Использование коричневого цвета в росписи. История возникновения росписи по дереву. Ее величество матрешка

Каждый без труда сможет назвать хохлому и гжель. Но вот о том, что видов русской народной росписи намного больше, знают немногие. В этой статье будут описаны наиболее известные стили декорирования.

Общая информация

Художественная роспись - это искусство декорирования поверхности при помощи красок. Роспись за недолгий промежуток времени стала частью повседневной жизни человека.

Русские народные стили росписи использовались для декорирования различных изделий. Расписывали как дерево и керамику, так и металл. По этому критерию можно разделить на три группы.

1. Основа - дерево. К этому виду искусства относятся:

  • Хохлома.
  • Федоскинская.
  • Роспись Северной Двины.
  • Прикамская роспись.
  • Мезенская.
  • Палех.

2. Основа - керамика. К этому виду искусства относится:

  • Гжель.

3. Основа - металл, который использовался для изготовления подносов. К нему относится:

Как можно видеть, наиболее популярна русская народная роспись по дереву. И это вполне понятно.

Самые известные виды русской народной росписи будут описаны ниже. Среди них хохлома, гжель, жостовская и городецкая роспись.

Хохлома

Самая, пожалуй, известная русская народная роспись - хохлома. Уникальна роспись тем, что благодаря специальной обработке в печах изделия не портятся даже от горячей пищи. Таким образом, дерево приобретает свойства керамики.

История

Этот русский народный стиль уходит корнями еще в 17 век в одноименную деревню, которая располагалась в области Нижнего Новгорода. Согласно одной из версий, сама идея хохломского промысла была принесена старообрядцами, которые спасались от гонений за "старую веру". Среди таких людей была немало иконописцев. К началу 18 века это место становится настоящим художественным сокровищем.

В настоящее время хохлома "переехала" в село Семино и город Семенов. Здесь до сих занимаются росписью, но уже в фабричных масштабах.

Элементы русской народной росписи

Красный, черный и золотой - три основные цвета, а желтый и зеленый цвета использовались в качестве дополнительных и в небольшом количестве. Кисти делаются из беличьих хвостов. Именно этот материал дает возможность провести тонкую линию.

Расписывать изделия могут двумя способами. Первый способ - сначала полностью черной краской закрашивается фон, а сверху наносится рисунок. Второй способ - сначала наносится контур орнамента, только после этого закрашивается фон.

Если внимательно посмотреть различные работы, выполненные в стиле хохлома, то можно выделить несколько основных узоров:

  • Осочки. Для этого узора нужно легко провести кончиком кисти сверху вниз.
  • Травинки. Элемент выглядит как небольшой мазок кистью с плавным утолщением.
  • Капельки.
  • Усики.
  • Завитки.
  • Кустик. Рисовался путем комбинаций осочек, травинок, капелек, усиков и завитков. Причем элементы всегда располагались симметрично друг другу.
  • Ягодки. В основном рисовали бруснику, смородину, рябину, клубнику или крыжовник.

Технология изготовления

В самом начале создавали деревянную основу. По большей части это были предметы быта: ложки, чаши и так далее. Такая основа называлась "белье". После просушки основу покрывают специально очищенной глиной и оставляют сушить на 7-8 часов. В процессе сушки изделие несколько раз покрывают маслом льняного семени.

Следующий шаг называется "лужение". В изделие втирают алюминиевый порошок специальным тампоном, сделанным из овечьей кожи. После этой процедуры предмет приобретает блеск и готов к росписи.

Гжель

Не менее известная русская народная роспись - гжель, в которой для рисования узоров используются только всевозможные оттенки синего цвета на белом фоне.

История

Название русской народной росписи гжель происходит из района Гжельский куст. Это объединение более 20 деревень в Московской области. Первое упоминание об этом виде русской народной росписи было в 14 веке во время правления Ивана Калиты. Изначально Гжель была цветной, но в 19 веке пришла мода на голландские изразцы и китайский фарфор. Выполнены изделия были в бело-голубых тонах. Вскоре это стало неотъемлемой чертой русского узора.

Основные сюжеты

Центральными героями почти всех изделий, выполненных в стиле гжель, становятся птицы, петухи или цветы. Сюжеты мастера русского узора берут из окружающей их среды. При этом сама роспись и форма изделия не противоречат друг другу, а составляют единое целое, дополняя друг друга.

Технология изготовления

Перед росписью обязательно проверялось качество фарфора. Изделие окуналось в фуксин. Таким образом фарфор окрашивался в розовый цвет, и на нем можно было рассмотреть малейшие трещины.

Как правило, мастера использовали краску на основе кобальта. До обжига изделия она была черная. В работе мастеру нужны были только кисть и краска. Но, используя различные техники, создавалось более 20 оттенков синего.

который использовался для декорирования металлических подносов. Существуют они и по сей день в деревне Жостово, которая находится в Московской области.

История

История жостовской росписи начинается в начале 19 века в ряде деревень Троицкой волости. Здесь появлялись первые мастера по росписи лакированных изделий, сделанных в технике папье-маше.

Возникновение привычного напрямую связано с братьями Вишняковыми. Благодаря их лавке производство подносов увеличилось. Начали появляться первые вещи, сделанные из металла. Они постепенно вытеснили другие поделки из папье-маше.

Основные сюжеты

В жостовской росписи главными персонажами работ являются цветы и растительные орнаменты. Иногда изображают сцены бытовой жизни, пейзажи, сценки гуляний, свадеб и так далее. Но самым распространенным считается изображение букета, который располагается в середине подноса, по краям которого идет мелкий золотой узор. Обычно в букете было несколько довольно больших цветов, окруженных россыпью более мелких.

Технология

Применялись подносы для двух целей: для бытового использования (в качестве подставки под самовар или для подачи пищи) и в качестве элемента интерьера. Материалом для изготовления подноса служит обыкновенное листовое железо. Форма же готового изделия может быть любой: круглой, прямоугольной овальной и т. д. Перед нанесением узора изделие проходит несколько важных этапов:

  • Грунтование.
  • Шпаклевание.
  • Шлифовку.
  • Лакировку.

Благодаря этому поверхность подноса становится идеально ровной. Для росписи используются масляные краски. По окончании работы изделие покрывается несколькими слоями бесцветного лака.

Непосредственно сама роспись выполнялась в несколько этапов:

  • Этап 1. Фон. На этом этапе выбирается основной цвет. Он будет использоваться в качестве фона. Отдавалось предпочтение черному цвету, но могли использовать белый, красный, синий и т. д.
  • Этап 2. Замаленок. На этом этапе делается основа будущего узора. Разбавленной краской мастер наносит очертания будущей композиции в соответствии со своей идеей. После этого подносы отправляют сушить в печь на несколько часов.
  • Этап 3. Тенежка. На этом этапе мастер, используя полупрозрачные краски, наносит тени на цветы. Тем самым делая их объемными.
  • Этап 4. Прокладка. Это самый ответственный этап. Сейчас мастер начинает уточнять многие детали, высветлять и реализовывать контрастный или же более гармоничный строй своей композиции.
  • Этап 5. Бликовка. На этом этапе при помощи бликов появляется свет и больший объем на лепестках цветов. Бликовка нужна для создания настроения и колорита.
  • Этап 6. Чертежка. Это последний этап работы над созданием букета. Используя очень тонкую кисть, мастер рисует едва заметные прожилки на листьях растения, делает кружевной край на листочках и семена в центре цветка.
  • Этап 7. Привязка. Этот этап является предпоследним в жостовской росписи. Художник рисует тончайшие стебельки, травинки и усики, исходящие от самого букета. Таким образом мастер устанавливает связь между букетом и фоном.
  • Этап 8. Уборка. На этом этапе украшается борт подноса. Обычно для этой цели используется геометрический или растительный узор. Стиль уборки зависит от желания мастера. Она может быть достаточно скромной и состоять из одного повторяющегося элемента, а может быть оформлена богато и разнообразно. Если пропустить этот этап, то изделие будет выглядеть незаконченным.

Так можно найти бесконечные варианты схожих мотивов. Но вы никогда не сможете найти точных копий или повторений.

Русская народная городецкая роспись существует с середины 19 века. Яркая и необычная, она служила украшением прялок, мебели, ставней и дверей.

История

Намеки на городецкую роспись можно заметить в резных прялках. В Городце они были уникальны тем, что донце (место, куда садилась пряха) украшалось при помощи особой техники. В углубления вставляли вырезанные из другой породы деревянные фигурки. Всего два вида дерева позволяли городецким мастерам создавать потрясающие произведения искусства. Позже к этому добавилась подкраска.

Во второй половине 19 века потребность на такие изделия возросла, что побудило мастеров отказаться от инкрустации дерева как сложной техники, перейти к простым живописным элементам.

Основные сюжеты

Нижегородская роспись делится на два типа: павловская и городецкая. Ими украшали сундуки, дуги, сани и так далее.

Городецкая русская народная роспись отличается содержательностью. Здесь можно увидеть самые различные сюжеты. По большей части это были ситуации бытового характера. При этом большую часть сюжета отводили под цветочные мотивы. Также можно встретить птиц и животных в роли главных героев росписи. Они могут быть как стилизованные, так и реалистичные. Как правило, изображения были симметричными, при этом животные или птицы смотрели друг на друга.

Для этой росписи характерно использование кругов-подмалевок, спиралей, капель, дуг, скоб, штрихов и точек. При этом последние типы узоров наносятся художником на завершающем этапе, чтобы "оживить" свою работу.

В росписи используется не так много цветов: красный, зеленый, синий и черный. Изображения наносятся на дерево без предварительного рисунка. Узоры наносятся сразу кистью, при этом мастер может использовать как широкие и свободные мазки, так и тончайшие штрихи.

Технология

Для создания росписи используют темперу - краску, которую изготавливают на основе сухих пигментов в виде порошка. При этом она может создаваться как из натуральных материалов, так и из их искусственных аналогов. Иногда используют смешения гуаши с клеем ПВА. Но нужно учитывать, что при высыхании цвет становится белесым. Поэтому перед тем как наносить следующий слой, дают высохнуть предыдущему.

Роспись совершается сразу на деревянной основе. При желании ее грунтуют красной, желтой или черной краской. Будущую композицию можно наметить тонкой линией при помощи простого карандаша. Но художники с большим опытом, как правило, пропускают этот этап и сразу же наносят узор кистью.

После полного высыхания рисунка изделие покрывается прозрачным лаком в несколько слоев, каждый из которых тщательно просушивается. Используют либо масляный лак, который наносится специальным тампоном, либо нитролак, для которого нужна помощь краскопульта. Это обеспечивает ровность и гладкость готового изделия. Такое покрытие нужно, чтобы защитить изделие от химических или механических повреждений.

Русская народная роспись сегодня

Даже в 21 веке роспись не теряет свою актуальность. Расписные изделия - это не просто часть интерьера. Многие из них имеют широкую функциональную нагрузку и активно используются в повседневной жизни. Например, нарезка продуктов на украшенной разделочной доске или же хранение хлеба в хлебнице, которая расписана мастером своего дела, все так же актуальны.

Расписные изделия внесут свой колорит даже в скромное помещение, сделав его уникальным. Но не стоит перегружать квартиру такими вещами, так как многие из них выглядят очень ярко. Будет достаточно двух-трех.

Также разные виды русской народной росписи активно используются для украшения стен, колонн, бордюров и других элементов интерьера. Подобное решение отлично смотрится в детской комнате или на кухне, так так сделает обстановку более яркой и положительной.

Важное место в культурном наследии Древней Руси занимает роспись по дереву. Вазы, дощечки, шкатулки, лари, деревянную посуду, настенные панно, подносы, прялки раскрашивали яркими красками и передавали из поколения в поколение.

Расписные предметы быта и интерьера украшают дома, квартиры и современных любителей этого старинного искусства. Сегодня широко используют декор мебели, посуды, музыкальных инструментов и различной сувенирной продукции.

Прежде чем определиться, какой стиль подойдёт для новичка, необходимо ознакомиться с классикой. Существует множество техник и видов росписи по дереву. Этим искусством издревле занимались и взрослые, и дети. Они изображали цветы и сцены из былин на деревянной посуде, предметах интерьера, панно. Орнаменты, рисунки, узоры - в каждом уезде имели особенности и значение. Зачастую название роспись получала от названия города, где зародилась техника.

Главное место в этом виде искусства занимает классическая роспись по дереву.

К ней относятся:

  • мезенская;
  • хохломская;
  • северодвинская;
  • городецкая.

Мезенский декор

Мезенская роспись - один из старейших видов декорирования . Она зародилась ещё до крещения древней Руси. Это отображается в орнаменте, который содержит языческие символы.

Для этого вида характерной чертой является использование в рисунках геометрических фигур - ромбов, крестов, дисков, а также схематических изображений лошадей и оленей. Каждый элемент имеет свое значение. Цветовая гамма - черный и красный.

Дерево перед работой не грунтуют, окрашивают красной краской, затем делают черную окантовку.

Зародилась в 17 веке в окрестностях Нижнего Новгорода . Отличается яркостью и насыщенностью цветовой палитры. Для изображения цветов, ягод, веток, реже - зверей и птиц, используют три основных цвета: черный, красный и жёлтый (золотой), один из которых фоновый.

Хохлома использует старинную иконописную технику золочения. Для экономии фон раскрашивается серебром либо оловом, затем наносится основное изображение и покрывается варёным льняным маслом (олифой) несколько раз (каждый слой просушивается отдельно в печи). От высокой температуры образуется золотистая пленка и серебряный фон переливается золотом. Расписываются деревянные изделия от руки без предварительного контурирования.

Эту роспись по дереву называют международной. Издавна на берегах реки Северная Двина останавливались поляки, старообрядцы, крестьяне-переселенцы - все, кто хотел уединиться и найти спокойное место. Они внесли свой вклад в развитие искусства росписи Севера.

Узнать технику можно по следующим признакам:

  • выполнение работ желтыми, красными и чёрными цветами;
  • использование в изображениях мифических существ (русалки, птицы);
  • присутствие изображений медведя и льва;
  • разделение мира на три части - земной, небесный, подземный.

На свадьбу молодым дарили изделие с изображением дерева жизни и пары голубей.

Городецкие узоры

Городецкая роспись, как и хохлома, появилась в Нижнем Новгороде, только гораздо позже - в 19 веке. Сюжеты из сказок и былин, городские сцены, цветочные композиции - основные изображения этой техники. Художники наносили рисунок без предварительного эскиза, вручную. Расписывали изделия темперными красками по яркому фону.

В первую очередь наносится фон, затем крупными цветовыми пятнами эскиз, рисунок раскрашивается тонкой кистью, и завершается роспись тонкими штрихами и точками белого цвета для детализации и контрастности. Кроме классических техник росписи, существует множество других, не менее ярких: владимирская, петриховская, гжель, волховская и др.

Подготовка к работе

Изучив основные виды и техники росписи, перед работой над изделием нужно подготовить все необходимое для творчества:

Начинающему мастеру важно правильно подготовить поверхность к работе. Нужно очистить и отшлифовать заготовку наждачной бумагой. В качестве грунтовки можно использовать краску для фона. После нанесения и просыхания рисунка важно закрепить результат прозрачным лаком, тогда произведение будет дольше радовать своим насыщенным и ярким цветом.

Выбор кистей также немаловажен. Для росписи чаще используют кисточки натуральные - беличьи, соболиные и колонковые. Для акриловой росписи подойдут и синтетические. Размеры кисточек обозначены цифрами. В работе используются кисти разных размеров, в зависимости от величины элементов рисунка, которые расписываются.

Виды красок

Для создания красивого и качественного изделия насыщенного цвета необходимо правильно подобрать краски. Поскольку дерево - это материал, который обладает разными свойствами (рассыхается, трескается со временем), важно выбрать краску стойкую и качественную.

Сегодня выбор красящих средств очень широк, в зависимости от мастерства и самого изделия для творчества, можно выбрать оптимальный вариант.

Чтобы расписанные предметы быта и мебели, посуда, игрушки, сувениры, шкатулки и доски не меняли свой цвет под воздействием солнца и воды, мастера-художники с незапамятных времён использовали темперную краску. Преимуществ у темперы достаточно .

  1. Легко растворима в воде.
  2. После высыхания ее нельзя размыть.
  3. Имеет однородную текстуру и покрывает рисунок непрозрачным слоем.
  4. Она не трескается, в отличие от аналогов.
  5. Хранится в закрытой посуде, не загустевает, не покрывается плесенью.

Изготавливается краска вручную, процесс довольно трудоемкий. Основа состоит из яичного желтка, который растирается с красителем.

На сегодняшний день представлены несколько вариантов темперы:

Важно знать, что ингредиенты темперной краски не взаимодействуют с металлами.

Для получения стойкого и насыщенного цвета изображения применяют акриловую и масляную краску. Они удобны в использовании, довольно густые по консистенции, их можно смешивать для достижения большего эффекта. Акрил сохнет быстрее масляной краски и имеет более насыщенную палитру цветов - это их основные отличия. Главным преимуществом акрила является создание защитной пленки на деревянной поверхности, поэтому нет необходимости в дополнительном вскрытии лаком (исключение - посуда, которая в дальнейшем будет использоваться).

Роспись по дереву акриловыми красками для начинающих включает: шлифовку заготовки; выравнивание поверхности; перевод рисунка; саму роспись; сушку готового изделия.

Особенность росписи акварелью по дереву заключается в быстром нанесении. Поскольку дерево от переизбытка влаги может испортиться, необходимо раскрасить деревянную заготовку быстро. С помощью акварели можно создавать воздушные образы, оттенять, делать плавные переходы. Для большего эффекта ее можно смешивать с другими видами красок.

Эта краска наиболее точно передает натуральные цвета, оттенки и идеально подходит для рисования портретов. Новичкам для тренировки можно выбрать деревянную заготовку матрёшки. Для начала необходимо перевести рисунок на изделие. Чтобы краска лучше ложилась, по нужному участку провести раз мокрой кисточкой. Сначала расписываются большие элементы рисунка, после чего они придаются цвету. После росписи изделие просушивается и вскрывается лаком.

Художественная гуашь

Альтернативой акриловой, масляной и акварельной краске для начинающих мастеров станет гуашь. Однако она уступает акриловой краске в яркости и насыщенности цвета. Процесс росписи гуашью трудоемкий, но увлекательный. Для создания деревянного изделия необходимо:

  • отшлифовать и отполировать доску наждачной бумагой;
  • покрыть заготовку морилкой для защиты структуры дерева;
  • прогрунтовать акриловой краской, подобрав нужный цвет;
  • перевести рисунок на доску либо от руки нарисовать эскиз будущего орнамента;
  • расписать изделие, предварительно добавить в гуашь клей ПВА, чтобы лучше ложилась краска;
  • покрыть лаком после окончания работы.

Начинающие мастера и любители в процессе работы используют разные способы и методы перевода изображения. Умение самостоятельно рисовать по дереву приходит со временем и с большим опытом. Чтобы перевести сложный орнамент или узор, используется калька. Ее накладывают на заранее выбранный рисунок, обводят его контуры, переворачивают и натирают графитом. Затем кальку необходимо приложить к деревянной поверхности и обвести изображение чем-нибудь острым.

Если фон будет темный, можно вместо графита использовать мыло. Самый простой способ перевода - копирка. Между листом бумаги с рисунком и заготовкой кладется копирка. Изображение обводится ручкой и отпечатывается на деревянной поверхности, после чего расписывается красками.

Мастер-класс росписи по дереву для начинающих

Одним из самых простых предметов для творчества является разделочная доска . С нее можно начать свой путь начинающему художнику.

Чтобы подготовить дощечку к работе и скрыть недостатки, необходимо ее прогрунтовать. Для этого используют картофельный крахмал или олифу. Выбрать простой узор (цветы, листья), чтобы отработать навыки. Перевести изображение на поверхность с помощью копирки. Для первой работы выбрать гуашь или акрил. Роспись досок начинать с крупных деталей, затем добавлять цвет и переходить к более мелким элементам. Последний этап работы - покрытие прозрачным лаком несколько раз. Каждый последующий слой наносится после полного высыхания предыдущего. После освоения техники, можно переходить к более сложным предметам для росписи.

отчет по практике

Глава 1. Роспись по дереву: история возникновения, виды росписи, актуальность

Художественная роспись - искусство декорирования красками или кистью какой-либо поверхности. Она является одним из самых древних видов народных промыслов, которые на протяжении многих столетий являлись частью повседневной жизни и культуры народа. Также роспись является ещё и самым популярным видом декоративно-прикладного искусства.

История росписи по дереву уходит в далекое прошлое, Когда люди научились изготавливать предметы и посуду из дерева, им захотелось каким-то образом украсить свой быт и обогатить его. Считалось, что расписные вещи отгоняли злых духов. В качестве красок изначально использовали сырье, которое было распространено в их местности (глина, уголь, мел), поэтому роспись каждого региона до сих пор уникальна и узнаваема.

Роспись по дереву условно можно разделить на традиционную и авторскую. Традиционная роспись развивалась в деревнях. Для нее характерна простота, лаконичность. Авторская роспись изготавливалась в городах мастерами. Эти работы отличались изяществом и профессионализмом. Техника сюжетных росписей сводилась к тому, что мастер наносил четкий контур рисунка на поверхность изделия, а затем раскрашивал его в разные цвета. Краски клались очень свободно и размашисто. Сюжетом для росписи служили обозначения различных символов, которые отождествляли Солнце-символ радости, Птицу-символ счастья и успеха, Утку- знак заката.

Для росписи по дереву характерны два основных направления - графическое и кистевое. Сначала возникла графическая роспись. В основу этой росписи положен линейный графический рисунок. Мастер рисовал травный или цветочный узор тонкой линией с помощью пера или палочки. Затем заливал фигуры разноцветными красками. Такой росписью искусно владели мастера, жившие на Северной Двине. Они писали свои композиции на светлом фоне зелеными, желтыми и красными красками. Но главным здесь был черный контур, который очерчивал весь растительный орнамент - кустики и цветы с крупными резными листьями.

Другое направление - свободная кистевая роспись. Эта роспись строится на выразительности живописного мазка и цветового пятна. Мастера этого стиля работают сразу кистью, моделируя цветом растительные формы, фигуры животных и людей.

Один из таких центров росписи - широко известная Хохлома. Этот старинный русский народный промысел родился в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и черным тонами по золотистому фону. Технологический процесс создания хохломских изделий и в настоящее время сохраняет основные принципы, найденные еще в XVII-XVIII столетиях. Первым этапом является вытачивание на токарном станке белой деревянной посуды - «белья». Затем следует грунтовка - покрытие жидким раствором глины, далее идет лужение серебром, оловом, а в настоящее время алюминием. Изделие становится гладким, блестящим, готовым для росписи. Нанесенная роспись закрепляется в печи. После чего изделие лакируют и подвергают горячей сушке, в зависимости от состава лака. Готовые изделия сияют солнечным блеском, становятся очень прочными и легкими.

Народное и декоративно-прикладное искусство стало неотъемлемой частью художественной культуры. На сегодняшний день роспись является одним из актуальных направлений. Ценность произведений декоративно-прикладного искусства отражают художественные традиции, миропонимание, художественный опыт народа и сохраняет историческую память. Жостовские подносы, шкатулки с лаковым покрытием вносят в нашу жизнь красоту. Гжельская керамика, городецкие блюдца, посуда, расписанная под хохлому, всё больше входят в наш быт как художественные произведения, сохраняя историческую связь времен.

Глава 2. История городецкой росписи

Во время прохождения технологической практики была освоена городецкая роспись по дереву.

Данная роспись держит свое начало от резных Городецких прялок, имевших свою особенность: гребень и донце. Толковый словарь русского языка В.И. Даля объясняет, что слово "донце" означает "дощечку, на которую садилась пряха, втыкая в нее гребень". Окончив работу, она вынимала гребень, а донце вешала на стену, и оно украшало избу. Поэтому народные умельцы уделяли особое внимание украшению досок резьбой и росписью. Прялка была верной спутницей на протяжении всей жизни крестьянки. Часто служила подарком: жених дарил ее невесте, отец -- дочери, муж -- жене. Поэтому донце выбиралось нарядное, красочное, всем на радость и удивление. Прялка передавалась по наследству, ее берегли и хранили.

Для украшения донец городецкие мастера пользовались своеобразной техникой -- инкрустацией: фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Позже мастера для изобразительного богатства стали применять подкраску, яркое сочетание желтого цвета с темным дубом, добавление синего, зеленого, красного цветов делало донце еще более нарядным и красочным.

Необходимость увеличить производство прядильных донец натолкнуло мастеров на мысль упростить технику декоративного оформления. Со второй половины XIX века сложная и трудоемкая техника инкрустации стала заменяться просто резьбой с подкраской, а с 1870-х годов на Городецких донцах преобладает живописная манера украшения.

Более свободная техника росписи позволяла создавать новые сюжеты, учила красоте свободного живописного мазка, позволяющего писать без предварительного нанесения контура.

У каждого мастера были свои любимые оттенки цвета и их сочетание. При этом они использовали общие приемы для создания грамотного колорита. Городецкие мастера умели создавать равновесие красочных пятен на поверхности предмета, достигая единства колорита и завершенности росписи.

На протяжении всей истории промысла народные мастера создали оригинальную живописную систему, нашли неповторимые образы и разработали богатейший арсенал приемов живописной проработки деталей сюжета и элементов орнамента. Также мастера расписывали детские каталки и стульчики. Городецкий стиль отличается, прежде всего, содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме.

Осн овные сюжеты и техника их исполне ния.

В первую очередь мастера изображали быт крестьянства, купечества, пышный парад костюмов. Значительное место занимали цветочные мотивы -- пышные «розаны», писанные широко и декоративно. Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях есть и декоративные образы птиц и животных. Декоративность мотивов подчеркивается с помощью цвета и различных приемов. Главная специфика городецкой росписи - это то, что мастера изображают сюжеты как правило, на прозрачном фоне, тем самым показывая текстуру дерева.

Роспись ведется кистью, без предварительного рисунка, свободным и сочным ударом. Он очень разнообразен -- от широкого мазка до тончайшей линии и виртуозного штриха. Непосредственно перед росписью заготовка проходила сложный подготовительный этап, который заключался в грунтовке ее мелом и промазывании клеем. И только после этой предварительной работы мастер приступал к росписи. Интересным был способ росписи изделия - прокладка основных цветов с последующей линейной разработкой. Роспись дополнялась «оживкой» - тонкой разделкой орнаментальных форм белилами. В работах городецких мастеров «оживки» наносились всегда на однотонные силуэты, что придавало им некоторую объемность

Разновидность изображаемых цветков :

Купавка - самый распространенный цветок в городецком орнаменте. Подмалевка у нее по размеру больше, чем у бутона. Подмалевка, т.е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна. Расписывать его начинают, как правило, с маленького кружочка по ее краю, затем делают скобку внутри круга. По краю подмалевки рисуют скобки, по форме такие же, как и скобка внутри подмалевки, только меньшего размера. Скобки по ее краю рисуют, начиная с центра, постепенно уменьшая их в размерах до сердцевинки. Завершающий этап росписи -- оживка выполняется, как правило, белилами.

Розан - имеет лепестки и ярко выраженный центр. Силуэт в форме круга. По размеру может быть больше купавки. Центр цветка рисуют в середине. Розан в росписи городца окружен скобками -- лепестками одного размера, цвет которых совпадает с цветом середины. Техника росписи скобок та же, что и у купавки.

Варианты разработок оживкой настолько многообразны, что трудно назвать даже самые распространенные. Городецкие художники применяют точки, скобки, капли, спирали.

Еще одним распространенным цветком является ромашка. Техника исполнения: кончиком кисти слегка прикасаются к поверхности бумаги, оставляя на ней тонкий след. Затем, не отрываясь от бумаги, кисть быстро прикладывают и поднимают. В результате у мастера получается мазок-капля -- тонкий в начале и широкий на конце. Как и у розана, у него есть сердцевина, только вокруг нее рисуют лепестки-капли.

Городецкие листья довольно разнообразны по форме, размеру и расцветке. Они почти всегда расположены группами из пяти, трех или двух листьев.

Городецкая птица является символом семейного счастья. Птиц изображают в различных вариантах: это и гордый павлин, и задиристый петух, и сказочная птица. Начинают писать их с плавной линии, изображающей изгиб шеи и груди, потом наносят линию, определяющую форму головы и спины, затем определяют линию крыла, нитевидные клюв и ноги. Чаще всего туловище выполняют черным цветом, крыло закрашивают зеленой краской. Хвост пишут по-разному, например, ограничивают с двух сторон линиями, определяющими его силуэт, и закрашивают. Лучше всего это выполнить алым цветом. В другом случае прорисовывают каждое перышко хвоста в два цвета. Разработку птиц начинают с головы и заканчивают хвостом. Оживки делают белилами, нанося тонкие мазки.

Городецкий конь - символ богатства. В основном он черного цвета, с маленькой головкой на круто изогнутой шее и аккуратно причесанной гривой. Мастера изображают его несколькими способами. Одни свободными маховыми мазками пишут контур всей фигуры и только потом закрашивают его. Другие строят фигуру коня цветовыми пятнами, начиная с самого крупного вертикального элемента -- груди и шеи. К ним пририсовывают очертания сбруи и седла, задней и брюшной части туловища. Плоскость, ограниченная линиями сбруи и седла, в этом варианте остается светлой. Чаще всего седло и сбрую делают алым цветом, а детали головы, ног хвоста -- белилами.

Композиция в Городецкой росписи.

Все произведения искусства создаются по законам композиции, несоблюдение или незнание которых может привести к нарушению гармонии.

Для композиции произведений декоративно-прикладного искусства основным является единство содержания и формы. Другой, уже специфический признак -- соответствие формы произведения декоративного искусства его определенному назначению.

В значительной степени характер композиции определяется равномерным чередованием элементов рисунка, способствующим достижению ясности и выразительности композиции.

Ритмически организованный рисунок легко превращается в орнамент -- основу композиции. Но орнамент -- это не только многократное повторение сходных элементов рисунка. Очень важна красивая и четкая прорисовка деталей общего силуэта.

На резных донцах, хранящихся в музеях, чаще всего представлена композиция, изображающая двух всадников на вздыбившихся конях. Всадники располагаются по обе стороны дерева-цветка, с вершины которого взлетает лебедь. На нижних половинках донец мастера обычно изображали жанровые сцены гуляний кавалеров с дамами, сцены охоты и т.п. К концу XIX в. сложилась характерная форма растительного орнамента с определенными элементами: это бутоны, розаны и цветок купавка, которые бесконечно повторяются в различных вариантах. В центре композиционной плоскости художники размещают главное изображение: птицу, коня, человека, группу людей или растительный мотив.

Лица народные мастера писали в одной манере -- в виде белого кружка, на котором тонкими черными линиями обозначают их черты. Прически, как у мужчин, так и у женщин отличаются большой изысканностью, но в окраске их применяют только черный цвет. В изображении самих фигур используется плоскостное цветовое решение, при котором основные крупные пятна (юбки, жакеты, пиджаки, брюки) окрашиваются без контура, в виде однотонного красочного силуэта. Излюбленным декоративным мотивом в искусстве городецких мастеров остаются яркие цветы и декоративные зеленые листья, которые придают росписи особую прелесть.

Великоустюгская роспись

В устюжской росписи выделяется три вида росписи: сундучная, коробеечная и сложноорнаментальная, которую еще называют «царской» росписью. Сундучная роспись выполнялась на сундуках художниками-профессионалами. О ней было рассказано выше...

Виноградная лоза - декоративный растительный мотив народного орнамента

Резьба - вид декоративного искусства; способ художественной обработки дерева, камня, кости, терракоты, лака и других материалов путем вырезания. Резьба используется для украшения предметов быта, отделки зданий...

Голографическое кино, (современное состояние вопроса, обзор)

Голография - одна из новых областей науки и техники. Она была открыта в 1947 году английским ученым - профессором Д. Габором, - который предложил интерференционный метод регистрации световых волн...

Декоративная ваза

При выполнении росписи на объемных, сферических и цилиндрических поверхностях правильным считается положение руки четкой фиксацией локтя, т. е в процесс работы он почти не должен двигаться, а кисть руки должна перемещаться в нужном направлении...

Декоративные платки парео "Лето" в технике художественной росписи ткани

Дерево в народных промыслах России

Художественная резьба по дереву - один из древнейших и наиболее распространенных видов художественной обработки дерева, при котором узор наносится на изделие при помощи топора, ножа, резцов, долот, стамесок и других подобных инструментов...

История становления русского балета

Московское академическое хореографическое училище, одно из старейших театральных учебных заведений, с деятельностью которого связано становление и развитие русской национальной балетной школы...

Лозоплетение и ажурная резьба по дереву

1.1 Секреты мастерства лозоплетения Искусство плетения из лозы своими корнями уходит в глубину веков. Уже в каменном веке существовал способ обжига глиняных изделий: сначала делали плетеную из веточек емкость...

Организация кружка по росписи ткани

а) Техника узелкового батика С помощью узелкового батика, или росписи в технике «Шибори», на ткани можно создать совершенно неповторимые узоры. Слово «шибори» - японского происхождения и означает «выкручивать», «вращать», «прессовать»...

Петриковская роспись

Петриковская роспись возникла задолго до появления христианства и играла роль оберега. Люди верили, что в красоте есть какое-то волшебство, духовная сила, и поэтому окна и двери домов и даже одежду обрамляли магическим орнаментом...

Разработка и выполнение в материале серии работ в технике горячего батика под девизом "Белгород - зеленая столица"

Декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы занимают в современном социокультурном и экономическом пространстве особое место. Это единственная область творчества...

Росписи Северной Двины. Традиции и современность

Мезенская роспись по дереву или палащельская роспись - тип росписи домашней утвари - прялок, ковшей, коробов, братин, сложившийся к началу XIX века в низовьях реки Мезень .

Мезенская роспись одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Её истоки теряются в отдалённых веках первоначального формирования славянских племён.

Предметы густо испещрены дробным узором - звёздами, крестиками, чёрточками, выполненным в два цвета: чёрный - сажа и красный - «земляная краска», охра. Основные мотивы геометрического орнамента - солярные диски, ромбы, кресты - напоминают аналогичные элементы трёхгранно-выемчатой резьбы.

Среди орнаментов - фризы со стилизованными схематичными изображениями коней и оленей, которые начинаются и обрываются на границах предмета. Выполненные чёрной и красной красками, фигурки животных словно возникают из геометрического орнамента. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики.


Изображения на обратной стороне прялки были менее насыщенны орнаментом, более вольны в сюжете. Здесь можно увидеть по-детскинаивно написанные жанровые сценки: охота, пароход, те же кони, только резвящиеся на воле.

Готовое изделие расписывали по чистому негрунтованному дереву сначала охрой с помощью измочаленной на конце деревянной палочки (тиской), потом пером глухаря или тетерева делали чёрную обводку и кисточкой, сделанной из человеческого волоса наносили узор.

Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет.






Городецкая роспись - русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.

Городецкая роспись держит свое начало от резных городецких прялок, имевших свою особенность: гребень и донце. Для украшения донец городецкие мастера пользовались своеобразной техникой - инкрустацией: фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Вставки, сделанные из темного мореного дуба, рельефно выделяются на светлой поверхности донца. Таким образом, располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы превращали поверхность доски донца в настоящую картину.


Позже мастера для изобразительного богатства стали применять подкраску, яркое сочетание желтого цвета с темным дубом, добавление синего, зеленого, красного цветов делало донце еще более нарядным и красочным.

Необходимость увеличить производство прядильных донец натолкнуло мастеров на мысль упростить технику декоративного оформления. Со второй половины XIX века сложная и трудоемкая техника инкрустации стала заменяться просто резьбой с подкраской, а с 1870-х годов на Городецких донцах преобладает живописная манера украшения.


В нижегородских росписях можно различить два типа - павловские и городецкие росписи, которыми украшали сундуки, дуги, сани, детскую мебель, донца для прялок и многие мелкие предметы обихода. Городецкий стиль отличается прежде всего содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме, а иногда граничат с шаржем. Это - быт крестьянства, купечества, пышный парад костюмов. Значительное место занимают цветочные мотивы - пышные «розаны», писанные широко и декоративно. Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях живут и идеализированные, декоративные образы птиц и животных.

Встречаются экзотические львы и барсы. Особенно часто изображение горячего, сильного коня или петуха в гордой, воинственной позе. Чаще всего это парные изображения, геральдически обращенные друг к другу. Городецкие мастера росписи любят цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Там, где позволяет сюжет, мастера охотно пользуются мотивом пышного занавеса, подхваченного шнуром с кистями. Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приемов. Любимые фоны - ярко-зеленый или напряженный красный, глубокий синий, иногда черный, на котором особенно сочно расплескивается многоцветие Городецкого колорита.

Роспись ведется кистью, без предварительного рисунка, свободным и сочным ударом. Он очень разнообразен - от широкого мазка до тончайшей линии и виртуозного штриха. Работа мастера быстра и экономна. Поэтому она очень обобщена, проста по приемам, свободна в движении кисти.





Жостовская роспись - народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.

История Жостово и жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) - Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше.


Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. В прейскуранте Вишняковых значилось: "Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч.. существует с 1825 г.".

В 1830 г. производство подносов в окрестных селениях увеличилось. Появились первые металлические подносы, украшенные декоративной цветочной росписью. Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие "бумажные" поделки из мастерских Троицкой волости. Выгодное расположение вблизи столицы обеспечивало промыслу постоянный рынок сбыта и позволяло обходиться без посредничества скупщиков. В Москве же приобретались и все необходимые для производства материалы. Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет.


В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. п.

В 1922 г. в деревне Новосельцево возникла "Новосельцевская трудовая артель" по выпуску железных лакированных подносов; в 1924 г. в деревни организовались "Жостовская трудовая артель" и "Спецкустарь"; в 1925 г. - "Лакировщик" и одновременно в селе Троицкое - артель "Свой труд" по росписи подносов. Все они были объединены в 1928 г. в специализированную артель "Металлоподнос" в деревне.


1920 - 1930 - е годы были нелегкими в истории Жостово. Общие для советского искусства тенденции прямолинейного утверждения современности и реализма приводили к тому, что ведавшие народными промыслами организации пытались изменить традиционное направление их развития и внедряли в жостовскую живопись образцы орнаментальных и тематических композиций, созданные художниками - профессионалами без учета специфики местного искусства и несущие черты станковизма и натурализма. Ведущие художники понимали чужеродность подобных новаций самой сущности народного творчества, сумели противостоять им и направить новые идеи на углубление традиционного мастерства. В 1960 - е годы начался новый этап в истории Жостово, продолжающийся и поныне.


Художественная роспись подносов все больше обретала высокий авторитет и популярность не только массовыми изделиями, но и уникальными произведениями ведущих мастеров, все чаще привлекавшими внимание на многочисленных выставках в стране и за рубежом. За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело статус уникального вида русского народного искусства.

Сегодня декоративная роспись находится на подъеме. Жостово подражают, пытаются подделываться под стиль и даже авторские манеры художников.


Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Основной мотив росписи - цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.

По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.








Хохлома - старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.

Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и чёрным тонами по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкойдеревянной посуде эффект массивности.


Роспись выглядит ярко, хотя фон чёрный. Используются краски: красная, жёлтая, золотая, оранжевая, зелёная, голубая и чёрный фон. Традиционные элементы Хохломы - красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. Деревня Хохлома была крупным центром сбыта,куда свозили готовые изделия, оттуда и пошло название росписи. В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области.

На сегодняшний момент существует множество версий происхождения хохломской росписи.

По наиболее распространенной версии, уникальный способ окраски деревянной посуды «под золото» в лесном Заволжье и само рождение хохломского промысла приписывалось старообрядцам .

Еще в давние времена среди жителей местных деревень, надежно укрытых в глухомани лесов, было немало «утеклецов», то есть людей, спасавшихся от гонения за «старую веру».


Среди переселившихся на нижегородскую землю старообрядцев было немало иконописцев, мастеров книжной миниатюры. Они привезли с собой древние иконы и рукописные книги с красочными заставками, принесли тонкое живописное мастерство, каллиграфию свободного кистевого письма и образцы богатейшего растительного орнамента.

В свою очередь, местные мастера отменно владели токарным мастерством, передавали из поколения в поколение навыки изготовления посудных форм, искусство объемной резьбы. На рубеже XVII-XVIII столетий лесное Заволжье стало настоящей художественной сокровищницей. Искусство Хохломы унаследовало от заволжских мастеров «классические формы» токарной посуды, пластику резных форм ковшей, ложек, а от иконописцев - живописную культуру, мастерство «тонкой кисти». И, что не менее важно, секрет изготовления «золотой» посуды без применения золота.


В настоящее время у хохломской росписи два центра - город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломский художник», объединяющее мастеров деревень Ковернинского района: Сёмино, Кулигино, Новопокровское и др. (фабрика находится в д. Сёмино). В данный момент деятельность предприятия сведена практически к нулю. В д. Семино расположено также предприятие, занимающееся 19 лет выпуском деревянных шкатулок с хохломской росписью (ООО "Промысел").

Как создаются изделия с хохломской росписью? Сначала бьют баклуши, то есть делают грубые бруски-заготовки из дерева. Затем мастер встает за токарный станок, снимает резцом излишек древесины и постепенно придает заготовке нужную форму. Так получается основа - «бельё» (неокрашенные изделия) - резные ковши и ложки, поставцы и чашки.

После сушки «бельё» грунтуют жидкой очищенной глиной - вапой, как её называют мастера. После грунтовки изделие 7-8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла). Мастер окунает в миску с олифой специальный тампон, приготовленный из овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку, а затем быстро втирает в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы олифа распределялась равномерно. Эта операция очень ответственная. От неё будет в дальнейшем зависеть качество деревянной посуды, прочность росписи. В течение дня изделие покроют олифой 3-4 раза. Последний слой высушат до «небольшого отлипа» - когда олифа слегка прилипает к пальцу, уже не пачкая его.

Следующий этап - «лужение», то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. Выполняют его также вручную тампоном из овечьей кожи. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск, и готовы для росписи. В росписи применяются масляные краски. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи - красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие - коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон.

Выделяют роспись «верховую» (когда по закрашенному серебристому фону наносят рисунок (криуль - основная линия композиции, на нее «насаживают» такие элементы как осочки, капельки, усики, завитки т.д.) красным и черным цветом) и «под фон» (сначала намечается контур орнамента , а потом заполняется чёрной краской фон, рисунок листа или цветочка остается золотым). Кроме того, существуют разнообразные виды орнаментов:

  • «пряник» - обычно внутри чашки или блюда геометрическая фигура - квадрат или ромб - украшенная травкой, ягодами, цветами;
  • «травка» - узор из крупных и мелких травинок;
  • «кудрина» - листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне.


Используют мастера и упрощённые орнаменты. Например, «крап», который наносят штампиком, вырезанным из пластинок гриба-дождевика, или особым образом свёрнутым кусочком ткани. Все изделия расписываются вручную, причём роспись нигде не повторяется. Какой бы выразительной ни была роспись, пока узор или фон остаются серебристыми, это ещё не настоящая «хохлома».

Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150… +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».

Вам также будет интересно:

Русская деревянная посуда: ложки, ковши, хохломская роспись

Смеркалось. На столе, блистая, Шипел вечерний самовар

Чай по-русски. Памятники САМОВАРУ! (продолжение Темы)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Корсаковская средняя общеобразовательная школа

Корсаковского района Орловской области

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Художественная роспись по дереву

«Городец»

Работу выполнила:

ученица 9 класса

Данилина Светлана.

Руководитель проекта:

учитель технологии

Т.И. Воронина

Корсаково 2015-11-20

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3

1.История росписи дерева …………………………………………………..............5

2.Виды росписи ……………………………………………………….......................8

3. Цветовой круг…………………………………………………………………….13

4.Банк идей и предложений………………………………………………………...14

5.Дизайн – анализ…………………………………………………………………...16

6. Выбор материалов, инструментов и приспособлений………………………..16

7. Технология росписи………………………..……………………………………19

8.Экологическое обоснование………………………………………………...........20

9.Экономическое обоснование…………………………………………………….21

Заключение……………………………………………………………………….....23

Список используемой литературы……………………………………………..….24

Введение

Народные художественные промыслы занимают видное место в декоративно-прикладном искусстве. Искусство народных художественных промыслов предстает перед нами как сложное, богатое по декоративным возможностям, глубокое по идейно-образному содержанию явление современной культуры.

Во многих местах сохранилось традиционное, основанное на ручном труде и пришедшее от дедов и прадедов народное декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы.

Происхождение народных промыслов различно. Одни берут свое начало в крестьянском бытовом искусстве, связанном с натуральным хозяйством и изготовлением как повседневных, обиходных, так и праздничных нарядных бытовых предметов для себя и своей семьи. Так, например, ручное узорное ткачество, вышивка, которыми владели с детских лет крестьянки, выполняя одежду, полотенца, столешники и т.д., стали основой для сформировавшихся впоследствии многих оригинальных ткацких и вышивальных промыслов. Другие промыслы происходят от деревенских ремесел. Например, многие виды гончарства, плотницкая резьба, набойка на тканях издавна были областью деятельности местных мастеров-ремесленников. С течением времени, распространяясь в отдельных центрах, а, нередко охватывая целые районы, они превращались в промыслы. Некоторым промыслам предшествовали «светелки» - работа в помещичьих мастерских (например, мстерская белая гладь). Иные родились из городского ремесла. Например, холмогорская резьба по кости или великоустюжское черневое серебро связаны с искусством городских ремесленников, с привилегированным заказчиком, чей вкус влиял на содержание и характер назначения изделий.

Одним из самых популярных видов декоративно-прикладного искусства следует считать роспись. Вполне понятно желание украсить росписью немудреную деревянную посуду. Роспись не только украшала посуду, но и предохраняла ее от вредных действий влаги. Роспись естественными природными красками была дешева, доступна и красочна.
Каждому творческому коллективу оказалось под силу создать свою художественную систему, свой образный язык, свою школу мастерства, которые приобрели значение традиции.

От древних ремесел унаследованы классические формы деревянных токарных изделий и четкие ритмы орнамента. Живописное мастерство Древней Руси обогатило её рисунками растительных мотивов и приёмами свободного их исполнения кистью. Оно способствовало и формированию оригинальной техники окраски изделий, каждому центру народных промыслов присуща своя цветовая гамма и стиль орнамента.

Проблема: Низкая популярность и забывание народных промыслов как культурного наследия и особого вида декоративно-прикладного искусства.

Цель проекта: изучить виды художественной росписи по дереву и выполнить изделие в подарок.

Для достижения цели решаются следующие задачи:

    Изучить виды художественной росписи;

    Подготовить деревянную заготовку (разделочная доска);

    Расписать заготовку в технике «Городецкая роспись».

История росписи дерева

История развития традиционной росписи уходит далеко в прошлое. Первые пещерные рисунки появились на заре человеческой истории. Как предполагают ученые, они играли роль мишеней в тренировках охотников, были предметами бытовой магии, культа или рассказами.

Раскопки археологов говорят о том, что изобразительное искусство зародилось в глубокой древности. Уже в те времена, когда человек пользовался каменными орудиями, жил в пещерах и одевался в звериные шкуры, он украшал предметы орнаментом, лепил фигурки людей и животных, передавая тем самым свои представления о мире.

К той же эпохе, отдаленной от нас тысячелетиями, относится и зарождение искусства живописи. Весь мир поразили открытые в свое время рисунки первобытного человека, найденные в глубинах темных труднодоступных пещер. Эти рисунки были выбиты примитивным каменным орудием в толще твердых скал при свете факелов или жировых светильников.

Силуэтные изображения животных, сцены охоты были исполнены выразительно, реалистично, с тонко схваченными деталями. Выразительность этих рисунков настолько велика, что и после открытия наскальной живописи наши современники долго отказывались верить в то, что первобытный человек так чувствовал форму, объем и колорит.

Образцы наскального изобразительного искусства были найдены в пещерах Альтамиры в Испании, в Пиренеях во Франции, в горах Тассиля пустыни Сахары. В нашей стране подобные произведения первобытного искусства открыты в Карелии, в Средней Азии, на Урале и на Кавказе.

На протяжении многих веков искусство живописи продолжало развиваться и совершенствоваться, так как каждое новое поколение художников, перенимая его от отцов, оставляло лучшее, отбрасывало неудачное, добавляло что-то новое, свое.

По законам целесообразности и красоты издавна создают народные мастера вещи, окружающие человека: гончарную, деревянную - резную и расписную посуду, прялки, которые в течение столетий были постоянной принадлежностью женского труда; ткацкие станы, трепала для льна и т. д. Подлинной художественностью обладают конструкции и декор жилых и хозяйственных построек, мебель и оформление интерьера.

Во всем, что выходило из рук народного мастера, в сделанном для своей семьи, для подарка или на продажу, нашел замечательное выражение опыт многих поколений в обработке различных материалов: дерева, глины, шерсти, металла и др. У разных народов вещи приобретали разные формы, отражая местные особенности жизни и природных условий, а в связи с этим - эстетические представления.

Со временем значение расписанных вещей, как предметов бытовой магии, утрачивается, и возрастает их эстетическая роль. Развиваются промыслы, каждый из которых отличается особыми приемами и мотивами. Наиболее благоприятными условиями для развития промысла, являются близость к торговым путям, оседлый образ жизни и стабильность.

Вместе с тем показательно, что у разных народов содержание художественных предметов, восходящее к глубокой старине, имеет много общего, так как выражает добрые пожелания молодой семье, оберег от враждебных сил, добрую магию, связанную с ведением хозяйства.

Красота в народном искусстве неразрывно связана с добром. Эстетическое и этическое содержание вещи живут вместе, наполняя ее особой человеческой значительностью, несмотря на примитивные подчас формы. Возникли разные виды народного искусства в различное время. И каждый создал свою традицию, постоянно отбирая и отшлифовывая лучшее в творчестве мастеров, передавая его новым поколениям.

Направления росписи по дереву условно можно разделить на традиционную и авторскую (живописную). Традиционная развивалась в основном в деревнях на своей исторической родине. Ёе отличает простота, лаконичность, близость к народным корням.

К современным художественным промыслам росписи по дереву относятся: хохломская, городецкая, полхов-майданская, мезенская, загорская роспись, изготовление токарных игрушек с росписью.

Виды росписи

Роспись следует считать - одним из самых популярных видов декоративно-прикладного искусства. В русском народном творчестве существует большое количество разновидностей этого вида декоративно-прикладного искусства. Вот некоторые из них.

Мезенская роспись

Мезенская роспись одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ее истоки теряются в отдаленных веках первоначального формирования славянских племен. Пика своей популярности промысел достиг в XIX веке. Мезенские прялки и короба, сундуки и ковши широко распространялись по реке Пинеге, вывозились на Печору, Двину и Онегу.

В Архангельском крае, долгими зимними вечерами русские люди претворяли в ней свой взгляд на мир, свои надежды, чувства и верования. Прежде всего, мезенская роспись - это свой самобытный орнамент. Этот орнамент притягивает и завораживает, не смотря на свою кажущуюся простоту. А предметы, расписанные мезенской росписью, как будто светятся изнутри, источая добро и мудрость предков. Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична. Каждый квадратик и ромбик, листик и веточка, зверь или птица - находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы рассказать нам рассказ леса, ветра, земли и неба, мысли художника и древние образы северных славян.

Символы зверей, птиц, плодородия, урожая, огня, неба, других стихий идут ещё с наскальных рисунков и являются видом древнего письма, передающем традиции народов Севера России. Так, например изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца, а изображение утки - это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там.

Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета - красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. Доска имела свои четкие пропорции. Ширина должна были три раза укладываться в ее длине. Древесина пропитывалась льняным маслом. От этого ее структура становилась яснее и ярче. Характер рисунка волокон во многом определяет и сам орнамент, который состоит из символов, как слова из букв. Внутреннее содержание символов, точное происхождение, взаимная связь уже практически утрачены.

Городецкая роспись

Один из традиционных декоративных промыслов - городецкая роспись - сложился с середины 19 века в окрестностях Городца, основанного еще в 12 веке, что находится на левом берегу Волги в Нижегородской области. Цвета городецкой росписи всегда были яркими, сочными, все изделия обязательно украшались пышными букетами цветов, напоминавших розы, ромашки. Сложился и свой прием росписи - сначала на изделие наносился фон, одновременно служивший и грунтовкой, затем по нему наносятся толстой кистью крупные цветовые пятна, так называемый «подмалевок». После этого более тонкой кисточкой наносятся необходимые штрихи, затем роспись заканчивает «разживка» - когда рисунок объединяется в цельную композицию с помощью черной краски и белил. Законченную композицию обычно ограничивают рамкой.

В процессе того, как промысел набирал обороты (а к концу девятнадцатого века в нем были задействованы жители из почти десятка деревень), рисунок росписи также дополнялся новыми сюжетами: появились персонажи из народных сказок, сцены из городской жизни, всевозможные «чаепития» за самоваром и «гуляния».

В наши дни в росписи стали использовать масляную краску, цветовая гамма рисунков также разнообразилась, но сюжеты, образы и мотивы старой городецкой росписи присутствуют и в работах современных мастеров. Деревенские живописцы, подражая лубочным картинкам, украшали их веселыми сценками из народного быта в обрамлении цветочных гирлянд и крупных ярких роз. В настоящее время патриархом городецкой росписи называют Аристарха Евстафьевича Коновалова, который восстановил в конце 60-х годов промысел, основав фабрику «Городецкая роспись». Не потеряв традиционного орнамента с пышными розами, конями и птицами.

Хохлома

Хохлома - старинный русский народный промысел. Это, пожалуй, самый известный вид русской народной живописи. Хохломской промысел насчитывает более трёх столетий. Он зародился в нижегородском Заволжье и пошёл от иконописи. Свое название хохломской промысел получил от крупного торгового села Хохлома Нижегородской губернии, в которое из близлежащих деревень свозили деревянные изделия на продажу (в самом селе Хохлома эти изделия никогда не производились). Это было время обширного заселения нижегородских земель разным людом, среди которого были «старообрядцы» - противники церковных реформ Патриарха Никона. Они знали секрет золочения икон при помощи серебряного металла и льняного масла – олифы. Деревянные иконы покрывали слоем серебра, растёртого в порошок, после чего олифили, затем ставили в печь. После закалки икона приобретала новый золотистый цвет. В
последствии, с появлением более дешёвого олова, этот способ перешёл и на посуду. Так, начиная с XVII века, на всю Россию славилась расписная деревянная посуда заволжских мастеров. «Парадная» посуда изготавливалась по особым заказам небольшими партиями из разных пород дерева, разных форм и художественной отделки, и предназначалась для дарения именитым гостям и иностранным послам.

Символом хохломской росписи стала огненная жар-птица, украшенная яркими цветами.

Цветовая гамма хохломской росписи:

Основные цвета: красный, черный, золотой;

Вспомогательные цвета: зеленый, желтый.

Роспись наносится мастерами кистью от руки без предварительной разметки. Существуют два основных вида хохломской росписи: «верховая» (красным и черным цветом на золотистом фоне) и «под фон» (золотистый рисунок на цветном фоне). К «верховой» росписи принято относить традиционную «травку» и орнамент «под листок». «Травка» - это роспись, включающая изображения травинок, веточек, написанных красной и черной краской на золотом фоне. Роспись «под листок» состоит в изображении овальных листочков, ягодок, расположенных обычно вокруг стебля. Роспись «под фон» строится на крупном золотистом рисунке, на красном или черном фоне. Сначала наносится контур рисунка, затем закрашивается фон, затем выполняется мелкий узор (приписка) поверх фона. Разновидностью росписи «под фон» является роспись «кудрина» - пышный узор с затейливыми золотыми завитками, напоминающими кудри. В начале XIX века чаще встречалась «верховая» роспись, так как роспись «под фон» более сложная. Эта роспись («под фон») стала популярной во второй половине XIX века, когда было налажено мебельное производство, такой росписью украшали мебель, ранее ее использовали в основном на дорогих подарочных изделиях.

Полхов-майданская роспись

Полхов-майданская роспись возникла в недавние времена в
южном Вознесенском районе, где в 1920-1930 годы было налажено
производство расписных выточенных на токарных станках игрушек -
свистулек, матрешек, бочат, яиц, балалаек, грибов, самоварчиков, которые были названы весело и ласково "тарарушками".

Село Полховский Майдан, ставшее в 50-е годы центром нового промысла, получило широкую известность. Сверкая радугой ярких анилиновых красок и лаком, чудесные игрушки отсюда расселились по многим базарам России. Они сразу же полюбились детям своим заразительным наивом и свежим восприятием мира, где бегут по небесам розовые и голубые тучки, крутятся дивные мельницы, поют радостные птицы.

Основные мотивы узоров этой росписи - цветы: роза, мак, ромашка, тюльпан, шиповник. Есть и сюжетная роспись. Чаще всего это сельский пейзаж с речкой, домиками, церковью и мельницей на берегу, а также обязательной красной зарей на небе. Ассортимент игрушек-тарарушек разнообразен. Одна группа - детские игрушки: матрешки, птички-свистульки, лошадки, игрушечная посуда, грибы-копилки, балалайки, коробочки-яблоки. Другая группа изделий - традиционная русская посуда: солонки, чаши, сахарницы, "поставки" - цилиндрические сосуды для хранения сыпучих продуктов, самовары, коробочки. В большом количестве вытачивают и расписывают пасхальные яйца.

Цветовой круг

Знание того, как составлять и использовать цвета, является решающим для успешной работы. Одним из важных инструментов художника является цветовой круг. Он представляет собой упрощенную версию спектра, замкнутого в круг. Он систематизирует основные первичные цвета - красный, желтый и синий и вторичные цвета - оранжевый, зеленый и фиолетовый, из которых составляются все другие, включая серые и коричневые.
Основные цвета являются равноотстоящими на цветовом круге. Основной цвет - это цвет, который не может быть составлен из других цветов.
Вторичный цвет получается смешиванием двух основных. Так, синий и желтый дают зеленый, красный и желтый дают оранжевый, а красный и синий дают фиолетовый.
Производный цвет получают смешиванием основного с расположенным рядом с ним на цветовом круге вторичным цветом.

Теоретически, смешивая основные цвета в различных пропорциях, вы можете получить все другие цвета. На практике все не так просто, потому что в красках используются пигменты, не такие чистые, как свет. Согласно упрощенной теории цвета, синий и желтый дают зеленый, однако, смешивая первые попавшиеся желтые и синие можно получить совершенно разные результаты. Например, ультрамарин синий имеет красноватый оттенок, а лимонный желтый имеет зеленоватый оттенок - в комбинации они дают грязный зеленый. Для составления чистого зеленого важно выбрать цвета, чтобы получить конкретный оттенок.

Банк идей и предложений

Из всего многообразия различных техник росписи по дереву можно выделить несколько вариантов росписи разделочных досок.

Вариант № 1 Вариант № 2

Вариант № 3 Вариант № 4


Вариант № 5 Вариант №6

Вариант №7


Дизайн-анализ

Анализ идей

Критерии отбора

1

2

3

4

5

6

7

1. Оригинальность

2. C ложность темы

3. Творчество

4. Актуальность

5. Потребительский спрос

6. Интерес

Всего

Из проведенного дизайн – анализа можно сделать вывод, что на сегодняшний момент наиболее интересна Городецкая роспись и роспись в технике Хохлома.

Вариант №1 (городец) Вариант №2 (хохлома)

Выбор материалов, инструментов и приспособлений

Для того чтобы выполнить любой вид росписи нам потребуется:

Деревянные заготовки (в кругах художников по дереву они называются - «бельё» - от слова белый, чистый).

Заготовок великое множество, это: доски, яйца, посуда (миски, тарелки, кружки, ложки, супницы и т.д.), матрёшки, шкатулки, заколки и браслеты, оклады для икон, предметы мебели. Всё, что душе угодно.

О
сновной материал для росписи - краски . При росписи древесины применяют те же краски, что и в живописи: масляные, темперные, гуашевые, акварельные, а так же анилиновые красители. Для городецкой росписи лучше всего подходят гуашевые и темперные краски.

Инструменты

Основной инструмент мастера росписи - кисть. Чаще всего для росписи используют круглые беличьи и колонковые кисти разных размеров.

В Городецкой росписи нам, как минимум, понадобятся такие кисти:

· круглая колонковая № 1 и № 2 с ворсом средней длины (для контурной работы и обводки черной краской).

· круглая беличья № 2 и № 3 для нанесения красной краски.
· плоская синтетическая или щетинная № 4,5,6 для нанесения грунта и для покрытия лаком.

Идеальная кисть для росписи должна напоминать каплю, семечко, пламя свечи. Приобретая кисточки, проверяйте их по внешнему виду, чтобы были погуще, с аккуратно подобранными волосками. Макните кисть в воду и стряхните ее, чтобы проверить кончик. Найти хорошую кисть не просто, каждая проявляет свой характер. Любимыми кистями мастер очень дорожит, никому не одалживает, потому что каждый имеет свой почерк, а это обязательно отразится на кисточке. Деревянный кончик кисточки тоже рабочий - он используется как “тычок” для нанесения точек: “семечек”, “росинок”. Отработанная кисть еще послужит вам в качестве “тычка”, если аккуратно срезать оставшиеся волоски.

Палитра нужна, чтобы смешивать краски, подснимать с кисти лишнюю краску. Палитрой может служить белое блюдце, кафельная плитка, кусок оргстекла, крышка.

Лаковое покрытие позволяет защитить роспись на дереве от воздействия внешней среды: влаги, перепадов температур, активных веществ. Кроме того, кроющие материалы - олифа, лак, мастика - придают изделию дополнительный декоративный эффект.

Обработка изделия лаком - тоже своего рода искусство. Бывает, что красиво разрисованная вещь под неправильно подобранным или плохо нанесенным лаком теряет привлекательность. Не случайно на предприятиях художественных росписей есть профессия лачилы. Вот кто знает все тонкости лаковых покрытий!

Масляный лак ПФ-283 (4С) зарекомендовал себя с лучшей стороны и наиболее подходит для нас. Он хорошо разбавляется скипидаром (обязательно натуральным)! Это лак прозрачный, достаточно светлый, но придает росписи некоторую желтизну. Сохнет он не менее 72 часов при комнатной температуре. Ни в коем случае не ускоряйте этот процесс в горячей духовке - лак вздуется. При высыхании образуется глянцевая эластичная поверхность, которая имеет повышенные физико-механические свойства и устойчива при контактах с водой. Для работы отливайте небольшие порции лака и разбавителя в небольшие емкости, а большую банку с лаком плотно закройте крышкой и на несколько секунд переверните банку крышкой вниз. Возникшая герметичность не позволит лаку засохнуть. Не старайтесь покрыть изделие в первый же раз толстым слоем лака. Лучше первую обработку сделать лаком пожиже, дать ему хорошо просохнуть, а затем слегка зашкурить.

При нанесении лака, как тампоном, так и кистью на поверхности образуются маленькие пузырьки из-за того, что из пор древесины выходит воздух. По мере высыхания часть из них исчезает, а некоторые остаются. Их особенно трудно ошлифовывать. Чем более разбавленным будет лак, тем меньше будет пузырьков. По мере увеличения слоев лака, каждый последующий слой должен быть тоньше предыдущего.

Технология росписи

1.Деревянные заготовки шлифуют наждачной бумагой. Это делается для того, чтобы краска легла ровным слоем. Заготовки: разделочные доски, солонки, чашечки выбираются без сучков, ровной гладкой поверхности.

2. Гуашь для росписи покупать лучше отечественных фирм «Гамма», «Луч». Для росписи используют 6 основных цветов + белая и чёрная краска.

3. Кисти для росписи № 1-2 и № 6-8.

4. Лак для покрытия работы.

Этапы росписи.

Прежде чем расписать любое деревянное изделие, нужно пройти несколько этапов ее выполнения.

Первый этап : подобрать разделочную доску.

Второй этап : Рисуем эскиз карандашом на альбомном листе, не забывая о традициях в городецкой росписи.

Третий этап : По готовому рисунку выполняем подмалевок гуашевыми красками.
Четвертый этап : Наносим на подмалевок «тенёвку» более темными цветами.
Пятый этап : Последний этап при выполнении эскиза “оживка”. Наносим белым цветом приписки, оживляем работу.

Шестой этап : Точно при такой же последовательности наносим рисунок на изделия, затем начинаем его расписывать гуашевыми красками. Завершаем работу, покрываем лаком.

Техника безопасности при выполнении работ

    При росписи изделия следить, чтобы краски не касались поверхности кожи;

    При выполнении лакокрасочных работ необходимо одеть спецодежду;

    Работы проводить в хорошо проветриваемом помещении;

    По окончании работы убрать рабочее место.

Санитарно- гигиенические требования

1. Перед началом работы необходимо вымыть руки.

2. Источник света должен находиться слева.

3. Каждые 1–1,5 ч глазам необходим 30-минутный отдых.

4. Для сохранения здоровья во время работы полезно делать разминку для рук, глаз и спины.

Экологическое обоснование

Современное человечество, вооруженное техникой и использующее огромное количество энергии, представляет очень мощную силу, воздействующую на природу Земли. Если эти воздействия не учитывают природных законов и разрушают установившиеся за миллионы лет связи, возникают катастрофические последствия. Люди уже столкнулись с целым рядом природных катастроф, вызванных их деятельностью, и обеспокоены тенденцией нарастания неустойчивости природы.

Поэтому экология в настоящее время приобретает особое значение как наука, помогающая найти пути выхода из возникающего кризиса.

В работе использовались краски акриловые, кисти из натуральных волокон, деревянные разделочные доски, шкатулки, тарелки, лак. В работе учитывались экологические вопросы, т.е. выполнялись работы из экологически чистых (натуральных) материалов, не причинив никакого вреда природе.

Экономическое обоснование

Используемые материалы

Цена

(руб)

Расход

Набор кистей

1 шт

Краски гаушевые

1 шт

Лак

1 шт

Деревянные заготовки (доска)

1 шт.

Всего:

426 руб.

Затраты на оплату труда:

30% от затрат на материалы = 127,8

Затраты на электроэнергию =0, т.к. работа выполнялась в дневное время.

Себестоимость = сумма всех затрат = 553,8

На рынке такая работа стоит около 1300 рублей, таким образом, выгоднее будет сделать самой. Разделочные доски и все изделия, расписанные своими руками, очень ценятся на рынке. Их можно использовать в качестве подарка к любому празднику.

Разделочная доска удобная, доступная и необходимая вещь для каждой кухни! Готовьте с удовольствием!

Заключение

Роспись по дереву - это один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства. Издавна украшение различных деревянных изделий цветной росписью высоко ценилось, а в каждом доме непременно было несколько расписных досок или тарелок. Сегодня интерес к росписи по дереву возрождается.

Украсить росписью по дереву можно практически все. Это может быть посуда, различные аксессуары для дома, шкатулки, вазы, гребни, браслеты, бусы, серьги, игрушки. Расписывать также можно деревянную мебель, деревянные скульптуры.

Роспись по дереву - это очень интересное и увлекательное хобби.

Приобретенные знания помогут в будущем.

Список используемой литературы

1.Аверина В.И. Городецкая резьба и роспись. - Нижний Новгород, 2006

2.Маврина Т.А. Городецкая живопись. - СПб., 2001

3.Соколова М.С. Художественная роспись по дереву. - М., 1999

4.Энциклопедический словарь. Т.1. - С. 351-359

5.Емельянова Т.И. Хохлома. -- Л.: Аврора, 2004.

6.Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. -- М.: Высшая школа, 2007.

7.Супрун Л.Я. Резьба и роспись по дереву. -- М.: Легкая и пищевая промышленность, 2007.

8.Орловский Э.И. Изделия народных художественных промыслов. -- Л.: Лениздат, 2008.

9.Махмутова Х.И Роспись по дереву. -- М.: Просвещение, 2004.

10.Рогов А.П. Кладовая радости. -- М.: Просвещение, 2007.

11.Осетров Е.И. Живая древняя Русь. -- М.: Просвещение, 2006.

12.БСЭ. Изд. 3-е. -- М.: СЭ, 1970-1978.

13.Города России: энциклопедия. -- М.: БРЭ, 2008.

14.Жегалова С. К. Русская народная живопись. - М., 2007.