Политический менеджмент и политическое управление. Политический менеджмент: структура и виды Под термином политический менеджмент понимается

Понятия "политическое управление" и "политический менеджмент" нередко употребляют как взаимозаменяемые. Однако у каждого из них есть своя история возникновения и свои смысловые оттенки, поэтому не следует воспринимать политическое управление как русифицированный вариант политического менеджмента.

Политическое управление, во-первых, понимается как макроуправление, как интегрирующее воздействие на все сферы общества с целью поддержания его целостности и устойчивого развития. А. И. Соловьев отмечает, что "отличительные черты политического управления демонстрируют ориентацию государства на решение жизненно важных для общества задач, выполняемых в рамках сохранения территориальной целостности, суверенитета, безопасности, стабильности и пр." .

Во-вторых, политическое управление по своему назначению определяется как способ установления ценностных ориентиров социального развития. Его главной функцией, как пишет Т. Е. Дубатова, является "определение стратегических и тактических целей развития общества" .

Таким образом, понятие "политическое управление" используется для обозначения тех видов управленческих отношений, которые возникают по поводу определения перспектив развития общества в целом. Фактически речь идет об управляющем воздействии политики на общество, прежде всего в лице государства, способного вырабатывать с учетом интересов различных социальных групп стратегии экономического, социального и культурного развития страны.

Близкими по значению к такому пониманию политического управления являются категории "государственная политика" и "публичная политика". Под государственной политикой понимают "форму комплексной, совместной деятельности органов власти и управления по выдвижению и реализации долговременных целей как в обществе в целом, так и в его отдельных сферах в направлении оптимизации отношений государства и социума, поддержания социальной стабильности и наиболее полной реализации общеколлективных интересов" . Публичная политика (public policy ) интерпретируется как процесс участия граждан в принятии государственных решений, имеющих жизненно важное значение для общества.

Предметное поле политического менеджмента ограничено управленческими отношениями, возникающими в политической сфере. Задачи, решаемые с помощью политического менеджмента, ориентированы исключительно на сохранение (изменение) политического институционального порядка и на получение политическими акторами возможности занимать выгодные позиции в пространстве политических отношений. Предметом политического менеджмента не являются вопросы социального и экономического развития общества, роста благосостояния граждан, процессы миграции и т.п. Эти и многие другие вопросы общественного развития решаются в рамках государственной и публичной политики, а также государственного управления. Политический менеджмент является для участников политических взаимодействий способом регулирования политических процессов и организации политических кампаний с целью расширения политического влияния.

Управленческие отношения в политике многообразны, они различаются по целям и задачам, которые ставят политические акторы, но способам достижения результатов, методам организации управленческого процесса и т.д. Любое разнообразие нуждается в классификации, в выделении некоторых общих черт и свойств, позволяющих обнаруживать некоторые классы явлений, обладающих общими наборами признаков. Причем чем сложнее изучаемый феномен, тем больше возникает оснований для его внутренней дифференциации. Необходимость выделения видов политического менеджмента вызвана нс только исследовательским интересом, но и практическими задачами, в частности поиском оптимальных способов организации управленческих воздействий, определением эффективных технологий политического влияния.

Первым, базовым основанием классификации политического менеджмента является предмет управления, или тип решаемой задачи. На этом основании можно выделить три вида управления в политике: государственное регулирование политических процессов, управление политическими кампаниями, управление в политических организациях (рис. 1.1).

Рис. 1.1.

Первый вид политического менеджмента представляет собой целенаправленное воздействие государства на политические процессы с целью придания им определенных свойств и качеств. Политические процессы как взаимосвязанные действия людей обеспечивают функционирование и развитие политической системы общества. На политические процессы пытаются влиять различные акторы, но только государство обладает исключительными возможностями регулирования этого вида отношений в обществе. Оно может принимать общеобязательные нормы, законы, определяющие порядок взаимодействия граждан в том или ином сегменте политической сферы. Оно также наделено правом легитимного принуждения к исполнению этих норм. Об этом виде политического менеджмента мы будем говорить в гл. 3.

Второй вид политического менеджмента – управление политическими кампаниями – представляет собой управленческую деятельность, инициируемую для достижения конкретных политических целей. К таким целям могут относиться: победа на выборах, создание политической партии, формирование позитивного имиджа политического актора, лоббирование конкретного законопроекта, снижение протестной активности в связи с принятием непопулярного государственного решения и т.д. Специфика этого вида управления заключается в том, что для реализации целей политической кампании субъект управления не может опереться на статусные ресурсы власти, не может изменить нормативный порядок путем издания указа или принятия закона, не может прибегнуть к принуждению. В этом виде политического менеджмента особое значение обретают управленческие технологии, позволяющие оказывать влияние на граждан, формально нс подчиняющихся субъекту управления. Этому виду политического менеджмента посвящена большая часть учебного пособия.

Третий вид политического менеджмента – управление в политических организациях – представляет собой активность руководства этих организаций, ориентированную на обеспечение их политической результативности, на выполнение ими своих функций и принятых на себя обязательств. Примером такого управления может быть деятельность руководства политической партии или общественно-политической организации по обеспечению работоспособности соответствующей структуры, по мобилизации членов данной организации на достижение программных целей, на решение поставленных залам. Поскольку государство является политическим институтом, то и управленческие отношения в каждом государственном ведомстве, организации также можно причислить к данному виду управления.

Особенностью третьего вида управления является то, что управленческие отношения ограничены рамками отдельных организаций, функционирующих в политической сфере, что придает этому виду управления много общих черт с менеджментом организаций, созданных в других сферах общества, прежде всего в экономике. Управление политическими организациями основано как па умелом воздействии на мотивацию членов данных организаций, так и на возможностях субъекта управления (руководства политической партии, государственного ведомства, иной политической организации) опереться на статусные ресурсы власти, на право создавать общеобязательные для членов данной организации нормы и применять санкции в отношении тех, кто нарушает эти нормы.

В современной науке сложилась ситуация, когда первый и третий из названных видов управления в политике оказались в фокусе других дисциплин. Так, государственное управление политическими процессами рассматривается как часть государственного регулирования и управления, пусть и имеющего свои специфические черты. Поскольку к настоящему времени завершается институциональное оформление такой отрасли научного знания как государственное управление, то все вопросы, связанные с управленческой активностью государства, неизбежно попадают в орбиту данной науки.

Управление в политических, в том числе в государственных организациях опирается, как отмечалось выше, на общие принципы менеджмента, теории, разработанной для оптимизации управления организациями, действующими в рыночной среде. И только управление политическими кампаниями общепризнанно является особым политическим видом управления, на изучение предметного поля которого не претендуют представители других управленческих дисциплин.

Следствием ситуации, когда отдельные виды управления в политике оказались в фокусе изучения смежных научных дисциплин, стало широкое и узкое толкование политического менеджмента. В широком смысле этим понятием обозначаются все виды управления в политической сфере. Такое понимание политического менеджмента позволяет объединить все многообразие управленческих отношений в политике в рамках одного концепта.

Вместе с тем предметом особого интереса исследователей и политиков-практиков было управление политическими кампаниями. Именно за этим видом управления закрепилось узкое понимание политического менеджмента. В соответствии с таким подходом политический менеджмент определяется как управление, отличительными чертами которого являются:

  • постановка целей, достижение которых позволяет политическому актору укрепить свои политические позиции, расширить свое влияние, получить доступ к статусным ресурсам политической власти;
  • отсутствие у субъекта управления статусных ресурсов власти и права создавать общеобязательные нормы при достижении этих целей;
  • невозможность опереться на принуждение и на право "легитимного насилия" в процессе управленческого воздействия;
  • использование особых технологий, предполагающих воздействие на мотивацию тех лиц, от кого зависит достижение поставленных целей.

Перечисленными качествами обладают виды политического менеджмента, показанные на рис. 1.2.

Рис. 1.2.

В категориальном аппарате современного научного знания существуют и другие понятия, обозначающие специфические виды управленческих воздействий в политической сфере, например "политический маркетинг" и "политический PR". В этой связи важным является сопоставление значений этих понятий с понятием "политический менеджмент".

  • Государственная политика / под ред. А. И. Соловьева. М.: Изд-во МГУ, 2012. С. 54.
  • Дубатова Т. Е. Роль прогнозирования в политическом управлении // Политическое управление. М.: Изд-во РАГС, 1998. С. 15.
  • Соловьев А. И. Государственная политика // Политология: Лексикон / под ред. А. И. Соловьева. С. 70.

Политический менеджмент существенно влияет на способность политических организаций и правительства достигать своих целей и добиваться успеха. Основные исследования в политическом управлении направлены на сферу политического маркетинга. Применение бизнес-концепций управления в политике имеют потенциальную актуальность, так как помогают помочь понять, как работают политические организации, каковы возможные последствия принятых политических решений как для государственной власти, демократических институтов и населения. Политический менеджмент выполняет следующие функции: планирование, организация, управление персоналом, руководство и анализ ресурсов для эффективного достижения целей.

Основные области деятельности политического менеджмента:

  • планирование: видение, цели, планы;
  • организация: структура, культура и коммуникации;
  • политический HR: набор, продвижение, обучение;
  • руководство: власть, влияние, адаптация;
  • анализ: отражение и коррекция.

Политический менеджмент затрагивает многие сферы политической деятельности: это и создание политического имиджа, и электоральный менеджмент, лоббистская деятельность, урегулирование политических конфликтов и создание политических союзов, а также политический PR.

Политический менеджмент - это термин, используемый для изучения прикладной политики. Политическая наука, политическая коммуникация и политический маркетинг также являются областями, которые изучают политику, но они делают это из определенных и эволюционирующих теоретических систем отсчета. Политический менеджмент более наглядная и прикладная область, все еще развивающая свои теоретические основы.

Теоретики политического менеджмента сосредоточиваются на анализе имеющихся ресурсов, тактики и стратегий, используемых участниками политического процесса. Они изучают, как эти участники получают и используют силу для влияния на результаты в политике. Политический менеджмент во многом зависит от окружающей ситуации (внешней среды), такой как состояние экономики, группы лоббистов, ситуации на рынке труда, принятые правовые акты и др.

Политический менеджмент на практике

Политический менеджмент - это управление политическими ресурсами, доступными для достижения поставленных политических целей. Лидерское видение, планы партийных кандидатов, анализ общественного мнения и политического маркетинга могут повлиять на достижение политических целей. Политический менеджмент необходим для того, чтобы достичь политических целей, будь то политика в правительстве, эффективная работа в офисе премьер-министра, проведение эффективной кампании или создание партийной организации.

Практики политического менеджмента рассматривают свою деятельность как все, что связано с управлением властью/политикой и соответствующими учреждениями/организациями и о том, что работает полезно/неэффективно, и что хорошо сейчас или может быть успешно реализовано в будущем.

В бизнесе управление - это очень обширная многодисциплинарная область, которая направлена на теоретизацию и объяснение того, как наилучшим образом достичь целей данной организации эффективно посредством планирования, организации, управления и контроля ресурсов организации. Менеджмент в организации включает в себя планирование, организацию, управление и контроль ресурсов внутри организации. В политике необходимо выполнение тех же функций, поэтому можно говорить о политическом менеджменте для достижения политических и общественных целей.

Одним из самых важных вкладов теоретиков политического менеджмента является понимание сути переговорного процесса в управлении. Важная роль политических менеджеров заключается в том, чтобы вести переговоры с различными группами и получать соглашения, которые желательны для успешной политической работы. Политические лидеры, менеджеры и другие участники переговоров будут использовать различные источники власти для достижения необходимых результатов в ходе переговорного процесса.

Раздел VI.

2. Структура политического менеджмента.

3. Предпосылки и история становления политического менеджмента.

4. Отдельные виды политического менеджмента. Политический имиджмейкинг и политический брендинг.

1. Политический менеджмент: понятие, место в структуре политического управления

В предыдущих лекциях курса мы установили, что структура политического управления включает в себя три взаимодополняющих элемента:

1. Управленческие отношения, возникающие между государственными должностными лицами и органами, выступающими в роли субъекта управления, с одной стороны, и населением или его отдельными группами, с другой (государственное управление).

2. Управленческие отношения, складывающиеся внутри государственных и политических организаций с целью упорядочивания их деятельности, повышения эффективности работы.

3. Управленческие отношения, в которых субъект не может опереться на право легитимного насилия и на свои статусные ресурсы для достижения политических целей (политический менеджмент).

Сущность политического менеджмента (ПМ) и его отличия от других видов политического управления зафиксированы в определении, предложенным ведущим специалистом по этой проблеме Г.В. Пушкаревой:

«Политический менеджмент – это особый вид управления в политике, когда субъект управления, стремящийся к достижению определенной политической цели, лишен возможности создавать общеобязательные нормы и опираться на право «легитимного насилия» и поэтому вынужден применять особые приемы и способы решения своих задач, использовать разнообразные политические технологии » .

Особенность технологий политического менеджмента:

Политические технологии как конкретные приемы политического менеджмента направлены на побуждение людей действовать в соответствии с интересами политического субъекта при одновременном поддержании у них ощущения свободы выбора. В той степени, в которой эта задача реализуется, политические технологии можно считать результативными.

Иную версию определения политического менеджмента предлагают И.В. Тихомирова и В.Б. Тихомиров (Менеджмент политический // Политическая энциклопедия: В 2 т.):

«Менеджмент политический – управление политическими событиями, ориентированное на реализацию определенных политических интересов тех или иных участников этих событий. События рассматриваются как результаты политической деятельности, ее продукты» .


Похожая информация:

  1. Б 26-3 Сущность и значение инновационного менеджмента. Использование достижений науки и передового опыта на предприятиях АПК области

Знание механизмов политического управления является условием выживания в современном мире.

Учитывая многообразие социально-политических дисциплин, следует отметить, что, как показывает образовательная практика преподавание большинства дисциплин не сводится к изложению исключительно их основ, а имеет явное тяготение, особенно в политологии, к тематике по прикладной политологии, что позволяет по существу снять опасения по поводу эклектики.

Безусловно, пока еще рано говорить о том, что будущие выпускники-инженеры будут работать в политических консультационных фирмах, но тем не менее уже сегодня ни одно из этих агентств не обходится без помощи инженеров.

Политический менеджмент - это один из видов управленческих отношений в политике, позволяющий решать такие задачи, как укрепление авторитета государственного или политического деятеля: создание благоприятных условий для деятельности государственного учреждения или политической партии путем конструирования в массовом сознании их привлекательного образа, формирование электоральных предпочтений населения; создание политических союзов и блоков; оказание влияния на противников в политических конфликтах и т.д. Значимость перечисленных задач не вызывает сомнения даже у не искушенного в политике человека. Очевидно, что для того, чтобы эффективно управлять страной, ее руководители должны пользоваться авторитетом у граждан, что для победы на выборах нужно завоевать симпатии

^ и ^ и и V I V

Избирателей; чтобы выйти достойно из политической конфликтной ситуации, надо уметь влиять на своих соперников.

Перечисленные политические задачи невозможно решать традиционными методами управления - путем принятия обязательных к исполнению решений, путем создания норм, правил или законов, путем принуждения людей к исполнению принятых управляющими решений. Разве можно издать указ, обязывающий граждан уважать и любить своего президента? Разве мыслимо силовое давление на избирателей в демократических странах? Мировая практика все более убедительно показывает, что даже в разрешении политических конфликтов нельзя полагаться исключительно на силу, нужны также иные способы и приемы воздействия на противоположную сторону.

Особенностью политического менеджмента является то, что в его рамках субъект управления, стремясь к достижению поставленных целей, не использует право легитимного насилия, статусные ресурсы политической власти, он не занимается нормотворчеством, не создает законы и другие общеобязательные нормативные акты. Он использует специфические приемы и методы, добиваясь таких изменений во взглядах и поведении многих людей, которые отвечают его интересам и

Его политическим целям.

Вид управленческих отношений, в самых общих чертах описанный выше, существует в политической практике давно. Можно сказать, он такой же древний, как сама политика. Правитель любого государства всегда стремился к повышению своего авторитета, и его советники активно помогали ему решать эту проблему. При решении государственных дел всегда возникали ситуации, когда наиболее дальновидные политики предпочитали действовать не силой, а хитростью, не принуждая, а обольщая массы. Работу великого флорентийского мыслителя Н.Макиавелли «Государь» можно рассматривать как одно из ранних пособий по практическому политическому менеджменту, потому что в этой книге представлены конкретные советы правителю, заботящемуся о своем авторитете или, говоря шире и современным языком, об имидже.

Однако вплоть до середины ХХ века политический менеджмент существовал лишь как практика политического управления.

Чтобы политический менеджмент превратился в науку, способную снабжать заинтересованных людей знаниями, позволяющими решать на принципиально иной основе задачи конструирования имиджа политического деятеля, формирования электоральных предпочтений, создания благоприятной информационной среды для политической организации и т.д., должны были произойти серьезные изменения в системе научного социального знания. Развитие социологии, психологии, политологии, наук об управлении создало предпосылки для перехода от представлений о политическом менеджменте как об уделе ловкачей- одиночек к представлениям о том, что политический менеджмент может стать объектом научного знания, развитие которого должно помогать в достижении различных политических целей.

Политический менеджмент в современном обществе представлен различными видами управленческой деятельности: организация и проведение избирательной кампании, политический имиджмейкинг, заключение политических союзов, поиск путей выхода из конфликтной ситуации, лоббизм и др. Каждый вид политического менеджмента имеет свои особенности построения управленческой стратегии и тактики. Однако все эти виды объединяет то, что субъект управления, стремящийся к достижению определенной политической цели, лишен возможности создавать общеобязательные нормы и опираться на право «легитимного насилия», он вынужден или считает более точным и верным применять особые приемы и способы решения своих задач, использовать разнообразные политические технологии. Таким образом, несмотря на различия в политических целях, в основе всех видов политического менеджмента лежат некоторые общие тенденции и принципы организации управленческого взаимодействия.

Управление - это важная и неотъемлемая часть политической жизни общества. Управление позволяет решать как масштабные задачи координации политических, экономических и социальных процессов в обществе, так и более мелкие, направленные на достижение конкретных целей и задач, таких, как завоевание доверия масс, победа на выборах, разрешение конфликтных ситуаций и т.д. Управленческие отношения в политике многообразны. В этой главе нам предстоит познакомиться с особенностями политического менеджмента и тем местом, которое он занимает в жизни современного общества.

Чтобы лучше понять, какое место занимает политический менеджмент в системе политического управления, выделим вначале наиболее общие его типы. Первый тип управления в политике - субстанциональный. Он представляет собой объективно действующие социальные механизмы или процессы, которые побуждают людей воспроизводить в своих действиях системные элементы, социальные структуры, функциональные связи. С помощью субстанционального управления достигается целостность политической системы, сохраняется ее качественная специфика, осуществляются ее воспроизводство и развитие. В рамках политической системы такими основными процессами-механизмами являются политические социализация, институализация, легитимация. На практике субстанциональное управление выглядит как подчинение людей нормам, правилам, принятым в данном обществе, как ориентация на ценности культуры, в том числе политической.

Реляционистский тип управления (от франц. ге!аИоп - отношение) существует в виде субъектно-объектных отношений, когда можно четко выделить тех, кто управляет, и тех, кто является объектом управления, т.е. должен исполнять управленческие решения. Наличие этого типа управления отличает социальные системы от всех остальных, потому что он существует в виде осознанной, направленной деятельности людей, преследующих свои цели, способных принимать решения и влиять друг на друга, а следовательно, он зависит от индивидуальных особенностей людей, вовлеченных в управленческий процесс.

В этой особенности реляционистского типа управления одновременно заключены и его сила, и его слабость. Его сила состоит в том, что человек способен не только воспроизводить ранее сложившиеся связи в системе, но и изменять их, совершенствовать, инициировать нововведения, ускорять развитие. Его слабость - в неизбежных ошибках человека, а главное в том упорстве, которое он может проявлять, претворяя в жизнь ошибочные управленческие решения.

Главной особенностью государственного управления является то, что оно опирается на право «легитимного насилия», т.е. субъект управления обладает властными полномочиями, необходимыми статусными ресурсами для проведения в жизнь управленческих решений. В современном обществе государственное управление осуществляется преимущественно путем нормативного регулирования, т.е. путем выработки и принятия соответствующими органами и учреждениями законов, указов, распоряжений и иных нормативных актов. Государственное управление в современном обществе является многоуровневым и необычайно сложным, прежде всего в силу необычайно разросшегося числа всевозможных государственных организаций и учреждений.

Чтобы лучше понять специфику политического менеджмента, вначале уточним, какие политические цели ставятся и какие задачи решаются в его рамках.

1. Укрепление авторитета государственного или полити-ческого деятеля. Авторитет для политика - это значимость в глазах населения, это доверие и поддержка широких масс, это успех в политике, это возможность реализовывать различные политические задачи. Еще Никколо Макиавелли писал: «Если государь всецело полагается на судьбу, он не может выстоять против ее ударов». И великий флорентиец разрабатывает целую программу действий, направленных на повышение авторитета правителя. Современные политики, особенно те, чьи полномочия определяются в ходе выборов, пожалуй, еще в большей степени нуждаются в поддержке населения, поэтому для многих из них эта задача является необычайно важной.

2. Создание благоприятных условий для деятельности государственного учреждения, политической партии, общественной организации путем конструирования в массовом сознании их привлекательного образа. Любое государственное учреждение заинтересовано в том, чтобы граждане видели в нем компетентный орган государственного управления. Только в этом случае его управленческие решения будут восприниматься в обществе как важные, как требующие исполнения. Каждая политическая организация, чтобы выиграть в острой конкурентной политической борьбе, нуждается в поддержке избирателей, но для этого ей нужно, чтобы массы видели в этой организации последовательного защитника их интересов, доверяли ей. Вот почему без решения указанной задачи политическим организациям практически невозможно всерьез рассчитывать на политический успех.

3. Расширение числа сторонников той или иной государственной или политической программы, политического проекта. Общим местом в рассуждениях о политических, экономических и социальных реформах в нашем обществе стал тезис о трудностях проведения в жизнь управленческих решений. Одна из главных причин этого - невосприимчивость напуганных преобразованиями и не раз обманутых масс к новаторским программам и проектам. Следовательно, необходимо не только детально прорабатывать характер и последовательность нормативных, правовых изменений, но и воздействовать на восприятие этих изменений, влиять на ожидания людей, их ценностные ориентации и настроения. Осознание такой необходимости ведет к превращению этой задачи в одно из важных направлений деятельности всех субъектов политики современных обществ.

4. Формирование электоральных предпочтений населения. Выборы в государственные органы - неотъемлемая черта демократии. Практически все политические силы, партии уже поняли огромную значимость указанной задачи. Жесткая конкуренция вынуждает их постоянно совершенствовать технологии борьбы за голоса избирателей.

5. Создание политических союзов, блоков. Политика альянсов и соглашений помогает политическим субъектам решать сложные задачи.

Однако достижение каждого политического союза - это результат сложной и кропотливой работы по влиянию на своих будущих партнеров, где практически ничто не решается путем применения силы, а требуется искусное маневрирование, ювелирное воздействие на мотивацию потенциальных союзников.

6. Влияние на политических оппонентов, а также на противников в политических конфликтах. Политический конфликт отличается непримиримостью сторон, нередко агрессивностью и явным нежеланием играть по общим правилам. Политические конфликты дестабилизируют общество, сеют вражду между его участниками, парализуют экономическое и социальное развитие страны. Вот почему так важен поиск путей разрешения политических конфликтов. Выход из конфликта нельзя обеспечить силовыми методами.

Здесь требуется применение особых технологий регулирования конфликтных ситуаций.

7. Оказание воздействия на лиц, принимающих государственных решения. Современные общества крайне дифференцированы, в ни представлены различные социальные группы, стремящиеся к артикуляции и защите своих интересов. Одним из способов отстаивания групповых интересов является организация давления на государственные органы и государственных должностных лиц. Формы и приемы такого давления многообразны, они постоянно совершенствуются. И как бы мы ни относились к этому феномену современной политической жизни, это - реальность, с которой нельзя не считаться.

8. Мобилизация масс для политической поддержки. Для решения конкретных политических задач политическим субъектам нередко требуется демонстрация массовой поддержки, например, проведение пикетов, акций протеста, митингов, шествий и т.п. Организация массовых выступлений актуальна не только для оппозиционных, но и для правящих сил, если последние желают показать уровень доверия людей к проводимой политике. В демократическом обществе людей нельзя заставить выйти на улицы, но их можно убедить, побудить это сделать. Вот почему эта задача относится к сфере политического менеджмента.

Важность перечисленных задач для различных субъектов,

Действующих в поле политических отношений, очевидна. В современном обществе невозможно добиться значимых политических результатов, если в каждодневной практике не решать хотя бы часть из этих задач.

Специфика всех этих задач заключается в том, что для их реализации субъект управления не может воспользоваться властными полномочиями, не может издать указ или принять закон, не может прибегнуть к принуждению. Объект управленческого воздействия находится вне зоны статусного подчинения субъекту управления, т.е. он не обязан (по закону, по установлению, по статусу) любить или ненавидеть политического лидера, в кабине для тайного голосования он свободен в своем выборе, его нельзя заставить воздержаться от распространения слухов о произволе бюрократии в том или ином государственном учреждении, он может примкнуть к любой политической организации, разрешенной в стране, и т.д.

Мы уже говорили, что в рамках политического менеджмента субъект управления не может прибегнуть к насилию, лишен права создавать общеобязательные нормы и применять санкции к тем, кто их не исполняет, он должен использовать такие способы воздействия на людей с целью изменения их поведения, которые исключают применение прямого принуждения, физического насилия. В этом заключается специфика политических технологий.

Политические технологии - это средство искусного воздействия на мотивацию людей, на их сознание и подсознание, это способы, побуждающие людей действовать в соответствии с интересами политического субъекта, но одновременно поддерживающие у них ощущение свободы своего выбора, естественности совершаемых ими действий. Эти приемы обеспечивают внесение в массовое сознание новых представлений, ценностей, формирование новых установок, убеждений, и среди них есть немало таких, которые можно назвать манипулятивными.

Итак, политический менеджмент - это особый вид управления в политике, когда субъект управления, стремящийся к достижению определенной политической цели, лишен возможности создавать общеобязательные нормы и опираться на право «легитимного насилия» и поэтому вынужден применять особые приемы и способы решения своих задач, использовать разнообразные политические технологии.

Политический менеджмент существуют уже давно. Практически во всех исторических обществах правители вынуждены были решать задачи повышения своего авторитета, расширения своего влияния на широкие слои населения, а конкурирующие группы и кланы всегда искали пути эффективного влияния на своих вождей, королей и императоров. Однако только в современном обществе политический менеджмент обретает масштабный характер. Это вызвано рядом важных процессов, получивших бурное развитие в Х!Х-ХХ веках.

Особенностью современных индустриально развитых демократических обществ стало их вступление в стадию постмодерна, отличающуюся не только изменением социально-политических условий жизни, но и серьезными сдвигами в системе ценностных ориентации. Исследование десятков современных стран, проведенное под руководством американского ученого Р. Инглхарта, позволило сделать вывод о том, что «важной компонентой сдвига постмодерна является сдвиг, приводящий к снижению значимости любых видов власти и авторитета». Выявленная тенденция резкого снижения в стабильных демократиях действия так называемого авторитарного рефлекса еще в большей степени способствовала актуализации интереса политиков к особым формам и способам воздействия на массы.

Процесс демократизации общества нашел свое выражение в утверждении принципа разделения властей, в выборности основных государственных органов, в равенстве всех граждан перед законом, в приоритетности прав человека над правами государства, в многопартийности и т.д. Развитие демократии вело к резкому сужению институциональных возможностей для произвола и насилия со стороны властей. Будучи ограниченными законом в своих действиях, государственные должностные лица и другие политические деятели не могли не обратиться к теории и практике политического менеджмента для укрепления своего авторитета и влияния, для проведения в жизнь своих замыслов и решений.

Политический менеджмент в современном его виде многим обязан именно избирательным кампаниям. В ходе предвыборной борьбы создавались и оттачивались технологии воздействия на массы. Ведь, как это ни кощунственно звучит, но массой, способной повлиять на выбор того или иного кандидата, нужно было управлять так, чтобы она не замечала направляющего воздействия, чтобы у каждого человека, пришедшего на избирательный участок, всегда сохранялось ощущение, что он действует самостоятельно, что его выбор является свободным. Управление избирательными кампаниями является одним из самых востребованных видов политического менеджмента.

В XX веке в жизни многих обществ происходят серьезные изменения. Процессы демократизации, ограничение действиями высших государственных должностных лиц законом, провозглашение незыблемости прав и свобод личности, изменение ценность ориентации населения, выход на политическую арену партий, иных общественнополитических организаций требуют внесение серьезных коррективов в способы достижения политических целей. Широко распространенные ранее методы государственного, принуждения, откровенного насилия уже не соответствуют новым, реалиям.

Обострилось противоречие между объективно назревшей потребностью в снижении удельного веса в политике явных форм насилия и принуждения, с одной стороны, и необходимостью обеспечения; эффективного управления делами общества, согласования интересе различных социальных групп и слоев - с другой. В такой ситуации не могло не произойти возрастание интереса различных политических сил к особому виду управленческих отношений

К политическому менеджменту.

Политический менеджмент позволял решать политические задачи без физического насилия, давал возможность повышать эффективность государственного управления без репрессивного механизма санкций (рис. 1). Развитие электронных СМИ создавало для этого дополнительные, технические возможности.

В настоящее время можно говорить о следующих основных видах политического менеджмента: политический имиджмейкинг, политический PR, электоральный менеджмент, политический брендинг, регулирование политических конфликтов, лоббистская деятельность, заключение политических союзов и соглашений. Дадим краткую характеристику каждому из них:

Политический имиджмейкинг (от англ. image - образ и making - создание, производство) является одним из старейших видов политического менеджмента. Даже в исторически ранних обществах образ правителя тщательно создавался и оберегался его советниками. Главная задача этого вида политического менеджмента - сделать образ того или иного политика, государственного деятеля привлекательным для широких масс, что обеспечило бы поддержку населением его действий.

Электоральный менеджмент занимает особое место среди других видов политического менеджмента. Его главное назначение - организация и проведение избирательных кампаний. Поскольку выборы в государственные органы проходят в демократических странах регулярно, а конкуренция на этих выборах бывает крайне острой, то и интерес политиков к электоральному менеджменту повышенный. Данное обстоятельство нашло отражение и в литературе: организации и проведению избирательных кампаний посвящено во много раз больше научных и публицистических работ, чем любому другому виду политического менеджмента.

Политический брендинг (бренд - торговая марка), или внесение в массовое сознание узнаваемых символов, значений, образов, способных в соответствии с целями субъекта политического управления сплачивать, объединять людей или, напротив, разъединять их на соперничающие группы. Политический бренд - это своеобразный маркер, который позволяет при помощи одного слова, словосочетания или заменяющих их символов указывать на принадлежность людей к той или иной политической группе и на то место, которое они занимают в политическом пространстве. Например, такие слова-маркеры, как «коммунисты», «демократы», позволяли россиянам в конце XX века разделять общество на тех, кто выступал за обновление страны, и тех, кто противился этому обновлению.

Политические бренды при умелой их раскрутке превращаются в символы, объединяющие людей, поэтому можно сказать, что главный смысл политического брендинга как вида политического менеджмента - формирование политической идентичности в интересах субъекта управления.

Регулирование политических конфликтов требует особых умений и навыков. Этот вид политического менеджмента ориентирован на поиск путей и средств снижения политического противостояния и "политической напряженности в обществе.

Лоббистская деятельность, направленная на оказание воздействия на государственных должностных лиц с целью принятия ими решения в интересах лоббирующей группы, обладает всеми признаками политического менеджмента и является одним из его видов: Лоббирующая группа вторгается в сферу политических властных отношений, но при этом не обладает статусными ресурсами власти, законным правом диктовать свою волю властвующим субъектам. Она вынуждена искать специфические способы и приемы воздействия на мотивацию лиц, принимающих решения.

Мы выделяем как особый вид политического менеджмента политику, проводимую различными партиями с целью создания союзов и достижения соглашений с другими организациями. Политика альянсов и соглашений имеет свои особенности, поэтому данный вид политического менеджмента не сводим ни к одному из других, ранее названных.

Одним из важных видов политического менеджмента в современных условиях является политический PR. (PR - public relations (англ.), или связи с общественностью. Мы употребляем прилагательное «политический» в единственном числе, потому что английская аббревиатура PR произносится как «пиар», и употребление множественного числа с этим словом не принято. Поскольку в литературе понятие «политический PR» трактуется неоднозначно, то ниже мы остановимся несколько подробнее на происхождении этого термина и его толкованиях.

Политический менеджмент является одним из важнейших инструментов целенаправленного, сознательного, планомерного регулирования системы общественных отношений, а также поиска новых способов включения людей и их интересов в процесс преобразования жизни. Сегодняшний политический менеджер, должен не только организовывать и координировать деятельность различных государственных, политических или общественных организационных структур для реализации их миссии, но также принимать социально значимые решения и реализовывать их так, чтобы это не разрушало, а помогало жизнедеятельности всего общества или его отдельных сообществ.

Актуальность проблемы политического управления определяется, однако, не только реально сложившейся ситуацией, но во многом ею же порожденным кризисом науки об обществе, не обошедшем и политическую науку.

Цель работы: рассмотреть основные направления развития политического менеджмента в современных условиях.

Задачи исследования:

Выявить общие характеристики политического менеджмента и государственного управления в современных условиях;

Проанализировать сущность и особенности политического менеджмента; обозначить роль менеджмента в современных условиях.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема политического управления в широком смысле слова была всегда в центре внимания ученых со времен зарождения политической философии. Основу исследования тенденций современного политического управления заложили труды Г. Алмонда, Д. Бэлла, М. Вебера, А. Гидденса, Р. Дарендорфа и др.

Принципиально важным событием для развития теории и практики политического управления стало использование достижений классического менеджмента, сформированного в работах Ф. Тейлора, А. Файоля, Г. Эмерсона, Л. Урвика, Э. Мэйо, П. Дракера, Г. Саймона, А. Этциони, Л. Берталанфи и др. В современной литературе возникли такие направления, как «социальный менеджмент», «инновационный менеджмент», «стратегический менеджмент» и «политический менеджмент». Особенно рельефно проблематика политического менеджмента прослеживается в литературе по политико-административному управлению, в которой нашли отражение исследования сетевого и различных менеджериальных подходов, связанных с разработкой концепции «нового государственного менеджмента». Западная политология внесла значительный вклад в разработку вопросов реформирования политического управления в соответствии с требованиями постиндустриального общества.

В отечественной науке большое влияние на рассмотрение проблем политического менеджмента оказывает традиция советского периода, когда политическое отождествлялось с государственным и сводилось к вопросу реализации властных полномочий. В контексте становления современной политической системы в стране и регионах, проблема политического менеджмента остается новой, актуальной и все больше привлекает внимание российских ученых. Исследованием теории управления занимались многие российские ученые, в том числе Г.В. Атаманчук, А.Н. Галкин, Гельман В.Я., Н.И. Глазунова, A.M. Омаров и др.

Глава 1. Характеристика политического менеджмента и государственного управления

    1. Политический менеджмент: понятие, сущность, особенности

Управление присуще всем организованным системам: физическим, биологическим, социальным. С его помощью достигается целостность этих систем, сохраняется их качественная специфика, осуществляется воспроизводство и развитие. Главной особенностью социальных, в том числе и политических систем является наличие в них двух типов управления. Первый тип управления является системным, он представляет собой объективно действующие социальные механизмы или процессы, которые побуждают людей воспроизводить в своих действиях системные элементы, структуры, функциональные связи. В рамках политической системы такими основными процессами-механизмами являются политическая социализация, институализация, легитимация, в рамках отдельной политической организации - взаимные ролевые ожидания, групповые нормы и ценностные ориентации. 1

На практике системное управление выглядит в виде подчинения людей обществу, культуре, внешним и интериоризированным, т.е. глубоко усвоенным личностью, нормам, правилам, ценностям. Этот тип управления называют еще самоорганизацией системы, подчеркивая тем самым наличие в каждой системе, в том числе и политической, внутренних механизмов, обеспечивающих ее воспроизводство.

Спецификой социальных систем - общества, институтов, организаций, групп - является наличие в них второго типа управления, существующего в виде осознанной направленной деятельности людей, преследующих свои цели, способных создавать структуры, принимать решения и влиять друг на друга. Наличие этого типа управления отличает социальные системы от всех остальных. Он привносит субъективность в управленческие отношения, делает их более сложными, зависящими не только от системных требований, но и от индивидуальных особенностей людей, вовлеченных в управленческий процесс.

В этой субъективности одновременно заключены и сила, и слабость социального управления. Его сила состоит в том, что человек способен не только воспроизводить ранее сложившиеся связи в системе, но и изменять их, совершенствовать, инициировать нововведения, ускорять развитие. Его слабость - в неизбежных ошибках человека, а главное в том упорстве, которое он может проявлять, претворяя в жизнь ошибочные управленческие решения.

В дальнейшем мы будем говорить об управлении не как о системном свойстве самоорганизующихся комплексов, а как об осознанном воздействии, осуществляемом человеком или группой людей (субъектом управления), на объект управления (другого человека или группу людей) с целью достижения определенных целей. Иными словами, мы будем рассматривать управление как субъектно-объектные отношения, как реальные взаимодействия людей, как череду событий, в ходе которых происходит выбор и принятие решений, предпринимаются усилия по их реализации, оказывается сопротивление этим решениям или осуществляется беспрекословное подчинение. 2

Управление, относящееся к сфере политики, включает всю совокупность управленческих процессов, возникающих в поле политических властеотношений. Можно выделить следующие основные виды управления в политике:

а) управленческие отношения, возникающие между государственными должностными лицами и государственными органами, выступающими в роли субъекта управления, с одной стороны, и населением или отдельными его группами – с другой. Этот вид управления обычно называют государственным управлением, потому что его субъектом является государство, его учреждения и должностные лица. В нем выделяют как особый сегмент - государственно-административное управление, включающее в себя все многообразие управленческой деятельности, осуществляемой органами исполнительной власти (правительством, министерствами, ведомствами и иными госучреждениями).

Главной особенностью государственного управления является то, что оно опирается на право “легитимного насилия”, т.е. субъект управления обладает властными полномочиями, необходимыми статусными ресурсами для проведения в жизнь управленческих решений. В современном обществе государственное управление осуществляется преимущественно в виде создания соответствующими органами и учреждениями норм, носящих деперсонализированный характер и существующих в виде законов и иных общих нормативных актов. Государственное управление в современном обществе является многоуровневым и необычайно сложным, прежде всего в силу необычайно разросшегося числа всевозможных государственных организаций и учреждений.

б) управленческие отношения, складывающиеся внутри государственных и политических организаций с целью упорядочения их деятельности, повышения эффективности работы. Его особенностью является то, что управленческие отношения ограничены рамками отдельных организаций (государственных учреждений, политических партий и т.д.), что придает этому виду управления много общих черт с менеджментом экономических организаций. Управление в государственных учреждениях и политических организациях также основано на возможности субъекта управления (руководства государственного учреждения, руководящие органы партии) опереться на статусные ресурсы, на право создавать общеобязательные для членов данной организации нормы.

в) управленческие отношения, где субъект (политическая организация, группа давления, государственный деятель) не может опереться на право “легитимного насилия” и на свои статусные ресурсы для достижения поставленных целей, не может принять закон или иное распоряжение, обретающее обязательный характер, а поэтому вынужден прибегать к иным формам и методам воздействия на предполагаемый объект управления. Этот вид управленческих отношений мы и будем называть политическим менеджментом или политико-технологическим управлением. 3

Политико-технологическое управление позволяет политическим акторам решать весьма специфические задачи. Назовем некоторые из них:

    Создание привлекательного образа государственного учреждения, политической партии, общественной организации или группы давления.

    Расширение числа сторонников той или иной политической программы, управленческого проекта.

    Формирование электоральных предпочтений населения.

    Организация политических союзов, блоков.

    Влияние на политических оппонентов, а также на противников в политических конфликтах.

    Оказание воздействия на лиц, принимающих государственные решения.

    Мобилизация масс для политической поддержки.

Важность перечисленных задач для различных субъектов, действующих в поле политических отношений, очевидна. В современном обществе невозможно добиться значимых политических результатов, если в каждодневной практике не решать хотя бы часть из этих задач. Но специфика всех этих задач заключается в том, что для их реализации субъект управления не может воспользоваться властными полномочиями, не может издать указ или принять закон, не может прибегнуть к принуждению, он должен побуждать к действию. Объект управленческого воздействия в этом случае находится вне зоны статусного подчинения: он не обязан (по закону, по установлению, по статусу) любить или ненавидеть политического лидера; в кабине для тайного голосования он свободен в своем выборе; он может примкнуть к любой политической организации, разрешенной в стране; его нельзя заставить воздержаться от распространения слухов о произволе бюрократии в том или ином государственном учреждении и т.д..

Итак, политический менеджмент – это особый вид управления в политике, когда субъект управления, стремящийся к достижению определенной цели, лишен возможности создавать общеобязательные нормы и опираться на право «легитимного насилия», т.е. либо на право государственного принуждения, либо на статусное право в политической организации.