Что может помочь в планировании карьеры. Планирование и развитие профессиональной карьеры Интернет ресурсы помогающие планировать карьеру


Люди работают: Чтобы разбогатеть Чтобы содержать семью Потому что хотят применить свои способности для общей пользы Чтобы потом хорошо отдохнуть, повеселиться Потому что им нравится работать Потому что видят в этом смысл жизни Потому что работа удовлетворяет их потребность в саморазвитии






Карьера – это сознательно выбранный и реализуемый работником путь должностного продвижения, стремление к намеченному статусу, к определённой должности. Два вида карьеры: - горизонтальная: рост профессионального мастерства - вертикальная: рост в должности


Профессионал: Обладает специальными знаниями и навыками в своей предметной области; Владеет информацией, умеет её собирать и правильно использовать; Знает своих коллег, завоёвывает себе соответствующую репутацию, поддерживает отношения с коллегами и работодателями; Владеет основами менеджмента и самоменеджмента, т.е. умеет организовать свою работу и работу других; Владеет искусством делового общения Профессионализм – это владение набором личностных характеристик, необходимых для успешного выполнения работы.







Добавлено: 8 фев 2005 21:05

Перед тем, как искать работу, задайте себе несколько вопросов и ответьте на них. Чем бы вам хотелось заниматься? Что у вас хорошо получается? Какую рабочую обстановку вы предпочитаете? Какой опыт работы у вас есть? Вначале ответив на эти вопросы, вы создадите план карьеры - ясную цель, на которой сконцентрируете свои поиски. Ознакомьтесь с предложенными 25 советами, которые могут пригодиться вам в дальнейшем процессе планирования карьеры.

  1. Определитесь, какие навыки вы любите применять больше всего. При поиске работы необходимо вернуться к отправной точке и оценить, какие способности вам даны природой и какие знания вы приобрели. Это поможет вам выбрать вид деятельности. Вы должны научиться понимать себя: свои ценности, склонности, способности, личные качества, стиль жизни, который бы вам хотелось вести, и осознать взаимозависимость между собой и выбранной профессией.
  2. Сопоставьте свои интересы с навыками, необходимыми в работе. Чтобы правильно выбрать профессию, необходимо сопоставить то, что вы любите делать, с тем, что умеете. Существует множество тестов на определение природных склонностей, личных качеств и интересов, которые позволят вам определить ваши сильные стороны и найти им применение в карьере.
  3. Определить направление карьеры. Планирование карьеры - это процесс, который длится всю жизнь, он требует постоянных усилий, чтобы соответствовать изменяющимся условиям приема на работу. Чтобы сделать карьеру, очень важно определить ее желаемое направление и реализовывать эффективные стратегии по продвижению по службе.
  4. Извлекайте максимальную пользу из ресурсов. Существует много ресурсов, которые могут помочь вам в планировании карьеры. Собирайте важную информацию для оценивания видов деятельности, исследования и планирования. Это поможет вам определить возможные профессии, собрать информацию о них и сравнить ее с собственной оценкой своих навыков. Можно использовать программное обеспечение для планирования карьеры, посещать семинары, посвященные карьере, университетские центры занятости, интернет-ресурсы, службы найма, ярмарки вакансий и дни карьеры.
  5. Исследуйте профессии. Узнайте больше о природе работ, которые вас интересуют, например, какие требования выдвигаются к образованию, оклад, условия работы, будущие перспективы и все остальное, что может помочь вам сузить поиски.
  6. Наберитесь практического опыта. Оцените виды деятельности, которые вас интересуют, и получите практический опыт с помощью стажировок, кооперативного образования, соответствующего летнего трудоустройства, волонтерской работы и университетских мероприятий.
  7. Начните подготовку к поиску работы. Перед тем как приступить к поиску работы, необходимо научиться подготавливать резюме и сопроводительные письма, заполнять анкеты по трудоустройству, разбираться в методах поиска работы и потренироваться в прохождении собеседования.
  8. Подготовьте профессиональное портфолио. Подготовьте собрание образцов своих работ, резюме, рекомендации, сведения о себе, дипломы, копии анкет и другую подобную информацию.
  9. Спланируйте личную кампанию по поиску работы. Если вы осознали, чего вы хотите от работы, свои интересы и умения и можете связать все это с конкретным рабочим местом, значит, вы готовы планировать личную кампанию по поиску работы. Это влечет за собой постановку целей карьеры, планирование и организацию поиска работы, подготовку материалов и следование по намеченному пути.
  10. Опросите людей, чья работа вас интересует. Вы всегда можете найти кого-нибудь, кто занимается, по крайней мере приблизительно, тем, чем хотели бы заниматься вы. Узнайте, как их зовут, и встретьтесь, позвоните или напишите им. Вы узнаете гораздо больше о своей мечте.
  11. Предвидьте проблемы и будьте готовы к ним. Решение найти работу или выбрать специальность - это шаг, который необходимо спланировать, чтобы все прошло гладко. Вы не можете знать наверняка, с какими проблемами вы столкнетесь, но вы можете догадаться, что может произойти в вашем случае. Потратив время на планирование своего поведения в возможных затруднительных ситуациях, вы сможете превратить препятствие в решаемую проблему.
  12. Определите, как лучше всего продать себя. Подумайте о своем поиске работы как о продаже своих навыков, образования и опыта потенциальным работодателям. Стратегия вашей кампании по продаже включает в себя резюме, но также необходимо проникнуть на "скрытый" рынок труда и овладеть эффективными способами прохождения интервью.
  13. Определите, какие навыки нужны работодателям. Рабочее место сегодня значительно отличается от рабочего места в прошлом. Работодатели все больше говорят о навыках, которые им нужны, а не просто о названиях должностей. Узнайте, какие навыки ищут работодатели сегодня.
  14. Расширьте свои горизонты. Не ограничивайте себя поисками работы только в растущих отраслях. То, что пользуется успехом сейчас, не всегда означает, что так будет завтра, да и конкуренция в этих областях сильнее. Пусть ваш поиск приведет вас в неожиданные и непредвиденные сферы деятельности. Вы можете быть удивлены тем, что обнаружите там. Приготовьтесь смело заявить свои права на не отмеченное на карте будущее, где практически не ступала нога человека.
  15. Овладейте новыми навыками. Из вашего исследования вы будете знать, какие умения ценятся больше всего работодателями в интересующей вас области. Если вы не владеете этими навыками, то захотите им обучиться. Существует много различных видов обучения, которые помогут подготовиться к будущей работе: формальное обучение, индивидуальное обучение, обучение по месту работы и стажировки. Исследуйте варианты и сделайте выбор, основываясь на своих потребностях и на потребностях ваших работодателей.
  16. Решите, с какими работодателями контактировать. После того как вы поставили цель, исследовали рынок, настало время выбрать работодателей, с которыми вы хотите связаться. Это должно быть просто, так как большая часть работы уже сделана. Начните составлять список компаний, в которых, по вашему мнению, есть рабочие места по специальности, выбранной вами, или могут быть в будущем. Когда придет время начинать поиск работы, этот увеличивающийся список будет представлять огромную ценность.
  17. Исследуйте тенденции на рынке рабочей силы. Чем лучше вы понимаете, как глобальные события влияют на рабочие места, тем лучше вы будете подготовлены к столкновению с проблемами на рубеже тысячелетий. Чтобы знать, куда все движется, необходимо исследовать текущие тенденции, отмечающие конец тысечелетия, и понять, к чему они нас ведут. Какие области создают новые рабочие места и возможности? Какими навыками необходимо владеть, чтобы быть конкурентоспособным в будущем?
  18. Разработайте план на каждый день. После того, как вы остановились на небольшой группе работ, создайте выполнимый план с расписанием для каждой из стратегий и шагов, которые вы будете предпринимать. Спланируйте, что вы будете делать каждый день, например, понедельники и среды будут посвящены стратегиям скрытого рабочего рынка, вторники и субботы стратегиям поиска в Интернете и т.д., и следуйте своему плану. Вы должны относиться к поиску работы как к новой работе, и это гораздо легче сделать, когда у поиска есть структура и распорядок.
  19. Если в данный момент вы не удовлетворены своим положением, начинайте планировать прямо сейчас. Если вы этого не сделаете, то, как правило, ваше отношение будет ухудшаться и влиять на качество вашей работы, а это может поставить под угрозу ваше рабочее место. Психологически тяжелее искать работу на поздних стадиях этого процесса, особенно если вас уволили. Хотя иногда и возможно уладить проблемы с работодателем, все же чаще необходимо начинать искать альтернативы.
  20. Оцените выбранные работы. Оцените варианты еще раз, чтобы убедиться в том, что вы ничего не просмотрели, и нашли то, что больше всего вам подходит. Это поможет вам стать счастливее, быть более удовлетворенным собой и эффективнее искать работу. Сравните имеющиеся факты о себе и о работах и ответьте на такие вопросы. Представляете ли вы себя выполняющим все должностные обязанности? Будете ли вы довольны, выполняя их? Можете ли вы раскрыть свои способности на этой работе? Удовлетворяет ли эта карьера ваши потребности?
  21. Поговорите со знакомыми. Поговорите с друзьями, родителями, учителями и/или консультантами по профориентации. Проведите "мозговую атаку" с ними, расскажите им, что вы хотите и что умеете делать, и они могут подсказать вам возможные варианты, о которых вы не подумали.
  22. Извлекайте максимальную пользу из онлайн-ресурсов. Существует много сайтов в Интернете, которые обсуждают тысячи возможных карьер. Исследуйте мир альтернатив Интернета и список ресурсов, который может помочь вам в поиске работы.
  23. Сузьте свои поиски. После всех исследований, проведения опросов и оценивания у вас должно сформироваться общее представление о своих пристрастиях и неприязнях, способностях и умениях. Сейчас пришло время сосредоточиться на конкретном виде деятельности. Определите совокупность желаемых работ, которые удовлетворяют вашим критериям, и приготовьтесь получить их.
  24. Ищите новые идеи для карьеры во всех сферах своей жизни. Карьеры можно строить на идеях, появляющихся отовсюду. Ищите или создавайте условия, в которых они будут процветать. Поощряйте творчество во всех сферах своей жизни: на работе, в дороге, в магазинах или в душе. Сделайте "мозговую атаку" частью своей жизни. Поощряйте других людей присоединяться к вам в этих усилиях. Используйте внешние источники для новых идей. Измените привычный распорядок. Сходите в библиотеку или музей. Почитайте другую газету или журнал. Посмотрите фильм другого жанра. Вам нужны новые идеи, и они могут появиться откуда угодно.
  25. Слушайте! Будьте терпеливыми и реалистичными. Не ожидайте блестящей карьеры в мгновение ока. Прислушайтесь к здравому смыслу. Прислушайтесь к советам других. Делайте то, что от вас ожидают, и делайте это хорошо. Будьте собой в поиске карьеры, своим лучшим я, конечно же. Вспомните стиль, который приносил вам успех в прошлом. Это то, с чем вы быстрее всего достигнете успеха.

Уровень карьерных целей, скорость их достижения и уровень удовлетворения при этом во многом зависит от ресурсов, которые и определяют карьерное развитие и построение успешной карьеры.

Карьерные ресурсы - индивидуальный потенциал личности (способности, знания, опыт, активность в решении профессиональных задач, здоровье и т. д.), а также внешние условия карьерного роста (внеслужебные - семья и ближайшее социальное окружение, социальные нормы, культура; внутрислужебные - организационная структура, производственные отношения, правовые нормы деятельности и т. д.).

Первый карьерный ресурс - способности человека. Самый простой и достаточно верный способ выявления своих способностей - анализ опыта деятельности, выяснение того, в чем и в связи с чем вы наиболее успешны. Целесообразно начать такой анализ с определения видов деятельности, которые доставляют вам наибольшее удовольствие. Однако деятельность всегда связана с решением комплекса задач, многие из которых не соответствуют сфере личных интересов. Внутренний ресурс может быть активизирован двумя способами. Первый - освоение того, что не интересно: в процессе накапливания знаний о предмете деятельности, умений обращения с ним он становится «своим» и следовательно интересным. Второй способ подключение воли, т. е. способности мобилизовывать свои усилия в нежелательной, но необходимой деятельности. Существенно, что систематическое целенаправленное повторение таких действий (тренировка) пробуждает интерес к самому процессу преодоления трудностей, что приводит к экономии волевых усилий.

Второй карьерный ресурс - способность пробуждения, поддержания и развития активности в решении профессиональных задач и продвижения в профессиональном мастерстве. Эта способность тесно связана с наследственно обусловленной особенностью нервно-психической деятельности организма, проявляющейся силой, скоростью и устойчивостью возникновения и протекания соответствующих процессов (темперамент). При планировании карьеры необходима дифференцированная ориентация на тип темперамента. Если человеку свойственна быстрая, сильная и относительно недлительная реакция на события, то карьера будет более успешной в деле, связанном с решением задач в условиях высокоскоростных и труднопрогнозируемых изменений в профессиональной среде. Если человек замедленно реагирует на события, но, постепенно накапливая интерес, длительно сохраняет и актуализирует его, ему целесообразно ориентироваться на планомерную карьеру в деле, требующем методичности, целеустремленности и настойчивости в преодолении препятствий. Кооперация в профессиональной деятельности людей с разными типами темперамента дает системный эффект: первые придают работе динамизм, вторые ее стабилизируют.

Третий карьерный ресурс - уверенность в собственных силах, стремление к лидерству, чувство долга и ответственности. Первые две характеристики обязательно должны контролироваться последними, иначе они могут деформировать карьерный процесс в плане его преимущественной ориентации на индивидуальные (эгоистические) цели. Уверенность может трансформироваться в самоуверенность, стремление к лидерству перерождается во властолюбие и тщеславие. В то же время доминирование в структуре личности чувства долга и ответственности сковывает инициативу, творчество, порождает неуверенность и страх за последствия принимаемых решений. В первом случае карьера превращается в карьеризм, во втором - она будет существенно сдерживаться.

Четвертый карьерный ресурс - профессиональные знания и опыт.

В каждой сфере профессиональной деятельности набор этих компонентов специфичен. Но все они определяются квалификационными требованиями по занимаемой должности и полученной специальности. Еще более для успешной карьеры необходима ориентация на требования, которые предъявляет профессиональная жизнь сегодня и будет предъявлять завтра. Однако, помимо профессиональных знаний, требуется и знание жизни человека во всей сложности ее процессов, развивающихся на индивидуальном и социальном уровнях. Крайне необходимы знания в области культуры, этики, истории родной страны и мира. Сегодня невозможно управлять без знаний закономерностей самоорганизации и общей теории управления, важнейших технологий социального управления и служебного труда.

Пятый карьерный ресурс - интерес и способности к познанию и обретению опыта. Технологии развития важнейших начал способностей - интеллекта, памяти, внимания описываются в различной социально-психологической литературе. Способности развиваются в деятельности, поэтому саморазвитие способностей заключается в постоянном достижении новых рубежей. Это влияет самым непосредственным образом на построение карьеры. Интерес имеет удивительную способность - не исчезать после успешного достижения цели, а, напротив, усиливаться. Человек, познавший что-то и продвинувшийся в связи с этим в своем мастерстве, попадает в своеобразную ловушку - у него появляется потребность сохранения и подкрепления достигнутого уровня, что побуждает его вновь что-то познавать. Результат - способности развиваются «на марше».

Шестой карьерный ресурс - здоровье. Взаимосвязь здоровья и карьеры очень сложная. Любое продвижение человека связано с нагрузками на организм. Его ответ на нагрузки - напряжение защитных сил, мобилизация ресурсов (физических и нервно- психических) для приспособления к изменениям и решения жизненных задач.

Практическая реализация внутренних карьерных ресурсов в конечном итоге определяется получением рабочего места в определенной области деятельности (получение профессии). Выбор профессии многие специалисты рекомендуют представлять в виде равнобедренного треугольника, стороны которого такие понятия, как «я хочу», «я могу» и «надо».

Хочу это интересы и склонности личности, которые могут проявляться уже в самом раннем возрасте (внимание, родители!), например склонность к работе с людьми, техникой, природой и т. д.

Могу - это способности человека к освоению и выполнению определенной профессиональной деятельности. Причем выполнению быстрому и качественному.

Надо - это, так сказать, социальный заказ, т. е. потребность общества в людях определенных специальностей, спрос.

Человек будет удовлетворен реализацией своих внутренних карьерных ресурсов только в том случае, если ему удастся соединить все эти стороны в стройную геометрическую конструкцию. Причем желательно, чтобы стороны были действительно равны друг другу. Так что попробуйте немного заняться жизненной геометрией и нарисуйте подобный треугольник. Если стороны получаются слишком неравнозначными, значит, вас явно занесло не туда. Чтобы скорректировать ваш профессиональный выбор, можно использовать такие способы психодиагностики, как различные тесты, анкеты, опросники. Они позволят вам определить, к какому типу личности вы относитесь, какие качества являются решающими для той или иной области деятельности (специальной литературы об этом существует немало).

Не секрет, что не только молодым людям, но и тем, кто по какой-то причине лишился работы, присуще обостренное чувство ненужности и непонятости. Это ощущение - верный признак того, что вам стоит пересмотреть свои профессиональные ориентиры, мобилизовать свои внутренние карьерные ресурсы. В идеале еще до поступления в учебное заведение желательно определить хотя бы тип будущей профессии.

Приведем некоторые из таких типов, на формирование которых существенное влияние оказывают внутренние карьерные ресурсы человека:

Человек - техника: строитель, технолог, летчик, шофер, конструктор.

Человек - природа: химик, геолог, ветеринар, биолог, фермер.

Человек - человек: секретарь, менеджер по персоналу, врач, продавец, милиционер.

Человек - художественный образ: художник, писатель, артист, музыкант, журналист.

Человек - знаковая система: программист, экономист, оператор, переводчик.

Указанное деление довольно четкое и стройное. Чтобы выбрать для себя тот или иной тип занятости, нужно вспомнить, к чему вы испытывали особое влечение с самого детства, кто был вашим кумиром, кого из знакомых ваших родителей вы заваливали вопросами об их профессии.

Анализ этой информации поможет вам правильно выбрать свою специальность, свое дело, наиболее эффективно распорядиться своими внутренними карьерными ресурсами. Скучный термин «профориентация» на самом деле очень увлекательное и полезное занятие. Сколько людей страдают из-за того, что когда-то сделали неправильный выбор! Не стоит выбирать профессию, ориентируясь на советы знакомых, на возможные высокие заработки или престиж. Прислушайтесь к голосу своего сердца, протестируйте себя самостоятельно или вместе с профессионалами, и тогда вам не о чем будет сожалеть. Вы сделаете безошибочный выбор. Будьте уверены в себе.

Чтобы получить желаемую работу и построить карьеру, необходимо не только понравиться работодателю, но и обойти других претендентов на должность. Важнейшим внутренним карьерным ресурсом, необходимым для достижения этих целей, является уверенность в себе и своих силах. Эта уверенность должна проявляться в нашем облике, манерах, словах и поступках, а особенно в достойном поведении в критических жизненных ситуациях. Нет сомнения в том, что почти каждый из нас хотел бы обладать этим качеством гораздо в большей степени, чем имеет.

Предлагаем проверить, насколько уверенный вы человек для построения успешной профессиональной карьеры.

Вы уверены в себе, если:

  • осознаете свою неповторимую индивидуальность, преимущества и недостатки;
  • чувствуете себя достойным любви и уважения других людей;
  • стараетесь ни при каких обстоятельствах не унижаться и не заискивать;
  • знаете приемы рационального поведения в различных жизненных ситуациях;
  • искренне выражаете свои мысли и чувства, избегая лжи и лицемерия;
  • всегда думаете и анализируете происходящее, не полагаясь только на прошлый опыт, мнение большинства, авторитетных личностей и традиции;
  • легко высказываете собственное мнение в любом коллективе;
  • успешно выступаете перед публикой;
  • умеете убедить в своей правоте и настоять на своем;
  • выбираете наилучшую стратегию и тактику поведения в конфликтных ситуациях;
  • умеете достойно реагировать на критику, замечания, оскорбления;
  • доброжелательны к людям, принимаете их такими, какими они есть.

Вы не уверены в себе, если:

  • робеете и смущаетесь в самых простых житейских ситуациях;
  • постоянно нуждаетесь в помощи, поддержке или одобрении других людей;
  • не проявляете инициативы, а ждете указаний и распоряжений от других;
  • избегаете выяснения отношений, споров и конфликтных ситуаций;
  • молча сносите обиды и унижения или даже оправдываетесь;
  • позволяете собой манипулировать, использовать себя в чужих интересах;
  • не высказываете своего мнения, не задаете вопросов, боясь показаться глупым;
  • у вас тихий, дрожащий голос с хрипотой и покашливаниями;
  • вы молчаливы и замкнуты в себе, избегаете лишних контактов с людьми;
  • вам трудно отказывать другим людям, говорить «нет».

Излишняя самоуверенность и крайняя степень неуверенности в себе являются разными сторонами одной медали, одного и того же качества. Часто люди считают слишком самоуверенными тех, кто прячет свою неуверенность под бравадой, агрессивностью, высокомерием, показной храбростью и невозмутимостью.

Вы очень не уверены в себе (а считают, что слишком самоуверенны), если:

  • стараетесь во всем быть в числе первых и лучших;
  • стремитесь к власти над людьми и всенародной славе;
  • прибегаете к психологическому или физическому насилию над людьми;
  • спорите по любому поводу и постоянно провоцируете конфликтные ситуации;
  • имеете «болезненное» самолюбие и слишком обидчивы;
  • склонны воспринимать любое задание и проблему как вызов вашей личности;
  • заводите многочисленные любовные связи, как Дон Жуан.

Уверенность в себе, также как и неуверенность, является довольно устойчивым качеством личности, сформированным еще в детстве под воздействием определенных факторов внешней и внутренней жизни человека.

Все ваши внутренние карьерные ресурсы - это не просто навыки, требуемые для «одноразового» получения работы, - это слагаемые вашей успешной карьеры, то, что необходимо каждый день, чтобы достичь желаемого.

П.Г. Перерва. Искусство самомаркетинга. Трудоустройство без проблем. - Х. 2009. См. также: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №7» с углубленным изучением отдельных предметов Городского округа Стрежевой

Утверждено: Согласовано:

Директор МОУ «СОШ № 7» Зам. Директора по УВР

Портнова Г.П. Осинская Н.Н.

______________________ ______________________

«___»_______________2015 «___»_______________2015

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС

«ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ»

Ступень обучения: 2

Класс: 9 классы

Срок реализации: 1 год

Примерная программа: развернутое тематическое планирование составлено на основе программ Н.Р.Огневой, Симоненко Л.А, Резапкиной Г.В.

Составитель: Коломиец Ю.Г.

Педагог-психолог МОУ « C ОШ№ 7»

г. Стрежевой - 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс……………………………………………………………............3

    Пояснительная записка

    Актуальность

    Практическая значимость

    Вид программы

Цель и задачи программы……………………………………………………………………3

Отличительные особенности программы…………………………………………….……4

    Базовые теоретические идеи.

    Ключевые понятия

    Этапы реализации, их обоснование и связь

Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа…………….4

    Возраст детей и их психологические особенности

    Особенности набора

    Число обучающихся по годам обучения

    Режим занятий: общее количество часов в год, число часов

и занятий в неделю, периодичность занятий

    Прогнозируемые результаты и способы их проверки

Уровень результатов работы по программе……………………………………………….5

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей……………………5

Ресурсное обеспечение программы………………………………………………………....5

    Кадровое

    Материально-техническое.

    Краткий перечень оборудования, инструментов, материалов

    Финансовое

    Информационно-методическое (пособия, методическая

литература и т.п., интернет)

Содержание программы……………………………………………………………………...6

Список литературы…………………………………………………………………………6-7

    Литература, используемая педагогом для разработки

программы и организации образовательного процесса

Учебно-тематический план………………………………………………………………..7-8

Приложение: Анкета готовности к профессиональному самоопределение «Путь в профессию»………………………………………………………………………………..9-11

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Актуальность

С 2006/2007 учебного года начался период перехода на профильное обучение в старших классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации и соответственно с 2005/2006 учебного года – введение предпрофильной подготовки в 9 классах. На сегодняшний день по данным социологических исследований каждый третий подросток покидает школу, не имея представления о том, кем он будет работать, второй после окончания ВУЗа работает не по специальности.

    Практическая значимость

Элективный курс «Планирование карьеры» помогает учащимся 9 классов определиться с выбором будущей профессии посредством самодиагностики своих профессиональных способностей, склонностей, ценностей. На основе полученных знаний обучающиеся на уроках проводят самоанализ собственной профпригодности к той или иной сфере профессиональной деятельности. Посредством современных методик и технологий учатся строить, планировать и прогнозировать траекторию своего личного профессионального плана. Полученные знания позволяют сформировать осознанное и адекватное представление о себе как о субъекте будущей трудовой деятельности. Все перечисленное формирует у старшеклассников высокий уровень готовность к профессиональному самоопределению, которое в свою очередь обеспечивает уверенность в себе и своих силах.

Программа представляет собой углубленный модуль курса «Основы социализации личности». Помимо этого, элективный курс «Планирование карьеры» (как психологический) тесно связан с такими школьными предметами как история, обществознание, биологией, литературой и русским языком.

    Вид программы

Программа является коррекционно-развивающей и общеобразовательной, поскольку дети получают навыки профессионального самоопределения, а также базовые психологические знания о профессиональных способностях, склонностях, ценностях и т.д., которые помогают успешному планированию своей профессиональной карьеры.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Цели курса:

1) Формирование психолого-педагогический условий для осознанного и адекватного выбора будущей траектории профиля обучения.

2) Актуализация процесса личностного и профессионального самоопределения, включающего в себя получение знаний о себе как о субъекте выбирающего профессию и мире профессий.

Задачи курса:

    Повышение психологической компетентности обучающихся за счет развития уровня профессионального самосознания, определения профессиональной позиции в жизни.

    Формирования адекватного оценивания себя и своих способностей и склонностей к той или иной профессии.

    Формирование готовности к профессиональному самоопределению (информационному, эмоциональному, волевому).

    Развитие навыков построения профессиональной карьеры.

    Развитие у обучающихся готовности свободно выбирать тот или иной вариант своего профессионального будущего.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

    Базовые теоретические идеи

Программа элективного курса «Планирование карьеры» основана на идеях таких известных психологов: Климова, Пряжникова, Борейши, Холланда, Йовайши.

    Ключевые понятия.

Карьера – это сложное и многообразное явление, которое имеет несколько разновидностей. Принято различать административную (управленческую) и профессиональную карьеру, а также вертикальную и горизонтальную карьеру.

Самоопределение – процесс развития человека.

Профессиональное самоопределение – определение критериев профессионализма.

Успех – ощущение счастья, удачливости, везения, гармонии, спокойствия жизни в целом.

    Этапы реализации, их обоснование и связь.

Программа элективного курса «Планирование карьеры» состоит из 2-х учебных разделов:

    Секреты выбора профессии и карьеры (программа экспресс - диагностики Г.В. Резапкиной).

    Профессиональный успех и карьера (продолжение курса «Основы социализации личности»).

Учебный раздел «Секреты выбора профессии и карьеры» предназначен для актуализации процесса профессионального самоопределения, развития навыков самопознания, совершенствования и психокоррекции профессионального выбора и готовности к профессиональному самоопределению. Профессиональное самоопределение возможно только на основе глубокого изучения своих интересов, возможностей, качеств характера и т.д. данный раздел оснащен обширным психодиагностическим материалом, который анализируют и с которым работают сами обучающиеся под руководством педагога-психолога.

Раздел «Профессиональный успех и карьера» предназначен для развития и совершенствования навыков планирования своей профессиональной карьеры. Данный раздел включает развивающие игры «в профессию». Игровые занятия, способствующие развитию личности обучающихся, построены с целью оказания им психологической помощи в выборе будущей профессии и в целом направлены на развитие умения строить жизненную перспективу.

ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДЕТЕЙ, КОТОРЫМ АДРЕСОВАНА ПРОГРАММА

    Возраст детей, их психологические особенности

Программа адресована для учащихся 9-х классов в возрасте от 15 до 16 лет. Потребность в самопознании, самопонимании является особо актуальной для подростков, поскольку в этот период наблюдается кризис рефлексии сопутствующий этому кризису поиск ответов на вопросы о самом себе, жизненном смысле, перспективах собственного развития и самоопределения (личностного, профессионального, социального, семейного и жизненного). В 9 классе возрастает тревожность, связанная с самооценкой. Дети чаще воспринимают относительно нейтральные ситуации как содержащие угрозу их представлениям о себе из-за этого переживают страх, сильное волнение. Главным образом, такое повышение тревожности вызвано особым положением выпускного класса, предстоящими экзаменами, отбором в 10 класс и, возможно, началом нового жизненного пути.

    Особенности набора детей на курс

Элективный курс «Планирование карьеры» является углублением в области спихологических знаний и коррекциооно-развивающим. Набор детей осуществляется по желанию, т.е. формируются группы. Также данный элективный курс предлагается учащимся из других школ. По окончании курса ставиться зачет.

    Число обучающихся по годам обучения.

Максимальное число детей в группе – до 20 человек. Группы набираются каждую четверть.

    Режим занятий: общее количество часов в год, число часов и занятий в неделю, периодичность занятий.

Количество занятий в год – 64 часа. Общее количество занятий в четверть – 16 часов. В неделю – 2 часа. Периодичность занятий – 1 раз в неделю.занятия проводятся каждую пятницу. Время проведения занятий – 40 минут.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ

Обучающиеся владеют :

    Навыками построения и планирования профессиональной карьеры.

    приемами самопознания и самосовершенствования.

Обучающиеся умеют :

    определять свои способности,

    соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями профессии к человеку,

    строить стратегию своего будущего.

У обучающихся 9 классов сформированы :

    представления о своем личностном и профессиорнальном потенциале,

    профессиональная стратегия дальнейшего развития .

Результаты обучения проверяются с помощью методов тестирования и анкетирования.

УРОВЕНЬ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ

Уровень результатов работы оценивается с помощью анкетирования и тестирования показателей готовности к профессиональному самоопределению следующим образом:

1 уровень – высокий (высоко сформированы)

2 уровень – средний (достаточно сформированы)

3 уровень – низкий (слабо сформированы)

СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ И ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ

Достигнутые результаты и их динамика проверяются при помощи диагностической методики 2 раза в четверть: в начале и в конце курса. Для сбора и анализа результативности элективного курса используется анкета «Путь в профессию», целью которой является определение готовности к профессиональному самоопределению (информационной, эмоциональной, волевой).

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ

В ходе работы с обучающимися предусмотрено использование современных психологических методик (диагностические, проективные, развивающие, игровые, арт-терапевтические и т.д.).

В процессе преподавания курса используются разнообразные формы организации занятий и методы обучения: комбинированный урок, индивидуальные и групповые беседы, диалог, дискуссия, метод проблемного обучения, профориентационные игры и упражнения, практические занятия, метод конкретных ситуаций.

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

    Кадровое

Реализация программы реализуется педагогом-психологом, курирующим начальную школу.

    Материально-техническое

Реализация программы осуществляется в обычном кабинете школы с достаточной площадью. Кабинет должен быть оснащен ученическими партами, стульями.

    Краткий перечень оборудования, инструментов, материалов.

Для демонстрации обучающих видеофильмов слайдовых презентаций кабинет должен быть оснащен интерактивной доской, проектором, компьютером, музыкальным проигрывателем. Дидактическим и раздаточным материалом, тетрадями для записей, бумагой формата А4, ватманами, канцелярскими принадлежностями.

    Финансовое

Финансовое обеспечение реализуется администрацией школы, но часть материалов (методические пособия, книги, канцелярию на практике психолог приобретает на собственные средства).

    Информационно-методическое

Выход в интернет, современные, разработанные УМК – учебно-методические комплекты, включающие в себя: рабочие тетради, методические пособия, дидактический материал.

Литература для учителя.

    Арефьев. И.П. Технология. Профориентация: Тесты.- М,2005.

    Борейша В.Б. Курс «Планирование карьеры», «Альфаплан 2015». Комплект материалов для преподавателя.

    Леонтьев Д. А., Шелобанова Е. В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего. //Вопр. психол. № 1, 2001. стр.57 – 66.

    Методические материалы для психолога-профконсультанта. Под общей редакцией О.И. Шендель, Томск.-2004.

    Психологическое сопровождение выбора профессию научно-методическое пособие. Под редакцией Л.М. Митиной, М.-2003г.

    Экспресс - игры по профориентации. Вып.1: Сборник развивающих и активизирующих игр и упражнений по профориентации. – ТОЦРОМиППН. – Томск, 2004.

Литература для учащихся

Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника.- М.: Генезис, 2005.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ» 9 КЛАСС

Тема урока

Кол-во часов

Дата (сроки)

Используемый ресурс/содержание

Вид контроля

Раздел 1. СЕКРЕТЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ И КАРЬЕРЫ (8 часов).

1

Знакомство. Введение в элективный курс «Планирование карьеры».

1 час

сент

Упражнение «Снежный ком», игра «Автопортрет»

Записи в тетрадях. Анкета «Путь в профессию»

2

В мир профессии «по компасу» (продолжение)

1 час

сент

Лекция, обсуждение, тест Дж. Голланда Упражнение «Визитка», дискуссия

Выполнение упражнений

3

Знакомство с миров профессий

1 час

сент

Лекция, обсуждение, профориентационая игра «Или-или» Климова, тест «Цвет и профессия»

Записи в тетрадях

4

Знакомство с миром профессий (продолжение)

1 час

сент

Упражнение «Молекула профессионального будущего», обсуждение

Выполнение упражнения в тетрадях

5

Здоровье и профессия

1 час

сент

Лекция, тест «Вегетативная лабильность», обсуждение

Записи, выполнение теста

6

Медицинские противопоказания

1 час

сент

Упражнение «Профессия и здоровье»

Выполнение упражнения

7

Знания и карьера

1 час

сент

Мини-лекция, тест «Эрудит», упражнение «Реклама профиля»

Записи, тестирование

8

Тип мышления и профессия

1 час

сент

Лекция, обсуждение, тест «Тип мышления»

Записи, тестирование

Раздел 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УСПЕХ И КАРЬЕРА (8 часов).

9

Внутренние ресурсы успешной карьеры

1 час

окт

Лекция, обсуждение, тест «Социальный интеллект»

Записи, тестирование

10

Внутренние ресурсы успешной карьеры (продолжение)

1 час

окт

Тесты «Трудно ли вас вывести из равновесия?», «Решительный ли вы?», «Подвержены ли вы стрессу?», «Ваше отношение к карьере»

Выполнение тестов в тетрадях

11

Ценности как основание личной и профессиональной стратегии

1 час

окт

Мини-лекция, обсуждение, упражнения: «Донорское сердце», упражнение «Колесо жизни»,

Записи, выполнение упражнений

12

Ценности как основание личной и профессиональной стратегии (продолжение)

1 час

окт

Арт-методика «Мой герб», упражнение «Миллион долларов»

Выполнение упражнений

13

Цели как основание личной и профессиональной стратегии

1 час

окт

Упражнения: «Линия жизни», «Что есть цель?»,

«Техника целеполагания», «4 цели»

14

Цели как основание личной и профессиональной стратегии (продолжение)

1 час

Окт

Упражнения «Ресурсы для успеха», «План достижения цели», «Радуга»

Выполнение упражнений в тетрадях

15

Итоговое занятие. Защита проектов «Мой план карьеры».

1 час

Окт

Методика «ЛПП»

(сл. презентации)

Выполнение зачетного задания

16

Итоговое занятие. Зачет.

1 час

Окт

Упражнение «Чемодан»

Анкета «Путь в профессию»

Итоговая диагностика.

Анкета обратной связи

Приложение: Анкета готовности к профессиональному самоопределению

«Путь в профессию».

Дорогой друг! Выбор профиля обучения по профессии – дело не простое. Необходимо разобраться в своих способностях и склонностях, познакомиться с интересующими профессиями, научиться отстаивать свою точку зрения. Нам важно знать, как ты осуществляешь свой выбор. Предлагаем тебе ответить на вопросы.

    Информационная готовность (знание мира профессий)

    Знаешь ли ты, какие профессии востребованы сегодня на рынке труда?

    Да, знаю.

Могу перечислить эти профессии______________________________________

Какие профессии тебя интересуют______________________________________

    Знаю, но очень мало.

    Практически ничего не знаю.

    Можешь ли ты сейчас определить, к какому типу относится интересующая тебя профессия?

    Профессия предполагает работу:

    с людьми

    с техникой

    знаками, формулами, языками

    с живой природой

    с искусством, творчеством

    Затрудняюсь ответить

    Никогда не думал об этом

    Что ты знаешь о предполагаемой профессии?

    У меня достаточно глубокие знания:

    Требования к данной профессии

    Требования к уровню образования

    Виды работ, выполняемые специалистом на данном рабочем месте

    Знаю только внешнюю сторону профессии:

    • Условия работы

      Уровень оплаты труда

    Практически ничего не знаю о профессии

    Какими источниками о профессиях ты пользуешься?

    Мои источники информации достаточно обширны:

    Справочники, энциклопедии, буклеты

    Периодические издания: газеты, журналы

    Интернет

    Профессиограммы

    Беседы со специалистами, работающими по той или иной профессии

    Консультации психолога, профконсультанта

    Я получаю нужную мне информацию от людей из моего окружения:

    Беседы с родителями, родственниками

    Беседы с друзьями, знакомыми

    Беседы с учителями

    Никакими источниками информации я не пользуюсь

    Волевая готовность (самостоятельность выбора профиля, уровень действования и планирования)

    В сегодняшней ситуации про себя могу сказать:

    Да, я могу принять решение о том, какой профиль обучения выбрать, и могу обосновать свой выбор.

    Я могу принять такое решение только при чье-либо поддержке, но обосновать свой выбор не могу.

    Мне достаточно сложно принять такое решение и тем более обосновать его.

    С каким утверждением ты полностью согласен:

    Мой выбор сферы деятельности достаточно хорошо спланирован, продуманы все шаги к достижению цели и запасные варианты выбора и я с легкостью могу их перечислить: 1)________2)________3)______ Запасные варианты:______________

    Мой выбор сферы деятельности спланирован, но не все мои шаги (действия) хорошо продуманы, нет запасных вариантов выбора

    У меня нет четкого плана выбора сферы деятельности

    Знаешь ли ты, что такое «портфолио»?

    Да, знаю. Могу перечислить основные требования к его составлению___________

    Знаю лишь в общих чертах

    Не знаю

    Можешь ли ты защитить свой планируемый профиль перед приемной комиссией?

    Да, смогу

    Вряд ли смогу

    Нет, не смогу

    Эмоциональная готовность (социальное самочувствие в ситуации выбора)

    Я испытываю положительные эмоции, когда начинаю представлять свое профессиональное будущее.

    Иногда у меня возникает чувство тревоги, когда я представляю свое профессиональное будущее.

    Когда я пытаюсь представить свое профессиональное будущее, меня охватывают отрицательные эмоции (страх, раздражение, тоска и т.п.).

    Знание себя (соответствие)

    Задумываешься ли ты, к овладению какой профессией у тебя есть способности?

    Да, я думаю об этом

    Лишь, тогда, когда заходит об этом разговор

    Нет, никогда не задумывался

    Как ты считаешь, насколько твои качества, способности соответствуют предполагаемой профессии?

    Полностью соответствует

    Скорее соответствуют

    Не знаю

    Выбери одно утверждение, с которым ты полностью согласен:

    Я достаточно хорошо знаю свои недостатки и достоинства и, исходя из них, я выбрал свой профиль

    Я не всегда учитываю свои особенности

    Я считаю, что необязательно учитывать свои особенности при выборе профессии

    Выбери одно утверждение, с которым ты полностью согласен:

    При выборе профиля нужно учитывать как свой талант, так и востребованность будущей профессии

    Я считаю, что очень важно выбрать профиль, который поможет выбрать профессии которые тебе близки

    При выборе профессии нужно ориентироваться только на престижность данной профессии, и ее востребованность

Обработка и интерпретация данных мониторинга готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.

Перед обработкой данных все ответы переводятся в баллы:

Вариант a - 2 балла, вариант b – 1 балл, вариант c – 0 баллов

Параметр готовности

вопросов

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Информационная

1-4

7-8 баллов

4-6 баллов

0-3 баллов

Волевая

5-8

7-8 баллов

4-6 баллов

0-3 баллов

Эмоциональная

2 балла

1 балл

0 баллов

Соответствие способностей и выбираемого профиля

10-13

7-8 баллов

4-6 баллов

0-3 баллов

Общий уровень готовности к профилю

1-13

20-26

13-19

0-12

Планирование служебной карьеры осуществляется исходя из результатов оценки потенциала и индивидуального вклада, возраста работников, производственного стажа, квалификации и наличия вакантных рабочих мест (должностей).

Главной задачей планирования и реализации карьеры является выполнение ряда конкретных задач, а именно:

    увязать цели организации и отдельного сотрудника

    планировать карьеру конкретного сотрудника с учетом его специфических потребностей и ситуаций

    устранять «карьерные тупики», в которых нет возможностей для развития сотрудников

    повышать качество процесса планирования карьеры

    формировать наглядные и воспринимаемые критерии служебного роста, используемыев конкретных карьерных решениях

    изучать карьерный потенциал сотрудников

    определять пути служебного роста, которые помогут удовлетворить количественную и качественную потребность в персонале в нужный момент времени и в нужном месте.

Планирование карьеры руководителей и специалистов – составная часть кадровой политики фирмы, которая органически входит в систему работы с резервом кадров, обеспечивая развитие личности работников, решение стратегических,инновационных,производственно-технических, управленческих и социальных задач.

Первый шаг в планировании карьеры – это выяснение интересов, склонностей, возможностей и навыков личности.

Для успешного развития карьеры недостаточно одних пожеланий сотрудника, даже если они принимают форму хорошо продуманного плана. Для продвижения по иерархической лестнице необходимы профессиональные навыки, знания, опыт, настойчивость и определенный элемент везения.

При планировании и построении карьеры могут использоваться различные методы.

Методы планирования карьеры:

1.Индивидуальное консультирование;

2. Групповая сессия;

3. Ротация по службе;

4. Самооценка;

5. Профессиональная поддержка

Наиболее широко применяется неформальное индивидуальное консультирование. Применяемые формальные подходы, такие как специальные семинары, различные формы самооценки, не так широко распространены.

Индивидуальное консультирование, включающее применения тестов, интервьюирование, а затем последовательную проработку консультантом отдельных вариантов карьеры. Основные цели работы консультантов по должностному продвижению связаны с планированием карьеры руководителей и реализацией этих планов. Консультирование помогает в определении карьерных целей и способов их достижения с учетом организационных, технологических, социальных и иных особенностей компании, планирования карьеры и разработке мероприятий, направленных на реализацию планов. Немаловажная помощь оказывается в освоении техники принятия решений, связанных с увеличением количества альтернативных вариантов карьеры, за счет усвоения дополнительных знаний и навыков, формирования готовности к изменениям содержания труда. Консультанты оказывают помощь руководителям в совершенствовании самоконтроля в формировании у них уверенности в себе, поведения, ориентированного на соблюдение норм, правил, процедур, принятых в данной компании.

Основными результатами персонального консультирования по проблемам индивидуальной управленческой деятельности являются:

    целенаправленное изменение структуры деятельности, методов и способов взаимодействия с подчиненными и организационного взаимодействия;

    адаптация руководителей к временным требованиям;

    выявление наиболее «узких мест» в деятельности и организационных шагов, позволяющих скомпенсировать индивидуальные особенности и т.п.

Выделяются несколько этапов консультирования по проблемам управленческой карьеры:

    оценка знаний, умений и навыков руководителя. Анализ особенностей его управленческой деятельности. Психодиагностика.

    Оценка потребностей в управленческих кадрах, системного окружения. Анализ статистических закономерностей построения карьеры в данной отрасли производства, организации. Прогноз изменения среды.

    Анализ карьерных устремлений руководителя и установления конечной цели данного временного отрезка

    Определение необходимых мероприятий (обучение, подготовка, перемещения и т.д.) с учетом имеющихся ресурсов и промежуточных уровней иерархии системы управления.

    Контроль и коррекция выполнения плана

Положительные результаты консультирования могут быть достигнуты при наличии двух условий: определенных предварительных исследований и заинтересованности руководителей в том, чтобы активно использовать полученную информацию, следовать рекомендациям консультантов. Основой консультаций по проблемам управленческой деятельности или планированию карьеры являются психологические, социальные, экономические исследования, статистический анализ, которые позволяют собрать и обобщить информацию об особенностях становления руководителя, его проблемах. Анализ биографических данных позволяет выявить критические моменты в его формировании, психодиагностические методы – оценить личностные особенности.

Выделяются несколько видов консультирования по проблемам управленческого пути.

Первый вид – пассивное консультирование. Руководитель хочет высказаться по наиболее важным для него проблемам управленческой деятельности, ищет сочувствия, признания, поддержки. Консультации в этом случае проходят в форме монолога руководителя. Роль консультанта сводится к активному слушанию. Высокая эффективность пассивного консультирования достигается за счет снятия напряжения, осознания руководителями собственных целей, проблем и ограничений, стимулирования саморазвития.

Вторым видом консультирования является целенаправленное индивидуальное информирование о результатах оценки. Консультации сводятся к получению руководителем дополнительной, разнообразной информации. В этом случае возникают проблемы, связанные с доверием к источнику информации, его авторитетностью для руководителя. Наиболее эффективным видом является формирующее консультирование в соответствии с запросом руководителя: «Помогите разобраться в новой ситуации и делать все правильно». В этом случае цели консультируемого и консультанта совпадают. Консультации такого вида имеют большое значение для вновь назначенных руководителейили при резком изменении системного окружения. Четвертый вид консультирования – корректирующий. Он является ответом на вопрос руководителя: «что-то в моей управленческой деятельности не так». Коррекция сложившегося стиля управления и руководства, управленческой концепции, отношений и установок, ускорение должностного продвижения после его стабилизации – основные задачи этого вида консультирование.

Групповая сессия. Эта форма не требует больших материальных задач, но она имеет серьезный недостаток – отсутствие индивидуальной оценки работников.

Ротация по службе – широко применяемый метод подготовки управленческих кадров. Перемещая руководителя низового звена из отдела в отдел на срок от трех месяцев до одного года, организация знакомит нового руководителя со многими сторонами деятельности. В результате молодой менеджер познает проблемы различных отделов, уясняет необходимость координации, неформальную организацию и взаимосвязь между целями различных подразделений. Такие знания необходимы и для успешной работы на более высоких должностях, но особенно полезны для руководителей низших уровней управленческой иерархии. Очень часто прибегают к ротации японские организации. Наиболее важным является тот факт, что каждый работник знает, что в течение всей своей карьеры, он будет переходить из одних подразделений фирмы в другие, даже расположенные в разных географических местах. Кроме того, во многих японских фирмах ротация в течение всей трудовой жизни распространяется на всех ее служащих.

Различные формы самооценки. Это путь наиболее дешевый, однако, следует иметь в виду, что многие работники не обладают способностью к объективной самооценке. Человек должен определиться со своими желаниями и возможностями и через консультирование понять, какого рода средства ему необходимы (обучение, тренинг).

Организация в свою очередь также должна определить свои потребности и возможности в области кадровой политики, чтобы спланировать и обеспечить необходимую информацию, а также возможности обучения и развития своих сотрудников. Совмещение личных потребностей сотрудника и потребностей организации может происходить различными способами. Наиболее распространенными являются неформальное консультирование менеджерами по управлению персоналом и консультирование непосредственным руководителем.

Консультирование непосредственным руководителем является частью оценивания работника. Характерной чертой эффективной оценки работы является то, что она позволяет работнику не только понять, насколько хорошо он работает, но и видеть свои перспективы. Это пробуждает интерес работника к планированию продвижения. Руководители должны быть готовы дать подчиненным информацию о потребностях и возможностях не только в пределах одного участка, но и в организации в целом.

Растет число фирм, которые пользуются услугами различных оценочных центров развития. Обычно внимание уделяется очень способным и «быстро шагающим» кандидатам. В этих центрах определяют сильные и слабые стороны работника с следующих областях:

    Анализ проблем

    Коммуникация

    Постановка целей

    Принятие решений

    Разрешение конфликтов

    Отбор, обучение, мотивация работников

    Контроль за работниками

    Использование времени

На основе результатов в каждой из этих областей работник сам устанавливает личные задачи и цели продвижения.

Метод перспективной профессиональной поддержки сочетает индивидуальное консультирование с экономическими преимуществами группового и состоит из трех этапов:

    Консультант проводит стационарный семинар для группы работников или индивидуальное собеседование по телефону, если клиент один. Его тематика – содержание понятия «развитие карьеры», его цели и методы, роль работника в процессе развития карьеры.

    Работник выполняет ряд тестов, оформленных в виде типовых бланков самооценки. Они составляются по стандартной форме и включают набор вопросов с некоторыми вариантами ответов. Заполненные формы передаются консультанту.

    Консультант подытоживает результаты анкетирования и составляет подробный отчет по каждому работнику. В отчете характеризуются профессиональные знания и умения работника, его мотивация, интересы в сфере работы и служебного роста, их соответствие деловым качествам, перечисляются возможные направления карьеры, делаются рекомендации, как вести себя в дальнейшем, в частности как строить взаимоотношение с начальством, какую информацию из отчета можно сообщать третьим лицам.

Метод кривых карьеры. Кривая карьера – это формализованное представление о том, какой путь должен пройти специалист для того, чтобы получить необходимые знания и овладеть нужными навыками для эффективной работы на конкретном месте. Кривые карьеры позволяют осуществлять перспективное планирование индивидуального продвижения работников и определять комплекс задач, выполняемых данной группой персонала.

Карьера руководителя и специалиста – это всесторонние творческое и профессиональное развитие личности в процессе деятельности и его должностной рост, базирующиеся на потенциальных возможностях, непрерывном образовании, мотивационных процессах. Карьера работника почти полностью зависит от его желания ее развития, а предприятие должно содействовать этому, если это отвечает его планам.

Компания Мс Kinsey провела международное исследование с целью оценить эффективность различных методов развития персонала, которые используются в компаниях. Основной вывод был неожиданным. Оказалось, что люди в зрелом возрасте, занимающие руководящие позиции, учатся только тогда, когда осваивают то, что они делать не умеют. Наиболее эффективными методами явились:

    Работа в новой должности с расширенными обязанностями. Наиболее качественный рывок в своем профессиональном развитии человек совершает, когда от него требуется сделать то, чего раньше он никогда не делал.

    Полная реорганизация того, чем руководит человек

    Участие в крупном проекте, который предполагает взаимодействие с различными контрагентами и длится достаточно долгий период времени.

    План индивидуального развития человека.

На развитие руководителей оказывает высокое положительное воздействие работа за рубежом в той же должности и с теми же обязанностями, но в другой национальной культуре.

Неэффективными оказались такие широко распространенные методы, как:

    Традиционное профессиональное обучение. Программы, которые проводятся в аудитории, хороши для постановки концептуальных вопросов, как попытки по-другому посмотреть на технологии повседневной работы, но для развития каких-либо навыков они действительно не очень результативны.

    Тестирование. Оно помогает выявить пробелы, но не дает возможности их ликвидировать.

    Зачастую сотрудника не умеющего управлять людьми, ставят руководителем сложного коллектива, предполагая, что в стрессовой ситуации он быстро этому учится. Оказывается, что эффективность такого назначения не высока.