Особенности планирования в таможенных органах. Особенности применения планирования в таможенных органах В таможенных органах планирование осуществляется

Введение

1. Управление и планирование

1.1. Основы процесса управления и планирования в таможенных органах

1.2. Методы планирования

2. Особенности планирования в таможенных органах

2.1. Виды планирования и функции управления

2.2. Финансовое планирование в таможенных органах

2.3. Планирование централизованного материально-технического обеспечения

Заключение

Список литературы

Выдержка из текста

  • осуществление таможенного контроля за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации, в объеме, необходимом и достаточном для соблюдения законодательства Российской Федерации и защиты отечественного товаропроизводителя;

Для формирования и реализации управляющего воздействия необходимо наличие субъекта управления (управляющей системы, подсистемы), объекта управления (управляемой системы, подсистемы) и определенным образом организованных прямых и обратных связей между ними.

Теоретической и методологической базой курсовой работы выступили научные труды ведущих отечественных и зарубежных ученых по проблемам обеспечения качества, государственного управления современного менеджмента, международные стандарты и материалы публикаций периодической печати.

Актуальность данной темы заключается в том, что существует потребность в новых решениях в аналитической работе, позволяющих сократить трудовые и временные затраты на подготовку отчётов, повысить качество и достоверность представляемой информации, усовершенствовать управление таможенными органами через анализ слабых и сильных сторон деятельности и добиться согласованности в действиях и подходах таможни и ФТС России при подготовке отчётов и

Актуальность работы состоит в том, что система управления кадрами в таможенных органах находится в переходном состоянии, и некоторые положения требуют корректировки. Целью курсовой работы является исследование особенностей управления карьерой специалистов в таможенных органах. Предметом исследования являются особенности управления карьерой должностных лиц таможенных органов.

Организационная культура играет важную роль в период кризисов и социальной трансформации. Формирующаяся на сегодняшний день новая экономика требует новой организационной культуры, которая является антиподом организационной культуры общества, существовавшей в СССР.

Теоретической и методологической основой исследования послужили теория и методология экономического анализа, экономико-математические методы, положения законодательных и нормативных актов, регулирующих организацию туда в условиях рынка.

Список литературы

1.Андреева О. Б. Планирование на предприятии. Учебное пособие — Кострома: КГТУ, 2004.

2.Асеева Е. Н., Попова Л. Х., Таранов П. В. Таможенное дело. Учебное пособие. Кн. 2. — Ростов-на-Дону: РИНХ, 2003.

3.Горемыкин В. А. Планирование на предприятии: Учебник для вузов. Изд. 3-е, перераб., доп./ 4-е, стереотип. — М.: Филинъ, 2004.

4.Гуев А. Н. Постатейный комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации. — М.: Дело, 2004.

5.Драганов В. Г. Основы таможенного дела. — М.: Экономика, 1998.

6.Жариков В. Д., Мешкова Л. Л., Жариков Р. В. Планирование и прогнозирование на предприятии. Учебник. — Тамбов: МИНЦ, 2003.

7.Ильин А. И. Планирование на предприятии: Учебник. 2-е изд., перераб.- Мн.: Новое знание, 2001.

8.Сергейко П. Н., Хутыз М. Х. Энциклопедия права. Учебное пособие. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Былина, 1995.

9.Таможенная политика в условиях трансформации российской экономики: реалии, проблемы, противоречия. Межвузовский сборник научных трудов студентов, слушателей и молодых ученых. / Редкол.: Альбеков А. У., Асеева Е. Н., Бондаренко Н. П., Кузнецов Н. Г., Панченко В. И., Таранов П. В. — Ростов-на-Дону: Изд-во РГЭУ, 2002.

10.Трошкина Т. Н. Таможенный кодекс Российской Федерации в вопросах и ответах. — М.: Новая Правовая культура, 2004.

список литературы

Планирование -- это основная функция управления, посредством которой в таможенных органах вырабатываются организационные начала предстоящей деятельности. С помощью планирования определяются цели и направления движения системы, разрабатываются методы, с помощью которых реализуются существующие проблемы, определяется темп развития системы. Субъект управления намечает план будущих действий исполнителей, обосновывает пути, способы, средства и сроки достижения поставленных в плане задач.

Задачи выработки цели, моделирования будущей деятельности по достижению цели, ее программирования реализуются выполнением таких управленческих работ как: определение цели управления; выявление проблемы, мешающей достижению цели; выработка и принятие управленческих решений на достижение поставленной цели; разработка организационного плана реализации принятого решения; согласование разработанного плана; утверждение его старшим начальником.

Организационное планирование осуществляется на всех уровнях управления: стратегическом (ФТС России); оперативном (региональное таможенное управление); тактическом (таможни, таможенные посты).

Кроме того оно соответствует установившимся календарным циклам функционирования таможенной системы -- долгосрочное (от 5 и более лет), среднесрочное (от 1 года до 5 лет) и текущее (до одного года). Таким образом, управленческая деятельность по реализации этой функции управления требует глубокого знания таможенной оперативно-служебной обстановки, ее объективной оценки, опыта, навыков и творческого отношения к делу. Качество, обоснованность решений и планов в значительной степени определяют конечные результаты управления.

Сам по себе готовый и утвержденный план еще не свидетельствует о том, что он будет выполнен. Для этого нужны соответствующие условия -- их создает другая функция управления -- организация.

Под организацией понимается основная функция управления, посредством реализации которой и создаются условия для выполнения разработанных в процессе планирования планов.

Сущность этой функции состоит в создании системы сил и средств, установлении необходимых связей и отношений между исполнителями, в определении рациональных форм и методов их деятельности.

В процессе реализации данной функции субъектом управления создаются условия, необходимые для успешного проведения в жизнь принятых решений, в том числе утвержденных планов.

Функция управления "организация" в таможенных органах реализуется посредством выполнения таких управленческих работ (операций) как постановка задач по выполнению решений и разработанных планов; организация взаимодействия; подготовка исполнителей, включающая их обучение, а также проведение других мероприятий по всестороннему обеспечению выполнения планов.

Под регулированием следует понимать основную функцию управления, посредством которой возрастает эффективность деятельности подчиненных или устраняются отклонения от параметров, заданных при планировании.

Регулирование осуществляется на основании результатов обратной связи. Оно может реализовываться путем поддержания взаимодействия, координации, перераспределения усилий, а также мотивацией и стимулированием отдельных сотрудников и коллективов.

Реализация функции управления "регулирование" включает исполнение таких управленческих работ (операций) как анализ результатов контроля; принятие решения на регулирование; доведение решений в виде задач до исполнителей; организация регулирования; проведение регулирования; проверка действенности регулирования.

Сущность функции учета состоит в накоплении, систематизации и первичной обработке информации о текущем состоянии управляемой системы, направлении и темпах ее движения, о достигнутых результатах и переменных проблемах.

Для того чтобы определить правильно ли выполняются планы, каковы условия и результаты их выполнения, существует контроль.

Контроль -- это основная функция управления, посредством реализации которой осуществляется наблюдение за процессом функционирования единой системы таможенных органов, сбор данных о ходе, условиях, состоянии и результатах деятельности подчиненных в тот или иной момент времени.

Контроль за реализацией принятых решений направлен на выявление соответствия таможенной деятельности поставленным задачам, своевременное внесение в зависимости от изменений обстановки необходимых коррективов в ранее принятые решения и утвержденные планы.

Главной задачей контроля является выявление отклонений от параметров, заданных при планировании, и вскрытие причин, их порождающих, а также положительных моментов, дальнейшее развитие которых может послужить существенному повышению эффективности всей деятельности таможенного органа.

Конкретные задачи и методы контроля производны от оперативно-служебной обстановки.

Контроль ведется в двух направлениях: с одной стороны, начальник таможенного органа контролирует работу своих заместителей и непосредственно подчиненных начальников отделов, таможенных постов и других структурных подразделений, а с другой -- совместно с ними по единому плану проверяет деятельность структурных подразделений.

Для реализации функции "контроль" требуется выполнить такие управленческие работы как определение объектов, сроков, методов контроля; определение исполнителей контроля и их подготовка; подготовка объекта контроля; осуществление контроля; обработка данных контроля и их реализация.

Контроль необходим не только при рассмотрении результатов исполнения управленческих решений, но и для анализа и оценки управления в целом.

Все эти функции управления находятся в неразрывной связи друг с другом и представляют собой единое целое.

Таким образом, управление в таможенных органах -- это комплексная, конкретная, практическая деятельность по сознательной организации всей оперативно-служебной деятельности, на всех ее этапах и стадиях, в пространстве и времени.

тФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н.И.ЛОБАЧЕВСКОГО»

ФИНАНСОВЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Управление в таможенных органах РФ»

на тему:

Планирование в управлении таможенными органами

Выполнил:

Студент 3 курса, группы 13Т31,

Заочной формы обучения,

Специальность «Таможенное дело»

Краснова Кристина Александровна

Проверил:

Смирнова Анна Сергеевна

Нижний Новгород

2011

Введение

Эффективная деятельность любой системы, включающей человеческий фактор в виде отдельных исполнителей или групп людей, возможна лишь при наличии определенного организующего начала, направляющего и регулирующего активность этого компонента системы, управляющего им.

Системы управления в таможенных органах имеют своей главной целью достижение единодействия всех сотрудников таможенных органов. Система должна работать в одном направлении и обеспечивать решение поставленных перед ней задач. Для этого требуется четкое управление внутри нее.

Система управления в таможенных органах состоит из следующих компонентов: механизма управления, структуры управления, процесса управления и механизма совершенствования системы управления.

Механизм управления составляют: законы, принципы, цели, методы и функции управления. Структура управления включает: органы управления, кадры управления и технические средства управления. Процесс управления – это деятельность всех звеньев управления по достижению целей управления. Механизм совершенствования системы управления включает организацию изменений в ней в результате развития объекта управления.

Для более глубокого понимания сущности управления в таможенных органах необходимо знать особенности, которые присущи этому управлению. К ним можно отнести: ярко выраженную нацеленность управления на конечный результат служебной деятельности; сочетание управленческой деятельности внутри системы с работой с участниками ВЭД; осуществление полномочий органа государственного управления; допустимость разумного риска в процессе управления; динамичность процессов управления в условиях противоборства сотрудников таможенных органов с недобросовестными участниками ВЭД, контрабандистами и их пособниками; относительная неопределенность условий, в которых осуществляется управление.

I. 1. Общие и конкретные функции управления таможенной деятельностью

Слово «функция» в переводе с латинского языка означает «совершение», «исполнение».

Деятельность руководителей можно представить как непрерывный процесс выполнения управленческих функций.

Функции управления – специализированные виды управленческой деятельности; обособленные направления управленческой деятельности, позволяющие осуществлять управляющее воздействие.

Любая функция управления включает в себя сбор информации, ее преобразование, выработку решения, придание ему формы и доведение до исполнителей.

Функции управления характеризуются следующими свойствами:

  • осуществляются в каждой хозяйственной системе и на каждом уровне управления;
  • присущи управлению любой организацией;
  • разделяют содержание управленческой деятельности на виды работ по признаку последовательности их выполнения во времени;
  • относительно самостоятельны, и в то же время тесно взаимодействуют.

Дать исчерпывающий перечень функций управления весьма затруднительно. В научной литературе, как иностранной, так и отечественной существуют различные точки зрения на классификацию функций управления, хотя, в сущности, они отличаются лишь по отдельным параметрам. Например, Е.П. Голубков выделяет такие функции, как:

  • определение целей и задач деятельности организации;
  • планирование;
  • организация;
  • мотивация;
  • координация и регулирование;
  • учет, анализ и контроль.

В свою очередь М. Мескон относит к функциям управления следующие виды деятельности:

  • стратегическое планирование;
  • планирование реализации стратегии;
  • организация взаимодействия и полномочий;
  • построение организаций;
  • мотивация.

Но несмотря на многообразие, функции управления делятся на общие и конкретные.

Общими функциями являются, прогнозирование и планирование; организация; координация и регулирование; мотивация; контроль, учет и анализ. Они представляют собой части управленческого цикла, определяют специализацию труда. Из самого их названия вытекает, что они присущи не только сфере таможенного управления.

Ко второму классу относятся задачи специфического характера, свойственные только управлению таможенными структурами. Они вытекают из необходимости поддержания непрерывности рабочего процесса в среде таможенной деятельности.

Конкретные функции управления как более обособленные, самостоятельные области профессиональной таможенной деятельности применительно к новым условиям хозяйствования занимают ключевые позиции. Именно на основе анализа конкретных функций формируют структуру таможенных органов, осуществляют подбор и расстановку кадров, разрабатывают системы информации, организации делопроизводства.

Конкретные функции управления позволят четко определить, что, кому и когда делать. Выполнение конкретных функций в комплексе составляет процесс управления таможенными структурами. Отсюда можно сделать основной вывод, что выполнение конкретных функций зависит от компетентности, гибкости, оперативности, предприимчивости таможенных руководителей и, отсюда следует, успешное выполнение заданий, качество работы. Функции управления способствуют налаживанию и успешному функционированию всех подразделений действующей структуры управления по вертикальным и горизонтальным связям. Исходя из такой посылки А.Я. Кибанов подразделяет все функции управления на внешние, внутренние, главные, основные, вспомогательные, полезные, вредные, неестественные, дублирующие.

2. Планирование и прогнозирование в управлении таможенной деятельностью

Планирование и прогнозирование занимают ведущее место среди функций управления. Прогнозирование – это предвидение хода развития на предстоящий период для конкретной таможенной организации. Планирование – это задача в плане показать то, чего нужно достичь, какими рычагами, сообразуясь со временем и пространством.

Прогнозирование и планирование определяют перспективу развития и будущее состояние системы, как объекта, так и субъекта управления, вместе взятое. Являясь активным управленческим процессом оказания воздействия на систему, они усиливают темпы ее развития производства, способствуют вскрытию дополнительных резервов, материальных источников, требуют применения передовых методов и форм воздействия на весь ее организм. Для того чтобы снизить риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации, руководство принимает обоснованные и систематизированные перспективные плановые решения. Планирование на ближнюю перспективу помогает создать единство общей цели внутри организации.

В широком смысле слова планирование – это деятельность по выработке и принятию управленческого решения. План как система взаимосвязанных решений, направленных на достижение желаемого результата, предусматривает следующее:

    • Цели и задачи.
    • Пути и средства. Достижение поставленных целей, которые состоят в выборе методов совокупности взаимосвязанных действий.
    • Ресурсы, необходимые для выполнения поставленных задач. Цели и задачи, поставленные в плане, должны увязываться с материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами.
    • Пропорции. Поддержание пропорциональности между отдельными элементами таможенной системы – важнейшее условие ее эффективности.
    • Организация выполнения плана и контроль.

Существуют три способа планирования: от достигнутого уровня, оптимальное и адаптивное.

Наиболее простой – от достигнутого уровня. Он не нацеливает коллектив на изыскание резервов повышения эффективности производства. Консерватизм проявляется в том, что он не требует особых усилий и знаний для реализации принятых решений. При этом способе планирования не уделяется должного внимания научно-техническому прогрессу.

Более прогрессивный способ – оптимальное планирование. Он строится на системе научно-обоснованных нормативов, экономико-математических методах, совместном рассмотрении планов взаимосвязаных объектов. Цель его – достижение наиболее высоких конечных результатов. Такое планирование часто связано с коренными качественными преобразованиями в системе, концентрацией ресурсов, сил и средств. Его недостаток – не всегда учитываются возникающие в ходе производства на местах возможности корректировки заданий.

Широко внедряется адаптивное планирование – это планирование, которое позволяет гибко реагировать на изменения во внешней среде, т. е. учитывать их в плане и эффективно к ним приспосабливаться. Центр тяжести здесь переносится на факторы и стимулы, обеспечивающие выполнение принятых решений. При этом используются местная инициатива, резервы, изыскиваются пути дальнейшего повышения эффективности деятельности. Большое внимание уделяется самому процессу составления плана, его увязке со смежниками.

В таможенной системе РФ применяется адаптивное планирование управления таможенными процессами, направленное на перевод таможенных процедур на новый качественный уровень, отвечающий современным условиям экономического роста.

Основная цель Концепции – создание в России конкурентоспособной таможенной службы, эффективной для государства и «прозрачной» для участников внешнеэкономической деятельности.

Итогом реализации предусмотренных Концепцией мероприятий должно стать таможенное администрирование, предполагающее его высокую эффективность при внешней простоте и быстроте оформления товаров, иначе говоря, «контроль в виде сервиса».

На современном этапе экономического развития планирование должно быть комплексным. Сначала дается анализ состояния хозяйства, различных сторон его деятельности, а затем учитываются такие факторы, как общественная потребность, имеющиеся трудовые, материальные и финансовые ресурсы. Принимается во внимание также нормативная база, сбалансированность планов на основе натуральных и стоимостных балансов, балансов производственных мощностей и труда.

Виды планирования зависят от направленности и характера организации: стратегическое или перспективное; среднесрочной тактическое или текущее. Вышеупомянутая Концепция относится к стратегическому планированию таможенной деятельности. Целью стратегического планирования является комплекс основных проблем, с которыми может столкнуться организация в перспективе.

0

Курсовая работа

Планирование и контроль в таможенных органах

Введение

Планирование является необходимым элементом организации
управленческой деятельности в таможенных органах.

Правильная организация этой работы позволит обеспечить
своевременное принятие управленческих решений, качественную
подготовку документов, а также повседневный контроль за подчиненными
сотрудниками и нижестоящими таможенными органами. Планирование придает повседневной работе целенаправленный и конкретный характер, позволяет сосредотачивать основные усилия на решении наиболее актуальных проблем, стоящих перед таможенными органами и способствует своевременному решению поставленных задач.

Контроль осуществляется в процессе выполнения управленческих решений и планов работы органов таможенной службы. Такая контрольная деятельность может быть ориентирована на конечный или промежуточный результат. Направленность его может быть полной (на всё управленческое решение, весь план работы) или частичной.

Контроль направлен на обеспечение законности, дальнейшее укрепление дисциплины и готовности должностных лиц к выполнению задач в сложных

условиях обстановки.

Планирование и контроль деятельности таможенной службы являются важнейшими функциями управления, которые необходимы для развития международной торговли.

Таким образом, актуальность данной темы состоит в том, что грамотное и эффективное планирование и контроль деятельности таможенных органов ведут к значительному увеличению внешнеторгового оборота и улучшению международной инвестиционной репутации страны в целом.

Цель курсовой работы - раскрыть сущность планирования и контроля в таможенных органах.

В связи с поставленной целью, задачи курсовой работы заключаются в следующем:

Выявить особенности планирования в таможенных органах;

Определить методику планирования таможенной деятельности;

Обозначить основные понятия и виды контроля в таможенных органах;

Раскрыть сущность и необходимость контроля в таможенной деятельности.

Курсовая работа состоит из двух глав, введения, заключения и списка используемой литературы. Первая глава раскрывает понятие и методику планирования в таможенном деле. Во второй главе раскрыты теоретические аспекты контроля и его основные виды в таможенной деятельности, а также в данной главе обозначена сущность и необходимость ведения контрольной деятельности в таможенных органах. В заключении сделаны выводы по исследуемой проблематике.

Информационной базой для написания теоретической части курсовой работы послужили данные из книг и учебников. Также использовался такой материал, как интернет - ресурсы, газетные и журнальные статьи.

Курсовая работа дополняется таблицей, а также списком использованной литературы.

1 Процесс планирования в таможенных органах

  • Понятие планирования, планирование в управлении таможенной деятельностью

Планирование - это одна из составных частей управления, заключающаяся в разработке и практическом осуществлении планов, которые определяют будущее состояние экономической системы.

Выделяется планирование отдельных сфер деятельности или видов ресурсов, например, производственное, финансовое и социальное планирование. Планирование в директивной форме присуще централизованно - управляемой экономике, где ведущую роль играют государственные планы. В экономике рыночного типа более распространено бюджетное планирование, планирование на уровне компаний и фирм.

В планировании используются как экономико - математические, балансовые методы, так и экспертные оценки. Планирование включает принятие плановых решений уполномоченными на то органами или лицами.

В таможенных органах, планирование - это основная функция управления, посредством которой вырабатываются организационные начала предстоящей деятельности.

С помощью планирования определяются цели и направления движения системы, разрабатываются методы, с помощью которых реализуются существующие проблемы и определяется темп развития системы. Субъект управления намечает план будущих действий исполнителей, обосновывает пути, способы, средства и сроки достижения поставленных в плане задач.

Организационное планирование осуществляется на всех уровнях управления:

Стратегическом (ФТС России);

Оперативном (региональное таможенное управление);

Тактическом (таможни, таможенные посты).

Кроме того, оно соответствует установившимся календарным циклам функционирования таможенной системы:

Долгосрочное (от 5 и более лет);

Среднесрочное (от 1 года до 5 лет);

Текущее (до одного года).

В зависимости от характера решаемых задач разрабатываются:

Организационные планы;

Планы - развития;

Планы - задания.

Организационные планы составляют в целях упорядочения текущей деятельности, наилучшего выполнение таможенными органами их функций, а также для контроля и координации работ по подготовке и реализации планов.

В таможенной системе РФ применяют различные виды организационных планов, например:

План организационных мероприятий;

Календарный план работы;

План работы коллегии ФТС или РТУ;

План командировок;

План проведение ревизии и т.д.

Планы - развития направлены на улучшение материально технической и социальной базы таможенных органов, подготовку кадров, оснащение таможенных органов техническими средствами и совершенствование информационных систем.

Планы - задания направлены на реализацию таможенными органами фискальной функции. В них устанавливаются суммы перечисления таможенных пошлин, налогов и сборов в доход федерального бюджета.

В системе таможенных органов планирование может идти как «сверху вниз» (от ФТС к РТУ, таможням и таможенным постам) так и «снизу вверх» (от таможенных постов и таможен к РТУ и затем и к ФТС). Подход к планированию, когда планы формируются вышестоящим органом для зоны обслуживания в целом и затем распределяются по подведомственным учреждениям, называют централизованным.

Таким образом, можно говорить о четырех уровнях планирования в таможенном деле:

  1. Правительственный (для ФТС России);
  2. Уровень ФТС (для РТУ и таможен центрального подчинения);
  3. Уровень РТУ (для таможен);
  4. Уровень таможни (для таможенных постов).

Планирование деятельности ФТС России осуществляется преимущественно на основе программно - целевого метода бюджетного планирования, обеспечивающего прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами государственной политики.

В таможенном деле при составлении планов могут применяться:

Проблемный подход;

Комплексный программно - целевой подход.

При проблемном подходе к разработке плана его содержанием является решение общих для многих или для всех таможенных органов проблем. Например, создание и обустройство необходимого количества пунктов пропуска для контроля за перемещением грузов и пассажиров через таможенную границу.

Разрабатывается программа, которая обычно включает следующие разделы:

  1. Введение;
  2. Содержание проблем;
  3. Цели и задачи программы;
  4. Финансирование программы;
  5. Оценка эффекта от реализации программы;
  6. Организация управления программой и контроль;
  7. Мероприятия программы;
  8. Технико - экономическое обоснование.

Комплексный программно - целевой подход предполагает решение в единстве многих проблем: социальных, экономических, технических и других.

Программы обычно разрабатывают на срок от 3 до 5 лет, иногда к их подготовке и реализации привлекают другие министерства, ведомства и организации. Составление программы предшествует большая и серьезная предплановая работа, в том числе разработка и утверждение концепций развития по отдельным направлениям деятельности таможенной службы.

Предплановые разработки предполагают:

Анализ ситуации в таможенном деле;

Формулировку проблем;

Разработку концепций развития и проектов будущего состояния объекта.

Некоторые таможенные органы являются своеобразными полигонами, на базе которых отрабатываются методические вопросы подготовки целевых программ развития и модернизации таможенных органов, а также проводятся социально - экономические эксперименты. Комплексный программно - целевой подход к планированию применяется в таможенных органах уже более 10 лет.

Цель программ - повысить эффективность таможенного администрирования и создать благоприятные условия для работы участников ВЭД за счет повышение качества предоставляемых услуг.

Целевая программа обычно содержит следующие разделы:

  1. Введение;
  2. Содержание проблем и обоснование необходимости их решения;
  3. Основные направление деятельности таможенных органов РФ;
  4. Ожидаемый эффект от выполнения программы;
  5. Финансирование программы;
  6. Механизм выполнения программы.

Таким образом, управленческая деятельность по реализации планирования требует глубокого знания таможенной оперативно - служебной обстановки, ее объективной оценки, опыта, навыков и творческого отношения к делу. Качество, обоснованность решений и планов в значительной степени определяют конечные результаты управления.

  • Сущность методики планирования в таможенных органах

Таможенный кодекс РФ;

Оценку оперативной обстановки в регионе деятельности, ее изменения и динамику;

Определение основных организационных оперативных и иных мер, необходимых для решения основных задач;

Рациональное распределение и использование имеющихся сил и средств;

Установление конкретных сроков исполнения мероприятий и лиц ответственных за их выполнение.

Все мероприятия плана должны соответствовать целевой установке и содержать практические меры, направленные на выполнение заданий ФТС России по пополнению доходной части федерального бюджета, совершенствованию процедур таможенного оформления и таможенного контроля, усилению правоохранительной деятельности таможенных органов, укреплению кадрового состава подразделений таможенных органов и наращиванию материально - технической базы.

Основное место в плане необходимо уделять решению проблемных и ключевых вопросов, требующих проведения комплекса мероприятий.

Планы таможенных органов должны охватывать все структурные подразделения и содержать следующие разделы:

Организационные мероприятия;

Мероприятия по обеспечению действенного таможенного контроля и исполнению доходной части Федерального бюджета;

Правоохранительная деятельность;

Кадровая работа и социальное обеспечение;

Тыловое обеспечение.

Планирование не должно носить эпизодический характер. После утверждения плана работы и начала его реализации, сбор предложений на перспективное планирование должен продолжаться.

Подготовка планов работы ФТС возлагается на организационно - инспекторский отдел, а в структурных подразделениях аппарата управления - на руководителей подразделений. В таможнях разработка планов возлагается на организационно - инспекторские отделения на помощников начальника таможни, а при их отсутствии - на заместителей начальников таможен по кадровой службе.

Начальники и заместители начальников таможенных органов, начальники таможенных постов, начальники функциональных отделов несут личную ответственность за планирование деятельности вверенных им подразделений.

Исходя из изложенного, разработанный проект плана должен отвечать следующим основным требованиям:

  1. Обоснованность и реальность плана.

Это учет анализа обстановки и конкретных задач, стоящих перед таможенным органом, его структурным подразделением и конкретным сотрудником, которые вытекают из особенностей основных функций, а также требований нормативных и иных документов ФТС России.

  1. Преемственность или непрерывность.

План должен исходить из результатов выполнения предыдущего плана и иных ранее принятых решений.

  1. Стабильность плана.

Устойчивость намечаемых мероприятий достигается, прежде всего, правильным определением задач ФТС, включающих необходимость разработки многочисленных планов и выполнение уже запланированных мероприятий. Отмена или перенос планового мероприятия является исключительной мерой. Корректировка плана может осуществляться только при наличии серьезных изменений обстановки в регионе деятельности или прямых предписаний вышестоящих таможенных органов.

  1. Конкретность плана.

В плане должны содержаться четкие и ясные формулировки с определением точных сроков и конкретных ответственных лиц. Нельзя включать в план мероприятия которые носят «дежурный» характер и выполнение которых известно заранее, а также механически переносить требования приказов и указаний вышестоящих таможенных органов. Руководители таможенных органов и структурных подразделений несут персональную ответственность за обеспечение действенного контроля и проверку фактического исполнения предусмотренных мероприятий.

1.3 Планирование на примере деятельности региональных таможенных органов

Планирование в таможенных органах опирается как на объективные экономические законы и законы управления, так и на формирующуюся на их основе единую систему интересов всех участников оперативно - служебной деятельности: общественных, коллективных и личных. Важной особенностью планирования является то, что оно играет созидательную роль, повышая эффективность таможенной деятельности.

Основу системы планирования в деятельности региональных таможенных органов составляют:

  • Стратегические планы.

Они разрабатываются на региональном уровне и включают в себя, в основном, долгосрочные целевые программы и решения наиболее актуальных проблем развития таможенной службы.

Например: «Программа развития РТУ в рамках Федеральной целевой программы развития таможенной службы РФ».

  • Организационные планы.

Они включают в себя годовые, полугодовые, квартальные и месячные планы работы таможенного органа и его структурных подразделений. Основным документом является план работы таможенного органа на год.

К организационным планам также относятся:

Полугодовые планы работы коллегии РТУ;

Ежемесячные планы основных мероприятий РТУ;

Планы профессионального обучения;

Графики инспекторских проверок;

Планы служебных командировок сотрудников таможенных органов.

3) Разовые планы.

Они составляются по мере необходимости.

К ним относятся:

Планы, разрабатываемые РТУ и таможенными органами региона по выполнению решений федеральных органов представительной и исполнительной власти.

Например: «Календарный план реализации Межведомственного плана по пополнению доходной части федерального бюджета»;

Планы, предусматривающие комплексное участие ряда подразделений в решении отдельных задач.

Например: «Комплексный план по укреплению служебной дисциплины»;

Планы по проведению оперативно - поисковых мероприятий и широкомасштабных специальных операций;

Планы проведения семинаров и совещаний.

Таким образом, планирование деятельности региональных таможенных органов позволяет обеспечить своевременное принятие управленческих решений, качественную подготовку документов, повседневный контроль за подчиненными сотрудниками и нижестоящими таможенными органами, а также подведение итогов.

Планирование придает повседневной работе целенаправленный и конкретный характер, позволяет сосредотачивать основные усилия на решении наиболее актуальных проблем, стоящих перед таможенными органами региона и способствует своевременному решению поставленных задач.

2 Контроль деятельности таможенных органов

2.1 Контроль в таможенных органах. Оценка работы таможенных органов.

Контроль - это общая функция управления, включающая систему мер наблюдения за подготовкой, принятием и ходом реализации управленческих решений. Это постоянная деятельность субъекта управления по проверке фактического состояния оперативно - служебной деятельности и обеспечения единства слова и дела.

Усиление контроля в таможенных органах в современных условиях вызываются следующими обстоятельствами:

Возрастанием ответственности таможенных органов за решение поставленных перед ними задач;

Предъявлением особых повышенных требований к должностным лицам и их деятельности;

Передачей ответственности за принятие ряда решений сверху вниз;

Потребностью специализации и разделения функций между подразделениями;

Развитием инициативы и творчества.

Задачи, решаемые с помощью контроля:

Повышение дисциплины кадров и их ответственности за порученное дело;

Выявление неиспользованных ресурсов и возможностей для неукоснительного выполнения принятых решений;

Обобщение и распространение положительного опыта в исполнении решений;

Совершенствование организации управленческой и непосредственно таможенной деятельности;

Стимулирование творческого подхода к решению возложенных задач;

Упреждение возможных просчетов и ошибок в исполнении решений.

Контроль направлен на обеспечение законности, дальнейшее укрепление исполнительской дисциплины и готовности должностных лиц к выполнению задач в сложных условиях обстановки.

Главной задачей контроля является выявление отклонений от параметров, заданных при планировании, и вскрытие причин, их порождающих, а также положительных моментов, дальнейшее развитие которых может послужить существенному повышению эффективности всей деятельности таможенного органа.

Контроль осуществляется в различных формах.

К основным формам контроля относятся:

Проверка;

Рассмотрение отчетности;

Заслушивание устного доклада (на коллегии, совете, лично руководителю или на созываемом им совещании);

Изучение и оценка поступающей к субъекту оперативной информации;

Изучение дел, отражающих состояние и динамику управленческой и таможенной деятельности.

Наиболее эффективной формой контроля является проверка.

Основными критериями оценки работы таможенных органов являются:

1) скорость совершения таможенных операций при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации, а также сокращение издержек заинтересованных лиц при совершении таможенных операций;

2) своевременность и полнота поступления таможенных платежей;

3) эффективность противодействия преступлениям и административным правонарушениям.

2.2 Основные виды контроля в таможенной деятельности

Все виды контроля можно разделить на два вида - государственный контроль и негосударственный (социальный, общественный) контроль.

Общественный (социальный) контроль необходим обществу, потому что дает возможность проверять эффективность принимаемых управленческих решений с точки зрения общественных интересов.

Он должен сопровождать каждое решение, в подготовке, принятии и выполнении которого принимают участие политические и экономические руководители, государственные и другие служащие.

Постоянный государственный и общественный контроль является одним из необходимых условий оптимальности управленческих решений, всего государственного управления в целом.

Классификация видов контроля в управлении таможенной службой представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Классификация видов контроля

Основа для классификации

Вид контроля

По направленности

1. Зовнишньосистемний:

a) надведомственный;

b) межведомственный.

2. Внутрисистемный:

a) внутренний;

b) внутриведомственный;

c) ведомственный.

3. Функциональный.

По времени (стадии) осуществления

1. Постоянный:

a) предварительный:

Превентивный;

Предупредительный.

b) текущий:

Оперативный.

c) итоговый:

Результативный.

2. Непостоянный.

По объему исследуемой деятельности

а) комплексный.

2. Специальный:

a) специализированный;

b) тематический.

По количеству субъектов

1. Коллективный;

2. Единоличный.

За субъектами (масштабами и уровнями управления)

1. Государственный;

2. Негосударственный:

a) общественный;

b) социальный.

3. Руководители:

Стратегического,

Тактического,

Оперативного уровней управления.

4. Специально созданных подразделений:

Временных,

Постоянных.

5. Самоконтроль.

По факту планирования

1. Плановый;

2. Внеплановый;

3. Внезапный.

По степени доступа к объекту

1. Непосредственный;

2. Дистанционный.

По качеству осуществления

1. Формальный;

2. Реальный.

По подсистемами объекта

1. Финансовый;

2. Технологический;

3. Материальный;

4. Кадровый.

С общим контролем имеют дело в тех случаях, когда он охватывает всю деятельность контролируемых и все сферы их работы.

Специальный контроль сосредоточивается на определенных видах деятельности и не охватывает объекта в целом. Таким образом, при общем ведомственном контроле таможенной службы осуществляется проверка по всем направлениям и сферам деятельности его органов.

Во время специального (специализированного) ведомственного контроля осуществляются проверки, направленные на изучение конкретного участка работы органов таможенной службы или изучение какого-либо конкретного вопроса.

Например: правильности определения таможенной стоимости товаров; выполнения определенной технологической схемы порядка таможенного контроля и оформления товаров, транспортных средств и других предметов, которые перемещаются через таможенную границу физическими или юридическими лицами.

Виды контроля, которые классифицируются по критерию стадийности деятельности контролируемого объекта, непосредственно связанны с процессом управления в органах таможенной службы. При этом предыдущий контроль осуществляется субъектами контроля непосредственно при планировании работы органа таможенной службы и подготовки управленческих решений. Его цель - устранение недостатков, которые могут возникнуть во время подготовки управленческого решения и планирования деятельности органа.

Такими недостатками могут быть как необеспеченность ресурсами, ограниченность, неконкретность, так и несоответствие поставленным задачам.

Гурне Бернар считал превентивный контроль чрезвычайно эффективным, «ведь контроллер может запретить действие, которое ему не нравится».

Оперативный (текущий) контроль осуществляется в процессе выполнения управленческих решений и планов работы органов таможенной службы. Такая контрольная деятельность может быть ориентирована на конечный или промежуточный результат. Направленность его может быть полной или частичной.

Целью оперативного контроля является выявление трудностей в реализации управленческого решения или выполнении плана работы, распознавания и устранения упущений и просчетов в работе отдельных должностных и должностных лиц таможенной службы, анализ и оценка фактического состояния служебной, исполнительской или трудовой дисциплины и введение мер, направленных на достижения положительных результатов.

Последующий контроль осуществляется после окончания выполнения управленческого решения или выполнения плана. Это оценка степени воплощения в жизнь поставленных перед органами таможенной службы задач, влияние управленческого решения на результаты деятельности таможенных органов по внедрению таможенной политики государства, защиты экономических интересов, таможенного контроля и таможенного оформление, борьбы с контрабандой и нарушением таможенных правил, оценка эффективности и целесообразности принятого управленческого решения или выполненного плана работы таможенных органов.

Итоговый (результативный) контроль фактически является контролем проверки выполнения и должен определить степень соответствия конечных результатов деятельности таможенных органов, их подразделений и конкретных должностных лиц, ожидаемому результату или нормативно обусловленному варианту поведения. Контроль исполнения является целесообразным, когда влиять на результаты уже невозможно, но возможны выводы, способствующие разработке мероприятий по совершенствованию в данном вопросе. Итоговый контроль осуществляется также с целью обеспечения выполнения рекомендаций и решений по устранению выявленных в ходе контрольной деятельности недостатков и нарушений.

Последовательное использование органами таможенной службы всех указанных видов контрольной деятельности гарантирует ее положительные последствия. Такая последовательность применения указанных видов ведомственной контрольной деятельности обусловливает определенную стадийность, т.е. характеризует сам процесс контрольной деятельности.

На заключительной стадии ведомственного контроля, как правило, подводятся итоги выполнения управленческих решений и планов работы органов таможенной службы.

Виды контроля, которые классифицируются по критерию периодичности, также зависят от характера подчиненности руководителю руководимого им объекта контроля.

Постоянным или линейным называют контроль, который вводится постоянно и продолжается непрерывно, этот контроль осуществляется руководителем или подразделением по служебной, исполнительской и трудовой дисциплине относительно подчиненных работников таможенного учреждения или отдельного подразделения (подразделений), руководство которыми являются его обязанностью по должности.

Периодическим можно назвать контроль, который осуществляется руководителем или органом или подразделением и повторяется время от времени (проводится через определенные промежутки времени).

Виды контроля зависят от типа управленческих отношений.

Вертикальный ведомственный контроль фактически является контролем высшими таможнями, подразделениями или должностными лицами низших в иерархии управленческих отношений.

Горизонтальный ведомственный контроль может быть параллельным или внутриструктурных. Параллельный контроль осуществляется уполномоченными субъектами контрольных правоотношений относительно других структурных подразделений или конкретных лиц. При этом стороны правоотношения не подчинены друг другу или находятся на одной ступеньке структуры управленческих правоотношений.

Внутриструктурный контроль осуществляется сотрудниками одного таможенного подразделения в отношении сотрудников того же таможенного подразделения, при этом стороны этих правоотношений подчиняются одному руководителю.

Виды контроля по критерию количества субъектов контрольной деятельности характеризуют только организационные моменты такой деятельности, исходя из задач и целей контроля. Он может быть единоличный или коллективный (комиссии, группы и т.д.).

Виды контроля по критерию качества его выполнения характеризуют отношение субъекта ведомственной контрольной деятельности в своих задач и в уровнях организационно - контрольной деятельности в органах таможенной службы.

Реальным является контроль, который осуществляется регулярно, он ориентирован на комплексное состояние объекта контроля в целом, способствует выполнению задач, основывается на точных оценках состояния дел на подконтрольном объекте, является надежным источником получения достоверной информации, учитывает психологию лиц и представляет собой надежную систему.

Формальный контроль проводится не регулярно и ориентирован лишь на какую - то долю деятельности подконтрольного объекта, обращен в прошлое и оценивает завершенную деятельность, является ненадежным, информация получаемая с опозданием и не всегда точная, использует приблизительные оценки, не учитывает реакцию и психологию лиц, которые проверяются.

Непосредственный контроль можно характеризовать как прямой контроль, который осуществляется контролирующим субъектом лично (как правило, на объекте контроля), без посредничества других лиц, путем получения первичной информации.

Дистанционный контроль вводится на расстоянии от объекта контроля, как правило с использованием переработанной (вторичной), т.е. обобщенной, систематизированной, сокращенной, сопоставленной, проанализированной информации (отчеты, заключения по результатам обобщения, анализа) или специально подобранной информации (копии первичных документов).

Итак, классификация видов контроля в системе таможенных органов определена по различным критериям, представляет собой значительный массив и может быть полезна как в теоретическом, так и в практическом плане.

2.3 Сущность и необходимость контроля в таможенных органах

Необходимость контроля обусловлена тем, что дела могут идти и часто идут не так, как хотелось бы руководителю. Цель контроля в том, чтобы выявит на возможно более раннем этапе неблагоприятное развитие событий, для того, чтобы руководитель смог скорректировать план, провести реорганизацию, дать новые указания, усилить свое воздействие на мотивы трудового поведения сотрудников и преодолеть любую из возникших проблем.

Контроль это процесс, обеспечивающий достижение таможенным органом поставленных целей.

Управление таможенным органом основывается на твердой уверенности его начальника в том, что подчиненные точно и в срок выполнят поставленные (определенные должностными инструкциями) служебные задачи. Такая уверенность исходит из предпосылки, что подчиненные несут за это полную ответственность. И поэтому они должны иметь возможность для проявления инициативы (в рамках таможенного законодательства) и тем самым приобретать уверенность в своих силах и в успехе выполнения поставленных задач.

Важно при этом и то, чтобы подчиненные сотрудники знали и постоянно чувствовали, что при решении служебных задач они не одни.

Доверяя им, начальник постоянно следит за ходом их служебной деятельности и в любое время может оказать им помощь всеми имеющимися в его распоряжении способами.

Но такая помощь возможна при условии знания начальником хода и результатов выполнения подчиненными сотрудниками служебных задач.

Общая цель контроля в таможенном органе сводится к проверке точного исполнения его должностными лицами требований таможенного законодательства и других правовых актов РФ, ФТС России и своих собственных, а также оказание им практической помощи.

Конкретные задачи и методы контроля производны от оперативной обстановки.

В практике таможенных органов применяются различные методы контроля.

Наиболее эффективным из них является метод непосредственной работы должностных лиц вышестоящего таможенного органа в подчиненных таможенных органах (что более характерно для региональных таможенных управлений и ФТС России) или руководящего состава таможенного органа в своих структурных подразделениях.

Рациональность данного метода бесспорна. Он позволяет на месте убедиться в правильности выполнения подчиненными своих функциональных обязанностей, кроме того, он дает возможность на месте детально проинформировать подчиненных об оперативной обстановке, ответить на возникшие у них вопросы, а также оказать им конкретную помощь.

Поэтому руководители всех рангов таможенных органов должны изыскивать любую возможность для личного общения с подчиненными и проверки результатов их деятельности на месте.

Крайняя ограниченность во времени, а иногда и другие условия оперативной обстановки часто не позволяют начальнику таможенного органа осуществлять контроль. Это решается путем изучения данных, выраженных подчиненными при отсутствии начальника. Кроме того, фиксация сведений в документах повышает ответственность подчиненных за их точность, что увеличивает степень достоверности излагаемых в них данных.

В документах, однако, могут быть отражены уже прошедшие события и совершенные подчиненными действия, что снижает их ценность. Кроме того, не все нужные начальнику для контроля вопросы (сведения) могут быть в них освещены.

Все это усугубляется еще и тем, что обнаруженные по документам недочеты в действиях подчиненных нередко трудно будет предотвратить и устранить, или устранение недочетов вызовет дополнительные усилия, а иногда и потерю авторитета таможенного органа (примеры недобора таможенных платежей).

Наиболее активным и оперативным является метод контроля с использованием технических средств связи.

Прямые переговоры с подчиненными по каналам связи позволяют сравнительно быстро получить от подчиненных требуемые сведения о функционировании их подразделения и дать им указания по устранению вскрытых недостатков в их решениях или действиях.

Каждый из рассмотренных методов контроля имеет достоинства и недостатки, они применяются в сочетании, чтобы полнее использовались сильные стороны каждого из них при организации контроля в реальных условиях.

Заключение

Под планированием понимается деятельность по определению целей и задач на предстоящий период работы, способов их достижения, последовательности их решения и сроков выполнения.

Основу системы планирования составляют перспективные, организационные и разовые планы.

Перспективные планы разрабатываются на региональном и местном уровнях и включают в себя долгосрочные целевые программы решения наиболее актуальных проблем развития таможенной службы.

Организационные планы включают в себя годовые и квартальные планы работы таможенного органа, его структурных подразделений. Основным документом является план работы таможенного органа на год.

Разовые планы составляются по мере необходимости.

К ним относятся:

Планы, разрабатываемые ФТС и таможенными органами региона по выполнению решений федеральных органов представительной и исполнительной власти;

Планы, предусматривающие комплексное участие ряда подразделений в решении отдельных задач;

Планы проведения семинаров, совещаний.

Исходными документами для планирования деятельности таможенных органов ФТС являются:

Таможенный кодекс РФ;

Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ;

Закон Российской Федерации «О службе в таможенных органах РФ»;

Нормативные и иные документы вышестоящих таможенных органов;

Аналитические материалы, сформированные по методике анализа и оценки деятельности таможенных органов РФ.

Планирование деятельности таможенного органа включает в себя:

Оценку оперативной обстановки в деятельности, ее изменения и динамику;

Оценку результатов ранее запланированных и проведенных мероприятий;

Определение основных направлений и задач таможенного органа на планируемый период;

Определение основных организационных, оперативных и иных мер, необходимых для решения основных задач, рациональное распределение и использование имеющихся сил и средств;

Определение форм взаимодействия отдельных подразделений при выполнении планируемых мероприятий;

Установление конкретных сроков исполнения мероприятий и лиц, ответственных за их выполнение.

Главной целью контроля является обеспечение безусловной и своевременной реализации запланированных мероприятий. Контроль должен носить систематический и упреждающий характер.

Начальники таможен региона через своих заместителей, а руководители структурных подразделений аппарата Управления лично организуют полную, точную и своевременную реализацию планов. Для этого соответствующие руководители определяют исполнителей, формулируют им задания, устанавливают сроки исполнения, проводят оперативные совещания, создают необходимые условия исполнителям и обеспечивают контроль за ходом выполнения плановых мероприятий, определяют время и порядок информирования об исполнении планов. Указанные руководители должны организовать и лично осуществлять регулярный контроль за исполнением планов.

В результате изучения материала данной главы студент должен:

знать

  • виды планов в зависимости от цели развития, уровня управления, длительности периода;
  • основу для разработки планов;

уметь

  • в зависимости от уровня планирования разрабатывать планы реализации программ развития таможенной службы с учетом региональных особенностей;
  • использовать основные методы плановых расчетов;

владеть

  • навыками системного анализа;
  • методами планирования с помощью натуральных и стоимостных показателей деятельности таможенных органов.

Виды планов в таможенном деле

План - это документ с заранее намеченной системой мероприятий для достижения определенной цели в установленные сроки и с заданными ресурсами. Таможенные органы выполняют разные виды деятельности. Задачи, решаемые ими, требуют неодинакового времени, ресурсов, различны но уровню компетенции. В зависимости от уровня и горизонта планирования и от того, как сочетаются замысел и средства его достижения, различают: стратегические планы (стратегические цели); тактические планы (тактические цели); оперативные планы.

Стратегические планы состоят в определении долгосрочных целей развития, направленных на реализацию общей миссии таможенной службы. Стратегий может быть несколько, они могут реализовываться одновременно в различных сферах и областях, например в области подготовки кадров, организации и технологии таможенного контроля товаров, оптимизации системы таможенных органов. Сложность состоит в определении приоритетов целей. Затем вырабатываются среднесрочные и краткосрочные цели для обеспечения долгосрочных целей. Правительством РФ в 2012 г. утверждена Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 г.

Тактические планы разрабатываются на уровне региональных таможенных управлений на краткосрочный период.

Стратегия и тактика - это части одного планового документа. Формированию долгосрочных (стратегических) целей предшествует разработка концепций.

Концепция развития - это система взглядов на будущее состояние и роль таможенной службы, единый определяющий замысел ее развития.

В основе развития таможенной службы РФ в современных условиях первостепенное значение придается содействию реализации интересов государства в сфере внешней торговли, развитию российского производства, противодействию угрозам безопасности РФ, преступлениям и административным правонарушениям, пополнению доходной части федерального бюджета, минимизации издержек участников ВЭД и повышению качества государственных услуг в области таможенного дела.

Тактические планы реализуются разными путями: оптимизацией размещения таможенных органов, совершенствованием системы управления рисками, внедрением новых таможенных технологий, углублением специализации в таможенном деле и т.д.

Оперативные планы разрабатываются на всех уровнях управления таможенными органами и включают планы закупки предметов снабжения, планы проведения текущего или капитального ремонта, планы размещения заказов на производство технических средств таможенного контроля и их поставки, планы проведения проверок участников ВЭД и ревизий хозяйственной деятельности таможенных органов и др.

В зависимости от длительности периода , в течение которого предполагается решить поставленные задачи, планы могут быть: долгосрочными (5 лет и более); среднесрочными (от 1 до 4 лет, обычно 2-3 года); текущими (до 1 года).

В зависимости от характера решаемых задач в системе ФТС России разрабатываются: ведомственные целевые программы развития; организационные планы; планы-задания по перечислению таможенных платежей.

Ведомственные целевые программы Федеральной таможенной службы или подпрограммы федеральной целевой программы, реализуемые частично в пределах установленных полномочий ФТС России, являются бюджетными программами.

Ведомственные целевые программы развития направлены на улучшение материально-технической и социальной базы таможенных органов, подготовку кадров, оснащение таможенных органов техническими средствами, совершенствование информационных систем и технологий.

Организационные планы составляют в целях упорядочения текущей деятельности, наилучшего выполнения таможенными органами их функций, а также для контроля и координации работ по подготовке и реализации планов. В таможенной службе применяют различные виды организационных планов: работы коллегии ФТС России или РТУ; командировок; обучения и повышения квалификации должностных лиц; проведения научных исследований

Основой для разработки планов развития таможенной службы являются:

  • - концептуальный подход Правительства РФ к решению вопросов социально-экономического развития;
  • - план действий Правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики на среднесрочный и долгосрочный периоды;

Стратегия развития таможенной службы до 2020 г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р);

Отдельные положения названных документов получают развитие в концепциях, разрабатываемых ФТС России.

Цели и направления деятельности таможенной службы и подведомственных ей бюджетных учреждений должны соответствовать нормативным и правовым актам и иным документам, определяющим основные направления государственной политики в области ВЭД и международного сотрудничества. В плане дается краткое обоснование такого соответствия. Конституция РФ, НК РФ, Закон о таможенном регулировании в Российской Федерации и другие законы определяют экономические правомочия таможенных органов и направления их действий для выполнения задач службы и достижения поставленных целей.

Основные планируемые результаты следует отражать по каждой функции (каждому направлению деятельности) таможенной службы в количественных показателях. По возможности должны быть раскрыты используемые для достижения указанных результатов ресурсы: численность личного состава, бюджетные расходы, технические средства таможенного контроля, объемы закупок материальных ресурсов, стоимость имущества и др.

Например, одним из стратегических направлений развития таможенной службы до 2020 г. является совершенствование таможенной инфраструктуры, в частности размещение таможенных органов преимущественно в помещениях, являющихся федеральной собственностью. В стратегии указаны как пути решения этой задачи (строительство и реконструкция в рамках федеральных и ведомственных целевых программ служебно-производственных зданий, приобретение объектов за счет средств федерального бюджета в оперативное управление таможенными органами, перевод помещений в федеральную собственность, привлечение инвестиций для вовлечения в хозяйственный оборот объектов, строительство которых не завершено), так и количественный параметр достижения цели.

Целевой индикатор указанного направления развития таможенной службы РФ - увеличение площадей объектов таможенной инфраструктуры, относящихся к федеральной собственности, используемых для размещения должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, за счет нового строительства к 2020 г. - не менее чем на 35,42 тыс. м 2 . По направлению «Совершенствование таможенного регулирования» целевым показателем в стратегии является доля деклараций на товары, ввезенные на территорию Российской Федерации, таможенные операции и таможенный контроль в отношении которых осуществляется в таможенных органах, расположенных в приграничных субъектах РФ, в общем объеме деклараций на товары, которая к 2020 г. должна составить 65% по сравнению с 34% в 2012 г.