Кто входит в комиссию по соут. Определяем оптимальный состав комиссии по спецоценке. Какие требования установлены к составу комиссии при проведении спецоценки

С учётом требований ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. 9 Федерального закона РФ от 28 декабря 2013 г. , создается комиссия по специальной оценке условий труда. Комиссия по специальной оценке условий труда назначается работодателем до начала проведения специальной оценки условий труда (СОУТ). Основные функции, которые она несет, это организация и проведение СОУТ совместно с аккредитованной организацией. Участие комиссии в процессе проведения спецоценки ограничивается организаторской и наблюдательной ролью, оценочную деятельность осуществляет экспертная организация, привлекаемая для проведения спецоценки.

Перечень обязанностей комиссии по СОУТ:

  • определение рабочих мест, подлежащих проведению спецоценки;
  • утверждение результатов спецоценки (отсутствие или наличие опасных факторов, их класс и подкласс);
  • принятие решения о проведении замеров (или их невозможности) на рабочих местах;
  • решение о возможности снижения класса/подкласса при использовании СИЗ или после проведения различных мероприятий по ОТ;
  • утверждение отчета по СОУТ.

Таким образом, до оценки комиссия определяет, какие места будут анализироваться во время СОУТ, следит за соответствием действий экспертов нормам. После завершения процесса СОУТ, комиссия утверждает результаты и принимает решение об их дальнейшем использовании.

Состав комиссии по специальной оценке условий труда определен ФЗ РФ от 28 декабря 2013 г. № 426 – ФЗ

Комиссия назначается приказом работодателя. Председателем комиссии назначается генеральный директор или иное высокопоставленное лицо предприятия, членами комиссии — представители работодателя:

Работодателям важно учесть, что число членов комиссии, включая председателя должно быть не нечетным. Конкретное количество членов комиссии по проведению СОУТ будет определяться с учетом штатного расписания работодателя.

Для индивидуальных предпринимателей и организаций, имеющих по штату лишь одного работника, допускается создавать комиссию по СОУТ из одного сотрудника, что поясняется письмом Минтруда РФ .

Особые правила действуют для малых предприятий (число работников в организации не превышает 50 человек). В таких компаниях обычно нет такого штатного работника, как специалист по охране труда. Тогда в комиссию включают сотрудника, который занимается в этой организации охраной труда. Согласно ТК, существует возможность использовать привлеченного специалиста по ОТ по гражданско-правовому договору.

Если в комиссии не будет специалиста по охране труда, считается, что спецоценка проведена с нарушениями. И поэтому, ее результаты нельзя применять.

Образец приказа о создании комиссии по специальной оценке условий труда .

Комиссия несет ответственность за результаты СОУТ и их дальнейшее применение

Второй важный документ, без которого спецоценка не состоится - график проведения СОУТ. Его обязательность определена упомянутой выше 9 статьей 426-ФЗ.

График – это пошаговый план проведения СОУТ, который оформляется отдельным документом или приложением к приказу.

Поскольку подготовительные мероприятия требуют немало времени, график рекомендуют составлять «с запасом», чтобы потом не отставать от намеченного срока, своевременно устраняя все выявленные нарушения.

Документ можно разработать самостоятельно либо взять за основу образец графика скачав его на странице с приказом о СОУТ. Поскольку единого регламента сроков проведения отдельных этапов СОУТ нет, при составлении графика следует отталкиваться от специфики конкретного производства: общего количества рабочих мест, условий труда, сменности, режима работы предприятия и т.д. При этом в графике отражаются все мероприятия, проводимые в рамках спецоценки – с указанием запланированного срока на реализацию каждого из них.

Комиссия по специальной оценке условий труда назначается работодателем. до начала проведения процедуры СОУТ. Её состав регламентирован ФЗ №426-ФЗ от 28.12.2014 г., согласно которому комиссия включает членов комиссии и председателя (директор организации, предприятия или лицо, занимающее руководящую должность). Членами комиссии могут быть сотрудники предприятия среднего звена, в том числе специалисты по охране труда.

При выборе состава комиссии проводиться заседание, в ходе которого составляется протокол общего собрания трудового коллектива о назначении её членов комиссии. При этом, желательно, чтобы члены комиссии имели свидетельство о прохождении аттестации по охране труда. Состав комиссии утверждается внутренним приказом работодателя.

Основными функциями комиссии по СОУТ является:

  • Определение рабочих мест, подлежащих проверке;
  • Проведение замеров на наличие опасных факторов;
  • Решение о снижении или повышении класса опасности рабочего места;
  • Утверждение результатов спецоценки.

В процессе выполнения обязанностей комиссия по специальной оценке условий труда формует комплект нормативной документации, утверждает график проведения работ, приводит наименование профессий, согласно штатному расписанию в соответствии с общероссийским классификатором, разрабатывает комплекс мероприятий по улучшению условий труда на рабочих местах, где выявлены угрозы здоровью и/или жизни работников.

Особые правила имеются для малых предприятий с числом работников до 50 человек. Так как в штате таких организаций, как правило, нет специалиста по охране труда, в комиссию включают привлеченного специалиста по ОТ по гражданско-правовому договору. Если в комиссии не будет такого специалиста, спецоценка будет считаться недействительной.

Привлечение экспертов по СОУТ

Для проведения СОУТ на предприятии могут привлекаться специализированные сторонние организации. Основным видом деятельности ООО «АЦ «СОУТ » является оказание данного вида услуг которой в Москве в соответствии с Федеральным законом № 426-ФЗ от 28.12.2013 г. «О специальной оценке условий труда».

В штате нашей компании работают опытные специалисты-эксперты. Осуществление СОУТ является специфической и узконаправленно деятельностью, требующей особых знаний, умений. Эксперт по специальной оценке условий труда, кроме консультаций, осуществляет следующие мероприятия:

  • Устанавливает и выявляет все факторы, имеющиеся на производстве и представляющие потенциальную опасность и вред;
  • Выявляет несоответствия нормам, проводя исследования, согласно установленной нормативно методике;
  • Выполняет классификацию установленных опасных и вредных мест;
  • Декларирует итоги в специальном отчёте.

Все проводимые мероприятия нашими экспертами проводятся в соответствии с договором и нормативно-правовой базой, регламентирующей деятельность экспертов по СОУТ. По вопросам сотрудничества к нам можно обращаться по телефонам или отправив запрос через форму на данном сайте.

Приказ о проведении специальной оценки условий труда (СОУТ) и

утверждении графика проведения работ

Для организации и проведения специальной оценки условий труда (далее — ), согласно требованиям < статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001г. №197-ФЗ (в редакции от 28.12.2013г.) и в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»>

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. В срок с 12.02.2015г. по 15.06.2015г. провести 119 рабочих мест согласно договору №600 от 19.01.2015г. на предприятии. Приступить к СОУТ совместно с ОАУ «ЦОТ».

2. Для проведения специальной оценки условий труда создать комиссию в составе:

Председатель комиссии:

— директор

Заместитель председателя комиссии:

— главный инженер

Члены комиссии:

— председатель первичной профсоюзной организации

— заместитель директора по экономике и финансам

главный бухгалтер

— начальник отдела кадров

— начальник производственно-технического отдела

— начальник юридического отдела

— руководитель службы охраны труда

— специалист по охране труда

3. Комиссии по СОУТ проводить работы по оценке рабочих мест в соответствии с , приведенным в Приложении 1 к приказу. В своей работе руководствоваться Федеральным законом от 28 декабря 2013г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

4. Руководителя службы охраны труда назначить ответственным за хранение документации по СОУТ.

5. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Приложение 1 к приказу

График проведения работ по СОУТ

Подготовительные мероприятия

1. Подготовка и утверждение перечня рабочих мест на которых будет проводиться СОУТ с указанием аналогичных рабочих мест для организации-исполнителя. Срок: в течении 10 рабочих дней от даты издания приказа о проведении СОУТ. Исполнитель: комиссия по СОУТ.

2. Подготовка сведений о выполняемых на рабочем месте работах (должностных обязанностях), составе производственного оборудования, применяемом сырье и материалах. Срок: в течении 15 рабочих дней от даты издания приказа о проведении СОУТ. Исполнитель: руководители структурных подразделений по принадлежности.

3. Подготовка сведений о предоставлении работникам гарантий и компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда (доплаты, выдача бесплатно молока или других равноценных продуктов, организация лечебно — профилактического питания, предоставление дополнительных отпусков, льготное пенсионное обеспечение, проведение медицинских осмотров). Срок: в течении 10 рабочих дней от даты издания приказа о проведении СОУТ. Исполнитель: начальник ОК, главный бухгалтер, руководитель службы ОТ.

4. Подготовка сведений о СНИЛС работников, занятых на рабочих местах, подлежащих СОУТ.
Срок: в течении 10 рабочих дней от даты издания приказа о проведении СОУТ. Исполнитель: главный бухгалтер.

5. Сведения о наличии случаев производственного травматизма и установления профессионального заболевания на рабочих местах, подлежащих СОУТ. Срок: в течении 10 рабочих дней от даты издания приказа о проведении СОУТ. Исполнитель: начальник ОК, руководитель службы ОТ.

6. Сведения о рабочих местах, на которых по результатам ранее проведенной аттестации рабочих мест или специальной оценки условий труда, установлены вредные или опасные условия труда. Срок: в течении 10 рабочих дней от даты издания приказа о проведении СОУТ. Исполнитель: начальник ОК, руководитель службы ОТ.

Проведение идентификации

7. Проведение экспертами ОАУ «ЦОТ» идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Срок: 15.05.2015г. Исполнитель: ОАУ «ЦОТ».

8. Принятие решений по результатам идентификации (о проведении исследований и измерений идентифицированных факторов /декларировании). Срок: 01.06.2015г. Исполнитель: комиссия по СОУТ.

Проведение исследований и оценок

9. Проведение исследований (измерений) факторов условий труда. Срок: 01.05.2015г. Исполнитель: ОАУ «ЦОТ».

10. Отнесение условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда. Срок: 15.05.2015г. Исполнитель: ОАУ «ЦОТ».

Оформление отчета

11. Составление отчета о СОУТ. Срок: 01.06.2015г. Исполнитель: ОАУ «ЦОТ».

Согласно смыслу 426-ФЗ компания не вправе самостоятельно проводить СОУТ. Для выполнения этих работ она должна привлечь специализированную организацию, которая имеет государственную аккредитацию в данной области. Однако это не означает, что его обязанности в отношении спецоценки заключаются только в подписании договора о выполнении работ и принятии отчета. В рамках этой процедуры ему потребуется сформировать комиссию по СОУТ.

Задачи комиссии по специальной оценке условий труда

Одной из ключевых задач в ходе работы комиссии по специальной оценке условий труда является формирование списка мест сотрудников, где должна быть реализована процедура СОУТ. Такое законодательное требование связано с тем, что именно сотрудники организации имеют наиболее определенное представление о структуре своей компании.

Кроме того, из этих же соображений в функции участников комиссии по СОУТ входит определение списка аналогичных позиций. Необходимость его составления обусловлена тем, что 426-ФЗ позволяет компании сократить объемы проведения СОУТ для этих позиций. В частности, достаточно реализовать эту процедуру для 20% из них, тем самым существенно сократив временные затраты и финансовые расходы на ее выполнение. Итоги спецоценки можно будет экстраполировать на аналогичные места во всех аспектах. В частности, в такую экстраполяцию включается реализация мероприятий по снижению потенциальной опасности рабочего процесса для сотрудников.

Членство экзаменационной группы по проведению СОУТ

426-ФЗ предъявляет особые требования к составу комиссии. Согласно ст.9 данного нормативного документа, необходимо обеспечить его выполнение следующих условий относительно того, кто входит в состав:

  • участниками органа выступают представители компании, где реализуется СОУТ;
  • в состав органа в обязательном порядке должен войти специалист в области охраны труда, прошедший соответствующее обучение;
  • при наличии в компании профсоюзной организации ее участники должны войти в состав данного органа;
  • количество участников органа следует сделать нечетным.

Работа членов комиссии СОУТ ведется под руководством главы данного органа. Его роль выполняет сам работодатель. Если речь идет о проведении процедуры СОУТ в компании, созданной индивидуальным предпринимателем, возглавляет комиссию именно он.

Формирование

Все эти условия, а также порядок создания комиссии и ее работы фиксируются в положении. В нем должны быть также указаны сроки работы данного органа, задачи, стоящие перед ним, и иные вопросы, регламентирующие порядок ее участия в реализации процедуры СОУТ. Этот документ затем, в свою очередь, утверждается приказом о комиссии за подписью работодателя.

Работа

Результаты всех работы целесообразно фиксировать в форме протоколов комиссии СОУТ. Тем не менее, следует учитывать, что образец такого документа не утвержден законодательно. Это связано с тем, что обязательное требование об оформлении протоколов заседания, созданной работодателем, в 426-ФЗ также отсутствует.

Тем не менее, сами специалисты экспертных организаций, проводящих спецоценку, как правило, рекомендуют использовать эту или подобную форму. Это обеспечивает однозначное понимание результатов работы комиссии по проведению специальной оценки условий труда сотрудниками аккредитованной компании. Кроме того, указанные итоги можно использовать как документальное основание для подтверждения позиции одной из сторон при возникновении спорных ситуаций.