Вправе ли управляющая компания начислять единовременные штрафы. За неправильно начисленные коммунальные услуги управляющие компании теперь будут штрафовать. Жалоба в контрольно-надзорные органы

Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498 в Правила предоставления коммунальных услуг были введены п. 155(1) и 155(2), устанавливающие размер и порядок уплаты штрафа потребителям в случае нарушения порядка расчета платы за коммунальные услуги. Потребители встретили такие коммунальные штрафы с одобрением. Разберемся, когда именно возникает обязанность по уплате такого штрафа и чем грозят исполнителю (УК, ТСЖ, РСО) неправильные платежки за коммунальные услуги. Почему такой штраф лучше уплатить добровольно? Каковы налоговые последствия для исполнителя и потребителя?

В соответствии с ч. 6 ст. 157 ЖК РФ лицо, виновное в нарушении порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшем увеличение размера платы, обязано уплатить потребителю штраф, определяемый в размере и порядке, которые установлены Правительством РФ, за исключением случаев, если такое нарушение было устранено до обращения и (или) осуществления оплаты потребителем. С учетом положений п. 155(1) и 155(2) Правил предоставления коммунальных услуг следует определиться с главными моментами. Перечислим их.

Плательщик штрафа

Если в ч. 6 ст. 157 ЖК РФ сказано о лице, виновном в нарушении порядка расчета платы, то в п. 155(1) Правил предоставления коммунальных услуг конкретизировано, что штраф платит потребителю всегда исполнитель коммунальных услуг, даже если порядок расчета платы нарушил не он сам, а лицо, привлеченное для осуществления соответствующих функций.

Если нарушение совершил расчетный центр, исполнитель, уплативший потребителю штраф, вправе взыскать с виновного убытки (сумму штрафа) независимо от наличия в договоре такого условия при соблюдении требований, указанных в ст. 15, 393 . Так, убытки УК в виде оплаченной потребителю стоимости некачественной воды, компенсации морального вреда были взысканы с РСО (Постановление АС ВВО от 02.10.2015 № Ф01-3916/2015, Ф01-3915/2015 по делу № А31-3268/2014).

Нарушение

Основанием для уплаты штрафа является нарушение порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшее необоснованное увеличение размера платы. Прежде всего отметим, что нарушения касаются только расчетов за коммунальные услуги, но не за содержание жилого помещения (в том числе с 2017 года – за коммунальные ресурсы, потребленные в целях содержания общего имущества). Нарушения бывают самого разного рода, в том числе:

    нарушение порядка применения повышающих коэффициентов, тарифов, нормативов потребления, объемов потребления услуг согласно данным ИПУ, установления числа потребителей;

    технические и счетные ошибки;

    ошибочное толкование положений законодательства;

    необоснованное перевыставление потребителям расходов, взыскиваемых РСО с управляющего МКД.

Нормативный документ не конкретизирует форму вины исполнителя (умысел или неосторожность) и не называет, что именно считать нарушением порядка расчета платы. Главное – чтобы в результате такого нарушения размер платы, предъявленный потребителю, оказался больше, чем должен быть в соответствии с правильным порядком расчета.

Когда можно считать, что нарушение состоялось?

Под обязанностью по расчету размера платы за коммунальные услуги следует понимать несколько операций:

    непосредственно начисление платежей (выполнение математических операций по определенному алгоритму на основании информации об объемах потребления, тарифах, результат которых фиксируется в регистрах, которые ведут обычно при помощи программных средств);

    оформление (печать) платежных документов;

    доставку платежных документов потребителям (в том числе отправку электронных документов, размещение информации в ГИС ЖКХ или собственной информационной системе, обеспечивающей дистанционный доступ к ней потребителей) в установленные сроки (ч. 2 ст. 155 ЖК РФ).

Представляется, что нарушение можно зафиксировать тогда, когда потребителю был доставлен платежный документ с указанием неверного размера платы за коммунальные услуги.

Кстати, неправильно считать, что такое нарушение может быть отражено только в очередном платежном документе. К примеру, по результатам проверки ИПУ исполнитель может выставлять отдельное требование о внесении доначисленной платы (п. 61, 81(11) Правил предоставления коммунальных услуг). Поскольку здесь речь идет также о размере платы, неправильный расчет подобных доначислений тоже может привести к уплате исполнителем штрафа в пользу потребителя.

Устранение нарушения

С определением момента совершения нарушения тесно связано определение момента его устранения. А это особо важно, поскольку своевременное устранение нарушения исключает обязанность исполнителя уплачивать потребителю штраф.

Устранение нарушения – расчет платы за коммунальные услуги в соответствии с порядком, установленным Правилами предоставления коммунальных услуг. Однако одного расчета (операции в информационной системе УК или расчетного центра), по мнению автора, недостаточно. Необходимо передать потребителю платежный документ, содержащий правильный расчет. Этот принцип следует из пп. «д» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг, в соответствии с которым исполнитель обязан производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя (при наличии) .

Это самый надежный способ доказать факт устранения нарушения. Однако на практике встречаются ситуации, при которых потребитель обратился с заявлением об уплате штрафа (с приложением оплаченной квитанции) именно в тот день, когда исполнитель самостоятельно выявил ошибку и принял решение о проведении перерасчета. В данном случае исполнителю необходимо доказать факт того, что нарушение было устранено раньше обращения потребителя. Например, в суд могут быть представлены письмо, адресованное расчетному центру, с указанием об исправлении ошибки, служебные записки, распоряжения по организации, содержащие аналогичные указания для структурного подразделения УК, протокол заседания правления ТСЖ и т. д. Однако в итоге оценивать такие доказательства будет суд, руководствуясь внутренним убеждением, если, конечно, указанные доводы не станут аргументом для потребителя, который может добровольно отказаться от требований по уплате штрафа.

Случаи, когда нет обязанности уплачивать штраф

Первое обстоятельство, которое освобождает исполнителя, рассчитавшего плату за коммунальные услуги неправильно, от гражданско-правовой ответственности в виде штрафа, – это вина потребителя в нарушении порядка расчета платы. Чаще всего речь идет о передаче неправильных (завышенных) показаний ИПУ, представлении неверных данных о площади помещения, количестве потребителей.

Второе обстоятельство – это устранение нарушения до обращения и (или) осуществления оплаты потребителем. Момент устранения нарушения особенно важен, поэтому на формулировки нормативно-правового акта следует обратить особое внимание.

Буквальное прочтение абз. 1 п. 155(1) Правил предоставления коммунальных услуг дает основания считать, что исполнитель не обязан уплачивать штраф, если он устранил нарушение (рассчитал размер платы правильно и выдал потребителю верный платежный документ):

до осуществления оплаты потребителем (то есть до внесения платы в необоснованно увеличенном размере). При этом момент обращения не принимается во внимание. То есть потребитель, придя к исполнителю с сомнениями в достоверности сведений в еще не оплаченной квитанции, не может претендовать на получение штрафа. Кстати, если исполнитель примет обращение потребителя о проведении проверки правильности исчисления размера платы, а потребитель поторопится оплатить первоначально выставленный счет до итогов проверки (перерасчета), в действиях последнего можно усмотреть злоупотребление правом, поэтому во взыскании штрафа с исполнителя ему может быть отказано;

до обращения потребителя (даже если оплата уже была получена). Иначе говоря, пока потребитель не заявил о своих претензиях, исполнитель может произвести перерасчет в квитанции за ближайший месяц и избежать уплаты штрафа;

до обращения потребителя и осуществления оплаты .

Учитывая особую важность момента обращения потребителя, он должен быть зафиксирован документально (как правило, в самом заявлении потребитель проставляет дату).

Таким образом, обязанность уплатить штраф может возникнуть только в ситуации, когда потребитель обратился к исполнителю с соответствующим требованием уже после оплаты квитанции, а исполнитель на момент обращения не осуществил перерасчет самостоятельно.

Обращение потребителя

Обязанность исполнителя проводить проверку правильности начисления размера платы непосредственно при обращении потребителя и немедленно по результатам проверки выдавать документы, содержащие правильно начисленные платежи, зафиксирована в Правилах предоставления коммунальных услуг (пп. «д» п. 31) с самого момента введения данного документа в действие. Однако не было требования фиксировать факт обращения, принимать обращения только в письменном виде, а также не был установлен максимальный срок проведения проверки.

Теперь в п. 155(1) Правил предоставления коммунальных услуг сказано, что при поступлении обращения потребителя с письменным заявлением о выплате штрафа исполнитель не позднее 30 дней со дня поступления обращения обязан провести проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги и принять одно из следующих решений:

а) о выявлении нарушения (полностью или частично) и выплате потребителю штрафа (полностью или частично);

б) об отсутствии нарушения и отказе в выплате штрафа.

Прочтение двух названных норм в совокупности позволяет прий­ти к таким выводам:

    штраф может быть уплачен исключительно на основании письменного заявления потребителя, в котором однозначно заявлено требование об уплате штрафа;

    при получении заявления с требованием уплатить штраф срок проверки правильности начисления платы составляет 30 дней;

    исполнитель по-прежнему обязан проводить проверку правильности исчисления размера платы на основании личных обращений потребителей. Представляется, что в отсутствие иного указания в Правилах предоставления коммунальных услуг срок проверки также ограничен 30 днями;

    обязательным действием по окончании проверки, по результатам которой выявлено нарушение порядка расчета размера платы, является выдача потребителю платежного документа с правильными сведениями.

Обратим внимание, что срок обращения потребителя к исполнителю с заявлением о проведении проверки и уплате штрафа Правилами предоставления коммунальных услуг не установлен, значит, следует применять общий срок защиты нарушенного права (ст. 196 ГК РФ) – три года с момента, когда потребитель узнал или должен был узнать о нарушении порядка расчета платы (чаще всего с момента получения спорного платежного документа).

Обеспечение уплаты штрафа

В случае установления нарушения порядка расчета платы исполнитель обеспечивает уплату штрафа не позднее двух месяцев со дня обращения заявителя. Причем законом не установлена обязанность выдавать наличные денежные средства из кассы. В общем случае на сумму штрафа снижается размер платы за соответствующую коммунальную услугу. Подчеркнем, что в платежном документе должны быть скорректированы неправильные начисления, отражена переплата, а также приведены данные о штрафе в пользу потребителя.

Если у потребителя есть непогашенная задолженность, подтвержденная вступившим в законную силу судебным актом, в первую очередь штраф направляется на снижение размера задолженности по оплате коммунальных услуг.

Штраф должен быть отражен в платежном документе отдельной строкой.

Риски неуплаты штрафа добровольно

Управляющие МКД интересуются: будут ли у них негативные последствия, если они проигнорируют требования потребителя об уплате штрафа и сделают лишь перерасчет неправильно начисленной платы за коммунальную услугу?

Естественно, потребитель вправе взыскать с исполнителя такой штраф в судебном порядке. При этом, полагаем, здесь могут быть применены положения ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (п. 5, 6):

    требования потребителя об уплате неустойки (пени), предусмотренной законом или договором, подлежат удовлетворению исполнителем в добровольном порядке;

    при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с исполнителя за невыполнение в добровольном порядке требований потребителя штраф в размере 50% суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Требование об уплате штрафа за нарушение порядка расчета платы установлено законом – Жилищным кодексом. Неустойка, пеня и штраф являются идентичными понятиями: согласно п. 1 ст. 330 ГК РФнеустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.

Значит, риск исполнителя, стремящегося уклониться от добровольной уплаты штрафа, состоит в уплате дополнительно 25% суммы «ошибки» в расчете размера платы (соответствует 50% суммы штрафа, начисляемого согласно ч. 6 ст. 157 ЖК РФ), а также судебных расходов. Причем с расчетного центра (если именно он был виновен в неправильном начислении платы) взыскать данный штраф (за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке) не получится, поскольку отсутствует причинно-следственная связь между действиями расчетного центра и возникновением убытка. Ведь, если бы исполнитель добровольно уплатил штраф согласно ч. 6 ст. 157 ЖК РФ, он избежал бы его взыскания по ст. 13 Закона РФ № 2300-1.

Бухучет и налогообложение

В соответствии с п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации» штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, а также суммы возмещения причиненных убытков признаются прочими расходами. Они принимаются к бухгалтерскому учету в суммах, присужденных судом или признанных организацией (п. 14.2 ПБУ 10/99).

Представляется, что первичным документом для признания расхода является решение о выявлении нарушения в порядке расчета размера платы и уплате потребителю штрафа (см. пп. «а» п. 155(2) Правил предоставления коммунальных услуг).

Для целей налогообложения суммы штрафов учитываются плательщиками налога на прибыль (пп. 13 п. 1 ст. 265 ), но не «упрощенцами».

Согласно ст. 209, 210 НК РФ доходы от источников в РФ, полученные в денежной форме, облагаются НДФЛ. При этом доходом признается экономическая выгода в той мере, в которой ее можно оценить (п. 1 ст. 41 НК РФ).

Доходы, не подлежащие налогообложению, перечислены в ст. 217 НК РФ. Среди них:

    все виды установленных действующим законодательством РФ компенсационных выплат, связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья (п. 3);

    возмещенные налогоплательщику на основании решения суда судебные расходы, предусмотренные гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством, законодательством об административном судопроизводстве, понесенные налогоплательщиком при рассмотрении дела в суде (п. 61).

Штрафы, неустойки, пени, выплачиваемые исполнителем потребителю за нарушение его прав в соответствии с законодательством РФ, в ст. 217 НК РФ не поименованы, поэтому они подлежат налогообложению в общем порядке. Данный вывод подтвержден в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с применением гл. 23 НК РФ, утвержденном Президиумом ВС РФ 21.10.2015. В пункте 7 обзора указано: предусмотренные законодательством о защите прав потребителей санкции носят исключительно штрафной характер. Их взыскание не преследует цель компенсации потерь (реального ущерба) потребителя. Поскольку выплата сумм таких санкций приводит к образованию имущественной выгоды у потребителя, они включаются в доход гражданина на основании положений ст. 41, 209 НК РФ вне зависимости от того, что получение данных сумм обусловлено нарушением прав физического лица .

Поскольку исполнитель коммунальных услуг не выплачивает доход в денежной форме потребителю, он не может удержать сумму исчисленного НДФЛ. В такой ситуации он обязан уведомить налоговый орган и налогоплательщика о невозможности удержать налог, суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога (по форме 2-НДФЛ) не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 226 НК РФ).

Представление налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 500 руб. за каждый представленный документ, содержащий недостоверные сведения (п. 1 ст. 126.1 НК РФ). Таким образом, при приеме заявления потребителя об уплате штрафа нужно запросить у него данные, необходимые для заполнения формы 2-НДФЛ, и удостовериться в их актуальности на момент представления справки налоговикам.

Кроме того, сведения о доходе следует включить в расчет 6-НДФЛ. Датой фактического получения дохода в данном случае считается день зачета встречных однородных требований (пп. 4 п. 1 ст. 223 НК РФ):

    требование исполнителя к потребителю о внесении платы за коммунальные услуги;

    требование потребителя к исполнителю об уплате штрафа за нарушение порядка расчета размера платы.

Логично предположить, что это день расчета платы за услуги, которая уменьшается на сумму штрафа (последний день расчетного периода, в платежном документе за который отражен штраф).

Подводя итог, изложим основные тезисы консультации:

    штраф потребителю платит всегда исполнитель коммунальных услуг, который может взыскать убытки с виновного лица (расчетного центра);

    закон не отличает умышленное искажение цифр в пользу УК от ошибки в результате технического сбоя, итог один – нарушение, за которое следует штраф;

    нарушение и его устранение – это не просто проведение расчета с помощью программных средств, но и предоставление соответствующей информации (в том числе в платежном документе) потребителю;

    потребитель может претендовать на получение штрафа, только если он обратился к исполнителю с соответствующим письменным заявлением и к этому моменту уплатил необоснованно завышенную сумму;

    штраф не уплачивается наличными или переводом на счет потребителя, он зачитывается в счет будущих платежей;

    установив факт нарушения, нельзя забывать не только о штрафе, но и о перерасчете размера платы;

    если штраф не будет уплачен добровольно, потребитель ( , использующее помещение в МКД для личных нужд) в суде может получить еще 50% суммы данного штрафа;

    расходы на уплату штрафа не сможет признать компания, применяющая УСНО с объектом налогообложения «доходы минус расходы»;

    уплачивая штраф, нужно получить от потребителя все данные, необходимые для заполнения формы 2-НДФЛ. Также сумма штрафа должна быть включена в расчет 6-НДФЛ.

Управляющие компании с этого года будут платить штрафы за неправильно рассчитанную плату за коммунальные услуги - до 50 процентов от излишне начисленной суммы.

Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал два постановления, призванные улучшить работу жилищно-коммунального сектора. "Во-первых, с 1 января текущего года расходы на оплату коммунальных ресурсов, которые потребляются при содержании общего имущества в многоквартирном доме, будут включены в плату за содержание жилого помещения", - сообщил он на совещании со своими заместителями. Теперь общедомовые расходы переводятся из коммунальных услуг в сугубо жилищные, размер платы за которые определяется самими собственниками жилья. Это значит, что жители многоквартирных домов на общих собраниях смогут самостоятельно устанавливать размер платы за них, а она не может превышать нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. "Надеюсь, это повысит прозрачность формирования оплаты и сделает ее более предсказуемой для людей", - подчеркнул председатель правительства.

С выходом соответствующего постановления у управляющих компаний и ТСЖ, считает вице-премьер Дмитрий Козак, появляется стимул контролировать потребление ресурсов на общедомовые нужды и не распределять эти расходы на всех жильцов. "Одновременно управляющим компаниям и товариществам собственников жилья этим же постановлением упрощается процедура фиксации таких фактов проживания в квартире незарегистрированных или большого количества жителей", - добавил он.

Неправильное начисление коммунальных услуг для управляющих компаний теперь чревато штрафом. В размере до 50 процентов от соответствующей суммы. "До настоящего времени такой ответственности не было, и многие компании злоупотребляли этим, начисляли избыточное, в расчете на то, что кто-то обратится, кто-то не обратится. Пользовались, по существу, этими деньгами длительное время", - заметил Козак.

Кроме того, зампред правительства сообщил, что для гарантии прав инвалидов и семей, имеющих инвалидов, вводятся повышающие коэффициенты для целей предоставления компенсаций за оплату жилья и коммунальных услуг. "Понятно, что у инвалидов, тех, которые больше находятся в жилом помещении, расход ресурсов - прежде всего воды и электричества - больше, - сказал он. - К этим нормативам устанавливаются коэффициенты - они устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Федерации - в коридоре от 1,1 до 1,8".

Вторым постановлением утверждены правила общественного жилищного контроля. "Цель - также повысить прозрачность и эффективность работы государственных структур, потому что жилищная сфера всех волнует, а нарушений и злоупотреблений там действительно хватает", - коротко пояснил Дмитрий Медведев.

Правительство установило дополнительные гарантии допуска общественных организаций к контрольной деятельности вместе с жилищными инспекциями: определен порядок фиксации намерений общественной организации участвовать в этом контроле, прежде всего, объявление о намерении осуществить проверку либо общественные слушания по проектам, актам, действиям коммунальных организаций. По словам Козака, информация о соответствующих общественных организациях будет размещаться в Интернет, а с 1 июля 2017 года - в государственной информационной системе ЖКХ.

У управляющих компаний и ТСЖ появится стимул контролировать расход ресурсов на общедомовые нужды

Право на участие в жилищном контроле отдельных граждан также определено подписанным постановлением. "Общественные организации по установленной постановлением процедуре обязаны рассмотреть такое обращение в течение пяти дней и принять соответствующее решение о привлечении рядовых граждан для участия в таком контроле", - разъяснил вице-премьер.

Это важные решения. Контролируйте, как они будут исполняться. Если что-то потребуется туда дополнить, мы это оперативно сделаем, - заключил Дмитрий Медведев.

Узнать действующие расценки можно в коммунальной службе или в интернете на специализированных сайтах. Также стоимость одной единицы услуги указывается в .

Индивидуальные приборы учета

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

С 2012 года все граждане должны были приступить к установке счетчиков.

Видео: ошибки в расчетах платежей за ЖКУ

Приборы устанавливаются для учета ресурсов:

  • горячее и холодное водоснабжение;
  • электричество.

В одной квартире может быть установлено несколько счетчиков (например, для учета воды в туалете и отдельно в кухне).

Также возможен монтаж приборов учета отопления, но они эксплуатируются преимущественно в новых домах.

Как проверить законное начисление коммунальных платежей

При возникновении сомнений в правильности начисления квартплаты следует воспользоваться своим законным правом на доступность информации.

Через интернет

Порядок действий:

  1. Зайти на сайт ФСТ.
  2. Перейти во вкладку «Калькуляторы».
  3. Внимательно ознакомиться с текстом и перейти к расчету.
  4. Заполнить данные.
  5. Получить расчет.

Полученный расчет не всегда точен. Он проводится по тарифам, предоставленным органами исполнительной власти в ФСТ.

Если показания в платежке и на мониторе компьютера отличаются значительно, то стоит обратиться в управляющую компанию для получения разъяснений.

В управляющей компании

Чтобы проверить правильность начисления квартплаты через УК, нужно подать письменное заявление.

Оно пишется в двух экземплярах — одно передается на рассмотрение, второе с подписью принимающего остается у потребителя.

В заявлении указывается суть обращения. Писать можно в свободной форме.

Если нет возможности обращаться в управляющую компанию очно, допускается подача претензии в электронном виде.

Управляющая компания обязана отреагировать на обращение потребителя в течение 20 дней.

Если ответ отправляется в электронном виде, то срок сокращается вдвое. В нем должны быть отображены сделанные расчеты, результаты проведенного перерасчета.

Если потребителя не устраивает ответ, он вправе обратиться в прокуратуру, Роспотребнадзор или Жилищную инспекцию.

Как сэкономить на оплате?

Способы:

Выходя из комнаты выключать свет
Менять прохудившийся кран, текущий смеситель всего одна капля в минуту способна растрачивать несколько литров воды в месяц, заставляя платить значительно больше
Для отделки использовать материалы с низким процентом теплопотерь это позволит сэкономить на электричестве в период холодов, когда в комнатах будет тепло без подключения дополнительного оборудования
Использовать энергосберегающие лампочки не оставлять приборы включенными в режиме ожидания. Такие мелочи позволяют экономить до 300 рублей в месяц
Бережно относиться к бытовым приборам своевременно делать замену техники
Оформить если есть на это основания. Они предоставляются , и другим категориям

Самый действенный способ экономии — это установка счетчиков.

Информация в квитанции

В ней указывается:

Многие жильцы недовольны тем, как содержат их дома, хотя они исправно платят за текущий ремонт, обслуживание и прочее. Мы составили список основных нарушений, за которые можно привлечь к штрафам нерадивые УК, ТСЖ и ЖСК.

С января 2016 года вступили в силу новые поправки в Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП). По отдельным статьям штрафы для ТСЖ, ЖСК и УК теперь могут доходить до 250-300 тысяч рублей.

Мы расскажем о четырех самых распространенных нарушениях, за которые можно наказать рублем недобросовестных управляющих.

Если в подъезде грязно

Пожалуй, наиболее распространенная причина претензий граждан к УК, ТСЖ, ЖСК (в зависимости от выбранного способа управления) – это антисанитария в доме и на придомовой территории. Пример: постоянная грязь на лестничных клетках. Или плохое состояние подвальных помещений, из-за чего жильцы могут страдать от крыс, комаров и блох. Или мусор, который не вывозят регулярно.

Во всех этих случаях не выполняются требования статьи 6.4 КоАП. В ней предусмотрены штрафы за ненадлежащее санитарное содержание дома. На должностных лиц штраф налагается в размере от 1 до 2 тыс. руб. А на юридических лиц – от 10 до 20 тыс. руб.

Но для того, чтобы зафиксировать такое нарушение, необходимо будет вызвать специалистов Роспотребнадзора, которые обязаны составить соответствующий акт (что делать с этой бумагой – расскажем ниже). Брать с вас деньги они не имеют права.

Совет: перед тем, как вызывать сотрудников Роспотребнадзора, внимательно изучите договор с ТСЖ, ЖСК или УК. В нем четко прописано, с какой регулярностью в вашем доме должна проводиться влажная уборка лестничных клеток, вывоз мусора, работы по дератизации и дезинфекции помещений и прочее.

ВАЖНО

Если условия санитарного содержания дома нарушены, то управляющую компанию можно оштрафовать на сумму от 10 до 20 тыс. руб.

Если дома темно и нет воды

Еще один частый повод недовольства жильцов – регулярные отключения электроэнергии, длительные перерывы в подаче холодной и горячей воды, газа, перебои с отоплением.

Такими действиями УК, ТСЖ, ЖСК нарушают требования статьи 7.23 КоАП. За несоблюдение нормативов предоставления коммунальных услуг штраф для должностных лиц составляет от пятисот до 1 тыс. руб., для юридических лиц – от 5 до 10 тыс. руб.

Последние изменения в законодательстве усиливают наказание рублем для управляющих компаний за ошибки в квитанциях ЖКХ и неполноценное оказание услуг. Теперь УК, ТСЖ, ЖСК плюс к штрафам должны будут вернуть жильцу 30% от стоимости недопоставленного ресурса. Правда, пока на практике это новшество не работает, но в скором времени должны будут разработаны соответствующие механизмы его реализации.

Справка БН

Сколько времени допустимо отсутствие в квартире воды, тепла, газа и света

Горячая и холодная вода
– перерывы в ее поставках допускаются не более 8 часов суммарно в течение одного месяца, либо не более 4 часов единовременно (при аварии на городском водопроводе – 24 часов).

Отопление– не более 24 часов (суммарно) в течение месяца;
– не более 16 часов единовременно – при температуре воздуха в жилье от +12 градусов;
– не более 8 часов единовременно при температуре до +12;
– не более 4 часов при температуре до+10 градусов.

Газ– не более 4 часов суммарно в течение месяца.

Электроэнергия– 2 часа – при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания;
24 часа – при наличии 1 источника питания.

Источник: постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах».

Больше шансов добиться штрафов у вас будет в том случае, если вы позаботитесь о наличии на руках акта о том, что коммунальная услуга предоставляется некачественно. Такая бумага составляется в присутствии представителей УК, ТСЖ, ЖСК. Как это сделать, мы уже писали.

ВАЖНО

Добиться штрафов за отсутствие воды, света, тепла и т. д. в большинстве случаев удастся лишь при наличии на руках акта о том, что коммунальные ресурсы не поставлялись

Если всё тайком от вас

С этого года в КоАП РФ появилась новелла, согласно которой стало возможным оштрафовать на весьма приличную сумму те УК, ТСЖ, ЖСК, которые не торопятся раскрывать информацию о себе. Например, отказываются предоставлять данные о финансово-хозяйственной деятельности по итогам очередного календарного года, не публикуют отчеты об общих собраниях собственников, не выдают протоколы таких документов на руки, не сообщают жильцам о планах по проведению ремонтных работ текущего и капитального характера.

Кроме того, по принятому еще в 2014 году ФЗ-209 «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» УК, ТСЖ, ЖСК должны в обязательном порядке размещать информацию о себе на федеральном портале www.gis-zkh.ru. Правда, сейчас он работает в тестовом режиме, а полностью запустить портал предполагается с июля 2016 года.

Штрафы за нераскрытие информации регламентируются статьей 7.23.1. КоАП. С 15 января этого года для должностных лиц они установлены в размере от 30 до 50 тыс. руб. А для юридических – от 250 до 300 тыс. руб.

ВАЖНО

С января этого года УК, ТСЖ, ЖСК, которые не хотят сообщать, как и на что потратили ваши деньги, можно оштрафовать на весьма крупные суммы

Если жалобы идут в корзину

Еще одно новшество 2016 года – это возможность серьезно наказать рублем те УК, ТСЖ, ЖСК, которые уже «попадали на заметку» органов государственного надзора за допущенные нарушения и не устранили их в срок.

Такие предписания (за непоставку коммунальных ресурсов, ненадлежащее содержание дома, нераскрытие информации и прочее) выставляются Государственной жилищной инспекцией (ГЖИ) или прокуратурой. Эти бумаги, как правило, оформляются на основании жалоб жильцов. Причем о полученных предписаниях управляющие компании обязаны информировать собственников на общем собрании. А также сообщать, сколько времени отведено на устранение нарушений.

И если предписания не исполнены в срок, то в соответствии со статьей 19.5 КоАП, должностные лица могут быть оштрафованы на сумму до 100 тыс. руб. или дисквалифицированы сроком до трех лет. Для юридических лиц штрафы составят от 200 до 300 тыс. руб.

ВАЖНО

Если УК, ТСЖ, ЖСК не торопится реагировать на предписания надзорных органов и устранять нарушения, то ее за это могут оштрафовать на сумму до 300 тыс. руб.

Кто накладывает штраф

Для того чтобы на УК, ТСЖ, ЖСК наложили штраф, жильцу необходимо написать заявление в Государственную жилищную инспекцию или в прокуратуру. И в нем изложить суть проблемы. При этом лучше приложить бумаги, которые будут свидетельствовать в вашу пользу (заключение специалистов Роспотребнадзора о ненадлежащем санитарном содержании дома, акт о том, что коммунальные услуги предоставляется некачественно и т. д.).

Инспекторы ГЖИ или сотрудники прокуратуры примут решение о проведение внеплановой проверки. Если изложенные вами факты подтвердятся на месте, то жилищникам вручат уведомление об устранении нарушений. И если все претензии не будут сняты в срок, то ГЖИ или прокуратура обратятся в мировой суд. Решение о наложении штрафа будет принято по итогам разбирательств. В 80% случаев суды выписывают штрафы.

И еще один немаловажный момент. По жилищному законодательству УК считаются коммерческими организациями, поэтому штрафы они обязаны оплатить за счет прибыли. А вот если у вас в доме ТСЖ или ЖСК, то средства на оплату штрафных санкций могут пойти из «общего котла» – платежей собственников жилья.

Все жильцы многоквартирных домов обязаны оплачивать коммунальные услуги. Процедура проста и понятна, но у плательщиков нередко возникают различные проблемы. И, в первую очередь, они касаются неправильно начисленных сумм.

Размер оплаты за услуги ЖКХ

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Размер коммунальных услуг рассчитывается на основании действующих и индивидуальных счетчиков. Если жилец сэкономил, то может заплатить меньше, чем его сосед.

Если счетчика на воду и другие ресурсы нет, то собственник жилья обязан платить по общедомовому счетчику.

Что входит?

Оплата использования воды, электроэнергии, газа и отопления квартир в холодное время года. Отдельной статьей расходов можно назвать общедомовые нужды. Это освещение, содержание лифтов, подъездов и т. д.

Кто рассчитывает?

Расчетом коммунальных платежей занимается Единый Расчетный Центр, но все данные предоставляет обычно управляющая компания. Именно УК (или ТСЖ) несет ответственность за неправильное начисление коммунальных платежей.

Закон

В 2017 году изменения были внесены в жилищное законодательство РФ на основании от 31. 12. 17 г.

В связи с этим управляющая компания или другая организация, занимающаяся содержанием МКД, несет ответственность за ошибки в расчете суммы.

Ответственность за неправильное начисление коммунальных платежей

Обычно жильцы просто оплачивают предоставленные услуги на основании квитанций. И мало кто из них осуществляет самостоятельный перерасчет.

Если возникает подозрение, что сумма сильно завышена, можно и даже нужно все проверить. Тогда можно будет привлечь УК к ответственности и не платить указанную сумму.

Как проверить?

У каждого гражданина РФ есть право проверять информацию, касающуюся . Существует немало способов осуществить эту процедуру, включая современные информационные технологии.

Поэтому плательщик, воспользовавшись доступом к интернету, можно сделать следующее:

  • открыть сайт ФСТ (Федеральная служба по тарифам);
  • ввести данные в специальную программу-калькулятор;
  • получить результаты.

Если окончательный результат отличается от суммы, указанной в платежной квитанции, нужно обращаться в соответствующие органы.

Еще один способ проверки – обращение в управляющую компанию.

Кому и куда жаловаться?

Существует несколько инстанций, куда может обратиться плательщик. При этом важно учитывать, что сначала нужно обратиться с подобной просьбой в УК (ТСЖ), а уже потом при необходимости составлять жалобу в контролирующие органы.

Управляющая компания

Итак, если за содержание МКД отвечает управляющая компания или другая организация с соответствующими полномочиями, то сначала нужно отправляться туда.

По закону УК обязана осуществить перерасчет и устранить ошибку. Но на практике жильцы редко обладают необходимой информацией о тарифах, чтобы заподозрить повышение стоимости услуг.

И это несмотря на то, что подобные сведения не являются закрытыми. Уточнить данные о можно в УК или на сайте местного органа самоуправления. В каждом регионе также есть специальная «горячая линия», где можно не только оставить жалобу, но и уточнить действующие тарифы.

Стоимость коммунальных услуг может быть указана неверно по многим причинам. Иногда сами жильцы неправильно указывают данные, а иногда это просто ошибка. Хотя нередкими бывают ситуации, когда управляющие компании намеренно завышают цены, наживаясь на жильцах.

Если УК согласна осуществить , у ситуации может быть несколько вариантов развития. Если сумма была занижена, то задолженность жильца будет указана в следующей квитанции. В случае завышения стоимости переплата будет учтена при оплате коммунальных услуг в следующем месяце.

Контрольно-надзорные органы

УК может признать ошибку, а может и не признать. В этом случае нужно обращаться в соответствующие инстанции, осуществляющие надзор в сфере ЖКХ. Это жилищная инспекция и Роспотребнадзор.

Писать заявление, если произошел обман с оплатой «коммуналки», нужно в жилищную инспекцию. А вот если помимо завышенных цен управляющая компания предоставляет некачественные услуги (или не предоставляет их вовсе), то этим занимается Роспотребнадзор.

Но идти в контролирующие органы нужно лишь после обращения в УК. Желательно, чтобы у жильца на руках был письменный отказ от осуществления перерасчета.

Если пропустить этот этап, то заявителя все равно сначала отправят решать ситуацию в УК. ЖИ может обратиться за разъяснениями самостоятельно, но на это обычно уходит больше времени.

Прокуратура

Еще один вариант – это обращение в прокуратуру. Обычно используется, если два предыдущих способа не дали никаких результатов. Прокуратура на основании жалобы вынесет предписание об устранении нарушения. Обычно этого достаточно, чтобы УК признала ошибку в платежке.

Суд

И последняя инстанция – это суд. Жильцы обычно редко используют этот способ, так как он предусматривает утомительную процедуру подготовки доказательной базы и дополнительные финансовые расходы. Поэтому в суде такие вопросы решаются только тогда, когда речь заходит о существенной переплате за «коммуналку».

Какое наказание?

В 2019 году управляющая компания или другая организация, неправильно оформившая расчет коммунальных платежей, несет ответственность.

Есть ли штрафы?

Если говорить о том, какое наказание ожидает нарушителя, то в данном случае российским законодательством предусмотрена оплата штрафа. По закону это 50% от суммы, превышающей реальную стоимость «коммуналки». Это штрафы за неправильное начисление коммунальных платежей.

Если же УК предоставило некачественные услуги, то сумма штрафа составит 30% от их стоимости. В случае, когда поставщик допустил оба нарушения, размер взыскания может составлять 80%.

Положена ли компенсация?

Теоретически закон не запрещает жильцам требовать от УК компенсации за переплату «коммуналки».

Максимальный размер такой компенсации – 50% от переплаты. На практике для получения этих денег нужно обращаться в суд и доказывать, что действия поставщика нанесли серьезный моральный или финансовый урон.

Судебная практика

Для многих суд – это реальный шанс доказать свою правоту. Естественно, когда речь идет о тяжбе с государственной или частной компанией, шансы истца на победу могут быть не высоки. Но если решение об обращении в суд принято, то в первую очередь следует собрать доказательства.

Нужно, чтобы у истца были документы, подтверждающие не только факт намеренного мошенничества со стороны поставщика услуг, но и обращение в различные надзорные органы.

Если есть необходимые документы и правильно составленный иск, то суд примет сторону пострадавшего. И обяжет нарушителя произвести перерасчет. Если в действиях ответчика будет обнаружен намеренный обман истца, то он будет привлечен к административной ответственности.