммуникативную деятельность, потребность в которой проявляется в жизни через личные мотивы (написать письмо, заявление) или общественную необходимость (доклад, отчет), то в процессе обучения иностранным языкам логичными видятся письменные упражнения коммуникативной направленности с соответствующими задачами.

Вспомогательную роль письмо выполняет при выработке грамматического навыка, при выполнении письменных заданий от простого списывания до заданий, требующих творческого подхода, что создаёт необходимые условия для запоминания. Без опоры на письмо обучающимся трудно удержать в памяти лексический и грамматический материал.

Конечные требования к обучению письменной речи включают формирование у учащихся способности практически пользоваться иноязычным письмом как способом общения, познания и творчества в соответствии с достигнутым программным уровнем овладения иностранным языком [Шатилов, 1977: 117].