Презентация для педагогов и психологов мотивация учебной деятельности школьников. Презентация "правила успешной мотивации" Презентация по психологии на тему мотивация

Учебно-познавательная мотивация младших школьников – это их деятельностный подход к учёбе, реализация желания хорошо учиться. Чтобы у ребёнка возникла стойкая внутренняя мотивация «хочу учиться хорошо», надо, чтобы каждый говорил себе: «Я смогу! Я добьюсь!»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников Выполнила: учитель начальных классов МОУ СОШ с. Родничок Кострикина Е.И.

Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.

Учебно-познавательная мотивация младших школьников – это их деятельностный подход к учёбе, реализация желания хорошо учиться. Чтобы у ребёнка возникла стойкая внутренняя мотивация «хочу учиться хорошо», надо, чтобы каждый говорил себе: «Я смогу! Я добьюсь!»

Учение имеет ряд мотивов различного свойства. Все мотивы можно разбить на следующие группы: - учебно – познавательные (интерес к знаниям, познавательная потребность, любознательность и др.) - непосредственно-побуждающие (яркость, новизна, занимательность, страх перед наказанием и др.) - перспективно - побуждающие (чувство долга и ответственность и др.)

Залог успешности обучения младших школьников – это наличие устойчивой учебной мотивации и познавательной активности. Учитель должен нести в себе жизнеутверждающее начало, радость и успех!

формирование мотивов учения - это создание таких условий, при которых появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; осознание их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы.

Важную роль в стимулировании познавательного интереса имеет позитивная психологическая атмосфера урока, обеспечение гуманных отношений между учителем и учеником, выбор демократического стиля педагогического взаимодействия: принятие своих учеников независимо от их учебных успехов, преобладание побуждения, поощрения, понимания и поддержки. Психологическое поглаживание учеников: приветствие, проявления внимания к возможно большему числу детей – взглядом, улыбкой, кивком.

формы стимулирования познавательной активности учащихся, формирования мотивации учения дидактические игры и упражнения; личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании; внеклассные мероприятия по предметам; творческие работы учащихся по разным предметам; проведение предметных олимпиад; использование различных педагогических технологий (проблемное обучение, игровые формы, развивающие задания и т. д.); интеграция обучения (проведение интегрированных уроков)

Условия, при которых возникает и развивается интерес к учению, т.е. внутренняя мотивация учебной деятельности: 1. Понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов. 2.Организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера.

3. Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действия быстро вызывают скуку. 4. Связь нового материала с усвоенными ранее знаниями, с жизнью 5. Ситуация успеха

Загадки

Приём «Фантастическая добавка». Учащимся предлагается представить себя прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница», и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика.

иллюстрации

Развитие учебной мотивации - это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный

«Мы не можем делать великие дела. Мы можем делать только маленькие дела, но с великой Любовью». Мать Тереза Эта мысль должна стать путеводной звездой каждого учителя в решении вопросов мотивации учения младшего школьника, воспитания интереса и любви к получению знаний.


Слайд 2

Что такое учебная мотивация? Три кита мотивации. В чём особенность проблемной ситуации? Какие виды учебной мотивации можно использовать на уроках? При каких условиях достигается эффективность учебной мотивации? КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ

Слайд 3

Мотивация (от латинского мotive – побуждение; от французского motif – побудительная сила, причина) – это некое эмоциональное состояние, которое побуждает ученика к самостоятельным действиям, Основное условие успешного обучения. Что такое мотивация?

Слайд 4

Слайд 5

ТРИ КИТА МОТИВАЦИИ

КИТ 1Ощущение самостоятельности поиска: «Мы это поняли, узнали, придумали сами!» Техника «Знаю - не знаю - хочу узнать» КИТ 2 Ощущение свободы выбора: «Мы можем выбирать» («Мы не пешки, у нас есть выбор!») КИТ 3Ощущение компетентности: «У меня это получается, я понял, я умею!» Третий важный источник желания учиться - ощущение себя компетентным.

Слайд 6

МЕТОДЫ МОТИВАЦИИ

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ: учебно-познавательна игра создание наглядности создание ситуации успеха (применение схем, опорных таблиц) свободный выбор задания стимулирующее оценивание ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: проблемная ситуация выполнение творческих заданий деятельностный подход Мультимедийные презентации ВОЛЕВЫЕ: Познавательные затруднения Самооценка деятельности и коррекция Прогнозирование будущей деятельности

Слайд 7

СОЦИАЛЬНЫЕ: Побуждение подражать сильной личности Создание взаимопомощи Поиск сотрудничества Взаимопроверка Рецензирование ответов Целеполагание Заинтересованность коллективной работой

Слайд 8

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ЭТАПЫ УРОКА НАЧАЛО УРОКА: эвристическая беседа; проблемный вопрос; «яркое пятно» (слово учителя + наглядность) ФИНАЛ УРОКА: Синквейн Рефлексия (степень усвоения) ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

Слайд 9

Учебная мотивация направлена на самостоятельную деятельность ученика Работа должна принести каждому ученику лично для него ощутимые результаты Ученик должен понять, что он пока не знает Ученик должен определить источники информации Ученик должен понимать, зачем ему это нужно Ученик должен спланировать свою работу по достижению этого результата Ученик должен осознать конечный результат

Слайд 10

СИНКВЕЙН – приём технологии развития критического мышления учащихся через письмо и чтение, эффективный инструмент для анализа, синтеза и обобщения информации. Он учит осмысленно использовать полученные знания и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк: 1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2-я – два прилагательных, характеризующих данное понятие; 3-я – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы; 4-я – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней; 5-я строка – синоним ключевого слова. Использование синквейна как одной из форм учебной мотивации

Слайд 11

УРОКИ ДО и СЕГОДНЯ. ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ НА УРОКЕ ПРЕЖДЕ: Вы должны! - Вы обязаны! - Вам нужно! ТЕПЕРЬ: Я могу! Я имею право! Мне нужно! ПРЕЖДЕ: Запишем тему сегодняшнего урока - … ТЕПЕРЬ: Определите, что станет сегодня темой нашего урока ПРЕЖДЕ: М.Ю.Лермонтов «Ашик-кериб» Хорошие и плохие поступки людей. ТЕПЕРЬ: М.Ю.Лермонтов « Ашик –кериб» Положительные или отрицательные герои в сказке?

Слайд 12

КАК ВЫЙТИ К ТЕМЕ?

Игра «Третий лишний»:(в*сна,з*мля,п*нал)? 28:4,78:2,36:9 ? С.77 учебника «Окр.мир»,эта зона занимает больше половины территории России, южнее зоны тундры. Что сегодня изучаем? Иванушка, фантазия, число три, чудеса. Как можно объединить все эти слова? Вставь слова и догадайся о теме урока: «Жизнь дана на … дела», «….лучше красоты»

Слайд 13

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ Под проблемными ситуациями в обучении мы понимаем чётко спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме. Высшая степень проблемности присуща такой учебной ситуации, в которой ученик: 1) сам формулирует проблему (задачу); 2) определяет пути её решения; 3) сам решает эту ситуацию и 4) получает в итоге лично для себя ценный, значимый, ощутимый результат.

Слайд 14

1. Можем ли мы считать,что из-за удалённости от Северного Полюса в зоне степи есть большое разнообразие растений и животных? 2.Можно ли уверенно говорить, что написание падежных окончаний при склонении существительных зависит от их рода? 3. Найдите значение выражения:34т-235 кг=? 34ц+12т=? 4. Почему своё произведение П.П. Ершов « Конёк-горбунок» назвал русской сказкой? 5. Чего больше в двух героях рассказа «Мальчики», Володе и Чечевицыне– сходства или различия? Создание на уроке проблемной ситуации с помощью проблемных вопросов

Слайд 15

1. В ходе эвристической беседы (после показа портретов Л.Н.Толстова)учащиеся должны сформулировать проблемные вопросы, ответы на которые им придётся самостоятельно найти во время работы в группах: - Кто изображён на этих двух портретах? - Сравните эти два изображения. В чём вы видите разницу? - Кто сможет сформулировать тему урока, основываясь на этих двух портретах Л.Н.Толстова? - Если тема урока вам ясна, то какие цели нам нужно поставить? Что мы должны с вами определить доказать, увидеть, сформулировать или сделать что-то ещё? Создание на уроке проблемной ситуации с помощью эвристической беседы

Слайд 16

ИТОГ

Мотивационная сфера - ядро личности. В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться. Причем учиться хорошо, отлично. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, ведущими являются мотивы: «доставить радость родителям», «хочу больше знать», «на уроке интересно». ПУСТЬ ЧАЩЕ ЗВУЧАТ ЭТИ СЛОВА! Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Мотивация

Слайдов: 40 Слов: 1602 Звуков: 0 Эффектов: 0

Физиология высшей нервной деятельности. Биологическая роль мотиваций и эмоций. Гомеостаз. Потребности. Безусловные рефлексы. Мотивация запускает реализацию инстинктивной программы поведения. Древнейший механизм. Виды мотиваций. Эмоции являются важнейшим подкрепляющим фактором. Безусловные стимулы. Эмоции. Потребностно-информационный подход. Индивидуально-типологические особенности субъекта. Функции эмоций. Эмоции тесно связаны с когнитивными процессами. Физиологическое изучение мотиваций и эмоций. Методы физиологического изучения мотиваций. Схема опыта. Области "вознаграждения". - Мотивация.ppt

Ценности жизни

Слайдов: 33 Слов: 1525 Звуков: 0 Эффектов: 0

Мотивация и самовосприятие. Личность, ценности и стили жизни. Содержание лекции. Демографический анализ. Личность марки – интерпретация потребителем особенностей различных брендов. Ключевые понятия. Мотив – стойкое побуждение, направляющее поведение индивида на достижение определенной цели. Мотивационный конфликт – удовлетворение одной потребности за счет другой. Самоконтроль – способность изменять свое поведение в соответствии с социальными ожиданиями. Личность и поведение теории личности. Суперэго – социальные и персональные нормы, служит этическим ограничением поведения. Эго (Я) – продукт гедонистических запросов Ид и моральных запретов Суперэго. - Ценности жизни.ppt

Пирамида Маслоу

Слайдов: 18 Слов: 1411 Звуков: 0 Эффектов: 0

Абрахам Маслоу. Пирамида Маслоу. Потребности являются универсальными. Люди имеют множество различных потребностей. Голод, жажда, половое влечение. Физиологические потребности. Потребность в безопасности. Потребность в принадлежности и любви. Потребность в признании. Потребность в самоактуализации. Потребности. Потребности (личностного) роста. Иерархия потребностей. Пирамида. - Пирамида Маслоу.ppt

Теории мотивации

Слайдов: 13 Слов: 571 Звуков: 0 Эффектов: 1

Введение в теории мотивации. Потребность. Ценность. Вознаграждение. Мотив. Удовлетворенность или неудовлетворенность. Мотивация – внутренний процесс, приводящий к поведению, направленному на удовлетворение потребности. Поведение. Теории мотивации. Процессные теории мотивации. Содержательные теории мотивации. Пирамида потребностей Маслоу Теория потребностей МакКлелланда. Двухфакторная модель Герцберга. Что мотивирует? Что оказывает влияние на процесс мотивации? Содержательные теории. Теория трех потребностей Дэвида МакКлелланда. Потребность в причастности, соучастии. Потребность властвовать. - Теории мотивации.ppt

Мотивы и потребности

Слайдов: 32 Слов: 1863 Звуков: 0 Эффектов: 0

Профориентационное занятие. Выбор профессии. Шартрский собор. Картина. Фотография. Собор Нотр-Дам. Урок. Мотивы трудовой деятельности. Осознание мотивов. Молодой человек. Мотивация. Потребность. Преодоление. Врачи. Балерина. Определение мотивации. Интерпретация результатов. Сказка о царе Салтане. Планирование жизни. Потребности человека. Высокий уровень. Потребление. Страсть к власти. Застревание. Вид деятельности. По горячим следам. Круг чтения. Мотив. Результаты исследований. - Мотивы и потребности.pptx

Способности человека

Слайдов: 8 Слов: 223 Звуков: 0 Эффектов: 45

Обществознание. Способности человека. Возможности человека. Эволюция. Способности? Выдающиеся достижения людей. Способы запоминания: -зрительные, -путешествие, -Алгоритмы и т.д. Есть ли предел способностей людей? прогноз(30-е гг.20 века): -100 м-10,0 сек, -высота-2,25 м Штанга-200кг, мировые рекорды(2000): -100 м-9,81 сек, -высота-2,45 м Штанга-280кг, Продолжительность жизни: Новая эпоха-новые способности. Что мешает? Телепатия. Телекинез. Преодоление силы тяжести. Воспламенение. Необъяснимые возможности. Восточная медицина. Чувство поля. Остатки знаний древних цивилизаций? -

Презентация на тему "Психология мотивации" по обществознанию в формате powerpoint. В данной презентации для школьников рассматриваются различные теории мотивации человека.

Фрагменты из презентации

Пирамида Маслоу

  • Самовыражение
  • Признание и самоутверждение
  • Принадлежность и причастность
  • Безопасность
  • Физиологические потребности

Эксперимент Мартина Селигмана

  • 24 дворняжки от 37 до 48 см в холке и весом от 11,5 до 13 кг
  • Три группы по восемь собак
  • В первой группе - нажатие на панель носом отменяет удар током
  • Во второй группе они получали эл.ток когда его получала собака из первой группы
  • В третьей группе собаки не получали ударов током

Эксперименты Дональда Хирото

  • Три группы, вместо удара током неприятный шум
  • Вторая часть – возможно действовать
  • 1/3 людей (и животных) продолжает пытаться
  • Зависимости (случайность или тест на способности)
  • Локус контроля

Выводы

  • Опыт переживания неблагоприятных событий
  • Опыт наблюдения беспомощных моделей
  • Отсутствие самостоятельности в детстве
  • Оказывается что ВБ формируется у ребенка уже к 8 годам и является относительно стабильной (Селигман)
  • Исследование Г.Феррари – 71% новостей приводят к формированию ВБ

Теории мотивации и интеллект (Керол Двек)

  • Теория заданности
  • Прибыльная теория
  • В итоге разная стратегия поведения…

Теория воспринимаемого контроля (Эллен Скиннер)

  • Еще один эксперимент.
  • 1970 год. Дом для престарелых. По договоренности с администрацией создаются два вида экспериментальных условий. В обоих случаях для этого проводится собрание группы и администрация сообщает:
  • 1 группа «Наша обязанность сделать все что в наших силах, чтобы вы могли гордиться пребываем здесь и быть счастливы. Были вручены цветы, за которыми должны ухаживать медсестры, сказано по каким дням будут показывать фильмы и т.д.
  • 2 группа «Наша обязанность сделать все, но от вас тоже требуется и подчеркивалась возможность влиять на обстановку, чувствовать ответственность за свою жизнь, решать самим как проводить время»

Воспринимаемый контроль

  • Ощущение контроля – двигатель человека (например, описание поведения в концлагерях)
  • Инициатива
  • Люди, которые могут выбирать чувствуют себя более счастливыми

Деятельностный подход

  • Деятель – Средство – Результат
  • Усилия, способности, удача
  • Представления о возможностях
  • Представление о контролируемости
  • Представление о стратегиях

Самоэффективность (Альберт Бандура)

  • Суждение людей о своих способностях организовать и выполнить цепь действий, требуемой для достижения определенного результата
  1. Люди избегают ситуаций с которыми по их убеждению не могут справиться
  2. Принимают участие в таких действиях в которых уверены

Источники самоэффективности

  • Достожения в выполнении деятельности (самоинструктирование, участие в моделировнии, воздействие извне)
  • Чужой опыт
  • Вербальное убеждение (самовнушение, увещевание и т.д.)
  • Физиологическое и эмоциональное убеждение (релаксация, атрибутивный треннинг)
  • Пример. Эксперимент – Они могут.

Целеполагание – важный фактор самоэффективности (А.Бандура)

  • Конкретные и ясные
  • Проксимальные (ближние = здесь и сейчас)
  • Трудновыполнимыми (но достижимыми)
  • Самостоятельно определенными
  • Постепенными (прирастающими)

Теория самодетерминации Деси и Райана

  • Внутренняя (награды)
  • Внешняя (компетентность, автономность)

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Как мотивировать познавательную деятельность ученика? «Психологический закон гласит: прежде чем призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё»Л.С.Выготский«Деятельности без мотива не бывает» А.Н.Леонтьев Мотив Мотив – источник деятельности любого человека.Мотив - это то что побуждает человека к деятельности, ради чего она совершается. Нет внутреннего мотива – внутренней движущей силы, и всякое дело обречено быть нудным, скучным, ненужным. «Когда информация подаётся вне интереса, в коре головного мозга формируется центр её активного отторжения» И.Павлов Без внутреннего настроя ребёнка, без его мотивации на деятельность, основным педагогическим воздействием выбирается насилие. Педагог, опирающийся только на понятия «должен» и «необходимо» сталкивается с негативной, отрицательной мотивацией. У ребёнка формируется:тенденция уклонения от учёбыдеятельность и результаты учения незначительныотвлекаемость на урокебыстрое утомлениеригидность мышления. Внутренний мотив учебной деятельности всегда должен предшествовать и сопутствовать обучению. Учитель порой забывает о том, что многое из того, что ему самому представляется важным и полезным, лишено смысла для ученика.Мотивацию надо специально формировать, развивать, стимулироватьПроцесс формирования и закрепления у школьников положительных мотивов учебной деятельности называется мотивацией учебной деятельности Факторы, влияющие на формирование мотивов учебной деятельности школьников. Содержание учебного материала.Стиль общения учителя и учащегося.Характер и уровень учебно-познавательной деятельности. Стиль общения учителя и учащегося Авторитарный Формирует «внешнюю» мотивацию учения, мотив «избегания неудачи», задерживает формирование внутренней мотивации.Демократический Способствует внутренней мотивации.Либеральный (попустительский)Снижает мотивацию учения и формирует мотив «надежды на успех» Стиль общения учителя и учащегося Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявлении доверия к силам и возможностям ученика.Проявление личного отношения учителя к ученику, классу, высказывание собственного мнения.Проявление учителем собственных качеств, данных личности (в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств и т.д.) и побуждение учащихся к подобным проявлениям.Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь. Основные методы мотивации и стимулирования деятельности обучающихся можно выделить 4 блока основных методов мотивации в зависимости от влияния на различные сферы личности ученика I.Эмоциональные методы мотивации поощрение,порицание,учебно-познавательная игра,создание ярких наглядно-образных представлений,создание ситуации успеха,стимулирующее оценивание,удовлетворение желания быть значимой личностью. II.Познавательные методы мотивации опора на жизненный опыт,познавательный интерес,создание проблемной ситуации,побуждение к поиску альтернативных решений,выполнение творческих заданий,«мозговая атака»,развивающая кооперация (парная и групповая работа, проектный метод III.Волевые методы мотивации предъявление учебных требований,информирование об образовательных результатах обучения,познавательные затруднения,самооценка деятельности и коррекции,рефлексия поведения,прогнозирование будущей деятельности IV.Социальные методы мотивации развитие желания быть полезным обществу,побуждение подражать сильной личности,создание ситуации взаимопомощи,поиск контактов и сотрудничества,заинтересованность в результатах коллективной работы,взаимопроверка,рецензирование. Система развития мотивации учения Если раньше на уроках пробуждали интерес к учению, то теперь надо его развивать, а это значит надо разрабатывать для занятий целую систему творческих заданий – комплект, в который входят творческие задачи с интересным содержанием из трёх основных групп:причинно-следственные связи,комбинирование информации,планирование и выполнение практической деятельности. Система развития мотивации учения Применение системы творческих задач для развития мотивации у учащихся к учебной деятельности предполагает использование на каждом уроке, как минимум, по одной задаче из каждой группы. Итоги: Развитие учебной мотивации учащихся требует от учителя не только больших затрат времени, но прежде всего творческого подхода к своей деятельности.Это возможно при переосмыслении и пересмотре технологии работы, при планомерном творческом росте. По мнению Дистервега, «учитель деревенеет, каменеет, «опускается» без стремления к научной работе, потому что попадает под власть трёх педагогических демонов: банальности, механичности, рутинности» МБОУ СОШ №2 г. Воронежа Презентацию «Мотивация учебной деятельности школьников» подготовила:педагог-психолог Кулакова Н.А.


Приложенные файлы