Карьерные траектории и рост дохода выпускников МВА и Еxecutive МВА. Что западные работодатели хотят от выпускников мва

Газета Financial Times провела опрос среди работодателей о навыках и умениях, которые они хотят видеть у выпускников МВА. В роли респондентов выступило 48 компаний, распределенных по 12 отраслям экономики (финансовая деятельность, ритейл, электронная торговля и прочие). Компании локализированы по всему миру: в пул исследования попали представители из США, Европы, Бразилии, Китая, Нигерии и других стран.

Суть опроса – оценка навыков и умений соискателей с дипломом МВА. Всего представлено 29 таких навыков (soft и hard skills), и компаниям необходимо выбрать наиболее и неимение важные из них. Опрос проводился анонимно.

Наиболее важные навыки

  1. Умение работать с разными людьми («проголосовало» 76% респондентов).
  2. Эффективный тайм-менеджмент (72%).
  3. Понимание влияния цифровых технологий и инноваций на бизнес.

Наиболее значимые для респондентов навыки – это soft skills («мягкие навыки»), тогда как «твердым навыкам», базовым предметным знаниям, была отведена второстепенная роль. При этом компании заявили, что найти выпускника, который способен управлять своим временем, — довольно сложно.

Отсутствие hard skills в первой пятерке, по мнению респондентов, связано со спецификой деятельности конкретных компаний. В узконаправленных отраслях (например, нефть и газ, гражданское строительство, транспорт и энергетика) наличие диплома МВА не является решающим фактором в пользу выбора сотрудника на руководящую должность. Работодатели не уверены, что школы бизнеса дают актуальные для отрасли знания и учат правильным навыкам.

Наименее важные навыки

  • Навыки в сфере маркетинга.
  • Навыки в области статистики.
  • Корпоративная ответственность и менеджмент окружающей среды.
  • Программирование.
  • Узкоспециализированные финансовые знания и умения.

Еще одна причина отнесения «твердых навыков» к менее важным – неуверенность работодателей в том, что тематические исследования в программах МВА подойдут их компаниям. По мнению респондентов, большинство изучаемых в бизнес-школах кейсов основано на примерах крупных американских корпораций. Полученные знания сложно применить к мелким компаниям с собственными традициями и региональными особенностями.

Наиболее сложные навыки для рекрутинга

  1. Использование социальных медиа для увеличения прибыли.
  2. Тренерские или коучинговые навыки, умение обучать других.
  3. Финансовое прогнозирование.
  4. Работа с большими данными (Big data).
  5. Навыки строительства бренда и написания историй о бренде.

Сложности начинаются тогда, когда на управленческую должность ищут кандидата с техническими навыками и опытом. К примеру, менеджер продуктов в ИТ компании должен быть и хорошим управленцем, и знать методологию анализа Big data. Поэтому здесь важен не только диплом МВА, но и квалификация в отрасли.

Наиболее простые навыки для рекрутинга

  1. Навыки в сфере маркетинга.
  2. Проектный менеджмент.
  3. Коммуникативные навыки. Нетворкинг.
  4. Умение решать комплексные проблемы.
  5. Умение работать с разными людьми.

Найти выпускника МВА с практическими навыками по направлению маркетинг или проектный менеджмент проще, так как эти предметы чаще преподаются школах бизнеса.

По материалам исследования ft.com

Написала и перевела Инна Колдун

Недавно компания topmba.com, известная организацией мировых турне World MBA Tour, выпуском справочников по МВА: The MBA Career Guide и исследованиями рынка МВА, провела очередной опрос крупнейших работодателей мира International Recruiters Survey 2003. Цель этого масштабного исследования - выявить последние тенденции на рынке бизнес-образования и трудоустройства выпускников МВА. О некоторых из них читайте ниже.

Тенденции

В опросе приняло участие 4000 работодателей - международные корпорации и компании, не ограничивающие поиск высококлассных профессионалов пределами своей страны. Глобализация бизнес-образования и диплома МВА - одна из главных тенденций, выявленных исследованием.

МВА (магистры бизнес-администрирования) становятся востребованными действительно в глобальном масштабе, неважно, находится работодатель в Бомбее или Буэнос-Айресе, Бостоне или Брюсселе. И это расширяет возможности выпускников бизнес-школ, делает их более мобильными.

К примеру, в последнее время число рабочих мест для МВА в Нью-Йорке уменьшилось, зато в Пекине наблюдается настоящий бум на этих специалистов. Наметился рост и в Восточной Европе, Австралии и Индии, странах, которые до недавнего времени были мало заинтересованы в МВА.

Выпускники менее известных школ начинают потихоньку конкурировать с элитой. У них не такие высокие требования к зарплате, а знаний зачастую столько же. Многие компании, особенно не входящие в число международных гигантов, предпочитают выпускников местных сильных школ тем, у кого диплом школы с мировым именем.

Согласно исследованию, в этом году ситуация с приемом на работу выпускников МВА улучшилась по сравнению с предыдущим годом. Это относится к двум сферам: производству и консалтингу. Производственные компании, особенно активно развивающие международную сеть филиалов (к, примеру, Siemens, DaimlerChrysler, BASF), даже создают специальные программы по привлечению лучших МВА. Другой быстрорастущий рынок - IT и телекоммуникационные компании. В финансовом секторе значительных изменений не наблюдается. Однако, по прогнозам рекрутеров, в следующем году ожидается рост во всех

областях. Зарплаты МВА в этом году увеличились на 2%, в целом же за последние семь лет они поднялись на 16,5%. Рост зарплат прогнозируется и дальше, особенно в Северной Америке и Азии.

Строя прогнозы на будущий год относительно судьбы МВА, эксперты полны оптимизма. "Рекрутеры возвращаются в кампусы и планируют взять на работу в 2004 году гораздо больше выпускников МВА, чем в последние годы", - говорит Элисон Эдмондс из Манчестерской бизнес-школы. Ее слова подтверждает Мелисса Карлсон из американской Tuck School of Business: "Мы ожидаем 100-процентное трудоустройство выпускников будущего года".

Эдриан Баррет из международной службы трудоустройства выпускников МВА добавляет: "Все больше небольших компаний берут на работу МВА. Срабатывает цепная реакция: сначала в такую компанию устраивается один МВА, и получив право нанимать новых сотрудников, он привлекает себе подобных".

Принято считать, что обладателя диплома МВА ждет карьера управленца высшего звена, в сферу ответственности которого входит стратегический менеджмент и развитие компании. Тем не менее статистика показывает, что большинство занимается консалтингом и маркетингом. Наименее популярная сфера приложения диплома МВА в последнее время - электронная коммерция.

Чем занимаются выпускники МВА

Консалтинг - 18%

Маркетинг - 14%

Стратегическое планирование - 12%

Консалтинг в области финансов - 10%

Продажи и развитие - 10%

Финансы - 9%

Общий менеджмент - 8%

Операционный менеджмент - 6%

IT/технологии - 5%

Логистика/закупки - 5%

E-коммерция - 3%

Десятка ведущих консалтинговых компаний по найму МВА в 2003 году

Accenture

AT Kearney/EDS

Boston Consulting Group

Booz Allen

Bain & Company

Deloitte Consulting

IBM Consulting

McKinsey & Co

Mercer Management Consulting

Roland Berger

Десятка ведущих банков и финансовых компаний по найму МВА в 2003 году

ABN Amro

American Express

Barclays Capital

Citigroup

Deutsche Bank

GE Capital

Goldman Sachs

JP Morgan Chase

Merrill Lynch

Morgan Stanley

Десятка ведущих производственных компаний по найму МВА в 2003 году

Eli Lilly

Ford

General Electric

General Motors

GlaxoSmithKline

Johnson & Johnson

L"Oreal

Pfizer

Procter & Camble

Unilever

Десятка ведущих компаний в сфере высоких технологий по найму МВА в 2003 году

AOL Time Warner

AT&T

Bertelsmann

British Telecom

IBM

Lucent

Microsoft

Philips

Siemens

Vodafone

Чего хотят работодатели

Исследование показывает, что больше половины работодателей (53%) ищет кандидатов с опытом работы от одного до четырех лет, 38% заинтересовано в специалистах с опытом от 4 до 8 лет. По мнению рекрутеров, именно такие МВА обладают оптимальным сочетанием молодости, энергии, профессионализма и разумных амбиций. Те, у кого профессиональный опыт превышает 8 лет, рассчитывают уже на гораздо большую зарплату, более высокую позицию и более эксклюзивную работу. Но таких кандидатов, а соответственно, и работодателей, немного (9%), так же, как и абсолютных новичков без опыта (5%).

Говоря же о профессиональных навыках, работодатели ставят на первое место умение управлять людьми, стратегически мыслить и лидерские качества. Это, по их мнению, гораздо важнее академических, финансовых и IT-знаний. Среди прочих важных составляющих успешного кандидата и будущего управленца - предпринимательство, знание международного рынка и наличие международных связей, способность мыслить и работать в глобальном масштабе.

Чего хотят МВА

Как известно, степень МВА получают не только ради карьеры, но и ради высокого дохода. Всплеск интернет-бизнеса в 1999 году (так называемый dot.com boom) вознес зарплаты МВА до заоблачных высот. Однако обвал этого рынка уже в следующем году и начавшаяся в 2001 году рецессия экономики охладили пыл работодателей, и средний уровень зарплат упал. И только в этом году снова наблюдается небольшой подъем, который, по прогнозам, продлится и в будущем, причем уже к концу 2004 года достигнет докризисной отметки. (см. график 2). Правда, рост зарплат МВА наметился только в США и Азии,

в Европе пока все осталось по-прежнему. В ожидании очередного подъема, эксперты советуют не терять времени и соглашаться на работу, которая, возможно, и не соответствует ожиданиям по зарплате, но может способствовать развитию профессиональных навыков, знаний и связей. Хотя, несмотря на неустойчивость экономики, игра стоит свеч: ведь, по статистике, диплом МВА обеспечивает его обладателю увеличение дохода на 50-100% по сравнению с тем, что он имел раньше.

Средняя зарплата МВА в США и Европе ($)

1996 - 65106

1997 - 66678

1998 - 66563

1999 - 73807

2000 - 78372

2001 - 81680

2002 - 74367

2003 - 75846

Самые высокие зарплаты - в финансовом секторе, здесь же и самые крупные бонусы и компенсации, в результате чего средний общегодовой доход МВА, работающих в этой области, переваливает за $100 тыс. Второе место по финансовой привлекательности на сегодняшний день занимает консалтинг. Однако если учитывать бонусы, то ему почти не уступает высокотехнологичный бизнес (IT, телекоммуникации, телефония).

Общий уровень доходов по секторам ($)

Производство: з/п 69392, бонус 13642

Высокие технологии: з/п 69281, бонус 20656

Консалтинг: з/п 73964, бонус 16143

Финансы: з/п 81144, бонус 26107

Компании, работающие в США и Западной Европе, предлагают примерно одинаковую зарплату выпускникам МВА. Немногим уступают и международные корпорации и инвестиционные банки, расположенные в Азии (правда, главным образом, в крупных финансовых центрах - Гонконге, Токио, Шанхае). Более низкие доходы у МВА в Латинской Америке и Восточной Европе. Это обусловлено рядом причин: нестабильной экономикой, меньшей инвестиционной привлекательностью, неустойчивой валютой, а кроме того, более низкой стоимостью жизни. Последнее, кстати, имеет большое значение при выбор

е места работы. Ведь, безусловно, реальный доход гораздо важнее номинального. А цифры говорят, что, например, в Мексике стоимость жизни на 24% ниже, чем в Штатах. Значит, отмеченная разница в зарплате в 33% не имеет большого значения, потому что уровень жизни мексиканца и американца с МВА примерно одинаковый. В то же время, скажем, Япония на 36% дороже США, при этом японский МВА получает в среднем на 10% меньше, так что его уровень жизни существенно ниже. Если верить цифрам, лучше всех себя чувствует обладатель диплома МВА, живущий и работающий в Восточной Европе. На

пример, стоимость жизни в Венгрии на 55% ниже, чем в США, а зарплата меньше всего на 44%. Подобных цифр по России нет в исследовании. Но если учесть, что Москва - один из самых дорогих городов мира, то вряд ли бы получилась такая же оптимистическая картина, как с Венгрией.

Средняя зарплата МВА по регионам ($)

США - 76953

Западная Европа - 75929

Азия - 70182

Латинская Америка - 51070

Восточная Европа - 49667

Патрик МакДональд

В 2017 году, в рамках подготовки очередного, восьмого по счету, «Народного рейтинга» лучших бизнес-школ МВА на российском рынке, портал «МВА в Москве и России» (сайт) провел опрос выпускников программ МВА и Executive MBA 2013-2015 гг. выпуска.

По сумме среднеарифметических оценок выпускников программ MBA и EMBA определялись оценки следующие параметров:

  • увеличение дохода
  • карьерный рост
  • уровень установленных деловых связей
  • личное и профессиональное развитие

Каждый параметр выпускники оценивали от 1 (бесполезно) до 5 (отлично). Следует подчеркнуть, что все эти оценки выражают степень удовлетворенности выпускников результатами обучения и не всегда напрямую связаны с конкретными цифрами дохода, который выпускники получают через два года после окончания бизнес-школ.

Главной особенностью результатов опроса являются более сдержанные оценки практически по всем показателям. Этому может быть несколько объяснений, от снижения качества подготовки до влияния общеэкономической ситуации. Очевидно, в 2014-2015 гг. сильно выросли требования работодателей к знаниям и умениям менеджеров, в то время как рост зарплат был ограничен. Поэтому слушатели, в свою очередь, предъявляют более высокие требования к обучению и хотели бы видеть более эффективную отдачу.

Судя по оценкам, можно предположить, что многие бизнес-школы не смогли быстро перестроиться и продолжают обучать в прежнем, «докризисном» режиме. Только оценки личного и профессионального развития по-прежнему высоки, тут бизнес-школы выдают стабильно высокий результат.

На основе анкетирования выпускников МВА 2013-2015 годов выпуска был обновлен портрет обучающихся на программах МВА в российских школах бизнеса . По-прежнему, большинство составляют мужчины, хотя их доля снизилась с 74% до 68%. Соответственно, доля слушательниц МВА выросла на 6%.

Как видно, наиболее крупные возрастные сегменты составляют более трех четвертей (76%).

Большинство выпускников МВА решило получать бизнес-образование , работая на позициях менеджеров среднего (42%) и высшего звена (28%). Оставшуюся треть составляли линейные менеджеры (19%) и владельцы бизнеса (11%).

После обучения на МВА доля менеджеров среднего звена сократилась на 17%, доля линейных менеджеров - на 15%. В это же время число менеджеров высшего звена выросло на 20% , а число владельцев бизнеса увеличилось вдвое (22%).
Карьерные траектории внутри каждой категории менеджеров показывают общую тенденцию на неуклонное повышение по службе после завершения обучения на МВА.

В международных рейтингах бизнес-школ обычно используются реальные цифры годовой заработной платы, которые сообщают выпускники МВА. Отечественная ментальность не предполагает откровенности такого рода, поэтому в Народном рейтинге выпускник указывает лишь процент увеличения своего дохода и оценивает удовлетворенность его ростом по пятибалльной шкале. Иными словами, выпускник оценивает степень соответствия фактического результата зарплатным ожиданиям при поступлении.

В подавляющем большинстве случаев карьерный рост сопровождался увеличением дохода. Средний рост дохода по всем должностным категориям слушателей МВА через 2 года после окончания бизнес-школ в Москве составил 47% , в Санкт-Петербурге - 58% , в регионах - 34% .

БИЗНЕС-ШКОЛА РОСТ
ДОХОДА
%
МОСКВА
Международные программы МВА&EMBA Кingston/ РАНХиГС
71
Институт бизнеса и делового администрирования РАНХиГС
64
Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС 63
Высшая школа корпоративного управления РАНХиГС 56
Институт налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ «Высшая школа экономики» (ВШЭ)
55
Высшая школа бизнес-информатики НИУ ВШЭ
Банковский институт НИУ ВШЭ 54
Школа бизнеса и международных компетенций МГИМО
53
Школа IT-менеджмента РАНХиГС 52
Бизнес-школа МФЮА 49
Международная школа бизнеса Финансового Университета при Правительстве РФ
Высшая школа финансов и менеджмента РАНХиГС 48
Международный институт менеджмента ЛИНК
Институт государственной службы и управления РАНХиГС 47
Высшая школа бизнеса ГУУ 45
Бизнес-школа «Синергия» 43
Высшая школа управления проектами НИУ ВШЭ 43
Бизнес-школа школа ВАВТ 41
Академия PwC 39
Плехановская школа бизнеса Integral РЭУ
37
Moscow Business School 36
Экономический факультет МГУ им М.В.Ломоносова
31
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Бизнес-школа Бизнес-школа ИМИСП
67
Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета

66

Высшая экономичекская школа СПбГЭУ 53
Бизнес-школа AMI 50
Программа МВА Балтийского государственного технического университета "Военмех" (Санкт-Петербург)
48
РЕГИОНЫ
Высшая школа бизнеса Казанского федерального университета (Казань) 51
Высшая школа бизнеса Новосибирского государственного университета экономики и управления 39
Бизнес-школа EMAS (Москва-Нижний Новгород) 34
Байкальская международная бизнес-школа Иркутского государственного университета (Иркутск) 24
МВА-центр (Бизнес-школа) Уральского федерального университета (Екатеринбург) 23

В шорт-лист участников VIII Народного рейтинга из 43 бизнес-школ по числу представленных анкет смогли пройти только тридцать. Как и в предыдущих рейтингах, для компенсации погрешностей, одно рейтинговое место присваивалось школам, итоговые суммы баллов которых различались между собой менее, чем на 0,03.
Участники VIII Народного рейтинга бизнес-школ совокупно представляют не менее 95% рынка российских программ МВА. Показатели по каждой школе бизнеса представлены .

Источник данных

С февраля по май 2017 г. на портале «MBA в Москве и России» было проведено онлайн-анкетирование выпускников бизнес-школ, получивших диплом MBA в период с 2013 по 2015 годы. В опросе приняли участие 980 выпускников 43 российских бизнес-школ из девяти регионов: Москва. Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Казань, Уфа, Екатеринбург, Пермь, Новосибирск, Иркутск.

Бизнес-школы, выпускники которых приняли участие в анкетировании на портале «MBA в Москве и России»

1. Байкальская международная бизнес-школа Иркутского государственного университета (Иркутск)
1. Академия PwC
2. Балтийский государственный технический университет "Военмех" (Санкт-Петербург)
3. Банковский институт НИУ «Высшая школа экономики» (Москва)
4. Бизнес-школа Всероссийской академии внешней торговли (Москва)
5. Бизнес-школа AMI (Санкт-Петербург)
6. Бизнес-школа ИМИСП (Санкт-Петербург)
7. Бизнес-школа МФЮА (Москва)
8. Бизнес-школа EMAS (Нижний Новгород - Москва)
9. Бизнес-школа Уральского федерального университета (Екатеринбург)
10. Высшая школа бизнес-информатики НИУ ВШЭ (Москва)
11. Высшая школа бизнеса Государственного университета управления (Москва)
12. Высшая школа бизнеса Казанского федерального университета (Казань)
13. Высшая школа бизнеса Новосибирского государственного университета экономики и управления (Новосибирск)
14. Высшая школа корпоративного управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Москва)
15. Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург)
16. Высшая школа управления проектами НИУ ВШЭ (Москва)
17. Высшая школа финансов и менеджмента РАНХиГС (Москва)
18. Высшая экономическая школа Санкт-Петербургского государственного экономического университета (Санкт-Петербург)
19. Институт бизнеса и делового администрирования РАНХиГС (Москва)
20. Институт государственной службы и управления РАНХиГС (Москва)
21. Институт коммуникационного менеджмента НИУ ВШЭ (Москва)
22. Институт мировой экономики и бизнеса Российского университета дружбы народов (Москва)
23. Институт налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ ВШЭ (Москва)
24. Каспийская Открытая школа бизнеса «АстраханЛИНК» (Астрахань)
25. Международная школа бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ
26. Международный институт менеджмента ЛИНК (Москва)
27. Международные программы МВА и ЕМВА РАНХиГС с Kingston University (Москва)
28. Международный центр подготовки кадров в области логистики НИУ ВШЭ (Москва)
29. Московский государственный строительный университет (Москва)
30. Московская школа управления «Сколково» (Москва)
31. Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС (Москва)
32. Плехановская школа бизнеса «Intregral» Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова
33. Стокгольмская школа экономики в России (Санкт-Петербург-Москва)
34. Урало-Сибирский институт бизнеса (Екатеринбург)
35. Факультет финансов и банковского дела РАНХиГС (Москва)
36. Школа бизнеса и международных компетенций Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России (Москва)
37. Школа бизнеса Линкама (Пермь)
38. Школа бизнеса "Синергия" (Москва)
39. Школа IT-менеджмента РАНХиГС (Москва)
40. Экономический факультет Московского государственного университета (Москва)
41. First_Business_School (Уфа)
42. City Business School (Москва)
43. Moscow Business School (Москва)

История МВА началась с одной важной даты. Дортмутский колледж (штат Нью Хэмпшир, США) на заре ХХ века в 1901 году присвоил своим выпускникам степень Master of Business Administration . В то время это было очень актуально, но не так почетно, как сегодня. Степень МВА означала, что выпускник колледжа готов работать в сфере производства и рынка. И только через полвека стало возможно получить бизнес-образование в Европе. Первой эту волну подхватили ведущие учебные заведения Лондона и Манчестера в Великобритании. Остальная Европа «созрела» намного позднее. Россия познакомилась с бизнес-образованием уже в 90-е годы в силу понятных причин.

Самый первые выпускники программы MBA появились в 1908 г. в школе бизнеса Гарварда, которая была открыта в 1906 г. А 1907 год стал годом создания в России Московского Высшего коммерческого училища. Оно стало фактически первой в России и Европе школой бизнеса . Инициаторами проекта выступили меценаты и представители элиты российского бизнеса. Хотя часть историков считают, что начало эпохи МВА в мире положил 1902 год, так как именно тогда Дартмутский колледж города Ганновер в штате Нью-Гемпшир (США) впервые в истории выпустил специалистов, прошедших программу М.С.S. (Master of Commercial Science). Эту программу считают в чем-то прообразом МВА. Но историки считают эту дату спорной и неточной, поэтому за точку отсчета МВА образования принимают именно 1908 год.

Разумеется, на этой волне открылась масса школ, приписавших себе приставку "бизнес". Время показало, кто из них предлагал качественное образование , оставшиеся просто исчезли, а настоящие бизнес-школы со временем трансформировали свои программы в соответствии с западными образцами. Они прошли проверку на качество, получив аккредитацию. И именно их дипломы у работодателей вызывают уважение и гарантируют если не место в топ-менеджменте, то как минимум горячее рукопожатие президента заинтересовавшей Вас компании и большие перспективы на будущее.

Правда, такое образование дорого стоит. Поэтому многие соискатели выбирают обучение в бизнес-школах, которые предоставляют так называемые "псевдо MBA" (junk-MBA). Они не соответствуют стандартам, но, тем не менее, преподаются. Они дешевле и короче, поэтому пользуются популярностью у неосведомленных или не слишком заинтересованных людей.

Если же Вас интересует настоящий, аккредитованный МВА, обратитесь в AACSB (Американскую ассамблею школ бизнеса), AMBA (The Association of MBAs - Ассоциацию учебных заведений, присваивающих степень MBA) или EQUIS (European Quality Improvement System - Европейская система улучшения качества). Сегодня именно эти учреждения производят аккредитацию бизнес-школ и программ МВА. Именно в них Вы найдете максимум достоверной информации о качестве той или иной программы подготовки Магистров делового администрирования.

Еще ни одна программа обучения за последние сто лет не претерпевала столь серьезных изменений в такое рекордно короткое время. И каждое из них диктовала необходимость приспосабливаться к реалиям времени. Самая первая бизнес-программа включала в себя экономические и бухгалтерские курсы. Так как Америка на тот момент нуждалась в этих специалистах из-за финансовой нестабильности в государстве. Это было похоже на аспирантуру – пойти на обучение можно было сразу по окончании высших учебных заведений. И этот подход вместе с программой быстро подхватили другие штаты.

Но при этом многие очень уважаемые вузы Америки категорически отказывались включать в свои программы обучения курс МВА из-за предубеждения, что он «торгашеский». Понадобилось время, чтобы общество убедилось в необходимости подобных программ. Но проблемы у МВА не закончились. В 1959 году были опубликованы два доклада, которые обвиняли программу МВА в ее доступности. Авторы утверждали, что не должны напоминать дома отдыха, доступные для всех, где можно отлично провести время. Ответную реакцию мы чувствуем и сегодня – бизнес-образование стало элитарным, имеет высокие требования к степени подготовки потенциальных кандидатов.

Параллельно с ужесточением требований к претендентам школы МВА стали уделять больше внимания исследованиям. Этим они заработали благосклонность представителей академического образования и навлекли на себя гнев представителей бизнеса, которым были необходимы не теоретики-исполнители, а готовые к действию, практико-ориентированные управленцы.

Поэтому в соответствии с требованиями времени, бизнес-школам пришлось разделить программу на две части: в первый год предлагались основные дисциплины, а второй включал в себя предметы более специализированные с предоставлением возможности учащимся выбирать более подходящие для его целей. Это и стало процессом формирования классической модели курса МВА. Современным бизнес-школам довольно регулярно приходится обновлять материалы для своих программ, чтобы не отстать от времени. Последней тенденцией стала необходимость добавлять в программу дисциплины, которые раньше не пользовались пристальным вниманием, но, как доказала практика, они важны не менее, чем право или финансы. Это лидерство, этика, межличностные и межкультурные отношения и т.п. Современными программами МВА предусмотрено не только «накачать» выпускника теорией и практикой, но и развивать его как личность, задав направление для его дальнейшего роста.

История МВА в Европе

Первая европейская страна, которая подхватила новое веяние в бизнес-образовании, это Великобритания. Именно в Англии, в 1960-ые годы, через полвека после США, на базе лучших университетов Лондона и Манчестера появились первые школы МВА Европы. Причем идея основания таких элитных школ приживалась слабо – основателей обвиняли, что они копируют американские стандарты и отрываются от реалий собственной страны. Зато теперь через полвека Лондонская бизнес-школа – один из признанных лидеров бизнес-образования Европы.

Следует заметить, что не все школы МВА в Европе взяли для себя американскую модель. Например, IMD, Henley, INSEAD, и Ashridge образовала группа компаний, которая разрабатывала менеджмент-тренинги для собственных сотрудников. Французские бизнес-школ создали и всемернро поддерживают региональные и местные палаты коммерции. Создание первой российской бизнес-школы инициировало государство: в 1988 году специальное постановление Совета министров дало «зеленый свет» созданию первой в стране профессиональной школы бизнеса – Высшей коммерческой школе.

МВА ХХI века

По приблизительным подсчетам, в США диплом МВА имеет на руках каждый 250-й житель, т.е. количество специалистов этой квалификации насчитывается более миллиона. Ежегодно несколько сотен тысяч студентов вкладывают миллионы долларов в обучение. Степень MBA позволяет начать головокружительную карьеру , в этом уже убедилось большое количество бизнес-лидеров мирового уровня, закончивших в свое время бизнес-школы: сейчас они руководят такими компаниями, как Ебэй, Найк, Е-трейд, Моторола, Федеральный резервный банк и другие. В России волну бизнес-образования подхватила Moscow Business School. Адаптируясь к требованиям современного бизнеса, Мoscow Business School продолжает создавать инновационные продукты в области бизнес-образования. Школа гордится своими проектами MBA Company и МВА Start. Благодаря внедрению в обучающий курс новейших мультимедийных технологий и всемерной поддержке своих студентов во время процесса обучения, внедрению эффективного программного обеспечения Moscow Business School вполне способна вывести российское бизнес-образование на более высокий уровень конкурентоспособности.