Социальные гарантии не в полной. Дипломная работа: Социальные гарантии в трудовом и гражданском праве. Что написано в законе, то обязательно

В ч. 1 ст. 164 ТК РФ гарантии определены как средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений. Таким образом, в качестве цели применения установленных законодательством гарантий указано осуществление имеющихся у работников прав. Следовательно, гарантии выполняют обеспечительную функцию по отношению к установленным работникам правам.

Трудовой кодекс РФ разделяет гарантии и компенсации на общие (при приеме на работу, переводах, оплате труда, расторжении трудового договора и др.) и специальные Колобова С.В. Трудовое право России: Учебное пособие для вузов. - М: Юстицинформ, 2005 г. С. 264..

Источником финансирования гарантий и компенсаций могут быть как средства работодателя, так и средства органов и организаций, в интересах которых работник исполняет государственные или общественные обязанности (присяжные заседатели, доноры и др.).

Правовое регулирование условий предоставления гарантий и компенсаций не является прерогативой трудового законодательства и осуществляется с помощью федеральных законов и других нормативных правовых актов.

В соответствии со ст. 165 ТК РФ помимо общих гарантий, например, при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда, работникам предоставляются определенные гарантии в случаях: 1) направления в служебные командировки; 2) переезда на работу в другую местность; 3) исполнения государственных или общественных обязанностей; 4) совмещения работы с обучением; 5) вынужденного прекращения работы не по вине работника; 6) предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска; 7) прекращения трудового договора по отдельным основаниям; 8) задержки по вине работодателя выдачи работнику его трудовой книжки при увольнении.

Естественно, данный перечень гарантий не является исчерпывающим, поскольку установление дополнительных гарантий в соглашениях, коллективных договорах, иных локальных актах организации, трудовом договоре улучшает положение работника по сравнению с действующим законодательством. В связи с чем их установление не вступает в противоречие с законодательством.

К числу основных прав работника относятся: 1) предоставление работы по обусловленной в трудовом договоре функции; 2) право на соответствующие действующим стандартам условия труда; 3) получение вознаграждения за выполненную работу. Соответственно и гарантии призваны обеспечивать осуществление перечисленных прав. Например, работник может отсутствовать на работе по установленным в законодательстве причинам. В этом случае ему гарантируется сохранение рабочего места и среднего заработка.

Права работников могут иметь имущественный или неимущественный характер.

Существующие гарантии для осуществления этих прав могут быть также имущественного или неимущественного характера. В частности, при отсутствии работника на работе в связи с нарушением сроков выплаты заработной платы ему гарантируется сохранение рабочего места, прежних условий труда, нераспространение персональных данных. Перечисленные гарантии могут быть признаны неимущественными, так как они не имеют определенной для работника стоимости Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. / Отв. ред. Ю.П. Орловский. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 1500 с.Лебедев В. Взаимодействие систем трудового права и трудового законодательства // Российская юстиция. - 2003. - № 11. С. 24..

В период отсутствия работника на работе в связи с невыплатой заработной платы ему гарантируется сохранение средней заработной платы. Данная гарантия имеет имущественный характер, поскольку связана с предоставлением работнику движимого имущества в виде денежных средств в определенном размере.

Отличительной чертой неимущественных гарантий является их непосредственная связь с местом работы работника, они призваны обеспечить сохранение за работником в установленных законодательством случаях прежних условий труда, включая рабочее место. В связи, с чем главной неимущественной гарантией является предоставление работнику прежнего места работы после отсутствия по уважительным причинам, признаваемым таковыми законодательством, например при нарушении сроков выплаты заработной платы.

Имущественные гарантии непосредственно связаны с правом работника на получение денежного вознаграждения за свой труд, то есть заработной платы. В связи, с чем они всегда связаны с размером получаемой работником средней заработной платы. Поэтому предоставление имущественных гарантий имеет непосредственную связь с размером среднего заработка работника.

В связи с изложенным можно выделить следующие юридически значимые обстоятельства, которые характеризуют правовое понятие гарантий в сфере труда. Во-первых, установление в законодательстве, соглашениях, коллективном договоре, иных локальных правовых актах организации, трудовом договоре. Во-вторых, непосредственное обеспечение предусмотренных в законодательстве трудовых прав. В-третьих, обеспечение осуществления как неимущественных, так и имущественных прав работников в сфере труда. При этом неимущественные гарантии призваны обеспечивать сохранение прежних условий трудовой деятельности, в частности места работы. Имущественные гарантии всегда связаны с получаемой работником заработной платой Лебедев В. Взаимодействие систем трудового права и трудового законодательства // Российская юстиция. - 2003. - № 11. С. 24..

Предоставление неимущественных гарантий связано с обеспечением прав, возникающих у работников в трудовых отношениях. По общему правилу такие гарантии прекращают свое действие с окончанием трудовых отношений. Однако работодатель обязан обеспечить работнику хранение и передачу его персональных данных с соблюдением требований трудового законодательства и после его увольнения. Таким образом, данная гарантия действует и после прекращения трудовых отношений. Однако несоблюдение работодателем данной гарантии влечет за собой возможность получения работником после прекращения с ним трудовых отношений причиненных убытков по правилам гражданского законодательства. При этом лицо, с которым прекращены трудовые отношения, может требовать не только возмещения убытков, возникших в связи с отказом от соблюдения работодателем неимущественных гарантий, но и компенсации морального вреда Миронов В.И. Трудовое право России. - М., 2006. С. 354..

Имущественные гарантии также действуют параллельно с трудовыми отношениями. Однако отдельные гарантии предоставляются и после увольнения с работы. К их числу относятся выходные пособия, выплачиваемые уволенным лицам. Однако наличие данной гарантии не влияет на судьбу трудовых отношений, которые прекращены.

В связи с изложенным можно сделать вывод о том, что гарантии связаны с обеспечением прав, возникающих в трудовых отношениях. Предоставление указанных гарантий после прекращения трудовых отношений не влияет на их судьбу, но и такое предоставление служит обеспечению трудовых прав работников, которые могут продолжаться и после прекращения трудовых отношений, например, права на возмещение причиненных работодателем убытков и на компенсацию морального вреда в связи с несоблюдением установленных законодательством правил поведения.

В рыночной социально - ориентационной модели экономики повышается роль социальной функции государства. Правительство и государство несут ответственность за предоставление гражданам социальной защиты и обеспечение равного доступа к удовлетворению основных потребностей. Уровень бедности может рассматриваться как существенный показатель действия политики социальной защиты.

Социальное обеспечение является комбинацией программы пенсионных сбережений, программы страхования и программы перераспределения Национального дохода.

Социальная защита - это комплекс законодательно закрепленных социальных норм, которые гарантирует государство отдельным слоям населения, а также при определенных экономических условиях всем членам общества (во время роста инфляции, спада производства, экономического кризиса, безработицы и др.)

Формы и методы социальной защиты населения должны обеспечивать удовлетворение жизненно необходимых потребностей каждого гражданина на уровне не ниже прожиточного минимума.

Цель контрольной работы - подробнее познакомиться с социальными гарантиями, их видами и порядком их реализации.

Основные задачи контрольной работы:

  • 1. Изучить виды социальных гарантий.
  • 2. Рассмотреть принципы социальной защиты.
  • 3. Определить объекты социальной защиты.
  • 4. Изучить организационно-правовые формы социальной защиты населения.
  • 5. Выполнить практическое задание.

СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ (ВИДЫ И ПОРЯДОК ИХ РЕАЛИЗАЦИИ)

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ

Социально - экономические гарантии - это метод обеспечения со стороны государства удовлетворения различных нужд граждан на уровне социально признанных норм и нормативов. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения [Текст]: учебник для бакалавров / Е.Е. Мачульская. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2014. - С. 154.

Рис. 1.

Нормативы потребления - размеры потребления в натуральном выражении продуктов питания, непродовольственных товаров текущего потребления и некоторых услуг за определенный промежуток времени (за день, месяц, год).

Нормативы обеспечения - определенное количество предметов долгосрочного пользования, которое находится в личном потреблении населения, а также обеспечение определенной территории сетью учреждений образования, охраны здоровья, бытового, транспортного обслуживания и др. Нормативы дохода - размер дохода граждан семьи, который гарантирует им удовлетворение потребностей на уровне нормативов потребления и обеспечения.

Нормативы рационального потребления - уровень потребления товаров и услуг текущего и долгосрочного пользования, который гарантирует оптимальное удовлетворение потребностей.

Нормативы минимального потребления - социально принятый уровень потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, определенный по нормам социальных физиологических потребностей. Статистические нормативы - нормативы, определяемые на основании показателей фактического потребления обеспеченности для всего населения отдельных социальных групп.

Государственные нормативы в сфере жилищно-коммунального хозяйства включают: Гусева Т.С. Право социального обеспечения в России [Текст]: Учебное пособие. -М.: ЮРКОМПАНИ, 2009. - С.127.

  • - предельную норму оплаты услуг на содержание жилья, жилищно-коммунальных услуг в зависимости от получаемого дохода;
  • - показатели качества предоставления коммунальных услуг.

К государственным социальным нормативам в сфере транспортного обслуживания и связи принадлежат:

  • - нормы обеспечения транспортом общего пользования;
  • - показатели качества транспортного обслуживания;
  • - нормы обеспечения населения услугами связи;

Государственные социальные нормативы в сфере охраны здоровья включают:

  • - список и объем гарантированной медицинской помощи гражданам;
  • - показатели качества оказания медицинской помощи;
  • - нормативы льготного обеспечения отдельных категорий населения лекарственными средствами и другими специальными средствами;
  • - нормативы обеспечения питанием в государственных и коммунальных учреждениях охраны здоровья и др.

К государственным специальным нормативам в сфере образования принадлежат:

  • - перечень и объем услуг, предоставляемый государственными и коммунальными учреждениями дошкольного, общесреднего, профессионально-технического и высшего образования;
  • - нормативы максимальной наполняемости классов, групп;
  • - нормативы соотношения учеников, студентов и педагогических работников;
  • - нормативы материального обеспечения учебных заведений и др.

Объем и уровень обеспеченности социально-экономическими гарантиями является показателем цивилизованности страны. Основные направления осуществления социальных гарантий: Холостова Е.И. Социальная работа [Текст]: Учебник для бакалавров / Е.И. Холостова. - М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К», 2012. - С.321.

  • 1. Государство должно гарантировать каждому занятому в процессе производства:
    • а) нормальный уровень благосостояния через минимальный уровень заработной платы и ее индексацию;
    • б) умеренные налоги;
    • в) невмешательство в предпринимательскую деятельность.
  • 2. Государство должно гарантировать удовлетворение приоритетных потребностей граждан и общества, которое она не может, доверить каждому гражданину самостоятельно:
    • а) приобретение общего образования;
    • б) воспитание детей и подростков;
    • в) подготовка кадров;
    • г) организация охраны здоровья и развития физической культуры и др.
  • 3. Государство должно способствовать повышению доходов отдельных слоев населения, которые не могут обеспечить жизненный уровень для себя и своей семьи на уровне минимальных социальных стандартов независимо от их участия в процессе производства в таких формах:

Государство законодательно гарантирует удовлетворение приоритетных нужд за счет бюджета в минимально достаточных размерах в форме бесплатных услуг.

Органы местного самоуправления при разработке и реализации местных социально-экономических программ могут предусматривать дополнительные социальные гарантии за счет местных бюджетов.

Разработка и выполнение Государственного и местных бюджетов осуществляется на основе приоритетности финансирования социальных гарантий и социальной сферы.

Государственная целевая поддержка местного самоуправления осуществляется с целью выравнивания возможностей отдельных территориальных обществ в отношении предоставления социальных гарантий на законодательно признанном уровне.

Общая сумма благ и услуг, которые потребляет население за соответствующий период, составляет фонд потребления.

Необоснованное увеличение средств, которые направляются на социальную защиту населения, в общем объеме фонда потребления требует дополнительного изъятия средств из фонда оплаты труда, что в конечном итоге только расширяет масштабы перераспределения, уменьшает стимулирующую роль заработной платы и не увеличивает объем совокупного потребления.

Государственная политика Российской Федерации в области социальной поддержки граждан формируется в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации.

Согласно ст. 7 Конституции «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. (ст.7., п.1.). А также в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7.п.2.). Конституция РФ. [Электронный ресурс]: - Доступ из информационно-правового портала «Гарант». - Режим доступа: http://base.garant.ru

Конституцией Российской Федерации установлено также, что координация вопросов защиты семьи, материнства, отцовства и детства. Социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Таким образом, все вышеуказанные гарантии реализуются через систему социальной защиты населения. Основой государственных социальных гарантий являются минимальные социальные стандарты, то есть установленные законами РФ или решениями представительных органов государственной власти на определенный период времени минимальные уровни социальных гарантий, выраженные через социальные нормы и нормативы, отражающие важнейшие потребности человека в материальных благах, общедоступных и бесплатных услугах, гарантирующие соответствующий уровень их потребления и предназначенные для определения обязательного минимума бюджетных расходов на эти цели.

Социальная защита представляет собой систему распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода образуются и используются общественные фонды денежных средств материального обеспечения и обслуживания граждан; это забота государства о человеке, утратившем полностью или частично способность трудиться; деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение социальных прав, в том числе, на «достойный» уровень жизни.

Социальная защита населения является практической деятельностью по реализации основных направлений социальной политики.

При разработке и реализации социальной политики с необходимостью встаёт вопрос о социальных приоритетах, то есть социальных задачах, которые признаются обществом на данном этапе его развития наиболее настоятельными и срочными, требующими первоочередного решения. При этом необходимо не только поддержать, но и развивать общественные отношения, умело сочетая интересы различных категорий населения, а также общественных объединений и групп.

В широком общесоциологическом смысле термин «социальная защита» впервые появился в США в 30-е гг. и постепенно получил распространение в западной социологии для обозначения системы мер, защищающих любого гражданина от экономической и социальной ущемленности вследствие безработицы, потери или резкого сокращения дохода из-за болезни, рождения ребенка, производственной травмы или профзаболевания, инвалидности, старости, потери кормильца и т.п., а также стала основным атрибутом социальной политики любого цивилизованного государства. Гусева Т.С. Право социального обеспечения в России [Текст]: Учебное пособие. -М.: ЮРКОМПАНИ, 2009. - С. 118.

Социальная защита населения рассматривается российским социальным правом как система правовых гарантий и охранительных мер, защищающих членов общества от экономической, социальной и физической деградации. Она выступает как процесс обеспечения государственными и муниципальными органами существующих гарантий и прав, охраняющих личность, её экономические, социально-политические, социальные потребности и интересы.

В практическом отношении социальная защита представлена комплексом правовых экономических, социальных гарантий, закреплённых законодательно и в подзаконных актах на государственном уровне с использованием двухступенчатой системы правовых актов - федерального и регионального законодательства.

В то же время социальная защита выступает и как процесс обеспечения государственными или иными органами существующих в обществе гарантий и прав, охраняющих личность, ее экономические, социально-политические, социальные потребности и интересы во всех сферах жизнедеятельности общества. В своем действии она распространяется на всех членов общества, однако функциональное проявление по отношению к различным группам неодинаково.

экономический социальный пенсия партнерство

Сегодня попробуем узнать, что представляют собой социальные гарантии работникам в законном контексте и какие конкретно могут предоставляться в том или ином случае населению. Данный вопрос не только сейчас является актуальным, ведь ранее для всех работников при трудоустройстве возникала необходимость в познании этого понятия и всех сопутствующих ему моментов.

Понятие и виды социальных гарантий

Когда подыскиваешь роботу и, читая одно из объявлений, обращаешь внимание на наличие социального пакета, незнающего человека это конечно подкупает. Но нужно понимать, что наличие такого пакета обязательно и в любом случае предоставляется работнику, так как это предписано законом.

К основным гарантиям, которые должны предоставляться, так как этого требует государство, относится следующее:

  • социальное страхование (медстраховки, соцстраховки, взносы в пенсионный фонд, оплата на походной налог);
  • оплата отпуска;
  • оплата больничных листов;
  • оплата командировочных;
  • компенсация расходов транспортного характера.

Для более детального изучения списка всевозможных гарантий необходимо обратиться к трудовому кодексу. В нем содержится масса описаний, обязанностей и законов по этому поводу для определенных предприятий и разных сфер их деятельности.

Вышеперечисленные пункты являются обязательными для предоставления работодателем, а не дополнительными услугами для заманивания людей на рабочие места.

Конечно же, могут предлагаться некоторые гарантии, которые не указаны выше. Такие пункты, так называемые дополнительные социальные гарантии, называют еще компенсационными и мотивационными.

Все пункты предоставляемых гарантий должны соответствовать следующим требованиям:

  • территориальные особенности;
  • достаточная сумма;
  • финансовая и материальная достаточность;
  • процедура доведения до сотрудника.

Соцгарантии могут делиться на:

  • региональные;
  • отраслевые;
  • общенациональные.

Основная задача, к которой стремится общая система социальных гарантий, заключается в формировании защитного механизма всех элементов, включенных в структуры общества, включая отдельных индивидов от деструктивных процессов, имеющих место на любых этапах развития.

Источники финансирования

Положение о социальной поддержке населения формируется администрацией того или иного населенного пункта страны. А основными источниками финансирования данной системы могут выступать следующие формирования:

  • бюджет государства;
  • бюджет местных структур;
  • страховые фонды;
  • фонд медицинского страхования;
  • Государственные и негосударственные Пенсионные фонды.

Бюджеты вышеперечисленных и других социально-страховых фондов пополняются от поступающих обязательных платежей в виде единого социального налога, дотаций, страховых взносов и средств федерального бюджета и прочих бюджетов, предусмотренных законом. Источниками данных формирований могут выступать следующие:

  1. Пени и штрафы.
  2. Возмещенные деньги страхователем в случае выдвинутых требований по причине вреда застрахованному лицу.
  3. Прибыль от размещения временно освободившихся средств обязательного соцстрахования.
  4. Обязательный платеж в качестве социальной поддержки персонала от лиц, которые добровольно примкнули к системе обеспечения обязательного соцсрахования.
  5. Прочие поступления, соответствующие трудовому праву и законодательству.

Та или иная сумма вышеперечисленных и других подобных взносов устанавливается налоговым кодексом России и законами о социальном страховании. В этих документах также имеется указание, на какие категории распространяется тот или иной взнос

Денежные средства, выделенные на каждого сотрудника, должны в обязательном порядке расходоваться строго по назначенной цели, которую устанавливает закон об определенных видах обязательного соцстрахования и о бюджетах фондов на текущий финансовый период.

Социальная защита работника и организации

Заинтересованность сотрудников в любой организации и его успешное экономическое развитие зависит от того, насколько больше предоставляется каждому услуг и льгот при трудоустройстве и насколько отличается сумма от законно установленного размера.

При данных обстоятельствах в организации можно сократить текучесть кадров, ведь у работника не возникнет желание терять многочисленные льготы при уходе. К тому же, данная политика позволяет обеспечивать существование сотрудников при условии невысокой заработной платы, к примеру, как в государственных учреждениях, или же предлагаться в интересах привлечения и сохранения хорошей рабочей силы, что можно наблюдать в крупных корпорациях.

Социальные гарантии работникам, развитие их личности, сохранность здоровья – это основные условия успешного функционирования любой организации. В качестве мотивации управления кадровая политика учреждения и сопутствующие ей социальные услуги способствуют удовлетворению потребностей рабочих, их ценностей и интересов. К главным целям социальной защиты можно отнести следующее:

  1. Сравнение сотрудника со своей компанией (удовлетворение его потребностей в причастности к организации).
  2. Совпадение целей работников и предприятия.
  3. Рост трудовой производительности и увеличение желания работать.
  4. Обеспечение благоприятной нравственной атмосферой.
  5. Формирование благоприятного социального и психологического климата сотрудникам.
  6. Улучшение имиджа компании в глазах рабочих.

Как показывает современная практика, необходимо при трудоустройстве обращать внимание на социальные гарантии, которыми обещает обеспечить учреждение, где собираетесь работать. При этом следует подбирать те формы социальной защиты, которые наиболее соответствуют удовлетворению потребностей и интересов.

Со стороны руководства компании следует уделять внимание данному вопросу и проводить различные исследования, чтобы уметь реализовывать комфортные условия для качественного и эффективного труда.

Социальная политика является составной частью общей стратегии государства, относящейся к социальной сфере. Это целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе, предоставления ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны.

Целью социальной политики является развитие образующих то или иное общество классов, социальных слоев (страт), национальных или иных этнических общностей, языковых групп, конфессиональных групп, а также развитие (социализация) человека.

Социальная политика направлена на защиту всех элементов структуры общества, а также отдельных личностей от деструктивных процессов, имеющих место в обществе на определенных этапах его развития.

Социальная политика должна содержать стратегические установки, направленные на достижение крупномасштабных целей.

Формирование социальной политики происходит на основе информации, получаемой в результате сбора статистических данных и проведения социологических исследований. Осмысление и анализ полученной информации позволяют выработать социальную стратегию по реализации социально значимых целей и решению социальных задач общества.

Политика государства в сфере доходов

Различия в уровне на душу населения или одного занятого называются дифференциацией доходов. Она была и остается характерной чертой рыночного хозяйства, наблюдается и в странах, которые издавна идут по пути рыночного развития, и в странах, вступивших на этот путь совсем недавно. Особенно характерен рост показателей дифференциации доходов для переходной экономики России.

На смягчение неравенства в распределении доходов направлена социальная политика государства, основной задачей которой является адресная (т. с. предназначенная для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны государства. Решение этой задачи предполагает поддержание оптимальных соотношений между доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов для жизнедеятельности человека или достижения определенного уровня жизни.

Определяется как обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными, духовными благами и степенью удовлетворения потребностей людей в этих благах. Набор необходимых для жизнедеятельности благ включает условия труда, образования, здравоохранения, жилья и т. п. Уровень жизни рассматривается как на макроуровне (для населения страны в целом), так и на дифференцированном микроуровне (для отдельных групп населения).

Основными направлениями социальной политики государства в русле уменьшения дифференциации доходов являются: перераспределение, регулирование и индексация доходов; поддержка беднейших слоев населения; и др.

Перераспределение доходов осуществляется через государственный бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получения дохода. Оно предполагает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения, а также выплат пособий наиболее нуждающимся, пособий по безработице.

Регулирование доходов заключается в том, что государство непосредственно вмешивается в первичное распределение денежных доходов, устанавливая либо гарантированный минимум заработной платы (в России — минимальный размер оплаты труда), либо верхний предел увеличения номинальной заработной платы.

Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов от инфляции. С этой целью применяется индексация , т. е. увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен. Применяется как в общегосударственном масштабе, так и на уровне отдельных мероприятий.

И наконец, важным направлением в социальной политике является поддержка беднейших слоев населения через систему денежных и натуральных пособий.

— это социально-экономические нормативы, гарантирующие населению признанный обществом уровень потребления, то есть обеспечивающие минимальный стандарт уровня жизни в соответствии с возможностями экономики.

Система социальных гарантий должна удовлетворять следующим требованиям:
  • необходимый и достаточный объем;
  • обеспеченность финансовыми и материальными ресурсами;
  • адресность;
  • учет территориальных особенностей;
  • механизм доведения до получателя.

Социальные гарантии могут быть общенациональными, региональными, отраслевыми, а источниками их финансирования — федеральный бюджет, бюджетная система субъекта Российской Федерации и внебюджетные фонды. Социальные гарантии обеспечиваются гражданам страны в соответствии с Конституцией.

В отношении трудоспособного населения социальные гарантии должны обеспечивать условия трудовой и деловой активности, защиту прав и свобод наемного работника, нанимателя.

Для основной части населения наемный труд является главным источником средств существования, поэтому система социальной защиты трудоспособного населения должна обеспечивать гарантии в сфере занятости и оплаты труда. Для этого государством устанавливается минимальная оплата труда. В большинстве стран устанавливается минимальная часовая зарплата.

В России устанавливается минимальная месячная оплата, которая составляет 1100 рублей (т.е. около 40 долл. в месяц, или примерно 0,2 долл. в час). Такой низкий уровень минимальной зарплаты свидетельствует о том, что государство в настоящее время практически не регулирует уровень оплаты труда в России.

Социальные гарантии в отношении нетрудоспособного населения должны создавать условия для его потребления, учитывая особенности каждой группы.

Поступления из системы социальной защиты делят на три группы:

  • денежные выплаты (пенсии, пособия);
  • льготы, проявляющиеся в праве на снижение налогов, получение трансфертов в натуральной форме;
  • социальные услуги, потребляемые бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения.

Социальные гарантии выполняют различные функции :

  • алиментарно-компенсационную, которая обеспечивает поддержание потребления на определенном уровне;
  • защитную, которая обеспечивает сохранение условий труда и проживания;
  • стимулирующую, которая стимулирует получателя на рост трудовой и деловой активности.

Пособия и льготы классифицируются следующим образом:

  • льготы и дотации на оплату жилья и коммунальных услуг;
  • льготы по проезду на внутригородском общественном и междугороднем транспорте;
  • льготы по приобретению лекарств;
  • бесплатное обеспечение транспортными средствами, дотации на бензин и техническое обслуживание;
  • выплаты пособия по бедности;
  • выплаты пенсионерам, ветеранам и лицам преклонного возраста;
  • выплаты инвалидам;
  • льготы по налогообложению;
  • компенсации и выплаты беженцам и вынужденным переселенцам;
  • выплаты пособий на детей и матерям;
  • льготное и бесплатное предоставление путевок санаторно-курортного лечения;
  • жилищные субсидии.

Задачи социальной политики охватывают стимулирование и подчинение производства интересам потребления, усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости, обеспечение определенного уровня жизни и социальной защиты населения, сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности.

Следует также отметить, что рыночные отношения предполагают, что люди должны зарабатывать деньги, а те, кто по каким-то причинам не может этого делать, должны стать предметом защиты государства. Социалистическая система всем гарантировала приблизительно одинаковую зарплату, а льготы обеспечивали социальную дифференциацию. Обычно льготы получали лица, имеющие заслуги перед государством.

Социальные гарантии подразделяются на обязательные, которые установлены законодательно, и дополнительные. Подробно о правах, льготах и иных выплатах различного характера, на которые могут рассчитывать работники, читайте в материале статьи.

Из статьи вы узнаете:

Социальные гарантии: общая информация

Социальные гарантии работникам образуют большую базу норм в сфере труда, которая рассматривается в нескольких аспектах. Например, государство пытается установить единые принципы взаимоотношений между сторонами трудового договора, минимизировать последствия зависимости сотрудника от работодателя. При этом с точки зрения организации права и гарантии позволяют создавать такие условия труда, которые привлекательны для специалистов.

Скачайте документы по теме:

Отраслевые, а также региональные гарантии в некоторых случаях существенно расширяют гарантии, которые зафиксированы в ТК РФ.

Они обуславливают наличие принципиальных различий, имеющихся в различных сферах и регионах. Для организаций, принадлежащих к конкретной отрасли или же региону, предоставление сотрудникам социальных гарантий является обязательным.

Работодатели вправе расширять круг социальных прав и гарантий работников, возлагая на себя дополнительные обязательства . При этом трудовое законодательство никак не ограничивает их в этом, соответственно, руководством могут разрабатываться целые программы, направленные на удержание и заинтересованность кадров в длительном сотрудничестве.

Социальные гарантии, предусмотренные ТК РФ

Наибольшее количество социальных гарантий сотрудников содержит текст ТК. Одна часть выделена в специальный раздел, другая - включена в тексты глав, к теме которых они относятся. Так, например, включены в главы гарантии, связанные:

С заключением трудового договора (глава 11):

  • ограничение возраста для допуска к труду и определение причин, которые запрещают отказ в приеме на работу (статьи 63 и 64);
  • установление списка предъявляемых при трудоустройстве документов, обязательность письменного оформления условий взаимоотношений сторон (статьи 65–68);
  • обязательность медицинских осмотров при трудоустройстве в компанию, деятельность которой связана с вредом или же опасностью для здоровья взрослого населения, а также лиц моложе 18 лет (статья 69);
  • ограничение условий для испытательного срока, обязательность его обсуждения до начала работ, учет вероятности неудовлетворенности трудом (статьи 70, 71).

С предоставлением отдыха (глава 19):

  • ограничение продолжительности основного и дополнительного отпуска, связанного с вредом или опасностью, а также предоставляемых дней отдыха за ненормированный график (статьи 115, 117, 119);
  • социальные гарантии сотрудников включают обязательность предоставления ежегодного отпуска с возможностью переноса или разделения по частям (статьи 122, 124 и 125);
  • недопустимость замены основного отпуска различными выплатами, но обязательность оплаты за неиспользованные дни отдыха при увольнении специалиста (статьи 126 и 127).

Возможно, вам будет интересно узнать:

С установлением зарплаты (глава 21):

  • использование единой системы оплаты труда , сроков расчета, которые не допускают ущемление прав сотрудника (статьи 135, 136, 140);
  • повышенная оплата за труд в особых условиях (статьи 147–149, 154), сохранение повышенной оплаты при вынужденной работе на должности более низкой квалификации (статьи 150, 151);
  • установление минимальной границы доплаты за работу сверхурочно, в выходные или же праздничные дни (статьи 152, 153).

С выполнением требований охраны труда (главы 34–36):

  • принятие мер, которые приводят условия труда к безопасным (статьи 212–214 и 219, 220);
  • обеспечение всеми необходимыми средствами защиты, профилактика профессиональных заболеваний также относится к социальным гарантиям трудовых прав работников (статьи 221–223).

С возмещением ущерба, который был причинен (глава 38):

  • из-за лишения возможности трудиться (статья 234);
  • через ущерб имуществу (статья 235);
  • из-за задержки выплат заработной платы сотрудникам (статья 236);
  • в результате морального вреда (статья 237).

С отнесением к конкретной категории лиц (глава 41):

  • беременным сотрудницам , а также имеющим детей лицам (статьи 253–264);
  • работникам до 18 лет (статьи 265–271);
  • руководителям (статья 279);
  • совместителям (статьи 286 и 287);
  • принятым по срочному договору, работающим вахтовым методом или сезонами (статьи 289–291 и 295, 299, 302).

В особый раздел ТК отнесены социальные гарантии работникам организации, которые связаны с направлением в командировки (глава 24). Они обязывают работодателя сохранять за работником место работы , среднюю зарплату и возмещать расходы, связанные с поездкой. Эти же гарантии закреплены за лицами, выполняющими государственные или общественные обязанности, что отражено в 25 главе.

Сотрудникам, получающим дополнительного образования в первый раз, если опираться на 26 главу, работодатель обязан предоставить оплачиваемый отпуск на время учебы определенной продолжительности. При этом такой отпуск возможен лишь в том случае, если работник приносит справку из учебного заведения.

Социальные гарантии и компенсации для педагогов, медицинских работников и сотрудников полиции

В законодательстве предусмотрены социальные гарантии и для педагогических работников. Они установлены ТК (ст. 333–335) и законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года под № 273-ФЗ (п. 5 ст. 47). К ним относится сокращение рабочего времени, получение дополнительного образования, удлиненный отпуск, досрочная пенсия, обеспечение социальным или специализированным жильем и т.д.

Устанавливая социальные гарантии для медицинских работников, ст. 72 закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 года под № 323-ФЗ дает отсылку к статьям, содержащимся в ТК. Но нужно учитывать и некоторые дополнения к ним, а именно возможность переподготовки за счет работодателя, периодическую аттестацию на категорию и учет результатов оценки при установлении зарплаты, страхование профессиональной ответственности и т.д.