Бизнес на хранении колес. Как нельзя хранить автомобильные шины. Без охраны никак

Квадрат Декарта

Идеальный метод решения любых проблем, которые тебя пугают. Дело в том, что мы слишком часто зацикливаемся на одном-единственном вопросе: «Что будет, если это произойдет?» Это мешает найти решение, потому что ты смотришь на проблему только с одной стороны. Квадрат Декарта — простейшая техника, которая позволяет найти решение в считаные минуты. Итак, нарисуй на листе бумаги квадрат. Раздели его крестиком на четыре части. В каждой части напиши вопрос.

Что будет, если это произойдет?

Что будет, если это НЕ произойдет?

Чего НЕ будет, если это произойдет?

Чего НЕ будет, если это НЕ произойдет?

Ответь на все четыре вопроса, и решение проблем придет само. Просто потому, что ты рассмотришь ситуацию с четырех сторон.

Автоматическое письмо

Метод, который потребует от тебя времени и терпения, но результаты могут тебя ошеломить. Суть метода очень проста: тебе просто нужно взять ручку, бумагу(много бумаги!) и начать писать. Нет необходимости заранее формулировать вопросы, на которые нужно найти ответы. Суть автоматического письма в том, чтобы отключить сознание и позволить подсознанию выйти наружу. Итак, тебе нужно остаться в одиночестве в спокойной обстановке. Бери ручку, бумагу и начинай писать все, что придет тебе в голову. Не останавливайся. Тебе потребуется много времени — от 20 минут до часа. В какой-то момент ты действительно начнешь писать совершенно автоматически, то есть перестанешь думать о том, что именно ты пишешь. Потом тебе останется только перечитать написанное. Скорее всего, ты найдешь ответ на все свои вопросы. Но, правда, он может тебя удивить.

Смена фокуса

Невозможно объективно рассматривать проблему, находясь внутри. Просить совета у сторонних наблюдателей тоже бессмысленно, потому что они-то не бывали внутри проблемы и понятия не имеют, что она на самом деле собой представляет. Собственно, остается только один выход — тебе самой нужно стать« сторонним наблюдателем». Сделать это можно только одним способом, в буквальном смысле убежав от проблемы. Ногами. Следующий этап — отвлекайся! Дело в том, что, если ты просто уйдешь, ты не перестанешь думать о сложной ситуации. Тут может помочь время(которого у тебя, скорее всего, нет) или сильные впечатления — лучше позитивные, естественно. Тебе нужно вытеснить эмоции. После того как ты на какое-то время устранишься от проблемы и физически, и эмоционально, ты сможешь к ней вернуться в качестве« стороннего наблюдателя». Этот поможет взглянуть на ситуацию другими глазами и найти пути решения проблем.

Обращение к специалисту

Если ты совсем запуталась, близкие, скорее всего, предложат тебе обратиться к психологу. И ты, скорее всего, к нему не пойдешь. Потому что кто его знает, как искать хорошего специалиста. И потом, на это нужны время и деньги, которых тоже может не быть. На самом деле важно понять следующее: тебе необходимо взглянуть на проблему чужими глазами. Именно поэтому тебе не поможет подруга, которая знает о проблеме; не поможет мама, которая прекрасно знает тебя; и уж тем более не поможет тот человек, который находится внутри той же самой проблемы. Не надо бояться психологов. Не нужно искать самого лучшего в мире специалиста — вполне вероятно, что тебе понадобится всего пара сеансов. И нужно быть готовой к тому, что специалист не даст тебе никаких советов, но это и не нужно. Сама возможность изложить суть проблемы постороннему человеку помогает взглянуть на нее словно чужими глазами.

Мозговой штурм

Старый добрый способ решения проблем — ты наверняка не раз к нему обращалась. «Посоветоваться с подругой» — это оно. Но на самом деле, чем больше« мозгов» будет задействовано, тем лучше. Тебе нужна компания людей, готовых тебе помочь, место, в котором вы можете собраться, и время на то, чтобы перебрать все варианты. Для решения глубоко личных проблем этот способ не очень подходит. Но если это ситуация, в которой ты чувствуешь себя в тупике, коллективный мозговой штурм — идеальный метод. Потому что никто из твоих друзей не предложит тебе подходящее решение сразу. Оно родится само, в процессе.

Поедание мамонта

« Можно съесть даже мамонта, если есть его по частям» — вот, собственно, вся суть метода. Тебе даже не нужно этого« мамонта» разделывать, потому что ты погрязнешь в новой проблеме — как бы это лучше сделать. Представь, что ты — хищник, перед тобой добытая туша мамонта. Подходи и кусай. То есть не ищи какой-то единственно верный путь решения проблемы, пробуй подходить к ней с разных сторон и «откусывать» понемногу. То есть совершать небольшое усилие, то, которое тебя не слишком сильно напряжет и не испугает. Таким образом ты прощупаешь проблему со всех сторон — это во‑первых. А во-вторых, постепенно придет понимание, с какой стороны ее все-таки лучше решать.

Некоторые люди кажутся другим очень талантливыми, способными на разрешение самых сложных трудностей. Но этим выдающимся практикам зачастую присуща одна черта - неосознанная компетентность. Даже не зная ответов на вопросы, они знают, где их отыскать. У этих людей можно научиться правильному подходу к решению проблем. Ведь если волшебной палочки для разрешения трудностей пока не изобрели, то всевозможные методы и техники позволяют каждому человеку и отвечать на актуальные для себя вопросы.

Анализ трудностей

В основе многих методов решения проблем лежит процесс, содержащий в себе четыре основных этапа:

  • Для начала необходимо определить, в чем заключается проблема. Какова ее истинная причина? Как стало понятно, что она в принципе существует?
  • После этого подбирают возможные варианты разрешения данной трудности. Записывают любые идеи, которые приходят в голову.
  • Следующий этап - предварительная оценка вариантов, а затем и выбор наиболее подходящего. Какая стратегия лучше всего подходит именно для этой трудности? А какую осуществить наиболее просто? Возможно, для некоторых стратегий необходимы дополнительные ресурсы - финансы, здоровье или связи с людьми, которых пока нет. И поэтому стоит остановиться на тех способах, которые имеются в распоряжение.
  • Заключительный этап - это воплощение избранного варианта в жизнь. По завершении данного этапа следует ответить на вопрос о том, успешной ли была подобранная стратегия. Это поможет откорректировать действия при возникновении новых проблем, аналогичных предыдущей.

Данный метод анализа в решении проблем является основой для разрешения различных трудностей. На их основе можно составлять всевозможные вариации, адаптированные под индивидуальные особенности человека.

Социальные проблемы: способы разрешения

Под термином «социальная проблема» понимают такие сложности, как безработица, расслоение общества, высокий уровень заболеваемости и смертности среди населения. Методы решения социальных проблем, в первую очередь, заключаются в принятии правительством определенных решений. Выражаются они в законодательных актах правящих органов власти, проведении всевозможных мероприятий, направленных на решение трудности, а также и использование современных интернет-возможностей. Они позволяют заявить открыто о том, что существует определенная проблема. А пользователи интернета выражают свое мнение по определенному вопросу и предлагают различные альтернативные варианты их разрешения.

Управленческие проблемы

В процессе разработки и принятия организационной стратегии лицо, которое принимает решение, может использовать различные методы решения управленческих проблем. Рассмотрим некоторые из них.

  • Двухфазное анкетирование. Позволяет установить главные факторы, которые влияют на текущую ситуацию, посредством индивидуальной работы экспертов.
  • Позволяет получить данные об аналитической зависимости, которая отражает уровень влияния определенных факторов и их показателей на текущую ситуацию. Главным образом такие данные получают из статистического анализа.
  • Экономическая оценка. Позволяет сделать вывод о финансовом состоянии организации. Применяется в условиях доступности бухгалтерских отчетов. Типичная финансовая модель базируется на определении точки безубыточности работы предприятия.
  • Способ контрольных вопросов. Данный метод решения проблем в организации предполагает подведение к ответам с использованием наводящих вопросов. Они могут применяться как в процессе индивидуальной работы, так и при групповом обсуждении имеющейся трудности.

Способы разрешения проблем в учебном процессе

Постановка проблемы - один из основных способов обучения. Такой подход позволяет учащимся включить мыслительный процесс, вспомнить предыдущий опыт и знания, связанные с актуальной на занятии трудностью.

Один из основных методов решения учебной проблемы заключается в побуждающем диалоге, который позволяет учащимся выдвинуть гипотезы. Как правило, побуждение осуществляется учителем при помощи стандартной фразы: «Какие есть гипотезы по данному поводу?» Данный вопрос провоцирует выдвижение совершенно любых предположений - как неверных, так и решающих, правильных.

В том случае, если класс молчит, или же учащиеся выдвигают одни лишь ошибочные гипотезы, преподаватель должен дать подсказку к решающей версии. Такая подсказка продумывается учителем заранее при подготовке к уроку. Для устной проверки используется еще одна стандартная фраза: «Согласны ли вы с данной гипотезой или нет? Почему?»

Актуализация сложности

Решение проблемы - метод обучения, позволяющий ученикам наиболее глубоко сконцентрироваться на теме урока. Еще один способ сделать это заключается в актуализации определенной трудности. Например, преподаватель просит класс дать определение термину «атмосферное давление». Затем задает и другие вопросы. Например, отчего над разными участками земной поверхности его показатели могут быть неодинаковыми. Ответ фиксируется мелом на доске. Во время проведения урока преподаватель также рисует различные схемы, которые позволяют еще больше заострить внимание учащихся на той или иной трудности.

Творческие принципы в разрешении трудностей

Процесс креативного мышления делает акцент на следующих основных моментах при разрешении трудностей:

  • Необходимость разделять формирование новых идей и их последующую оценку. Когда происходит мозговой штурм, следует уделить достаточное количество времени, чтобы зафиксировать все новые идеи. Возможных стратегий преодоления препятствий должно быть сформулировано как можно больше. Их не стоит оценивать до той поры, пока мозговой штурм не будет завершен.
  • Проблемы должны быть переформулированы в ясные и четкие вопросы. Побудить себя, другого человека или группу к поиску креативных решений будет намного проще в том случае, если трудность предстанет в форме конкретного вопроса, предполагающего необычный ответ.
  • Использование слов «да, и» существенно поможет развить новую идею. Одно из главных правил импровизации заключается в том, что каждую творческую идею можно быстро загубить словом «но…» («Этот вариант хорош, но…»). Этой коротенькой лексической единицы следует избегать любой ценой. Вместо этого стоит дополнить возможный вариант решения проблемы словами «да, и…».

Данные принципы могут применяться как при индивидуальном решении проблем, так и во время мозгового штурма. Генерацию новых идей лучше всего начать, задавая интересные вопросы и опираясь на те предпосылки, которые уже имеются. А к суждениям и оценкам можно будет приступить позднее - когда штурм будет завершен.

Сформулировать трудность наоборот

Один из наиболее популярных методов творческого решения проблем. В процессе применения данного подхода любое позитивное утверждение необходимо поменять на негативное. К примеру, если есть сложности с поиском новых идей в сфере работы с клиентами, можно представить себе самый худший вариант обслуживания покупателей. Это поможет отвлечься от стандартных подходов, и неожиданные повороты перспективы могут оказаться очень удачными. Техника позволяет автоматически отказаться от критики, помогает увидеть до этого времени не замечаемые комбинации идей.

Произвольный выбор слов

Если стандартные методы анализа и решения проблем не помогают, можно прибегнуть к самым необычным и креативным способам. Смысл данного метода заключается в совершенно случайном выборе комбинации слов. Легче всего сделать это, просто просматривая журнал, книгу или газету. Необходимо открыть любую страницу, а затем наугад водить пальцем до того момента, пока не возникнет желание остановиться. Если же палец остановится на картинке или фотографии, следует воспользоваться названием фрагмента. К примеру, на снимке изображен человек, и палец остановился на его шляпе. В таком случае используется слово «шляпа».

Данная методика подходит и для самостоятельной работы, и для поиска решений в группе. Он позволяет в течение нескольких минут выстроить совершенно новый ассоциативный ряд, который или приведет к новым идеям, или же покажет нестандартное направления для креативного процесса.

Психологические методы решения проблем: использование опыта

История разрешения трудностей в психологии предоставляет большое количество всевозможных идей, которые могут оказаться очень полезными и в теперешней практике.

Еще в далеком 1911 году Э. Торндайк наблюдал за тем, каким образом кошки пытались выкарабкаться из клетки, в которую исследователь их поместил. На основании проделанного эксперимента ученый сделал любопытный вывод: если успех при разрешении проблемы был достигнут способом проб и ошибок, то в следующий раз при возникновении аналогичной проблемы гораздо более велика вероятность использования именно той стратегии, которая оказалась успешной в предыдущий раз. Торндайк назвал этот феномен законом эффекта. вполне может быть использован в качестве эффективного метода решения проблемы. На основании исследований Торндайка можно сделать и такой вывод: опыт прошлого помогает пролить свет на теперешнюю трудность.

Идея гештальт-психологов: репродуктивное мышление

Идеи, выдвинутые Торндайком, были развиты его последователями. Многие из этих ученых были сторонниками гештальт-терапии. Они утверждали, что многие сложности могут быть решены при помощи такого метода как репродуктивное мышление. Смысл данного подхода заключается в том, что повторное воспроизведение опыта из прошлого оказывает существенную помощь в разрешении актуальной проблемы.

Препятствия продуктивности

Гештальт-психологи используют такой подход, который предполагает детальное рассмотрение помех для разрешения трудностей. Две главные помехи заключаются в следующем.

  • Зацикленность. Человек, который в прошлом застрял на определенной стратегии поведения, не может осознать: в актуальной ситуации сегодня этот метод совершенно не работает. Он настолько зацикливается на определенной стратегии, что не замечает отсутствия эффективности своих действий.
  • Неиспользование альтернативных методик. Это когнитивное искажение сходно с предыдущим. Психологи называют его функциональной фиксированностью. К примеру, у человека имеется линейка, но ему требуется отрезать ровный кусочек бумаги. Он фиксируется только на одном способе использования линейки, забывая о том, что ею можно не только измерять предметы, но и разглаживать поверхность бумаги. Тогда оторвать ровный листок будет гораздо проще.

Отсюда можно сделать следующий вывод: лучший метод решения проблем - это нестандартные решения. Под стандартом в данном случае понимается опыт, за который цепляется человек. А также это могут быть и предвзятые представления о своих возможностях, или же об использовании определенного инструмента.

Использование данных методов позволит решить самые сложные трудности в различных сферах. А способы, направленные на активизацию креативного мышления, подтолкнут к созданию собственных подходов для решения трудностей.

Черная полоса может стать взлетной

Время от времени все мы сталкиваемся с проблемами. Порой некоторые ситуации и обстоятельства кажутся нам безвыходными. Хочется убежать, закрыться, забыть всё произошедшее. Но стоит ли?

Ведь тогда урок повторится вновь. Есть ещё способ уйти в проблему, думать о ней день и ночь, лить слёзы, залить её, запить или заесть, в общем, чем-нибудь замаскировать. И найти виноватых!

Жалобы на проблему и поиск виноватых также только отнимут наши силу и энергию и уведут от решения проблемы.

Важно также помнить, что чем больше мы будем сопротивляться, тем более будет нагнетаться и усложняться ситуация.

Нужно найти выход! И лучше не один. Как говорится, из любой безвыходной ситуации есть как минимум три благоприятных выхода .

Какие же существуют способы решения проблем, и как выбрать наиболее подходящий, а может, сочетать их?

1. Взгляд со стороны.

Этот метод предполагает самостоятельный поиск информации. За всю свою историю человек нашел решение великому множеству проблем. И результаты своих решений он фиксировал на материальных носителях: папирусе, бумаге, камне, компьютере.

При решении проблемы целесообразно, в первую очередь, самостоятельно обратиться к источникам бесконечной информации.

2. Обратиться к специалисту.

Мы живем в обществе, нас окружают тысячи людей, каждый из которых является экспертом в какой-то области. Психолог, таролог, астролог, коуч, экстрасенс, есть даже специалисты по решению проблем.

Специалист по решению «проблем вообще» отличается от них лишь тем, что работает с проблемами, которые требуют не обширных познаний и большого опыта в узкой области, а лишь сообразительности, аккуратности, здравого смысла, кое-каких базовых представлений, общего навыка работы с проблемами и, конечно же, вдохновения.

Несомненно, с возникшей у вас проблемой уже кто-то сталкивался. Скорее всего, они уже были когда-то кем-то решены, и причем много раз.

Работа профессионала экономит ваши время и нервы, однако хороший профессионал стоит дорого, и может выработаться зависимость от психолога, когда человек как не решал свои проблемы, так и не решает.



3. Попросить о помощи близких вам людей.

Этот способ решения проблем является одним из самых традиционных. Способ достаточно надёжный, так как это люди, общение с которыми доставляет вам удовольствие. Часто такое общение может успокоить, дать поддержку.

Расскажите родным, друзьям, людям, которым вы действительно доверяете. Они всегда будут готовы помочь – советом, делом. Это намного лучше, чем утопать в негативных мыслях и переживаниях.

Это хорошая возможность получить «взгляд со стороны». Главное – не быть назойливым и самому всегда быть готовым оказать подобную помощь.

4. Сменить фокус.

Часто мы слишком близко и слишком эмоционально вовлечены в проблему, чтобы увидеть и оценить ее с хорошей перспективы. Попытайтесь смотреть на проблему как сторонний наблюдатель. При более широком обзоре вы увидите больше возможностей.

Часто мы думаем о проблеме, смакуем ее в мозгу, сосредоточены на ней, но она не решается. Мы пытаемся решить умом, заглушая интуицию. Чтобы она решилась, надо убрать с проблемы внимание, убрать важность.

Содержимым автоматического письма очень часто бывают рисунки, непонятные знаки, круги и, конечно, тексты.

Вам остаётся только записывать всё, что приходит в голову. Делать это необходимо от 20 минут до часа. Основной смысл и цель процесса автоматического письма – отдаться потоку воспринимаемых вами ощущений.

Понимание проблемы и выход из нее придет в самом письме.

6. Хоопонопоно.

Хоопонопоно – это древнее гавайское искусство решения проблем. В переводе с гавайского языка слово «хоопонопоно» означает «исправить ошибку» или «расставить всё по местам». Существуют четыре утверждения, которые вы должны повторять снова и снова, безостановочно:

«Мне очень жаль».

«Пожалуйста, прости меня».

«Я люблю тебя».

«Благодарю тебя».

Если вам не нравится что-то в другом человеке, значит, это есть и в вас. Ваша задача - избавиться от этого. Когда вам это удастся, другой человек также изменится.

Когда вы применяете Хоопонопоно, вы не очищаете человека, место или событие, а нейтрализуете энергию, связанную с этим человеком, местом или событием. Плюсом этого метода является то, что всё происходит внутри вас, посредник не нужен.



7. Расстановки.

Этот метод разработан немецким психотерапевтом Бертом Хеллингером. Расстановка – это результативный метод, позволяющий легко и наглядно определить проблему.

С помощью этого метода можно обнаружить причины, которые привязывают человека к определенной системе отношений, ограничивают свободу действий и затрудняют личное развитие, мешая ему строить собственную жизнь.

С помощью расстановки можно провести анализ происходящего с вами, найти действенное решение в вашей ситуации и

8. Реинкарнационика.

«Если появилась проблема, нужно в нее глубоко погрузиться. Тогда ты либо найдешь сокровище, если оно там вообще есть, либо обнаружишь там одну пустоту. В обоих случаях ты обогатишься.

Обнаружив сокровище, ты, естественно, разбогатеешь. Обнаружив пустоту, ты покончишь со всем этим », – это Ошо как будто о реинкарнационике.

Именно погружение в себя, в свои воспоминания предполагает этот метод. Здесь не может быть чужих ответов, готовых решений. Реинкарнационика ищет корень проблемы, причём сквозь время и пространство. А дальше дело за малым – решение.

Владимир Жикаренцев:

Если у нас хватило сил создать проблему или болезнь в своей жизни, следовательно, у нас есть силы решить эту проблему.

Вспоминая прошлые жизни , вы поймёте, что справлялись с подобной проблемой уже не раз, а если нет, то осознаете, к какому результату привёл тот подход, который вы уже использовали. Возможно, повторяющаяся ситуация тянется не одну жизнь.

Часто проблема, блок хранят ресурс, творческий потенциал, то самое сокровище, обнаружив которое, вы уже не будете прежним. И не важно, где и когда вы его оставили, оно ваше, и в любой момент вы можете им воспользоваться.

Всё, что вам нужно для того, чтобы воспользоваться этим методом решения проблем – это доверие себе, хороший проводник и Интернет.

Реинкарнационика также предполагает самопомощь, самопогружение, а это значит, вы сами можете стать специалистом по решению проблем и помогать другим.

Выход есть всегда. И самое удивительное заключается в том, что он вам известен. Вы знаете, как решить самую сложную проблему, как вам найти выход из самой трудной и запутанной ситуации.

Можно и нужно учиться у проблем, создавать и обнаруживать те возможности, которые иначе не были бы раскрыты.

Статья, которая упрощает жизнь. И тебе даже не придется покупать журнал MAXIM, чтобы ее прочесть. Видишь, жизнь уже начала упрощаться!

Данила Маслов

В философии вот уже несколько сотен лет яростно сражаются между собой два научных метода – холизм и редукционизм.

Холисты считают, что все в мире взаимосвязано и никогда нельзя рассматривать какой-либо предмет вне его связи с окружающей средой, в идеальном случае – со всей вселенной. И если у тебя на пятке мозоль, то, обдумывая это факт, нужно ясно понимать себе структуру кожных покровов и нижних конечностей млекопитающих, кризис в обувной промышленности, полезность страдания в деле воспитания души и законы гравитации.

С точки зрения редукциониста, все в этом мире взаимо­связано, да и черт бы с ним – давайте решать конкретный вопрос в конкретный момент времени, отсекая вообще все лишнее. У тебя мозоль? Заклей ее пластырем.

«Все сложное нужно сделать максимально простым – так легче решить любую задачу» – вот основной принцип редукционизма.

Между тем в жизни мы почти поголовно холисты. Мы все время пытаемся увидеть картину целиком, из всяких мелких фактов выстраивать системы и делать глобальные мировоззренческие выводы, глядя на выброшенный конфетный фантик. В общем, любим усложнять. В этом есть свой плюс: именно такое мышление делает нас разумными существами. Метод редукционизма применим не только в науке, с его помощью можно делать очень много замечательных вещей.

Учить иностранные языки

Методы преподавания языков множество, но большинство из них базируются на так называемом grammar-translational method, который предполагает, что человека сначала нужно обучить грамматике языка, всем этим падежам, артиклям и склонениям, попутно выучивая сотни и тысячи слов и всю грамматику, с ними связанную: кошка – существительное женского рода в единственном числе; ест – глагол настоящего времени в третьем лице; мышь – существительное третьего склонения...

Между тем на планете нет ни одного младенца, которого бы учили таким методом.

Ребенка учат говорить простейшие фразы для знакомых ему ситуаций: машинка би-би, пальчик бо-бо, дедушка хррр-хррр. И результаты получаются совсем неплохие. Принцип редукционизма заложен в audio-lingual method (аудиолингвистическом методе) – куда более редкой, но пользующейся все большей популярностью схеме изучения языков. Не надо пытаться сразу понять строй языка, его сложную структуру и сотни правил, по которым он существует. Не учи язык – учи отдельные фразы. Просто заучивай, повторяя вслед за преподавателем или аудиоза­писью выражения, которые могут тебе пригодиться. «Как сегодня с погодой?», «Где в вашем отеле прячут бесплатный вай-фай?», «Извините, но в подворотне меня ограбил енот». Выучив, допустим, всего двести таких фраз, ты уже будешь более или менее знать язык. А достичь этого можно за пару недель усердных занятий. Люди, которые пользуются этим методом, начинают непринужденно болтать на чужом наречии и читать несложные тексты на нем куда быстрее, чем мученики академической школы, которые не могут узнать у иностранца дорогу в ближайший туалет, но зато уже постигли все премудрости употребления имперфекта в сослагательном наклонении.

Строить отношения со своей девушкой

Гарри Салливан, автор «Интерперсональной теории психиат­рии», в свое время назвал несколько основных причин семейных конфликтов, из которых на первое место поставил «стремление считать любой поступок партнера частью системы». Проще рассмотреть этот принцип на примере. Допустим, Миша и Катя мирно беседуют за вечерним чаем.

Катя говорит:

– Ты опять не закрыл сахарницу.

Миша отвечает:

– А ты всегда придираешься по пустякам.

– Ты знаешь, что я не люб­лю, когда сахарница открыта: туда мухи залетают. Но тебе даже такую ерунду трудно для меня сделать – просто взять, и закрыть сахарницу!

– А мне тяжело жить там, где мне постоянно делают замечания.

– Ну и не живи!

Это классический пример: такая мелочь, как крышка сахарницы, может заставить одного из парт­неров чувствовать себя жертвой хронического безразличия, а другого – жертвой постоянного занудного контроля.

«Обсуждайте конкретную проб­лему здесь и сейчас, а не поведение партнера в целом и всегда», – советовал Салливан. Это метод редукционизма в чистом виде – свести проблему к данной конкретной крышке и к этому одному-единственному случаю занудства.

Не надо требовать от своей девушки каких-либо всеобъемлющих гарантий и обязательств – всегда проси ее о какой-то одной конкретной вещи. Чем сильнее ты сможешь обкорнать свою просьбу, тем больше шансов, что ее выполнят.

«Никогда не мешай мне смот­реть спорт» сработает хуже, чем «Я хочу посмотреть этот матч, дорогая» .

«Тебе не идут заплетенные волосы» – хуже, чем «Давай ты сегодня будешь с распущенными волосами» .

«Прекрати контролировать мою жизнь» – хуже, чем «Мне не понравилось, что ты прочла эсэмэски на моем телефоне» .

Отказ от перевода частных ситуаций в глобальную проблему весьма способствует гармоничным отношениям.

Планировать деятельность

Каждый из нас имеет длинный список дел, которые непременно нужно бы сделать, но прямо не знаешь, за какое из них браться.

Сходить к зубному, стать миллионером, сделать загранпаспорт, переустановить винду, научиться свистеть в два пальца, распечатать снимки с тещиного отдыха, позвонить старому школьному приятелю, выяснить, что там с теми акциями, которые были десять лет назад куплены тобой в угаре делового энтузиазма и, кажется, до сих пор лежат где-то в столе. Да, кстати, и разобрать стол.

Этот список может месяцами и годами висеть в дальних уголках нашей памяти, но так как безумной срочности тут не требуется, то и ничего, пусть еще повисит. В результате ты становишься обладателем перманентного ощущения вины перед собой и вселенной. Но, вооружившись методом редукционизма, можно почувствовать себя значительно лучше, успешнее и эффективнее. Сядь и напиши весь этот список. Вообще весь. Вот у тебя два часа, пачка сигарет и кружка кофе – пиши. Написал? Полюбуйся, какой он длинный и безнадежный. А теперь выбери одно самое простое или самое приятное из дел и сделай его. Например, научись свистеть в два пальца. Получилось? Замечательно, зачеркни этот пункт жирной чертой, убери список в неразобранный стол и живи дальше до следующего приступа трудового азарта или экзистенциального уныния. Человеку нравится достигать поставленных целей – это один из первичных инстинктов, поэтому выполнение пунктов из списка будет приносить тебе чувство удовлетворения. Главное – не пытайся сразу сделать его целиком! Помни о редукционизме!

Объяснять детям сложные вещи простыми словами

Известны слова Эйнштейна о том, что «плох тот учитель, который не сумеет объяснить теорию относительности семилетнему ребенку». Проблема многих учителей и отцов в том, что мы, пытаясь рассказать детям что-то полезное, постоянно уходим в сторону холизма – попытки объяснить сразу все. Вот пример из текста Эрика Берна*:

«Отец. Ты спрашиваешь, Томми, почему умер котенок Флосси? Видишь ли, живые существа вообще смертны. И это хорошо. Когда ты подрастешь, в воскресной школе тебе расскажут, что происходит с душой после смерти. А у Флосси наверняка тоже была душа. Хотя есть люди, которых называют атеистами. Атеисты не верят в то, что после смерти есть жизнь. Атеисты тоже могут быть хорошими людьми, Томми. Вот твой дядя Боб – атеист, а он уступил нам «шевроле» с 15-процентной скидкой. Так вот, в этой жизни все когда-нибудь прекращается. Горы истираются в пыль, но им для этого нужны миллионы лет. Миллион – это очень много, Томми. Гораздо больше, чем сто. А бабочка-однодневка живет всего один день. Есть такие бабочки, они сперва бывают гусеницами. И вот гусеницами-то они бывают долго, а затем из дырочки на животе они выпускают специальную нитку, сплетают кокон, укладываются в него, как в колыбельку, а потом становятся бабочками. Римляне недаром считали бабочку символом посмертного возрождения... Томми, ты меня слушаешь? Ты же хотел узнать, почему умер Флосси?

Томми . Да, пап. Мальчишки говорили, что его переехала машина. Я хотел узнать, так ли это? »

«Это тот парень, который написал книгу «Игры, в которые играют люди» и еще много всяких психологических бестселлеров».

Хороший учитель или популяризатор научных текстов – всегда редукционист. Детям и дилетантам тяжело усваивать целые системы взглядов, широкие полотна с обилием деталей только путают их. Если ты хочешь что-то рассказать или объяснить ребенку, старайся придерживаться одной темы, не злоупотребляй обширными пояснениями и пытайся объяснить сложные вещи простыми примерами – так ребенок гораздо лучше усвоит и запомнит сказанное.

Поддерживать порядок дома

В мировой литературе и кинематографе женской аудитории квартира холостяка представляется обычно вовсе не тайным логовом мистического хищника. Увы, слово «свинарник» при ее описании встречается куда чаще. Да, среднестатистический мужчина, еще не разжившийся помощницей по хозяйству, не проводит жизнь в обнимку с пылесосом и тряпочкой для полировки палисандра. У нас в жизни есть занятия и поинтереснее. Тем не менее даже мы иногда понимаем, что жить в окружении сорока коробок из-под пиццы весело, но есть риск именно в их обществе и встретить старость. Тогда мы берем в руки вилы и принимаемся разгребать завалы. Через каких-то 12–16 часов резких телодвижений выясняем, что занавески были на самом деле синими и полотняными, а не серыми и плюшевыми, и обнаруживаем, что под слоем культурных отложений на полу был погребен ковер. К сожалению, через неделю все вернется на круги своя – таков закон мироздания. Между тем ты вполне можешь приучить себя поддерживать порядок в квартире и не испытывать от этого дискомфорта. Самое главное тут – воспользоваться основным правилом редукционизма: не пытайся объять необъятное, решай отдельные задачи, причем постепенно.

Не надо говорить «С сегодняшнего дня я превращаюсь в аккуратиста» . Ставь перед собой робкие, легковыполнимые цели. Например: «Следующие две недели я буду класть грязные носки в мешок рядом со стиральной машинкой, а почистив зубы, буду вытирать белые брызги на зеркале в ванной. И это будет самое чистое, самое сияющее зеркало в ванной на Земле!»

Человек – существо привычки. Через две недели и то и другое ты уже будешь выполнять на автомате. Тогда можно будет добавлять к списку микроподвигов следующие пункты. Например: «Раз в день я буду вытирать крошки со стола на кухне и всегда относить грязные кружки от компьютера в раковину», «А эти две недели я буду каждое утро выкидывать мусор и вся одежда у меня будет висеть на вешалках». Примерно через год ты станешь чистюлей, и твоя квартира в любое время дня и ночи будет выглядеть идеально.

Вести здоровый образ жизни

Точно так, как с уборкой, можно разобраться и со спортом. И даже еще лучше, потому что заниматься спортом все-таки как-то интереснее, чем драить гальюн. Жаль, что эта интересность тускнеет в тот момент, когда ты, вернувшись с работы, глядишь на рюкзак со спортпринадлежностями, уже три месяца лежащий в прихожей как памятник твоим благим намерениям. Тем не менее, если взять на вооружение метод редукционизма, можно потихоньку втянуться в здоровый образ жизни без особого насилия над собой. Во-первых, не покупай годовой абонемент в фитнес-клуб, если ты не ходил туда регулярно весь прошлый год. Посмотрим правде в глаза: фитнес-клубы были бы самыми перенаселенными местами на суше, если бы все, кто покупает годовые абонементы, использовали бы эти абонементы хотя бы пару раз в неделю. Да, годовой абонемент предполагает большую скидку, но с огромной долей вероятности все остальное ты заплатишь за то, что не будешь ходить заниматься*. Лучше всего найти клуб с возможностью одноразовых посещений. И идти туда надо не с мыслью «Теперь я каждый день буду с наслаждением выматывать себя предельными нагрузками», а с целью позаниматься именно сегодня. Максимум сорок минут. Ну хорошо, час. Пусть тебе будет жалко уходить, пока ты еще полон сил и активности, зато психологически будет проще собраться туда в следующий раз. Через недельку-другую.

* Примечание Phacochoerus"a Фунтика:

«Я вот предлагал членам редакции, ежегодно собирающим деньги на корпоративный абонемент, отдавать их в фонд страдающего меня...»

Вот что пишет на эту тему Джордж Круз, американская звезда фитнеса, автор таких замечательных программ, как «Трехчасовая диета» и «Идеальная тренировка за 8 минут» (как ты понимаешь, страстный поклонник редукционизма во всем):

«Половина моих учеников имела за плечами долгий опыт тренировок. В течение десятков лет они каждый год принимали решение заняться своим телом – брали абонементы в спортзал и первую неделю не вылезали из него. С них сходило семь потов, они целеустремленно шли к намеченной цели, но на восьмой день обычно понимали, что в жизни есть вещи и поинтереснее, чем беговые дорожки... Я начинал с того, что говорил им: «Занимайся дома 6 раз в неделю по 8 минут в день – простые скручивания, приседания и наклоны, – и ты будешь в хорошей форме. А в спортзал ходи просто для удовольствия. Ну, если решишь поучаствовать в «Мистер Олимпия», тогда будем уже составлять более напряженный график».

«Двадцать минут хождения пешком в день и отказ от пользования лифтами и эскалаторами, если есть возможность подниматься по ступенькам, – вот вполне достаточный уровень физических нагрузок для горожанина» , – подтверждает французский врач Пьер Дюкан, автор знаменитой «диеты Дюкана».

Так что не надо нырять в новую спортивную жизнь со всего размаху, если ты не уверен в железобетонности своей воли. Ставь перед собой поначалу небольшие цели.