Социальное партнерство как фактор успешного развития государственно-общественного управления образовательной организацией. Социальное партнерство в сфере образования Понятие социального партнерства в сфере образования

Государство отвечает за обеспечение единого образовательного пространства в стране (цели, задачи, стандарты) и предоставление системе образования необходимых ресурсов, однако оно вряд ли может охватить и учесть всю сложность задач и условий конкретных сообществ. Это в особенности касается местных отраслевых пропорций в структуре рабочих мест, динамики молодежных групп, безработицы, экологических и исторических обстоятельств, разницы в семейных условиях жизни детей и т.д. Эти различия привели во многих странах к большому разнообразию «политических отношений» в системе образования и вовлечению разнообразных институтов гражданского общества в жизнь образовательных учреждений.

Социальное партнерство означает практику совместной выработки решений и сбалансированной, разделяемой ответственности. Обывателям нередко свойственно мнение, что не так уж важен состав участников в управлении - лишь бы сам менеджер был волевым, а что касается ответственности, - то много ли найдется желающих разделить ее в «бедной » и не очень престижной системе образования? И, тем не менее, они находятся и действуют.

Следует отметить, что необходимость широкого социального партнерства в образовании предусмотрена и современными теоретическими взглядами на образование. Оно рассматривается как один из ведущих социальных институтов, тесно связанный с основными сферами социума - экономикой, социальной структурой, культурой и политикой. В отечественной социологии разрабатывается концепция функций образования, в определенном смысле опережающая аналогичные представления в зарубежной науке. Формулировки функций в нашей концепции носят системный характер, обладают операциональностью и поддаются эмпирической интерпретации, а потому не только очерчивают области ответственности системы образования, но и яснее обозначают в ней дисфункциональные зоны и уточняют приоритеты отраслевого и макросоциального управления .

Можно ли с позиции науки содействовать становлению социального партнерства в образовании, и каковы основные ориентиры анализа?

В современных развитых индустриальных странах организация систем общего и профессионального образования и выработка образовательной политики все больше опираются на динамичное и удивительно гибкое социальное партнерство. Жизненная необходимость социального партнерства в сфере образования здесь давно никем не оспаривается.

В нашей литературе есть попытки анализа структур социального партнерства в образовании по странам ЕС (см., например, ). В частности, выделяются типы и модели социального партнерства, однако из их описания отнюдь не следует возможность прямой применимости тех или иных образцов иностранного опыта. Такого рода информации оказывается явно недостаточно. Прежде всего, зарубежный опыт отнюдь не универсален, и требуется его более глубокий социальный и историко-сравнительный анализ. В обсуждении данной проблемы также редко учитывается зависимость наличных форм партнерства от достигнутого в зарубежных странах уровня социальной интеграции.



Таким образом, нам предстоит глубже освоить теоретические наработки зарубежных коллег по проблеме социального партнерства в образовании. В свою очередь, большое разнообразие местных условий в современной России потребует привязки любой научно-практической разработки к типичным ситуациям региональных и локальных сообществ. Шаги российских ученых в этой проблематике носят пока недостаточный характер и бесспорно заслуживают особой поддержки.

Еще совсем недавно с позиции ультра реформаторского подхода предполагалось, что в сфере образования удастся быстро выстроить новую систему партнерства взамен старой практики шефских отношений. Со второй половины 1990-х гг. в регионах страны создавались консультативные и координационные советы, однако ситуацию к лучшему они не изменили. В среде образовательного менеджмента коммерческие интересы и стремление к корпоративному выживанию или экспансии оказались сильнее мотивов социальной ответственности. Между тем в системе профобразования в целом продолжались перекосы - дефицит в подготовке рабочих, гипертрофированные объемы контингентов высшего образования на фоне спада контингентов в программах среднего и начального профобразования, низкие показатели трудоустройства по полученной специальности .

Вместе с тем при поддержке международных центров на северо-западе России уже в 1990-х гг. начался эксперимент по «взращиванию» партнерства «снизу» - а локальном отраслевом уровне. Сегодня можно говорить о некоторых признаках устойчивости такого партнерства, но и они обнаружились лишь в рентабельных (чаще всего не системообразующих) отраслях хозяйства. Вряд ли какой-либо регион страны или город может похвастаться наличием отлаженной системы социального партнерства в сфере образования. Так что о достижении социального эффекта партнерства в России пока говорить не приходится. Вероятно, становление систем партнерства займет не одно десятилетие, но общество и государство заинтересованы в том, чтобы стимулировать и корректировать этот процесс, тем более что он входит в число приоритетных национальных проектов.

В западноевропейских странах организационные структуры социального партнерства формировались в основном в послевоенный период и ныне представлены в целом комплексе учреждений, межведомственных организаций, серии документов и нормативных актов. Ключевую ответственность в таких структурах играет так называемое социальное государство, хотя, строго говоря, социальное партнерство базируется на гораздо более сложных, часто неформальных (но оттого не менее влиятельных!) социально-идеологических структурах. Оно сопровождается процессами укрепления гражданского общества, корни которого - в более ранних периодах социально-исторического развития стран ЕС. Социальное партнерство в образовании развивается по мере нарастания социальной интеграции, прежде всего на национальном уровне.

Экономической предпосылкой усиления социальной интеграции многих европейских обществ оказывается специфическая функция государства. Речь идет о масштабном перераспределении общественного продукта через систему налогообложения в гигантские по объемам финансирования социальные программы поддержания занятости, социальной защиты, пенсионного обеспечения, а также в программы в сфере образования. Демократическое перераспределение финансовых ресурсов вовсе не означает, что в западноевропейских экономиках не существует сверхвысоких доходов топ-менеджеров или собственников, однако децильный коэффициент неравенства в развитых странах составляет 5. В России официально он равен 14, а по экспертным оценкам - 25 . При этом исследования говорят о глубоком экономическом расслоении российского населения, при котором большинство ощущает себя «низами» общества . Обстоятельством, которое отчасти смягчает экономическое расслоение и социальный раскол, является сравнительно высокий уровень квалификации (в т. ч. образовательной) в массе взрослого населения. Он позволяет надеяться на эффективное взаимодействие потенциальных внешних социальных партнеров с системой образования в будущем.

Пока же незрелость российских элит, их неготовность к устойчивому социальному партнерству проявляется в том, что они, по существу, не разделяют ответственности за развитие социума, а ориентированы лишь на собственное воспроизводство в экономической и политической жизни страны, даже за счет низкого уровня жизни основных слоев населения.

Столь же медленно развивается и другая составляющая социального партнерства - социальная организация гражданских, профессиональных и поселенческих групп. В случае с системой образования речь идет о слабом участии сообществ граждан в местном самоуправлении, отсутствии в их распоряжении достаточных экономических и правовых ресурсов, о неразвитости и бедности большинства профсоюзов, отсутствии или неустойчивости отраслевых ассоциаций и объединений родителей учащихся. Российское государство в последнее время выделяет на конкурсной основе грантовые средства для общего стимулирования деятельности общественных организаций, но сфера социального партнерства в образовании в этом конкурсе проигрывает другим секторам и в итоге не получает столь нужной целевой поддержки.

Обращение к зарубежному опыту полезно для идентификации действующих субъектов партнерства в сфере образования.

На ее низовом уровне в качестве акторов чаще всего выступают конкретные образовательные учреждения, местные предприятия, особые группы местного населения (этнические, религиозные, возрастные), а также специалисты разных государственных служб (социальной защиты, безопасности, здравоохранения, труда и занятости) и активисты общественных организаций. Здесь типичным является двухстороннее взаимодействие. Партнерство проявляется в совместной постановке задач развития, в подготовке и осуществлении конкретных мероприятий (чаще всего внеучебных), в распределении ответственности и координации усилий в деле оснащения или ремонта учебных помещений, оказания помощи реальным семьям студентов. Трудно найти образовательное учреждение, в котором бы не функционировал попечительский совет, объединяющий специалистов, активистов и представителей местных органов власти, лидеров бизнеса. Исследования показывают, что в распоряжении региональной и федеральной власти есть, как правило, сильные инструменты для влияния на систему образования. Их возможно сгруппировать в два главных направления влияния:

1. Использование институтов гражданского общества для регулирования системы образования (оптимизации ее стандартов и структуры) ради достижения ею социальных целей и удовлетворения специфических потребностей местных сообществ.
2. Обеспечение оптимального функционирования институтов гражданского общества в качестве самостоятельных и социально полезных участников системы партнерства.

В государственном влиянии на систему образования присутствует «прямое» и «косвенное» регулирование. «Прямое» подразумевает наложение организационно-правовых ограничений, установление отраслевых норм и параметров оценивания, осуществление более или менее систематического контроля (проверок), задание определенных условий финансирования и т. п.

«Косвенное» регулирование предусматривает широкое использование институтов гражданского общества, точнее - опору на их заинтересованное отношение к системе образования.

Ряд стран, следуя положительному опыту социального партнерства в системе образования Нидерландов, создали специальные независимые агентства, структурированные по крупным отраслевым секторам, - Национальные организации по вопросам профессионального образования. Они наделены правом (предполагающим ответственность) на экспертизу учебных планов, программ и стандартов профессиональной школы с точки зрения их соответствия требованиям рабочих мест в этих секторах. Такие организации, объединяя на постоянной основе представителей бизнеса, науки, менеджмента, профсоюзов, принимают на себя функцию, ранее традиционно выполняемую министерством образования .

Другой пример непрямого государственного, точнее, общественного регулирования образования - механизмы аккредитации, публичного оценивания. Программы, по которым действует образовательное учреждение, могут подвергаться внешней экспертизе, а учреждение в целом (ее персонал, оборудование, системы безопасности и т.п.) - аккредитации. Комиссии по аккредитации, как правило, включают представителей авторитетных негосударственных организаций, а не только ведомственных инспекторов разных уровней.

Показательно, что в ряде стран ЕС условия оплаты труда персонала государственных (муниципальных) образовательных учреждений больше не устанавливаются национальным правительством. Они определяются в процессе переговоров между учительскими профсоюзами и ассоциациями школьных директоров (или попечительскими советами). Идя по такому пути, учительские профсоюзы приобретают более весомую роль в непрямом регулировании образования (условий оплаты персонала, прав работников и т. п.). Но одновременно они принимают на себя ряд обязательств, ценных для обеспечения общего качества системы образования (взаимный социальный контроль в трудовых коллективах, социальная и моральная взаимная поддержка и сплоченность коллег по работе и др.).

Механизм финансирования - другой регулирующий инструмент, который может стимулировать образовательные учреждения адаптироваться к потребностям сообщества. В этот механизм нередко включены институты гражданского общества. Если профессиональные школы, к примеру, получают финансирование в зависимости от числа студентов, то в их интересах увеличение контингента. Именно поэтому они пытаются выглядеть привлекательными, уделяют внимание маркетингу.

Если профессиональная школа финансируется по показателям выпуска (например, когда объем фондов зависит преимущественно от «успешности» выпускников), то она будет стараться усилить успешность в тех параметрах, которые оказываются значимыми для участников системы партнерства. Если же «успех » трактуется как нахождение выпускником рабочего места, то вузы будут стремиться уделять больше внимания отбору абитуриентов и всему тому, что способствует предотвращению отсева и получению достойных рабочих мест. То есть механизм финансирования может стимулировать образовательное учреждение привлекать к участию в учебном процессе гражданские организации, локальные ассоциации работодателей. Анализ показывает, что их вовлечение в сотрудничество (а не только совершенствование методик обучения) помогает снизить отсев в вузах и оптимизировать содержание учебных планов и программ.

Другой инструмент, который может использовать государство, состоит в стимулировании определенных групп гражданского общества путем оказания им финансовой поддержки на цели сотрудничества со школой. Так, в процессе осуществления российско-нидерландского проекта сотрудничества в сфере общего и начального профессионального образования в Новгородской области на уровне муниципальных районов были образованы устойчивые партнерские сети. Они объединили школы, профессиональные лицеи, местные отделы занятости населения, ассоциации товаропроизводителей (или отраслевые организации) для совместного обсуждения проблем и потребностей некоторых профилей подготовки и релевантности их учебных планов/ программ. В некоторых случаях это привело к пересмотру прежних профилей школ и лицеев, к модернизации их учебных планов и программ.

В высшей школе - иная ситуация. Известная автономия вуза объективно ограничивает круг потенциальных партнеров, способных к квалифицированному диалогу по вопросам учебных планов вузов или, скажем, содержания научно-исследовательской подготовки студентов университета. Однако это лишь усиливает необходимость стимулирования существующих партнеров (прежде всего - в лице работодателей) к включению в диалог.

Таковы основные аспекты процесса становления и функционирования социального партнерства в сфере образования. Важно не только удержание в поле зрения управленческого персонала учреждений и органов образования, отмеченных выше граней партнерства, но и создание достаточно чувствительной системы информации, помогающей регулярно анализировать состояние реальных и потенциальных партнеров, выявлять противоречия, возникающие при взаимодействии между ними, осуществлять выбор путей и средств укрепления положения образовательных учреждений в конкретном сообществе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» / Собрание Законодательства Российской Федерации, 2011гг.

2. Матвиенко В. Образовательная политика России на современном этапе (тезисы доклада) // “Alma Mater (“Вестник высшей школы). – 2001. - № 9. - С. 17-21.

3. Россия и страны мира / Статистический сборник.- М., Госкомстат России. - 2002.

4. Высшее и среднее профессиональное образование в Российской Федерации. - М., 2002. / НИИВО, Лаборатория статистики высшего образования.

5. Садовничий В.А. Высшая школа России: традиции и современность

6. Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу

7. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 N 393 8. См.:

8. Осипов А. М. Социология образования: Очерки теории. - Ростов н/Д, 2006.

9. Олейникова О., Муравьева А. Социальное партнерство в сфере профессионально¬го образования в странах Европейского Союза // Высшее образование в России. -2006.-

10. См.: Пруель Н. А. Образование как общественное благо. - СПб., 2001; Пугач В. Ф. Российское студенчество: статистико-социологический анализ. - М., 2001;

11. Образование, которое мы можем потерять / Под ред. акад. В. А. Садовничего. - М., 2002;

12. Плаксий С. И. Блеск и нищета российского высшего образования. М., 2004.

13. См.: Руткевич М. Н. Социальная структура. - М., 2004.

14. Доклады Всероссийского социологического конгресса «Глобализация и социальные изменения в современной России». - М., 2007.

15. Олейникова О., Муравьева А. Социальное партнерство в сфере профессионально¬го образования в странах Европейского Союза // Высшее образование в России. -2006.-№6.

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ1

М.С. Чванова

Обоснована роль социального партнерства в развитии системы профессионального образования как фактора стабилизации рынка труда. Раскрыта его сущность, предпосылки активизации, основные направления, ресурсное обеспечение и механизмы развития социального партнерства в сфере профессионального образования.

1. Роль1 социального партнерства в развитии системы профессионального образования. В последние десятилетия Россия активно интегрируется в мировое сообщество и переживает принципиальные изменения в социально-экономической и культурной жизни. Объективные потребности и постепенно формирующиеся субъективные запросы россиян отводят гражданскому обществу те же задачи, которые изначально характеризуют его на Западе:

Продуцирование норм и ценностей, которые затем ратифицирует государство;

Интегрирование социальных групп в сообщество, в частности, путем придания цивилизованного вида социальным конфликтам и, тем самым, - гашения их;

Организация среды, в которой формируется развитая социально активная личность и местное сообщество.

Современное производство, основанное на знаниях, и динамичное развитие общества формируют быстро меняющийся рынок труда, в то же время растущая конкуренция, структурные изменения в промышленности, военная реформа вынуждают людей приобретать новые знания, профессии. Развивающемуся обществу нужны высоко образованные, нравственные, предприимчивые люди, умеющие самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, к диалогу, отличающиеся динамизмом, конструктивным мышлением, готовые к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое развитие.

Сегодня обновление знаний происходит примерно каждые 3-5 лет, и потому так остро встали проблемы функциональной неграмотности, технологической безработицы, возник дефицит экономических, правовых, технических, социально-психологических, экологических и других знаний. Базовое образование отстало от новых реальностей жизни, исчерпало свои возможности. Дина-

1 Тема поддержана грантом РГНФ 2004 г. Проект № 04-06-00043а.

мизм развития современного общества выступает реальной первопричиной необходимости безотлагательной перестройки образования, она должна адекватно реагировать на изменения внешней среды, переходить на инновационный путь развития.

В современном образовании набирают силу тенденции глобализации, интернационализации и клиентоцентризма. Происходит сдвиг от стратегий «массового обучения» кадров к стратегиям «индивидуализированного образования», в сторону комплексных образовательных услуг. В передовых странах образование все больше становится капиталом, инструментом борьбы за рынок, решения геополитических задач. В России же резкое сокращение государственного финансирования вузов и появление негосударственных образовательных структур, переход от госзаказа на выпускников к рыночной «распродаже» выпускников и образовательных услуг, проблемы рентабельности и потери лучших педагогических кадров обусловливают резкое обострение конкуренции между вузами и актуализацию борьбы за существование и естественного отбора при определении путей развития.

В условиях экономики переходного периода, стремления к удешевлению себестоимости конечного продукта и необходимости обеспечения его конкурентоспособного качества, предложение рабочей силы всегда превышает ее спрос. Важно отметить еще одну специфику системы профессионального образования - обучение профессии объективно растянуто во времени. За время подготовки специалистов потребность рынка труда в них изменяется, порой весьма существенно. Система подготовки специалистов, ориентированная на традиционные модели и технологии, отстает от потребностей рынка труда, управлять процессами подготовки специалистов в таких условиях становится сложнее. Важно при этом учитывать тенденции развития региональной экономики.

Социальное партнерство в сфере профессионального образования содействует развитию образовательных программ, объединяющих академическое качество с воз-

можностью трудоустройства, способствует повышению мобильности квалифицированных специалистов, установлению более тесных связей с Европой. Социальное партнерство выступает средством, во-первых, приобщения к профессии и повышения квалификации, во-вторых, достижения определенного социального статуса, в-третьих, личностного развития, т. е. определения и реализации жизненных целей и ценностей.

2. Сущность социального партнерства в развитии профессионального образования. Партнерство в сфере профессионального образования можно рассматривать с двух позиций. С одной стороны - это юридическая форма организации совместной экономической деятельности нескольких физических или юридических лиц, одним из которых является образовательная организация профессионального образования, с другой -это форма сотрудничества общественных организаций, фирм, компаний с образовательной организацией, не закрепленная в учредительных документах, а подтвержденная фактически (договором или протоколом о корпоративном партнерстве). Партнерство в сфере профессионального образования предполагает кооперацию («совместно-разделенную деятельность») людей и социальных институтов для достижения собственных целей профессионального образования. В широком смысле социальное партнерство понимают как отношения между государством, выступающим в лице Правительства, его органов и представителей с другими субъектами: личностью, семьей, ассоциациями, неправительственными организациями, организациями профессионального образования.

По своей сути социальное партнерство в сфере профессионального образования - метод решения социальных, экономических проблем и регулирования противоречий между организацией профессионального образования, работодателем и государством. Социальное партнерство отражает исторически обусловленный компромисс интересов главных субъектов современных экономических процессов, это - условие политической стабильности и прогресса. Элементами социального партнерства в сфере профессионального образования являются: законодательная база, обеспечивающая нормативноправовое регулирование взаимоотношений

структур в целях принятия социальных решений; механизмы и методы социального взаимодействия; структуры, осуществляющие социальное партнерство; информационное пространство, формирующее позитивное отношение общества к социальному партнерству.

Законодательными актами в области социального партнерства установлены следующие основные принципы партнерских отношений: равноправие сторон; уважение и учет интересов сторон; заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях; содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе; соблюдение сторонами и их представителям законов и иных нормативных правовых актов; полномочность представителей сторон; добровольность принятия сторонами на себя обязательств и их реальность; обязательность выполнения договоров, соглашений; взаимная ответственность за выполнение договоров и соглашений; социальная справедливость; согласование интересов. Законодательное оформление социального партнерства свидетельствует о высокой оценке государственными структурами его роли в становлении гражданского общества, однако, не охватывает всех потенциальных возможностей данного общественного института.

Социальное партнерство в системе профессионального образования можно рассматривать и как социальный ресурс образовательного заведения; и как фактор стабилизации регионального рынка труда; и как способ интеграции инновационной и образовательной деятельности участников партнерства с целью позитивных социальноэкономических изменений; и как технологию взаимодействия специалистов в поле профессиональных проблем с целью оптимизации принимаемых решений; и как определенный тип взаимоотношений, в котором заинтересованы различные социальные группы и государство в целом.

Социальное партнерство в системе профессионального образования проявляется в установлении связей между вузами и различными институтами общества и основано на установлении определенного баланса интересов сторон и интеграции интересов в единое целое. Результативность такого взаимодействия зависит от четкости определения

целей, формулировки задач, правильности распределения ролей, обязанностей и ответственности всех сторон на основе взаимных интересов. Поскольку устойчивое развитие страны предполагает развитие стратегии заботы о нынешнем и будущем поколениях, то осуществление такой стратегии не представляется возможным без развития социального партнерства.

В сфере образования социальное партнерство должно стать, как это и происходит в настоящее время в Европе, средством обновления качества образования, его содержания, повышения его личностной ориентированности, социальной и экономической эффективности. Возможно это только при условии, что организационной основой социального партнерства станет система взаимодействия субъектов общественного договора, находящих свой интерес в реализации интересов сообщества. Качественное отличие системы социального партнерства от простого сотрудничества состоит в слиянии отдельных общественных групп в сообщество с проявлением синергетического эффекта от объединения всех видов ресурсов.

3. Предпосылки активизации деятельности системы профессионального образования в области социального партнерства. Большинство учебных заведений по инерции готовят кадры в основном по сложившейся структуре, с учетом своих возможностей, при этом недостаточно принимаются во внимание приоритеты и ожидаемые структурные сдвиги в производстве и социальной сфере региона. Ранее существовавшее отраслевое финансирование и государственный заказ на специалистов, формируемый министерствами, вступили в противоречие с рыночными принципами. Изменилась роль централизованных методов управления профессиональным образованием в сторону их ограничения, одновременно возросли полномочия региональных образовательных систем.

Ситуация осложняется тем фактом, что далеко не все выпускники школ могут сформулировать свои образовательные потребности, как правило, отсутствует «прозрачная» информация о рынке труда в регионе, доступная для школьников и их родителей. Информация о региональных вакансиях не доступна жителям других регионов. Существу-

ют социальные ограничения на переезд, обусловленные различными причинами, среди которых как административные ограничения на переезд в крупные города столичного значения, так и задержки с выплатой заработной платы, а также дискриминация при приеме на работу. Присутствуют принудительный труд, возрастные ограничения при приеме на работу, ограничения по половому и национальному признаку, нарушения трудового законодательства. Кроме того, не отработаны механизмы согласования возможностей профессионального образовательного заведения и интересов личности. Наблюдаются процессы подмены объективной ситуации на региональном рынке труда, то есть социального заказа на специалиста субъективным пониманием со стороны руководителей образовательных заведений. А как следствие - лицензирование новых, но не востребованных в регионе специальностей.

Как правило, отсутствуют надежные прогнозы регионального спроса на специалистов. Не развита маркетинговая деятельность самой высшей школы, отсутствует информационная инфраструктура регионального рынка труда. Изменения в экономической и социальной сфере носят перманентный характер и требуют постоянного мониторинга и изменения в системе подготовки специалистов с учетом перспектив развития. Отсутствует достаточно четкая методика формирования регионального заказа высшей школе на подготовку специалистов. Подобный заказ должен отражать различные стороны интересов регионального развития. Это задачи социального развития региона, решаемые прямо и непосредственно системой образования, здравоохранения, культуры. Подготовка кадров для них в вузах имеет устойчивую региональную направленность и может быть достаточно обоснована. Интерес для региона представляет кадровая потребность для обеспечения деятельности социальной и производственной структур: транспортных, энергетических и других коммуникаций, потребности кадрового обеспечения жилищнобытового хозяйства, торговли, предприятий, производящих необходимую продукцию, заказ на подготовку специалистов для строительного комплекса, материально-технической базы всех сфер деятельности, связанных с социальными нуждами населения.

Имеет отношение к региональному развитию подготовка специалистов для предприятий региона и производящих продукцию, не имеющую прямого назначения для местного использования, поскольку при формировании местного бюджета за счет прибылей предприятий и личных доходов их работников, поддержка этих предприятий и их комплексов со стороны региона является экономически целесообразной. Одним из существенных видов этой поддержки является участие в обосновании и реализации заказа на подготовку специалистов для данных предприятий.

В условиях рыночной экономики происходят существенные изменения условий функционирования учреждений высшего образования в регионах России. Ранее неоспоримое достоинство процветающих организаций - постоянная, устойчивая структура, мало зависящая от изменений внешней среды, -теперь оборачивается недостатком, поскольку жесткая, инерционная организация чаще всего не позволяет своевременно реагировать на изменение требований рынка.

4. Социальное партнерство в сфере профессионального образования как фактор стабилизации рынка труда. В современных условиях существует трансформация рынка труда и социально-трудовых отношений. В условиях переходной экономики должен быть осуществлен переход от методов централизованного регулирования сферы занятости к сочетанию двух механизмов:

Рыночному, составляющими которого являются: спрос на труд и предложение труда; конкуренция между работодателями за качественную рабочую силу, между наемными работниками за лучшие рабочие места; система договорных трудовых отношений; цена труда; инфраструктура рынка труда;

Государственному регулированию рынка труда, включающему: формирование правового поля взаимодействия его субъектов; косвенное экономическое регулирование с помощью методов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики; формирование системы социальных стандартов и минимальных социальных гарантий в сфере занятости.

Традиционно право на труд понимают, как законодательно закрепленное право самостоятельно распоряжаться своей способ-

ностью к труду, право на помощь в трудоустройстве и материальную поддержку при безработице, поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, защиту от дискриминации при трудоустройстве и определении условий найма. Трансформация затрагивает сферу и механизмы распределения и перераспределения ресурса труда в экономике. Существенные изменения претерпевает порядок определения условий найма (порядок приема и увольнения, оплата труда, рабочее время, социальные мотивы и гарантии). Они постепенно становятся результатом соглашения субъектов рынка труда, индивидуализируются; государственная регламентация касается только минимальных гарантий, проводимой политикой занятости и доходов населения.

Если говорить о формировании рынка труда, то по отношению к высшей школе следует учитывать спрос на специалистов, как регулятор их производства (подготовки) и эффективного использования полученных людьми знаний, умений и навыков. Структура предложения труда специалистов на региональном рынке труда, сформировавшаяся уже в условиях свободного трудоустройства, не совпадает со структурой спроса на них, появились значительные затруднения в трудоустройстве выпускников вузов. Часть выпускников вузов в течение длительного времени остаются нетрудоустроенными или используются не по специальности, что ведет к усилению социальной напряженности.

Именно способность вуза быстрее приспособиться к изменению конъюнктуры рынка, возможность преобразования ключевых процессов функционирования в стратегические инициативы, нацеленные на как можно более полное удовлетворение требований заказчика, определяют успех в конкурентной борьбе. Возрастание уровня неопределенности и динамика среды делают малоэффективным жесткое централизованное управление образованием, поскольку при этом значительные ресурсы затрачиваются на обработку информации для принятия решений и меньше ресурсов остается на формирование профессионалов и связанную с этим поисковую и адаптационную деятельность. Поэтому классические варианты централизованного управления образованием с жесткой иерархической структурой уступают место более гибким схемам гибридного де-

централизованно-централизованного управления.

На современном этапе развития экономики основной ориентир формирования региональной политики в области профессионального образования должен быть направлен на устранение глубоких противоречий между динамично изменяющимся спросом специалистов на региональном рынке труда и их предложением со стороны учебных заведений профессионального образования всех уровней, ментальной инерционностью в формировании их образовательной политики. Развитая экономика с конкурентной средой отторгает неквалифицированный труд, создает психологическое напряжение и дисбаланс на рынке труда. Как отмечают экономисты, устойчивый баланс между спросом на рынке труда и предложением может быть достигнут при помощи образования молодежи и переподготовкой незанятого населения.

Таким образом, система профессионального образования в регионе должна быть гибкой, динамичной, открытой для изменений. То есть ее основа должна быть построена также на принципах инновационной деятельности, инновационной структуры, характерной для века информатизации и развития инновационной экономики. Постоянно растущие требования рынка труда требуют создания условий для осуществления непрерывного профессионального образования как путем перехода к освоению образовательных программ более высокого уровня, так и путем дополнительного образования.

5. Направления развития системы профессионального образования на основе социального партнерства. Для обеспечения конструктивного диалога между работодателями и учебными заведениями требуется развитие механизмов социального партнерства, которые предусматривают не только совместную работу в области формирования региональной составляющей образовательного стандарта, совместную аттестацию специалистов и выпускников, новую систему оценки качества подготовки выпускников, но и разработку экономических механизмов научно-исследовательского и профессионального сотрудничества на основе системы договоров и отработки механизмов инвестиций в систему подготовки специалистов.

Таким образом, в современных условиях развития рынка труда в регионе актуальны положения, лежащие в основе региональной политики в области профессионального образования:

Опережающий характер развития профессионального образования в регионе по отношению к развитию региональной экономики;

Определяющее значение профессионального образования для формирования регионального рынка труда, обеспечения эффективной занятости и развития человеческих ресурсов региона;

Многопрофильность, гибкость, вариативность профессионального образования, позволяющая реализовать непрерывное восходящее по образовательной траектории профессиональное образование, культурное и гражданское становление и развитие личности, адаптированной к новой социальноэкономической среде;

Укрепление и развитие единого образовательного пространства в области профессионального образования на основе развития перспективных образовательных технологий обучения;

Опора при разработке региональных программ развития на принципы государственной политики в области профессионального образования;

Соответствие специальностей и направлений профессиональной подготовки кадров потребностям регионального рынка труда;

Обеспечение кадрами приоритетных для региона отраслей производственной и непроизводственной сфер жизнедеятельности;

Учет формирующегося регионального рынка профессионально-образовательных услуг;

Ориентация на удовлетворение индивидуальных потребностей в получении профессии;

Разграничение полномочий регионального и федерального уровней управления профессиональным образованием;

Развитие социального партнерства в области развития профессионального образования в регионе;

Формирование новых подходов к финансированию и собственности образовательных учреждений;

Выработка новых экономических механизмов развития системы профессионально-

го образования, активизация инвестиций, расширение финансовой самостоятельности;

Освоение и развитие образовательного маркетинга;

Установление тесных контактов между центрами занятости, предприятиями и учебными заведениями профессионального образования всех уровней.

Таким образом, с одной стороны, социальное партнерство является одним из механизмов развития профессионального образования, с другой - социальное партнерство является одним из посредников информационных связей между динамичным рынком труда и системой профессионального образования, с третьей - социальное партнерство способствует «прозрачности» регионального рынка труда, с четвертой - является фактором стабилизации социально-экономической жизни региона. Из сказанного можно сделать вывод о том, что социальное партнерство в сфере профессионального образования является фактором стабилизации регионального рынка труда.

Следует выделить следующие основные принципы развития социального партнерства в системе профессионального образования.

Гуманизация как ведущая идея развития общества должна пронизывать все категории и сферы взаимодействия партнеров с целью создания благоприятных возможностей для развития творческой индивидуальности личности специалиста.

Кооперация образовательных и социальных структур с производством. Данный принцип определяется стратегией социальноэкономического развития, изменениями взаимоотношений учебных заведений и предприятий, спросом и предложением на услуги образования.

Демократизация - расширение доступа всем членам общества к сотрудничеству в области удовлетворения образовательных потребностей на основе социального партнерства.

Дополнительность (взаимодополни-тельность) всех видов социального партнерства в сфере профессионального образования предусматривает возможность человеком выбирать любые формы взаимодействия с целью реализации потребностей в области формального, неформального образования и самообразования.

Интеграция образовательных структур. Создание единого образовательного пространства. Если его рассматривать на региональном уровне, то такое пространство можно понимать как совокупность всех субъектов региона, прямо или косвенно участвующих в образовательных процессах. Единое профессиональное образовательное пространство страны должно объединять не только профессиональные заведения различных типов и уровней, студентов, преподавателей, родителей студентов, а также общеобразовательные школы, научные организации, учреждения дополнительного образования, музеи, библиотеки, информационные сети (которые сейчас обособлены).

Гибкость системы и ее звеньев заключается в способности к быстрому перестраива-нию в соответствии с изменяющимися потребностями производства, общества и личности. Обеспечение максимальной гибкости и разнообразия форм взаимодействия.

Открытость системы профессионального образования выражается в ее способности к постановке новых целей, опережающему обновлению содержания, включению образовательных инноваций, новых механизмов социального партнерства.

6. Ресурсное обеспечение развития системы профессионального образования на основе социального партнерства. Развитая система профессионального образования на основе социального партнерства требует разработки и реализации интегративных межведомственных программ, направленных на удовлетворение потребностей государства, общества и личности в контексте реализации идеи непрерывного профессионального образования личности.

Управление социальным партнерством в сфере профессионального образования должно основываться на разграничении ответственности и компетенций между министерствами и ведомствами, федеральными и региональными органами административного управления, работодателями и образовательными учреждениями. Министерство образования осуществляет юридическую и финансовую поддержку стратегических программ и мероприятий, прежде всего на законодательном уровне. Может быть создан Федеральный Совет по социальному партнерству в сфере профессионального образо-

вания, включающий все заинтересованные стороны, в том числе органы государственной власти, профсоюзы, работодателей, образовательные учреждения, отвечающий за выработку концептуальных направлений развития профессионального образования. Совет решает следующие задачи:

Принимает предложения на рассмотрение, утверждает, согласовывает с Министерством, внедряет и контролирует качество исполнения, участвует в подготовке законодательных проектов;

Курирует работу по созданию системы методического и информационного обеспечения социального партнерства в сфере профессионального образования (утверждает концепции, модели, программы);

Определяет сферы влияния консалтинговых служб, устанавливает перечень и статус образовательных учреждений, входящих в состав экспертно-аналитических групп по каждому из приоритетных направлений;

Согласовывает с Министерством вопросы финансирования внедряемых ключевых проектов и их инвестирования.

При Федеральном Совете могут быть созданы экспертно-аналитические группы по приоритетным направлениям, которые формируют и предоставляют базы данных, технологии, образовательные проекты, методические разработки и программы, вносят предложения по их апробации и внедрению.

Управление социальным партнерством в сфере профессионального образования должно осуществляться на демократической основе, в формате межведомственного разделения компетенций. Определенная «децентрализация управления» должна обеспечить вовлечение в процесс принятия решения всех субъектов профессионального образования в качестве социальных партнеров. При этом определяются сферы компетенции партнеров, распределяются функции между федеральным, региональным и местным уровнем управления. Такой подход означает делегирование полномочий на региональный и местный уровни. Социальное партнерство должно базироваться на федеральных межведомственных меморандумах и региональных межотраслевых соглашениях по вопросам развития профессионального образования, содержания программ обучения, финан-

совой поддержки образовательных структур, предоставления консалтинговых услуг и т. п.

Становление и развитие социального партнерства в сфере профессионального образования требует принятия новых нормативных актов, организационных решений и структурной политики, позволяющих обеспечить социальное партнерство и стимулирование (моральное и материальное) личности в области профессионального образования. К нормативно-правовому обеспечению относятся:

Разработка и совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы, обеспечивающей функционирование и развитие социального партнерства в сфере профессионального образования;

Правовое обеспечение процедур, связанных с управлением качеством образования с участием общественности, включая вопросы (в рамках соответствующей компетентности) формирования образовательных стандартов и государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки обучающихся, лицензирования аттестации и аккредитации образовательных учреждений и образовательных программ непрерывного образования;

Создание условий, способствующих совершенствованию нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективность международного сотрудничества в условиях построения правового демократического общества (включая вопросы признания документов о соответствующих уровнях образования, мобильности учащихся и др.).

Система российского образования должна быть ориентирована не только на государственный заказ, но и постоянно возрастающий общественный образовательный спрос, на конкретные интересы семей, местных сообществ, предприятий. Ориентация на потребителей рынка образовательных услуг должна создать основу для привлечения дополнительных финансовых и материальнотехнических ресурсов. Финансирование профессионального образования должно быть комплексным и включать как бюджетные, так и иные источники, включая средства специальных фондов, работодателей и самих граждан. Таким образом, должно быть обеспечено:

Эффективное использование средств госбюджета, выделяемых на подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, программные мероприятия и целевые проекты, широкое привлечение средств из региональных и местных бюджетов, а также средств коммерческих структур, заинтересованных в реализации образовательных программ и проектов;

Самоокупаемость образовательных проектов за счет получения финансирования от партнеров и участников; создание благотворительных фондов, аккумулирующих добровольные взносы физических и юридических лиц;

Расширение налоговых и других льгот, предоставляемых образовательным учреждениям и организациям, занимающимся обучением персонала.

Информационное обеспечение предусматривает, прежде всего, создание единого информационного пространства с целью привлечения наибольшего числа партнеров в сферу профессионального образования, обеспечение образовательных учреждений информационными технологиями и методическими материалами и комплексами. Информационная среда должна включать средства и технологии сбора, накопления, передачи, обработки и распределения информации и средства представления знаний, а также информацию управления социальным партнерством в сфере профессионального образования. Реализация возможностей средств информационных технологий обусловливает изменение сложившихся ранее организационных форм и методов взаимодействия и возникновение новых.

Социальное партнерство должно быть обеспечено кадрами, способными направить его развитие на достижение целей образования. Полноценная реализация функций образования предполагает, что в качестве субъектов педагогической деятельности выступают люди, которые, с одной стороны, имеют высокий уровень педагогического образования, с другой стороны - сами находятся в состоянии постоянного совершенствования профессиональной компетенции и развития личностных качеств. Система педагогического образования в направлении подготовки к ор-ганизациии и управлению социальным партнерством представляет собой совокупность путей, способов и средств развития лично-

сти, деятельности и сознания педагога в сети формального, неформального образования и самообразования, при этом сохраняя сочетание самостоятельных, общественных и государственных форм профессионального развития.

Ресурсное обеспечение педагогического образования предусматривает необходимость решения следующих задач: проведение мониторинга и анализ образовательной практики регионов в области социального партнерства и кадрового обеспечения его развития; введение необходимых структурных изменений в систему педагогического образования; создание механизмов мотивации активизации деятельности в области социального партнерства; стимулирование инновационной деятельности; формирование новых механизмов и оплаты труда педагогов, включая использование для этих целей средств от реализации дополнительных образовательных услуг и продуктов.

Материально-техническое и информационное обеспечение предполагает создание единого информационно-педагогического пространства на основе современных средств информационно-коммуникационных технологий.

7. Механизмы развития социального партнерства в сфере профессионального образования. Главная задача - это создание условий, предпосылок, законов, способствующих развитию социального партнерства в сфере профессионального образования: как социального ресурса образовательного заведения; как фактора стабилизации регионального рынка труда; как способа интеграции инновационной и образовательной деятельности участников партнерства с целью позитивных социально-экономических изменений; как технологии взаимодействия специалистов в поле профессиональных проблем с целью оптимизации принимаемых решений; как определенного типа взаимоотношений, в котором заинтересованы различные социальные группы и государство в целом. Важно поощрять развивающуюся сеть социального партнерства, способствующую интеграции средств для финансирования образовательной деятельности.

Механизмы реализации социального партнерства предполагают разработку и

осуществление мероприятий по созданию правовых, финансово-экономических и организационно-методических условий для развития социального партнерства в сфере профессионального образования.

На федеральном уровне в качестве таких механизмов могут выступать:

Разработка политики развития системы социального партнерства в сфере профессионального образования: разработка прогноза на основе критериально-оценочного построения развития в ближайшей, среднесрочной и отдаленной перспективе с учетом динамики социально-экономических изменений; создание потенциала для реализации и распространения во всех субъектах РФ моделей взаимодействия организаций профессионального образования с общественными, государственными и коммерческими структурами; внесение соответствующих изменений в нормативно-правовую базу; создание системы мониторинга, которая позволит отслеживать результаты и оценивать воздействие общественных институтов на федеральную и региональную составляющие профессионального образования;

Мониторинг состояния и развития социального партнерства в сфере профессионального образования (включая образовательную статистику и мониторинг качества образования): формирование и внедрение системы оценки образовательных результатов; сбора и анализа статистической информации и информации об образовательных результатах для обеспечения управленческих структур и широкой общественности актуальной информацией;

Создание современной системы подготовки кадров для решения задач развития социального партнерства в сфере профессионального образования: разработка методологии подготовки и переподготовки высококвалифицированных специалистов.

На региональном уровне:

Активное участие регионального сообщества в научных исследованиях по реа-

лизации образовательных инноваций в регионе;

Разработка региональных концепций социального партнерства в области профессионального образования, создание и реализация региональных моделей и программ развития образования в данном направлении;

Изучение и удовлетворение перспективных потребностей региона в квалифицированных и конкурентоспособных рабочих и специалистах;

Проведение системы мер, обеспечивающих стабильные источники негосударственного финансирования;

Участие сообщества в разработке региональных компонентов государственных образовательных стандартов;

Проведение комплекса мероприятий по формированию и развитию региональных рынков образовательных услуг;

Мониторинг системы непрерывного образования на региональном уровне;

Повышение юридической и финансовой самостоятельности учреждений профессионального образования;

Создание новых образовательных структур, представляющих широкий спектр образовательных услуг местному населению как в городской, так и в сельской местности

Учебно-образовательных комплексов, многопрофильных ресурсных центров, сети дистанционного образования;

Модернизация содержания учебных программ профессионального образования в соответствии с требованиями рынка труда.

Социальное партнерство в сфере образования.

Заместитель директора МБОУ СОШ № 72

имени Героя РФ Гануса Ф.Г. г. Липецка

Гаврилова Ольга Николаевна

Термин "социальное партнерство в образовании" - как и сама деятельность, получили полноправное признание всего несколько лет назад. Практически никто не сомневается, что образование является одной из наиболее значимых ценностей в обществе. Однако всем известно и то, что общество неоднородно, а, значит, не всегда партнерские отношения возможны между образованием и различными секторами общества. МБОУ СОШ № 72 имени Героя РФ Гануса Ф.Г. г. Липецка имеет достаточный опыт в решении задач социального партнерства, а это сегодня, пожалуй, один из немногих путей сохранения системы дополнительного образования, воспитания. Оценка опыта взаимодействия школы с учреждениями дополнительного образования, учреждениями профилактики, иными образовательными организациями показало, что социальное партнерство помогает направлять ресурсы на развитие совместной деятельности любых образовательных учреждений, их общественной самоорганизации и самоуправления независимо от их типа и вида. Оно привлекает ресурсы общества для развития образовательной сферы. Оно помогает накапливать и передавать жизненный опыт как образовательного сообщества, так и его партнеров для формирования у членов сообщества способности долговременного выживания на рынке образовательных услуг. Социальное партнерство позволяет действовать эффективно и успешно, имея в виду приоритетную перспективу, общую для всех партнеров, эффективно координировать совместную деятельность с ясным пониманием своей ответственности. Такая деятельность позволяет оказывать наиболее эффективно и экономно помощь нуждающимся членам сообщества, участвующим в партнерстве, добиваться того, чтобы, оставаясь непохожими на других, признавать различия отдельных людей и организаций.
Возможности развития образования с помощью партнерства строятся на следующих механизмах: открытость и сотрудничество, упор на развитие, общение и обмен идеями; возможность для местных жителей, общественно-активных образовательных учреждений всех типов и видов, местных организаций стать активными партнерами в решении проблем в образовании и сообществе; представление родителям возможности стать «добрым попутчиком» на образовательном маршруте ребенка; сотрудничество с направленное на увеличение количества услуг, предоставляемых в сообществе.
МБОУ СОШ № 72 – открытая социально-педагогическая система, тесно взаимодействующая со всеми типами образовательных учреждений города, области, общественными, культурными учреждениями, семьями воспитанников и т.д. Все учреждения в той или иной степени осуществляют вариативное разноуровневое образование.

В настоящее время педагогический коллектив школы сотрудничает более чем с 15 различными организациями нашего города. Привлечение общественности к управлению развитием образования – задача, обозначенная президентской программой «Наша новая школа», одна из целей которой – создание качественно нового уровня отношений, взаимодействие по решению проблем развития образования кругом заинтересованных субъектов, способных к достижению конструктивного соглашения и выработке единой образовательной политики.

Перемены в социально-экономической жизни, произошедшие в последние десятилетия, привели к существенным изменениям в системе образования и институте семьи. Изменилась сфера дополнительного образования. Все это обеспечило семье реальные возможности выбора вида образовательного учреждения и набора предоставляемых им образовательных услуг. Родительская общественность предлагает сегодня строить отношения семьи и образовательного учреждения на уровне социального партнерства. Это – образовательные услуги, соответствующие социальному заказу на образование детей. В течение года мы проводим мониторинг среди родителей. Анализируем состав и структуру семей обучающихся детей. Выясняется, что подавляющее число заинтересовано в том, чтобы дети получили качественное дополнительное образование, воспитание и развитие, в дальнейшем продолжили свое обучение в учебных заведениях высшего и среднего профессионального образования.

В связи с этим школа стремится искать возможности для удовлетворения запросов родителей. Сотрудничество с общеобразовательными учреждениями на основе интеграции общего и дополнительного образования позволяет создать единую образовательную среду в школе, максимально приблизить услуги дополнительного образования школьнику. Оно позволяет оптимизировать использование материальной базы учреждений партнеров, развивать ее направленно, максимально эффективно реализовывать программно-методический и организационно-методический потенциал учреждений, координировать образовательный процесс на всех уровнях взаимодействий, делая его более мобильным и личностно-ориентированным. Значение такого сотрудничества в условиях реализации новой образовательной концепции с современными задачами профильного, развивающего обучения и социализации при переходе на компетентностный подход в организации образовательного процесса трудно переоценить. Это сотрудничество позволяет не только содержательно на более высоком уровне организовать досуг и занятость учащихся, но и позволяет организовать предпрофильную подготовку, реализовать профессионально-ориентированные программы. С целью оказания действенной помощи семье по воспитанию гармонически развитой личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни общества, установления отношений доверия и сотрудничества между семьей и образовательным учреждением создана программа воспитания и социализации учащихся «Восхождение», которая нацелена на создание условий для сотрудничества детей и взрослых.

Педагогический коллектив сегодня ищет любые возможности и средства для того, чтобы помочь семье, оказать психолого-педагогическую помощь, научить воспитывать ребенка. Воспитывать без соответствующих знаний, руководствуясь лишь слепым инстинктом – значит рисковать будущим растущего человека. Поэтому педагоги учатся сами и несут свои знания родителям. Ведь чем бы ни занимались родители, кем бы они не были по специальности, они всегда – воспитатели своих детей.

Для нас важно добиться активной жизненной позиции родителей, вызвать у них желание узнать своего ребенка, оценить свои взаимоотношения с ним. И мы используем немало форм и путей, проверенных практикой и временем. Это родительские собрания, конференции отцов, родительские лектории, круглые столы, т.д. Родители стараются участвовать вместе с детьми в общественно-значимых делах по благоустройству здания, в конкурсах, соревнованиях, внеклассных мероприятиях и т.д. Наиболее активно и продуктивно развивается сотрудничество с образовательными и общественными учреждениями в период подготовки к массовым мероприятиям; научно-практическим конференциям. Это образовательное партнерство понимается, как сотрудничество абсолютно равноправных учреждений-партнеров и как конструктивное объединение педагогов вокруг одного большого дела – создания условий для получения молодым человеком образования, ориентированного на получение будущей профессии, делающим при этом осознанный выбор с чувством ответственности, реально оценивая свой потенциал и перспективы социальной и профессиональной интеграции в современном обществе. Партнерский характер отношений сближает взрослых и детей, делает их союзниками в творческой работе. В качестве положительной тенденции можно отметить то, что педагоги стремятся активно пропагандировать свой опыт работы с детьми: проведение открытых мероприятий, проведение семинаров, конференций различного уровня на базе школы и за ее пределами, публикации в СМИ, размещение информации на сайте школы, т.д. Тем самым формируется эффективная система информирования горожан об успехах и проблемах образовательного учреждения. Это позволяет не только решать задачи образования и социализации учащихся, но и активно продвигать свой «продукт» на рынке образовательных услуг, решать имиджевые задачи школы. Конечно же, введение новых государственных образовательных стандартов (ФГОС) в общеобразовательной школе вносит существенные коррективы во всю систему взаимодействий на рынке образовательных услуг. И в этой связи коллектив школы надеется, что существующий опыт социального партнерства позволит не только выжить, но и развиваться на современном рынке образовательных услуг в соответствии с ожиданиями общества и государства.

РЕФЕРАТ

«Социальное партнерство как фактор успешного развития государственно-общественного управления образовательной организацией»

Введение 3

Глава 1 Сущность государственно-общественного управления

образовательной организацией на современном этапе. 5

Глава 2 Социальное партнёрство как эффективный ресурс государственно-общественного управления образовательной организацией. 8

  1. Сущность понятия «Социальное партнёрство» 8
  2. Примерная модель социального партнёрства. 11

Заключение. 15

Список использованной литературы 16

ВВЕДЕНИЕ

Модернизация образовательной системы Российской Федерации вызвала трансформацию отношений государства и общества в сфере образования. Прежде всего, это связано с внедрением новой экономической модели функционирования системы образования: формированием рыночных отношений, предполагающих конкуренцию образовательных учреждений за потребителя; расширением сферы дополнительных образовательных услуг.

В этих условиях в обществе возникают опасения в отношении гарантий доступности качественных образовательных услуг, роста коррупции в сфере образования, усиливается недоверие к целому ряду реализуемых в стране направлений реформы образования. Одновременно растет активность граждан в формулировании заказа к образованию, поиске оптимальных форм получения качественного образования.

В то же время государство стремится преодолеть традиционную ведомственную закрытость системы образования и создать условия для построения отношений диалога и партнерства с обществом в вопросах функционирования и развития образования.

Развитие государственно-общественного управления и информационной открытости в общем образовании заявлено в качестве приоритетов в программных документах и законодательных актах Российской Федерации: Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.; Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 г.; Указе Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы". В Федеральном законе от 29.12.2012 №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» демократический характер управления образованием закреплен в качестве одного из принципов государственной политики и правового регулирования в сфере образования.

Образовательная организация, как и любая другая социальная организация, активно взаимодействует с внешней средой, которая оказывает на неё сложное влияние. Образовательные организации дополнительного образования детей могут оказать достаточно заметное встречное влияние на ситуацию в своей ближайшей среде. Среди социальных субъектов, взаимодействие с которыми во многом определяет жизнь образовательной организации, важное место занимают социальные партнеры. Сейчас наступил такой момент, когда об образовании (в том числе и дополнительном) говорят как о сфере услуг, употребляя такие понятия, как конкурентоспособность, образовательная услуга, сегмент рынка, маркетинговые исследования, социальное /образовательное /партнерство, франчайзинг. Новые социально-экономические условия в нашей стране требуют и новых форм управления, координации, сотрудничества. Все попытки решить проблемы дополнительного образования в современных условиях только за счет заботы государства не могут быть успешными. Неотрегулированный механизм перехода на нормативно–подушевое финансирование, переход с 2006г. на региональный бюджет, увеличение % платных образовательных услуг - все ставит вопрос о поиске дополнительных ресурсов совершенствования управленческой деятельности. По нашему мнению, одно из перспективных направлений в сложившейся ситуации – взаимодействие с социальными партнерами. На сегодняшний день встаёт проблема определения механизма взаимосвязи образовательной организации с окружающей его средой. Особенно остро она ощущается в дополнительном образовании, т.к. от ее решения зависит финансовое обеспечение учреждения, его жизнеспособность и конкурентоспособность на современном рынке образовательных услуг. Целью данной работы является разработка примерной модели взаимосвязи образовательной организации и социальных партнёров. Для достижения цели мы поставили задачи рассмотреть теоретические основы и опыт вопроса социального партнёрства, его роль в государственно-общественном управлении образовательной организацией, а также разработать примерную модель социального партнёрства.

ГЛАВА 1

СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.

Государственно- общественное управление образованием – один из видов взаимодействия государства и общества. Его функция заключается в обеспечении реализации и удовлетворении образовательных потребностей общества и его подсистем. Но это не просто набор общественных структур, а целая система, которая основана на добровольном принятии сторонами определённых обязательств в управлении процессом образования.

Государственно-общественное управление образованием развивается на основе таких принципов как открытость и демократичность, согласованность и взаимодействие, участие и соуправление, и изменяется по нескольким направлениям: снижение степени централизации в управлении образованием, взаимодействие на основе договорных отношений, увеличение роли инноваций, увеличение общественных инициатив в сфере образования, создание «горизонтальных управленческих структур».

Еще одно существенное изменение, характеризующее переход к государственно-общественному управлению образованием, - создание негосударственных структур, расширяющих возможности государственных образовательных учреждений в форме попечительских и управляющих советов.

Целью государственно-общественного управления образованием является оптимальное сочетание государственных и общественных начал в интересах человека, общества и власти, т.е. они должны формироваться в диалоге между заказчиками и конкретными потребителями результатов образования.
Таким образом, содержание государственно-общественного управления на примере отдельно взятой образовательной организации составляет деятельность сторон по следующим направлениям:

1) обеспечение функционирования образовательной организации: участие в подготовке, принятии и реализации нормативно-правовой базы; взаимодействие с государственными и общественными объединениями и организациями, способствующими гармонизации, взаимоотношений участников образовательного процесса; привлечение сил и средств юридических и физических лиц; представление и защита интересов обучающихся, педагогов и родителей;

2) развитие образовательной организации: разработка и реализация соответствующих программ, в том числе направленных на её модернизацию; совершенствование содержания, форм и методов образовательной деятельности; подготовка, разработка, принятие и реализация мер стимулирования труда педагогов, учебной, научно-исследовательской и общественно полезной деятельности обучающихся, возможной деятельности родителей обучающихся в интересах сферы образования; выявление резервов улучшения качества образования и приведение их в действие и др.

На современном этапе развития образования усиление значимости государственно-общественного управления образовательной организацией можно объяснить тремя факторами:

Социально-политическим, суть которого в том, что утвердившиеся процессы демократизации стимулируют потребность участия общественности в управлении образованием;

Педагогическим - как показывает практика, воспитание гражданских качеств обучающихся (самосознания, навыков социальной активности, принятия решений и др.) невозможно без получения социального опыта;

Профессионально-управленческим - повышение эффективности развития системы образования без привлечения к управлению образовательными организация общественности невозможно.

Создание в образовательных организациях коллегиальных представительных органов, наделенных комплексом управленческих полномочий (прав на принятие управленческих решений по ряду значимых вопросов функционирования и развития общеобразовательной организации), способствует расширению возможностей для удовлетворения общественного заказа на образование, привлечению в образовательные учреждения дополнительных ресурсов. Таким образом, незаменимым направлением в современной образовательной организации становится социальное партнёрство.

ГЛАВА 2

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ РЕСУРС ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

2.1 СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО»

Термин «Социальное партнерство в образовании», как и сама деятельность, получили полноправное признание в России несколько лет назад. Г. П. Зинченко рассматривает понятие «социальное партнерство» как форму взаимодействия многообразных субъектов социума (государственных институтов, корпораций, некоммерческих организаций, социальных групп и др.), позволяющее им свободно выражать свои интересы и находить цивилизованные способы их реализации. Образование является одной из наиболее значимых ценностей в обществе. Однако всем понятно и то, что общество неоднородно, а, значит, не все партнерские отношения возможны между образованием и различными секторами общества.

В современной научной литературе и на практике социальное партнерство характеризуется неоднозначно, причем последние годы содержание социального партнерства претерпело изменения. В современной науке сложились различные подходы к пониманию данной проблемы.

В рамках первого подхода, социальное партнёрство представлено как специфический вид общественных отношений между профессиональными социальными группами, слоями, классами и властными структурами.

В случае второго подхода, социальное партнёрство - это конкретный тип социально-трудовых отношений между органами государственной власти, работодателем и трудовым коллективом .

С точки зрения третьего подхода, социальное партнёрство рассматривается как мировоззренческая основа согласования и защиты интересов различных социальных групп, слоев, общественных объединений бизнеса и органов власти .

Таким образом, по сути, партнерство – это взаимодействие участников образовательного процесса, с одной стороны. С другой стороны, социальное партнерство - это отношения между коллективными субъектами, заинтересованными на определенном этапе взаимодействия. Оценка опыта взаимодействия сегодня показывает, что социальное партнерство помогает направлять ресурсы на развитие совместной деятельности любых образовательных учреждений, их общественной самоорганизации и «самоуправления» независимо от их типа и вида. Оно привлекает ресурсы государственных и негосударственных организаций для развития образовательной сферы конкретной образовательной организации, а также помогает накапливать и передавать образовательный опыт, как конкретной образовательной организации, так и ее партнеров для формирования у членов образовательного сообщества способности долговременного выживания на рынке образовательных услуг.

Социальное партнерство позволяет действовать эффективно и успешно, имея в виду приоритетную перспективу, общую для всех партнеров, эффективно координировать совместную деятельность с ясным пониманием своей ответственности. Такая деятельность позволяет оказывать наиболее эффективно и экономно помощь нуждающимся членам сообщества, участвующим в партнерстве, добиваться того, чтобы, оставаясь непохожими на других, признавать различия отдельных людей и организаций.

Кратко основные принципы взаимовыгодного сотрудничества можно сформулировать следующим образом:

  • Во-первых, реальное взаимодействие нескольких партнеров.
  • Во-вторых, партнерство должно быть оформлено в письменном виде. Такая официальность дисциплинирует всех участников сотрудничества, призывает к ответственности
  • В-третьих, договор или соглашение о социальном партнерстве должен иметь четкие временные рамки,
  • В-четвертых, документ о социальном партнерстве оформляется в целях решения конкретного вопроса (социальной проблемы), который эффективнее решать путем объединения ресурсов
  • В-пятых, договор о социальном партнерстве считается выполненным, если достигнут намеченный обеими сторонами результат.

Возможности развития образования с помощью партнерства строятся на механизмах: открытости и сотрудничества; общении и обмене идеями; разработанности идеологии образования и общих подходах к развитию сообщества.

Любое взаимодействие должно осуществляться в определённой системе, которая должна включать в себя следующие компоненты:

  • субъекты социального партнерства;
  • цель социального партнерства, которая может рассматриваться как формирование системы добровольных и равноправных взаимоотношений и взаимоподдержки субъектов, приводящих к повышению их воспитательного потенциала;
  • задачи, которые решаются партнерами;
  • принципы социального партнерства, которые рассматриваются как условие существования партнерских отношений;
  • деятельностное содержание социального партнерства:

Соуправление образовательным процессом;

  • обмен ресурсами и кооперация ресурсов в сфере образования (интеллектуальных, кадровых, информационных, финансовых, материально-технических и др.);
  • предоставление услуг партнеру – консультативных, информационных, технических и др.;
  • разработка и осуществление совместных социальных, образовательных, культурных проектов, отдельных дел и акций, направленных на решение воспитательных задач;
  • взаимообучение в сфере воспитательной деятельности;
  • общественно-государственная экспертиза воспитательного процесса);
  • организационные формы социального партнерства (советы, комиссии, временные творческие коллективы, проектные группы, клубы и т.д.);
  • механизм социального партнерства (совокупность методов и технологий, в частности, технология переговорного процесса, технология социального проектирования, метод гуманитарной экспертизы, метод рефлексивного управления и др., обеспечивающие развитие партнерских отношений).

Социальное партнёрство может быть эффективным или неэффективным. Причинами неэффективного партнёрства могут быть следующие:

  • Непродуманность муниципальной политики в сфере взаимодействия учебных заведений и социальных партнёров
  • Недостаточная степень разработанности нормативной базы социального партнёрства в образовании;
  • Отсутствие координирующего центра, объединяющего и направляющего усилия сторон, а также отсутствие разнообразных форм и средств взаимодействия социальных партнеров.
  • Неэффективное взаимодействияе коллектива образовательного учреждения с родителями учащихся, общественными организациями, другими образовательными учреждениями, местным социумом

2.2 ПРИМЕРНАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА

На основе рассмотрения теоретико-методологических основ социального партнёрства попробуем создать модель социального партнёрства/ Главная цель модели – это определение этапов, приоритетных направлений действий на каждом этапе по организации социального образовательного партнёрства.

Модель может иметь ряд составляющих, взаимодействие которых приводит к достижению целевой функции:

Наша модель будет включать следующие составляющие:

  1. Узловой элемент, вокруг которого формируется социальное партнерство - это социальная проблема, на решение которой и будет направлено взаимодействие. Каждый должен чувствовать ответственность и солидарность за решение проблемы.
  2. Участники социального партнёрства
  • Педагогический коллектив образовательной организации.
  • Администрация учреждения.
  • Родители обучающихся.
  • Представители общественных организаций, местного социума.

Социальное партнерство возникает тогда, когда участники начинают работать совместно, осознав, что это выгодно каждому из них.

  1. Роли участников партнёрства
  • Коммерческие организации - возможности финансирования
  • Государственные структуры - использование властных рычагов
  • Общественные объединения - формируют и организуют социальные инициативы граждан
  1. Методы решения:
  • использование возможностей сетевого взаимодействия для повышения качества образовательной деятельности учреждения;
  • формирование пакета информационно-аналитических материалов, подготовка пакета договорных документов, банка данных о возможных форматах ведения переговоров с социальными партнерами;
  • реализация социальных проектов и программ;
  • повышение степени открытости образовательного учреждения за счет использования общественной оценки деятельности образовательной организации;
  • использование самооценки педагогического коллектива для дальнейшего совершенствования деятельности образовательной организации;
  1. Ресурсы:
  • Наличие материально-технической базы (техника, оборудованные помещения)
  • Кадры (педагоги, административный персонал, обучающиеся, родители)
  • Информационный (официальный сайт, детско-юношеская кино – фотостудия, собственные корреспонденты, публичная страничка в соц.сети взаимодействие со СМИ и т.д).
  • Финансовый (внебюджетные источник финансирования)

Критериями эффективности данной модели будут являться:

  • повышение мотивации педагогов и родителей учащихся к повышению эффективности взаимодействия по вопросам организации и осуществлению образовательного процесса (процент родителей, принимающих участие в жизни организации, количество совместных мероприятий, уменьшение количества конфликтов и др.);
  • количество проектов, реализуемых с участием социальных партнеров;
  • повышение степени открытости образовательного учреждения и ее конкурентоспособности;
  • уровень развития системы государственно-общественного управления образовательной организации;
  • совершенствование материально-технической базы организации;
  • объем привлечения внебюджетных средств.

Любая возникающая проблема будет решаться в рамках социального партнёрства в несколько этапов:

  1. Знакомство. На этом этапе определяются общие цели, общие ценности и ресурсная база сторон. Наличие именно общих целей – важный фактор для построения партнёрства, так как если родители больше ориентированы, к примеру, на предметное обучение, а образовательная организация на развитие социальных навыков детей, то конфликт неизбежен. У родителей будет много претензий и к содержанию обучения и к формам воспитательной работы с детьми. Необходимо провести мониторинг родительских запросов и ресурсов. Публичное обнародование своих приоритетов позволит привлечь именно тот контингент, которому эти идеи покажутся очень близкими. Итогом этого этапа должно стать желание родителей и других партнёров участвовать в совместной деятельности.
  2. Совместная деятельность Будущие партнёры, определившись с направлениями взаимодействия и ресурсами, приступают к разработке конкретных программ совместной деятельности. При этом важно установить разделение ответственности за те или иные стороны совместной деятельности.
  3. Собственно партнёрство. Решение проблемы, реализация конкретных программ совместными усилиями. Необходимым условием партнёрских отношений является их добровольность. Принудительное создание попечительского совета противоречит идее социального партнёрства в принципе.

Данная модель или структура социального партнёрства включает составляющие, которые необходимо учитывать при построении взаимодействия. Надеемся, она позволит взаимодействовать осознанно и эффективно, определит роль и ответственность сторон взаимодействия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, мы рассмотрели вопросы социального партнёрства и пришли к выводу, что оно является незаменимым фактором и движущей силой развития государственно-общественного управления образовательной организацией на современном этапе развития образования. Поставленная нами цель создания примерной модели социального партнёрства реализована. Вышеназванные направления деятельности могут лечь в основу программы сетевого взаимодействия образовательных организаций и социума с последовательным планированием работы.

В итоге, правильно организованное социальное партнерство обеспечит образовательным организациям конкурентоспособность на рынке образовательных услуг, поможет смягчить социальные последствия проводимых реформ в образовании, улучшит качество управленческой деятельности организаций и пойдёт на благо их развития.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Акинфиева Н.В., Владимирова А.П. Государственно-общественное управление МОС. – Саратов, 2001 г.
  2. Антонова Л.Н. Система образования Подмосковья на пути к лидерству// Academia. Педагогический журнал
  3. Баранов, П.А. Государственно-общественное управление как ресурс развития системы образования Санкт-Петербурга/ П.А. Баранов // Управление качеством образования. - 2007. - №2. - С.84-90
  4. Бочкарев В.И. Государственно-общественное управление образованием: каким ему быть? / Педагогика. – М., №2, 2001. – с. 9-13.
  5. Ветров, А.В. На пути к социальному партнёрству: развитие социально трудовых отношений в современной России [Текст] / А.В. Ветров; под ред. Л.А. Гордона, Э.В. Клопова и др. - М.: Прогресс, 1993. - 123 с.
  6. Гусаров, В. Взаимодействие общества и государства в управлении школой/ В. Гусаров //Народное образование. - 2007. - №8. - С. 126-134.
  7. Зинченко Г.П., Рогов И.И. Социальное партнерство: учебник. М., 2009. 224 с
  8. Исправникова Н.Р. Государственно-частное партнерство в России: проблемы становления // Глобализация и социальные изменения в современной России. М., 2006
  9. Осипов A.М., Карстанье П., Тумалев B.В., В. Г.Зарубин. Социальное партнерство в сфере образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ibl.ru/konf/041208/87

  10. Панова Н.В Социальное партнерство в процессе интеграции основного и дополнительного образования образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://сайт/shkola

  11. Токарева Л.А. Соуправление как условие модернизации системы современного образования России. Автореферат дисс. на соиск. канд. пед. наук. – Саратов, 2001. – 172 с.

  12. Ярчин, И. Родители - не равнодушные наблюдатели, а активные партнеры / И. Ярчин// Учительская газета. - 2008. - № 05 февр.(№6). – С.8.

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Л. К. Кузьмина

В статье рассматриваются динамика и факторы развития социального партнерства. Показана роль непрерывного образования в обеспечении социально-трудовых отношений и выборе наиболее эффективных отношений, форм и методов их совершенствования.

The article examines the dynamics and factors of development of social partnership. It shows the role of lifelong education in the provision of social and labour relations and the choice of the most efficient relationships and selection of the most efficient forms and methods of improvement.

Ключевые слова: непрерывное образование, социальное партнерство, субъекты партнерства, образование как фактор развития, формы социального партнерства.

Key words: lifelong education, social partnership, partnership entities, education as a factor of development, forms of social partnership.

Существенные преобразования в социально-трудовой сфере сопровождаются изменениями отношений между работниками, работодателями, общественными структурами и т. п. Социально-трудовые отношения включают в себя отношения социального партнерства, которые получают все большее распространение как внутри организации, так и за ее пределами на различных уровнях - региональном, федеральном и т. п. Партнерские отношения осуществляются по широкому кругу вопросов, в различных формах и выполняют разные функции.

Социальное партнерство как система отношений между представителями работников, работодателей, органов государственной власти преследует цели согласования интересов партнеров по вопросам регулирования трудовых отношений, защиту интересов в сфере труда и т. п. Следует, однако, отметить, что понятие «социально-трудовые отношения» гораздо шире, чем понятие «трудовые отношения», так как отражает не только социальноэкономический аспект, но и юридический, а также социально-психологический аспекты трудового процесса. Элементами системы социального партнерства выступают: субъекты социально-трудовых отношений, уровни социальнотрудовых отношений, предметы социально-трудовых отношений. Субъектами являются представители работников, работодателей и органов государственной власти.

Совместными действиями органов местного самоуправления, работодателей, профсоюзов создана система социального партнерства, призванная обеспечить интересы сторон и социальную стабильность. В целях обеспечения социальной и правовой защиты населения, для решения проблем продуктивной занятости, оплаты труда, формирования доходов, технологизации трудовых процессов, гуманизации труда, улучшения условий труда необходимо придерживаться определенных принципов взаимодействия. Основные

принципы взаимодействия состоят в: (а) уважении и учете интересов сторон (согласовываются в ходе переговоров); (б) заинтересованности сторон в участии в договорных отношениях (законодательство большинство вопросов отдает на усмотрение сторон - им необходимо договариваться); (в) содействии государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе (создаются социальные органы по содействия в урегулировании социально-трудовых отношений); (г) полномочности представителей сторон (представители работников избираются на собрании (конференции), их полномочия подтверждает протокол собрания, представители работодателя назначаются - их полномочия подтверждает приказ); (д) добровольности принятия сторонами на себя обязательств; (е) обязательности выполнения договоров, соглашений и др.

Эффективность социального партнерства требует системы детально проработанных правовых документов, в соответствии с которыми наемные работники, предприниматели и государство рассматриваются как партнеры в решении социальных, экономических задач. Профсоюзы берут на себя функции защиты интересов наемных работников, а также экономики в целом. Социальное партнерство осуществляется в следующих формах: коллективные переговоры при заключении коллективных договоров и соглашений; взаимные консультации (переговоры) в установленных законодателям случаях; участие работников и их представителей в управлении организациями; участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

По характеру влияния на результаты экономической деятельности и качество жизни населения отношения партнерства могут быть как конструктивными, так и деструктивными. Отношения сотрудничества, взаимной помощи, способствующие достижению положительных результатов, рассматриваются как конструктивные. Расхождение интересов, нарастание противоречий, споров приводят к деструктивным отношениям, а в последующем к конфликтам. Наибольших успехов во взаимодействии достигают те, кто правильно понимает значимость своей роли, а также обладает наибольшей полнотой информации не только о предмете взаимодействия, но и о деловых и личностных качествах партнеров. Сопоставляя высказывания партнера с его делами, можно не только составить адекватное представление о его поведении и искать пути индивидуального подхода с тем, чтобы формировать климат доверительности, но и в определенные моменты оказывать влияние и переводить взаимодействие в позитивное русло.

Выстраивание успешных партнерских отношений и конструирование деловой активности требует определенной подготовки. Так, непрерывное образование позволяет не только повышать уровень знаний и навыков, но и значительно поднять социально-экономический статус, усилить ценностномотивационные установки на дальнейшее самосовершенствование и самореализацию, профессиональные компетенции. Оно является наиболее действенным фактором актуализации и использования возможностей личности и их ценностного развития. Обучение без отрыва от производства является

наиболее приемлемой и эффективной формой не только получения новых компетенций, но и обмена опытом в развитии навыков, в частности, преодоления ограничений в принятии самостоятельных решений, выбора ценностей, способствующих сотрудничеству. Дополнительное образование позволяет освоить правила, формы, методы, стратегии обеспечения интеграции всех субъектов, участвующих в процессе взаимодействия, которое должно строиться на основе принципов, включающих диалог, уважение достоинства партнеров, взаимоотношения, умения избегать конфликтов и решать их. В соответствии с идеей развития человеческого капитала непрерывное образование способствует устойчивому росту и становится фактором экономического развития.